УДК 342
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-2-5
Е. В. Битюцкий
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЛАСТИ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Непродолжительный исторический период обусловливает востребованность теоретических исследований российского федерализма. Кроме того, актуальность подобных исследований вызвана практической значимостью решения проблем и противоречий, имеющих место в вопросах федеративного строительства в России, так как это непосредственно и проблемы «качества жизни» населения отдельных регионов и всего государства, и проблемы экономического и государственного развития, и проблемы демографии и миграции, и проблемы обеспечения государственной целостности и безопасности. Цель работы - проанализировать основные принципы, лежащие в основе российского федерализма, и раскрыть их конституционно-правовое содержание.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа положений Конституции России 1993 г., определений и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации. В исследовании нашли свое место методы формально-логического, конкретно-социологического, системно-функционального анализа. В равной мере уделяется внимание изучению и анализу как формально-юридической модели принципов российского федерализма, так и фактически реализованной системы принципов, лежащих в основе федеративных отношений.
Результаты. Исследовано становление и развитие системы принципов российского федерализма в решениях Конституционного Суда Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, проанализированы основное содержание подобных принципов и проблемы их реализации в федеративных правоотношениях.
Выводы. Анализ принципов, лежащих в основе федеративных правоотношений в Российской Федерации, позволяет рассматривать федерализм в качестве одной из основ конституционного строя государства, которые образуют базис всей сферы правового регулирования как государственной, так и социальной жизни, определяя порядок организации и функционирования основных государственных и общественных институтов.
Ключевые слова: принципы федерализма в России, принцип приоритета федерального права, принцип тождественности конституционного строя Российской Федерации и ее субъектов, принцип субсидиарности.
E. V. Bityutskiy
ORGANIZATIONAL AND FUNCTIONING PRINCIPLES OF THE POWER IN A FEDERAL STATE BY THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
Background. A short duration of existence conditions a demand for theoretical researches of Russian federalism. Besides, the topicality of such researches is caused
by a practical importance of solving problems and contradictions concerning issues of federal establishment in Russia as such include problems of life quality of population of individual regions and the country in whole, problems of economic and state development, problems of demography and migration, problems of ensuring the state's unity and safety. The aim of the work is to analyze the basic principles forming a foundation of Russian federalism and to reveal their constitutional and legal contents.
Materials and methods. The research tasks were implemented on the basis of an analysis of clauses of the Constitution of Russia of 1993, decisions and decrees of the Constitutional Court of the Russian Federation. The research included methods of formal-logic, concrete-sociological, system-functional analyses. The author equally paid attention to examination and analysis of both the formal-juridical model of principles of Russian federalism and the actually realized system of principles forming a foundation of federal relations.
Results. The author researched the formation and development of the system of principles of Russian federalism within decisions of the Constitutional court of the Russian Federation and other normative legal acts, analyzed main contents of such principles and problems of realization thereof in federal legal relations.
Conclusions. The analysis of principles, forming a foundation of federal relations in the Russian Federation, allows to consider federalism as one of the foundations of the constitutional system of the state, which form the basis of the whole sphere of legal regulation of both state and social life, determining the organizational and functioning procedure of basic state and social institutions.
Key words: principles of federalism in Russia, principle of federal right priority, principle of identity of the constitutional system of the Russian Federation and its subjects, principle of subsidiarity.
Основу любой модели федерализма составляют принципы, представляющие собой некие исходные положения и идеи, содержание которых определяется политическими, экономическими, духовными и иными условиями жизни общества и государства. Однако среди ученых-правоведов нет единства мнений о точном наименовании и количестве принципов федерализма в России. В современной России была лишь одна попытка законодательного закрепления перечня принципов федерализма [1]. Данный законопроект так и не был принят [2], однако ряд его положений получил развитие в науке российского конституционного права и судебной практике. Вместе с тем только правильное установление принципов, которые лежат в основе формирования и функционирования федерализма в России, позволит выявить качественные стороны федерации, а также определить тенденции ее дальнейшего развития. Принципы российского федерализма обладают системностью, аксиологическим (ценностным) характером, целевой ориентацией, многоуровневостью реализации, концентрированностью, внутренней иерархичностью, конституционной гарантированностью [3, 4].
