DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_86 УДК 341.1/8
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Principles of international environmental law
МАЯКУНОВ Александр Эдисонович,
кандидат философских наук, доцент кафедры теории, истории государства и права юридического факультета Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. 677000, Якутск, ул. Кулаковского, д.42, каб. 437. E-mail: alexmoy@mail.ru;
ТОКМАШОВА Надежда Анатольевна,
магистрант юридического факультета
Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. 677000, Якутск, ул. Кулаковского, д.42, каб. 307. E-mail: tokmashova.na@yandex.ru;
Mayakunov Aleksandr Edisonovich,
Candidate of Philosophical Sciences at Faculty of Law of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677000, Yakutsk, 42 Ulitsa Kulakovskogo, Office 437 E-mail: alexmoy@mail.ru;
Tokmashova Nadezhda Anatolyevna,
graduate student of the Faculty of Law Northeast Federal University named after M.K. Ammosov. 677000, Yakutsk, st. Kulakovsky, 42, room. 307 tokmashova. na@yandex.ru
Краткая аннотация: Вопросы охраны окружающей среды в наше время стали одной из важнейших проблем международного сотрудничества. Принципы международного экологического права находятся на стадии институционализации, поэтому требуют дальнейшей разработки и систематизации. В статье прослеживается становление и формализация специальных принципов международного экологического права. Делается вывод о необходимости создания универсального международного документа, который бы систематизировал существующие нормы и стандарты в праве охраны окружающей среды.
Abstract: The issues of environmental protection in our time have become one of the most important problems of international cooperation. The principles of international environmental law are at the stage of institutionalization, therefore, they require further development and systematization. The article traces the formation and formalization of the special principles of international environmental law. the conclusion is made about the need to create a universal international document that would systematize the existing norms and standards in the law of environmental protection.
Ключевые слова: общие принципы международного права охраны окружающей среды, специальные принципы международного экологического права, Рамсарская конвенция, Рио-де-Жанейрская конференция, принцип защиты экологических прав человека, систематизация норм международного экологического права.
Keywords: general principles of international environmental law, special principles of international environmental law, Ramsar Convention, Rio de Janeiro Conference, principle of protection of human environmental rights, systematization of international environmental law.
Для цитирования: Маякунов А.Е., Токмашова Н.А. Принципы международного права охраны окружающей среды // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 86-88. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_86.
For citation: Mayakunov A.E., Tokmashova N.A. Principles of international environmental law // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 86- 88. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_5_ 86.
Статья поступила в редакцию: 27.03.2023
Международное экологическое право (МЭП), или по-другому, международное право охраны окружающей среды выступает как отрасль международного публичного права, которая оформилась относительно недавно - бурное его развитие пришлось на период после Второй мировой войны в XX веке. По причине того, что данная отрасль является молодой, не была проведена систематизация и упорядочивание законодательства в этой сфере. Вследствие чего, при определении специальных принципов МЭП возникают разнообразные варианты их систематизации, то есть конкретной целостной системы отраслевых принципов нет.
Международное право охраны окружающей среды можно определить как совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей среды от загрязнения [6, С.284]. Само осознание экологический угрозы на международном уровне произошло, по мнению международников, еще в XIX веке, а уже в начале следующего века были предприняты первые попытки сформулировать нормы межгосударственного взаимодействия в сфере охраны окружающей среды (конференция в г. Берн, 1913).
Несмотря на то, что уже тогда начинает формироваться экологическое право, в Уставе ООН от 1945 г. отсутствует конкретная цель охраны окружающей среды, и только к 1971 г. был учрежден специальный орган, занимающийся проблемами и вопросами экологии - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) [7, Р. 450]. Именно тогда международное сообщество всерьез задумалось о глобальном характере экологических проблем. С одной стороны, уже в 1948 г. был учрежден международный союз охраны природы и природных ресурсов, главной его функцией является участия в разработке международных норм и правил по охране окружающей среды и координация государств в подготовке своих национальных стратегий.
Начиная с 1960-70-х гг. был заключен ряд соглашений в сфере экологического права. Во-первых, это Венская конвенция об охране озонового слоя в 1985 г., во-вторых, Конвенция о биологическом разнообразии от 1992 г., и наконец, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 1977 г. Эти соглашения являются наиболее значимыми универсальными международными соглашениями. Также следует отметить Рамочную конвенцию об изменении климата от 1992 г. и об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. Данные международные соглашения как важнейшие источники МЭП пришлись в пору проведения международных конференций при ООН. Многие отмечают, что первые соглашения сильно отличаются от тех, которые заключаются в данный период времени (21 век) тем, что они направлены на специфично одну область, конкретный вид, например фауна, или имеют дело с одной отдельной средой - космос или океан.
