5'2012
Пробелы в российском законодательстве
1.4. ПРИНЦИПЫ НАДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Байрамова Наталья Юрьевна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации. Наряду с этим автором устанавливается система базовых принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения.
Ключевые слова: компетенция, право, принципы, субъекты Федерации.
PRINCIPLES OF INVESTMENT WITH COMPETENCE OF SUBJECTS OF FEDERATION AS ELEMENT OF
CONSTITUTIONAL AND LEGAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Bayramova Natalia Yurievna, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration. E-mail: [email protected]
Annotation: Article is devoted to consideration of constitutional legal principles of establishment of competence of public authorities of subjects of Federation. Along with this author the system of base principles of differentiation of powers in subjects of joint maintaining is established. Keywords: competence, right, principles, subjects of Federation.
Конституционно-правовые принципы - это принципы, установленные Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации и образующие основу правовой системы Российской Федерации.
Рассмотрим соотношение конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации с всеобщими принципами международного права и распределения компетенции между уровнями публичной власти в децентрализованном государстве, общими политическими принципами государственного устройства и принципами федерализма, а также общими принципами наделения компетенцией органов публичной власти.
В отличие от термина «разграничение полномочий», введенного в правовую систему Российской Федерации частью 3 статьи 11 Конституции РФ, предметом данной статьи являются конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения, то есть обоснованного закрепления законами полномочий в определенных сферах совместного ведения за органами государственной власти субъектов Федерации.
Таким образом, конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения можно определить как основные конституционно-правовые нормы, предопределяющие линию регулирования поведения участников правоотношений между Российской Федерацией и
ее субъектами в процессе установления законами компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения [2].
Конституционно-правовые принципы установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения базируются на общих принципах федерализма.
Современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, посредством которого обеспечивается единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.
Классическая теория федерализма понимает его как вертикальное распределение власти. Однако, такая идеальная трактовка распределения власти не полностью описывает реалии федеративного государства. Согласно современной теории федерализма, основанной на понятии "governance", распределение власти в федеративном государстве нацелено не на разделение, а на взаимное ограничение власти, которое в свою очередь требует возможности взаимного влияния федеральных и региональных структур, то есть их переплетения [1].
Сотрудничество различных уровней власти в реализации задач другого уровня имеет свой смысл и достигается правом на участие в принятии решений, контроля или софинансирования расходов. Такое сотрудничество уровней власти в федерациях характерно не только для кооперативного федерализма, но и для конкурирующего федерализма, к которому относится США.
Федерализм как институт государственного права Российской Федерации представляет собой определенную систему внутренне согласованных государственно-правовых норм, регулирующих все стороны правовых отношений, возникающих в российском федеративном государстве и касающихся вопросов организации федеративной формы государственного устройства и ее субъектов, взаимоотношений, возникающих между Федерацией и ее субъектами, вопросов развития всех этнических общностей в составе Российской Федерации [3].
Если принимать во внимание точку зрения Г.В. Мин-ха, то нормативно-правовое разграничение компетенции должно проходить на основе трех принципов:
1) разграничения подпредметов ведения в предметах совместного ведения между Федерацией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями в статутных федеральных законах;
2) выделения «остаточной компетенции» субъектов Федерации в результате легального присвоения с помощью тематических федеральных законов и иных нормативно-правовых актов полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;
3) легального присвоения полномочий с помощью опережающего законодательного регулирования субъектами РФ неурегулированной федеральным законодательством компетенционной сферы по предметам совместного ведения.
На наш взгляд, наиболее предпочтительным является первый из перечисленных принципов разграничения компетенции между органами публичной власти по предметам совместного ведения.
Исходя из изложенных научно-теоретических подходов, представляется целесообразным законодательно установить систему базовых принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения, в которую в первую очередь должны войти:
НАДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЕЙ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
Байрамова Н.Ю.
- субсидиарность, то есть осуществление полномочий органами власти, наиболее приближенными к населению исходя из характера и объема полномочий и с учетом эффективности их реализации данными органами власти;
- регулирование законами соответствующего уровня государственной власти собственных полномочий по предметам совместного ведения;
- соответствие объема доходных источников расходным обязательствам;
- возможности учета особенностей субъектов Федерации в договорах и соглашениях;
- обязательность участия субъектов Федерации в предварительном согласовании проектов федеральных законов, устанавливающих компетенцию их органов государственной власти по предметам совместного ведения на всех стадиях федерального законодательного процесса, а также введения двухсторонних санкций за несоблюдение процедур такого согласования;
- возможности разрешения споров по разграничению (в том числе, по исполнению и финансированию) компетенции соглашением сторон, а также в судебном порядке.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие системы конституционно-правовых принципов установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения является базовым условием для сбалансированного распределения компетенции между уровнями государственной власти и обоснованного установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации.
Список литературы:
1. Бланкенагель А., Калинина И. Некоторые размышления о принципе "governance" в федеративных системах // Бюллетень проекта ЕС и России "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации". - 2006. - № 7.
2. Нечаева Т.В. Некоторые проблемы разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации по предметам совместного ведения в ходе реформы федеративных отношений // Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. - М., 2006.
3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Дело, 1998.
Literature list:
1. Blankenagel A., Kalinina I. Some reflections about "governance" principle in federal systems // The Bulletin of the project of EU and Russia "Institutional, legal and economic federalism in the Russian Federation". - 2006. - № 7.
2. Nechaeva T.V. Some problems of differentiation of powers between the Russian Federation and subjects of Federation in subjects of joint maintaining during reform of the federal relations // Russia: tendencies and development prospects: collection of scientific articles. - M, 2006.
3. Umnova I.A. Constitutional bases of modern Russian federalism. - M: Business, 1998.
Рецензия
на статью аспирантки Байрамовой Н.Ю. на тему: Принципы наделения компетенцией субъектов Федерации как элемент конституционно-правовой системы Российской Федерации.
Начавшийся в нашей стране процесс децентрализации государственных функций не основан на четко разработанной концепции, а отсутствие системы конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения является причиной правовых коллизий, неточностей и ошибок в компетенционных положениях федеральных законов. Поэтому обращение к проблеме содержания конституционно-правовых принципов установления компетенции органов государственной власти субъектов Федерации является актуальным и своевременным.
В своей статье Байрамова Н.Ю. дает подробный анализ системы конституционно-правовых принципов установления компетенции субъектов Федерации в сфере совместного ведения.
Новизна представленной статьи заключается в том, что автор, опираясь на существующие научнотеоретические подходы, считает целесообразным законодательно установить систему базовых принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения, включая субсидиарность.
Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из различных источников. Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации.
Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых
Г.Н. Щедролюбова