Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЦИФРОВОЕ РАВЕНСТВО / СЕТЕВАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарова Анна Константиновна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превращаются в среду взаимодействия, обеспечение ее информационной безопасности требует сформированной системы правовых, организационных и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления в информационной сфере. Информационная безопасность должна обеспечиваться развитой системой взаимосвязанных принципов технического и правового регулирования. До начала массового использования ИКТ принципы их правового регулирования и принципы технического регулирования формировались независимо друг от друга. Массовое введение ИКТ дало начало формированию новых технико-правовых принципов регулирования общественных отношений. В статье рассматривается система технико-правовых принципов регулирования, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства в процессе создания и использования информационных и коммуникационных технологий и построение новых сред информационного обмена. Для определения пробелов в регулировании информационной безопасности Российской Федерации исследованы принципы: цифрового равенства, сетевой нейтральности, технологической нейтральности, их связь и взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF USING INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION SECURITY

Information and communication technologies (ICTs) are turning into an environment for interaction, ensuring its information security requires an established system of legal, organizational and other measures to predict, detect, contain, prevent, reflect information threats and eliminate the consequences of their manifestation in the information sphere. Information security should be ensured by a developed system of interrelated principles of technical and legal regulation. Before the start of the mass use of ICTs, the principles of their legal regulation and the principles of technical regulation were formed independently of each other. The massive introduction of ICTs gave rise to the formation of new technical and legal principles for the regulation of public relations. The article discusses the system of technical and legal principles of regulation aimed at ensuring information security of the individual, society and the state in the process of creating and using information and communication technologies and building new environments for information exchange. To identify the gaps in the regulation of the information security of the Russian Federation, the following principles have been investigated: digital equality, network neutrality,technological neutrality, their connection and interaction.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 342.25 ББК Х401.114

DOI: 10.14529/law210414

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. К. Жарова

Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превращаются в среду взаимодействия, обеспечение ее информационной безопасности требует сформированной системы правовых, организационных и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления в информационной сфере.

Информационная безопасность должна обеспечиваться развитой системой взаимосвязанных принципов технического и правового регулирования. До начала массового использования ИКТ принципы их правового регулирования и принципы технического регулирования формировались независимо друг от друга. Массовое введение ИКТ дало начало формированию новых технико-правовых принципов регулирования общественных отношений.

В статье рассматривается система технико-правовых принципов регулирования, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства в процессе создания и использования информационных и коммуникационных технологий и построение новых сред информационного обмена. Для определения пробелов в регулировании информационной безопасности Российской Федерации исследованы принципы: цифрового равенства, сетевой нейтральности, технологической нейтральности, их связь и взаимодействие.

Ключевые слова: технико-правовые принципы, цифровое равенство, сетевая нейтральность, технологическая нейтральность.

Многообразие возможностей, предоставляемых существующими информационно -коммуникационными технологиями (ИКТ), позволяет формировать различные общественные отношения1. ИКТ превращаются в среду взаимодействия, обеспечение ее информационной безопасности требует сформированной системы правовых, организационных и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления в информационной сфере.

Обеспечение информационной безопасности отношений, формируемых в ИКТ-среде, относится к крупномасштабным общественным отношениям, составляющим основу жизнедеятельности социума. Развитая система организационно-правового регулирования создания и использования ИКТ определяет

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта конкурса А № 2001100077 «Правовое регулирование цифрового профиля человека в сети «Интернет».

уровень социально-экономического развития и состояние национальной безопасности в информационной сфере Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.

Исходя из вышеприведенного определения информационной сферы и определения правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих

общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства [1, с. 74], в статье рассмотрена система принципов правового регулирования как правовых средств, направленных на обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства в процессе разработки и использования информационных и коммуникационных технологий и построения новых сред информационного обмена [4, с. 35].

Уровни системы правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности.

На базовом уровне общественные отношения в области информационной безопасности регулируются следующими конституционными нормами, которые определяют информационные основы, статус личности в обществе и информационную безопасность: ст. 24, 29, 71 Конституции РФ.

