Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ТРЕНДЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ'

ПРИНЦИПЫ И ТРЕНДЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
англоязычное образование / английский язык / страны Азии / глобализация / образовательные тренды / система образования / образовательные программы / принципы преподавания / English education / English language / Asian countries / globalization / educational trends / system of education / educational programs / principles of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Комарькова

Статья рассматривает некоторые общие принципы, которые являются характерными для большинства стран Азии. Исследуются тренды англоязычного образования, которые наблюдаются в странах Азии на сегодняшний день. Также уделяется внимание образованию в некоторых отдельных азиатских странах, таких как Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия. Одним из наиболее значимых вопросов является роль англоязычного образования в привлечении иностранных студентов и их влияние на экономику. В статье затронуты вопросы экономического развития вышеприведенных стран, начиная с конца XX века, что оказывало существенное влияние на общее развитие государств, их образовательную политику, возможность внедрения передовых программ в обучение, в том числе разработка и применение новейших технологий и последних трендов в англоязычном образовании. Акцент на данных аспектах обучения дал возможность этим странам выйти на международный уровень и продемонстрировать свой потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND TRENDS OF ENGLISH LANGUAGE EDUCATION IN ASIAN COUNTRIES

The article considers some general principles that are typical for most Asian countries. The trends of English-language education that are observed in Asian countries today are being studied. Attention is also paid to education in some selected Asian countries such as China, South Korea, Japan, Malaysia. One of the most significant issues is the role of English-language education in attracting foreign students, and their impact on the economy. The article touches upon the issues of economic development of the above-mentioned countries since the end of the XX century, which had a significant impact on the overall development of states, their educational policy, the possibility of introducing advanced training programs, including the development and application of the latest technologies and the latest trends in English-language education. The focus on these aspects of education has enabled these countries to reach the international level and demonstrate their potential.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ТРЕНДЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ»

УДК 378

Komar'kova M.A., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: m.komarkova1989@gmail.com

PRINCIPLES AND TRENDS OF ENGLISH LANGUAGE EDUCATION IN ASIAN COUNTRIES. The article considers some general principles that are typical for most Asian countries. The trends of English-language education that are observed in Asian countries today are being studied. Attention is also paid to education in some selected Asian countries such as China, South Korea, Japan, Malaysia. One of the most significant issues is the role of English-language education in attracting foreign students, and their impact on the economy. The article touches upon the issues of economic development of the above-mentioned countries since the end of the XX century, which had a significant impact on the overall development of states, their educational policy, the possibility of introducing advanced training programs, including the development and application of the latest technologies and the latest trends in English-language education. The focus on these aspects of education has enabled these countries to reach the international level and demonstrate their potential.

Key words: English education, English language, Asian countries, globalization, educational trends, system of education, educational programs, principles of education

М.А. Комарькова, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Е-mail: m.komarkova1989@gmail.com

ПРИНЦИПЫ И ТРЕНДЫ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ

Статья рассматривает некоторые общие принципы, которые являются характерными для большинства стран Азии. Исследуются тренды англоязычного образования, которые наблюдаются в странах Азии на сегодняшний день. Также уделяется внимание образованию в некоторых отдельных азиатских странах, таких как Китай, Южная Корея, Япония, Малайзия. Одним из наиболее значимых вопросов является роль англоязычного образования в привлечении иностранных студентов и их влияние на экономику. В статье затронуты вопросы экономического развития вышеприведенных стран, начиная с конца XX века, что оказывало существенное влияние на общее развитие государств, их образовательную политику, возможность внедрения передовых программ в обучение, в том числе разработка и применение новейших технологий и последних трендов в англоязычном образовании. Акцент на данных аспектах обучения дал возможность этим странам выйти на международный уровень и продемонстрировать свой потенциал.

Ключевые слова: англоязычное образование, английский язык, страны Азии, глобализация, образовательные тренды, система образования, образовательные программы, принципы преподавания

В течение последних десятилетий азиатские страны стали уникальной платформой для получения высококачественного англоязычного образования, которое соответствует мировому уровню. Наличие программ на английском языке предназначено не только для граждан определенной страны, но и для иностранных студентов.

