Научная статья на тему 'Обзор методов и форм государственного регулирования деятельности в электроэнергетике'

Обзор методов и форм государственного регулирования деятельности в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / СИСТЕМА / МЕТОД / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / SYSTEM / METHOD / MANAGEMENT / ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запрягаева Н. Л.

В статье раскрыты современные формы и методы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике, а также даны рекомендации по их эффективному и комплексному использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF STATE REGULATION METHODS AND FORMS IN THE ELECTRIC POWER FUNCTION

The article deals with modern forms and methods of state regulation of activities in the electricity industry, as well as recommendations for their effective and integrated use.

Текст научной работы на тему «Обзор методов и форм государственного регулирования деятельности в электроэнергетике»

щие из подсистем (предприятий), далее - подсистемы подразделений предприятия.

Системный анализ структуры региональной экономики предполагает изучение количественных соотношений.

Представляют интерес доля отраслей и секторов в валовой региональный продукт (ВРП); соотношение экспорта и импорта региона, их товарная и географическая структура; распределение занятого населения по отраслям экономики региона; доли факторов производства в ВРП; удельный вес отдельных видов расходов в ВРП (например, соотношение инвестиций и потребления).

Отраслевая структура регионального промышленного комплекса показывает сложившуюся в регионе систему распределения производственных ресурсов по видам промышленной деятельности, и характеризует удельный вес отраслей промышленности в общем объеме регионального производства.

Причинами отраслевых структурных сдвигов в региональном промышленном комплексе могут быть производство новых товаров, изменение потребительских предпочтений, освоение новых технологий и новых методов организации производства.

В рамках управления региональным промышленным комплексом реализация целей его успешного развития может быть представлена рядом взаимосвязанных подсистем:

1) подсистема развития продукции (опытные и экспериментальные производства, отраслевые и региональные НИИ, научно - исследовательские подразделения предприятий);

2) подсистема развития технологий (проектно-технологичес-кие организации, машиностроительные заводы);

3) подсистема развития технологических процессов, подсистема профессионального развития (внутрипроизводственная система профессиональной подготовки, высшие и средние специальные учебные заведения);

4) подсистема промышленного строительства (предприятия стройиндустрии, проектно-конструкторские институты).

Региональный промышленный комплекс - сложная система, имеющая иерархическое строение и специфические цели развития. Проектирование системы управления региональным промышленным комплексом направлено ее на совершенствование, включая создание новых элементов и управляющих структур.

При проектировании организационной структуры определяются состав и взаимосвязь уровней управления, количество структур-

ных подразделении на каждом уровне, численность сотрудников аппарата управления, проектируется управленческая технология и документация, регламентирующая деятельность конкретной системы управления.

Применяя системный подход, разрабатываются и реализуются элементы стратегического планирования развития региональных промышленных комплексов. Система планирования предполагает:

1) наличие доктрины развития регионального промышленного комплекса;

2) программы социально-экономического развития региона в целом и регионального промышленного комплекса как составной части экономики региона;

3) разработку оперативных планов мероприятий по реализации стратегии развития регионального промышленного комплекса (отрасли, конкретные районы, инвестиционные программы и проекты, занятость населения).

Системный подход является базовым методом анализа регионального промышленного комплекса в силу следующих причин:

1) позволяет создать целостное представление о региональном хозяйстве и промышленном комплексе как ядре этого хозяйства;

2) позволяет увидеть связи между отраслями регионального промышленного комплекса, взаимовлияние компонентов, оценить вклад каждой подотрасли в общий результат;

3) позволяет увидеть проблемы управления, проявляющиеся в рассогласованности уровней системы управления, в дублировании функций, в оппортунизме, в инертности системы.

Литература:

1. Система / Большая советская энциклопедия. - Третье издание. - Главный редактор А.М. Прохоров. - Том 23. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. - с. 463.

2. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика //Общественные науки и современность. - 2007. - № 2. - с. 145 - 149.

3. McMillan Ch.J. The Japanese Industrial System. Second Revised Edition. - Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1985. - Chapter 5. Technology and Knowledge Intensification. - pp. 93 - 120.

4. Baleste M., Boyer J.-Cl.,Gras J., Montagne-Villette S., Vareille Cl. La France. Les 22 regions. - Quatrieme edition. - Paris : Armand Colin, 1999. - pp. 12 - 24.

