Научная статья на тему 'Трансформация экономических функций государства в условиях структурных изменений экономики'

Трансформация экономических функций государства в условиях структурных изменений экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канавцев М. В., Попова А. Л.

В статье рассмотрены наиболее характерные трансформации экономических функций государства, обусловленные структурными изменениями экономики, а так же обосновывается необходимость социальной направленности государственного регулирования экономики в условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономических функций государства в условиях структурных изменений экономики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

УДК 332.02

М.В.Канавцев

к.э.н., доцент А.Л.Попова

к.э.н., доцент Институт управления СПбГАУ Санкт-Петербург, Российская Федерация

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация

В статье рассмотрены наиболее характерные трансформации экономических функций государства, обусловленные структурными изменениями экономики, а так же обосновывается необходимость социальной направленности государственного регулирования экономики в условиях современной России.

Ключевые слова

Экономика, социально-экономическое развитие, государственное регулирование экономики,

экономические функции государства

Основной целью современного государства является реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных ценностей. В условиях структурных изменений социальноэкономических систем, например, при переходе к другой общественной формации, задача достижения данной цели требует применения принципиально новых методов решения [1, с.247].

Современная экономическая теория предполагает необходимость государственного регулирования экономики только в условиях провалов рыночной саморегуляции, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять ресурсы, или достичь Парето-оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето, означает, что невозможно улучшить благосостояние одного члена общества без ухудшения благосостояния другого члена общества.

По мнению экономистов - государственников, в условиях рыночной экономики государство должно упреждающе формировать условия в целях предотвращения отрицательных последствий в виде роста безработицы, углубления неравенства, ликвидаций фирм и др. Чтобы преодолеть такие издержки рыночных отношений, необходимо проведение спланированных социальных мер, направленных на стабилизацию уровня жизни населения. Социальная поддержка нуждающихся граждан играет большую роль в процессе становления современного государства.

По мнению ряда экономистов [2, с.84], главная функция государства - обеспечение безопасности жизнедеятельности (сохранение и развитие) сложно структурированного общества, аппозиция заключается в том, что основная функция государства - это защита индивида, его прав и свобод.

Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной политики. А так как государство - это не просто институт (организация), но и определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических, философских и теоретических подходов.

Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носит условный характер. В реальности между ними нет четких границ - наоборот, все они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений (осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут превосходить результаты прямого влияния. Таким образом, выполнение «чисто» экономических функций государства в принципе невозможно. Осознанно или нет, всегда имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества [3, с.377].

В связи с этим в условиях рыночной экономики государством осуществляет мероприятия по справедливому распределению материальных ресурсов. Это необходимо для преодоления негативных

114

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

результатов деятельности рыночных отношений с помощью социальных программ. Основным направлением реализации социальной функции выступает преодоление резкого имущественного расслоения в обществе с целью достижения наиболее полного равенства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. При социальной ориентации рыночной экономики станет возможным добиться успехов в социальной сфере по улучшению благосостояния граждан страны.

Список использованной литературы:

1. Косякова Л.Н. Инновационная политика государства - механизм регулирования инновационного развития сельского хозяйства//Глобализация и развитие агропромышленного комплекса России. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб - 2014. С. 246-248

2. Попова А.Л., Канавцев М.В., Нуттунен П.А. Особенности управление ресурсным потенциалом сельских территорий в условиях ВТО.//Известия Международной академии аграрного образования. СПб - 2014, N° 20.

С. 84-87.

3. Попова А.Л. Институциональный подход к проблемам развития ресурсного потенциала АПК РФ// Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. СПб - 2014.

С. 375-377.

© М.В.Канавцев, А.Л. Попова, 2015

УДК 354

М.А. Коржев

магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет (СИНХ)

г. Екатеринбург. Российская Федерация

ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация

Для того чтобы выстроить себе полноценную картину применения функций и методов менеджмента в государственной службе, необходимо начать издалека. Начнем с того что «менеджмент» является укоренившимся английским словом, чье самое популярное значение - управление.

Ключевые слова

Менеджмент, управление, государственное и муниципальное управление, принципы.

Если говорить про современность, то можно сказать, что теория менеджмента как целостная наука весьма молодое явление возрастом, около, ста лет. Теорией и практикой менеджмента был пройден путь от классической теории и авторитарного менеджмента до гуманистической теории и современного менеджмента, основанного на новой модели управления. На современном этапе существуют множество направлений менеджмента, но мы заострим свое внимание на принципах менеджмента в государственном управлении.

Первопроходцами данного течения являются Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США), рассмотрев в своем знаменитом труде “Reinventing Government” недостатки бюрократической модели управления, и изложив необходимые изменения на всех уровнях власти. Их преобразования сосредоточены вокруг 10 основных принципов:

1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.

2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.

3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.