Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
542
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / КУЛЬТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ставцев Е. А., Колесникова Т. Н.

В статье раскрыта значимость культурно-коммуникационных центров в развитии современной городской среды, очерчена их связь с существующими моделями городского развития. Рассмотрены предпосылки и причины возникновения творческих кластеров на территории промышленных объектов, утративших свою первоначальную функцию. Автором дано определение понятию «культурно-коммуникационный центр». Описаны несколько успешных отечественных примеров создания подобных центров на месте бывших или нерационально используемых производственных объектов. Также выделены наиболее важные, по мнению автора, зарубежные проекты креативных пространств. Основываясь, в том числе на отечественном и мировом опыте, выявлены характерные для культурно-коммуникационных центров черты реновации. Описан экспериментальный проект культурно-коммуникационного центра в г. Орле на территории бывшей производственной зоны «ОРЛЭКС», разработанный автором. Представлен предпроектный анализ этой территории, учитывающий наиболее существенные для процесса реновации характеристики. Сделаны выводы о том, что реновация промышленных территорий путем приспособления их под культурно-коммуникационные центры не только повышает эффективность использования городской территории, улучшает ее архитектурный облик, способствует развитию малого и среднего бизнеса, стимулирует активность творческих сообществ, но и играет важную роль в формировании культурной идентичности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND COMMUNICATION CENTRES AT THE FORMER PRODUCTION FACILITIES AS A DRIVER OF THE URBAN DEVELOPMENT

The article reveals the importance of cultural and communication centers in the development of the modern urban environment, outlines their relationship with the existing models of urban development. The prerequisites and reasons for the emergence of creative clusters on the territory of industrial facilities that have lost their original function are considered. The author defines the concept of "cultural and communication center". Several successful domestic examples of the creation of such centers on the site of former or irrationally used production facilities are described. The most important, in the author's opinion, foreign projects of creative spaces are highlighted. Based on domestic and world experience, the features of renovation characteristic of cultural and communication centers have been identified. Developed by the author an experimental project of a cultural and communication center in the city of Oryol on the territory of the former industrial zone "ORLEKS" is described. A pre-design analysis of this territory is presented, taking into account the characteristics that are most essential for the renovation process. It is concluded that the renovation of industrial territories by adapting them to cultural and communication centers increases the efficiency of using the urban area and improves its architectural appearance, promotes the development of small and medium-sized businesses, stimulates the activity of creative communities. In addition, it plays an important role in the formation of cultural identity of the city.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-9-74-86 *Ставцев Е.А., Колесникова Т.Н.

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева *Е-mail: evgeniystavtsev@mail. ru

КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье раскрыта значимость культурно-коммуникационных центров в развитии современной городской среды, очерчена их связь с существующими моделями городского развития. Рассмотрены предпосылки и причины возникновения творческих кластеров на территории промышленных объектов, утративших свою первоначальную функцию. Автором дано определение понятию «культурно-коммуникационный центр». Описаны несколько успешных отечественных примеров создания подобных центров на месте бывших или нерационально используемых производственных объектов. Также выделены наиболее важные, по мнению автора, зарубежные проекты креативных пространств. Основываясь, в том числе на отечественном и мировом опыте, выявлены характерные для культурно-коммуникационных центров черты реновации. Описан экспериментальный проект культурно-коммуникационного центра в г. Орле на территории бывшей производственной зоны «ОРЛ-ЭКС», разработанный автором. Представлен предпроектный анализ этой территории, учитывающий наиболее существенные для процесса реновации характеристики. Сделаны выводы о том, что реновация промышленных территорий путем приспособления их под культурно-коммуникационные центры не только повышает эффективность использования городской территории, улучшает ее архитектурный облик, способствует развитию малого и среднего бизнеса, стимулирует активность творческих сообществ, но и играет важную роль в формировании культурной идентичности города.

Ключевые слова: культурно-коммуникационный центр, креативный кластер, модель городского развития, реновация промышленных территорий, культура, городская среда.

Введение. На сегодняшний день научным сообществом выработано множество разнообразных современных моделей городского развития (модели сервисного, комфортного (ориентированного на удобства), компактного, «зеленого», обучающегося, креативного, «умного», социального города и др. [1]). При этом ведущими городами мира накоплен большой опыт в апробации этих моделей. Так, на основе этого опыта можно выделить две наиболее приоритетные и перспективные модели развития: модель креативного города и модель компактного города.

Создатель концепции креативного города Ч. Лоудри пишет, что его модель устойчивого городского развития фокусируется на потенциале креативности и культурных индустрий [2]. С его точки зрения, стратегия развития, направленная на поддержку креативного класса и их проектов в сфере науки, бизнеса и культуры, повышает привлекательность и конкурентоспособность города, что в свою очередь приводит к притоку средств и инвесторов. Это на собственном опыте доказывают многие европейские города. Например, креативные индустрии Лондона уже опережают финансовый сектор: архитектура, ГГ, реклама и издательское дело составляют 16,3 % от общего числа рабочих мест. В Осло последние несколько лет государство активно спонсирует развитие культурных кластеров, динамичными темпами идет строительство новых музеев как

важных общественных центров и драйверов развития региона [3]. Таким образом, креативные пространства формируют целостную экосистему, где все формы креативности - художественное творчество и культура, технология и экономика -могут взаимовыгодно развиваться.