ОБЗОР МЕТОДОВ И ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Запрягаева Н.Л., к.э.н.

В статье раскрыты современные формы и методы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике, а также даны рекомендации по их эффективному и комплексному использованию.

Ключевые слова: государственное регулирование, электроэнергетика, система, метод, управление.

REVIEW OF STATE REGULATION METHODS AND FORMS IN THE ELECTRIC

POWER FUNCTION

Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci.

The article deals with modern forms and methods of state regulation of activities in the electricity industry, as well as recommendations for their effective and integrated use.

Keywords: government regulation, energy, system, method, management.

Исследование концептуальных основ позволяет выявить ряд узких мест в достижении целевых ориентиров государственного регулирования деятельности в электроэнергетике:

1) отсутствие расчетов повышения инвестиционной привлекательности отрасли в результате реализации мер государственного регулирования. Высока вероятность того, что эффективность инвестиций при активном государственном вмешательстве в развитие отрасли будет недостаточна для их коммерческого привлечения, поскольку рост тарифов на электроэнергию ограничен покупательной способностью реального сектора экономики, а также ее незначительными поставками за рубеж. Снижение обшей рентабельности электроэнергетики ниже коммерчески приемлемого уровня

при реализации текущих мер государственного регулирования в отрасли с большой степенью вероятности повлечет за собой: во-первых, уход бизнеса из электроэнергетики, во-вторых, возмещение со стороны государства коммерческим производителям повышенные издержки производства электроэнергии [1]. Очевидно, что такое развитие чревато для страны экономической и энергетической катастрофой. В случае же установления свободных цен рентабельность отрасли повысится, но доходы уйдут за рубеж, а национальные потребители электроэнергии окажутся в тяжелом положении;

2) в соответствии с принятым планом развития отрасли под воздействием рыночных процессов планируется вывод неэффек-

тивных с коммерческой точки зрения генерирующих мощностей из эксплуатации с дальнейшей консервацией или реконструкцией в порядке, устанавливаемом Правительством РФ или уполномоченным им органом. Однако прирост мощностей за счет коммерческих или государственных источников должен обеспечивать потребности экономики, подтвержденные энергетическим балансом, и их необходимый резерв. Очевидно, что прирост мощностей должен стимулироваться государственной инвестиционной системой, а это дополнительная нагрузка на бюджет и полное прекращение функционирования рыночного механизма функционирования отечественной электроэнергетики;

3) учитывая низкий уровень экономического и технического развития большинства предприятий электроэнергетики, следует ожидать, что частные инвестиции не будут вкладываться в «неблагополучные» объекты. В условиях специфичного для России пространственно-технологического структурирования объектов электроэнергетики подобное «распознавание» собственности создаст ряд трудностей в энергообеспечении отдельных регионов страны. Государству неизбежно придется брать на себя устранение соответствующих срывов и сбоев в электро- и теплоснабжении, что еще более увеличит инвестиционную нагрузку на бюджет и не позволит реализовать принципов рыночного регулирования электроэнергетики;

4) не проработан реальный механизм повышения инвестиционной привлекательности отрасли. С учетом интересов инвесторов и современного уровня экономико-технического развития отрасли следует ожидать, что передача собственности в частные руки приведет только к повышению тарифов цен для возврата средств, вложенных в приобретение генерирующих мощностей. В последующем интенсивная эксплуатация энергетических мощностей приведет к полному износу производственной базы, как следствие вывод активов и уход из отрасли, что ставит под угрозу долгосрочные перспективы развития электроэнергетики и обеспечения энергетической безопасности России. Это также повысит инвестиционную нагрузку на бюджет страны;

5) отдельного внимания в ходе государственного регулирования деятельности в электроэнергетике заслуживает выделение естественно-монопольного сектора энергетики. В настоящее время сетевое хозяйство с одной стороны, испытывает серьезный недостаток инвестиций, с другой - на него ложится бремя перекрестного субсидирования потребителей. При реализации текущих мер государственного регулирования деятельности в электроэнергетики данные проблемы не рассматриваются. Сетевые компании практически остаются в сфере влияния региональных регулирующих органов и их политических интересов. При тарифном регулировании всегда найдутся группы потребителей, которым не будут устанавливаться тариф на передачу. К такой группе необходимо, прежде всего, отнести население. На практике данная проблема трансформируется в недоинвестирование сети низкого класса напряжения, где в настоящее время и так состояние основных фондов критичное.

