Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО'

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕИ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / ПРОТ. В. В. ЗЕНЬКОВСКИЙ / ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОТ. В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близнецова Юлия

В статье представлены результаты историко-педагогического анализа наследия прот. В. В. Зеньковского с целью реконструкции христианскоантропологической концепции воспитания, разработанной мыслителем. Использование историко-герменевтического метода и метода концептуализации позволило выявить комплекс идей христианской антропологии, православной культуры, целостного синтеза, представляющих ядро христианскоантро пологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского. Данные идеи определяют в концепции содержание основных педагогических понятий, цели воспитания, принципы и содержание воспитания. Человек в христианскоантропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского представлен как носитель образа Божия, отражение которого является началом личности. Воспитание в концепции ученого определено как содействие ребенку в индивидуальном духовном возрастании, в раскрытии в нем образа Божия и овладении даром свободы посредством воцерковления. Целью воспитания становится восстановление целостности человека. Определены следующие принципы христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского: признания образа Божия началом личности; христоцентричности; целостной личности; иерархии в конституции человека; индивидуальности; соборности; свободы; воцерковления. Содержание воспитания в христианскоантропологической концепции прот. В. В. Зеньковского включает в себя следующие направления: религиозное, интеллектуальное, физическое, воспитание дисциплины, моральное, эстетическое, половое, социальное, национальное. Религиозное воспитание имеет приоритетное значение среди других направлений, так как нацелено на развитие духовной сферы личности, имеющей примат над психофизической в соответствии с принципом иерархии в конституции человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND CONTENT OF ARCHPRIEST V. V. ZENKOVSKY’S CHRISTIAN AND ANTHROPOLOGICAL CONCEPTION OF EDUCATION

The article presents the results of the historical and pedagogical analysis of the ideas of Archpriest V. V. Zenkovsky in order to reconstruct his Christian-anthropological conception of education. The use of the historical-hermeneutic method and the method of conceptualisation has made it possible to identify a set of ideas of Christian anthropology, Orthodox culture, a holistic synthesis, representing the core of the Christian-anthropological conception of education by Archpriest V. V. Zenkovsky. These ideas de ne the content of the main pedagogical concepts, the goals of education, the principles and content of education. An individual in the Christian-anthropological concept of education by V. V. Zenkovsky is the bearer of the Divine Image, the re ection of which is the beginning of personality. Education in his conception is de ned as helping the child in individual spiritual growth, in revealing the Divine Image and mastering the “gift” of freedom through the church. The goal of education is to restore the integrity of a person. The following principles of the Christian-anthropological concept are de ned: recognition of the Divine Image as the beginning of personality; Christocentricity; a holistic personality; hierarchies in the human constitution; individuality; catholicity; freedom; churching. The content of education in the concept of V. V. Zenkovsky covers all aspects of a person and includes religious, intellectual, physical, moral, aesthetic, sexual, social, national education, as well as the education of discipline. Religious education has priority among other directions, as it is aimed at the development of the spiritual sphere of the individual, which has priority over the psychophysical in accordance with the principle of hierarchy in the human constitution.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПРОТОИЕРЕЯ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Близнецова Юлия Сергеевна, Тверской промышленно-экономический колледж