Рассмотрим те принципы федерализма в России, которые касаются аспектов организации и функционирования власти в федеративном государстве, в частности: принцип приоритета федерального права, принцип тождественности конституционного строя федерации и ее субъектов и принцип субсидиарности.
Одним из наиболее важных принципов федерализма в России является принцип приоритета федерального права, обязывающий все органы государ-
ственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соотносить свое поведение с нормами Конституции и законов Российской Федерации [5]. Однако и в подобных условиях за субъектами Федерации сохраняется право в сфере собственной компетенции и вопросов ведения издавать нормативно-правовые акты, которые имеют верховенство на территории данного субъекта в пределах указанных полномочий [6, 7]. Можно сделать вывод, что в России не всякий федеральный закон обладает приоритетом над нормативно-правовыми актами субъекта Федерации, а только тот, который издан Федерацией по предметам ее исключительного ведения или по предметам ее совместного с субъектами ведения. Российский законодатель применил аналогичное правило о компетенции, регулируя механизм применения коллизионной нормы. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. тезис о верховенстве конституционных норм ставился под сомнение некоторыми субъектами Федерации. Тем не менее подобная практика была признана неправомерной Конституционным Судом России, установившим противоречие конституционному статусу республики в федеративном государстве - отрицание принципа верховенства нормативно-правовых актов федерального уровня над нормативно-правовыми актами регионального уровня [8]. Подобное отрицание, по мнению Конституционного Суда России, является препятствием на пути формирования правового государства. Стоит заметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, разрешая сомнения и расхождения во мнениях относительно соответствия права субъектов Федерации федеральному праву, играет важную роль в соблюдении принципа приоритета федерального права [9] и обеспечения так называемой «конституционной законности», выступающей в качестве основы правового государства и являющейся связующим его звеном с нормами Конституции [10].
Нормативно-правовое содержание принципа приоритета федерального права достаточно широко. Во-первых, данный принцип обеспечивает единство и устойчивость всей правовой системы Российского государства. Во-вторых, он указывает на двойственную природу Конституции России, которая выступает в роли основного закона государства, регламентирующего поведение правосубъектов, и в то же время в качестве основного закона общества, установленного народом для регламентации деятельности государства. В-третьих, данный принцип указывает на установление Конституцией и федеральным законодательством неких рамок государственной власти. Принципиальное значение имеют два положения: первое - деятельность государства не может выходить за рамки Конституции и закона, а второе - федеральный центр не может вторгаться в область исключительных полномочий регионов. В-четвертых, принцип приоритета федерального права подразумевает собой, что Конституция России и федеральные законы в силу своего верховенства на территории всего государства, действуя прямо и непосредственно, не испытывают необходимости в каком-либо формальном подтверждении субъектами Федерации. Таким образом, судам и иным правоприменителям в случае установления противоречия региональных конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов Конституции России и федеральному законодательству надлежит применять положения последних [11]. Противоречащий им нормативно-правовой акт прекращает свое дейст-
вие. Однако в действительности все не так просто. Конституционному Суду Российской Федерации требуется определенное время, чтобы признать факт подобного противоречия и посредством вынесения постановления прекратить действие противоречащего Конституции и федеральным законам акта субъекта Федерации. При этом кроме того органа власти, который издал противоречащий Конституции и федеральному законодательству акт, никто не может его отменить. В связи с этим именно законодательными органами власти субъекта Федерации должны отменяться издаваемые ими нормативно-правовые акты или их отдельные нормы [12]. Факт допущения нарушений Конституции России и федеральных законов со стороны региональных органов государственной власти объясняется, как отмечают В. А. Лебедев и В. В. Киреев, отсутствием четкого и достаточно полного «регулирования правотворческого процесса в совокупности всех его видов, нормативного закрепления законодательной системы и статуса отдельных видов нормативных правовых актов, требований к их оформлению» [13]. При этом подобные нарушения включают в себя не только мелкие юридические ошибки, но и серьезные концептуальные просчеты. Решить подобную проблему возможно путем создания механизма привлечения к конституционно-правовой ответственности виновных в нарушении норм конституционного права.
