1. Mel'nikov N. N. Teoreticheskie problemy formirovaniya pravovogo statusa krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva. Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2012. 55c.
2. Ustyukova V. V. Pravovoe polozhenie krest'yanskogo (fermerskogo) i lichnogo podsobnogo hozyajstva v Rossijskoj Federacii. Dis. .dokt. yurid. nauk. M., 2002. 345c.
3. Sub"ekty grazhdanskogo prava / Otv.red. T.E. Abova. M., 2000. 125 c.
4. SHapsugova M.D. Aktual'nye voprosy pravosub"ektnosti krest'yanskogo (fermerskogo) hozyajstva // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya ekonomiko-pravovyh i social'no-politicheskih sfer obshchestva v sovremennoj Rossii/ Pod red. A.M. Starostina, L.L. Ivanovoj, L.A. Lozovoj. Rostov-na-Donu: YURIF RANHIGS, 2012. 451c.
5. Mironova Z.YU. Regional'nye faktory samozanyatosti (na primere lichnyh podsobnyh hozyajstv Kalmykii). Dis. ...kand. ekon. nauk. Elista, 2003. 196 c.
6. Berdnikova G.I. Samozanyatost' na sele: problemy i tendencii razvitiya. / Avtoref. dis. ...kand. ekon. nauk. M., 2013. 177c.
ШАПСУГОВА МАРИЕТТА ДАМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права Института государства и права РАН ([email protected]) SHAPSUGOVA, MARIETTA D. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Senior Researcher in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 346.1
СОЛОВЯНЕНКО Н.И. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИННОВАЦИОННОГО (ЦИФРОВОГО) БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: устойчивое развитие, инновации, правовой режим инновационного бизнеса, технологии, цифровые права, цифровые данные, государственно-частное партнерство, информационные отношения, цифровая безопасность, технологическая нейтральность, функциональная эквивалентность, стандартизация.
В статье рассматриваются вопросы формирования правого режима инновационного (цифрового) бизнеса во взаимосвязи с задачами модернизации экономики на основе технологических инноваций, поставленными в глобальной программе ООН в области устойчивого развития, а также стратегии инновационного развития РФ. Правовой режим инновационного бизнеса интегрирует как базовые юридические нормы, регулирующие предпринимательство, так и правовые особенности применения информационно-коммуникационной инфраструктуры, интеллектуальных систем, а также использования цифровых данных. Включает юридические понятия и конструкции, характерные для информационных правоотношений, требования цифровой безопасности, нормативно-техническое регулирование, а также правовые принципы функциональной эквивалентности и технологической нейтральности законодательства.
SOLOVYANENKO, N I.
THE LEGAL REGIME OF INNOVATION (DIGITAL) BUSINESS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Keywords: sustainable development, innovations, legal regime of innovative business, technologies, digital rights, digital data, public-private partnership, information relations, digital security, technological neutrality,functional equivalence, standardization.
In the article considers the questions of formation of the legal regime of innovation (digital) business in correlation with the tasks of modernization of the economy based on technological innovations set out in the UN global program in the field of sustainable development, as well as the strategy of innovative development of the Russian Federation. The legal regime of innovative business integrates both the basic legal rules, governing entrepreneurship, and the legal features of the application of information-communication infrastructure, intelligent systems, as well as the usage of digital data. It includes legal concepts and constructions typical for information legal relations, digital security requirements, normative- technical regulation, as well as legal principles of functional equivalence and technological neutrality of legislation.
Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года в числе поставленных целей и задач «преобразования мира» указывает на необходимость поддержки активно функционирующего и производительного бизнес-сектора во всем его многообразии, «начиная от микропредприятий и кооперативов и заканчивая многонациональными корпорациями». Производственная, инвестиционная и инновационная активность частного бизнеса признаются в числе основных двигателей для достижения целей в области устойчивого развития, повышения производительности, всестороннего экономического роста и создания рабочих мест. Одновременно поощряется продуктивное государственно-частное партнерство, а также сотрудничество частных предприятий с организациями гражданского общества. Повестка призывает субъектов бизнеса максимально использовать свои инновационные и творческие возможности для достижения экономического и социального прогресса. Стратегия устойчивого развития предусматривает «наращивание технологического потенциала промышленных секторов во всех странах, в том числе путем стимулирования государственных и частных расходов на исследования и разработки в сфере отечественных технологий. В этой связи
141
подчеркивается, что «распространение информационно-коммуникационных технологий и глобальное взаимное подключение сетей открывают огромные возможности для ускорения человеческого прогресса, преодоления «цифрового разрыва» и формирования общества, основанного на знаниях» [1].
