Научная статья на тему 'Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов'

Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3980
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛНОМОЧИЯ / РАЗГРАНИЧЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ / ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Байрамова Наталья Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению феномена совместного ведения центра и составных частей федеративного государства в мировой законодательной практике. Автором проанализирована конституционная практика Бельгии, Испании и др. стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of differentiation of areas of jurisdiction and powers of federation and its subjects

Article is devoted to consideration of a phenomenon of joint maintaining the center and components of a federal state in world legislative practice. The author analyzed the constitutional practice of Belgium, Spain, etc. countries.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов»

2'2013

Пробелы в российском законодательстве

1.3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

Байрамова Наталья Юрьевна, аспирант. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Е-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена совместного ведения центра и составных частей федеративного государства в мировой законодательной практике. Автором проанализирована конституционная практика Бельгии, Испании и др. стран.

Ключевые слова: полномочия, разграничения, субъекты, федерация.

FOREIGN EXPERIENCE OF DIFFERENTIATION OF AREAS OF JURISDICTION AND POWERS OF FEDERATION AND ITS SUBJECTS

Bayramova Natalia Yurievna, postgraduate student. Place of study: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration. Е-mail: [email protected]

Annotation: Article is devoted to consideration of a phenomenon of joint maintaining the center and components of a federal state in world legislative practice. The author analyzed the constitutional practice of Belgium, Spain, etc. countries.

Keywords: powers, differentiations, subjects, federation.

Мировой опыт показывает, что единого подхода к разграничению предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами не существует. В различных странах размежевание предметов ведения федерации и ее субъектов осуществляется неодинаковым способом. Их точная классификация затруднена, поскольку имеются разные исключения и оговорки. Каждая отдельная федерация обладает своими и только ей присущими особенностями.

Однако мировая практика все же выработала общую формулу решения проблемы разграничения предметов ведения и полномочий. Ее суть состоит в установлении исключительной компетенции федеральных органов власти; совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; исключительной компетенции властных структур субъектов федерации.

В мировой законодательной практике феномен совместного ведения центра и составных частей федеративного государства возник на определенном этапе развития федеративной государственности [2]. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации влечет за собой необходимость конкретизации предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов. От законодательного решения этой проблемы зависит реальное содержание полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в сфере совместного ведения.

Совместная компетенция федерации и ее субъектов означает, что федерация принимает решения, отнесенные к ее ведению, а субъекты федерации принимают свои законы в соответствии с федеральными. При необходимости субъекты федерации могут, с разрешения федерации, самостоятельно регулировать вопросы совместной компетенции до тех пор, пока не будет принят соответствующий федеральный закон.

Совместная компетенция может быть разграничена федеральными законами и соглашениями между органами государственной власти федерации и субъектов федерации, т.е. полномочия по предметам совместного ведения должны быть отнесены к полномочиям либо федерации, либо ее субъектов, а иначе невозможно установить, до какого предела федерация вправе решать вопросы совместной компетенции. Мировая практика предусматривает, что могут быть разграничены и сами предметы совместного ведения.

Конституционно закрепленная совместная компетенция означает, что любой законный или договорной вариант разграничения предметов ведения и полномочий в этой сфере может быть пересмотрен в законе или договоре, т.е. предметы ведения и полномочия могут переходить из компетенции федерации в компетенцию субъектов и обратно.

Что касается предметов ведения субъектов федерации, то в разных странах они устанавливаются разными способами. В одних государствах предметы ведения субъектов специально не перечисляются, ими считаются вопросы, которые прямо не отнесены к ведению федерации и к совместному ведению федерации и ее субъектов (например, Австрия). В данном случае нельзя говорить об исключительной компетенции субъектов федерации, если сами субъекты не относят их к своей исключительной компетенции.

В других, например, в Конституции Индии, наоборот, дается исчерпывающий перечень предметов ведения штатов (исключительная компетенция субъектов федерации). В Мексике же конституционно очерчен круг вопросов, которые не могут быть предметом ведения штатов.

Данные вопросы не могут быть отнесены к иной компетенции без изменения конституции, хотя в законах отдельных федераций предусматривается возможность делегирование законодательных полномочий федерации по определенному предмету, который тем не менее остается в ведении субъекта федерации.

Как правило, к исключительному ведению субъектов в зарубежных федерациях относят вопросы организации местных органов самоуправления и управления, охрану общественного порядка, устройство дорог и обслуживание их, охрану и защиту окружающей среды, принятие местного законодательства, регулирование деятельности местных предприятий, местные налоги, вопросы культуры, образования, местных коммуникаций, коммунального обслуживания и др.

В плане анализа практики разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами интересна конституционная практика Бельгии. Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов. Бельгия включает три сообщества (Французское сообщество, Фламандское сообщество и Германоязычное сообщество) и три региона (Валлонский, Фламандский, Брюссельский).

В Конституции Бельгии в статье 35 зафиксировано, что федеральный орган имеет компетенцию только в вопросах, которые закреплены в Конституции и законах, принятых на ее основании. Сообщества или регионы в пределах своих интересов компетентны в иных вопросах, на условиях, установленных законом. Закон этот должен быть принят большинством.