Россия, г. Тверь 8шого<1оуа_уи1уа@таП. га https://orcid.org/0000-0002-0283-918X

2022. Вып. 67. С. 36-46

Б01: 10.15382Миг^202267.36-46

Принципы и содержание

ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

воспитания протоиерея В. В. Зеньковского

Аннотация: В статье представлены результаты историко-педагогического анализа наследия прот. В. В. Зеньковского с целью реконструкции христианско-антропологической концепции воспитания, разработанной мыслителем. Использование историко-герменевтического метода и метода концептуализации позволило выявить комплекс идей христианской антропологии, православной культуры, целостного синтеза, представляющих ядро христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского. Данные идеи определяют в концепции содержание основных педагогических понятий, цели воспитания, принципы и содержание воспитания. Человек в христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского представлен как носитель образа Божия, отражение которого является началом личности. Воспитание в концепции ученого определено как содействие ребенку в индивидуальном духовном возрастании, в раскрытии в нем образа Божия и овладении даром свободы посредством воцерковления. Целью воспитания становится восстановление целостности человека. Определены следующие принципы христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского: признания образа Божия началом личности; христоцентричности; целостной личности; иерархии в конституции человека; индивидуальности; соборности; свободы; воцерковления. Содержание воспитания в христианско-антропологической концепции прот. В. В. Зеньковского включает в себя следующие направления: религиозное, интеллектуальное, физическое, воспитание дисциплины, моральное, эстетическое, половое, социальное, национальное. Религиозное воспитание имеет приоритетное значение среди других направлений, так как нацелено на развитие духовной сферы личности, имеющей примат над психофизической в соответствии с принципом иерархии в конституции человека.

Ключевые слова: идеи христианской антропологии, прот. В. В. Зеньковский, христианско-антропологическая концепция воспитания прот. В. В. Зеньков-ского, принципы воспитания, направления воспитания, религиозное воспитание.

Ю. С. Близнецова

© Близнецова Ю. С., 2022.

В последние десятилетия приобретают особую значимость вопросы духовно-нравственного воспитания, восстановления исторической памяти, сохранения и преемственности национального культурного наследия. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ, «развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству»1, является одной из задач по укреплению и защите российских духовно-нравственных ценностей.

Данная задача обусловливает необходимость концептуального осмысления проблемы воспитания целостного человека. В этой связи актуализируется педагогическое наследие выдающегося мыслителя Василия Васильевича Зеньков-ского, с именем которого связано развитие русской религиозной педагогики как одного из ключевых направлений педагогической мысли Русского зарубежья и отечественной педагогики в целом. Редактор, издававший педагогические труды Зеньковского, Е. Г. Осовский, считал его одним из самых плодотворных педагогических писателей эмиграции.

В существующих исследованиях содержание философского, религиозного и педагогического наследия прот. В. В. Зеньковского реконструировалось учеными в качестве концепции духовного воспитания личности (Л. А. Романова), концепции религиозного воспитания (Е. В. Кирдяшова), концепции воспитания целостного человека (Е. А. Глущенко); интерпретировалось как философско-педагогическая концепция (О. В. Попова), педагогическая концепция христианской свободы (О. Т. Ермишин), концепция социального воспитания (Т. В. Склярова), христианско-педагогическая антропология (Т. Н. Лю-бан), философско-педагогическая антропология (Е. В. Петрова), религиозно-философская антропология (А. А. Антоневич). Исследователями определена специфика антропологического подхода, разработанного ученым (Т. И. Зверева), выявлены и охарактеризованы антропологические основы педагогических воззрений прот. В. В. Зеньковского (Н. Б. Смирнова).

Реконструкция христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского с современных методологических позиций предполагает установление ведущей проблемы воспитания; исследование комплекса идей, представляющих собой ядро концепции; формулировку цели воспитания; исследование основных понятий и принципов воспитания; раскрытие содержания воспитания2.

Прот. В. В. Зеньковский выделял следующие проблемы воспитания, характеризуя состояние современной ему педагогики:

• ложность «метафизического индивидуализма» как явления секулярной педагогики, в русле которого понятие личности носит абсолютный характер;

• преобладание реалистических и материалистических установок в педагогике, избыточная ориентация задач воспитания на развитие отдельных функ-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Собрание Законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351. С. 18822.

2 См.: Бобрышов С. В. Разработка и изучение концепций // Методология педагогики: монография / под общ. ред. В. Г. Рындак. М., 2020. С. 77.

ций для успешной самореализации и социализации личности, «периферий-ность» воспитания, отсутствие целостного подхода к воспитанию;

• недостаточная разработанность учения о человеке, на которое опирается педагогика в вопросах цели и смысла жизни человека, земного и вечного бытия, а также в проблематике воспитания добра и раскрытия дара свободы.