Важным сегментом устойчивого развития, в том числе в области инновационного бизнеса, является надежная законодательная и судебная база, обеспечивающая верховенство права на национальном и международном уровне, гарантии основных прав и свобод, равный доступ к правосудию для всех. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) выделила совокупность взаимосвязанных юридических факторов, наличие которых необходимо для мобилизации ресурсов бизнеса на цели развития. Это признание прав собственности и соблюдение обязательств; правовая определенность ведения бизнеса внутри страны и за ее пределами, позволяющая снизить уровень риска и транзакционные издержки, что в свою очередь стимулирует торговлю и приток инвестиций (внутренних и трансграничных); создание правовых режимов для новых возможностей в бизнесе, например, для электронной торговли [2].
Стратегия инновационного развития Российской Федерации отвечает глобальным целям модернизации экономики на основе технологических инноваций. Она определила государственные научно-технологические приоритеты, ключевые для инновационной активности бизнеса, а также для коммерциализации научных исследований и разработок. В числе приоритетов - развитие отрасли информационно-коммуникационных технологий: «создание сетей связи нового поколения; обработка больших объемов данных; искусственный интеллект; доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации; облачные и туманные вычисления; интернет вещей и индустриальный интернет; робототехника; радиотехника; информационная безопасность» и ряд других.
Для достижения целей устойчивого развития в России имеет принципиальное значение тесная связь между бизнесом и правом. Так, формируемая на основе национальной программы цифровая экономика РФ предполагает новую модель взаимодействия между бизнесом, властью, экспертным и научным сообществами и, соответственно, формирование созвучной и комфортной регуляторной среды. Нормативное регулирование и благоприятный правовой режим рассматриваются в числе базовых предпосылок построения высокотехнологичной экономики. Программными документами предусмотрена разработка необходимых правовых институтов, правил, процедур и других юридических средств, а также внесение в нормативные правовые акты изменений и дополнений, ориентированных на соответствие законодательства задачам цифровой экономики.
В этой связи следует согласиться с учеными - исследователями теории права, которые подчеркивают, что «право - самоорганизующаяся система. Связи между ее плоскостями настраиваются самостоятельно в зависимости от общественных потребностей, что и определяет динамизм системы права» [3, с.89]. Данная позиция поддерживается специалистами в области частного права, по мнению которых, при отсутствии соответствующих правовых норм невозможно реализовать цели по строительству инновационной модели экономики, создать благоприятный правовой климат для совершенствования технологических процессов [4, с.70-73;5, с.85-90]. В то же время нормативный режим, который управляет технологией, должен быть совместим, как это указывалось выше, с ценностями верховенства права, в том числе при осуществлении правосудия, на что обращают особое внимание российские и зарубежные исследователи процессуального права [6, с.15-16; 7].
В силу закона инновациями считаются: новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод, которые введены в употребление. Инновационные проекты осуществляются при содействии организаций, предоставляющих управленческие, материально-технические, финансовые, информационные, консультационные и организационные услуги. Такие организации составляют инновационную инфраструктуру. Инновационным считается бизнес, который направлен на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования. К инновациям относятся как создание и вывод на рынок нового интернет-бизнеса, продукта или услуги, так и цифровая трансформация производственной или иной деловой активности частного или государственного сектора (их
взаимодействия). Кроме того, значительная часть капитала, используемого в инновационных проектах, является интеллектуальным капиталом (новым знанием).
Правовой режим инновационного бизнеса в своей основе содержит юридические признаки предпринимательской деятельности, закрепленные в гражданском законодательстве. Такая деятельность осуществляется физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; ведется ими самостоятельно, на свой страх и риск, с целью систематического получения прибыли. Необходимо отметить, что современный юридический поход к предпринимательской деятельности, в том числе инновационной, охватывает также государственно-частное партнерство, интегрирующее функции и ресурсы организаций, промышленных предприятий, иных бизнес-структур, государства.
Отвечая перечисленным выше признакам, правовой режим инновационного бизнеса вместе с тем в значительной степени увязан с цифровизацией предпринимательства -применением информационно-коммуникационной инфраструктуры, интеллектуальных систем, а также использованием цифровых данных, прежде всего открытых данных (о погоде, трафике, географии, архивах, потребительском спросе). Например, применение информационных технологий, объединяющих и сопоставляющих данные о спросе и предложении на товары и услуги, повышают экономическую эффективность, производительность и возможности получения дохода.
