МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
результатов деятельности рыночных отношений с помощью социальных программ. Основным направлением реализации социальной функции выступает преодоление резкого имущественного расслоения в обществе с целью достижения наиболее полного равенства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. При социальной ориентации рыночной экономики станет возможным добиться успехов в социальной сфере по улучшению благосостояния граждан страны.
Список использованной литературы:
1. Косякова Л.Н. Инновационная политика государства - механизм регулирования инновационного развития сельского хозяйства//Глобализация и развитие агропромышленного комплекса России. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб - 2014. С. 246-248
2. Попова А.Л., Канавцев М.В., Нуттунен П.А. Особенности управление ресурсным потенциалом сельских территорий в условиях ВТО.//Известия Международной академии аграрного образования. СПб - 2014, N° 20.
С. 84-87.
3. Попова А.Л. Институциональный подход к проблемам развития ресурсного потенциала АПК РФ// Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. СПб - 2014. С. 375-377.
© М.В.Канавцев, А.Л. Попова, 2015
УДК 354
М.А. Коржев
магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет (СИНХ)
г. Екатеринбург. Российская Федерация
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Аннотация
Для того чтобы выстроить себе полноценную картину применения функций и методов менеджмента в государственной службе, необходимо начать издалека. Начнем с того что «менеджмент» является укоренившимся английским словом, чье самое популярное значение - управление.
Ключевые слова
Менеджмент, управление, государственное и муниципальное управление, принципы.
Если говорить про современность, то можно сказать, что теория менеджмента как целостная наука весьма молодое явление возрастом, около, ста лет. Теорией и практикой менеджмента был пройден путь от классической теории и авторитарного менеджмента до гуманистической теории и современного менеджмента, основанного на новой модели управления. На современном этапе существуют множество направлений менеджмента, но мы заострим свое внимание на принципах менеджмента в государственном управлении.
Первопроходцами данного течения являются Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США), рассмотрев в своем знаменитом труде “Reinventing Government” недостатки бюрократической модели управления, и изложив необходимые изменения на всех уровнях власти. Их преобразования сосредоточены вокруг 10 основных принципов:
1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.
115
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.
5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вместо начинаний.
6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.
7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.
8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.
9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.
10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной основе. [1, c.15]
С одной стороны, справедливости ради, необходимо отметить схожесть менеджмента в коммерческих структурах с государственным. Постановка цели, определение приоритетов, наличие систем мотивации и продвижения по службе, контроль и др. - все это связующие звенья между двумя, кажущимися различными явлениями. Но с другой, государственный менеджмент - один из видов специального менеджмента, подразделяющегося на еще, более специфичные виды (военный менеджмент, менеджмент чрезвычайных ситуаций, министерский менеджмент, региональный и муниципальный менеджмент), что заставляет задуматься о его особенностях и принципиальных отличиях. «Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов».[2, c.28] Рассмотрим подробнее. Например, такие функции, как планирование и прогнозирование, помимо того, что в большинстве случаев исходят из целей, устанавливаются и курируются вышестоящим органом, не говоря о народе и основах демократии, которая подразумевает высшей инстанцией именно его. Отсюда, нужно подчеркнуть более строгую иерархичность структуры управления. Уникальный характер носит и мотивация: она основывается преимущественно не на денежных выплатах, а на престиже, карьерном росте, статусе самой работы и прочем. Ну а если говорить о контроле, то в государственной службе он носит более объемлющий характер. Помимо вышестоящих органов и специальных людей им занимаются еще и СМИ. Следование инструкциям, ограничение свободы, административный контроль - составные менеджмента в государственной службе, что, как ни прискорбно, подчеркивает его тяготение к прошлому, к автократической модели. Недаром же он имеет такие синонимы как «администрирование» и «бюрократия».
Одновременно, я совсем не хочу сказать об отсутствии динамики в развитии государственного менеджмента. Благодаря использованию таких менеджериальных приемов как маркетинг, территориальный маркетинг, стратегическое планирование акцент стал перемещаться на следующие тенденции развития:
- разгосударствление, приватизация;
- контрактная основа выполнения государственных функций;
- новые информационные технологии;
- управленческие и финансовые нововведения;
- инновативность;
- инвестирование в человеческий капитал;
- измерение результатов;
- контроль со стороны потребителей.[2, с. 30]
«Перемещение акцента» уже относительно давно происходит во всем мире. Особо интересным фактом является схожесть изменений в государственном секторе с изменениями в частном. Россия не исключение. И мы сосредоточимся именно на российском государственном управлении, а в частности на предпоследней тенденции, ведь в ее практике преобладает пока еще ориентация на определение затрат. Так, результативность федеральных программ Счетная палата РФ определяет соответствием фактических затрат запланированным. А соответствие понесенных затрат ожидаемому результату остается под большим вопросом. Ключевым моментом здесь является принцип оценки персонала по результату.
Список используемой литературы:
1. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. How the enterpreneurial spirit is transforming the pu blic sector / Reading. Mass., 1992.
2. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. Общий и специальный менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во
116