Научная статья на тему 'Принципы обеспечения прав граждан Украины в налоговой сфере в условиях построения правового государства'

Принципы обеспечения прав граждан Украины в налоговой сфере в условиях построения правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ / PRINCIPLES OF ENSURING CITIZENS'' RIGHTS IN THE TAX AREA / PRINCIPLES / PRINCIPLES OF GOVERNANCE / LEGAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаруст Ю. В.

Рассматривается понятие правового и социального государства с учетом положений Конституции Украины, делается вывод о беспрепятственной и гарантированной реализации прав граждан как об основном индикаторе построения такого государства. Обосновывается необходимость установления и реализации принципов обеспечения прав граждан, в том числе в сфере налогообложения. Обратная связь правовых принципов и государства в том, что принципы, адекватно отражающие реальность, создают условия для развития правовой и социальной государственности. Для определения понятия принципов в налоговой сфере исследуется их понимание в смежных сферах: политике, экономике, государственном управлении. Аргументируется, что принципы, вследствие их объективно-субъективной природы, неверно рассматривать только как закономерности. Обосновано положение, согласно которому принципы обеспечения прав граждан в налоговой сфере носят общий, иногда абстрактный характер. Они не устанавливают конкретных, четко определенных требований в виде прав и обязанностей, закрепляя лишь общие социально-правовые основы деятельности как государства, так и его отдельных институтов по обеспечению прав граждан в налоговой сфере. Значение названных принципов в том, что они ориентируют государство на создание условий для реализации прав граждан в налоговой сфере. Приводятся и анализируются различные подходы к пониманию правовых принципов, в результате автор формулирует их определение. Под принципами обеспечения прав граждан в налоговой сфере предлагается понимать обусловленные особенностями развития политической, экономической, правовой, социальной, культурной и других сфер жизни закономерности, подвергшиеся научному изучению и обоснованию, являющиеся основой организации и функционирования механизма обеспечения прав граждан в налоговой сфере в качестве отправных, наиболее общих императивных требований, определяющих его назначение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ENSURING THE UKRAINIAN CITIZENS'' RIGHTS IN THE TAX AREA UNDER THE CONDITIONS OF CONSTITUTIONAL STATE FORMATION

The concept of constitutional and social state based on the provisions of Ukraine Constitution is studied. The guaranteed citizens' rights exercising is considered as the main indicator of forming such type of state. The necessity to establish and exercise principles of ensuring citizens' rights in the taxation area is proved. The correlation between legal principles and the state is that the principles, properly reflecting the reality, create conditions for developing legal and social statehood. To define the principles in the tax area the author investigates their interpretations in related areas: politics, economics, state management. Due to their objective and subjective nature the principles should not be regarded as regularities only. The author proves that principles of ensuring citizens' rights in the tax area have general, sometimes abstract nature. They do not establish definite demands (like laws and obligations) and fix only general social and legal grounds of the state's activity and the activity of its institutions which guarantee citizens' rights in the tax area. These principles guide the state to create conditions to implement citizens' rights in the tax area. Various approaches of interpreting legal principles are given and analyzed. The author defines principles of ensuring citizens' rights in the tax area as studied and proved regularities, determined by the development peculiarities of political, economic, legal, social, cultural and other areas of life, which are the basis of organizing and functioning of the mechanisms of ensuring citizens' rights in the tax area being the main requirements defining its purpose.

Текст научной работы на тему «Принципы обеспечения прав граждан Украины в налоговой сфере в условиях построения правового государства»

гаруст Ю.В.,

кандидат юридических наук, stanislav2107@mail.ru кафедра административного, хозяйственного права и финансово-экономической безопасности; Сумский государственный университет, 40007, г. Сумы, Римского-корсакова, 2,

Украина

GARuST Yu.v.,

candidate of Legal Sciences,

stanislav2107@mail.ru

chair of administrative, economic law

and financial and economic security;

