Научная статья на тему 'Принципы исполнения обязательств как неотъемлемая часть принципов обязательственного права'

Принципы исполнения обязательств как неотъемлемая часть принципов обязательственного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ПРИНЦИПЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / PRINCIPLES OF PERFORMANCE / THE OBLIGATION LAW PRINCIPLES / CIVIL OBLIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волос А. А.

Статья посвящена изучению принципов исполнения обязательств с точки зрения их места в системе принципов гражданского права. Автор доказывает, что их следует рассматривать в качестве принципов обязательственного права. Данный вывод обуславливает некоторые важные факты: общие признаки, схожее практическое значение и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of performance of obligations as an integral part of the principles of the law of obligations

The article is devoted to research of the principles of performance in terms of their place in the system of the civil law principles. The author argues that they should be regarded as obligation law principles. This conclusion stipulates to some important facts: the general features, similar practical significance and so no.

Текст научной работы на тему «Принципы исполнения обязательств как неотъемлемая часть принципов обязательственного права»

New university

Economics & Law 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

PROBLEMS OF THE THEORY AND PRACTICE OF LEGAL REGULATION

УДК 347.411

А.А. Волос

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРИНЦИПОВ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОГО ПРАВА

Статья посвящена изучению принципов исполнения обязательств с точки зрения их места в системе принципов гражданского права. Автор доказывает, что их следует рассматривать в качестве принципов обязательственного права. Данный вывод обуславливает некоторые важные факты: общие признаки, схожее практическое значение и т.п.

Ключевые слова: принципы исполнения обязательств, принципы обязательственного права, гражданско-правовое обязательство.

Проблема принципов исполнения обязательств относится к цивилистическим вопросам, по которым было проведено большое количество исследований. Различные авторы подробно рассматривали отдельные принципы исполнения, приводили примеры их практической реализации, изучали теоретическое значение названного явления. Между тем нельзя утверждать, что все проблемы названной тематики разрешены в полном объеме.

Так, среди многочисленных исследований принципов исполнения обязательств немного таких, в которых был бы раскрыт вопрос об их месте в системе принципов гражданского права. Обычно авторы ограничиваются указанием на вполне очевидный факт, что принципы исполнения обязательств распространяются на отдельный институт гражданского права, а не на всю отрасль в целом [1, с. 559-560]. Представляется, что предложенная проблема сказанным не ограничивается и требует самостоятельного изучения. Помимо теоретического значения ее разрешение будет иметь и практическую важность, о чем будет указано ниже.

Прежде всего, полагаем, что принципы исполнения обязательств следует рассматривать в качестве принципов подотрасли обязательственного права. Указанный факт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, основные начала исполнения применяются по отношению ко всем без исключения обязательствам: как договорным, так и внедоговорным. Их применение при регулировании иных отношений (вещных, наследственных и т.п.) возможно лишь в том случае, если последние связаны с обязательственными (например, исполнение обязанности по передачи права собственности на вещь). Во-вторых, исполнение обязательства не-

© Волос А.А., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.2

Волос Алексей Александрович - кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, Саратовская государственная юридическая академия, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

отделимо от обязательственного отношения, невозможно без него. Более того, исполнение -цель существования, нормальное развитие обязательства. Из этого следует, что всё обязательственное право, а значит, и его принципы, должно быть направлено на стимулирование исполнения, как наиболее эффективного результата отношения. Сказанным объясняется и структурное нахождение главы 22 ГК РФ среди общих положений обязательственного права. В-третьих, в принципах исполнения находят своё отражение отличительные признаки обязательственного правоотношения (подобные признаки выделил О.А. Красавчиков [2, с. 490]: относительность, динамичность, повелительность содержания, целенаправленность, конкретизированность). Например, именно в процессе исполнения обязательственное правоотношение наполняется одной из таких важнейших характеристик как динамичность.