Сейчас учитывая взаимозависимость характера процессов, происходящих в окружающей нас среде, документы приобрели более интегрирован-
Теоретико-исторические правовые науки
ный характер, передвинув секторальный подход. Если первое поколение многосторонних соглашений, таких, как Рамсарская конвенция 1971 г. о водно-болотных угодьях, Конвенция о международной торговле исчезающими видами растений 1973 г. касаются сохранения и использования определенных ресурсов, то второе поколение направлено на системный подход, акцентированный на устойчивое развитие. Среди соглашений второго поколения можно отметить Рамочную конвенцию ООН по изменению климата, в которой признается негативное воздействие изменения климата на производство, продукты питания, экосистему в целом; Конвенция о биологическом разнообразии, пытающаяся воедино объединить такие сферы как рыболовство, лесное хозяйство и землепользование в определенную систему; Конвенция по борьбе с опустыниванием 1994 г. продвигает устойчивое управление земельными ресурсами. Вышеуказанные три соглашения второго поколения можно отнести к Рио-де-Жанейрским конвенциям, так как они были разработаны под влиянием конференции в Рио-де-Жанейро [8, Р.24]. Вследствие вышеупомянутых соглашений появились специальные принципы международного экологического права, о чем подробнее будет отмечено далее.
Принципами МЭП традиционно называют принципы международного права, которые прописаны в Уставе ООН, Хельсинкском заключительном акте (от 1975 г.), и в резолюции ООН «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», такие как «принцип суверенного равенства, территориальная целостность государства, сотрудничества, выполнение международно-правовых обязательств, невмешательства во внутреннюю политику государств, дипломатического урегулирования споров и конфликтов» [11, Р.2]. Данные положения выступают твёрдой основой международного экологического права, воспроизводящей качественный контент коммуникаций между субъектами межгосударственных отношений. Эти нормативно-правовые документы призваны юстировать субъектов межгосударственных коммуникаций во всех областях, коррелирующих с природоохранной юридической системой. Эти постулаты считаются в международном экологическом праве фундаментальными принципами в деле охраны и сбережения природной среды обитания на планете Земля [6, С.39]. Из них вытекают специальные принципы, которые действуют в практической плоскости, выработанные эмпирической реальностью конкретных международных отношений [2, 3].
Однако, несмотря на то, что международное экологическое право признает тот факт, что угроза экологической безопасности — это проблема международного характера, принципы международного права, такие, как суверенность и территориальная безопасность являются камнем преткновения при ситуации, когда деятельность одного конкретного государства внутри своей территории наносит ущерб или является угрозой экологической безопасности другого, или даже других нескольких государств. В этом плане МЭП «устанавливает» баланс между данными принципами, поскольку в экологическом контексте они не могут быть абсолютными. «Краеугольным камнем» МЭП можно считать в обязательстве как раз не причинять ущерб в трансграничной сфере (Конвенция 1991 г.) [8, Р.24].
Среди специальных принципов (стандартов) МЭП можно отметить следующие несколько, которые сформулированы на основе международных актов и соглашений, указанных в начале статьи. Во-первых, принцип «непричинения вреда» ("no-harm rule") в трансграничных территориях, запрещает одному государству налагать высокие экологические издержки на другое, например, загрязнение вышерасположенным государством бассейна реки путем постройки гидроэлектростанций и других сооружений нижерасположенных государств (прим. Лаос и Тайланд обвиняют КНР в загрязнении реки Меконг) [10, С.9]. Учитывая вышеуказанный пример, а также некоторые другие случаи, когда государства, причинившие ущерб экологической составляющей других, могли бы быть признаны юридически ответственными, данный принцип приобретает статус канонического, так как он де-факто не применяется в разрешении экологических споров.
Следующие принципы связаны с последствиями причиненного экологического ущерба (выбросы парниковых газов, исчезновение целых видов) для будущих поколений по причине инерции климатической системы в целом: принципы устойчивого развития, принцип равенства поколений и принцип мер предосторожности. Данные принципы являются следствием озабоченности окружающей среды для будущего населения Земли. Устойчивое развитие можно определить как развитие, которое удовлетворяет, как и настоящие потребности населения, так и будущие, с оглядкой на предосторожность к необратимому ущербу, который мы можем нанести своими действиями на пути погони за развитием.
Отдельное место среди международных принципов в праве охраны окружающей среды занимает принцип защиты экологических прав человека, признанной в Стокгольмской Декларации Конференции ООН по окружающей человека среде от 1972 г. В ней указывается, что «человек имеет основополагающие права на свободу, равенство и адекватные условия жизни в благоприятно окружающей его среде». Далее следует «принцип доступа к экологической информации» (Орхусская конвенция от 1998 г.), что можно также отнести к принципу защиты экологических прав человека. Под такой информацией подразумевается любые данные о состоянии окружающей человека среды, а также о деятельности и мерах, которые воздействует на нее.
Принцип «загрязнитель платит», сформулированный в Маастрихтском договоре является ключевым принципом Европейского союза в проведении экологической политики. Принцип предполагает покрытие расходов за последствия загрязнений, меры их предотвращения и контроля, а также воздействия их (загрязнений) на общество самим «загрязнителем» [11, Р.3]. Данный принцип был успешно применен в деле Exxon Valdez по разливу нефти в воды Аляски, когда в 1989 г. в воды попало более 300000 баррелей сырой нефти. Компании пришлось покрыть все расходы, связанные с последствиями, нанесенными окружающей среде, компенсации по гражданским искам, выплата по уголовным обвинениям, а также по устранению разлива и очистке вод.