Sumy State university,

Rimskogo-korsakova St. 2,

Sumy, 40007, ukraine

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН УКРАИНЫ В НАЛОГОВОЙ

сфере в условиях построения правового государства

Реферат. Рассматривается понятие правового и социального государства с учетом положений конституции Украины, делается вывод о беспрепятственной и гарантированной реализации прав граждан как об основном индикаторе построения такого государства. обосновывается необходимость установления и реализации принципов обеспечения прав граждан, в том числе в сфере налогообложения. обратная связь правовых принципов и государства в том, что принципы, адекватно отражающие реальность, создают условия для развития правовой и социальной государственности. Для определения понятия принципов в налоговой сфере исследуется их понимание в смежных сферах: политике, экономике, государственном управлении. Аргументируется, что принципы, вследствие их объективно-субъективной природы, неверно рассматривать только как закономерности. обосновано положение, согласно которому принципы обеспечения прав граждан в налоговой сфере носят общий, иногда абстрактный характер. они не устанавливают конкретных, четко определенных требований в виде прав и обязанностей, закрепляя лишь общие социально-правовые основы деятельности как государства, так и его отдельных институтов по обеспечению прав граждан в налоговой сфере. Значение названных принципов в том, что они ориентируют государство на создание условий для реализации прав граждан в налоговой сфере. Приводятся и анализируются различные подходы к пониманию правовых принципов, в результате автор формулирует их определение. Под принципами обеспечения прав граждан в налоговой сфере предлагается понимать обусловленные особенностями развития политической, экономической, правовой, социальной, культурной и других сфер жизни закономерности, подвергшиеся научному изучению и обоснованию, являющиеся основой организации и функционирования механизма обеспечения прав граждан в налоговой сфере в качестве отправных, наиболее общих императивных требований, определяющих его назначение.

Ключевые слова: принципы, принципы государственного управления, принципы права, принципы обеспечения прав граждан в налоговой сфере.

PRINCIPLES OF ENSURING THE UKRAINIAN CITIZENS' RIGHTS IN THE TAX AREA UNDER THE CONDITIONS OF CONSTITUTIONAL STATE FORMATION

Abstract. The concept of constitutional and social state based on the provisions of ukraine constitution is studied. The guaranteed citizens' rights exercising is considered as the main indicator of forming such type of state. The necessity to establish and exercise principles of ensuring citizens' rights in the taxation area is proved. The correlation between legal principles and the state is that the principles, properly reflecting the reality, create conditions for developing legal and social statehood. To define the principles in the tax area the author investigates their interpretations in related areas: politics, economics, state management. Due to their objective and subjective nature the principles should not be regarded as regularities only. The author proves that principles of ensuring citizens' rights in the tax area have general, sometimes abstract nature. They do not establish definite demands (like laws and obligations) and fix only general social and legal grounds of the state's activity and the activity of its institutions which guarantee citizens' rights in the tax area. These principles guide the state to create conditions to implement citizens' rights in the tax area. various approaches of interpreting legal principles are given and analyzed. The author defines principles of ensuring citizens' rights in the tax area as studied and proved regularities, determined by the development peculiarities of political, economic, legal, social, cultural and other areas of life, which are the basis of organizing and functioning of the mechanisms of ensuring citizens' rights in the tax area being the main requirements defining its purpose.

Keywords: principles, principles of governance, legal principles, principles of ensuring citizens' rights in the tax area.

Создание и функционирование механизма обеспечения прав граждан в налоговой сфере предполагает сложные процессы, качество и эффективность которых напрямую зависят от положенных в их основу требований и правил. Ключевое значение в системе таких правил имеют принципы обеспечения прав граждан в налоговой сфере.

определение и закрепление системы таких принципов, равно как и принципов в других сферах общественной жизни, является обязательным условием формирования правового и социального государства, каким декларирует себя Украина согласно ст. 1 Конституции. обеспечение прав и свобод граждан - это наиболее важное и существенное свойство правового государства. В.М. Кириченко и о.М. Куракин определяют, что правовое государство -это организация политической власти, деятельность которой основана на принципах верховенства права и закона, взаимной ответственности государства и личности, признании и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина, отдельных групп людей и гражданского общества в целом [1, с. 78]. Похожую по своему содержанию точку зрения по поводу понимания сущности правового государства высказывают М.В. Цвик, В.Д. Ткаченко и некоторые другие юристы [2, с. 152].

А.Ф. Скакун и А. Безимян определяют социальное правовое государство как политическую организацию общества, в котором право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем [3, с. 140; 4, с. 176].

Согласно позиции, которую занимает В.П. Марчук, правовое государство - это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечено максимальное осуществление охраны и защиты основных прав человека [5, с. 69].