Актуальность данного исследования связана с необходимостью изучения принципов и трендов современного англоязычного образования в странах Азиатского региона и их практического применения в мировой практике. Цель данной статьи - определить принципы и пути развития англоязычного образования в этих странах. Данная статья ставит перед собой решение следующих задач:

1. Выявить наиболее развитые страны Азиатского региона.

2. Определить их влияние на мировые образовательные тренды.

3. Изучить их потенциал и вектор развития в ближайшие 10-20 лет

Научная новизна связана с изучением самых современных технологий в

практике азиатских стран и использованием их опыта на современных образовательных площадках.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении образовательных методик, их новизны и возможности адаптирования в образовательный опыт других стран. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения этих технологий и методов в мировой практике по результатам их детального изучения.

Англоязычное образование играет важную роль в странах Азии по нескольким причинам. Английский язык является международным языком коммуникации и широко используется в деловых, академических и межкультурных контекстах. Обладание хорошими навыками английского языка позволяет людям из стран Азии свободно общаться с людьми из разных стран, расширять свои социальные и профессиональные возможности.

В связи с глобализацией и развитием мировой экономики владение английским языком становится все более важным для конкуренции на международном рынке труда. Страны Азии стремятся обеспечить своим гражданам возможность освоения английского языка, чтобы они были конкурентоспособными в глобальной экономике и могли привлекать иностранные инвестиции и технологии [1, с. 52].

Англоязычное образование также способствует культурному обмену и пониманию между странами Азии и англоязычными странами. Через изучение английского языка студенты могут познакомиться с иностранными культурами, историей и традициями, расширить свои горизонты и развить межкультурные навыки [2, с. 62].

Англоязычное образование в странах Азии играет важную роль в привлечении иностранных студентов. Многие учебные заведения в странах Азии предлагают высокое качество образования на английском языке. Некоторые университеты и школы имеют престижные академические репутации и занимают высокие места в рейтингах университетов. Иностранные студенты ищут возможность получить качественное образование в признанных учебных заведениях.

Принципы англоязычного образования в азиатских странах могут различаться в зависимости от страны и системы образования. Однако во многих азиатских странах, где английский язык играет важную роль, можно выделить некоторые общие принципы. Английский язык, как правило, является одним из обязательных предметов в школьной программе. Программы обычно сосредоточены на развитии всех навыков - чтения, письма, разговорной речи и аудирова-

ния. Более продвинутые курсы также могут быть сосредоточены на грамматике, лексике и академическом письме.

В странах Азии, где английский язык важен для получения высшего образования или карьерного роста, студенты могут пройти оценку и сертификацию своих языковых навыков с помощью стандартных экзаменов, таких как IELTS, TOEFL, или кембриджские экзамены по английскому языку.

С развитием технологий интерактивные программы, онлайн-ресурсы, электронные учебники и другие инструменты все чаще используются в преподавании английского языка в Азии, чтобы сделать процесс обучения более интерактивным и доступным для студентов.

Поскольку английский язык является международным языком общения, азиатские страны также ценят межкультурное обучение. Студентам предоставляется возможность изучить и понять различные культурные особенности англоязычных стран и развить навыки межкультурного общения.

Большая часть вузов, в особенности наиболее престижные университеты, предлагают иностранным студентам программы на английском языке обучения. Для таких студентов подобная практика существенно облегчает весь процесс обучения. Стоит учесть, что цена за учебу по данной программе, как правило, более высокая, чем по программе с местным языком обучения. Однако при этом стоимость все равно остается ниже, чем, к примеру, в европейских вузах. Кроме того, владея английским языком, иностранные студенты могут совмещать обучение и работу репетитора по английскому языку для местных.

Даже если студент учится в одной из азиатских стран по англоязычной программе, он имеет возможность параллельно изучать государственный язык данной страны. В большей части университетов проводятся факультативные занятия в свободное от основной программы время, которые могут посещать иностранные студенты.

Несмотря на то, что большинство стран мира, включая страны Азии, приняли болонскую систему образования, между обучением в Европе и обучением в Азии все же есть существенные различия. Они касаются возрастных ограничений, областей образования, методики обучения, а также государственного финансирования.