Модель креативного города выделяет отсутствие универсального подхода к его развитию. В этой концепции важно само стремление в сторону стимулирования креативного класса, активизации и раскрытия творческого потенциала. Например, за счет предоставления ему новых территорий, поскольку для полноценного развития творческим людям и проектам необходимы собственные современные площадки и пространства. Именно эта потребность и ведет к преобразованию архитектурного облика города, как правило, благодаря освоению нерационально используемых промышленных объектов и возникновению на их месте культурно-коммуникационных центров.

Данная тенденция определила цель исследования, заключающуюся в выявлении архитектурно-градостроительного потенциала культурно-коммуникационных центров, созданных на территории бывших промышленных объектов.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть предпосылки и причины возникновения культурных центров на территории промышленных объектов.

2. Раскрыть понятие термина «культурно-коммуникационный центр».

3. На основе анализа отечественного и зарубежного опыты выявить характерные для культурно-коммуникационных центров черты реновации.

4. Посредством экспериментального проектирования продемонстрировать архитектурно-градостроительный потенциал культурно-коммуникационных центров и выделить ключевые для развития городской среды подходы к реновации бывших промышленных объектов.

Методы. Исследование базируется на комплексном изучении процесса редевелопмента промышленных объектов и включает анализ отечественного и зарубежного опыта редеве-лопмента, связанного с приспособлением производственных объектов под нужды креативных индустрий. Редевелопмент - это наиболее эффективный способ оживления утративших свое значение объектов, предусматривающий комплекс действий в различных сферах: финансовой, экономической, градостроительной, социальной, производственной и др. В рамках исследования проведены натурные обследования промышленной территории, производственных зданий и сооружений в г. Орле. На основе обследований, а также изучения научной литературы по теме исследования проведен предпроектный анализ потенциальной для развития территории. Синтез полученных данных представлен в экспериментальном проекте реновации производственной зоны в г. Орле.

Основная часть. Культурно-коммуникационный центр - это многофункциональный комплекс, объединенный одним общественным пространством или их сетью, развивающий и реализующий потенциал самых разных социальных групп; это новая градостроительная единица с единой инфраструктурой, которая обеспечивает возможность проведения образовательных и культурных мероприятий, презентаций деятельности городских сообществ; создает площадки для обсуждения и решения совместно с жителями городских проблем, площадки для налаживания отношения между предпринимателями, деятелями культуры и представителями власти. Деятельность резидентов культурно-коммуникационного центра должна способствовать созданию новых связей, формированию общих ценностей горожанина, культурных кодов и проявлению местной идентичности, изменению репутации города и места.

Неразрывная связь промышленных объектов с современными культурными центрами обусловлена тем, что в настоящее время в городах отсутствуют свободные незастроенные территории, поэтому наиболее перспективными для освоения являются бывшие производственные зоны - один из последних территориальных ресурсов города. Также такой связи способствуют прочность и долговечность несущих конструкций промышленных зданий, благоприятные для размещения новой функции объемно-пространственные характеристики бывших заводов и фабрик: свободная планировка и хорошая освещенность. Кроме того, как показывают исследования [3], капитальные вложения в реконструкцию промышленных объектов при смене их функционального назначения ниже инвестиций в строительство новых объектов на 15-29 %.

Наряду с этими факторами привлекательность заброшенных промышленных объектов для деятелей культуры объясняется тем, что здания старых цехов, складов, административных корпусов заводов и фабрик, которые сами по себе могут не иметь архитектурной ценности или особых выделяющихся черт, в ансамбле формируют уникальное в своем роде пространство. Именно это пространство сегодня важно для сохранения современным городом своей идентичности. Историческая промышленная застройка не всегда визуально привлекательна, но часто ценна для местного сообщества.

Современный город, сохраняющий черты своей культурной идентичности, имеет наибольшие шансы стать привлекательным местом для жизни человека. Присутствие плотного исторического физического каркаса становится фундаментом здорового общества, которое способно создавать новые идеи и культуру. На фоне проблем, связанных с глобализацией, поиск идентичности для многих народов стал национальной идеей, а ее проявление - ключевой задачей архитектора.

На сегодняшний день большинство окончательно сформировавшихся еще в прошлом веке производственных зон оказались в «срединной» части городов - между центром и периферией. Лишившись первоначальных функций, предприятия утратили былое значение в жизни города. Их территории все чаще становятся зонами отчуждения, оказавшись исключенными из современных экономических и культурных процессов. Тем самым нерационально используемые объекты создают препятствия и затруднения в структуре транзитных связей, нарушая городской транспортно-коммуникационный каркас; формируют источники социальной напряженности, как

на самих территориях, так и в прилегающих районах; ограничивают визуальное восприятие территории; портят архитектурно-художественный облик города; отрицательно воздействуют на экологию. В силу этих причин данные объекты и прилегающие к ним области не получают нового развития. Но опыт показывает, что реновация промышленных территорий под культурные центры в будущем позволяет создать благоприятную социально-экономическую атмосферу как внутри, так и вокруг объекта.