К.Г. Волынка отмечает, что правовое государство - это государство, деятельность которого основана на праве, выражает идеи гуманизма, справедливости,

формального равенства и свободы, высшей социальной ценностью в котором признаются права человека [6, с. 82]. В свою очередь, социальное государство -это социально ориентированное государство, всемерно помогающее незащищенным слоям населения, стремящееся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование [6, с. 85]. С учетом вышеизложенного К.Г. Волынка делает вывод, что только социально-правовое государство обеспечивает полноценную защиту и реализацию всего комплекса прав и свобод человека и гражданина. Это государство, в котором на первом месте находится право и закон, приоритетными для него являются права личности, а не власти государственного аппарата. «Ядром» в правовом социальном государстве является универсальный механизм правовой и социальной защиты личности [6, с. 85].

Как видим, социальное правовое государство призвано гарантировать и обеспечить свободную и беспрепятственную реализацию гражданами своих прав во всех наиболее важных отраслях общественной жизни, в том числе налоговой сфере. В то же время деятельность государства по обеспечению и гарантированию прав граждан может не основываться на ряде принципиальных положений, среди которых есть как общие положения, пронизывающие все сферы правового регулирования, так и положения специальные, присущие отдельным отраслям общественных отношений, в частности налоговой сфере.

В качестве предмета научных исследований принципы права всегда находились в центре внимания юристов. В частности, их исследовали о.Ф. Скакун, Н.И. Матузов, К.Г. Волынка, М.В. Цвик, В.Б. Аверьянов, Ю.П. Битяк, С.В. Кивалов, М.П. Кучерявенко и другие ученые, представляющие как общую теорию права, так и отраслевые юридические науки. Впрочем, важность и специфика некоторых сфер общественной жизни требуют более тщательного изучения принципов, лежащих в их основе. Это в полной мере касается и сферы налоговых отношений, в частности принципов,

на которых основывается механизм обеспечения прав граждан.

Разговор о принципах обеспечения прав граждан в налоговой сфере должен начинаться с определения понятия принципов. Для этого планируется рассмотреть сложившиеся в юриспруденции, а также в сфере государственного управления взгляды на сущность принципов и выделить их основные черты (признаки).

В словарях и справочной литературе термин «принцип» (от лат. «рппарют» -основа, начало, первоисточник [7, с. 461]) определяется как:

- основное исходное положение какой-либо системы, учения, теории, идеологического направления, политической организации и т.д.;

- особенность, положенная в основу создания или осуществления чего-либо, способ создания или осуществления чего-либо;

- убеждение, норма, правило, которым руководствуется кто-нибудь в жизни [8, с. 1125; 9, с. 366].

В общем, категория принципа имеет чрезвычайно обширную сферу применения. Например, в философии принципы принято понимать как основу некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям. В логике принцип - центральное понятие системы, представляет собой обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой данный принцип абстрагирован. В этике принцип понимается как внутреннее убеждение, максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормы поведения и деятельности [10, с. 554].

В политическом словаре принципы характеризуются как внутренние убеждения человека, те практические, моральные и теоретические основы, которыми он руководствуется в жизни, в различных сферах деятельности [11, с. 427]. Ю.П. Сур-мин отмечает, что общественно-политические принципы - это общие положения, соблюдение которых обеспечивает общественно-политическую организацию общества и отношения между государством и гражданским обществом [12, с. 574-575].

Экономические принципы - это теоретические обобщения, содержащие допущения, усреднения, которые отражают

определенные тенденции развития экономической системы [13, с. 30].

В области государственного управления принципы характеризуются как проявления закономерностей, которые отражены в виде отдельных положений, применяемых в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления. Как правило, это фундаментальные, научно обоснованные, а в определенных случаях и законодательно закрепленные положения, согласно которым строится и функционирует система государственного управления [12, с. 564]. «Принципы государственного управления, - пишет В.Я. Малиновский, - это фундаментальные истины, положительные закономерности, руководящие идеи, основные положения, нормы поведения, отражающие законы развития отношений управления, сформулированные в виде определенного научного положения, закрепленного в основном в правовой форме, на основе которого строится и функционирует аппарат государственного управления» [14, с. 192]. Исследователь считает, что принципы государственного управления должны:

- основываться на законах развития общества, его социальных и экономических законах и законах государственного управления;

- соответствовать целям управления, отражать основные качества, связи и отношения управления;

- учитывать временные и территориальные аспекты процессов государственного управления;

- иметь правовое оформление, т.е. быть закрепленными в нормативных документах, поскольку каждый принцип управления является целенаправленным - его применяют для решения конкретных организационно-политических и социальноэкономических задач [14, с. 193].

