Научная статья на тему 'Принципы интеграции финансовой и нефинансовой отчетности как основа системы ценностно ориентированного управления компанией'

Принципы интеграции финансовой и нефинансовой отчетности как основа системы ценностно ориентированного управления компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТОИМОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харин А. Г.

В статье рассматриваются предпосылки, обусловившие необходимость разработки и внедрения интегрированной корпоративной отчетности и ее базовые принципы. Делается вывод о целесообразности включения в состав интегральной отчетности методов стоимостной оценки ценности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы интеграции финансовой и нефинансовой отчетности как основа системы ценностно ориентированного управления компанией»

48 (186) - 2013

Финансовый менеджмент

УДК 336.6

принципы интеграции финансовой и нефинансовой отчетности как основа системы ценностно ориентированного управления

компанией

А. Г. ХАРИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: agkharin@yandex. ru Балтийский институт экономики и финансов,

г. Калининград

В статье рассматриваются предпосылки, обусловившие необходимость разработки и внедрения интегрированной корпоративной отчетности и ее базовые принципы. Делается вывод о целесообразности включения в состав интегральной отчетности методов стоимостной оценки ценности компании.

Ключевые слова: управление, стоимость, интегрированная корпоративная отчетность, ценность, компания.

К настоящему времени в рамках финансового менеджмента сформировалось и получило распространение отдельное теоретическое и прикладное направление — так называемая концепция управления компанией на основе ее стоимости (Value-Based Management — VBM). Эта концепция, часто рассматривающаяся как центральное звено корпоративной стратегии, в значительной своей части опирается на теорию, методологию и инструментарий корпоративных финансов. В ее фокусе находятся стоимостные методы управления фирмой.

Одним из постулатов теории управления на основе стоимости является рассмотрение в качестве главного критерия управления показателя рыночной стоимости компании, рост величины которого, с одной стороны, является результатом возрастающей общей эффективности деятельности компании, а с другой — поддерживает эту эффективность, обеспечивая приток в бизнес необходимых инвестиций. Таким образом, согласно положениям концепции VBM увеличение рыночной стоимости компании выступает одновременно целью, индикатором и фактором ее долгосрочного развития. Считается, что применение методологии управления на основе стоимости является одним из наиболее действенных способов управления компанией, поскольку предоставляет в распоряжение собственников, инвесторов и менеджеров вполне конкретный критерий оценки результатов ее деятельности.

Вместе с тем концепции VBM в ее классической трактовке присущ серьезный недостаток — изначально теория управления стоимостью компании и почти все практические модели этой концепции были сфокусированы прежде всего на обеспечении

интересов акционеров. В качестве главного (если не единственного) показателя, характеризующего успешность или неуспешность деятельности компании, традиционно рассматривается максимизация ее стоимости для собственников. Данный подход подвергается возрастающей критике, особенно усилившейся в период глобального финансового кризиса. Основным доводом оппонентов является то, что акцент на финансовых показателях или на цене акций, хорошо отражая только финансовые, преимущественно сиюминутные выгоды владельцев компании, игнорирует многие нефинансовые аспекты бизнеса, лежащие в социальной сфере, в области охраны окружающей среды, в плоскости деловой этики. В результате управленческие решения, направленные на максимизацию благосостояния владельцев компании, одновременно могут вести к снижению благосостояния других членов общества. Более того, возможны ситуации, когда ориентация на рост стоимости акций в краткосрочном периоде приводит к пагубным долгосрочным последствиям и для акционеров (например, в результате игнорирования долгосрочных тенденций, отказа от инвестиций, не сулящих быстрой отдачи, авантюристичной политики в области рисков, манипуляций с оборотным капиталом и т. п.). Критиками этой концепции высказывается мнение, что базовый принцип VBM, согласно которому компании должны управляться исключительно в интересах своих владельцев, не применим в нынешних условиях перманентной экономической нестабильности, повышения социальных требований, нарастающего дефицита многих видов природных ресурсов и усиления влияния экологических проблем. Несовершенство традиционной методологии VBM, ориентированной исключительно на интересы акционеров, становится все более очевидным, растет понимание того, что истинная ценность бизнеса измеряется не только теми выгодами, которые он приносит собственникам, а сочетанием финансовых результатов деятельности компании и их полезностью для общества. Такой подход позволяет не только устранить, казалось бы, неразрешимое в рамках классической концепции VBM противоречие между учетом частных и общественных выгод и издержек, но и открывает новые возможности для интеграции интересов различных стейкхолдеров. При этом отправным моментом для формулировки нового подхода по-прежнему остается понимание того, что управление на основе стоимости — это упорядоченный, целенаправлен-