Поскольку функциональная насыщенность центра зависит от уровня комфорта городской среды и функциональных дефицитов окружающих районов, то в зависимости от запросов культурно-коммуникационный центр может объединять в себе широкий спектр функций: лекционные и выставочные залы, кафе, рестораны, офисы креативных индустрий, концертные площадки, театры, мастерские, различные студии, ковор-кинги, шоу-румы и т.д. При этом с точки зрения объемно-пространственной организации культурно-коммуникационный центр может быть сформирован не только на территории комплекса производственных объектов, но и в единичном производственном здании или сооружении. Можно выделить два сценария развития: многофункциональный, где есть базовая функция (чаще всего образовательная и музейно-выста-вочная) и несколько сопутствующих, и многофункциональный с несколькими основными видами использования, ни один из которых не является ярко выраженным. Из этого следует, что культурно-коммуникационный центр - сложная архитектурная типология, на сегодняшний день до конца не сформированная, но постоянно реагирующая на меняющиеся потребности общества. Главной типологической особенностью данного вида комплексов является наличие единого коммуникативного пространства - места пересечения и объединения разных городских сообществ - как основы его функционально-планировочной структуры.

Подобная многофункциональная концепция развития промышленных территорий находит отражение в модели компактного города, в основе которой лежит идея локального удовлетворения большинства потребностей жителей (в рамках района своего проживания) и принцип «шаговой доступности». Использование данной модели позволяет замедлить необоснованное разрастание городов, уменьшить расходы на обслуживание транспортной системы и всей общегородской инфраструктуры. Способствуя снижению количества внутригородских поездок, модель компактного города обеспечивает его устойчивое

развитие и улучшение экологической обстановки

[4-11].

Таким образом, создание сети культурно-коммуникационных центров поспособствует запуску процесса полицентричного развития, необходимого городу для начала формирования локальных городских центров, конкурентоспособных по отношению к исторически сложившемуся ядру, и предотвращения деградации периферийных районов, геттоизации жилой застройки и маятниковой миграции.

Такая сеть культурных центров уже на протяжении 20 лет формируется в Москве. ARTPLAY, «Винзавод» и «Флакон» - наиболее известные и успешные проекты реновации.

ARTPLAY - центр дизайна в здании завода «Манометр», один из первопроходцев и долгожителей среди креативных кластеров Москвы. Первый ARTPLAY на Миусской площади был шоу-румом дизайнерской мебели и площадкой для модных событий: выставки, лекции. Но этого пространства вскоре стало не хватать и в 2004 г. владельцы арендовали и начали осваивать заброшенный склад и фабричный корпус текстильной фабрики «Красная Роза». Фактически ARTPLAY стал кооперативом единомышленников, возрождавших фабрику своими руками. Первые субарендаторы - архитектурные бюро, галереи и дизайн-студии - получили льготную аренду на условиях ремонта своих помещений. Следующая волна платила больше, но приходила в обжитое и модное пространство. В 2007 г. ARTPLAY лишился своего места на «Красной Розе», но спустя год открылся на бывшем заводе «Манометр» по той же схеме: минимальные вложения в переустройство и приглашение ярких якорных арендаторов на льготных условиях. К архитектуре, дизайну, искусству добавилось образование -Британская высшая школа дизайна, архитектурная школа МАРШ, Киношкола. Их студенты наполняют жизнью кафе, рестораны и бесконечные маркеты.

Дизайн-завод «Флакон» возник на территории бывшего хрустально-стекольного завода, выстроенного за пределами исторической границы Москвы - Камер-Коллежского вала. История завода началась в 1841 г. и была связана с парфюмерным производством небольшой косметической фабрики «А. Ралле и Ко». Изначальная функция хрустально-стекольного завода - производство парфюмерной посуды - впоследствии дополнилась выпуском лампад, аптекарского, строительного, промышленного стекла. Приспособление под «дизайн-завод» началось в 2009 г. и осуществлялось минимальным средствами, нередко с участием арендаторов. Благодаря грамотной концепции функционального зонирования и

эффективной реконструкции значительно увеличилась полезная площадь зданий и общественных пространств. Территория завода сегодня доступна и связана с окружающими улицами. Многие здания имеют входы как с внешней, так и с внутренней стороны. «Флакон» стал местом концентрации небольших «креативных» магазинов, кафе, офисов, мастерских и студий; платформой для развития молодых проектов, самовыражения творческих личностей и реализации социокультурных инициатив. Повседневная жизнь резидентов завода сочетается с насыщенной событийной программой, привлекающей постоянный поток посетителей.

Центр современного искусства «Винзавод» - одно из первых частных арт-пространств, зародившееся на месте старейшего московского комбината виноградных и десертных вин. Основные арендаторы площадки - галереи. Помимо них, бывшие цеха винодельческого комбината объединяют в себе художественные студии и мастерские, шоу-румы, культурно-образовательные центры, лекционные залы, кафе, бары и магазины. Устроенный по принципу креативного кластера, центр современного искусства "Винзавод" стремится развивать и поддерживать талантливых художников, накапливая на своей территории лучшие творческие ресурсы города и создавая принципиально новую, привлекательную не только для креативного класса среду. При реконструкции цехов основатели арт-пространства пошли по пути минимального приспособления, не прибегая к большим архитектурным вмешательствам и сохранив все уцелевшие детали и пристройки разных периодов жизни комбината.