Перечисленные ограничения и неопределенности выступают барьером для прихода в отрасль частных инвесторов и развития ряда инвестиционных инструментов, доказавших свою эффективность в ряде стран. В конечном итоге, все зависит от конкретных решений государства, политических заявлений по поводу будущих форм и методов государственного регулирования деятельности в электроэнергетики в целом [2].

Представляется, что процесс выбора перспективных форм и методов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике должен, во-первых, быть прозрачным и понятным для инвесторов и заинтересованных сторон, во-вторых, направленным на создание привлекательных макроэкономических условий ведения бизнеса, развития потенциала отдельных предприятий отрасли, в-третьих, принимаемые меры государственного регулирования деятельности в электроэнергетике должны быть основаны на сопоставлении долгосрочных интересов потребителей, инвесторов, предприятий отрасли, страны в целом (вопросы энергетической и национальной безопасности).

Раскроем перспективные формы и методы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике. В соответствии с принятыми мерами государственного регулирования деятельности в электроэнергетике, предполагается рациональное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования для обеспечения инвестирования и развития отрасли [3]. Степень указан-

ной рациональности мер государственного регулирования деятельности в электроэнергетики предстоит еще выработать, и это непростая проблема. Уточнение и детализация обеих составляющих, их соотношения должны осуществляться в соответствии с выбранными перспективными методами государственного регулирования деятельности в электроэнергетике.

Одними из важных перспективных методов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике - это, во-первых, формирование положительного инвестиционного имиджа страны и, во-вторых, развитие рыночной инвестиционной инфраструктуры, обслуживающей электроэнергетику (фондового рынка и банковской системы). Реализация указанных методов - задача Федерального Собрания и Правительства страны и они могут существенно снизить соответствующие составляющие рисков осуществления перспективной деятельности в электроэнергетике.

В этом же направлении работает и повышение инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики за счет обеспечения финансовой прозрачности и предсказуемости, стабильности долговременных целей предприятий отрасли и др.

Другой перспективный метод государственного регулирования деятельности в электроэнергетике, особенно, в условиях функционирования свободного рынка электроэнергии - это антимонопольное регулирование, осуществляемое Министерством антимонопольной политики.

В определенном плане сегодня ключевой проблемой, в решении которой роль государства должна быть определяющей, является разработка государственной политики в развитии электроэнергетики и механизмов реализации этой политики. Представляется очевидным, что ответственными за эту разработку должны быть Правительство и, прежде всего, Минэнерго. Реализация этого перспективного метода государственного регулирования деятельности в электроэнергетике осуществляется через разработку государственных стратегий и программ развития электроэнергетики, определяющих пропорции и масштабы развития исходя из необходимости стимулирования некоторых энергетических технологий, решения определенных социальных задач и др. Механизмами реализации государственной политики как метода в развитии электроэнергетики являются налоговый, кредитный, экспортно-импортный и другие экономические механизмы.

Важную роль при реализации указанных перспективных методов государственного регулирования деятельности в электроэнергетике должны иметь государственные органы - ФЭК и РЭК - особенно в области осуществления регулирующей и контролирующей роли государства:

• анализ и контроль финансовой деятельности предприятий электроэнергетики;

• определение собственных инвестиционных средств регулируемых предприятий электроэнергетики и секторов;

• установление тарифов в регулируемых секторах электроэнергетики.

Рассмотренные методы создают требуемые условия для обеспечения инвестирования и развития электроэнергетики. Совокупность конкретных действий в плане реализации процессов инвестирования и развития представляет следующий перспективный метод государственного регулирования, а именно метод стратегического управления развитием электроэнергетики, включающий следующие основные составляющие:

• разработка схем развития предприятий электроэнергетики, которые необходимы исходя из системных свойств объекта;

• разработка стратегических планов развития предприятий электроэнергетики;

• разработка планов ввода электроэнергетических объектов и соответствующих инвестиционных программ;

• разработка программ для поступательного развития электроэнергетики;

• мониторинг инвестиционных программ.

Реализация основной части перечисленных задач - это прерогатива Минэнерго, к предприятиям электроэнергетики относятся лишь разработка их стратегических планов развития и, частично, -планов ввода и инвестиционных программ.