В Европе учебные заведения принимают студентов вне зависимости от их возраста, при этом единственным исключением является Венгрия. В Азии подобных примеров гораздо больше. В таких странах, как Китай, Пакистан, Турция, Малайзия и Саудовская Аравия, в большей части университетов был установлен верхний возрастной предел для абитуриентов в пределах от 21 до 35 лет.

Большинство азиатских стран имеют сильные программы в различных областях техники, технологий и медицины. Если изучить любой предметный рейтинг и посмотреть рейтинги университетов в области инженерии, то в топ-50 входят все без исключения университеты Китая, Сингапура, Японии, Гонконга и Южной Кореи.

В азиатских университетах студенты посещают больше лекций. Обсуждения и общение с преподавателями, а также практические занятия являются менее распространенными по сравнению с европейскими университетами.

Во многих азиатских странах высшее образование финансируется государством. Это делает его доступным для большего количества студентов - либо плата за обучение низкая, либо университеты и государство предлагают щедрые гранты [3].

В англоязычном образовании в странах Азии можно выделить несколько трендов, которые наблюдаются в последние годы.

1. Развитие раннего обучения английскому языку. Во многих азиатских странах растет интерес к раннему обучению английскому языку. Родители и образовательные учреждения признают важность владения английским языком в современном мире и стараются предоставить детям возможности начать изучение языка с младшего возраста. Детские сады и начальные классы могут предлагать программы с акцентом на игровые и интерактивные методы обучения.

2. Расширение использования технологий в обучении. Технологии становятся все более важным аспектом англоязычного образования в Азии. Он-лайн-платформы, приложения и программы обучения, интерактивные доски и другие современные инструменты используются для обогащения процесса обучения, предоставления доступа к аутентичным материалам, развития навыков языка и самостоятельной работы.

3. Акцент на развитие коммуникативных навыков. Все большее внимание уделяется развитию устной и письменной коммуникативной компетенции в англоязычном образовании в Азии. Обучение ориентируется на практическое использование английского языка для общения, выражения мыслей и идей, решения задач и проблем. Методы обучения активно включают групповые проекты, дискуссии, презентации и другие виды активной коммуникации.

4. Акцент на межкультурное обучение. В свете все более глобализированного мира англоязычное образование в Азии уделяет большее внимание межкультурному обучению. Студентам предоставляются возможности изучать различные культуры, традиции и обычаи англоязычных стран, развивать уважение к культурному разнообразию и развивать межкультурные навыки коммуникации.

5. Подготовка к международным экзаменам. В странах Азии международные экзамены по английскому языку, такие как IELTS, TOEFL и Cambridge English exams, становятся все более популярными. Многие студенты стремятся получить сертификаты, подтверждающие их уровень владения английским языком, что открывает им двери для образования за рубежом или карьерного роста.

Эти тренды отражают стремление азиатских стран к обеспечению качественного англоязычного образования и подготовке студентов к международным вызовам и возможностям.

Однако важно отметить, что принципы преподавания английского языка в Азии не едины и могут различаться в зависимости от страны, региона и уровня учебного заведения. Для примера можно рассмотреть особенности англоязычного обучения в нескольких странах данного региона.

Англоязычное образование в Китае имеет свои особенности, которые отличают его от образовательных систем в других азиатских странах. Английский язык считается важным предметом в китайской системе образования. Он включен в учебные программы как в начальных и средних школах, так и в университетах.

Китай - не самая популярная страна среди иностранных студентов (0,4% среди 20 млн). Англоязычные программы составляют около 30% от общего числа [4].

Китай активно использует онлайн-платформы и технологии для англоязычного образования. Онлайн-уроки, приложения и интерактивные ресурсы позволяют студентам изучать английский язык гибко и эффективно, особенно в условиях пандемии COVID-19, когда удаленное обучение стало распространенной практикой [5, с. 56].

Южная Корея имеет высокоорганизованную систему образования с интенсивным учебным графиком и высокими требованиями к успеваемости. В рамках этой системы английский язык занимает важное место, и студенты изучают его в течение многих лет, начиная с начальной школы. Южная Корея известна своей разветвленной системой подготовительных курсов и академий, которые предлагают интенсивные программы по изучению английского языка и подготовке к экзаменам.

