Научная статья на тему 'Принципы и закономерности государственного регулирования электроэнергетики'

Принципы и закономерности государственного регулирования электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / PRINCIPLES / LAWS / GOVERNMENT REGULATION / REGULATION / CONTROL / ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запрягаева Н.Л., Плотников А.Б.

В статье раскрыты принципы и закономерности государственного регулирования электроэнергетики, изучен экономический механизм регулирования, дана характеристика инвестиционному климату и современным особенностям регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND LAWS OF THE STATE ELECTRICITY REGULATORY

The article deals with the principles and laws of the State Electricity Regulatory, consider the economic regulatory framework, the characteristic of the investment climate and for modern management.

Текст научной работы на тему «Принципы и закономерности государственного регулирования электроэнергетики»

инвестиционных потоков. Региональная инвестиционная политика имеет сложную корреляцию с ГИП. Они могут дополнять друг друга, но могут находиться и в противостоянии.

Общепризнанно, что в странах, имеющих сложную административную структуру, экономика зависит от региональных факторов. Например, в США, являющейся страной развитого федерализма, значительный объем функций государственного регулирования инвестиционной деятельности выполняются штатами и местными органами. Развитие ГИП России на современном этапе во многом связано с изменением роли регионов в новых условиях осуществления инвестиционной деятельности. Расширение экономической самостоятельности регионов существенно повысило значение ин-тегрированности и пропорциональности регионального развития в качестве стабилизирующего фактора инвестиционной деятельности.

Фактически, ГИП становится своеобразным завершающим этапом процесса реформирования экономики, так как решает вопросы изменения состава, структуры инвестиционных ресурсов, доступных для отраслей, и заставляет подводить итоги происшедших и происходящих в настоящее время перемен в состоянии производительных сил и экономического механизма в целом, проводить сверку соответствия всех используемых средств и методов со степенью эффективности инвестиционного процесса в современной экономической системе.

Пожалуй, наиболее важным и серьезным изменением в сфере ГИП в плане влияния на развитие производственной инфраструктуры в электроэнергетике является смена приоритетов и методов государственного регулирования развития генерирующих мощностей. Государство отказывается от права собственности на значительную часть генерирующих источников и тем самым от прямого управления инвестиционными процессами в них. Предусматривается переход к «свободным», формируемым на рынке тарифам на электрическую энергию. Таким образом, происходит переход от системы прямого управления и жесткого регулирования инвестиционных процессов к преимущественно экономическим формам государственного вмешательства в вопросы функционирования производственной инфраструктуры отрасли. В тоже время государство оставляет за собой многие административные рычаги воздействия на развитие производственной инфраструктуры в электроэнергетике.

Государство не снимает с себя ответственности за полное и

надежное обеспечение потребителей электроэнергией.

Государство остается владельцем монопольного сектора электроэнергетики - электросетевых компаний, а также атомной энергетики и управляет этой собственностью.

С целью избежания больших колебаний тарифов на электроэнергию, государство регулирует их предельную величину, т.е. сохраняет контроль и над рыночной сферой оборота электроэнергии.

Государство организует лицензирование деятельности по сооружению энергетических объектов, осуществляет технический надзор за их состоянием.

Государство ограничивает производителей электроэнергии в части вывода из эксплуатации энергетических объектов.

В целях повышения надежности электроснабжения потребителей государство организует механизм «гарантирующих» поставщиков электрической энергии, функционирование и развитие которых также регулируется государством посредством создания соответствующих экономических кластеров.

Государство прямым образом регулирует деятельность и в сфере производства электроэнергии при отсутствии конкуренции.

Наконец, государство осуществляет антимонопольное регулирование на рынке электрической энергии в целях противодействия возможным монопольным проявлениям.

Важнейшим элементом ГИП в плане воздействия на развитие производственной инфраструктуры в электроэнергетике является сохранение и упрочение в будущем технологической цельности единой электроэнергетической системы России. ЕЭС России, без сомнения - национальное достояние и гордость российской энергетики. Создание одной из крупнейших в мире энергетических систем позволило обеспечить надежное и эффективное снабжение потребителей электроэнергии страны. Эффект от интеграции региональных электроэнергетических систем в ЕЭС России весьма велик, исчисляется многими миллиардами долларов и не подвергается сомнению всеми энергетиками страны.

