34 См.: Лихачев В.Н. Указ. соч. С. 16.
35 Лукашук И.И. Указ. соч. С. 94.
36 Alexy R. Op. cit. P. 296.
37 Ibid. P. 298.
38 Petersen N. Customary Law without Custom? Rules, Principles, and the Role of State Practice in International Norm Creation // American University International Law Review. 2008. № 23. P. 288.
39 Нормы советского права. Проблемы теории / под ред. М.Н. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 88.
40 Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2004. С. 94.
41 Botha H. Op. cit. P. 180.
42 Christine Goodwin v. The United Kingdom: ECHR' judgment of 11 July 2002 (§ 90). URL: http://www. echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012).
43 Европейский суд по правам человека применял категорию человеческое достоинство в отношении, например, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Georgel and Georgeta Stoic-escu v. Romania: ECHR' judgment of 26 July 2011 (§ 49)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012); ст. 14 Конвенции (Dimitrova and others v. Bulgaria: ECHR' judgment of 27January 2011 (§95)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012); ст. 4 Конвенции (Rantsev v. Cyprus and Russia: ECHR' judgment of 7 January 2010 (§ 282)). URL: http://www.echr.coe.int/ (дата обращения: 12.01.2012).
Д.А. Медведев
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается сущность процесса взаимодействия норм международного права, их применение в пределах территориального и политического верховенства каждо- ш
ф
го из государств, принципы международного экологического права, в также некоторые н
возможные способы решения проблем охраны окружающей среды в мировом масштабе. |
Ключевые слова: экология, право, международный договор, принципы права, эколо- а
гическая безопасность, сотрудничество. Т
о
го
о ^
D.A. Medvedev Г
о
о
INTERACTION OF THE INTERNAL LAW OF RUSSIA с
AND INTERNATIONAL LAW IN THE NATURE H
PROTECTION SPHERE: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT й
5
In article is essence a process of interaction norms of international law, their application д
within territorial and political supremacy each of the states, to principles of the international е
ecological law, also some possible ways of the solution problems of environmental protection 0 on a global scale is considered.
Keywords: ecology, right, international treaty, right principles, ecological safety, £
cooperation. M
и s
№
Ю
Возникшие в конце XX - начале XXI в. экологические проблемы наносят 9) большой ущерб национальным, региональным и в целом мировой системам ё окружающей среды, создавая угрозу благополучию и самому существованию не только отдельных государств, но и всему человечеству. Поэтому не случайно в последнее время в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация
© Медведев Денис Алексеевич, 2013
Аспирант кафедры конституционного и международного права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); e-mail: [email protected]
права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук1.
В последнее время количество принимаемых международных нормативно-правовых актов, затрагивающих проблемы экологического характера, увеличилось. Природные ресурсы Земли, в т. ч. воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования2.
Законодательство об окружающей среде — новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х гг. прошлого века. Его систему можно строить по нескольким критериям: а) по юридической силе образующих ее актов (конституции, международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права, законы, указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, ведомственные нормативные акты); б) по территориальному действию актов (распространяющиеся на все страны, на группу стран, на территорию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные); в) по предмету регулирования — общие экологические, специальные экологические и акты, содержащие экологические нормы, но относящиеся к другим отраслям законодательства; г) по объекту регулирования — устанавливающие правила охраны и использования средообразующих элементов (воды, воздуха и т. п.) либо осуществления отдельных видов деятельности (например, генной инженерии, мелиорации), либо функционирования отдельных групп объектов или отраслей а народного хозяйства (федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О про? мышленной безопасности опасных производственных объектов»3, от 21 июля § 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»4), либо требо-g вания к обороту отдельных видов материалов, веществ (федеральные законы от i 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»5, от 19 июля
1 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»6), J а также обеспечивающие нормы (УК РФ) и т. д.
| В современной юридической литературе при рассмотрении взаимосвязи двух
| правовых систем принято использовать такие термины, как «взаимодействие», §■ «соотношение», «согласование», «взаимосогласование». Термины «взаимодей-° ствие» и «соотношение» наиболее часто применяемые, однако содержание тер-£ мина «взаимодействие» гораздо шире остальных, поскольку «взаимодействие» — | это не просто взаимоотношение каких-либо явлений, а их взаимное действие в
2 общей сфере, связь между собой, обусловленность друг другом.