В сферу правового регулирования инновационного бизнеса вовлекается индустриальный (промышленный) интернет - концепция вычислительной сети, промышленных производств и сложных физических машин, объединенных с интеллектуальными системами, исключающих участие человека из ряда операций. По убеждению зарубежных правоведов, промышленный интернет, основанный на фундаментальном принципе сбора и обработки больших объемов данных, раздвигает границы юридической теории и практики. Регулируемые виды производственной деятельности переходят от управления человеком к управлению машиной -подобный переход трансформирует право, адвокатуру, судейство, законотворчество. В этой связи цифровая безопасность и защита данных (конфиденциальность) обозначены в качестве ключевых правовых проблем при внедрении промышленного интернета. Для решения указанных проблем требуется сочетать практические мероприятия (выявление рисков, проведение надлежащей проверки, проведение аудитов) и юридические средства (разработку соответствующих стандартов, предоставление необходимых аудиторских прав и правовую защиту в случае инцидента) [8].
Цифровые многосторонние рынки, обозначаемые в правовых документах как электронные (цифровые) платформы, интегрируют различные категории участников бизнеса и обеспечивают их взаимодействие, в том числе юридическое. Так, Сбербанк обладает собственной технологической платформой, позволяющей в режиме реального времени формировать лучшее предложение для клиента как из собственных товаров и услуг, так и за счёт подключения внешних провайдеров [9]. Нормативными документами ЕАЭС предусмотрена «евразийская цифровая платформа», представляющая собой совокупность средств, поддерживающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов и сервисов в том числе в области промышленной кооперации, значительным количеством хозяйствующих субъектов и обеспечивающих возможность их «бесшовного» взаимодействия. Необходимо указать, что в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы», цель которого - урегулировать отношения, возникающие в связи с такими сделками, а также определить правовые основы деятельности операторов электронных платформ [10].
Создание, приобретение, распространение и использование информации являются ключевыми для инновационного (цифрового) бизнеса. Максимальными информационными коммуникациями отличаются так называемые «цифровые предприятия», которые используют цифровизацию в качестве конкурентного преимущества во всех сегментах своей деловой деятельности: производстве, организационных процессах, юридическом обеспечении, маркетинге, взаимоотношениях с контрагентами. Национальной программой «Цифровая экономика» поставлена задача создать правовые условия для цифрового взаимодействия
субъектов экономической деятельности, в том числе финансовых организаций и органов государственной власти.
Правовой режим инновационного (цифрового) бизнеса включает правовые понятия и конструкции, характерные для информационно-коммуникационных правоотношений, такие как «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронный документ», электронная подпись», «информационные ресурсы» и «реестры», «информационная безопасность», «защита информации». Так, Федеральным законом «О промышленной политике в РФ» предусмотрена государственная информационная система промышленности (ГИСП) в целях взаимодействия в едином информационном пространстве субъектов промышленной деятельности, а также федеральных и региональных органов власти. К функциям ГИСП относится, в частности, «создание электронных сервисов кооперации промышленности; поддержки логистики; инвестиционной деятельности; управления интеллектуальной собственностью, процессами организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».
Объекты, относимые к информации, выраженной в виде числовой записи (цифровые данные), участвуют в правоотношениях инновационного бизнеса, например, в качестве предмета договора возмездного оказания услуг, а также в виде цифровых прав - электронных активов, которые формируются и обращаются путем записей в распределенных реестрах на основе блокчейн технологии [11, с.27-34]. В этой связи ГК РФ дополнен статьей 783.1. «Особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации», а цифровые права включены в число объектов гражданских прав (ст.128 ГК РФ) и указаны в составе имущественных прав наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами. ГК РФ дополнен группой норм (ст. 141.1), в силу которых цифровыми правами признаются обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы. Цифровые права, а также информационная система, в которой они обращаются, должны отвечать установленным законом признакам. Правовой механизм инновационного бизнеса должен обеспечивать защиту интересов обладателей электронных активов (цифровых прав), а также совершение юридических действий с такими объектами в информационных системах.
Комфортная для инновационного бизнеса регуляторная среда воспринимает принципы, сформулированные Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ): технологической нейтральности законодательства, в том числе в отношении экономических и системных моделей; функциональной эквивалентности; не дискриминации при использовании электронных средств. Названные принципы фрагментарно отражены в российском информационном законодательстве. Нормативными правовыми актами не может устанавливаться приоритет одних информационных технологий по отношению к другим. В порядке исключения использование определенных информационных технологий для государственных информационных систем устанавливается федеральными законами. Обозначенный принцип правового регулирования отношений в области информации, информационных технологий и защиты информации вполне применим к правоотношениям в сфере бизнеса.
Следует особо указать, что в цифровую эпоху усиливаются риски информационной безопасности финансовой системы, транспортно-логистической системы, технологических процессов, критически важной национальной инфраструктуры, систем жизнеобеспечении городов, сферы медицинского обслуживания. Требования к субъектам предпринимательства в отношении цифровой безопасности, защиты информации, становятся необходимым элементом правового режима инновационного бизнеса. Так, кредитные организации при осуществлении банковской деятельности должны исполнять требования Банка России к обеспечению информационной безопасности «в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента» [12].