Университеты Южной Кореи занимают высокие позиции в предметных рейтингах. Студенты могут учиться на английском языке - около трети программ здесь англоязычные. Однако обучение здесь дороже, чем в Китае. Конкуренция за поступление в ведущие университеты страны достаточно высока, что, в свою очередь, требует от выпускников блестящей подготовки к экзамену [6].

Корейское образование, основанное на хорошем развитии памяти учеников, может быть полезно для универсальных профессий, но этого недостаточно для творчества и поддержания конкурентоспособности на глобальном уровне. Тем не менее корейские школьники и студенты считаются одними из самых умных в мире [7; 8].

Англоязычное образование в Японии стремится развить навыки чтения, письма и аналитического мышления на английском языке с упором на академический контекст и готовность студентов к глобальным вызовам.

Япония является родиной для таких компаний, как Mitsubishi, Canon, Toshiba, Casio и Sony, которые широко известны в области технологий и инноваций. Поэтому неудивительно, что иностранные студенты приезжают в эту страну, чтобы изучать инженерию и технологии. Обучение доступно на английском языке, поскольку в вузах страны около 500 программ, которые преподают на этом языке.

Англоязычное образование в Японии стремится развить навыки чтения, письма и аналитического мышления на английском языке с упором на академический контекст и готовность студентов к глобальным вызовам.

Япония является родиной для таких компаний, как Mitsubishi, Canon, Toshiba, Casio и Sony, которые широко известны в области технологий и инноваций. Поэтому неудивительно, что иностранные студенты приезжают в эту страну, чтобы изучать инженерию и технологии. Обучение доступно на английском языке, поскольку в вузах страны около 500 программ, которые преподают на этом языке.

Многие японские студенты стремятся учиться за рубежом в англоязычных странах, особенно в США, Великобритании, Австралии и Канаде. Программы обмена студентами и учебные поездки за границу позволяют студентам улучшить свои навыки английского языка, познакомиться с другой культурой и расширить свои горизонты.

Четко выстроенные стратегии развития в совокупности с профессиональным научным прогнозированием и оценкой рисков помогли Японии занять лидирующие позиции не только в образовательных рейтингах Азии, но и в общемировых, интернационализировать высшее образование и на университетском уровне, и на уровне образовательной политики страны.

Иностранные студенты, приезжающие в страны Азии для обучения, вносят значительный экономический вклад. Они платят за образование, проживание, питание и другие расходы, что способствует росту потребления и развитию различных секторов экономики, таких как образование, жилье, транспорт, услуги и розничная торговля.

Средняя стоимость обучения в отдельных странах приведена в табл. 1.

Таблица 1

Средняя стоимость обучения за год

Страна Бакалавриат, долл. Магистратура, долл. Докторантура, долл.

Китай 3 995 4 994 5 493

Япония 6 565 7 600 5 051

Южная Корея 11 273 13 994 15 160

Малайзия 5 382 5 812 7 535

Относительная доступная стоимость обучения может привлечь большее количество иностранных студентов в эти страны, что приводит к увеличению числа студентов, которые платят за образование, проживание и другие расходы, что положительно сказывается на экономике. Приток иностранных студентов способствует развитию туризма, росту потребления товаров и услуг, созданию новых рабочих мест в сфере образования и связанных с ней отраслях.

Все вышеперечисленные страны делают вклад в образовательный процесс не только с целью развития и повышения уровня собственных граждан, но и для привлечения иностранных граждан. Студенты из других стран, которых можно привлечь новыми технологиями и методиками, вносят экономический вклад, оплачивая свое обучение. Различные формы обучения применяются для разных категорий граждан, в том числе для стажировки, обучению по обмену. Последнее способствует не только экономическому росту страны, но также развитию межкультурных связей между странами и партнерству в различных сферах. После окончания обучения также предлагаются рабочие места для наиболее востребованных специалистов с целью удержания талантов.

