МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
УДК 332.02
М.В.Канавцев
к.э.н., доцент А.Л.Попова
к.э.н., доцент Институт управления СПбГАУ Санкт-Петербург, Российская Федерация
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация
В статье рассмотрены наиболее характерные трансформации экономических функций государства, обусловленные структурными изменениями экономики, а так же обосновывается необходимость социальной направленности государственного регулирования экономики в условиях современной России.
Ключевые слова
Экономика, социально-экономическое развитие, государственное регулирование экономики,
экономические функции государства
Основной целью современного государства является реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных ценностей. В условиях структурных изменений социальноэкономических систем, например, при переходе к другой общественной формации, задача достижения данной цели требует применения принципиально новых методов решения [1, с.247].
Современная экономическая теория предполагает необходимость государственного регулирования экономики только в условиях провалов рыночной саморегуляции, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно распределять ресурсы, или достичь Парето-оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето, означает, что невозможно улучшить благосостояние одного члена общества без ухудшения благосостояния другого члена общества.
По мнению экономистов - государственников, в условиях рыночной экономики государство должно упреждающе формировать условия в целях предотвращения отрицательных последствий в виде роста безработицы, углубления неравенства, ликвидаций фирм и др. Чтобы преодолеть такие издержки рыночных отношений, необходимо проведение спланированных социальных мер, направленных на стабилизацию уровня жизни населения. Социальная поддержка нуждающихся граждан играет большую роль в процессе становления современного государства.
По мнению ряда экономистов [2, с.84], главная функция государства - обеспечение безопасности жизнедеятельности (сохранение и развитие) сложно структурированного общества, аппозиция заключается в том, что основная функция государства - это защита индивида, его прав и свобод.
Выбор функций, выполнение которых государством обеспечивает существование и развитие общества, согласование различных (индивидуальных и групповых) интересов, является принципиальным моментом государственной политики. А так как государство - это не просто институт (организация), но и определенная группа людей, облеченных властными полномочиями, то в этом выборе высока доля субъективных факторов и, следовательно, различных идеологических, философских и теоретических подходов.
Наконец, не следует забывать, что разделение сфер деятельности и функций государства на экономические, социальные, политические и т.д. носит условный характер. В реальности между ними нет четких границ - наоборот, все они взаимосвязаны. Поэтому принятие каких-либо практических решений (осуществление каких-либо действий) в экономической (социальной, политической и т.д.) области обязательно сопровождается позитивными или негативными эффектами в других областях. И эти побочные эффекты по своей значимости могут превосходить результаты прямого влияния. Таким образом, выполнение «чисто» экономических функций государства в принципе невозможно. Осознанно или нет, всегда имеет место комплексное воздействие государства на жизнь общества [3, с.377].
В связи с этим в условиях рыночной экономики государством осуществляет мероприятия по справедливому распределению материальных ресурсов. Это необходимо для преодоления негативных
114
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
результатов деятельности рыночных отношений с помощью социальных программ. Основным направлением реализации социальной функции выступает преодоление резкого имущественного расслоения в обществе с целью достижения наиболее полного равенства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. При социальной ориентации рыночной экономики станет возможным добиться успехов в социальной сфере по улучшению благосостояния граждан страны.
Список использованной литературы:
1. Косякова Л.Н. Инновационная политика государства - механизм регулирования инновационного развития сельского хозяйства//Глобализация и развитие агропромышленного комплекса России. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. СПб - 2014. С. 246-248
2. Попова А.Л., Канавцев М.В., Нуттунен П.А. Особенности управление ресурсным потенциалом сельских территорий в условиях ВТО.//Известия Международной академии аграрного образования. СПб - 2014, N° 20.
С. 84-87.
3. Попова А.Л. Институциональный подход к проблемам развития ресурсного потенциала АПК РФ// Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. СПб - 2014.
С. 375-377.
© М.В.Канавцев, А.Л. Попова, 2015
УДК 354
М.А. Коржев
магистрант 1 курса магистратуры факультета государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет (СИНХ)
г. Екатеринбург. Российская Федерация
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Аннотация
Для того чтобы выстроить себе полноценную картину применения функций и методов менеджмента в государственной службе, необходимо начать издалека. Начнем с того что «менеджмент» является укоренившимся английским словом, чье самое популярное значение - управление.
Ключевые слова
Менеджмент, управление, государственное и муниципальное управление, принципы.
Если говорить про современность, то можно сказать, что теория менеджмента как целостная наука весьма молодое явление возрастом, около, ста лет. Теорией и практикой менеджмента был пройден путь от классической теории и авторитарного менеджмента до гуманистической теории и современного менеджмента, основанного на новой модели управления. На современном этапе существуют множество направлений менеджмента, но мы заострим свое внимание на принципах менеджмента в государственном управлении.
Первопроходцами данного течения являются Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США), рассмотрев в своем знаменитом труде “Reinventing Government” недостатки бюрократической модели управления, и изложив необходимые изменения на всех уровнях власти. Их преобразования сосредоточены вокруг 10 основных принципов:
1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.
115