УДК 341.01
Муравьева Елизавета Сергеевна ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Юридический факультет Россия, Москва [email protected] Muravieva Lizaveta Sergeevna The Financial University under the Government of the Russian Federation
Law Faculty Russia, Moscow
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ Аннотация: XXI век ознаменовал качественно новый этап развития, ключевой характеристикой которого является активное использование информационно -коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Уязвимость цифровой сферы совместно с возможностями передовых ИКТ способствовали появлению нового вида оружия - информационного, а обеспечение информационной безопасности стало одним из главных вопросов мировой повестки дня. В статье рассматриваются некоторые проблемы международно-правового регулирования вопросов информационной безопасности и формируется видение подходов по их разрешению.
Ключевые слова: информационная безопасность, международная информационная безопасность, информационное общество, информационно-коммуникационные технологии, информационное пространство, ИКТ.
SOME PROBLEMS OF ENSURING INFORMATION SECURITY AT THE
INTERNATIONAL LEVEL
Annotation: the 21st century marked a qualitatively new stage of development, the main characteristic of which is the active use of information and communication technologies (hereinafter - ICT). The vulnerability of the digital sphere, together with the capabilities of advanced ICTs, contributed to the emergence of a new type of weapon - information, and ensuring information security has become one of the main issues on the world agenda. The article discusses some problems of international legal regulation of information security issues and forms a vision of approaches to resolve them.
Key words: information security, international information security, information society, information and communication technologies, information space, ICT.
На сегодняшний день в современных условиях государственно-правового развития и перехода на цифровые технологии, актуальным является вопрос об обеспечении информационной безопасности на международном уровне. Эта актуальность обусловлена одной из главных черт современного этапа научно-технического прогресса: глобальной информационной революцией и возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ) в современном мире.
В научной литературе отсутствует определение понятия «международная информационная безопасность». Зиновьева Е.С. считает, что, исходя из терминологии ООН, международная информационная безопасность - это защищённость глобальной информационной системы от так называемой «триады угроз» — преступных, террористических и военно-политических (информационные войны и информационное противоборство) [4, с. 14].
В других источниках международную информационную безопасность определяют как «состояние международных отношений, которое исключает нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве» [1].
Таким образом, понятие «международная информационная безопасность» является комплексным, т.к. включает в себя состояние защищенности основных
интересов личности, общества, государства в информационном пространстве, а также безопасность информационных систем, сетей, информационное воздействие и др.
В результате развития ИКТ, довольно быстрое и практически повсеместное распространение массовых средств коммуникации сформировало глобальное информационное пространство для международного сообщества, однако с рисками для международной и национальной безопасности [5, 6].
Информационные системы и интернет-ресурсы в настоящее время подвержены растущему числу и более широкому разнообразию угроз и уязвимости, что также вызывает новые проблемы для безопасности [11]. Россия, как и другие страны, неоднократно подвергалась кибератакам на российские ресурсы, число которых в первом квартале 2018 года увеличилось на треть; киберугрозам и другим враждебным действиям и актам агрессии [9, с. 410].
Сегодня наиболее опасными угрозами международной информационной безопасности считаются постоянный рост масштабов компьютерной преступности, использование ИКТ для «силового» разрешения межгосударственных противоречий, а также подготовка и реализация актов компьютерного терроризма.
Цифровая безопасность и защита конфиденциальности стали приоритетами государственной политики в цифровой экономике и обществе, зависящих от данных, а также одним из главных направлений формирования устойчивости государственного управления посредством действенных мер органов власти по обеспечению национальной безопасности.
Так, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития (далее - OECD), ключевой задачей для правительств, предприятий и частных лиц, должны стать защита таких сфер интернет-пространства, как «Персональные данные и конфиденциальность», «Цифровая безопасность», «Защита детей онлайн», «Страхование компаний от кибер-рисков», «Измерение практики управления рисками цифровой безопасности на предприятиях» и др.,
536
JßbinyCK?
для того, чтобы снизить возможные риски интернет-преступности и повысить уровень доверия без ограничения возможностей, которые предлагаются цифровой экономикой [10].
Развитие Интернета как одной из наиболее динамичных отраслей информационных технологий также обострило вопросы правового регулирования и сетевого регулирования общественных отношений в сети Интернет. Так как глобальная сеть поглощает все сферы человеческой жизнедеятельности, то объем находящейся в сети информации увеличивается каждый день. Следовательно, Интернет-сфера нуждается в правовом регулировании вопросов, которые связаны с таким быстрым распространением информации [2, с. 217] и которые относятся к нормативно-правовой базе как функционирования самой сети Интернет, так и осуществления различных операций в ней [8, с. 3-4]. На основании того, что обеспечение информационной безопасности любого государства на национальном уровне неотделимо от обеспечения её на международном уровне, то все вопросы в рамках регулирования международной информационной безопасности должны рассматриваться и развиваться в рамках международного права [4, с. 10].