Г.В. Атаманчук предлагает принцип государственного управления рассматривать как закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по

управлению [15, с. 188]. По мнению автора, принципы и процесс их обоснования должны соответствовать ряду моментов, а именно:

а) отражать не любые, а лишь наиболее существенные, главные, объективные необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

б) характеризовать лишь устоявшиеся закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, которые присущи государственному управлению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

г) отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления [15, с. 188].

В юридической энциклопедической литературе принципы определяются как основные начала, исходные идеи, характеризующиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и отражающие существенные положения теории, учения, науки, системы внутреннего и международного права, политической, государственной или общественной организации (гуманизм, законность, справедливость, равенство граждан перед законом и т.д.) [16, с. 110-111].

С точки зрения М.В. Кравчука, принципы права - это ведущие начала, идеи права, в конкретном виде характеризующие его содержание, определяющие направленность правового регулирования [17, с. 107].

Достаточно содержательной представляется позиция о.Ф. Скакун, которая пишет, что принципы права - объективно присущие праву отправные начала, неоспоримые требования (позитивные обязательства), которые адресуются участникам общественных отношений с целью гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов. Другими словами, это своеобразная система координат, в рамках которой развивается право, и одновременно вектор, определяющий направление его развития [3, с. 221]. При этом исследователь выделяет также и свойства принципов права: во-первых, они растворяются во множестве норм, пронизывают всю правовую материю; во-вторых,

являются стержнем всей системы права, добавляют праву логичности, последовательности, сбалансированности; в-третьих, имеют более высокий уровень отвлеченности от регулируемых отношений, освобождены от конкретики и подробностей; в-четвертых, выступают как общее мерило поведения без указания права и обязанности; в-пятых, являются положительными обязательствами; в-шестых, не имеют способы регулирования, их ведущим элементом является повинность (то, что должно быть), которая непосредственно отражает существующую в конкретном обществе систему ценностей и обосновывается; в-седьмых, выступают отправным началом при решении конкретных юридических дел, особенно в случае применения аналогии закона при наличии пробелов в законодательстве [3, с. 221-222].

М.В. Цвик, В.Д. Ткаченко, Л.Л. Богачева и другие правоведы характеризуют принципы как общие требования к общественным отношениям и их участникам, а также как исходные руководящие принципы, отправные установления, выражающие сущность права и вытекающие из идей справедливости и свободы, а также определяющие общую направленность и наиболее существенные черты действующей правовой системы [2, с. 193]. Ученые отмечают, что значение принципов в праве объясняется тем, что они:

1) имеют свойство высшей императивности, универсальности; им присущи устойчивость и стабильность в течение неопределенно длительного времени;

2) направляют развитие и функционирование всей правовой системы;

3) обусловливают направления правотворческой, правоприменительной и иной юридической деятельности;

4) выступают важнейшим критерием законности действий граждан, должностных лиц и других субъектов права;

5) способствуют преодолению пробелов в праве;

6) имеют влияние на уровень правосознания в обществе [2, с. 193].

опираясь на изложенное, можно сделать вывод, что принципы, независимо от сферы их применения, - это основополагающие, наиболее общие и универсальные закономерности, правила, нормы, требования, лежащие в основе и отражаю-

щие сущность тех или иных явлений, процессов, отношений.

Следует согласиться с Ю.М. Грошевым в том, что принципы представляют собой обобщенную сущность явления, которой всегда бывает столько, сколько надо, чтобы предоставить явлению, предмету качественную самобытность [18, с. 56]. Похожее мнение, исследуя принципы права Украины, высказывает и А.М. Колодий: принципы являются основными, самыми общими, исходными положениями, средствами, правилами, определяющими природу и социальную сущность явления, его направленность и наиболее существенные свойства [19, с. 17].

Не следует рассматривать принципы, в том числе принципы обеспечения прав граждан в налоговой сфере, как закономерности (нормы, требования), которые имеют исключительно объективный или сугубо субъективный характер. Принципы имеют комплексную природу: с одной стороны, они объективно обусловлены особенностями развития основных сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной и т.д.), а с другой - определенные закономерности становятся императивными, общими требованиями, т.е. принципами, только в результате их научного познания и обоснования человеком. Г. Щёкин по этому поводу справедливо замечает, что принципы - это результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности [20, с. 368].