Таким образом, «Винзавод», безусловно, стал показательным примером реновации, положившим начало созданию новых частных арт-площадок по всей стране: музея стрит-арта и «Новой Голландии» в Санкт-Петербурге, «Текстиля» в Ярославле, «Зари» во Владивостоке, «Смены» в Казани, «Октавы» в Туле, «Мака-ронки» в Ростове-на-Дону и многих других [3].

Исследование индустриального наследия, как и использование современных моделей городского развития, началось в Европе и Америке гораздо раньше, чем в России. В связи с этим на Западе был накоплен большой опыт в создании креативных кластеров, из которого можно выделить несколько самых значимых проектов реновации: Культурный центр Kulturbrauerei в Берлине, Культурный центр 77 C&C PARK в Пекине, CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG и DE Hallen в Амстердаме, LX FACTORY в Лиссабоне, TEA FACTORY и «Старая пивоварня Тру-мана» в Лондоне, ZOLLVEREIN в Эссене, SUPERSTUDIO в Милане. Все эти зарубежные и

отечественные примеры реновации объединяет одно - они смогли стать центром притяжения и аккумулировать творческие сообщества в своих городах, обеспечив, таким образом, социально-экономический рост и прилегающим территориям [4-6, 12-14].

Анализируя вышеуказанные примеры, можно выявить некоторые характеристики, свойственные процессу реновации под культурно-коммуникационный центр:

1. все типы промышленных объектов [5] участвуют в проектах реновации;

2. самое популярное используемое направление реновации - приспособление (наиболее деликатный подход к объектам промышленного наследия, не предполагающий больших инвестиций и активных архитектурных вмешательств);

3. рациональные архитектурные решения, которые с помощью различных композиционных и архитектурно-художественных приёмов лишь подчеркивают и акцентируют внимание на исторической промышленной застройке в новом сложившемся ансамбле. В результате чего объекты получают запоминающийся и легко идентифицируемый образ. Такой подход основан на осознании ценности промышленной архитектуры и сохранении ее аутентичности.

Экспериментальный проект. Концепция реновации производственной зоны «ОРЛ-ЭКС» в г. Орле. Концепция реновации производственной зоны «ОРЛЭКС» заключается в создании на территории бывшего завода по производству приборов кондиционирования воздуха и газового анализа культурно-коммуникационного центра с целью интеграции ранее изолированного участка в существующий городской каркас.

Концепция преобразования завода ОРЛЭКС основана на архитектурно-планировочном принципе открытости и коммуникативности пространства с формированием на базе промышленного образования - культурно-коммуникационного центра с множеством рекреационных зон, включающего спортивно-оздоровительный, выставочный, офисный и другие виды объектов. По результатам предпроектного анализа (табл. 1) производственной зоны можно сделать выводы о высокой транспортной и пешеходной доступности территории. Реновируемый участок находится на границе срединной и центральной части города и имеет средний уровень тяготения к зонам социальной активности. Относительная близость территории к центральным рекреационным пространствам - парку культуры и отдыха, бульвару «Победы» - в перспективе позволит ей легко встроиться в городскую сеть и стать частью «зеленого» каркаса города. Участок проектирования окружен преимущественно многоэтажной

жилой застройкой, за исключением сквера «Ор- В настоящее время часть реконструируемой

лята», расположившегося неподалеку и неспо- территории заброшена, другая бесконтрольно собного, ввиду отсутствия внутри него активно- сдается в аренду различным организациям. стей и каких-либо точек притяжения, удовлетворить потребность местных жителей в рекреационных пространствах.

Таблица 1

Предпроектный анализ территории производственной зоны «ОРЛЭКС»

Местоположение Советский район, срединная зона

Размер территории 11,8 га

Функциональное назначение в соответствии с ген. планом Зона производственно-деловых объектов; Зона делового, общественного и коммерческого назначения

Существующее использование Склады, бизнес-центры, офисы, торговля, предприятия общественного питания, лечебное учреждение

Историко-культурное значение и знаковые объекты Историческую и архитектурно-художественную ценность имеют здание корпуса №6 и площадь с фонтаном и часами перед проходной; Памятник в честь воинов и тружеников тыла (А.П.Усоченко, 1968 г.)

Проницаемость территории Низкая

Пешеходная доступность Высокая

Доступность общественного транспорта В непосредственной близости находятся остановки общественного транспорта; Развитая сеть общественного транспорта

Тяготение к зонам активности Средний уровень социальной активности

Тип производственной зоны С относительно высоким потенциалом интеграции в городскую среду

Уровень комфорта окружа- Функциональная насыщенность Жилая и общественно-деловая застройка, дворец спорта, сквер

ющей городской среды Дефицитные функции Досуговая, культурно-развлекательная

Концепция развития производственной зоны «ОРЛЭКС» по проекту предполагает большой перечень преобразований:

- Реставрация и реконструкция корпуса №4 и инженерного корпуса с сохранением прежней офисной функции.

- Реставрация здания музея завода «ОРЛ-ЭКС» и восстановление его экспозиции.

- Реставрация и реконструкция здания бывшего цеха, прилегающего к бизнес-центру «Модус», под офисы со стрит-ритейлом на первом этаже.

- Реставрация и реконструкция здания СКБ с сохранением прежней офисной функции и размещением ресторана на полуподвальном этаже.

- Реставрация двух соседних корпусов №1, №2 и размещение в них офисов креативных ин-дустрий.

