Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
324
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ / КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лошаков П. И., Поляков А. В.

Данная статья посвящена изучению тенденций и принципов направленных на создание и развитие креативных пространств в крупных городах. Описывается понятие термина «креативное пространство» и его основные отличительные черты от общественных, досуговых и культурных центров. Где и почему создаются подобные пространства, а также как они влияют на окружающие территории? Были описаны внутренняя организация и многофункциональные сферы деятельности подобных центров, а также их периодическое и повседневное использование. В статье показана методика создания креативного пространства на примере Санкт-Петербурга. Описывается градостроительное, социальное и экономическое влияние креативных кластеров как на крупные города в целом, так и на окружающие их районы, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CREATIVE SPACE ORGANIZATION IN LARGE CITIES BASED ON THE EXAMPLE OF SAINT PETERSBURG

This article is devoted to the study of trends and principles of large cities aimed at creating and organizing creative spaces. The concept of the term "creative space" and its main distinguishing features from public, leisure and cultural centers are described. Where and why are such spaces created, as well as how they affect the surrounding areas. The internal organization and multifunctional areas of activity of such centers were described, as well as their periodic and daily use. The article shows the methodology for creating a creative space on the example of St. Petersburg. The urban planning, social and economic impact of creative clusters is described both on large cities in general and on the surrounding areas in particular.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Принципы организации креативного пространства в крупных городах на примере Санкт-Петербурга

Лошаков Павел Игоревич,

кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, pavelloshakov@mail.ru

Поляков Андрей Вячеславович

магистрант кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Ando1and1@mail.ru

Данная статья посвящена изучению тенденций и принципов направленных на создание и развитие креативных пространств в крупных городах. Описывается понятие термина «креативное пространство» и его основные отличительные черты от общественных, досуговых и культурных центров. Где и почему создаются подобные пространства, а также как они влияют на окружающие территории? Были описаны внутренняя организация и многофункциональные сферы деятельности подобных центров, а также их периодическое и повседневное использование. В статье показана методика создания креативного пространства на примере Санкт-Петербурга. Описывается градостроительное, социальное и экономическое влияние креативных кластеров как на крупные города в целом, так и на окружающие их районы, в частности.

Ключевые слова: развитие крупных городов, креативное пространство, общественный и досуговый центр, многофункциональное проектирование, методика создания креативного пространства.

Большинство крупных городов развиваются моноцен-трично, что приводит к нерациональному росту городов и вызывает серьёзные транспортные проблемы, вынуждает население ежедневно тратить большое количество времени на дорогу. Поэтому постепенно набирают популярность концепты проектов по переходу городов с моноцентрического развития к полицентрическому. Для этого создаются местные (локальные) крупные центры притяжения с общественными зонами и местами приложения труда [1].

Помимо этого, одной из важных проблем больших городов являются пустующие и неэффективно используемы территории бывших производств, оставшиеся после перенесения большинства крупных вредных производств за территории городов. Особенно эта проблема видна в российских городах [2]. В Санкт-Петербурге даже есть так называемый «серый пояс» состоящий из подобных полузаброшенных промышленных территорий подлежащих ревитализации. Проводились многочисленные конкурсы на создание комплексных концепций по преобразованию промышленных зон, где прослеживалась тенденция к увеличению площади административно-деловых и рекреационных пространств в ущерб жилым зонам. Связанно это с контекстом окружения города. В историческом центре расположены основные места приложения труда и общественно-культурные пространства, в то время как на окраинах появляется все больше спальных районов, таких как Парнас, Девяткино-Мурино, Кудрoво, Шушары и Янино. В связи с малым количеством общественной инфраструктуры для большинства людей в этих районах центрами притяжения и досугами становятся торговые центры. Поэтому большинство концепций преобразования и развития города предлагают создание новых общественных центров притяжения на данных территориях.

Рис 1. Переход от моноцентрической модели развития Санкт-Петербурга к полицентрической посредством ревитализации бывших промышленных зон.

X X О го А С.

X

го т

о

Одним из самых популярных из современных общественных центров притяжения являются креативные

м о м м

пространства. Подобные центры имеют ряд отличий от торговых или культурных центров, при этом основным из них является свобода самовыражения и творчества. Ведь сам термин креативное пространство означает общедоступную территорию, предназначенную для свободного самовыражения, творческой деятельности и взаимодействия людей [3]. Это подразумевает что в подобных местах люди могут не только посещать культурные и общественные мероприятия, но и сами их инициировать или организовывать. Это могут быть выставки, лекции, мастер-классы, кружки, концерты, кинопоказы, коворкинги, общественные мастерские и другие мероприятия. Помимо этого, креативные центры предоставляют всем желающим помещения как под кратковременную, так и под долговременную аренду для торговли, проведения общественных и частных мероприятий. Благодаря этому арт-пространства и креативные кластеры так популярны у населения и посещаются в течении всего дня, а зачастую и имеют ночное использование. Ведь любой желающий может стать инициатором какого-либо события, причем на территории могут параллельно проходить сразу множество различных событий и любой может найти занятие, подходящее ему по интересам, что привлекает людей из различных возрастных групп, людей различных интересов, финансового положения и др. При этом такие центры практически не ограничены в функциональных сферах деятельности, предоставляя посетителям всевозможные смешанные виды деятельности, что создает психологически и эстетически комфортную для человека среду [4].