В этих странах уделяется большое внимание для маркетингового продвижения образовательных программ для иностранных перспективных граждан, проводятся международные выставки, учебные учреждения активно внедряют и развивают социальные сети. Отдельную популярность приобретают онлайн-про-граммы высшего образования, что стало особенно популярно в постковидные времена. Для внедрения эффективного использования онлайн-программ Министерство образования работает над разработкой онлайн-платформ, которые будут доступны для каждого и удобны при применении, что повышает шансы азиатских государств привлечь внимание иностранных граждан.

В отдельные программы выделяются образовательные поездки, которые осуществляются странами для популяризации азиатского подхода в обучении, являются не менее качественными, чем в Великобритании, но более доступными. Наиболее активными странами в этой области являются Сингапур, Филиппины, Гонконг Правительство Сингапура с начала XX века прилагало огромные усилия для развития образования и применения инновационных технологий. Впоследствии данные преобразования вывели страну на высокий экономический уровень. На Филиппинах английский язык изучается в обязательном порядке с первого класса, и высокий уровень владения языком доказывают высокие баллы по Е^те среди граждан государства, что позволяет стране предоставлять англоязычные образовательные программы. Гонконг является крупным финансовым центром среди азиатских стран, что позволяет ему вносить большой вклад в образование собственных граждан и развивать международные образовательные программы-поездки.

Таким образом, англоязычное образование имеет большое значение для стран Азии, поскольку способствует развитию международной коммуникации, повышению конкурентоспособности, улучшению качества образования и обеспе-

чивает возможности для глобального взаимодействия. Качество образования в азиатских странах довольно высоко и соответствует международным стандартам. Каждая страна имеет свои характерные особенности, однако можно выделить общие тенденции. Англоязычные программы привлекают иностранных

Библиографический список

студентов, что благотворно сказывается на экономике страны. По итогам данной работы и приведенным данным можно утверждать, что поставленные цели и задачи достигнуты, и проведен подробный анализ образовательного рынка стран Азиатского региона.

1. Goncharova N.A., Kretinina G.V. Teaching English colloquial speech within space-time approach. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019; № 2: 51-54.

2. Коврижных О.А., Гаврилова Ю.В. Последствия трансформаций систем образования стран Восточно-Азиатского региона (на примере Южной Кореи и Японии). Общество: социология, психология, педагогика. 2021; № 2 (82): 1-6.

3. Обучение в Китае. Available at: https://entrante.net/china

4. Воронцова Е.А. стратегическое развитие интернационализации высшего образования в Японии. ЧиО. 2022; № 1 (70): 220-228.

5. Ван Д., Цзо Ц. Онлайн-образование в современном Китае. Общество: социология, психология, педагогика. 2022; № 5 (97): 50-56.

6. Божечкова А.В., Клячко Т.Л., Кнобель А.Ю. и др. Образование и экономический рост. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.

7. Особенности образования в Азии. Available at: https://www.unipage.net/ru/education_asia

8. Чжан Ч. Иностранный язык как обоюдоострый меч. Исследование основного иноязычного образования. 2006; № 1: 19-24.

9. Кошелева Е.Ю., Пак И.Я., Гарсия А. Из опыта преподавания иностранного языка в Китае. Науковий часопис НПУ ¡мет М.П. Драгоманова. Серiя 5: Педагопчш науки: реалп та перспективи. 2011; Вип. 29: 108-114.

10. Дэн В. Планирование иноязычного образования нашей страны. Вестник Чэндуского института информационной инженерии. 2004; № 1: 469-471.

References

1. Goncharova N.A., Kretinina G.V. Teaching English colloquial speech within space-time approach. Pedagogika. Voprosy teoriiipraktiki. 2019; № 2: 51-54.

2. Kovrizhnyh O.A., Gavrilova Yu.V. Posledstviya transformacij sistem obrazovaniya stran Vostochno-Aziatskogo regiona (na primere Yuzhnoj Korei i Yaponii). Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; № 2 (82): 1-6.

3. Obuchenie v Kitae. Available at: https://entrante.net/china

4. Voroncova E.A. strategicheskoe razvitie internacionalizacii vysshego obrazovaniya v Yaponii. ChiO. 2022; № 1 (70): 220-228.