Можно констатировать, что ведущей проблемой воспитания у прот. В. В. Зеньковского выступала последняя, при этом остальные были ее следствиями и проявлениями. Эта проблема обусловила в качестве актуальной для ученого задачу разработки христианско-антропологических оснований педагогики, в русле которых, по его мнению, возможен целостный подход к воспитанию.

Ядром христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского является комплекс идей: христианской антропологии, православной культуры, целостного синтеза. Основные идеи христианской антропологии, к которым обращался ученый, были развиты отцами Церкви на основе библейской антропологии и новозаветного учения о человеке. Обосновывая недостаточную разработанность проблемы антропологии в православном богословии, прот. В. В. Зеньковский был «вынужден в ряде пунктов, с полным сознанием личной ответственности, выдвигать формулы, которых не знает традиция или на которые в ней даны лишь намеки»3. В результате анализа сочинений мыслителя были выделены следующие идеи христианской антропологии, обусловившие содержание основных педагогических понятий и цели воспитания в его авторской концепции воспитания:

• идея творения человека по образу и подобию Божию;

• идея поврежденности природы человека вследствие первородного греха;

• идея иерархической конституции человека;

• идея дарованной Богом человеку свободы;

• учение о целостности, единстве и взаимосвязи человека и космоса;

• учение о кресте;

• идея о невозможности спасения человека вне Церкви.

Учение об образе Божием в человеке — центральная идея христианской антропологии. Человек не является собственником своей природы, он одновременно принадлежит «миру тварному и миру Абсолютному»4. «Образ Божий в человеке не есть его "природа", но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в тварном мире вне человека нет»5. Отсюда следует содержание центрального понятия личности как образа личности в Боге, как проводника «"света истинного", исходящего от Бога»6.

С грехопадением образ Божий в человеке не утерян, он остается действенным и связывает людей с Богом — эта идея, по словам прот. В. В. Зеньковского,

3 Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Вестник РСХД. 1988. № 2 (153). С. 9.

4 Он же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С. 43.

5 Там же. С. 150.

6 Он же. Принципы православной антропологии. С. 19.

является основной антропологической идеей в православии. Ученый считал, что следствием греха является противоборство личности и природы в человеке. Неотделимость личности от своей природы отец Василий трактовал как органическую целостность человека. Раскрытие образа Божия в человеке в его понимании является условием обретения подлинной целостности и исцелением духовности. Ученый определил цель воспитания как «...помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия»7.

Мыслитель утверждал, что только в православии сохранилось понимание мира и человека, которое изначально было в христианстве, но со временем подверглось искажениям в католичестве и в протестантизме. Так, греховная по-врежденность человека, его ограниченность и слабость не отменяют глубину его ценности: «.пасхальное восприятие света и добра в человеке в Православии так сильно, что в нем тонет даже грех и ложь»8. Из веры в возможность преображения души человека вытекает и необходимость педагогического воздействия на детей. С точки зрения ученого христианское понимание духовных процессов внутри личности при уклонении человека ко греху и злу исключает идиллический взгляд на природу ребенка, но вместе с тем возвышает роль воспитания и указывает на необходимость уважения и подлинной любви к ребенку.

Принадлежность человека двум мирам — тварному и духовному — определяет в христианской антропологии двухчастное и трехчастное понимание устроения человека (дихотомия и трихотомия). Согласно двухчастному пониманию, человек состоит из души и тела. В трехчастной модели трихотомии считается, что человек состоит из духа, души и тела. Необходимо отметить, что в учении святых отцов между дихотомией и трихотомией не существует противоречия — в дихотомии дух включен в душу как ее высшая часть. Описание структуры человека, предложенное прот. В. В. Зеньковским, ближе к дихотомии, он выделил две сферы или две стороны в человеке: духовную сферу (духовное начало) и психофизическую сферу («эмпирию»). Невыводимость духовного начала из эмпирии, по словам ученого, определяет его примат в иерархической конституции человека. Основной задачей воспитательного воздействия является исцеление духовности, что обусловливает сотериологическую направленность воспитания: «Смысл воспитания раскрывается для нас в свете идеи спасения»9. При этом цель воспитания, состоящая в спасении души человека, согласуется с задачами его «земной жизни» и не умаляет значимости интеллектуального, физического, эстетического, социального и других направлений воспитания. Следовательно, мыслитель указывал на необходимость всестороннего развития человека в соответствии с принципом иерархической конституции человека.