В роли правовых средств на базовом уровне правового регулирования выступают:

- отнесение области информации и связи к ведению Российской Федерации;

- подтверждение информационных прав и свобод человека, свободы мысли и слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;

- закрепление правового статуса информационной безопасности личности;

- запрет на вмешательство в частную жизнь, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Предусмотренное государством правовое средство «обеспечение» в области информационной безопасности и информационных прав связано с алгоритмами, на основе которых разрабатываются информационные технологии, поскольку именно алгоритмы определяют функциональные возможности технологий, в том числе создают условия как для защиты информации, так и для совершений информационных правонарушений.

Однако для того, чтобы пользователи информационных технологий были уверенными в устойчивости и надежности функционирования информационных технологий, они должны разрабатываться под «контролем» правовых требований беспрепятственной и недискриминационной реализации вышеназванных правовых средств базового уровня.

В связи с информатизацией общества и государства неизбежны объединение правовых и технологических принципов регулирования ИКТ-среды и формирование новых технико-правовых принципов, которые направлены на обеспечение уверенности пользователей в надежности и устойчивости информационных технологий и прозрачности информационных отношений.

Анализ научных статей, законодательства РФ и зарубежных стран позволил обобщить основные правовые и технические принципы, реализуя которые, государства связывают развитие информационного правового регулирования. Например, в Рекомендации № СМ/КБС(2019)10 Комитета министров Совета Европы «О развитии и продвижении образования в сфере цифровой гражданственности» определен перечень технико-правовых принципов как основополагающих для развития цифровой гражданственности, оценки и анализа ее прогресса [8].

Техническо-правовые принципы использования информации и информационных технологий.

Принцип цифрового равенства отвечает за разработку правовых требований, в соответствии с которыми всем членам информационного общества должны быть созданы одинаковые условия для реализации их права на доступ к информации через доступные информационные технологии.

Принцип цифрового равенства является следующей стадией развития правового принципа информационного равенства, который закреплен в Конституции РФ, как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).

В процессе формирования и развития информационной сферы необходимо не только определять принцип равного доступа к информации, но и принцип равного обеспечения доступа к информационным технологиям, который можно назвать как принцип цифрового равенства. В научной литературе встречается мнение о том, что этапом обеспечения конституционного информационного равенства является цифровое равенство [2].

Однако, в отличие от информационного равенства, цифровое равенство связано с наличием у каждого человека ИКТ, которые позволяют реализовать базовые информационные права. В отличие от всеобщего равенства,

реализация цифрового равенства требует, чтобы каждый обладал соответствующими цифровыми технологиями, позволяющими участвовать в жизни общества. Например, для таких категория граждан, как обучающиеся, приказом Минпромэнерго России от 7 августа 2007 г. № 311 «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» определена необходимость обеспечения их равного доступа к источникам информации современного типа, построенных в виде мультимедийных продуктов. Однако для иных категорий граждан требования об обеспечении равного доступа к источникам информации - ИКТ не определены.

Кроме того, и с точки зрения обеспеченности населения ИКТ дела обстоят не лучшим образом. В настоящее время население Российской Федерации не полностью обеспечено ИТ. Так, в соответствии с разделом «Использование информационно-телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах» отчета Росстата, Минкомсвязи России, Евроста-та, датированного 2018 годом (более поздний отчет на официальном сайте не размещен), домашние хозяйства, в 2017 году имели персональные компьютеры 74,4 %, доступ к сети Интернет 76,3 %, широкополосный доступ 72,6 % [9, с. 45]. Данный статистический отчет содержит основные показатели развития информационного общества в Российской Федерации, в нем приведены результаты исследований по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, а также использования организациями информационных и коммуникационных технологий, производства вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах, в том числе по субъектам Российской Федерации.

Хотелось бы отметить, что в Рекомендации № СМ/КЕС(2019)10 Комитета министров Совета Европы «О развитии и продвижении образования в сфере цифровой гражданственности» определен принцип цифрового равенства [8]. В данной Рекомендации доступ к цифровым технологиям определяется как неотъемлемая часть повседневной жизни в современном обществе. Поэтому равный доступ для всех граждан во всех областях экономики является важной целью государственной политики. Кроме того, обеспечение безопасной

технической инфраструктуры «способствует укреплению уверенности и доверия к цифровому участию в онлайн-деятельности сообщества. Для этого требуется, чтобы поставщики цифровых услуг и мобильные операторы предоставляли безопасные цифровые пространства и упрощали меры безопасности» [8].