В основе российского федерализма также лежит принцип тождественности конституционного строя Российской Федерации и ее субъектов, известный также как принцип гомогенности или принцип однородности, конституционно-правовое значение которого состоит в том, что он отражает тесную связь между Федерацией и ее субъектами. Наиболее ярким примером федеративного государства, где принцип гомогенности играет основополагающую роль в функционировании и развитии федерализма, является Федеративная Республика Германия. В отечественном конституционном праве основная часть ученых-правоведов не выделяет принцип гомогенности как принцип, присущий российскому федерализму, в то время как другие, например А. В. Саленко, убеждены в обратном [14]. В поддержку существования и функционирования принципа гомогенности как принципа российского федерализма говорит, главным образом, формулировка ч. 1 ст. 77 Конституции России, наделяющая субъекты Федерации правом самостоятельной организации собственной системы органов государственной власти, которая при этом должна соответствовать основам конституционного строя России и общим принципами организации органов государственной власти. Тем самым очевидна ограниченность самостоятельности субъектов Российской Федерации в вопросах регионального государственного строительства, а главную роль при этом должны играть именно принципы, которые служат основой конституционного строя, как, например, принцип верховенства права и закона, принцип разделения властей и др. Безусловно, допускаются и некоторые отклонения от общей схемы построения подобной системы, однако данные отклонения должны соответствовать принципам российского федерализма и не могут выходить за определенные законодательные рамки. Пример тому -вопрос о наименовании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые при этом вполне самостоятельны в решении вопросов определения их структуры [15], количественного состава избираемых депутатов, наименования высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации, введения института конституционного (уставного) суда и др. Закрепление принципа гомогенности в Конституции Российской Федерации обусловлено тем, что российские законодатели ставили своей целью сохранение территориальной целостности федеративного государства путем обеспечения соответствия конституционного строя субъектов Федерации основам конституционного строя Федерации в целом.
Значительная роль в развитии федеративных отношений в России принадлежит также принципу субсидиарности. Преимущества федеративного устройства государства очевидны лишь тогда, когда полномочия между центральной и региональной властями разделены оптимально и эффективно, что позволяет децентрализованно выполнять основную часть государственных задач. Федеративное государство должно концентрировать свои усилия и средства на задачах государственного масштаба, в то время как субъекты федерации должны обладать полномочиями по самостоятельному решению региональных вопросов, поэтому одним из основных признаков данного государства является разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти [16]. При этом механизм подобного разграничения обусловливает юридическое положение субъектов федерации и характер отношений, складывающихся между ними и федеральным центром. Посредством последовательной реализации данного принципа, как заметил М. Н. Марченко, возможно четкое распределение в федеративном государстве системы разделения компетенций и создание разумной и экономичной системы государственного территориального управления [17]. Многие ученые-правоведы склонны считать, что принцип субсидиарности присущ прежде всего так называемому «кооперативному федерализму», суть которого отражают два правила поведения федерального центра и каждого субъекта федерации: «работать и взаимодействовать вместе» и «максимум согласия, минимум принуждения» [18]. В России также прокладывает себе дорогу ряд элементов кооперативного федерализма [19, 20]. Однако очевиден тот факт, что тех мер, которые предпринимаются в Российской Федерации по формированию форм и методов решения вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти различного уровня, пока еще недостаточно. При этом в ходе подобного разграничения любое федеративное государство может быть подвержено острой внутриполитической борьбе. Широкомасштабная реформа федеративных отношений, развернувшаяся в начале 90-х гг. прошлого века, стала причиной существенного пересмотра отношений между федеральным центром и регионами. Развернувшиеся в России в 1993 г. во время Конституционного совещания напряженные споры по вопросу оптимального разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами - яркое тому подтверждение. Стоит заметить, что принцип субсидиарности приобретает особую значимость для развития федерализма именно в переходные и кризисные периоды развития государства. Тем не менее принцип субсидиарности до настоящего времени не нашел своего закрепления ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве. Однако отрицательную роль в развитии российского федерализма, обусловившую смену вектора развития в сторону унитарного государства, сыграло не столько наличие подобного юридического пробела, сколько неис-
пользование федеральным центром в период после принятия Конституции России 1993 г. принципа субсидиарности в качестве главного критерия гармонизации федеративных отношений [21].