В.Ф. Погорилко, анализируя принципы конституционного права, писал, что в естественных и точных науках под принципами традиционно понимают объективно существующие в природе законы. В общественных и юридических науках категория «принцип» лишена абсолютной объективности. Под ней понимают «вечные» идеи, которые являются продуктом человеческого мышления и никак не связаны с окружающей действительностью; воплощенные в праве руководящие принципы, идеи, определяющие содержание права и обусловленные объективными закономерностями; специфическое юридическое выражение объективно существующих

экономических и политических законов общественного развития и т.д. [21, с. 41] С учетом этого он отмечает, что принципы в праве являются категорией, которая одновременно зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. С одной стороны, принципы права объективируются закономерностями политической, экономической, социальной, культурной (духовной) и других сфер общественной жизни, а с другой - определяют цели и задачи права по эффективному регулированию общественных отношений во всех сферах общественного и государственного строя. При этом выбор идей, идеалов, целей права, т.е. принципов права, зависит от субъективной воли участников правотворчества [21, с. 41].

Также в контексте исследуемой проблемы уместным представляется мнение

В.Я. Малиновского, который в разрезе проблематики принципов государственного управления приходит к выводу о том, что принципы как понятие теории отражают сущность и реальность процессов государственного управления, подчиняясь определенным законам. Принципы

- это специфическое понятие, содержанием которого является не столько сама закономерность, отношения, взаимосвязи, сколько наше знание о них. они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности [14, с. 190]. Автор подчеркивает, что принцип является результатом научного познания, а практическое действие принципов не зависит от них самих, а полностью определяется отношением к ним людей [14, с. 191].

Таким образом, под принципами обеспечения прав граждан в налоговой сфере следует понимать закономерности, обусловленные особенностями развития политической, экономической, правовой, социальной, культурной жизни общества, подвергшиеся научному изучению, и обоснования, заложенные в основу организации и функционирования механизма обеспечения прав граждан в налоговой сфере в качестве отправных, наиболее общих императивных требований (норм, правил), определяющих его назначение.

В связи с тем, что принципы носят достаточно общий, а иногда даже абстрактный характер, они не устанавливают конкретных, четко определенных требований в виде прав и обязанностей. они закрепляют общесоциальные и организационно-правовые основы деятельности как государства в целом, так и его отдельных институтов, по обеспечению прав граждан

в налоговой сфере. Устанавливая ряд приоритетов, принципы выступают тем фактором, который ориентирует и направляет меры и средства, с помощью которых гарантируются права граждан в налоговой сфере, а также определяет условия и пределы их реализации.

Список литературы

1. Кириченко В.М., Куракін О.М. Теорія держави і права: модульний курс: навч. посіб. К.: Центр учбової літератури, 2010. 264 с.

2. Загальна теорія держави і права: підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів] / М.В. Цвік, В.Д. Ткаченко, Л.Л. Богачова та ін.; за ред. М. В. Цвіка, В.Д. Ткаченка, О.В. Петришина. Харків: Право, 2002. 432 с.

3. Скакун О.Ф. Теорія держави і права: підручник / пер. з рос. Харків: Консум, 2001. 656 с.

4. Безимян А. Теорія держави і права: курс лекцій. Суми, 2009. 689 с.

5. Словничок юридичних термінів: навч. посіб. / уклад. В.П. Марчук. К.: МАУП, 2003. 128 с.

6. Волинка К.Г. Теорія держави і права: навч. посіб. К.: МАУП, 2003. 240 с. Бібліогр.: с. 229-232.

7. Словник іншомовних слів / уклад.: С.М. Морозов, Л.М. Шкарапута. Національний університет ім. Тараса Шевченка, Український мовно-інформаційний фонд НАН України. К.: Наукова Думка, 2000, 680 с.

8. Великий тлумачний словник сучасної української мови (з дод. і допов.) / уклад. і голов. ред. В.Т. Бусел. К.; Ірпінь: Перун, 2005. 1728 с.

9. Івченко А.О. Тлумачний словник української мови. Харків: Фоліо, 2002. 543 с.

10. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд-ль В.М. Скакун, 1998. 896 с.

11. Політичний словник / за ред. В.К. Врублевського, А.В. Кудрицького, В.М. Мазура, А.В. Мяловицького. Вид. 2-е. К.: Головна редакція УРЕ, 1976. 590 с.