Рассмотренные перспективные методы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике в целом справедливы как для переходного, так и для рыночного периодов, Тем не менее, смысл и содержание отдельных перспективных методов государственного регулирования деятельности существенно различаются

для этих двух принципиально разных периодов реформирования электроэнергетики страны.

Представим теперь основные перспективные формы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике. В частности можно выделить три следующие перспективные формы государственного регулирования процесса развития в отрасли:

1) обеспечение максимально возможной модернизации устаревших электростанций и электрических сетей, завершение строящихся и создание заделов по новым электростанциям. При этом во всех объединенных и районных энергосистемах должны быть образованы резервы генерирующих мощностей, гарантирующие недопущение дефицита электроэнергии в последующий (рыночный) период;

2) создание системы обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики. Эта система нужна уже сейчас, но наиболее важное значение она будет иметь в последующий период для условий рынка;

3) разработка и утверждение всех методических, инструктивных и правовых документов, необходимых для организации рынка.

Важно сегодня сохранить государственное регулирование деятельности предприятий электроэнергетики и тарифов на электроэнергию. Это позволяет сохранить в основном сложившуюся систему инвестирования электроэнергетики, улучшив и усилив ее в определенных положениях; а также производить инвестирование, главным образом, из собственных средств предприятий отрасли, в первую очередь, за счет амортизационных отчислений и прибыли в тарифах на электроэнергию, т.е. путем самофинансирования.

Применение новых перспективных форм государственного регулирования деятельности в электроэнергетике сегодня необходимо в части контроля над финансовой деятельностью (расходами) предприятий отрасли, особенно по статье «Прочие расходы», которая в последние годы сильно возросла и доходит до 40 % от общих расходов. Необходимы также повышение фактической роли Минэнерго и определенное расширение функций ФЭК.

Первоначальная разработка мероприятий перспективной деятельности осуществляется силами проектных и научно-исследовательских организаций по заказу предприятий электроэнергетики на основе предварительно составленных «Схем развития электроэнергетики» и планов ввода объектов. Затем Минэнерго РФ проводит экспертизу, корректирует (если нужно) и утверждает эти мероприятия деятельности. В соответствии с утвержденными мероприятиями деятельности определяются пятилетние и годовые объемы необходимых инвестиций. Эти объемы передаются в ФЭК (и РЭК).

Федеральная и региональные энергетические комиссии анализируют финансовую деятельность предприятия электроэнергетики и выявляют их собственные инвестиционные возможности (амортизация, прибыль и др.) при существующем уровне тарифов на электроэнергию для оптимизации инвестиционной нагрузки на бюджет страны. Если этих собственных средств недостаточно для обеспечения необходимых инвестиций, то тарифы повышаются. Если же обнаруживается избыток собственных средств, то тарифы, наоборот, снижаются.

Сегодня, по-видимому, можно сохранить сложившуюся практику включения инвестиционной составляющей в абонентскую плату предприятий электроэнергетики и в тарифы атомных электростанций (в части развития АЭС). Однако контроль над размером абонентской платы и использованием поступивших средств должен быть усилен со стороны государства.

Из определенных таким образом средств предприятия электроэнергетики финансируют строительство объектов, включенных в утвержденные мероприятий инвестиционной деятельности. Фактически в рамках данной формы государственного регулирования деятельности будет обеспечено самофинансирование развития электроэнергетики.

Далее осуществляется отслеживание фактического выполнения инвестиционных мероприятий предприятий электроэнергетики (их мониторинг). Целесообразно, по-видимому, чтобы это входило в функции Минэнерго, как контролирующего государственного органа. Информация, полученная при мониторинге, естественно, будет использоваться на следующем цикле разработки и реализации методов и форм государственного регулирования процесса развития в отрасли.

Дополнительно к изложенному можно сделать следующие рекомендации по одновременному комплексному использованию данных перспективных форм государственного регулирования деятель-

ности в электроэнергетике:

1. Представляется целесообразным увеличивать долю государства в акционерном капитале предприятий электроэнергетики при строительстве у них объектов за счет инвестиционной составляющей тарифов. Эти объекты финансируются фактически всеми потребителями и они не должны «бесплатно» становиться собственностью (увеличивать основной капитал) частных предприятий электроэнергетики. Иначе последние будут присваивать себе средства, собранные с потребителей.