Международная информационная безопасность направлена на формирование международно-правового режима и обеспечение информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международных договоров и международного права, регулирующих, в первую очередь, правовое положение информационного пространства и порядок его использования публичными лицами. Это все относится к новой отрасли международного права — праву международной информационной безопасности [4, с. 14].
Нельзя не согласиться с Кванталиани И. Э., которая видит пути устранения проблем международной информационной безопасности в дальнейшем развитии и улучшении мер доверия между государствами путем обмена информацией об угрозах международной информационной безопасности, о национальных стратегиях и концепциях использования ИКТ в
межгосударственных конфликтах, а также о теории и практике обеспечения информационной безопасности [3, с. 146]. Также согласимся с позицией в литературе, в рамках которой отмечается необходимым развивать международное сотрудничество в сфере запрещения разработки, применения и распространения «информационного оружия» [7, с. 117].
В настоящее время видна тесная взаимосвязь между государствами касательно вопросов международной информационной безопасности, которая проявляется в форме международных договоров. Например, 08 мая 2015 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики было подписано Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В нем указано, что совместная борьба с использованием ИКТ в террористических и иных противоправных целях является приоритетом российско-китайского сотрудничества [4, с. 12].
На региональном уровне 20 ноября 2013 года было подписано Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности, а 28 октября 2016 года решением Совета глав правительств СНГ была утверждена Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по ее реализации. Из этой Стратегии становится ясно, что использование ИКТ - является приоритетной задачей повышения качества жизни граждан, а также позиционируется как необходимое условие развития культурной, экономической, социально-политической сфер жизни общества и системы государственного управления [4, с. 12-13].
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема международной информационной безопасности понимается как часть обеспечения международной безопасности в целом. А современная среда ИКТ является не только новым фактором устойчивого развития общества, но и фактором усиления социальной опасности в результате совершения действий, которые
связаны с осуществлением преступных намерений, террористической деятельности, новым пространством международных споров и конфликтов. В этой связи представляется перспективным регламентировать основные проблемы обеспечения информационной безопасности именно на уровне межгосударственных соглашений, в том числе, опираясь на стандарты, предлагаемые OECD, а также аккумулировать вопросы регулирования международной информационной безопасности в рамках новой отрасли международного права — права международной информационной безопасности.
1. Док. Генеральной Ассамблеи ООН А/55/40. Средства и системы технического обеспечения обработки, хранения и передачи информации // https://moodle.kstu.ru/ mod/page/view.php?id=28916 (дата обращения: 18.06.2020).
2. Ефимова Н.А. Эстония: опыт трансформации государственного управления в условиях цифровой экономики / Н.А. Ефимова // Самоуправление. 2019. С. 217-218.
3. Кванталиани И. Э. Проблемы международно-правового регулирования вопросов информационной безопасности // Право и государство пресс. 2013. №11 (107). С. 143-146.
4. Костенко Н. И. Международная информационная безопасность в рамках международного права (методология, теория) // Российский журнал правовых исследований. 2018. №4. С. 9-16.
5. Крутских А.В., Стрельцов А.А. Международное право и проблема обеспечения международной информационной безопасности // Журнал «Международная жизнь». 2014. No. 11.
6. Кубышкин А. В. Международно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государства: автореф. дис. канд. юр. наук. // М.,
Список литературы:
2002.
7. Морозов, А.В., Полякова, Т.А., Мохова, О.Ю. Проблемы правового регулирования доступа к информации // Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. М., 2003. С. 117-119.
8. Прокофьев К. В. Международно-правовые проблемы обеспечения международной информационной безопасности в сети Интернет: автореф. дис. канд. юр. наук. // М., 2009.
9. Трансформация публично-правовых средств развития экономики и финансов: монография; под редакцией М.А. Лапиной, Г.Ф. Ручкиной. Москва: КНОРУС, 2019. С. 410.
10. OECD Digital Security and privacy // URL: http://www.oecd.org/going-digital/topics/digital-security-and-privacy/.
11. OECD Guidelines for the Security of Information Systems and Networks: Towards a Culture of Security. 2015. // URL: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/oecdguidelinesforthesecurityofinformationsystems andnetworkstowardsacultureofsecurity. htm.