ный процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу и фокусирующий всех его участников на достижение общей цели — максимизации полезности компании, выражением которой является ее стоимость (ценность). Один из ключевых этапов этого процесса — выявление и количественная оценка всех наиболее значимых факторов, определяющих стоимость компании.

В предыдущих статьях автора было показано, что в процессе функционирования любого бизнеса непременно задействованы различные виды капитала, в том числе представленного в нестоимостных формах [5, 6]. Эти нестоимостные формы капитала, в частности социальный и природный капиталы, прямо или опосредованно воздействуют на все группы факторов, формирующих стоимость компании: операционные, инвестиционные и финансовые. Причем, несмотря на определенную методологическую сложность и отсутствие общепринятых практических решений, степень этого влияния может и должна измеряться количественно, в том числе в стоимостных показателях.

Поскольку качество управления во многом зависит от полноты знаний об управляемом объекте (что особенно актуально, когда речь идет о столь сложном и многоаспектном объекте как компания), важную роль в системе управления компанией на основе ее стоимости играет информационное обеспечение. В общем понимании система информационного обеспечения предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам деятельности предприятия [4]. Согласно данному определению информационная система призвана обеспечивать необходимой информацией не только собственников и менеджеров компании, но и отвечать интересам ее стейкхолде-ров. От полноты и качества данных о внутренних и внешних условиях деятельности предприятия во многом зависит эффективность любого бизнеса, вне зависимости от того, какой тип управления используется. Однако в случае стоимостного подхода, предъявляющего особые требования к наличию сведений о внешних сторонах деятельности компании и об их связях с внутренними параметрами, роль информационного обеспечения приобретает решающее значение. В связи с этим важную роль играет так называемая интегрированная корпоративная

отчетность, призванная сводить воедино финансовую и нефинансовую информацию о деятельности организации, отражать способность организации создавать и поддерживать свою стоимость в кратко-и долгосрочном периодах.

Термин «интегрированная корпоративная отчетность» получил официальное признание в 2010 г., когда под эгидой проекта принца Уэльского «Отчетность для устойчивого развития (A4S)» и глобальной инициативы в области отчетности ^Ы) был создан Международный совет по интегрированной отчетности (МСИО, ПК£), целью которого является создание единого подхода к интегрированной отчетности. В настоящее время рабочая группа МСИО занимается разработкой международного стандарта по интегрированной отчетности. Предполагается, что стандарт будет принят на международном уровне к 2015 г. [2]. Однако уже в настоящее время сложился ряд предпосылок для более широкого внедрения в деловую практику такого рода отчетности.

Можно выделить несколько основных причин, обусловивших сложившуюся практику использования компаниями интегрированной отчетности в том ее виде, который во многом соответствует идеи расширения концепции VBM за счет более широкого включения в управленческий учет нестоимостных форм капитала.