Литература:

1. Alternatives for the 1980-s. An Occasional Paper. The Case for Industrial Policy. Lester S. Thurow. Center for national Policy. Wash., 1984. Jan. P.3

2. Завьялов П. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран. // Маркетинг. - 1996. - №2. - С.20-32.

3. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб, Питер, 2003 г. с. 101

4. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестицион-

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Запрягаева Н.Л., к.э.н. Плотников А.Б., к.э.н.

В статье раскрыты принципы и закономерности государственного регулирования электроэнергетики, изучен экономический механизм регулирования, дана характеристика инвестиционному климату и современным особенностям регулирования.

Ключевые слова: принципы, закономерности, государственное регулирование, электроэнергетика, регулирование, управление.

PRINCIPLES AND LAWS OF THE STATE ELECTRICITY REGULATORY

Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci. Plotnikov A., Cand.Econ.Sci.

The article deals with the principles and laws of the State Electricity Regulatory, consider the economic regulatory framework, the characteristic of the investment climate and for modern management.

Keywords: principles, laws, government regulation, energy, regulation, control.

В настоящее время одной из самых серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться федеральным органам исполнительной власти, является проблема привлечения инвестиционных средств, необходимых для модернизации и расширенного воспроизводства производственных мощностей предприятий электроэнергетики.

Ежегодно возникают следующие ситуации: предприятия электроэнергетики направляют в министерство инвестиционные заявки с просьбой добиться включения средств, направляемых на целевые инвестиционные программы, в состав тарифов, утверждаемых государственными органами регулирования, на услуги предприятий элек-

троэнергетики; потребители услуг предприятий электроэнергетики, к которым относятся практически все секторы экономики страны, стараются всеми доступными им средствами не допустить увеличения тарифа или максимально сдержать рост стоимости услуг.

В любом случае, такая ситуация в области регулирования ресурсной базы деятельности предприятий электроэнергетики в ближайшее десятилетие не позволит обеспечить поступление в отрасль объема средств, получаемых за счет включения их в тарифы, устанавливаемые государственными органами регулирования для оплаты услуг предприятий электроэнергетики, в том объеме, который необхо-

дим для расширенного воспроизводства.

По сути дела, почти критическая ситуация сложилась в электроэнергетике России из-за отсутствия инвестиционных средств, необходимых не только для расширенного воспроизводства выбывающих стареющих мощностей, но и даже для простого воспроизводства имеющейся в наличии базы.

Попытка решения этой проблемы за счет включения всего объема требуемых предприятиями электроэнергетики средств в тарифы на их услуги, приведет к достаточно быстрому разрушению и даже полному коллапсу только-только начавшего возрождаться рыночного сектора отрасли.

С другой стороны, отказ от решения вопроса восполнения выбывающих мощностей в электроэнергетическом комплексе страны неминуемо приведет к разрушению электроэнергетики как отрасли страны. При этом все утверждения российских реформаторов о том, что в случае реализации рыночных преобразований электроэнергетики в Россию из-за рубежа хлынут инвестиции, как свидетельствует международный опыт, не будут и не могут быть подкреплены реальными действиями со стороны надежных зарубежных финансовых институтов. Появление же на российском рынке в дополнение к уже закрепившимся на нем так называемых портфельных инвесторов, более всего, как доказала практика предыдущих лет, заинтересованных в биржевых спекуляциях с относительно высоко ликвидными «голубыми фишками», вряд ли можно считать «приходом в российскую экономику реальных зарубежных инвесторов».

Фактически, создаваемые новые экономические институты пока не отвечают признакам эффективного энергетического хозяйства. Во-первых, в отрасли лишь в минимальной степени складывается на деле качественно новый стиль экономического мышления и инвестиционного поведения, интегрирующего экономическую активность предприятия электроэнергетики, инвестора в общий процесс хозяйственного оживления и подъема.

Во-вторых, оценивая те или иные шаги к стабилизации электроэнергетики России, необходимо иметь в виду, что даже достаточно сформировавшаяся и устойчивая модель отрасли предполагает момент многоуровневого централизованного регулирования деятельности. Речь идет не только и не столько о «пожарных» антикризисных мерах, сколько о стационарном функционировании системы взаимосвязанных элементов централизованного регулирования. Такая система должна формироваться в рамках существующего мирового финансового кризиса, который позволит определить границы чисто рыночных отношений и их сочетание с внеэкономическими административными методами регулирования деятельности в электроэнергетике.