К сожалению, в Российской Федерации принцип цифрового равенства все еще не может быть реализован в связи с недостаточным оснащением населения ИКТ. Нельзя упускать и тот факт, что в процессе реализации принципа цифрового равенства, необходимо также обеспечить информационную безопасность используемых технологий посредством формирования правовой системы их стандартизации.

Принцип сетевой нейтральности определяет, что лицо, оказывающее услуги посредством информационных технологий, должно обеспечивать равный для всех, то есть недискриминационный доступ к информационному сетевому ресурсу.

Данный принцип описывает частный случай доступа к конкретным информационным технологиям - Интернет и сетям связи. Анализ общественных отношений, формируемых на базе данных технологий, заслуживает внимания и формулирования самостоятельного правового принципа - сетевой нейтральности. Некоторые авторы - А. С. Шатилина [12], И. Левова, Г. Шуклин, Д. Винник [6] считают, что данный принцип является одним из элементов содержания права на доступ к Интернету.

В своем докладе Федеральная антимонопольная служба РФ по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением в разделе «Антимонопольный контроль в сферах связи и информационных технологий» отметила целесообразность соблюдения принципов технологической и сетевой нейтральности при регулировании отношений участников рынка. Фактически Федеральная антимонопольная служба РФ заявила, что принципы технологической и сетевой нейтральности связаны с принципом цифрового равенства.

Однако Минкомсвязь России считает иначе, в связи с развитием сетевых технологий 5G «необходимо отказаться от принципа сетевой нейтральности, подразумевающего равную скорость доступа ко всем сервисам.

Принцип сетевой нейтральности противоречит логике развития сетей связи и новым технологиям. Связь 5G/IMT-2020 основана на управлении параметрами интернет-трафика, в том числе приоритизации абонентов и трафика критически важных коммуникаций, большое количество сервисов, которые будут завязаны на сети 5G/IMT-2020, требуют установления разных приоритетов и скорости доступа к ресурсам» (Приказ Минкомсвязи России от 27 декабря 2019 г. № 923 «Об утверждении Концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации»).

В научных статьях можно встретить мнение о том, что сетевая нейтральность равнозначна интернет-нейтральности. Несмотря на терминологическое различие, действительно принципы сетевой нейтральности и интернет-нейтральности направлены на обеспечение нейтральности технологической коммутации в средствах сетевой и интернет-коммутации, хотя определяют правовое регулирование в различных технологических средах.

Принцип интернет-нейтральности. В научной литературе выделяется еще один технико-правовой принцип - принцип интернет-нейтральности, который связан с обеспечением недискриминационного распространения информации в Интернете и с недопустимостью технологического приоритета одних интернет-технологий передачи информации перед другими.

Данный принцип определяет, что интернет-трафик должен обрабатываться справедливо, без воздействия человека на его передачу, то есть определения приоритета трафика, привязанного к определенному поставщику услуг или обладателю информации.

Впервые данный принцип был озвучен в США как аналогия принципа нейтральности распространения информации посредством телеграфа, сформулированного в середине XIX века. После широких и длительных обсуждений Федеральная комиссия по связи США (FCC) в 2015 году отменила правила, касающиеся интернет-нейтральности и приняла соответствующий закон, который вступил в силу через три года - в июле 2018 года [13].

Принцип интернет-нейтральности закреплен в европейском законодательстве. В соответствии с Регламентом ЕС 2015/2120 государством должны быть установлены общие правила обеспечения равного и недискрими-

национного отношения к трафику при предоставлении услуг доступа в Интернет, поставщики интернет-услуг должны одинаково относиться ко всему трафику, без дискриминации, ограничений или помех.