Во-первых, имеются доказанные целым рядом исследований свидетельства того, что компаниям, если они хотят быть устойчивыми, нельзя ограничиваться только финансовой стороной своей деятельности, относящейся к сфере непосредственной компетенции компании, а оценивать и ее неэкономические аспекты, не отображаемые с помощью стандартных форм и методов финансового анализа. Причем компании должны уметь не только измерять, но и эффективно управлять этими аспектами бизнеса. С этой точки зрения интегрированная отчетность позволяет лучше, чем традиционная отчетность, понять не только то, насколько хорошо идут дела у компании в настоящее время, но и то, как традиционно не учитываемые методами экономического и финансового анализа неэкономические факторы могут повлиять на будущие результаты компании, в том числе финансовые. Полученные таким образом данные служат надежной информационной основой для построения и реализации эффективной стратегии компании.

Во-вторых, компании, использующие интегрированную отчетность, раскрывают не только све-

дения о своем текущем финансово-экономическом состоянии, но также предоставляют дополнительную информацию, позволяющую оценить риски и возможности, с которыми они могут столкнуться в средне- и долгосрочной перспективе. Это важно как для внешних инвесторов, так и для субъектов, некоммерческие интересы которых имеют связь с данным бизнесом и которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на компанию. Используемая в этом случае широкая трактовка понятия устойчивости бизнеса предполагает, что чем больше людей осведомлены о всех социальных и прочих неэкономических аспектах деятельности компании, тем яснее становится понимание стейкхолдеров о приобретаемой ими в связи с этой деятельностью выгодой. Таким образом, интегрированная отчетность позволяет внешним стейкхолдерам правильно оценивать компанию и принимать в отношении нее адекватные решения, что, в конечном счете, ведет к повышению общей устойчивости процесса общественного развития и создает благоприятный фон для развития данной компании.

В числе доводов в пользу интегрированной корпоративной отчетности называется также потенциальный выигрыш в эффективности организации деятельности, обусловленный тем, что компания в этом случае имеет не два отчетных цикла и соответствующих им наборов документов — финансовый и нефинансовый, а один общий. Это не только дает экономию средств и времени, но и улучшает коммуникации между финансовыми и нефинансовыми подразделениями компании [1].

Таким образом, интегрированный отчет компании, включающий как финансовую, так и нефинансовую информацию о деятельности компании и о ее влиянии на окружающую социальную и природную среду, представляется в настоящее время документом, позволяющим наиболее полным образом оценивать не только текущее состояние компании, но и перспективы ее развития. Составленная таким образом интегрированная отчетность выступает важной частью стратегии компании. Она показывает стейк-холдерам и то, как компания планирует двигаться к поставленной цели с финансовой, социальной и экологической точки зрения, и то, как происходит процесс этого движения. Таким образом, интегрированный отчет помогает сформировать видение компании на длительную перспективу, горизонт которой определяется не столько возможностями

внутреннего планирования, сколько интересами и запросами общества.

Представляется, что основой для формирования интегрированной корпоративной отчетности могут и должны стать существующие в настоящее время наработки в области финансового менеджмента, а также лучшие практики корпоративной социальной ответственности компаний. С этой точки зрения в наибольшей мере требованиям, предъявляемым к интегрированной отчетности, соответствуют стандарт финансовой отчетности МСФО и один из наиболее развитых стандартов нефинансовой отчетности GRI (с соответствующей доработкой и модификацией). Однако следует понимать, что практическая задача совмещения этих действующих стандартов связана с определенными трудностями. Учитывая приоритетность финансовой отчетности (по крайней мере, в настоящее время и в ближайшем будущем), можно предположить, что в процессе такой интеграции должна остаться только лучшая часть нефинансовой отчетности.