Таким образом, принципы федерализма определяют особенности федеративной структуры, характер разделения государственной власти [22], формы и направления взаимодействия субъектов федеративного государства как между собой, так и с центральной властью [23], а также обусловливают закономерности развития федерализма [24]. Анализ принципов, лежащих в основе федеративных правоотношений в Российской Федерации, позволяет рассматривать федерализм в качестве одной из основ конституционного строя государства, которые образуют базис всей сферы правового регулирования как государственной, так и социальной жизни, определяя порядок организации и функционирования основных государственных и общественных институтов.
Список литературы
1. О принципах федерализма в России : проект Федерального закона № 96700167-2 (ред., внесенная в ГД ФС РФ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 14.12.2015).
2. О проекте Федерального закона «О принципах федерализма в России» : Постановление ГД ФС РФ от 15.02.2001 № 1156-111 ГД // Ведомости ФС РФ. - 2001. -№ 6 (21 февраля). - Ст. 309.
3. Заметина, Т. В. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения / Т. В. Заметина // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 8.
4. Синцов, Г. В. О месте законодательной власти в системе разделения властей в Российской Федерации / Г. В. Синцов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 4.
5. Садовников;!, Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г. Д. Садовникова. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2006.
6. По делу о проверке конституционности отдельных положений конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 25. -Ст. 2728.
7. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан : Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О // Российская газета. -2000. - № 118 (21 июня).
8. Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 г. № П-РЗ-1 по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Республики Татарстан", Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан", Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" // Вестник Конституционного Суда. - 1993. - № 1.
9. Синцов, Г. В. Проблемы применения в судебной практике правовых позиций, содержащихся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации / Г. В. Синцов // Российская юстиция. - 2013. - № 12.
10. Евдокимов, В. Б. Некоторые проблемы внесения поправок в Конституцию Российской Федерации (теория и практика) / В. Б. Евдокимов, Т. Д. Тухватуллин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 4.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Л. В. Андриченко [и др.] ; под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева ; Конституционный Суд Российской Федерации. - М. : Эксмо, 2009.
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31 (4 авг.). - Ст. 4398.
13. Лебедев, В. А. Правовые принципы суверенной демократии / В. А. Лебедев, В. А. Киреев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 19.
14. Саленко, А. В. Федерализм в России и Германии (сравнительный анализ) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Саленко А. В. - СПб., 2002.
15. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П // Российская газета. - 1998. - № 117 (24 июня).
16. Eyrich, H. Für Deutschland und Europa: Dem Föderalismus eine Chance / H. Eyrich // Föderalismus in Deutschland und Europa. - Köln, 1993.
17. Федерализм: Теория и история развития: Сравнительно-правовой анализ : учеб. пособие / авт. кол.: М. Н. Марченко, В. И. Терехов, А. С. Маныкин [и др.] ; отв. ред. М. Н. Марченко. - М. : Юрист, 2000.
18. Elazar, Daniel. Federalism and Way to Peace / Daniel Elazar. - N. Y., 1978.
19 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 14.12.2015).
20. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 14.12.2015).
21. Умнова, И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности / И. А. Умнова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. - № 2.
22. Лукьяновская, О. В. Конституционные принципы федеративного устройства Российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Лукьяновская О. В. -Волгоград, 2005.
23. Бородач, М. В. Правовой статус субъектов Российской Федерации : учеб. пособие / М. В. Бородач. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2008.
24. Лихолетова, С. В. Федеративное устройство России: взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Лихолетова С. В. - Челябинск, 2004.
References
1. O printsipakh federalizma v Rossii: proekt Federal'nogo zakona № 96700167-2 (red., vnesennaya v GD FS RF) [On principles of federalism in Russia: the Federal law draft № 96700167-2]. RRS «ConsultantPlus» (accessed Dec. 14, 2015).