° «Взаимодействие международного и внутригосударственного права характери-
0
° зуется настолько тесной взаимосвязью, что возможно их действие в одной сфере»7. § Применение норм международного права в пределах территориального и по-
1 литического верховенства каждого из государств, в данном случае Российской | Федерации, представляет собой один из важнейших теоретических аспектов соотношения двух различных систем: международного и внутригосударственного права. И хотя предписания Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) исходят из того, что не только международные договоры, заключенные Российской Федерацией, но и общепризнанные принципы и нормы международного права составляют часть ее правовой системы. Так сложилось на практике, что в нынешних условиях
184
в России обсуждение рассматриваемых проблем идет по пути обращения к по-
ложениям международных договоров, а не к международно-правовым обычаям или актам международных организаций.
Являясь составной частью правовой системы, общепризнанные принципы и нормы, а также международные договоры Российской Федерации помогают, во-первых, обнаружить и тем самым поставить задачу восполнить пробелы в правовом регулировании отношений по использованию и охране окружающей среды. Во-вторых, осуществление таких международных норм во внутригосударственной сфере обеспечивает возможность защиты государством своей окружающей среды с помощью норм международного права.
Находясь в тесной взаимосвязи, международное и внутригосударственное право оказывают друг на друга определенное воздействие. Так, предписания международного права влияют на возникновение определенных норм в национальном праве, а прогрессивные идеи, содержащиеся в последнем, — на становление норм первого. Поэтому процесс взаимодействия является двусторонним, согласованным, а цель данного процесса заключается, соответственно, в реализации их общих приоритетов.
Так, законодательство и наука многих стран, в т. ч. и России, среди основных принципов международного экологического права выделяют принципы кооперации, «загрязнитель платит», предусмотрительности, компенсации, предупреждения опасности. Особое внимание уделяется принципу ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед мировым сообществом. В этих принципах, в частности, и просматриваются общие цели, задачи рассматриваемого взаимодействия.
В настоящее время к экологическому законодательству России относятся более 550 нормативных правовых документов, в т. ч. 16 основополагающих конвенций в области охраны окружающей среды. Учитывая возрастающую роль международного права в общественной и политической жизни, необходимо произвести кодификацию всех международных договоров РФ в сфере охраны окружающей среды. Это даст импульс к кодификации и национального законодательства, что облегчит задачу планирования законодательной деятельности в последующем.
В последнее время взаимодействие международного права и российского законодательства при регулировании экологических отношений становится все более взаимопроникающим. А.М. Васильев писал: «...В сопряженных сферах международного и национального права происходит наиболее интенсивный обмен юридических идей и нормативных формул, вплоть до взаимопереходов»8, что, на наш взгляд, справедливо.
Следует отметить, что Российская Федерация в настоящее время испытывает серьезные затруднения с соблюдением международных природоохранных обязательств. Российское государство столкнулось со своеобразной проблемой, которую можно было бы определить как «выполнение обязательств без их воплощения в жизнь». В научной литературе данное выражение обозначает ситуацию, когда государство выполняет обязательства, взятые ею на себя по многим международным соглашениям (а по некоторым соглашениям Россия их даже перевыполняет), не предпринимая при этом никаких реальных мер для того, чтобы претворить их в жизнь. Так, например, следует признать, что некоторые сдвиги к лучшему в этом вопросе в России произошли просто из-за падения производства (тяжелое машиностроение и т. п.), промышленной депрессии и, соответственно, сокращения эмиссий загрязняющих веществ, а не потому, что
природоохранные органы начали совершенствовать деятельность отечественных предприятий.
Оказание международной помощи — важная часть международных договоров в области охраны окружающей среды. В случаях, когда экологическая проблема не является первостепенной для конкретного государства, а процесс ее решения слишком дорог, такая помощь может оказать влияние на принятие решения о присоединении к международному договору.
В последнее время в международно-правовых актах по вопросам охраны окружающей среды все чаще встречается положение о дифференцированных обязательствах государств при решении той или иной проблемы. Развитые страны должны принимать на себя более строгие обязательства. Развивающиеся страны, как правило, нуждаются в помощи, и не только интеллектуальной. Для решения проблем охраны окружающей среды «необходимо предоставить специальные финансовые ресурсы развивающимся странам, обладающим, например, значительным лесным покровом, которые создают программы сохранения лесных ресурсов. Эти ресурсы должны направляться главным образом в экономические секторы, которые стимулировали бы мероприятия по замещению в экономической и социальной областях»9.