Кроме того, в соответствии с Рекомендацией № Яес (2016) Комитета министров Совета Европы «О защите и развитии права на свободу выражения мнения и права на уважение частной жизни в условиях сетевого нейтралитета» за интернет-пользователями закреплено право на получение и распространение информации, которое «не должно ограничиваться средствами блокировки, замедления загрузки, ухудшения или ограничения или введения различий в интернет-трафик, связанный с конкретным контентом, услугами, приложениями или устройствами или трафиком, связанным с услугами, предоставляемыми на особых условиях и с применением особых тарифов»[9].

Интернет-нейтралитет обеспечивает равенство в передаче информации между всеми субъектами, а также гарантирует, что вся информация доставляется самыми быстрыми способами конечному пользователю.

В соответствии с законодательством ЕС интернет-провайдерам запрещается блокировать или замедлять интернет-трафик, кроме ограниченного числа случаев и только, если к этому имеется необходимость. К таким исключениям относятся: управление трафиком в целях соблюдения требований закона, обеспечение целостности и безопасности сети и управление перегрузкой при условии одинакового отношения к эквивалентным категориям трафика. Пользователь должен быть «свободным в выборе своих возможностей доступа и распространения информации и контента, запуска приложений и использования услуг» [14].

В Российской Федерации принцип интернет-нейтральности также закреплен на законодательном уровне как для внутренних, так и для международных отношений. Например, с реализацией данного принципа связывается формирование цифровой экономики в международных отношениях. В протокольном решении Экономического совета СНГ «О формировании конкурентной политики в государствах - участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики» (принято в г. Москве 7 декабря 2018 г.) отмечено, что «в условиях формирования эффективной конкурентной

политики в государствах - участниках СНГ, развития цифровой экономики государства -участники СНГ осознают важность и степень влияния больших данных на все сферы жизни, уделяют должное внимание безопасности обращения данных и необходимости их защиты, однако не предпринимают надлежащих мер по обеспечению формирования взаимоувязанных распределенных экосистем цифровой экономики, а также стандартизации процедур, что также может привести к ограничению конкуренции, и в последующем - к замедлению цифрового развития». В связи с этим, государствам - участникам СНГ рекомендовано при планировании и реализации мероприятий по развитию цифровой экономики «исходить из необходимости использования в процессах регулирования принципов технологической и интернет-нейтральности, согласно которым, например, провайдерам запрещается блокировать сайты или применять дискриминационные меры против любого интернет-трафика» [8].

Принцип технологической нейтральности отвечает за беспрепятственную коммутацию технологий, которая должна поддерживаться совокупностью «законодательных и организационных мер, способствующих развитию свободного конкурентного ИТ-рынка в интересах потребителей» [3].

Данный принцип раскрывается в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации), в соответствии с которой «недопустимо установление нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами».

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 11 декабря 2013 г. утвердило использование принципа технологической нейтральности полос радиочастот и условия обеспечения связью малых населенных пунктов России [11].

В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 27 декабря 2019 г. № 923 «Об утверждении Концепции создания и развития

сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации» технологическая нейтральность позволяет оператору осуществлять планомерное развитие своей сети и замещение технологий.

Таким образом, принцип технологической нейтральности определяет нейтральность коммутации информационных технологий. В связи с развитием информационных отношений и информационного общества данный принцип приобретает все большое значение. В условиях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации приоритет принципа технологической нейтральности для национальных технологий должен быть закреплен на уровне федеральных законов. Необходимо поставить вопрос о распространении данного принципа для области отношений, связанной с созданием и использованием российских информационных технологий внутри страны. Речь должна идти не об обеспечении равных условий для использования всех информационных технологий на территории Российской Федерации, а о приоритете использования российских информационных технологий.

В этом случае принцип технологической нейтральности должен распространиться на российские информационные технологии, поскольку нейтральность по отношению к зарубежным информационным технологиям может привести к нарушению информационного, цифрового суверенитета Российской Федерации.

В настоящий период развития информационной сферы государства в первую очередь должны поддерживать свои информационные интересы и безопасность. ИКТ являются основным фактором, определяющим уровень социально-экономического развития и состояние национальной безопасности. Обеспечение информационной безопасности должно определяться системой организационно-правовых средств, направленной на регулирование использования информационных технологий, которые должны функционировать на основе технических, но разрабатываться с учетом правовых принципов, обеспечивающих беспрепятственную и недискриминационную реализацию конституционных прав, а также устойчивость и надежность функционирования информационных технологий.