2. Vedomosti FS RF [Bulletin of the Federal Assembly of the Russian Federation]. 2001, no. 6 (21 Febr.), art. 309.
3. Zametina T. V. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2009, no. 8.
4. Sintsov G. V. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State authority and local self-government]. 2015, no. 4.
5. Sadovnikova G. D. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyy) [Comments to the Constitution of the Russian Federation (paragraph-by-paragraph)]. 3rd ed. Moscow: Yurayt-Izdat, 2006.
6. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2000, no. 25, art. 2728.
7. Rossiyskayagazeta [The Russian newspaper]. 2000, no. 118 (21 Jun.).
8. VestnikKonstitutsionnogo Suda [Bulletin of the Constitutional Court]. 1993, no. 1.
9. Sintsov G. V. Rossiyskayayustitsiya [Russian justice]. 2013, no. 12.
10. Evdokimov V. B., Tukhvatullin T. D. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State authority and local self-government]. 2014, no. 4.
11. Andrichenko L. V. et al. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [Comments ot the Constitution of the Russian Federation]. Ed. by V. D. Zor'kin, L. V. Lazarev; Constitutional Court of the Russian Federation. Moscow: Eksmo, 2009.
12. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2014, no. 31 (4 Aug.), art. 4398.
13. Lebedev V. A., Kireev V. A. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo [Constitutional and municipal law]. 2007, no. 19.
14. Salenko A. V. Federalizm v Rossii i Germanii (sravnitel'nyy analiz): dis. kand. yurid. nauk: 12.00.02 [Federalism in Russian and Germany (a comparative analysis): dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Saint-Petersburg, 2002.
15. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 1998, no. 117 (24 Jun.).
16. Eyrich H. Föderalismus in Deutschland und Europa [Federalism in Germany and Europe]. Köln, 1993.
17. Marchenko M. N., Terekhov V. I., Manykin A. S. et al. Federalizm: Teoriya i istoriya razvitiya: Sravnitel'no-pravovoy analiz: ucheb. posobie [Federalism: the theory and history of development: A comparative-legal analysis: tutorial]. Moscow: Yurist, 2000.
18. Elazar Daniel. Federalism and Way to Peace. New York, 1978.
19 Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolni-tel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 28.11.2015) [On general organizational principles of legislative and executive public authorities in subjects of the Russian Federation: the Federal law from 06.10.1999 № 184-FZ (revised on 28.11.2015)]. RRS «Con-sultantPlus» (accessed Dec. 14, 2015).
20. O polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v federal'nom okruge: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 maya 2000 g. [On plenipotentiary representatives of the President of the Russian Federation in federal districts: the decree of the President of the Russian Federation from 13th May 2000]. RRS «ConsultantPlus» (accessed Dec. 14, 2015).
21. Umnova I. A. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie [Comparatove constitutional review]. 2012, no. 2.
22. Luk'yanovskaya O. V. Konstitutsionnye printsipy federativnogo ustroystva Rossiyskogo gosudarstva: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Constitutional principles of the federal system of the Russian Federation: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Volgograd, 2005.
23. Borodach M. V. Pravovoy status sub"ektov Rossiyskoy Federatsii: ucheb. posobie [The legal status of subjects of the Russian Federation: tutorial]. Tyumen: Izd-vo TyumGU, 2008.
24. Likholetova S. V. Federativnoe ustroystvo Rossii: vzaimodeystvie organov gosu-darstvennoy vlasti Rossiyskoy Federatsii i ee sub"ektov: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [The federal system of Russia: interaction of public authorities of the Russian Federation and its subjects: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Chelyabinsk, 2004.
Битюцкий Евгений Владимирович
аспирант, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40); старший следователь по особо важным делам Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Пензенской области
(Россия, г. Пенза, ул. Пушкина, 28) E-mail: [email protected]
Bityutskiy Evgeniy Vladimirovich
Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia); chief investigator of cases of special importance of the Penza Agency of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation (28 Pushkina street, Penza, Russia)
УДК 342 Битюцкий, Е. В.
Принципы организации и функционирования власти в федеративном государстве на примере Российской Федерации / Е. В. Битюцкий // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 44-52. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-2-5