Проблемы в области охраны окружающей среды должны решаться через международные соглашения, т. к. еще Ф.Ф. Мартенс писал о том, что «взаимное соглашение между государствами представляется наилучшим средством для выяснения цели, прав и обязанностей членов международного сообщества»10.
Двусторонние экологические международные договоры заключаются как с со-а седними государствами (например, Соглашение от 22 декабря 2004 г. между Прави-? тельством РФ и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области § охраны окружающей среды11, так и странами, не имеющими совместных границ (например, Соглашение от 17 февраля 2000 г. № 133 между Правительством Россий-I ской Федерации и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной | помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций12). | В двустороннем сотрудничестве стран-участниц СНГ в сфере обеспечения право-
§ вого регулирования в области охраны окружающей среды отмечаются позитивные | примеры глобального системного подхода. Так, например, целью Соглашения от §■ 3 июля 1994 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством ° Белоруссии о совместных действиях в 1994 г. по минимизации и преодолению « последствий Чернобыльской катастрофы является участие в международных | мероприятиях по проблемам радиационной защиты и безопасности. Поэтому за-е ключение двусторонних соглашений способствуют более эффективному решению 1 региональных вопросов, а также и глобальных экологических проблем.
0
° В настоящее время в сфере международной охраны окружающей среды дей-
го
¿5 ствует более 900 нормативно-правовых актов. В число основных международно-
1 правовых документов, составляющих основу правового регулирования обеспе-| чения экологической безопасности Российской Федерации входят Базельская
конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.); Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.); Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий (Женева, 22 июня 1993 г.); Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 186 17 марта 1992 г.).
Принимая во внимание рассмотрение достоинств и недостатков взаимодействия международного права и российского законодательства, необходимо заметить, что потребность в учете экологических аспектов при правовом регулировании различных проблем будет неуклонно возрастать и интегрироваться в более общую систему общественных отношений, в рамках которой данные проблемы также находятся во взаимозависимости.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в сфере защиты экологических прав человека есть согласованное действие двух правовых систем, основанное на их общих целях, строящееся на общих принципах и служащее их взаимному развитию.
2. Процесс взаимодействия в области экологического права является двусторонним, согласованным процессом, а его цель состоит в реализации общих приоритетов двух систем.
3. Применение норм международного права в пределах национально-правовой сферы страны требует не только конституционного закрепления тех или иных положений, но и проведения соответствующих организационных мероприятий с целью защиты экологических прав человека.
4. Согласование внутригосударственного права с международным — не только право, но и обязанность государства. Конвенции, полностью или в определенной степени посвященные вопросам использования и охраны окружающей среды, прямо или косвенно направленные на решение таких вопросов, определяют обязанности государств относительного национального правового регулирования. Однако взаимоотношение международного и внутригосударственного права в области защиты экологических прав человека не ограничивается простым согласованием их норм и выработкой рекомендаций по их реализации.
5. Заключение двусторонних соглашений способствует более эффективному решению региональных вопросов в области экологического права, а также и глобальных экологических проблем. Процесс же решения проблем правового регулирования охраны окружающей среды на любом из уровней международного сотрудничества в этой области должен находить поддержку и на других. Только в этом случае будет достигнуто то состояние защищенности, которое называется экологической безопасностью.
1 См.: Колбасов О.С. Международное экологическое право на пороге XXI века // Первая конференция Всемирной ассоциации международного права России (Москва, 17-19 октября 1997 г.). Новороссийск, 1999.
2 См.: Доклад Конференции ООН по проблемам окружающей среды. Раздел «Развитие и окружающая человека среда». Нью-Йорк, 1972.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997 № 30, ст. 3588.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997 № 30, ст. 3589.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998 № 26, ст. 3009
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997 № 29, ст. 3510.
7 Хижняк В.С. Взаимодействие национального права России и международного права: конституционные основы. Саратов, 2007. С. 28.
8 Васильев A.M. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 1985. № 1. С. 70.
9 Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов // Московский журнал международного права: электронное издание. 1992. № 4. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-88423.html?page=4 (дата обращения: 09.10.2012).
10 Mapтенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. М., 2008. С. 172.
11 См.: Бюллетень международных договоров и соглашений Республики Казахстан. 1994. № 12.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 8, ст. 976.