Отсюда, в-третьих, разрабатывая пути экономической стабилизации и их конкретное воплощение в виде государственных инвестиционных программ в электроэнергетике, необходимо обеспечить четкую координацию и непротиворечивость действий федерального центра и регионов - субъектов Федерации в отношении предприятий электроэнергетики, расположенных на их территории.

На практический успех может рассчитывать лишь та государственная программа развития электроэнергетики, которая органично сочетает в себе общефедеральные факторы и предпосылки экономического оздоровления со специфическими условиями и формами повышения эффективности предприятий отрасли в отдельных регионах. В этой ситуации необходимо максимальное возможное внимание уделить рассмотрению принципов и закономерностей государственного регулирования деятельности в электроэнергетике.

Экономический механизм государственного регулирования деятельности в электроэнергетике должен непротиворечиво вписываться в формирующиеся экономические основы модели федеративных отношений, чтобы попытка разрешения одних проблем не вела к обострению других (например, межрегиональных и т.д.).

Таким образом, в этих условиях возрастает востребованность государственного регулирования деятельности в электроэнергетике, которое в значительной мере зависят от кардинального изменения государственной инвестиционной политики на макро-, микро-, и, собственно, мезоуровне - на уровне регионов, или более точно субъектов Российской Федерации. Возможность развития электроэнергетики в настоящее время все больше связывается со значительным наращиванием инвестиционной активности предприятий электроэнергетики не столько в центре, сколько в регионах, с созданием предпосылок для эффективного использования и регулирования их деятельности.

Между накоплением инвестиций на региональном уровне и продвижением реформ инвестиционного процесса в электроэнергетике имеется прямая зависимость, поскольку концентрация накопления за счет различных источников финансирования позволяют региону решать наиболее значимые и неотложные для него задачи в сфере повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привле-

кательности предприятий отрасли.

Региональное накопление представляется исключительно важным, поскольку благодаря ему создается потенциал изменения инвестиционного процесса в электроэнергетике региона, который позволяет аккумулировать определенную часть денежных средств (прибавочного продукта), которая идет преимущественно на финансирование капитальных работ; вводить в строй новые или реконструировать старые производственные фонды предприятий электроэнергетики.

Именно регион способен обеспечить научно обоснованную экспертизу реализуемых проектов предприятий электроэнергетики на предмет их наивысшей социально-экономической значимости и эффективности.

Особенности современного инвестиционного климата России обусловлены реализуемой моделью преобразований в электроэнергетике, в которой:

- резко ограничены возможности прямого государственного инвестирования предприятий отрасли;

- существенно возрастает межрегиональная и межотраслевая мобильность капиталов для предприятий отрасли;

- усиливается конкуренция регионов и отраслей в борьбе за бюджетные инвестиции [1];

- растет число проблемных регионов, в которых возрастает уровень перекрестного субсидирования предприятий электроэнергетики, многие из которых в результате не представляют интереса для частного капитала.

Реальные условия государственного регулирования деятельности в электроэнергетики России сегодня заставляют пересмотреть ориентиры формирования и использования инвестиционного потенциала отрасли и, учитывая существующие приоритеты развития отрасли и возможности государственного регулирования соответствующих процессов, можно выделить следующие основные принципы государственного регулирования:

- совершенствование рыночного механизма регулирования процесса развития;

- концентрация инвестиционных ресурсов на развитии приоритетных сфер электроэнергетики и решении наиболее актуальных задач развития отрасли путем создания для нее благоприятного инвестиционного климата;

- увеличение инвестиционных ресурсов электроэнергетики за счет бюджетных и внебюджетных источников всех уровней государственного управления, финансовых ресурсов частного отечественного и зарубежного капитала, а также сбережений населения;

- регламентированное распределение льготных инвестиций по отдельным проектам предприятий электроэнергетики;

- увеличение инвестиционной обеспеченности предприятий электроэнергетики депрессивных территорий.

Регионализация указанных принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике должна опираться на сочетание определенных Конституцией России прав и полномочий субъектов Федерации с высоким уровнем их ответственности, требовать высокого уровня научно-методологического обеспечения, концентрации необходимых материальных и финансовых (в том числе бюджетных) ресурсов, высоко подготовленного кадрового потенциала по широкому вопросу общего управления, включая и вопросы совершенствования инвестиционного процесса в отрасли.