Важно отметить, что структурность в описании человека у прот. В. В. Зень-ковского не отменяет взаимосвязи и целостности духовной и психофизической сфер. Так, психика и телесная сфера являются «проводниками» и выражением духовного начала и оказывают взаимное влияние друг на друга. Следовательно,

7 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 152.

8 Там же. С. 40.

9 Там же. С. 36.

духовное начало может быть пленено «низшими влечениями». Свобода человека, дарованная ему Богом, в этом контексте означает возможность выбора человеком наполнения своей духовной жизни: «...возможна в нас "светлая", но возможна и "темная" духовность» при ненарушенной, но искаженной целостности в трактовке ученого10. Таким образом, зло является следствием произволения человека, его отчуждения от Бога. Именно поэтому мыслитель понимал задачу воспитания «дара свободы» как одну из приоритетных: «Воспитание имеет задачу помочь ребенку стать свободным, обрести свободу. <...> Вне развития свободы нет и смысла воспитания»11. Он считал, что свобода не столько дана, сколько задана человеку Богом также как и восстановление подлинной целостности.

Развитие индивидуальности в понимании мыслителя определяется логикой духовной жизни каждого человека и связано с раскрытием в нем образа Божия, преодолением зла и духовного раздвоения, обретением целостности личности. Прот. В. В. Зеньковский использовал понятие креста как индивидуального пути восстановления общения с Богом. Он писал: «.только "взяв" свой крест, т. е. добровольно, от глубины души приняв его, мы найдем подлинную нашу индивидуальность, ибо будем со Христом. Очевидно, в нашем кресте раскрывается, находит себя наша индивидуальность»12. В этом вопросе прот. В. В. Зеньковский был верен православию и не принимал идею о безусловном предопределении человека, развитую в протестантизме.

Дополнить смысл цели воспитания позволяет трактовка ученым идеи о невозможности спасения человека вне Церкви и идеи о единосущности человечества. Церковь основана Христом для благодатного преображения людей и мира. Только через живое участие в Церкви возможно исцеление поврежденной грехом природы, раскрытие образа Божия и развитие индивидуальности. Согласно христианскому учению, люди созданы Богом единосущными по природе, а не разобщенными. Только в Церкви как в Теле Христовом преодолевается «отде-ленность людей друг от друга, их взаимонепроницаемость, которая есть следствие греха»13. В понимании мыслителя соборность означает «органический тип социальной связности»14. Исходя из понимания Церкви как благодатной соборности, прот. В. В. Зеньковский подошел к определению «.воспитания — как "оцерковления" личности через жизнь в Церкви, через благодатное, в таинствах подаваемое восполнение человека»15. Для священника-ученого христианское осмысление «человека, пребывающего в Церкви» является ключевым в его концепции и объясняет формулируемую им цель воспитания16. Важно отметить, что в этом контексте воззрения мыслителя во многом исходили из философской идеи о соборной природе человеческого духа, развитой в русской философии.

10 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 47.

11 Там же. С. 31.

12 Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии (Продолжение) // Вестник РСХД. 1988. № 3 (154). С. 86.

13 Там же. С. 67.

14 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 93.

15 Там же. С. 152.

16 Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии (Продолжение). С. 67.

