Научная статья на тему 'Принципы и возможности кооперативного предпринимательства в современных условиях'

Принципы и возможности кооперативного предпринимательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / КООПЕРАТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ / COOPERATIVE ENTREPRENEURSHIP / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / COOPERATIVE MOVEMENT / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косарева Юлия Владимировна

В статье рассматриваются основополагающие принципы кооперативного движения, анализируется их роль в решении социальных и экономических проблем общества. Раскрываются преимущества кооперативных форм предпринимательства по сравнению с другими формами малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the fundamental principles of cooperative movement and analyzes its role in solving social and economic problems of society. The author depicts the advantages of cooperative forms of entrepreneurship in comparison with other forms of small business.

Текст научной работы на тему «Принципы и возможности кооперативного предпринимательства в современных условиях»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Канд. экон. наук Ю. В. Косарева

ПРИНЦИПЫ И ВОЗМОЖНОСТИ КООПЕРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются основополагающие принципы кооперативного движения, анализируется их роль в решении социальных и экономических проблем общества. Раскрываются преимущества кооперативных форм предпринимательства по сравнению с другими формами малого бизнеса.

Ключевые слова и словосочетания: кооперация, кооперативные принципы, кооперативное движение, малый бизнес.

Важным обстоятельством в современном обществе стало признание исключительной значимости социальной составляющей результатов экономической деятельности. Условия хозяйствования заставляют предпринимателей уделять внимание тому, какой социальный эффект производит их деятельность.

Принятие государством новых законов, направленных на защиту потребителя, открытость информации о товарах и услугах, поступающих на рынок, заставляют производителя искать новые пути удовлетворения потребностей, чтобы, получая прибыль, достигать гармонии со всем обществом.

Другим аспектом государственного регулирования является необходимость развития и поддержки малых предприятий, которые создают конкурентную среду, обеспечивают занятость, способны быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры. Несмотря на это малый бизнес в России существует в трудных условиях, ему нужна и материальная, и институциональная поддержка. Однако государство, в задачи которого входит забота о своих гражданах, зачастую принимает решения, которые не всегда создают благоприятную почву для развития малого бизнеса. В этой связи актуальным становится создание таких форм предпринимательства, которые, решая вопросы материального благополучия, могли бы параллельно решать социальные вопросы.

Такая постановка проблемы позволяет вспомнить уже известные формы предпринимательства - кооперативы. Конечно, в связи с этим возникают вопросы и сомнения, действительно ли они способны справиться с поставленными задачами. До сих пор существуют предубеждения в том, что кооператив - это объединение, созданное для наживы (так и было в конце 1980-х - начале 1990-х гг.).

Кооперативное движение существует с XIX в., и принципы деятельности кооперативов, сформированные в то время, во многих странах мира остаются актуальными и до сегодняшнего дня.

В 1844 г. последователи Роберта Оуэна в городе Рочдейл (Великобритания) организовали общество потребителей (первоначально в него входило всего 28 человек) и назвали его «Общество справедливых пионеров». Прин-

ципы, которые сформулировали и которыми руководствовались «рочдельские пионеры», состояли в следующем1:

- добровольное участие в кооперативе;

- демократический характер управления и контроля (выборность и подотчетность членам кооператива всех его участников);

- равные права членов кооперативов, независимо от паевых взносов (один член - один голос);

- продажа товаров по среднерыночным ценам и только за наличный расчет;

- продажа только доброкачественных товаров, чистым весом и точной мерой;

- отчисление доли прибыли на повышение культурного уровня членов общества, постройку школ, читален, библиотек и т. п.;

- распределение основной части прибыли между членами кооператива по количеству приобретенных товаров;

- распределение 5% прибыли на паевой взнос, а остальной части - по закупкам товаров и др.

Нужно отметить, что с течением времени данные принципы практически не изменились. С развитием кооперативного движения в различных странах Международный кооперативный альянс определяет семь основных принципов современной кооперации2:

1. Добровольное и открытое членство. Кооперативы - это свободные организации, открытые для любых людей, готовых пользоваться их услугами и желающих принять на себя ответственность за членство в данной организации без какой-либо половой, социальной, расовой, политической и религиозной дискриминации.

По сути это означает, что кооперативы могут быть организованы различными слоями населения.

2. Демократический членский контроль. Кооперативы - демократические организации, контролируемые своими членами, активно участвующими в принятии решений. Избранные члены кооперативов, представляющие его интересы в различных государственных органах, также подотчетны всем членам кооператива в своих действиях. В первичных кооперативах все члены имеют равные права голоса (один член - один голос), в кооперативных организациях более сложной структуры управление также строится на демократических принципах.

Каждый член кооператива отвечает за его имущество, принимает решение по поводу развития кооператива, тем самым активно участвует в его деятельности, тогда как в коммерческих предприятиях право голоса имеет ограниченный круг лиц, а остальным приходится лишь выполнять их указания, что зачастую ведет к противоречиям социально-экономического характера внутри организации и плохо влияет на достижение ее целей и задач.