Приведенные положения в свое совокупности подтверждают, что принципы исполнения обязательств являются неотъемлемой частью принципов обязательственного права и подлежат включению в перечень последних. Указанный вывод не противоречит мнениям цивилистов [3, с. 100], а также судебной практике. В частности, в одном из своих решений Ярославский областной суд в Постановлении от 20.04.2011 г. № 44-г-36 указал, что нормы ст. 309, 310 ГК РФ являются основополагающими принципами обязательственного права.

Из сказанного вытекает вывод о месте начал исполнения в системе принципов. Принципы исполнения обязательств и принципы обязательственного права соотносятся как часть и целое, являются взаимозависимыми, взаимосвязанными явлениями. Данный факт особенно важен для правоприменительной практики. Судам при принятии решения по конкретному делу при применении норм об исполнении обязательств необходимо руководствоваться как отраслевыми, так и подотраслевыми принципами, включая начала исполнения.

Так, ОАО Акционерный банк «Россия» обратилось в суд с иском к гражданам о взыскании задолженности по кредиту и обращении взыскания на заложенное имущество. Требование заявлено в связи с тем, что на имущество ответчиков был наложен арест, а условия кредитного договора предусматривают право банка потребовать в подобном случае досрочного возврата суммы кредита. Решением суда исковые требования ОАО в указанной части удовлетворены. Суд в данном случае руководствовался положениями заключенного сторонами соглашения, не учитывая при этом принципы гражданского права. В связи с этим Верховный Суд РФ указал следующее. Согласно нормам ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Исполнение может обеспечиваться любым способом, предусмотренным законом или договором. Однако ответчики добросовестно исполняли свои кредитные обязательства. На имущество, принадлежащее заёмщику, наложен арест, однако данное имущество не являлось предметом залога, обеспечивающим исполнение кредитного договора. Кроме того, по мнению Верховного Суда РФ, судами нижестоящих инстанций не учтено требования ст. 10 ГК РФ (недопущение злоупотребления правом), а также того факта, что граждане являются слабой стороной в договоре с банком. С учетом изложенного Верховный Суд РФ в Определении от 27.11.2012 г. № 4КГ 12-24 принял решение о передаче дела на новое рассмотрение.

В приведенном примере суд при принятии решения руководствовался одновременно отраслевыми принципами гражданского права (требования добросовестности, недопущении злоупотребления правом), принципами обязательственного права (свобода договора, защита слабой стороны), началами исполнения обязательств (принцип надлежащего исполнения). Представляется, что практика применения судами одновременно принципов разного уровня способствует принятию законных и обоснованных решений, усиливает аргументацию мнения суда и должна быть использована как можно чаще. Другое дело, что нередко, как в вышеуказанном примере, сложно провести разграничение различных принципов. Разрешение подобной проблемы - одна из актуальных задач современной науки.

Тот факт, что принципы исполнения обязательств являются неотъемлемой частью принципов обязательственного права, имеет важное теоретическое и практическое значение, которое выражается, прежде всего, в двух аспектах.

Во-первых, принципы исполнения обязательств характеризуются отличительными чертами, свойствами, которые присущи принципам обязательственного права [4, с. 13]. В частности, любой принцип находит свое отражение в совокупности гражданско-правовых норм. Про-

New university

Economics & Law 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

иллюстрируем это на примере принципа надлежащего исполнения обязательств. Так, еще Д.И. Мейер, не выделяя самостоятельного принципа надлежащего исполнения, указывал, что исполнение должно быть совершено в точном соответствии с условиями договора в надлежащем месте, в определённое время при соблюдении требований о способе, сроке, качестве [5, с. 471494]. Говоря о современном отечественном законодательстве, можно сказать, что подобное понимание сохранилось и выражается, в частности, в нормах ст. ст. 311-316 ГК РФ.