К настоящему времени (конец 2013 г.) процесс создания интегрированной отчетности еще не завершен, однако имеется ряд наработок и рабочих материалов по этой теме, опубликованных МСИО. Судя по имеющейся в них информации, разработчики международного стандарта интегрированной отчетности пока не ставят перед собой задачу выработки единого способа измерения стоимости (ценности), ограничиваясь лишь формулировкой общей методологии управления. Несмотря на очевидный недостаток такого подхода, сохраняющуюся разрозненность показателей и критериев оценки бизнеса, сильно затрудняющую процесс управления, данная методология, безусловно, станет важным шагом на пути внедрения принципов устойчивого развития в практику корпоративного управления. Поэтому рассмотрим основные особенности подхода, используемого авторами концепции интегрированной отчетности, изложенные в опубликованных материалах [9], имея в виду прежде всего то, каким образом универсальный показатель стоимости (ценности) бизнеса может быть включен в эту отчетность.

По мнению авторов концепции интегрированной отчетности — экспертов МСИО, корпоративная отчетность вынуждена эволюционировать из-за необходимости отражения изменений в самом бизнесе, в потребностях пользователей, а также в возможностях, предоставляемых информационными технологиями. При этом, несмотря на постоянное

изменение требований к отчетности, сохраняются различия между этими требованиями. Авторами разрабатываемой концепции интегрированной отчетности справедливо отмечается, что существует ряд проблем, связанных с разработкой и внедрением новой модели. Один из главных вопросов состоит в том, каковы должны быть рациональные пределы детализации раскрываемой информации. В силу больших различий между рынками, видами деятельности и особенностями функционирования компаний часто невозможно объективно определить, какой вклад вносят те или иные показатели в успех бизнеса. Нередки ситуации, когда информацию о компании и ее окружении сложно проверить независимым образом, либо издержки на ее сбор и обработку оказываются чрезмерно высокими. Для устранения этих недостатков под эгидой МСИО разрабатывается модель, призванная объединить и взаимоувязать два вида отчетности (финансовую и нефинансовую) в одну интегрированную бизнес-отчетность. Предполагается, что такого рода отчетность будет получена не путем простого сложения двух наборов информации, а в результате более сложного процесса, выявляющего взаимосвязи между разными документами, обеспечивающего оптимальный для понимания уровень информирования и нацеленного на решение стратегических задач. По замыслу авторов, интегрированный формат отчетности компаний позволит получить всеобъемлющую и удобную для сравнения информацию об их деятельности как в прошлом, так и в перспективе, в полном соответствии с требованиями парадигмы устойчивого развития.

Судя по опубликованным материалам, в основу разрабатываемой концепции интегрированной отчетности положен ряд принципов, позволяющих определить те вопросы, которые необходимо отразить в отчете. Согласно МСИО, рассматриваются несколько таких основополагающих принципов [3, 9].

Стратегическая направленность и нацеленность компании в будущее. С этой точки зрения интегрированный отчет представляет взгляд на стратегию компании, прежде всего оценку того, ведет ли стратегия компании к созданию ценности в кратко- и долгосрочной перспективе, а также какова будет практика использования компанией всех видов капиталов и влияния на них. Реализация данного принципа предполагает выявление рисков, возможностей и факторов неопределенности, с которыми может столкнуться компания, придержи-

ваясь своей стратегии, и, исходя из этого, оценку того, каковы перспективы развития ее бизнеса. Применение этого принципа в интегрированном отчете предполагает ясное определение того, как наличие, качество и доступность всех значимых для бизнеса форм капитала влияют на способность компании достигать своих стратегических целей в будущем и таким образом создавать ценность. При этом должно выполняться требование оптимальности: в отчет включается только та информация, которая имеет существенное значение при рассмотрении стратегии, управления, результативности и перспектив развития бизнеса. Например, предполагается, что в интегрированном отчете должны содержаться сведения:

— о миссии и стратегических целях компании;

— о стратегии, имеющейся у компании, или планах, которые должны быть реализованы для достижения этих целей;

— о том, как эта стратегия или планы соотносятся с другими компонентами бизнес-модели организации;

— о том, каковы основные инструменты реализации планов и какие препятствия могут встретиться на пути их реализации.