Креативные пространства зачастую создаются на бывших промышленных территориях или других неэффективно используемых зонах с уже существующей застройкой. Ведь, в отличие от жилых или административно-деловых зон с достаточно строго определенными планировочными и технологическими требованиями, благодаря такому разнообразию функционального спектра, который свойственен деятельности креативного пространства, можно ревитализировать любую территорию и приспособить застройку любого характера к новой функции. Это также дает подобным местам большой потенциал развития и трансформации. Использование су-

ществующих зданий помогает снизить затраты на благоустройство и застройку территории, что в свою очередь значительно снижает цену на аренду помещений для частных предпринимателей или клиентов. Использование же бывших производственных или исторических зданий, а порой и объектов культурного наследия, придает таким территориям уникальны образ, что также привлекает большое количество посетителей, при этом предотвращает коммерциализацию этих территорий с созданием очередных бизнес и торговых центров [5]. Разнообразие внутренних и внешних площадок бывших промышленных территорий позволяют воплотить самые необычнее идеи для креативных центров.

В настоящее время нами разрабатывается проектная концепция по созданию подобного креативного центра в Санкт-Петербурге. При выборе территории для организации креативного пространства было рассмотрено множество бывших промышленных и технических зон подлежащих преобразованию. Окончательно была выбрана территория у реки Охта в Красногвардейском районе. У территории есть множество недостатков - это загрязненность реки, которая является самой грязной рекой Санкт-Петербурга, загрязнённость земли тяжелыми металлами, проходящие через территорию линии электропередач, общая неблагоустроенность, но основным недостатком является отсутствие застройки имеющей функциональный или эстетический потенциал, так как до недавнего времени на территории располагался гаражный кооператив. Несмотря на это, у участка есть и множество достоинств, так как он располагается у реки, которая сохранила большую часть своего зеленого берега, вблизи планируются к созданию новые станции метрополитена, а также есть множество бывших промышленных зон также подлежащих преобразованию, что дает этому месту большой потенциал развития. Основным фактором, повлиявшим на выбор территории проектирования, было наличие в непосредственной близости больших жилых кварталов в историческом районе Исаковка и Пороховые. Ведь на данный момент основными общественными центрами для этих кварталов являются торговые центры, главным досуговыми объектами в них помимо магазинов являются лишь несколько кинотеатров.

см см о см

О Ш

т

X

<

т о х

X

ЖИЛОЙ РАЙОН

ИСАКОвКА

ЖН"ОИ РАЙОН ГЮРОЮ6ЫЕ

Схема взаимосвязи территории с

окружения

ГРАНИЛ ТЕРРИТОРИЙ ПРОСЮИРО&АШЯ жилые зоны

СВЯЗИ ОКРУЖЕНИЯ С ТЕРРИТОРИЕЙ АйМИНИСТРАТИ8ИО-ДЬ*С№Е ФОНЫ

ГСКРЕАНИЯ

Схема существующего озеленения

Гмниии территории проектирования Озелененные территории

Рис 2. Анализ территории проектирования. Схема взаимосвязи с окружением и схема существующего озеленения

Схема существующей застройки

границу! территории проектирования сушесте?/юшие здания на территории Тонки доступа на территорию

Схема транспортного каркаса

граници территории проектирования

Дороги гороасмэго значения дороги районного значения дороги местного знамения

остановки общественного транспорта [с мд, дос!.]

ТВИМВАЙНАЯ ДОРОГА

Рис 3. Анализ территории проектирования. Схема существующей застройки и схема транспортного каркаса

Развитие подобного креативного центра позволит не только создать площадку для периодических событий, таких как фестивали, концерты, выставки и другие, но предоставит место для проведения досуга: посещение специализированных или общих кружков по интересам для детей и взрослых, прогулка по рекреационным пространствам и вдоль набережной реки, посещение магазинов, ресторанов и общественных пространств. Это поможет создать новые места приложения труда в магазинах, администрации и на периодических событиях. А также предоставит различные помещения для аренды начинающим предпринимателям, которые они могут использовать как частные магазины, небольшие мастерские или даже как маленькие производственные предприятия [6].