Между тем простого перечисления норм части первой ГК РФ для раскрытия принципа надлежащего исполнения недостаточно для его глубокого понимания. Названное начало раскрывается и в нормах иных частей ГК РФ. Тем самым следует говорить о специфическом преломлении принципа надлежащего исполнения для регулирования отдельных отношений. Например, положения ст. ст. 457, 458, 460 и др. устанавливают правила надлежащего исполнения для договора купли-продажи, нормы ст. ст. 780, 781 - для договора возмездного оказания услуг и т.п. Принадлежность принципа надлежащего исполнения к принципам обязательственного права обуславливает его значимость и для внедоговорных обязательств.

Во-вторых, рассмотрение принципов исполнения обязательств в качестве неотъемлемой части принципов обязательственного права обосновывает схожую аксиологию (цель, функции, значение) названных явлений. Полагаем, что принципы обязательственного права имеют особое теоретическое, правотворческое, правоприменительное значение, могут выполнять функции норм права [4, с. 14].

Теоретическое значение предполагает, что все нормы соответствующей подотрасли имеют в своей основе ее принципы. Например, принцип надлежащего исполнения, являясь началом обязательственного права, не просто проявляется в его положениях, но должен учитываться при их толковании, выявлении истинного смысла. Причем указанный принцип обязателен для всех субъектов. В частности, он должен учитываться при построении концепции участия государства в гражданско-правовых отношениях [6]. Учитывая, что государство на равных участвует с другими субъектами в гражданских отношениях, оно также обязано надлежащим образом исполнять свои обязанности.

В последнее время все более актуальным становится правотворческое значение принципов, которые должны учитываться законодателем при внесении изменений и дополнений в законодательство. Так, появление принципа добросовестности обусловило законодательное закрепление нового принципа исполнения обязательств - необходимого содействия сторон для достижения цели обязательства. Его указание в ст. 307 ГК РФ означает не только факт признания того значения, которое должна иметь категория содействия для экономического оборота, но то, что в дальнейшем законодатель обязан учитывать принцип содействия в процессе совершенствования норм об отдельных обязательствах.

Разумеется, одним из важнейших аспектов рассмотрения принципов исполнения обязательств в качестве принципов обязательственного права является правоприменительное значение подобного вывода. Принципы используются судами для толкования гражданско-правовых норм, усиления аргументации по делу, применении аналогии права [7]. Более того, в тех случаях, когда принцип прямо закреплен нормой права (например, ст. 307 ГК РФ установлен принцип надлежащего исполнения), суды могут разрешить дело, используя исключительно норму-принцип.

Таким образом, принципы исполнения обязательств - это часть принципов обязательственного права, которые характеризуются с последними общими признаками и схожей аксиологией.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 2 (60)

ISSN 2221-7347

Библиографический список

[1] Вавилин Е.В. Принципы гражданского права // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2010. - С. 543-560.

[2] Красавчиков О.А. Советское гражданское право. Т. 1. - М.: Высшая школа, 1968. - 520 с.

[3] Сарбаш С.В. Исполнение договорного обязательства. - М.: Статут, 2005. - 636 с.

[4] Волос А.А. Принципы обязательственного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. - 28 с.

[5] Мейер Д.И. Русское гражданское право: в 2 ч. / науч. ред.: Ем В.С. - М.: Статут, 2003. - 829 с.

[6] Бабаков В.А. Концепция участия государства в гражданско-правовых отношениях с позиции компонентов методологии цивилистики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 3(29). - C. 71-76.

[7] Кузнецова О.А. Принципы гражданского права: вопросы теории и практики // Правоведение. 2005. - № 2. - С. 24-34.

***

UDC 347.411

A.A. Volos

PRINCIPLES OF PERFORMANCE OF OBLIGATIONS AS AN INTEGRAL PART OF THE PRINCIPLES OF THE LAW OF OBLIGATIONS

The article is devoted to research of the principles ofperformance in terms of their place in the system of the civil law principles. The author argues that they should be regarded as obligation law principles. This conclusion stipulates to some important facts: the general features, similar practical significance and so no.

Keywords: principles of performance, the obligation law principles, the civil obligation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.