Интегрированный отчет также должен давать представление о том, как компания использует ресурсы и связи, в том числе сведения о финансовом, производственном, кадровом, природном и социальном капиталах в той мере, в которой каждая из этих форм капитала влияет на способность компании сохранять и преумножать свою ценность.

Связность информации. Интегрированный отчет, представляющий собой обобщенную характеристику процесса создания ценности, должен отражать взаимосвязь и взаимозависимость между различными компонентами бизнес-модели организации и внешними факторами, которые существенным образом влияют на ее способность создавать ценность. С этой точки зрения связанность выступает ключевой характеристикой, которая обеспечивает, чтобы интегрированный отчет, с одной стороны, освещал динамично меняющийся характер принятия решений в бизнесе, а также наиболее значимые связи между стратегическим мышлением и текущей хозяйственной деятельностью, а с другой — способствовал изменению устоявшейся практики представления информации в разрозненной форме, а также традиционного доминирования в отчетности компаний финансовых

и преимущественно прошлых аспектов их деятельности. Предполагается, что применение принципа связности позволит:

— отобразить процесс создания ценности компании в исторической ретроспективе (т. е. как стратегия компании и ее реализация способствовали созданию ценности с течением времени);

— обеспечить доступность восприятия информации пользователями отчета, в частности, понимания ими того, как различные факторы влияют на будущее компании и как эти факторы взаимодействуют между собой;

— преодолеть устоявшиеся стереотипы в предоставлении и оценке информации о деятельности компании и ее окружении;

— повысить уровень системного восприятия информации пользователями отчета в зависимости от их потребностей.

Поскольку интегрированный отчет призван давать ясное и непротиворечивое представление о связи деятельности компании с созданием ценности, а также об использовании и воздействии в процессе этой деятельности ресурсов окружающей среды, с точки зрения пользователей отчета важна связь между информацией, содержащейся в интегрированном отчете, и информацией, полученной из других источников. Возможными примерами связанности информации интегрированного отчета могут быть:

— информация о том, как изменения в рыночной среде влияют на стратегию компании;

— характеристика связей между различными элементами среды, в которой действует компания, и оценка связанных с ними рисков и возможностей;

— данные о связи стратегии компании с ее основными производственными и коммерческими показателями.

Связность информации и общее качество интегрированного отчета улучшится, если информация в отчете логично структурирована, лаконично и полно изложена, а также включает эффективные инструменты для навигации (например, краткие обзоры разделов и перекрестные ссылки).

Вовлечение стейкхолдеров и воздействие на их политику. Интегрированный отчет должен отражать взгляд на качество отношений компании с ее ключевыми стейкхолдерами, а также то, как и в какой степени компания понимает и учитывает в своей деятельности интересы и ожидания стейкхолдеров. Данный принцип исходит из того, что стейкхолдеры

могут как предоставлять информацию, так и сами заинтересованы в получении экономической и неэкономической информации по вопросам, которые не только имеют значение для них, но и влияют на компанию. С этой точки зрения интегрированный отчет усиливает прозрачность и подотчетность компании, что положительно влияет на ее устойчивость.

Реализация принципа вовлечения и воздействия на стейкхолдеров не означает, что интегрированный отчет должен удовлетворять все потребности в информации заинтересованных лиц. В фокусе его внимания должны находиться лишь наиболее существенные с точки зрения создания ценности сведения, которые могут служить ориентирами для других видов коммуникации (например, придерживаясь рамок традиционных форм отчетности, это могут быть: информация о соблюдении компанией законодательства, подробная финансовая информация, отчеты об устойчивом развитии и специфические материалы для конкретных стейкхолдеров, имеющих особые потребности).

Существенность и краткость. Интегрированный отчет должен предоставлять информацию, существенную для оценки способности компании создавать ценность в возможно кратком виде. В данном случае понятие существенности означает актуальность и значимость информации, т. е. те сведения, которые оказывают значимое влияние на оценки и решения пользователей отчета. Действие этого принципа также проявляется в том, что при составлении отчетности должно учитываться возможное влияние информации, содержащейся в интегрированной отчетности, на оценки и решения менеджмента компании, а не только пользователей отчета, как это обычно принято полагать в случае традиционной отчетности.