Сформулированный в Конвенции от 1977 г. принцип запрещения экологической агрессии, предполагает собой предотвращения негативного воздействия на окружающую среду в долгосрочном плане во время военных конфликтов, или других иных враждебных сценариев с широким и серьезным воздействием на нее. Например, проведенная США «геофизическая война» во Вьетнаме и использование там гербицидов, привела к плачевным последствиям не только для государства, но и для экологической ее системы [1, С.7].
Вспомнив о конфликтах на Ближнем Востоке, между Ираном и Ираком, в Афганистане, можно сказать, что данный принцип до сих пор далек от его реализации международным сообществом.
В заключении можно сказать, что принципы международного экологического права, которые были сформулированы на Конференции ООН по окружающей человека среде (1972) и развиты в документах, принятых на Рио-де-Жанейрской конференции, все же не кодифицированы и не систематизированы на достаточном уровне. На данный момент насчитывается более 100 международных актов, которые координируют деятельность в экологической сфере международных отношений. Проблемой является то, что они расписаны в различных международных актах, отличающимися своей юридической силой, так и временным лагом. Перед мировым сообществом сейчас стоит задача создания универсального международного документа, который бы систе-
матизировал существующие нормы и стандарты в праве охраны окружающей среды. Библиогра фия:
1. Кукушкина А. В. История разработки конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. / Экология и право - 1999 г. - 13 с.
2. Рыженков А. Я. Классификация принципов международного экологического права / Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе. - 2015. - С. 31-39.
3. Соколова Н. А. Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 47
с.
4. Соколова Н. А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2008. -№ 8. С. 98-106.
5. Соседние страны обвиняют Китай в катастрофическом обмелении Меконга / РИА Новости. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://ria.ru/20100313/214066521.html (дата обращения 11.03.2023)
6. Тункин Г. И. Теория международного права / под общ. ред. Л. Н. Шестакова. М., 2006.
7. Международное право: учебник для бакалавров / отв. Ред. К. А. Бекяшев. - Москва : Проспект, 2015. - С. 284.
8. Bodanskiy D., Brunnee J., International Environmental Law: Mapping the Field / Daniel Bodansky, Jutta Brunnee, and Ellen Hey// The Oxford Handbook of International Environmental Law, 2008. - 450 р.
9. Brunett A., International Environmental Law/ Anne Burnett // Electronic Resource Guide / American Society of International Law.
10. United Nations Digital Library.- URL: https://digitallibrary.un.org/record/202170 (дата обращения 17.03.2023 г.).
11. The Polluter Pays Principle: Inconsistent application across EU environmental policies and actions / Special Report of European court of auditors. - 2021. - URL: https://op.europa.eu/webpub/eca/special-reports/polluter-pays-principle-12-2021/en/ (дата обращения 17.03.2023 г.).
12. Sands P., Principles of International Environmental Law, 2nd edition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 26 p. 1032 р.
13. Shelton D., Human Rights, Health and Environmental Protection: Linkages in Law and Practice / A background paper for the WHO. -2002. - 43 p.
References:
1. Kukushkina A.V. The history of the development of the Convention on the prohibition of military or any other hostile use of means of influence on the natural environment 1977 / Ecology and Law - 1999 - 13 p.
2. Ryzhenkov A. Ya. Classification of the principles of international environmental law / Actual problems of the development of civil law and process at the present stage. - 2015. - pp. 31-39.
3. Sokolova N. A. International legal aspects of management in the field of environmental protection: abstract. dis. ... Dr. yurid. M., 2010. 47 p.
4. Sokolova N. A. The mechanism of international management of the UN system in the field of environmental protection // Journal of Russian Law. - 2008. - No. 8. pp.
98-106.
5. Neighboring countries accuse China of the catastrophic shallowing of the Mekong / RIA Novosti. - Electronic resource. Access mode: https://ria.ru/20100313/214066521.html (accessed 11.03.2023)
6. Tunkin G. I. Theory of International law / under the general editorship of L. N. Shestakov. M., 2006.
7. International law: textbook for bachelors / ed. by K. A. Bekyashev. - Moscow : Prospekt, 2015. - p. 284.
8. Bodanskiy D., Brunnee J., International Environmental Law: Mapping the Field / Daniel Bodansky, Jutta Brunnee, and Ellen Hey// The Oxford Handbook of International Environmental Law, 2008. - 450 p
9. Brunett A., International Environmental Law/ Anne Burnett // Electronic Resource Guide / American Society of International Law.
10. United Nations Digital Library.- URL: https://digitallibrary.un.org/record/202170 (accessed 17.03.2023).
11. The Polluter Pays Principle: Inconsistent application across EU environmental policies and actions / Special Report of European court of auditors. - 2021. - URL: https://op.europa.eu/webpub/eca/special-reports/polluter-pays-principle-12-2021/en / (accessed 17.03.2023).
12. Sands P., Principles of International Environmental Law, 2nd edition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 26 p. 1032 p.
13. Shelton D., Human Rights, Health and Environmental Protection: Linkages in Law and Practice / A background paper for the WHO. -2002. - 43 p.