- Реставрация и реконструкция здания мастерской под административный пункт управления территорией культурно-коммуникационного центра.

- Приспособление бывших ангаров под предприятия общественного питания, экосупер-маркет, теплицы и спортивно-игровой комплекс.

- Реставрация и реконструкция корпуса №6 с примыкающим к нему зданием бывшей проходной (ныне ТЦ «Утес») под многофункциональный выставочный комплекс и кафе с информационным центром соответственно.

- Создание на территории центра рекреационных пространств, детской и спортивной площадки, общественных огородов, центральной площади для проведения мероприятий с амфитеатром.

- Возведение на центральной площади двух павильонов: павильон для проведения мероприятий со встроенной сценой, обращенной к амфитеатру; павильон-читальня с кафетерием.

Таким образом, реновация территории завода под культурно-коммуникационный центр строится на архитектурно-планировочных принципах многофункциональности пространства.

Основываясь на принципе доступности и проницаемости, ранее закрытая за кирпичными оградами территория завода становится открытой для пешеходов и велосипедистов. Прежде разорванные участки района теперь связаны сетью внутренних улиц и дорожек. Таким образом,

со всех прилегающих улиц на территорию культурно-коммуникационного центра обеспечен

легкий доступ как для работников, так и для его посетителей (рис. 1).

Рис. 1. Прокладка улично-дорожной сети культурно-коммуникационного центра

Главный вход на территорию по-прежнему организован через здание проходной, первый этаж которой прорезается проходом насквозь, открывая вид на центральную улицу бывшего предприятия. На сквозной проход сориентированы входы в кафе и информационный центр.

Территорию культурно-коммуникационного центра можно разделить на несколько основных зон: входная зона, внутренние дворы, мемориальный сквер, офисные зоны отдыха, зона тихого отдыха с бассейном, фестивальная площадь, поляна, детская площадка, зона общественных огородов, прогулочная зона, зона активного отдыха, паркинг (рис. 2).

Рис. 2. Генеральный план территории культурно-коммуникационного центра ОРЛЭКС

В благоустройстве центра используется до- черные оконные блоки, а большая часть озелене-

минирующая на большей части территории белая ния территории была представлена березами. На

палитра. Все корпуса завода изначально были бе- основании этого белый и черный цвета стали ба-

лого цвета. На фоне белых фасадов выделялись зовыми в концепции, а береза выбрана символом

места. Таким образом, благоустройство должно стать одним из главных элементов, формирующих идентичность пространства и способствующих качественному развитию территории.

Одним из главных составляющих концепции развития является обновление фасадов зданий бывшего завода. Все реконструируемые и реставрируемые в процессе реновации объекты, как уже было сказано, объединяет белый цвет фаса-

дов и черные оконные блоки. Такими корпуса завода изначально задумывались архитекторами. И только недавно - после закрытия производства и передачи строений невежественным арендаторам - фасады претерпели изменения и потеряли исторический облик. Поэтому всем корпусам согласно концепции реновации, планируется вернуть прежний вид, но с незначительными изменениями (рис. 3).

Рис. 3. Вид на один из обновленных корпусов бывшего завода

Визитной карточкой культурно-коммуникационного центра должна стать площадь перед центральной проходной бывшего завода с выходящей на нее аллеей. В прошлом они являлись знаковыми точками района, были местом прогулок и отдыха горожан. Но в настоящее время бассейн с фонтаном был осушен, а на площади организована автомобильная парковка. Поэтому проектом реновации предусматривается восстановление прежнего облика площади, в том числе: реставрация уникальных часов, замена покрытий и устройство дополнительных мест отдыха. По проекту бассейн с фонтаном станет неким «оазисом» в центре площади (рис. 4).

Также в основе концепции развития бывшего завода лежит, построенная на принципах ресурсосбережения, идея ресайклинга - переработки того, что осталось от промышленного прошлого территории: ненужные строения разбираются, оставшиеся от них материалы идут на отделку и другие строительные нужды, а любые найденные деревянные или металлические конструкции превращаются в уличную мебель и эле-

менты декора. Поэтому характерная черта концепции - максимальное использование ресурсов территории.

Одной из главных задач проекта является сохранение и восстановление народного музея завода «ОРЛЭКС», который в настоящее время подвергся безобразной, непрофессиональной реконструкции и был перепрофилирован в торговый центр. В первоначальном виде архитектура музея хорошо вписывается в принятую концепцию развития территории. До недавнего времени народный музей ЗАО «ОРЛЭКС» оставался единственным сохранившимся и официально действующим производственным музеем в городе. Ранее, в советские годы, подобные музеи функционировали практически на каждом предприятии, именуясь музеями «Боевой и трудовой славы». Но сегодня они стали никому не нужны. Небольшие заводские музеи часто лишены посетителей и заработка. В связи с таким положением сокращается выставочная площадь и экспозиция музеев, в конечном итоге утрачиваются целые пласты информации и ценные экспонаты. Исходя из этого, проектом принято восстановить не только здание, но и экспозицию музея, наполнить

ее экспонатами с других предприятий и создать на его базе музей промышленности города Орла,

где можно будет наглядно проследить весь исторический процесс развития техники и научно-технического знания в регионе [6, 15, 16].