5. Van D., Czo C. Onlajn-obrazovanie v sovremennom Kitae. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2022; № 5 (97): 50-56.

6. Bozhechkova A.V., Klyachko T.L., Knobel' A.Yu. i dr. Obrazovanie i 'ekonomicheskijrost. Moskva: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2019.

7. Osobennosti obrazovaniya v Azii. Available at: https://www.unipage.net/ru/education_asia

8. Chzhan Ch. Inostrannyj yazyk kak oboyudoostryj mech. Issledovanie osnovnogo inoyazychnogo obrazovaniya. 2006; № 1: 19-24.

9. Kosheleva E.Yu., Pak I.Ya., Garsiya A. Iz opyta prepodavaniya inostrannogo yazyka v Kitae. Naukovij chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Seriya 5: Pedagopchsh nauki: realp ta perspektivi. 2011; Vip. 29: 108-114.

10. D'en V. Planirovanie inoyazychnogo obrazovaniya nashej strany. Vestnik Ch'enduskogo instituta informacionnoj inzhenerii. 2004; № 1: 469-471.

Статья поступила в редакцию 24.04.24

УДК 378

Abdurazakova D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Erziev R.E., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: diana.musaevna@mail.ru

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN DEVELOPMENT OF THEIR PROFESSIONAL PRACTICAL SKILLS. The article deals with a problem of organization of self-guided work of students to master their skills of independent practical activities. The introduction of Federal State Educational Standards (FGOS) for universities in Russia emphasizes the importance of self-guided work of students, putting it at the heart of the educational process. The normative documents regulating the educational process emphasize the importance of students' active work, assuming that students can find answers to questions on their own. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the authors come to the conclusion that the concept of "self-guided work" is revealed from different sides, but researchers agree that it is one of the types of educational and cognitive activity that directs students to self-development, educational and vocational training. The authors agree that training professional practical skills is the process that contributes to the preparation for future profession.

Key words: independent work, students, practical skills, educational process

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: diana.musaevna@mail.ru

Р.Э. Эрзиев, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: diana.musaevna@mail.ru

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В СТАНОВЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы обучающихся, формирования умений самостоятельной практической деятельности студентов. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) в России подчеркивает значимость самостоятельной работы студентов, положив её в основу образовательного процесса. В нормативных документах, регулирующих образовательный процесс, акцентируется внимание на важности активной деятельности студентов, предполагая, что студенты могут находить ответы на вопросы самостоятельно. На основе анализа психолого-педагогической литературы авторы пришли к выводу, что понятие «самостоятельная работа» раскрывается с разных сторон, но исследователи едины во мнении, что она является одним из видов учебно-познавательной деятельности, которая ориентирует студентов на саморазвитие, образовательную и профессиональную подготовку. Авторы полагают, что формирование практических навыков профессиональной деятельности является процессом, который способствует подготовке к будущей профессии.

Ключевые слова: самостоятельная работа, обучающиеся, практические навыки, образовательный процесс

Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время информатизация затронула все сферы жизни современного человека, в том числе и учеников школ, студентов колледжей, высших учебных заведений. Обучающиеся все больше стремятся к самостоятельности, как в отношении к образовательному процессу, так и в других сферах. Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся требует от них быть одновременно объектом и субъектом управления своим обучением. Современная образовательная практика свидетельствует о существенных изменениях роли обучающихся в учебном процессе. Они не только воспринимают информацию от преподавателя и запоминают учебный материал, но и активно участвуют в процессе обучения, предлагая пути решения возникающих проблем и задач. Это активное вовлече-

ние способствует развитию навыков критического и нестандартного мышления, что, в свою очередь, способствует раскрытию творческого потенциала как учащихся, так и преподавателей. Современные требования к образовательному процессу ставят перед преподавателями задачу модернизации учебных программ и методов контроля, что делает организацию самостоятельной работы студентов еще более сложной задачей. Однако этот вызов также предоставляет возможности для инноваций в обучении и взаимодействии с обучаемыми, развития у них практических навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа в вузе организуется на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности (творческая, исследовательская работа, проектная деятельность, производственная (педагогическая) практика и др.) [1-17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.