Как уже описывалось у территории есть несколько недостатков. Это общая загрязненность земли и воды, и отсутствие существующих строений для приспособления к новой функции. Для решения первой проблемы был спланирован ряд действий, таких как: выемка слоя земли для термической и химической обработки, это позволит не только очистить землю, но и в дальнейшем создать интересный рельеф на территории, также предусматривается создание искусственных террасных болот вдоль реки Охты, что позволит очищать грунтовую воду попадающую в реку, постепенно выполняя очистку и самой реки. Вторая проблема заключается в отсутствии пригодных под приспособление к новой функции зданий. Эта проблема более существенна, ведь как уже говорилось, практически все успешные современные креативные зоны располагаются в приспособленных под новую функцию зданиях. Однако это не только проблема, но и хорошая возможность, ведь нельзя ограничиться использованием только существующих зданий под новую функцию, необходимо искать и

продвигать иные способы развития территорий. Поэтому создание проекта креативного пространства на пустом участке может дать новый толчок развития в этом направлении, послужить хорошим экспериментом. Крупным недостатком является и то, что участок проектирования граничит на юго-востоке с сохранившимся малым производством, что необходимо принять во внимание при зонировании территории, разместив там соответствующие функции.

Исходя из анализа территории, ее выявленных недостатков и достоинств, на участке планируется три основные взаимосвязанные зоны. Первая зона располагается на юге участка, вблизи всё ещё действующих малых производств. В связи с этим в этой зоне планируется преобладание коммерческой и производственной функции. Для этого проектируется ряд одноэтажных зданий и сооружений, сдающихся в аренду для организации в них частных мастерских, малых производств, шоу-румов и магазинов, где арендаторы могут как воплощать свои идеи в жизнь, так и презентовать или продавать продукцию. Помимо этого, планируются здания с свободной планировкой и крупными открытыми внутренними пространствами, для размещения там подобных мастерских и магазинов, но имеющих возможность трансформироваться в тематические выставочные зоны, где предприниматели могут презентовать созданную ими продукцию. Таким образом эти пространства выполняют не только функцию места приложения труда, но и являются точкой притяжения для посетителей креативного пространства. Вторая зона — это основное культурное пространство с зданиями и сооружениями для проведения выставок, лекций, концертов, коворкингов, кружков, кинопоказов, театральных выступлений и другого. Также данная зона снабжается открытыми территориями, выполняющими функцию общественных пространств используемых для проведения культурных событий. Эта

X X

о

го А

с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

зона располагается в геометрическом центре территория для максимально комфортной доступности посетителями. Третьей зоной является рекреационная зона, включающая в себя озелененные пространства садов, бульваров и набережных. Эта зона является основным связующим пространством, так как соединяет между собой как культурные и общественные пространства, так и мастерские с магазинами. Помимо этого, в этой зоне также располагается большое количество открытых общественных пространств, имеющих разнообразную функцию и направленность, а также здания и сооружения общественного питания с кафе, ресторанами и барами.

¡1 '

' г1 Ч ■ ■

кламы и даже продажи. Данный образ можно использовать и в малых архитектурных формах в общественных и рекреационных пространствах, создавая зоны из каркаса модулей выполняющие разные функции, такие как навес или площадка с качелями.

Рис 4. Генеральный план креативного кластера.

Из-за отсутствия на участке проектирования зданий и строений, было решено спроектировать ряд типовых модульных секций, с их возможностью комбинирования и модификации. На территории будут спроектированы крупные здания с лекториями и концертными холлами, выставочными зонами и другим, но упор и акцент идет на модульные трансформируемые арендуемые помещения и открытые общественные пространства. Это поможет снизить цену аренды данных помещений и площадок, давая возможность более широкому кругу людей использовать их. Модули имеют размеры 3 метра на 6 метров, для возможности транспортировки, однако их комбинирование позволит создавать разнообразные помещения для торговли, производства, выставок, хранения, проведения кружков, обустройство точек общепита.

Дизайн подобных модулей предлагается выполнить в стиле барнхаус, такой стиль был выбран в связи с тем, что на территории проектирования располагался гаражный кооператив. Именно образ гаража был выбран для модульных конструкций, во первых, размер гаража приблизительно совпадает с размерами модульной конструкции, а во вторых, образ гаража у многих людей связан с небольшой личной мастерской, где они могут заняться интересующими их идеями или даже начать свое дело как частные предприниматели. Подобный образ хорошо сочетается с идеей создания не только торговых точек или мест общепита, но и частных мастерских, шо-урумов и небольших производств, где любой человек может развить свою идею с нуля до реализации, ре-

Рис 5. Дизайн модульных конструкций. Модульные ячейки под аренду и малые архитектурные формы из модульного каркаса.

Таким образом формируется единое пространство креативного центра, где всё зоны гармонично переплетаются и активно взаимодействуют. Это создаёт функционально и визуально максимально разнообразный образ. Подобная организация и притягивает людей в креативные центры, позволяя им перемещаясь в подобном пространстве находить интересующие их виды деятельности. Люди посещают креативные зоны в поиске себя, для творческого самовыражения, взаимодействия, общения с другими людьми и развития кругозора. Окружение креативного пространства способствует развитию креативности и интеллекта у посетителей [7].