Понимание мыслителем цели воспитания как оцерковления личности обусловило для него задачу построения целостной педагогики на началах православия. В работе «Идея православной культуры», изданной в 1923 г., прот. В. В. Зень-ковский дал критическую оценку современной секулярной культуры и обосновал необходимость преодоления автономии в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в воспитании. Идея православной культуры, «пророком» которой он считал Н. В. Гоголя, стала для ученого программной в его научной и общественной деятельности в эмиграции. Она была положена в основу религиозного обоснования педагогики: «Этот замысел, имеющий в виду органически связать проблемы педагогики с духом и основными началами Православия, имеет самую глубокую связь с общей задачей построения системы православной культуры»17. В создании «островков» православной культуры мыслитель рассматривал возможность организации соответствующей пришкольной среды, связанной с целостной школой. Эту среду возможно трактовать как православно-культурную среду воспитания.

Не отвергая достижений современной педагогической науки, он выступал за сближение педагогических интуиций и религиозной сферы: «Основной и руководящей идеей моей является идея целостного синтеза и органической системы, растущей из основ Православия и охватывающей всю полноту той реальности, к которой она обращена, а вместе с тем и "диалектически" завершающей ход идей в развитии педагогической мысли»18. Как отмечают исследователи научного наследия прот. В. В. Зеньковского (А. А. Антоневич, Е. А. Глущенко, О. Т. Ерми-шин, В. М. Летцев и др.), идейный синтез являлся характерной чертой методологии ученого.

Осуществленный анализ позволяет сформулировать предположение, что христианско-антропологическая концепция воспитания прот. В. В. Зеньковско-го в своей основе согласуется с православным вероучением. Опираясь на идеи христианской антропологии, ученый определил понятие личности, обосновал примат духовной сферы в человеке, сформулировал сущность воспитания и его цель, обозначил важность проблемы свободы в воспитании и ее связи с добром, указал на необходимость развития индивидуальности в связи с социальной активностью и жизнью в Церкви.

Через обращение к идее православной культуры прот. В. В. Зеньковский «встроил» авторскую концепцию воспитания в современный ему социокультурный контекст, обосновал ее актуальность для ответов на вызовы времени и значимость на существующем этапе развития педагогической мысли. Идея целостного синтеза подчеркивает оригинальность методологической стратегии ученого, сохраняющего верность православию и научную объективность. Эта идея позволила мыслителю выстроить содержание воспитания, охватывающего и духовную, и психофизическую сферы человека, тем самым согласовывая соте-риологическую направленность воспитания с задачей раскрытия индивидуальности человека.

17 Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 21.

18 Там же. С. 23.

Воспитание в концепции ученого можно определить как содействие ребенку в индивидуальном духовном возрастании, в раскрытии в нем образа Божия и овладении даром свободы посредством воцерковления. Целью воспитания является восстановление целостности человека.

На основе анализа педагогических сочинений мыслителя возможно выделить следующие принципы христианско-антропологической концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского:

• признания образа Божия началом личности; христоцентричности, целостной личности;

• иерархии в конституции человека; индивидуальности; соборности; свободы; воцерковления.

Согласно этим принципам воспитательное воздействие должно быть направлено на духовное развитие человека. При этом целостная личность как идеал воспитания является всесторонне развитой в соответствии с иерархическим устроением человека. Это позволяет выделить в концепции мыслителя следующие направления воспитания: религиозное, интеллектуальное, физическое, воспитание дисциплины, моральное, эстетическое, половое, социальное, национальное.

Религиозное воспитание определяется ученым как «развитие и укрепление религиозной жизни ребенка в ее целостности и единстве»19. Приоритетное значение в религиозном воспитании прот. В. В. Зеньковский отводит «развитию религиозного "вдохновения", живой, свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви»20. Это направление воспитания имеет большую значимость по отношению к другим, так как ориентировано на духовную сферу человека, имеющую приоритет над психофизической. В духовной сфере ученый выделяет три взаимосвязанных грани: интеллектуально-эмоциональное сознание, сферу благочестия, духовную жизнь личности. Первая грань включает в себя религиозные интуиции, образы, мысли и чувства. Второй грани принадлежит религиозная активность: молитва, участие в богослужении. Третьей грани мыслитель отводит центральное значение, утверждая, что духовная жизнь человека только опосредуется развитием религиозных знаний и навыков21.