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом. Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией. В компетенцию федеральной законодательной власти входит дарование натурализации, законодательство, касающееся гражданской и уголовной ответственности министров Короля; бюджеты и счета государства; определение армейского контингента.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ

Байрамова Н.Ю.

Значительный интерес для анализа практики разграничения предметов ведения и полномочий представляет законодательство Федеративной Республики Германии. ФРГ - одно из крупнейших и развитых государств мира, отличающихся значительным экономическим и политическим потенциалом.

В основном законе Федеративной Республики Германия зафиксировано, что осуществление государственных полномочий и решение государственных задач является делом земель. В тоже время в статье 31 установлено, что Федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Согласно Основному закону ФРГ (ст. 72) в сфере совместной (конкурирующей) компетенции немецкой федерации и ее субъектов (земель) парламент Германии издает законодательные акты, если: вопрос не может быть эффективно урегулирован законодательством земель; или регулирование вопроса законодательством земли могло бы нарушить интересы другой земли или всей страны в целом; или этого требует соблюдение правового или экономического единства, в частности, соблюдение единообразия жизненных условий на территории не одной лишь земли.

Свои особенности имеет Конституция Испании. Территория Испании разделена на 17 автономных сообществ, 50 провинций и более 8 тысяч муниципий. Разграничение предметов ведения между государством и автономными сообществами основано на принципе определения исключительной сферы ведения каждого из них. Так, в перечне предметов ведения сообществ 22 пункта (ст. 148), совокупность которых во многом превышает возможности некоторых субъектов федерации.

Более того, согласно Конституции Испании, вопросы, прямо не отнесенные Конституцией к ведению государства, могут быть переданы автономным сообществам в соответствии с их статусами. Каждое сообщество через пять лет может расширить свои полномочия в пределах, не затрагивающих исключительную компетенцию государства.

Перечень вопросов, отнесенных к исключительному ведению государства еще более обширен. В Конституции записано, что Генеральные кортесы, посредством органического закона и руководствуясь национальными интересами могут разрешить образование автономного сообщества, даже если его территория не превышает территорию одной провинции.

Статья 149 Конституции Испании включает в себя 32 позиции предметов исключительного ведения государства. Первым пунктом исключительного ведения государства в Конституции Испании обозначены вопросы регулирования основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и выполнения своих конституционных обязанностей.

Таким образом, зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий характеризуется следующими тенденциями:

усложнение конституционно-правовой конструкции разграничения компетенции, ее распространение не только на «вертикальные», но и на «горизонтальные» властные отношения;

критерием оптимального соотношения централизации и децентрализации властных полномочий становится удовлетворение потребностей населения тех или иных территорий; на федеральном уровне оставляются только те полномочия, которые относится к функционированию федерации в целом, остальные же полномочия передаются субъектам федерации и т.д.;

перераспределение властных полномочий, их централизация и децентрализация осуществляются мирным, конституционным путем, на что нацелена концепция партнерства и солидарности между федерацией и ее субъектами [1].

Список литературы:

1. Глигич-Золотарева М.В. Федеративная составляющая Конституции: опыт России и зарубежных стран // Конституционный строй России. 2003. № 4.

2. Туровский Р. Разграничение компетенции между уровнями власти: мировой опыт // Мировая экономика и международные отношений. 2004. № 11.

3. Чирнинов А.М. Конституционно-правовые механизмы разграничения предметов ведения и полномочий // Современные научные исследования и инновации. -20l2. № 5 (электронный ресурс)

Literature list:

1. Gligich-Zolotaryovа M.V. Federal component of the Constitution: experience of Russia and foreign countries // Constitutional system of Russia. 2003. No. 4.

2. Turovsky R. Competence differentiation between power levels: world experience // World economy and international relations. 004. No. 11.

3. Chirninov A.M. Constitutional legal mechanisms of differentiation of areas of jurisdiction and powers // Modern scientific researches and innovations. - 2012 . No. 5 (electronic resource)

Рецензия

на статью Байрамовой Н.Ю. "Зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов"

В данной статье рассматривается зарубежный опыт разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Работа посвящена актуальной теме, поскольку имеет существенное значения для анализа и совершенствования федерализма и в Российской Федерации. Накопленный за рубежом за несколько столетий опыт разграничения предметов ведения и полномочий между центром и регионами, между Федерацией и ее субъектами имеет важное теоретико-практическое значение для построения в России современного демократического федеративного государства.

Автор приходит к выводу, что особенностью государств с федеративной формой устройства является наличие не только единой конституции и единой законодательной и исполнительной власти, но и особой, локальной власти субъектов федерации, которые имеют собственные законодательные и исполнительные органы власти, причем полномочия федеральных и региональных властей, как правило, не совпадают.

Заслуживает положительной оценки мнение соискателя о том, что федерация, построенная на демократических принципах, не может предоставить неограниченные полномочия федеральным органам власти по управлению страной, она обязательно должна отнести часть своих полномочий к полномочиям субъектов Федерации. Без этого государственная власть в любом федеративном государстве не может считаться демократической.

Все вышесказанное позволяет рекомендовать статью Байрамовой Н.Ю. к публикации в научном журнале.

Кандидат юридических наук, консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

Г.Н. Щедролюбова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.