Научная статья на тему 'Принципы менеджмента в государственном управлении'

Принципы менеджмента в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1711
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коржев М. А.

Для того чтобы выстроить себе полноценную картину применения функций и методов менеджмента в государственной службе, необходимо начать издалека. Начнем с того что «менеджмент» является укоренившимся английским словом, чье самое популярное значение управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы менеджмента в государственном управлении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

результатов деятельности рыночных отношений с помощью социальных программ. Основным направлением реализации социальной функции выступает преодоление резкого имущественного расслоения в обществе с целью достижения наиболее полного равенства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. При социальной ориентации рыночной экономики станет возможным добиться успехов в социальной сфере по улучшению благосостояния граждан страны.

Список использованной литературы:

1. Косякова Л.Н. Инновационная политика государства - механизм регулирования инновационного развития сельского хозяйства//Глобализация и развитие агропромышленного комплекса России. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб - 2014. С. 246-248

2. Попова А.Л., Канавцев М.В., Нуттунен П.А. Особенности управление ресурсным потенциалом сельских территорий в условиях ВТО.//Известия Международной академии аграрного образования. СПб - 2014, N° 20.

С. 84-87.

3. Попова А.Л. Институциональный подход к проблемам развития ресурсного потенциала АПК РФ// Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. СПб - 2014. С. 375-377.

© М.В.Канавцев, А.Л. Попова, 2015

УДК 354

М.А. Коржев

магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет (СИНХ)

г. Екатеринбург. Российская Федерация

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация

Для того чтобы выстроить себе полноценную картину применения функций и методов менеджмента в государственной службе, необходимо начать издалека. Начнем с того что «менеджмент» является укоренившимся английским словом, чье самое популярное значение - управление.

Ключевые слова

Менеджмент, управление, государственное и муниципальное управление, принципы.

Если говорить про современность, то можно сказать, что теория менеджмента как целостная наука весьма молодое явление возрастом, около, ста лет. Теорией и практикой менеджмента был пройден путь от классической теории и авторитарного менеджмента до гуманистической теории и современного менеджмента, основанного на новой модели управления. На современном этапе существуют множество направлений менеджмента, но мы заострим свое внимание на принципах менеджмента в государственном управлении.

Первопроходцами данного течения являются Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США), рассмотрев в своем знаменитом труде “Reinventing Government” недостатки бюрократической модели управления, и изложив необходимые изменения на всех уровнях власти. Их преобразования сосредоточены вокруг 10 основных принципов:

1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.

2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.

3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.

115

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.

5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вместо начинаний.

6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.

7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.

8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.

9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.

10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной основе. [1, c.15]

С одной стороны, справедливости ради, необходимо отметить схожесть менеджмента в коммерческих структурах с государственным. Постановка цели, определение приоритетов, наличие систем мотивации и продвижения по службе, контроль и др. - все это связующие звенья между двумя, кажущимися различными явлениями. Но с другой, государственный менеджмент - один из видов специального менеджмента, подразделяющегося на еще, более специфичные виды (военный менеджмент, менеджмент чрезвычайных ситуаций, министерский менеджмент, региональный и муниципальный менеджмент), что заставляет задуматься о его особенностях и принципиальных отличиях. «Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов».[2, c.28] Рассмотрим подробнее. Например, такие функции, как планирование и прогнозирование, помимо того, что в большинстве случаев исходят из целей, устанавливаются и курируются вышестоящим органом, не говоря о народе и основах демократии, которая подразумевает высшей инстанцией именно его. Отсюда, нужно подчеркнуть более строгую иерархичность структуры управления. Уникальный характер носит и мотивация: она основывается преимущественно не на денежных выплатах, а на престиже, карьерном росте, статусе самой работы и прочем. Ну а если говорить о контроле, то в государственной службе он носит более объемлющий характер. Помимо вышестоящих органов и специальных людей им занимаются еще и СМИ. Следование инструкциям, ограничение свободы, административный контроль - составные менеджмента в государственной службе, что, как ни прискорбно, подчеркивает его тяготение к прошлому, к автократической модели. Недаром же он имеет такие синонимы как «администрирование» и «бюрократия».

Одновременно, я совсем не хочу сказать об отсутствии динамики в развитии государственного менеджмента. Благодаря использованию таких менеджериальных приемов как маркетинг, территориальный маркетинг, стратегическое планирование акцент стал перемещаться на следующие тенденции развития:

- разгосударствление, приватизация;

- контрактная основа выполнения государственных функций;

- новые информационные технологии;

- управленческие и финансовые нововведения;

- инновативность;

- инвестирование в человеческий капитал;

- измерение результатов;

- контроль со стороны потребителей.[2, с. 30]

«Перемещение акцента» уже относительно давно происходит во всем мире. Особо интересным фактом является схожесть изменений в государственном секторе с изменениями в частном. Россия не исключение. И мы сосредоточимся именно на российском государственном управлении, а в частности на предпоследней тенденции, ведь в ее практике преобладает пока еще ориентация на определение затрат. Так, результативность федеральных программ Счетная палата РФ определяет соответствием фактических затрат запланированным. А соответствие понесенных затрат ожидаемому результату остается под большим вопросом. Ключевым моментом здесь является принцип оценки персонала по результату.

Список используемой литературы:

1. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the enterpreneurial spirit is transforming the pu blic sector / Reading. Mass., 1992.

2. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Общий и специальный менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.