1 См.: Говартс Ч. Манифест общества рочдэльских пионеров. - М., 1919.

2 См.: Сайт Международного кооперативного альянса. - URL: http://ica.coop/

40 Вестник РЭУ • 2013 • № 7

3. Экономическое участие членов кооператива. Члены кооператива вносят взносы в совместное имущество кооператива, формируя, таким образом, кооперативный капитал. Также члены кооператива принимают экономическое участие в деятельности своих кооперативов путем внесения вкладов, покупки товаров и услуг. Как коллективные собственники они распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на различные цели. Основные из них следующие: развитие кооператива (строительство магазинов, приобретение транспорта); социальная деятельность (строительство жилых домов, содержание детских садов); дивиденды и другие выплаты членам кооператива.

Кооператив - организация, созданная не для наживы. Получение прибыли - скорее хороший побочный эффект от деятельности кооператива. На самом деле изначальные цели и задачи у этих организаций другие, поэтому и распределение полученной прибыли в первую очередь направлено именно на нужды кооператива и социальные программы.

4. Автономия и независимость. Кооперативы - автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Все вопросы, связанные с управлением, распределением прибыли, вступлением в союзы и др., кооперативы решают самостоятельно, что для них определено законодательно.

Высокая степень самостоятельности в принятии решений дает кооперативу свободу, так необходимую многим коммерческим предприятиям.

5. Образование, повышение квалификации, информация. Кооперативы постоянно обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и специалистов для того, чтобы они смогли внести эффективный вклад в развитие кооператива. Кооперативы информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что они собой представляют и какую пользу приносят.

6. Сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно ведут социально-экономическую деятельность и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

Такое сотрудничество дает им представление о возможностях и потенциале того или иного региона, расширяет рамки кооперативного движения, дает возможность поделиться опытом развития и продвижения кооперативов в различных уголках мира.

7. Забота об обществе. Кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают.

Это, наверное, один из самых важных принципов кооперативного движения. Говоря, например, об акционерных обществах, мы вряд ли с уверенностью можем констатировать тот факт, что они нацелены на заботу об обществе и развитии региона, в котором они функционируют. Скорее наоборот, эта забота является для них дополнительной рекламой, побочным эффектом, способствующим продвижению их продукции на рынке, а в итоге - повышению прибыли.

Если цели коммерческих организаций - это извлечение прибыли из деятельности, то у кооперативов другие цели и задачи, что и дает им возмож-

ность заботиться об обществе того региона, в котором они существуют не только за счет создания рабочих мест (путем вовлечения в создание и деятельность кооператива новых членов, заинтересованных в результатах своего труда), но и за счет подержания и развития культурных ценностей. С помощью кооперативных организаций создаются объекты социальной инфраструктуры (больницы, школы, санатории и т. д.), поддерживаются региональные объекты культуры (музеи, театры и т. д.).

Выполнение кооперативами различных уровней (местных, региональных, национальных) этих семи основных принципов в совокупности дает им большие преимущества по сравнению с другими формами предпринимательства. Хотя возникает вопрос: почему организации, имеющие такие преимущества, до сих пор не получили широкого и повсеместного распространения, особенно это касается крупных мегаполисов?

Во-первых, кооперативы различных видов в нашей стране скорее характерны для регионов, далеких от центральной части России. Такая недостаточная популярность кооперации на российской почве связана, по-видимому, с отсутствием эффективного и прозрачного законодательного механизма в вопросах кооперации, хотя стоит отметить, что в последние годы этой проблеме со стороны государства уделяется внимание.

Во-вторых, стоит искать причину в самом обществе. В современном мире люди разучились доверять друг другу; легче объединить людей, живущих в глубинке, чем в крупном городе. Но и здесь мы тоже можем отметить негативные последствия колхозно-кооперативного периода развития экономики, подавлявшего инициативу в угоду государственному плану заготовок и поставки продукции, отчуждение коллектива от результатов и условий, формирующих экономические результаты. Тем более в мегаполисах в сложившихся социальных условиях люди часто разобщены и, преследуя свою частную выгоду, с трудом могут видеть достоинства объединения для достижения общих целей. Поэтому чаще и существуют кооперативы в отдаленных районах, где они развивают местный рынок, поддерживают традиции, но, несмотря на сотрудничество на различных уровнях (местном, региональном и даже мировом), к сожалению, не выходят за рамки своего региона.

Возможно, в будущем ситуация с российскими кооперативами изменится, если в нашей стране изменится отношение общества к данной проблеме. Опираясь на опыт зарубежных стран, следует предположить, что кооперативное движение будет активно развиваться и иметь большие успехи, особенно в сельском хозяйстве. Оно внесет свой заметный вклад в производство валового внутреннего продукта и станет неотъемлемой частью малого предпринимательства.

Список литературы

1. Говартс Ч. Манифест общества рочдэльских пионеров. - М., 1919.

2. Косарева Ю. В. Кооперативы как социально значимые институты рыночной инфраструктуры в XIX - начале ХХ в. // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 7 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.