Для обеспечения устойчивости, единства измерений и безопасности необходимо разработать и реализовать меры, включающие: ис-

пользование российских технологий обеспечения целостности, аутентификации, конфиденциальности и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки; преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования; внедрение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.

Нормативные правовые акты в области регулирования создания и использования ИКТ должны разрабатываться с учетом технико-правовых принципов использования информации и информационных технологий, таких как сетевая нейтральность, интернет-нейтральность, технологическая нейтральность, цифровое равенство.

Данные принципы на территории Российской Федерации не могут быть реализованы без приоритетного использования российских информационных технологий и обеспечения информационной безопасности посредством формирования правовой системы стандартизации информационных технологий.

Литература

1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник / М. И. Абдулаев. - М.: Магистр-Пресс, 2004. - 410 а

2. Бондарь, Н. С. Информационно -цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. - 2019. - № 11. -С.25-42.

3. Елин, В. М. «Облачные услуги» и особенности их правового регулирования в Российской Федерации / В. М. Елин // Информационное право. - 2017. - № 4. - С. 28-33.

4. Жарова, А. К. Правовая классификация лицензий на программное обеспечение / А. К. Жарова // Информационные ресурсы России. - 2010. - № 2 (114). - С. 38-41.

5. Жарова, А. К. Соотношение юридических конфликтов и юридических коллизий / А. К. Жарова // Труды Института государства

и права Российской академии наук. - 2011. -№ 6. - С. 110-122.

6. Левова, И. Права интернет-пользователей / И. Левова, Г. Шуклин, Д. Винник // Россия и мир, теория и практика.

- 2013. - С. 37. URL: https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=31469719.

7. Протокольное решение Экономического совета СНГ «О формировании конкурентной политики в государствах - участниках СНГ в условиях развития цифровой экономики» // Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. URL: http://cis.minsk.by.

8. Рекомендация № CM/REC(2019)10 Комитета министров Совета Европы «О развитии и продвижении образования в сфере цифровой гражданственности» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2020.

- № 7. - С. 130-139.

9. Рекомендация № Rec(2016)1 Комитета министров Совета Европы «О защите и развитии права на свободу выражения мнения и права на уважение частной жизни в условиях сетевого нейтралитета» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. - 2016. - № 5. - С. 119-121.

10. Сабельникова, М. А. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник / М. А. Сабельнико-ва, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова. - М.: НИУ ВШЭ, 2018.

11. Технологическая нейтральность. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/478/.

12. Шатилина, А. С. Права человека в Интернете: проблема признания права на доступ к Интернету / А. С. Шатилина // Прецеденты Европейского Суда по правам человека. -2018. - № 1. - С. 38-45.

13. US appeals court won't reconsider Net Neutrality repeal. URL: https://www.itpro.co.uk/ infrastructure/network-internet/354734/us-appeals-court-wont-reconsider-net-neutrality-repeal.

14. All you need to know about Net Neutrality rules in the EU. URL: https://berec.euro-pa.eu/eng/netneutrality/.

Жарова Анна Константиновна - доктор юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии, Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва. E-mail: anna_jarova@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 8 июля 2021 г

DOI: 10.14529/law210414

PRINCIPLES OF USING INFORMATION AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LEGAL SUPPORT OF INFORMATION SECURITY

A. K. Zharova

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Information and communication technologies (ICTs) are turning into an environment for interaction, ensuring its information security requires an established system of legal, organizational and other measures to predict, detect, contain, prevent, reflect information threats and eliminate the consequences of their manifestation in the information sphere.

Information security should be ensured by a developed system of interrelated principles of technical and legal regulation. Before the start of the mass use of ICTs, the principles of their legal regulation and the principles of technical regulation were formed independently of each other. The massive introduction of ICTs gave rise to the formation of new technical and legal principles for the regulation of public relations.

The article discusses the system of technical and legal principles of regulation aimed at ensuring information security of the individual, society and the state in the process of creating and using information and communication technologies and building new environments for information exchange. To identify the gaps in the regulation of the information security of the Russian Federation, the following principles have been investigated: digital equality, network neutrality,technological neutrality, their connection and interaction.