12. Енциклопедичний словник з державного управління / уклад.: Ю.П. Сурмін, В.Д. Бакуменко, А.М. Мих-ненко та ін.; за ред. Ю.В. Ковбасюка, В.П. Трощинського, Ю.П. Сурміна. К.: НАДУ, 2010. 820 с.

13. Економічна теорія: Політекономія: підручник / за ред. В.Д. Базилевича. 6-те вид., перероб. і доп. К.: Знання-Прес, 2007. 719 с.

14. Малиновський В.Я. Державне управління: навчальний посібник. Вид. 2-ге, доп. та перероб. К.: Атіка, 2003. 576 с.

15. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: ^pc лекций. М.: Юрид. лит., 1997. 400 с.

16. Юридична енциклопедія: в 6 т. / редкол.: Ю.С. Шемшученко (голова редкол.) [та ін]. Т. 5: П-С. К., 2003.

17. Кравчук М.В. Теорія держави і права. Проблеми теорії держави і права: навчальний посібник. 3-тє вид., змін, й доп. Тернопіль: Карт-бланш, 2002. 247 с.

18. Кримінальний процес України: підручник / за ред. Ю.М. Грошевого, В.М. Хотенця. Харків: Право, 2000. 496 с.

19. Колодій А.М. Принципи права України: монографія. К.: Юрінком Інтер, 1998. 208 с.

20. Щёкин Г.В. Социальная теория и кадровая политика: монография. К.: МАУП, 2000. 576 с.

21. Погорілко В.Ф., Федоренко В.Л. Конституційне право України. Академічний курс: підруч.: у 2 т. Т. 1 / за ред. В.Ф. Погорілка. К.: Юридична думка, 2006. 544 с.

References

1. Kirichenko V.M., Kurakrn O.M. [Theory of State and Law Modular Course]. Kiev, Center of Training Uterature Publ., 2010. 264 p.

2. Tsvіk M.V., Tkachenko V.D., Bogachova L.L. and others [General Theory of State and Law]. Kharkiv, Pravo Publ., 2002. 432 p.

3. Skakun O.F. [Theory of State and Law]. Kharkiv, Consum Publ. 2001. 656 p.

4. Bezymyan A. [Course of Lectures on Theory of State and Law]. Sumy, 2009. 689 p.

5. [Dictionary of legal terms]. Kiev, MAUP Publ., 2003. 128 p.

6. Volynka K.G. [Theory of State and Law]. Kiev, MAUP Publ., 2003. 240 p.

7. [Dictionary of foreign words]. Kiev, Naukova Dumka Publ., 2000. 680 p.

8. [Great Explanatory Dictionary of the Modern Ukrainian Language (with appendix and additions)]. Kiev; Irpin, Perun Publ., 2005. 1728 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ivchenko A.O. [Explanatory Dictionary of Ukrainian Language]. Kharkiv, FoHo Publ., 2002. 543 p.

10. [Newest Philosophical Dictionary]. Minsk, Publisher V.M. Skakun, 1998. 896 p.

11. [Political Dictionary]. Kiev, 1976. 590 p.

12. [Encyclopedic reference book on State Management]. Kiev, NADU Publ., 2010. 820 p.

13. [Economical Theory: Political Economy]. Kiev, Znannya-Press, 2007. 719 p.

14. Malinovskiy V.Ya. [State Management]. Kiev, Atika Publ., 2003. 576 p.

15. Atamanchuk G.V. [Theory of Public Administration]. Moscow, Yurid. Lit. Publ., 1997. 400 p.

16. [Legal Encyclopaedia. In 6 Vol. Vol. 5: P-S]. Kiev, 2003.

17. Kravchuk M.V. [Theory of State and Law. Problems of State and Law]. Ternopil, Kart-blansh Publ., 2002. 247 p.

18. [Criminal Procedure of Ukraine]. Kharkiv, Pravo Publ., 2000. 496 p.

19. Kolodiy A.M. [Principles of Law of Ukraine]. Kiev, Yurinkom Inter Publ., 1998. 208 p.

20. Shchekin G.V. Sotsial'naya teoriya i kadrovaya politika [Social Theory and Personnel Policy]. Kiev, MAUP Publ., 2000. 576 p.

21. Pogorilko V.F., Fedorenko V.L. [Constitutional Law of Ukraine. In 2 Volumes. Vol. 1]. Kiev, Legal thought Publ., 2006. 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.