Рис. 4. Площадь перед бывшей центральной проходной завода

На стадии натурного обследования территории завода было выявлено несколько знаковых объектов, представляющих историко-культурную ценность (табл. 1). Один из них - здание корпуса №6 - образец архитектуры советского модернизма, неплохо сохранившийся до наших дней. В связи с этим в проекте ему было уделено особое внимание.

Основные особенности здания:

- железобетонный каркас и наружные стены из ж/б панелей;

- ленточное остекление основной плоскости фасада и сплошное остекление лестнично-лифто-вых блоков, окна в торцевых стенах выполнены из стеклоблоков;

- ясные очертания и компактная форма здания;

- белый цвет фасада основного объема здания;

- спокойный ритм вертикалей и горизонталей, соразмерность масштабов;

- членение объема здания выступающими блоками вертикальных связей.

В то же время внутренний фасад корпуса, не просматривающийся с прилегающих улиц, находится в намного более плачевном состоянии и на сегодняшний день не представляет какой-либо ценности. По проекту реновации он подвержен реконструкции. Все характерные черты и особен-

ности прежнего архитектурного решения сохраняются, так как при работе с фасадом корпуса используется композиционный прием локального включения новых архитектурных элементов (рис. 5):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пристройка к четырем лестнично-лифто-вым блокам полукруглого объема с открытыми площадками, являющимися частью новых встраиваемых лестничных клеток;

- установка балконов на каждом этаже здания;

- организация новых входных групп.

Новые детали и элементы здания его лишь

деликатно «омолаживают» и создают еще большую визуальную привлекательность.

Прежде чем подобрать для здания оптимальную новую функцию была детально изучена его планировочная структура и конструктивные характеристики. В нашем случае объект состоит из трех частей. Визуальным разделителем между ними выступают и задают композиционный ритм блоки вертикальных связей, в которых сосредоточены эвакуационный лестницы для каждой части здания. Подобная структура организации пространства соотносится с идеей создания в бывшем корпусе завода многофункционального выставочного комплекса. Такая рефункционали-зация видится наиболее перспективной и соответствует принципам сохранения исторического производственного наследия.

I II I I I I

......I I I I I I I I I I I I

Рис. 5. Фрагмент внутреннего фасада многофункционального выставочного комплекса

Комплекс можно разделить на три блока с разными функциональными программами (рис. 6):

- образовательный;

- экспозиционно-фестивальный;

- музейное хранилище.

Музейное хранилище располагается на первом этаже в отдаленной от центральной проходной части комплекса. Здесь организован отдельный вход для сотрудников и располагаются комната экскурсоводов, комната отдыха персонала, реставрационная мастерская, декоративно-оформительская мастерская, кладовая материалов и оборудования, санузлы, помещение для приема и обработки экспонатов, обслуживающее выставочный зал с постоянной экспозицией и оснащенное лифтом грузоподъемностью 5 т. Такой лифт необходим для доставки экспонатов на верхние этажи выставочного комплекса. Административные помещения располагаются над служебными помещениями первого этажа и связаны с ними посредством лифта и лестничной клетки.

Первые этажи образовательного и экспози-ционно-фестивального блоков имеют одинаковую конфигурацию и включают в себя служебную зону и зону для посетителей с гардеробом и санузлами.

Зона для посетителей начинается с большого вестибюля. В экспозиционно-фестивальном блоке он напрямую связан с выставочным залом для постоянной экспозиции, посвященной истории развития орловской промышленности.

В образовательном блоке благодаря высоте этажей и конструктивным особенностям здания

создано сложное многоуровневое пространство. Посетителям будет также интересно его изучать, как и всю выставочную экспозицию.

В состав помещений образовательного блока входят кинолекционные залы, санузлы, помещение хранения уборочного инвентаря, комната персонала по обслуживанию и ремонту, служебное помещение, мастерские/лаборатории, кафе, книжный магазин, читательский зал, детская образовательная мастерская, игровая зона, коворкинги, выставочные залы/студии.

Важной частью образовательного кластера является пространство в виде амфитеатра, организованное между лестницами, ведущими на третий этаж. На противоположной к нему стене планируется устраивать кинопоказы. В образовательном блоке создан максимум разнообразных активностей.

Второй антресольный этаж комплекса связывает образовательный и экспозиционно-фести-вальный блоки. На нем располагаются два небольших кафе и книжный магазин с местами отдыха для посетителей.

Выставочное пространство сосредоточено на втором и третьем этажах комплекса и имеют свободную планировку с выделенной зоной для постоянной экспозиции.

Из образовательного и экспозиционно-фе-стивального блока организован подъем на кровлю. Крыша может стать медийной площадкой и необычной точкой восприятия, с которой можно созерцать жизнь города.

Представленная концепция создания на территории бывшего промышленного объекта куль-

турно-коммуникационного центра демонстрирует насколько функционально гибким может быть сценарий развития производственной территории, и какой огромный потенциал скрыт

даже в самых неприглядных с точки зрения архитектуры и удаленных от зон социальной активности объектах.

кинотеатр коворкинг игровая зона лекционные залы

мастерские/ лаборатории

центральная лестница

административные помещения

объединенная зона отдыха (кафе, книжная лавка

вертикальные связи

схема реконструкции

Рис. 6. Схема реконструкции корпуса № 6 под многофункциональный выставочный комплекс

Выводы.