Основой религиозного воспитания является участие ребенка «в литургической жизни Церкви; рост внутренней жизни, чистое искание правды»22. При этом духовное развитие, по мнению ученого, может лишь частично осуществляться самим человеком, так как благодатное состояние даруется свыше и не подлежит регуляции человека. Таким образом, ученый показывает ограниченность так называемых естественных методов воспитания: «Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил — интеллекта или воли или чувств»23. Для укрепления и развития религиозных движений в душе ребенка, по

19 Зеньковский В. В. Религиозное воспитание и религиозное образование // Бюллетень Религиозно-педагогического кабинета. Париж, 1929. № 4. С. 1.

20 Он же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 155.

21 См.: Он же. О религиозном воспитании в семье // Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж. 1928. Вып. III. С. 56—95.

22 Он же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 155.

23 Там же. С. 131.

словам мыслителя, «нужна прежде всего атмосфера духовной свободы и религиозного одушевления»24. В этом контексте задачами интеллектуально воспитания ученый считает развитие инициативности, раскрытие творческих способностей и способностей интуиции, формирование целостного мировоззрения.

Физическое воспитание связано с развитием и устроением жизни тела как составляющей психофизической сферы человека. В силу связанности духа и психики с телом воспитательное воздействие на духовную сферу во многом зависит от состояния тела человека. Согласно христианскому учению о воскресении в теле, само тело не рассматривается мыслителем как источник греха и зла. Прот. В. В. Зеньковский придает важное значение аскетике, но не в смысле «обуздания» тела, а в значении его укрепления.

Воспитанию дисциплины отводится инструментальное значение в концепции воспитания прот. В. В. Зеньковского. Дисциплина не имеет самодовлеющей ценности также как и отвлеченная мораль, следование которой может при «правильном» поведении привести к глубоким внутриличностным конфликтам. Смысл дисциплины заключается в «регуляции духовной жизни», воспитание дисциплины служит цели «пробуждения к духовной глубине и обращения к добру, к Богу»25. Также и моральное воспитание, по В. В. Зеньковскому, должно быть направлено на восстановление единения с Богом. Путь к обретению подлинной моральной свободы и исцелению от греховности лежит через таинство Покаяния.

В эстетическом воспитании, связанном с переживанием человеком своей целостности и свободы, прот. В. В. Зеньковский выделил две цели: «низшую, служащую задачам "развлечения и игры", и высшую, служащую питанию души через приобщение души к красоте»26. Эти цели взаимосвязаны между собой, поэтому односторонность в эстетическом воспитании может привести или к эстетическому гедонизму, или к эстетической утонченности. Именно обращенность души к Богу придает эстетическому вдохновению преображающую силу. Тем самым ученый показал связанность каждого направления с религиозным воспитанием как иерархически более значимым.

Половое воспитание в концепции прот. В. В. Зеньковского направлено на устроение эмпирического и духовного здоровья личности, которое является самой сложной задачей, стоящей перед молодежью. Мыслитель считал, что жизнь пола не исчерпывается исключительно половой жизнью. Негативное влияние пола, его «темной стихии» больше всего сказывается на утрате целостности и единства в человеке. По утверждению ученого, в нормальной семейной жизни, в монашестве и в воздержании возможно правильное устроение жизни пола. Прот. В. В. Зеньковский утверждал, что с темой пола связана задача творческого и духовного раскрытия личности.

Социальное воспитание в христианско-антропологической концепции ученого перекликается с идеей Церкви как благодатной соборности. Прот. В. В. Зень-

24 Зеньковский В. В. Церковь и школа // Педагогические сочинения. Саранск, 2002. С. 203.

25 Он же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. С. 136.

26 Там же. С. 154.

ковский противопоставил индивидуалистическое жизнепонимание в педагогике христианскому жизнепониманию, в котором развитие индивидуальности связано с жертвенной любовью к ближним: «Живя для ближних, для людей, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития»27. Ученый считал, что путь духовного развития человека внутренне связан с социальной жизнью, основой которой является семья. Естественная социальность, по его словам, содержит в себе источник конфликтов и только в Церкви может получить преображение. Идея сверхнационального единства перед Богом обусловливает понимание В. В. Зеньковским сущности национального воспитания.