В условиях цифровой трансформации усиливается юридическое значение нормативно-технического регулирования и документов по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов, стандартов организаций, в том числе технических условий, сводов правил. С помощью нормативно-технического регулирования
обеспечивается функциональная совместимость и вывод на рынки инновационных цифровых продуктов и услуг. Так, в 2019 году Росстандарт утвердил первый в России национальный стандарт «интернета вещей» (IoT). «Предварительный национальный стандарт РФ «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала NB-Fi)» утвержден с датой введения в действие 1 апреля 2019 года и сроком действия до 1 апреля 2022 года. Кроме того, технический комитет ТК-194 разрабатывает еще два документа, регулирующие сферу интернета вещей: ГОСТ Р «Информационные технологии. Интернет вещей. Эталонная архитектура интернета вещей и индустриального интернета вещей»; ГОСТ Р «Информационные технологии. Интернет вещей. Термины и определения» [13]. Законодательством РФ предусмотрена гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами.
Литература и источники
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda.
2. ЮНСИТРАЛ. Цели в области устойчивого развития // https://uncitral.un.org/ru/about/sdg.
3. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. №1. 2018. С.89.
4. Лизикова М.С. Обзор второй международной научно-практической конференции «Лаптевские чтения 2018» // Предпринимательское право. 2018. № 4. С. 70-73.
5. Будникова Ю.Е. Правовые проблемы перехода к инновационной экономике// Право и государство: теория и практика.
2017. № 5(149). С. 85-90.
6. Лебедь К.А. Решение Арбитражного суда. М.-Берлин, 2015.
7. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September 2016. // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf 4 H.
8. Ashley Morgan. IloT .The trends, opportunities and legal challenges for transforming industry in Asia // URL: https://www.lexology.comAibrary/de1ail.aspx?g=a7e7c260-3a85-414f-94a9-91ffl8a6d8cde.
9. Стратегия развития Сбербанка 2020 // URL:https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020.
10. Проект федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/617867-7.
10. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы как объекты предпринимательского оборота // Право и экономика.
2018. № 4. С. 27-34.
11. Федеральный закон от 27.06.2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 3950.
12. Проект: Технический комитет 194 «Кибер-физические системы» (ТК 194) https://www.rvc.ru/press-service/news/company/139420.
References and Sources
1. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda // URL:https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda.
2. YUNSITRAL. Celi v oblasti ustojchivogo razvitiya // https://uncitral.un.org/ru/about/sdg.
3. Habrieva T.YA., CHernogor N.N. Pravo v usloviyah cifrovoj real'nosti // ZHurnal rossijskogo prava. №1. 2018. S.89.
4. Lizikova M.S. Obzor vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Laptevskie chteniya 2018» // Predprinimatel'skoe pravo. 2018. №
4. S. 70-73.
5. Budnikova YU.E. Pravovye problemy perekhoda k innovacionnoj ekonomike// Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2017. № 5(149). S. 85-90.
6. Lebed' K.A. Reshenie Arbitrazhnogo suda. M.-Berlin, 2015.
7. Lord Chancellor, Lord Chief Justice and Senior President of Tribunals, Transforming our Justice System: Joint Vision Statement, September 2016. // URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/553261/joint-visionstatement.pdf 4 H.
8. Ashley Morgan. IloT .The trends, opportunities and legal challenges for transforming industry in Asia // URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=a7e7c260-3a85-414f-94a9-91f08a6d8cde.
9. Strategiya razvitiya Sberbanka 2020 // URL:https://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2020.
10. Proekt federal'nogo zakona «O sovershenii sdelok s ispol'zovaniem elektronnoj platformy» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/617867-7.
10. Sannikova L.V., Haritonova YU.S. Cifrovye aktivy kak ob"ekty predprinimatel'skogo oborota // Pravo i ekonomika. 2018. № 4. S. 27-34.
11. Federal'nyj zakon ot 27.06.2018 g. «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti protivodejstviya hishcheniyu denezhnyh sredstv». SZ RF. 2018. № 27. St. 3950.
12. Proekt: Tekhnicheskij komitet 194 «Kiber-fizicheskie sistemy» (TK 194) https://www.rvc.ru/press-service/news/company/139420.
СОЛОВЯНЕНКО НИНА ИВАНОВНА - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права, Институт государства и права РАН ([email protected]) SOLOVYANENKO, NINA I. - Ph.D. in Law, Senior Research Fellow, Business and Corporate Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences.
УДК 342.2+346+349.7+621.039
ЛИЗИКОВА М.С. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АЭС В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС
Ключевые слова: лицензирование, атомная энергетика, ядерная безопасность, атомные электростанции, Евразийский экономический союз, охрана окружающей среды, предотвращение изменения климата.