1. Создание культурно-коммуникационных центров на территории бывших промышленных объектов - в настоящий момент наиболее яркий

пример перехода от индустриальной эры к интеллектуально-цифровой. Это пример переосмысления промышленного наследия, в том числе его

архитектурной составляющей. В результате реализации подобных проектов реновации растет культурная активность жителей города, развивается сеть социальных взаимодействий, усиливаются позиции сложившихся творческих центров и рождаются новые культурные явления.

2. Стимулирование креативной и культурной индустрий важно для устойчивого городского развития. Таким образом, процесс перепрофилирования бывших промышленных объектов в культурно-коммуникационные центры встраивается в самые перспективные современные модели городского развития.

3. Экспериментальный проект реновации промышленной территории «ОРЛЭКС» дает представление о том, каким сегодня существенным ресурсом, востребованным и необходимым для формирования новых многофункциональных, общественных пространств и размещения социально значимых объектов, является производственная территория.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фролов Д.П., Соловьева И.А. Современные модели городского развития: от противопоставления - к комбинированию // Пространственная экономика. 2016. № 3. С. 151-171.

2. Флорида P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2007. 421 с.

3. Исследование «Москва RE: промышленная. Типология производственных территорий и лучшие практики редевелопмента» [Электронный ресурс]. URL: https://www.center-agency.org/ru/projects/63 (дата обращения: 8.01.2021).

4. Compact City Policies: A Comparative Assessment. OECD Green Growth Studies. OECD, 2012. 284 p.

5. Чайко Д.С. Современные направления интеграции исторических производственных объектов в городскую среду: диссертация ... кандидата архитектуры: 18.00.02/ Д.С. Чайко. М.: МАРХИ, 2007.

6. Кривич Н.А., коллектив авторов. Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт. Санкт-Петербург: Асте-рион, 2011. 115 с.

7. Лисина Т.С., Гнутова И.И. Реновация как способ адаптации объектов индустриального наследия в структуре современного города // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2-4. С. 59-62. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2037 (дата обращения: 12.01.2021)

8. Труханов С. Универсальная методика оценки объектов редевелопмента // Проект Россия. 2017. № 86. 334 с.

9. Яковлев А.А. Архитектурная адаптация индустриального наследия к новой функции: диссертация ... кандидата архитектуры: 05.23.21/ А.А. Яковлев. Н.Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2014.

10. Евстигнеева А. Промнаследие: хранители и создатели [Электронный ресурс]. URL: http://redeveloper.ru/artides/promnasledie-khraniteli-i-sozdateli.htm (дата обращения: 8.01.2021).

11. Чадович А.А. Сохранение или снос? Компромисс! // Московский архитектурный институт (государственная академия). 2013. № 1(22). С. 13.

12. Шишалова Ю. Тест на пригодность. Оценка архитектурно-градостроительного потенциала сохранения объекта // Проект Россия. 2017. № 86. С. 98-110.

13. Цепилова О.П. Анализ опыта повторной адаптации промышленной архитектуры // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2020. № 12. С. 74-90.

14. Попов А.В., Демидова Е.В. Архитектурно-пространственная адаптация промышленной территории ЦХП ВИЗа в Екатеринбурге // Академический вестник УралНИИпроект РА-АСН. 2014. №1. С. 49-54.

15. Запарий В.В. «Индустриальное наследие» и его современное толкование // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 1. С. 34-37.

16. Развитие комьюнити-центров - шанс на новую жизнь для забытых памятников архитектуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.re-developer.ru/articles/razvitie-komyuniti-tsentrov-shans-na-novuyu-zhizn-dlya-zabytykh-pa-myatnikov-arkhitektury.htm. (дата обращения: 10.01.2021).

Информация об авторах

Ставцев Евгений Александрович, аспирант кафедры архитектуры. E-mail: [email protected]. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Россия, 302026, Орёл, ул. Комсомольская, д. 95.

Колесникова Татьяна Николаевна, доктор архитектуры, доцент, заведующий кафедрой архитектуры. E-mail: [email protected]. Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. Россия, 302026, Орёл, ул. Комсомольская, д. 95.

Поступила 16.02.2021 г. © Ставцев Е.А., Колесникова Т.Н., 2021

*Stavtsev Е.А., Kolesnikova T.N.

Orel State University named after I.S. Turgenev *Е-mail: evgeniystavtsev@mail. ru

CULTURE AND COMMUNICATION CENTRES AT THE FORMER PRODUCTION FACILITIES AS A DRIVER OF THE URBAN DEVELOPMENT

Abstract. The article reveals the importance of cultural and communication centers in the development of the modern urban environment, outlines their relationship with the existing models of urban development. The prerequisites and reasons for the emergence of creative clusters on the territory of industrial facilities that have lost their original function are considered. The author defines the concept of "cultural and communication center". Several successful domestic examples of the creation of such centers on the site offormer or irrationally used production facilities are described. The most important, in the author's opinion, foreign projects of creative spaces are highlighted. Based on domestic and world experience, the features of renovation characteristic of cultural and communication centers have been identified. Developed by the author an experimental project of a cultural and communication center in the city of Oryol on the territory of the former industrial zone "ORLEKS" is described. A pre-design analysis of this territory is presented, taking into account the characteristics that are most essential for the renovation process. It is concluded that the renovation of industrial territories by adapting them to cultural and communication centers increases the efficiency of using the urban area and improves its architectural appearance, promotes the development of small and medium-sized businesses, stimulates the activity of creative communities. In addition, it plays an important role in the formation of cultural identity of the city.