Субъекты Российской Федерации различны по экономическому и социальному развитию. Если раньше федеральные органы управления в значительной степени нивелировали эти различия посредством централизованного распределения ресурсов, то сейчас его возможности в этом отношении резко сужаются, и все большая ответственность на развитие предприятий электроэнергетики приходится на региональные, местные органы управления.

С другой стороны, экономика отдельного субъекта Федерации представляет собой лишь часть экономической системы России, и, следовательно, развитие электроэнергетики региона происходит под воздействием внешних факторов.

При разработке мер совершенствования процесса развития в электроэнергетике необходимо целостно представлять объект управления при оценке возможностей государственного регулирования, с учетом закономерностей и развития сложных систем, это предопределяет необходимость использования системы принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике.

Отличительными особенностями указанных принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике является качество параметров объектов, изменяющихся в результате действия данных принципов: количество проектов, величина инвестиционной потребности предприятий отрасли, объем и структура инвестиций по источникам финансирования, сложившаяся структура капитальных вложений.

Одной из главных характеристик принципов является поддержка обратной связи, которая обеспечивает возникновение и сохранение целостных свойств процесса развития в электроэнергетике России.

Важную роль в системе данных принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике играет обратная связь, указывающая на взаимозависимость результатов деятельности от прогнозируемого развития исследуемых процессов отрасли и региона.

Главной целью реализации указанных принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике является достижение социальной, бюджетной и экономической эффективностей, достижение которых зависят, прежде всего, от сложившихся закономерностей государственного регулирования процесса развития в отрасли.

Принципиальной особенностью государственного регулирования деятельности в электроэнергетике на разных уровнях является то, что неотъемлемой частью контура управления является человек (коллектив, предприятие отрасли, ведомство), то есть активный элемент. Это приводит к проявлению у процесса регулирования деятельности в электроэнергетике особых свойств:

- нестационарность отдельных параметров регулирования и сто-хастичность инвестиционного поведения предприятий электроэнергетики;

- уникальность и непредсказуемость государственного регулирования в конкретных условиях (благодаря наличию активного элемента) на фоне наличия предельных возможностей, определяющихся имеющими ресурсами (элементами, их свойствами и связями);

- способность изменять свою структуру, сохраняя целостность и формировать варианты государственного регулирования процесса развития, что также обусловлено наличием активных элементов;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, полезность этого свойства проявляется в способности мер государственного регулирования адаптироваться к внешним и внутренним помехам, однако адаптация может происходить и по отношению к управляющим воздействиям, что затрудняет совершенствование процесса развития в электроэнергетике [2].

Применение указанных принципов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике обусловлено следующими причинами:

- наличие проблем, которые не могут быть разрешены отдельными методами математики, то есть проблем с неопределенностью ситуации принятия решения;

- целесообразность использования не только формальных методов, но и методов качественного анализа, то есть методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, лиц, принимающих решение;

- возможность объединения различных методов с помощью единой методики;

- возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний.

При кажущейся очевидности роли кризиса как фактора, препятствующего государственному регулированию деятельности в электроэнергетике, необходимо учитывать значение этого этапа развития как момента, в который эффективно протекают процессы выживания, реорганизации и организации предприятий отрасли.

Методология диагностики и прогнозирования кризисных систем, позволяющая повысить эффективность государственного регулирования, недостаточно разработана. Для разделения предприятий отрасли при определении возможностей государственного регулирования электроэнергетики зачастую используется обобщающие признаки, например, спад производства. Но периодические изменения объемов выпуска продукции свойственны практически всем сложным системам, в том числе находящимся в состоянии динамического равновесия. Колебания производства могут вызываться как внешними факторами, так и внутренними, диктуемыми объективными свойствами процесса государственного регулирования.

Так, Мартынов Л.С. в монографии «Россия: стратегия инвестирования в кризисный период» доказывает, что адаптация процесса государственного регулирования инвестиционной деятельности в электроэнергетике к новым условиям функционирования отрасли может происходить разными путями. Достаточно гибкие системы могут выживать в новых условиях за счет форсирования своих возможностей, существенно при этом не перестраиваясь. При меньшей гибкости системы возникает необходимость в ее существенной трансформации. Эта трансформация обычно сопровождается кризисом, который связан с «доводкой» структуры системы для оптимального ее взаимоотношения с окружающими условиями [3].