Достоверность. Требование этого принципа довольно просто формулируется: информация, содержащаяся в интегрированном отчете, должна быть достоверной. Степень достоверности информации определяется ее полнотой, нейтральностью и отсутствием ошибок. Очевидно, что удовлетворить данные требования во всех отношениях не всегда возможно, поэтому реализация принципа достоверности обычно состоит в обеспечении компромиссного качества информации. Принято считать, что достоверность информации может быть увеличена за счет использования специальных механизмов, например, продуктивного вовлечения в составление отчета стейкхолдеров, что позволяет обеспечить

полноту и нейтральность информации, или путем независимого внешнего заверения данных. В некоторых случаях (например, при использовании информации, описывающей будущее) необходимо подробное раскрытие механизмов с тем, чтобы обосновать достоверность информации.

Сравнимость и постоянство. Информация в интегрированном отчете должна быть представлена в таком виде, который бы обеспечил ее сопоставимость с данными других компаний как в текущий момент времени, так и в ретроспективе. Для удовлетворения этого требования (как в самом интегрированном отчете, так и в более детальной информации, на которую ссылается интегрированный отчет) целесообразно раскрытие следующей информации:

— общие данные, например ключевые экономические и неэкономические индикаторы по отрасли или по региону;

— ключевые экономические показатели, обычно используемые другими организациями, ведущими аналогичную деятельность, особенно когда их перечень устанавливается независимой организацией (например, отраслевые организации и союзы);

— относительные показатели, характеризующие деятельность компании (например, затраты на исследования как процент от продаж или измерения удельных выбросов парниковых газов на единицу производства и т. п.).

Важно, чтобы выбранная политика отчетности сохраняла относительную стабильность от одного периода времени к другому (если изменения не обусловлены улучшением качества отчетной информации). Кроме того, информация, содержащаяся в интегрированном отчете, должна быть подготовлена на той же информационной и методической основе, что информация других публикуемых отчетов компании, либо должна быть легко с ней совместима.

Подготовленная в соответствии с изложенными принципами интегрированная отчетность обеспечивает гармоничное объединение всех существенных сведений о корпоративной стратегии и мерах по ее реализации, о достигнутых результатах деятельности компании и о ее перспективах, с учетом взаимосвязей между компанией и ее экономическим, социальным и экологическим окружением. Такая отчетность дает ясное представление о том, насколько эффективно управление компанией, а также как компания создает свою ценность в настоящее время и в перспективе.

При этом интегрированная отчетность не только включает наиболее существенные данные, которые в рамках традиционной отчетности (финансовая отчетность, основные результаты финансовой и хозяйственной деятельности и другие документы) носят разрозненный характер, но и выступает единым целым, показывая связи между разными специальными документами и поясняя, каким образом отмеченные в них факты влияют на возможности компании по поддержанию и созданию ее ценности. Кроме того, интегрированная отчетность более широко, чем традиционные документы, демонстрирует связь деятельности компании с основными элементами ее капитала, т. е. того, как компания использует эти виды капитала либо воздействует на них, что является важным для понимания устойчивости бизнеса. Таким образом, интегрированная отчетность дает исчерпывающее представление не только о текущем состоянии компании, но и о ее жизнеспособности в долгосрочной перспективе, удовлетворяя тем самым информационные потребности самого широкого круга стейкхолдеров. Важным также является то, что структура интегрированной отчетности предоставляет менеджменту компании надежную основу для принятия взвешенных управленческих решений, приближая отчетность к тому, как фактически ведется хозяйственная деятельность.