Keywords: cultural and communication center, creative cluster, urban development model, renovation of industrial territories, culture, urban environment.

REFERENCES

1. Frolov D.P., Solov'eva I.A. Modern models of urban development: from opposition to combination [Sovremennye modeli gorodskogo razvitiya: ot protivopostavleniya - k kombinirovaniyu]. Spatial economics. 2016. No. 3. Pp. 151-171. (rus)

2. Florida R. The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life [Kreativnyj klass: lyudi, ko-torye menyayut budushchee]. M.: Publishing House « Klassika -XXI», 2007. 421 p. (rus)

3. Research «Moscow RE: industrial. Typology of production areas and the best practices of redevelopment» [«Moskva RE: promyshlennaya. Ti-pologiya proizvodstvennyh territorij i luchshie prak-tiki redevelopmenta»]. Available at URL: https://www.centeragency.org/ru/projects/63 (date of treatment: 8.01.2021). (rus)

4. Compact City Policies: A Comparative Assessment. OECD Green Growth Studies. OECD, 2012. 284 p.

5. Chaiko D.S. PhD dissertation (Architecture). Moscow Institute of Architecture, Moscow, 2005. (rus)

6. Krivich N.A. Cultural expertise: theoretical models and practical experience [Kul'turologicheskaya ekspertiza: teoreticheskie modeli i prakticheskij opyt]. Saint Petersburg: Asterion, 2011. 115 p. (rus)

7. Lisina T.S., Gnutova I.I. Renovation as a way of adaptation of objects of industrial heritage in the structure of a modern city [Renovaciya kak sposob adaptacii ob"ektov industrial'nogo naslediya v strukture sovremennogo goroda]. Nauchnoe oboz-renie. Pedagogical sciences. 2019. No. 2-4. Pp. 5962. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/arti-cle/view?id=2037 (date of treatment: 12.01.2021) (rus)

8. Truhanov S. Universal method for evaluating redevelopment objects [Universal'naya metodika ocenki ob"ektov redevelopment]. Project Russia. 2017. No. 86. 334 p. (rus)

9. Yakovlev A.A. PhD dissertation (Architecture). Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, 2014. (rus)

10. Evstigneeva A. Industrial legacy: keepers and creators [Promnasledie: hraniteli i sozdateli]. Available at URL: http://redeveloper.ru/arti-cles/promnasledie-khraniteli-i-sozdateli.htm (date of treatment: 8.12.2021).

11. Chadovich A.A. Preservation or Demolition? Compromise! [Sokhraneniye ili snos? Kompromiss!]. Moscow Institute of Architecture (State Academy). 2013. No. 1(22). P. 13. (rus)

12. Shihalova Yu. Suitability test. Assessment of the architectural and urban planning potential of the object conservation [Test na prigodnost'. Ocenka arhitekturno-gradostroitel'nogo potenciala

sohraneniya ob"ekta]. Project Russia. 2017. No. 86. Pp. 98-110. (rus)

13. Tsepilova O.P. Analysis of the experience of re-adaptation of industrial architecture. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2020. No. 12. Pp. 74-90. (rus)

14. Popov A.V., Demidova E.V. Architectural and spatial adaptation of the complex industrial workshop of the Verh-Isetsky plant in the city Yekaterinburg [Arhitekturno-prostranstvennaya adapta-ciya promyshlennoj territorii CKHP VIZa v Ekate-rinburge]. Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN. 2014. No.1. Pp. 49-54. (rus)

15. Zapary V.V. «Industrial heritage» and its modern interpretation [«Industrial'noe nasledie» i ego sovremennoe tolkovanie]. Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN. 2009. No. 1. Pp. 34-37. (rus)

16. Development of community centers - a chance for a new life for forgotten architectural monuments [Razvitie kom'yuniti-centrov - shans na novuyu zhizn' dlya zabytyh pamyatnikov arhitektury]. Available at URL: http://www.redevel-oper.ru/articles/razvitie-komyuniti-tsentrov-shans-na-novuyu-zhizn-dlya-zabytykh-pamyatnikov-arkhitektury.htm. (date of treatment: 10.01.2021). (rus)

Information about the authors

Stavtsev, Evgeny A. Postgraduate student. E-mail: [email protected]. Orel State University named after I.S. Tur-genev. Russia, 302026, Orel, st. Komsomolskaya, 95.

Kolesnikova, Tatiana N. DSc, Assistant professor. E-mail: [email protected]. Orel State University named after I.S. Turgenev. Russia, 302026, Orel, st. Komsomolskaya, 95.

Received 16.02.2021 Для цитирования:

Ставцев Е.А., Колесникова Т.Н. Культурно-коммуникационные центры на территории бывших промышленных объектов как драйвер развития городской среды // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2021. № 9. С. 74-86. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-9-74-86

For citation:

Stavtsev Е.А., Kolesnikova T.N. Culture and communication centres at the former production facilities as a driver of the urban development. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2021. No. 9. Pp. 74-86. DOI: 10.34031/2071-7318-2021-6-9-74-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.