Keywords: technical and legal principles, digital equality, network neutrality, technological neutrality.

References

1. Abdulaev M. I. Teoriâ gosudarstva iprava [Theory of State and Law]. Moscow, 2004, 410 p.

2. Bondar' N. S. [Information and digital space in the constitutional dimension: from the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation] Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], Moscow, 2019, no. 11, pp. 25-42. (in Russ)

3. Elin V. M. ["Cloud services" and features of their legal regulation in the Russian Federation]. Informacionnoepravo [Information law]. 2017, no. 4, pp. 28-33. (in Russ)

4. Zarova A. K. [Legal classification of software licenses]. Informacionnye resursy Rossii [Information Resources of Russia], 2010, no. 2 (114), pp. 38-41. (in Russ)

5. Zarova A. K. [Correlation of legal conflicts and legal conflicts]. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk [Proceedings of the Insti tute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 2011, no. 6, pp. 110-122. (in Russ)

6. Levova I., Suklin G., Vinnik D. Prava internet-p ol'zovatelej [The rights of Internet users]. Rossiâ i mir, teoriâ i praktika [Russia and the world, theory and practice], 2013, pp. 37. Available at: online.zakon.kz/Document/? doc_id=31469719.

7. Protokol'noe resenie Ekonomiceskogo soveta SNG «O formirovanii konkurentnoj politiki v gosudarstvah-ucastnikah SNG v usloviâh razvitiâ cifrovoj èkonomiki» [Protocol decision of the CIS Economic Council "On the formation of competition policy in the CIS member states in the context of the development of the digital economy"]. Edinyj reestrpravovyh aktov i drugih dokumentov SNG [Unified Register of Legal Acts and other Documents of the CIS]. Available at: cis.minsk.by/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. [Recommendation No. CM/REC(2019)10 of the Committee of Ministers of the Council of Eu-rop e "On the development and promotion of education in the field of digital citizenship"]. Bûlleten' Evropejskogo Suda po pravam celoveka [Bulletin of the European Court of Human Rights], 2020, no. 7, pp. 130-139. (in Russ)

9. [Recommendation No. Rec(2016)1 of the Committee of Ministers of the Council of Europe "On the protection and development of the right to freedom of expression and the right to respect for private life in conditions of net neutrality"]. Bulleten' Evropejskogo suda po pravam celoveka. Rossijskoe izdanie [Bulletin of the European Court of Human Rights. Russian edition], 2016, no. 5, pp. 119-121. (in Russ)

10. Sabel'nikova M. A., Abdrahmanova G. I., Gohberg L. M., Dudorova O. U. Informacionnoe obsestvo v Rossijskoj Federacii. 2018: statisticeskij sbornik [Information Society in the Russian Federation. 2018: statistical collection]. Moscow, 2018.

11. Tehnologiceskaa nejtral'nost' [Technological neutrality]. Available at: digital.gov.ru/ru/acti-vity/directions/478/.

12. Satilina, A. S. [Human rights on the Internet: the problem of recognizing the right to access the Internet]. Precedenty Evropejskogo suda po pravam celoveka [Precedents of the European Court of Human Rights], 2018, no. 1, pp. 38-45. (in Russ)

13. US appeals court won't reconsider Net Neutrality repeal. URL: https://www.itpro.co.uk/ infra-structure/network-internet/354734/us-appeals-court-wont-reconsider-net-neutrality-repeal.

14. All you need to know about Net Neutrality rules in the EU. URL: https://berec.europa.eu/ eng/netneutrality/.

Anna Konstantinovna Zharova - Doctor of Sciences (Law), Professor, Senior Researcher of the Sector of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. E-mail: anna_jarova@mail.ru.

Received 8 July 2021.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Жарова, А. К. Принципы использования информации и информационных технологий в системе правового обеспечения информационной безопасности / А. К. Жарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». -2021. - Т. 21, № 4. - С. 90-97. БО!: 10.14529/^210414.

Zharova A. K. Principles of using information and information technologies in the system of legal support of information security. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 90-97. (in Russ.) DOI: 10.14529/law210414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.