2. Целесообразно освобождение от налога (или уменьшение его) той части прибыли предприятий электроэнергетики, которая направляется на инвестиции. Если развитие предприятия электроэнергетики осуществляется путем самофинансирования, то такой налог представляет собой повторное обложение потребителей электроэнергии - один раз в виде инвестиционной составляющей тарифа и второй раз в виде налога на прибыль.

3. В отдельных случаях (нужна их конкретизация) инвестирование объектов электроэнергетики, по-видимому, возможно за счет федерального и региональных бюджетов.

Наиболее трудной представляется последняя задача реализации данной перспективной формы государственного регулирования применительно к электростанциям (электрические сети сохранят статус регулируемых монополий, и финансирование их развития будет осуществляться в основном прежним путем). При переходе к свободному рынку появляется противоречие (происходит «разрыв») между ценами электроэнергии действующих электростанций и ценами, необходимыми для окупаемости (возврата) инвестиций в новые аналогичные электростанции. Цены новых электростанций будут содержать капитальную (инвестиционную) составляющую и по имеющимся оценкам могут быть на 2-3 цент/ кВтч выше цен аналогичных действующих электростанций.

Преодолеть это противоречие будет непросто. Следует ожидать, что на оптовом рынке сложатся относительно низкие цены, соответствующие в основном уровню издержек действующих электростанций. Эти цены будут недостаточны для привлечения частных инвестиций в новые электростанции. Повышение же цен до «инвестиционного» уровня приведет, с одной стороны, к отрицательным последствиям для экономики и населения, а с другой - к образованию сверхприбылей у владельцев действующих электростанций. Представляется, что обеспечение строительства новых электростанций и предотвращение дефицита электроэнергии в условиях рынка невозможно без непосредственного участия государства. И это должно обеспечиваться путем использования перспективной формы государственного регулирования деятельности в электроэнергетике на основе создания системы. Предварительно можно указать следующий путь использования данной перспективной формы государственного регулирования.

Основная идея состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества рынка (конкуренции) для повышения эффективности и снижения издержек действующих электростанций и обеспечить, одновременно, эффективное развитие электроэнергетики и своевременную «подпитку» рынка новыми электростанциями. Конкуренция на оптовом рынке при поддержании определенного избытка генерирующих мощностей (превышения предложения над спросом) обеспечит формирование на нем минимально возможных цен электроэнергии, что даст максимальный эффект для экономики и социальной сферы.

При реализации предлагаемого пути (идеи) структура и функции системы обеспечения бездефицитного развития электроэнергетики могут быть примерно следующими.

Для инвестирования новых электростанций, «подпитывающих» рынок электроэнергии и обеспечивающих бездефицитное развитие электроэнергетики (а, возможно, и электрических сетей, находящихся под государственным регулированием), создается специальный (внебюджетный) инвестиционный (страховой) фонд. Основным источником формирования фонда может стать акциз или специальный налог, вводимый на всю электроэнергию, покупаемую потребителями (во всей стране). Он будет представлять собой аналог инвестиционной составляющей тарифа на электроэнергию (или абонентской платы). Учитывая, что акциз собирается со всей покупаемой электроэнергии, его необходимый размер будет минимальным. Кроме того, он «понятен» потребителям, поскольку предназначен для обеспечения надежности их электроснабжения.

Возможны и другие источники формирования рассматриваемого фонда, например, дивиденды на государственные пакеты ак-

ций в электроэнергетических предприятиях, дифференциальная рента, которую целесообразно взимать с ГЭС и других наиболее эффективных электростанций после перехода к свободному рынку и формирования на нем маргинальных цен, поступления от продажи электростанций, построенных из этого фонда (см. ниже) и др.

В связи с созданием инвестиционного фонда, произойдет четкое разделение:

- реконструкция или модернизация действующих электростанций осуществляются самими электрогенерирующими компаниями (ЭКГ или НПЭ) за счет имеющихся у них амортизационных отчислений;

- строительство новых электростанций производится за счет внешних привлекаемых инвестиций;

- строительство «подпитывающих» рынок электростанций, обеспечивающих бездефицитное развитие электроэнергетики, осуществляется из указанного инвестиционного (страхового) фонда.