Создание креативных пространств в различных их проявлениях, способствует разностороннему развитию крупных городов. Они оказывают градостроительное влияние, являясь узлом притяжения не только для прилегающих территорий, но и для всего города в целом, ведь каждое такое место по-своему уникально и может стать ориентиром для людей. Креативный центр также оказывает большое влияние на экономическую сферу деятельности города. Создаются как постоянные рабочие места в администрации центра, магазинах, объектах общественного питания, так и долговременные и кратковременные места занятости, в виде арендуемых помещений, где желающие сами определяют род своей деятельности. К тому же многие выставки и концерты могут иметь сниженную стоимость или быть бесплатными, при спонсировании крупными компаниями, взамен на их рекламу. Но наиболее важное влияние креативные центры оказывают на социально-культурную

сферу города. Подобные пространства удовлетворяют большую часть человеческих потребностей, от общения и отдыха, до развития и самореализации

Литература

1. Поморов С., Жуковский Р. Баланс планирования и самоорганизации в истории становления концепции полицентрических городов. Академический вестник уралниипроект РААСН. 2016. — № 3, 9-15 с.

2. Корниенко С.В. Ревитализация производственных зон. Поиск системного обновления города. — Информационно-издательское предприятие "АвОК-Пресс, журнал "Энергосбережение". 2019. — № 6, 14-23 с.

3. Елисеева Е. Роль креативных пространств в современной городской среде. Олимп "Вопросы науки и образования". 2017 — № 6, 170-173 с.

4. Барсукова Н. Многофункциональные комплексы как одна из тенденций организации современной комфортной среды. Журнал "Манускрипт", 2021. Том 14. Выпуск 11. 2446-2449 с.

5. Лэндри Ч. Креативный город. — Издательский дом "Классика-ХХ1", 2011. —399с.

6. The Cities of Making project team consisting of Latitude Platform for Urban Research and Design, Brussels Enterprises Commerce and Industry (BECI), Technical University of Delft (TU Delft), The Royal Society for the Encouragement of the Arts, Manufacturing and Science (The RSA), l'Université libre de Bruxelles (ULB), University College London (UCL), Vrije Universiteit Brussel (VUB). Foundries of the future. A Guide for 21st Century Cities of Making. 2020. -258 с

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - Издательский дом "Классика-XXI", 2011. - 430 с

Principles of creative space organization in large cities based on the

example of Saint Petersburg Loshakov P.I., Polyakov A.V.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90

This article is devoted to the study of trends and principles of large cities aimed at creating and organizing creative spaces. The concept of the term "creative space" and its main distinguishing features from public, leisure and cultural centers are described. Where and why are such spaces created, as well as how they affect the surrounding areas. The internal organization and multifunctional areas of activity of such centers were described, as well as their periodic and daily use. The article shows the methodology for creating a creative space on the example of St. Petersburg. The urban planning, social and economic impact of creative clusters is described both on large cities in general and on the surrounding areas in particular.

Keywords: development of large cities, creative space, public and leisure center, multifunctional design, method of creating a creative space.

References

1. Pomorov S., Zhukovsky R. The balance of planning and self-organization in the history of the formation of the concept of polycentric cities. Academic Bulletin of the Uralniiproekt RAASN. 2016. - No. 3, 9-15 p.

2. Kornienko S.V. Revitalization of production areas. Search for a system update of the city. - Information and publishing enterprise "ABOK-Press, magazine" Energy saving ". 2019. - No. 6, 14-23 p.

3. Eliseeva E. The role of creative spaces in the modern urban environment. Olympus "Issues of science and education". 2017 - No. 6, 170-173 p.

4. Barsukova N. Multifunctional complexes as one of the trends in the organization of a modern comfortable environment. Magazine "Manuscript", 2021. Volume 14. Issue 11. 2446-2449 p.

5. Landry C. Creative city. - M.: Publishing house "Classics-XXI", 2011. -399 p. (In Russ.)

6. The Cities of Making project team consisting of Latitude Platform for Urban Research and Design, Brussels Enterprises Commerce and Industry (BECI), Technical University of Delft (TU Delft), The Royal Society for the Encouragement of the Arts, Manufacturing and Science (The RSA), l'Université libre de Bruxelles (ULB), University College London (UCL), Vrije Universiteit Brussel (VUB). Foundries of the future. A Guide for 21st Century Cities of Making. 2020. - 258 p.

7. Florida R. Creative class: people who change the future. - M.: Classics-XXI, 2011. - 430 p. (In Russ.)

X X

о го А с.

X

го m

о

to о to to

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.