Применительно к выделению возможностей государственного регулирования деятельности в электроэнергетике выделяют эконо-

мические системы первой и второй группы.

К экономическим системам первой группы относятся те, которые не прошли кризис, но в силу своей достаточной пластичности на начальной стадии реформ действовали эффективно. На этой стадии они могут быть даже более эффективными (за счет своей гармоничности и использования некоторых новых условий), чем предприятия электроэнергетики, эволюционирующие в сторону глубоких адаптации к новым условиям. Но когда процесс изменения внешних условий зайдет достаточно далеко, выиграют, в первую очередь, идущие на более кардинальные изменения, так как они уже пройдут стадию кризиса, а предприятия электроэнергетики, идущие по пути самосохранения, в свою очередь, должны будут либо пережить этот кризис, либо попросту исчезнуть.

Экономические системы второй группы составляют те предприятия электроэнергетики, и те регионы, в которых даже повышение эффективности не приводило к заметным положительным сдвигам в динамике производства. Эти предприятия, скорее всего, уже начали кардинальную трансформацию своих их процессов развития.

Современное состояние предприятий электроэнергетики характеризуется в своем большинстве как малоэффективные экономические системы, что определяет низкую инвестиционную привлекательность отрасли.

Инвестирование в малоэффективные системы становится возможным (хотя и рискованным) уже на стадии спада. При этом средства должны направляться незначительными порциями и только в формирование новых предприятий электроэнергетики, которые должны будут обеспечить функцию «ядер кристаллизации» при завершении перехода к новому состоянию. Массированные инвестиции также могут дать успех, но в этом случае резко увеличивается вероятность потери капитала.

На фазе выхода из кризиса, которая будет характеризоваться существенным ростом эффективности производства на предприятиях электроэнергетики, оптимальными являются инвестиции стабильного типа в более развитые структуры.

Что касается самих инвестиционный проектов поддержки предприятий электроэнергетики то, чем мельче инвестиционный проект, тем в большей степени его успешность зависит от внутренних факторов - квалификации реализующих проект специалистов, привлеченного капитала, сроков реализации, используемой тактики, системы кооперации и т.п. Чем проект крупнее, тем больше его судьба определяется воздействием внешний факторов, свойствами окружения, особенностями государственного регулирования деятельности в электроэнергетике.

С другой стороны, успешность крупных и сверхкрупных инвестиций, способных изменить качественные параметры или количественные соотношения элементов современной электроэнергетики, в гораздо меньшей степени зависит от ее текущих характеристик и определяется собственными, «системными» свойствами макросистемы. Такие инвестиции способны кардинально изменить ситуацию в электроэнергетике, однако, лишь при том условии, что они не идут вразрез с естественным эволюционным вектором развития инвестируемой макросистемы. По этой причине выделение предприятий электроэнергетики, благоприятных для сверхкрупного инвестирования, доступного только мощнейшим промышленно-финансовым группам, транснациональным компаниям и, в первую очередь, государству [4].

В этих условиях основными закономерностями государственного регулирования деятельности в электроэнергетике следует считать переключение ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных производств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий отрасли. Это означает: сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты; направление возрастающего объема государственных инвестиций на долевое участие в реализации проектов совместно с частными инвесторами, тесную увязку программы реформирования электроэнергетики с задачей стимулирования частных инвестиции; мобилизацию средств мелких вкладчиков, населения, через различные категории институциональных инвесторов, включая надежные инвестиционные фонды и банки, пенсионные фонды и страховые компании.

Литература:

1. Бухвальд Е., Павлов И. Инвестиционная политика в регионе. -М.: Наука, 1994. с. 54

2. Деева А. Инвестиции. М.: Экзамен. 2004 г. с.143

3. Мартынов А.С., Артюхов В.В., Виноградов В.Г., Черенков М.В., Ильин Н.И. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период (инвестиционный климат России). - М.: ПАИМС, 1994 - 159 с.

4. Кураков Л.П. Российская экономика: состояния и перспективы. — М.: Логос, 1998. с. 368

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.