Как отмечалось, в настоящее время под эгидой МСИО ведется работа по созданию международного стандарта интегрированной отчетности. Однако имеются и альтернативные предложения о том, каковы должны быть его структура и содержание. Примерами таких попыток являются рекомендации комитета по МСФО по составлению документа «Комментарии менеджмента» (Management Commentary) [8], входящего в состав стандартной отчетности, а также директива по совершенствованию отчетов Европейского союза (EU Accounts Modernization Directive, 2009) [7]. В частности, согласно требованиям этого документа годовой отчет компании должен включать, по крайней мере, адекватный обзор развития и результатов ее работы и нынешнего состояния, а также описание существенных рисков и неопределенностей, которые воздействуют на компанию. В обзоре должен приводиться взвешенный и всеобъемлющий анализ развития компании, результатов работы и текущего состояния в соответствии с масштабом и сложностью операций. Кроме того, в целях обеспечения

понимания развития бизнеса, его результатов и состояния отчет должен включать наряду с финансовыми также нефинансовые ключевые показатели эффективности, релевантные для данного бизнеса, включая вопросы охраны труда и окружающей среды.

Можно предположить, что уже в ближайшей перспективе интегральная отчетность не только займет место ведущего документа, информирующего стейкхолдеров о деятельности компании, но и станет отправной точкой для гармонизации многих ныне действующих корпоративных стандартов. Однако даже разработчики данной концепции отчетности не предполагают, что в обозримой перспективе эта концепция будет предписывать, как следует рассчитывать и представлять конкретную величину стоимости (ценности) компании [2]. Вероятно, это объясняется несовершенством существующих методов и показателей комплексной оценки компаний. По мнению автора, подобное ограничение существенно принижает практическую полезность работы по созданию системы интегрированной отчетности, поскольку отсутствие каких-либо количественных ориентиров не позволяет говорить о наличии действительно эффективного механизма управления компанией. Использование в интегрированной корпоративной отчетности в качестве основного критерия показателя общей ценности компании позволит в значительной мере улучшить продуктивность данной концепции за счет появления в ней универсального инструмента количественной оценки всех аспектов деятельности компании [6].

Список литературы

1. Драгер Х. Интегрированная отчетность // Устойчивый бизнес. 2013. № 3. С. 18—25.

2. Интегрированная отчетность. URL: http://ir. org. ru.

3. Сорокина К. В. Интегрированная отчетность — новая модель отчетности для бизнеса // Корпоративная финансовая отчетность: международные стандарты. 2011. № 7. URL: http://www. cfin. ru/ias/manacc/integr. shtml.

4. Финансовый менеджмент: учеб. / Д. А. Ен-довицкий, Н. Ф. Щербакова, А. Н. Исаенко [и др.] / под общ. ред. проф. Д. А. Ендовицкого. М.: Рид Групп, 2011. 800 с.

5. Харин А. Г. Исследование предпосылок и возможностей для формирования единого ценностно

ориентированного подхода к управлению бизнесом // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 42. С. 26—33.

6. Харин А. Г. Методический подход к формированию расширенной концепции стоимости компании // Финансы и кредит. 2013. № 11. с. 56—64.

7. Discussion Paper Sustainability Information in Annual Reports — Building on Implementation of the Modernisation Directive. 2008. URL: http://ec. europa. eu/enterprise/policies/sustainable-business/ corporate-social-responsibility/reporting-disclosure/

swedish-presidency/files/surveys_and_reports/fee-sustainability_information_in_annual_reports_en. pdf.

8. FRS Practice Statement. Management Commentary. Financial Reporting Standard Practice Statement. URL: http://www. asc. gov. sg/ps/attachments/2011/ Practice %20Statement %20Management %20Com-mentary. pdf.

9. Value Creation. Background Paper for IR. IIRC. 2013. Доступно по адресу: http://www. theiirc. org/ wp-content/uploads/2013/07/IR-Background-Paper-Value. pdf.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

ISSN 2073-4484

Выпускается с 2008 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80-100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ !

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34158 80628 44368

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail: [email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.