Литература:

1. Архангельский В. Электроэнергетика - комплекс общегосударственного значения // Экономист. - 2005. -МП. С. 30-41.

2. Беляев Л.С., Воропай Н.И., Янкилевский А.Р. и др. Проблемы инвестирования и обеспечения развития электроэнергетики России // ТЭК, №3, 2003.

3. Об электроэнергетике. Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003г.№35-ф3.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Запрягаева Н.Л., к.э.н., Плотников А.Б., к.э.н.

В статье раскрыты особенности взаимодействия участников электроэнергетики. Определены стимулы и формы взаимодействия, включая роль государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государство, электроэнергетика, предприятие, взаимодействие, стимул, государственно-частное партнерство.

FEATURES OF INTERACTION OF THE MAIN PARTICIPANTS OF THE

ELECTRICITY INDUSTRY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci., Plotnikov A., Cand.Econ.Sci.

The article deals with peculiarities of interaction between members of electric power. Identify incentives and forms of interaction, including the role of public-private partnership.

Keywords: government, energy, enterprise, teamwork, motivation, public-private partnership.

В основе взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике лежат следующие формы.

1. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на финансовых аспектах разработки и реализации проектов развития. Здесь в качестве основных стимулов взаимодействия можно выделить следующие:

- синергетический стимул, когда при слиянии стоимость укрупненного предприятия электроэнергетики превосходит сумму стоимостей сливающихся предприятий отрасли. Одной из возможных оценок интеграционного (синергетического) стимула взаимодействий участников перспективной деятельности в электроэнергетике может быть чистый приведенный доход - традиционный показатель для оценки экономической эффективности, и его приращение в результате создания новой производственной структуры;

- стимул создания операционной экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения инвестиционных затрат [1];

- стимул экономии инвестиционных ресурсов в связи с ростом масштабов производства - его концентрация приводит к снижению затрат, более эффективному использованию инвестиционных ресурсов предприятием электроэнергетики и его партнерами;

- налоговый стимул, обусловленный интеграцией с предприятием, имеющим налоговые льготы; приобретением убыточных структур в электроэнергетике для «снижения» высоких доходов; ростом амортизационных отчислений при слияниях (что уменьшает налогооблагаемую базу).

- стимул приобретения ликвидных инвестиционных активов, предполагающий покупку активов по рыночной цене, значительно меньшей их восстановительной стоимости;

- стимул использования временно свободных фондов при дефиците привлекательных инвестиционных возможностей (часто руководство предприятий электроэнергетики идет на покупку чужих акций вместо того, чтобы увеличивать дивиденды акционеров или выкупать собственные акции);

- стимул обеспечения диверсификации, ведущей к росту стоимости предприятия электроэнергетики и обеспечивающий снижение рисков перспективной деятельности и направленный на фор-

мирование долговременных конкурентных преимуществ.

Анализируя данную форму взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике при учете финансовых аспектов, можно выделить факторы, влияющие на эффективность взаимодействия:

- уровень конкуренции для предприятий электроэнергетики и возможное появление новых конкурентов; зависимость предприятий электроэнергетики от появления источников альтернативной энергии;

- капиталоемкость производства; инерционность производства, неспособность предприятия электроэнергетики реагировать на рыночные изменения;

- зависимость предприятий электроэнергетики от поставщиков материалов и конструкций; степень регулирования и контроля над инвестиционными процессами в отрасли со стороны государственных органов;

- выигрыш от привлечения заемных средств, способный существенно увеличить стоимость предприятия электроэнергетики;

- »переход выгоды» от владельцев долговых обязательств к акционерам (акционеры, по сути, присваивают активы предприятия-должника, сокращая объем выплат по долгам);

- дополнительный доход на базе информационного эффекта слияния, что возможно при целенаправленной выдаче на фондовый рынок информации о будущем (явно эффективном) слиянии. Факт слияния (поглощения) часто свидетельствует о недооценке инвесторами потенциальной доходности предприятия электроэнергетики.

2. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на реализации факторов инвестиционной привлекательности, обусловленных:

- качеством (потребительские характеристики) и ценой электроэнергии;

- инвестиционным потенциалом, достаточностью генерирующих мощностей;

- наличием долгосрочной стратегии перспективной деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж;

- наличием идеологии и корпоративной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.