На основе проведенного анализа содержания воспитания в христианско-антропологической концепции прот. В. В. Зеньковского можно сделать следующие выводы. Следуя принципу иерархической конституции человека, ученый выделил религиозное воспитание как наиболее значимое, так как оно в большей степени способно воздействовать на духовную сферу человека. На основе принципа целостности мыслитель разработал остальные направления воспитания, которые также ориентированы на пробуждение и укрепление духовной жизни человека. Следовательно, задачам развития интеллекта, укрепления физического здоровья, устроения сферы пола, развития эстетической восприимчивости, социализации человека задается духовный вектор. Заслуга ученого состоит в синтезе идей христианской антропологии с достижениями детской и социальной психологии. Представленная посредством историко-педагогического анализа христианско-антропологическая концепция воспитания В. В. Зеньковского являет пример целостного научного подхода к воспитанию человека и отвечает современным вызовам.

Список источников

Бобрышов С. В. Разработка и изучение концепций // Методология педагогики: монография / под общ. ред. В. Г. Рындак. М., 2020. С. 68-81. URL: https://znanium.com/catalog/ product/1082783 (дата обращения: 04.04.2022). Зеньковский В. В. О религиозном воспитании в семье // Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж. 1928. Вып. III. С. 56-95. Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Вестник РСХД. 1988. № 2 (153). С. 5-20.

Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии (Продолжение) // Вестник

РСХД. 1988. № 3 (154). С. 67-91. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. Зеньковский В. В. Религиозное воспитание и религиозное образование // Бюллетень

Религиозно-педагогического кабинета. Париж. 1929. № 4. С. 1-2. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Педагогические сочинения. Саранск, 2002. С. 83-138. Зеньковский В. В. Церковь и школа // Педагогические сочинения. Саранск, 2002. С. 191205.

27 Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Педагогические сочинения. С. 103.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2021. № 27. Ст. 5351. С. 18803-18825. URL: https://www.szrf.ru/issuepdf/2021/1002021027020.pdf#page=179&zoom= 100 (дата обращения: 04.05.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 67. P. 36-46 DOI: 10.15382/sturIV202267.36-46

Yuliya Bliznetsova, Tver Industrial and Economic College, Tver, Russia smorodova_yulya@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-0283-918X

Principles and Content of Archpriest V. V. Zenkovsky's Christian and Anthropological Conception of Education

Y. Bliznetsova

Abstract: The article presents the results of the historical and pedagogical analysis of the ideas of Archpriest V. V. Zenkovsky in order to reconstruct his Christian-anthropological conception of education. The use of the historical-hermeneutic method and the method of conceptualisation has made it possible to identify a set of ideas of Christian anthropology, Orthodox culture, a holistic synthesis, representing the core of the Christian-anthropological conception of education by Archpriest V. V. Zenkovsky. These ideas define the content of the main pedagogical concepts, the goals of education, the principles and content of education. An individual in the Christian-anthropological concept of education by V. V. Zenkovsky is the bearer of the Divine Image, the reflection of which is the beginning of personality. Education in his conception is defined as helping the child in individual spiritual growth, in revealing the Divine Image and mastering the "gift" of freedom through the church. The goal of education is to restore the integrity of a person. The following principles of the Christian-anthropological concept are defined: recognition of the Divine Image as the beginning of personality; Christocentricity; a holistic personality; hierarchies in the human constitution; individuality; catholicity; freedom; churching. The content of education in the concept of V. V. Zenkovsky covers all aspects of a person and includes religious, intellectual, physical, moral, aesthetic, sexual, social, national education, as well as the education of discipline. Religious education has priority among other directions, as it is aimed at the development of the spiritual sphere of the individual, which has priority over the psychophysical in accordance with the principle of hierarchy in the human constitution.

Keywords: ideas of Christian anthropology, Archpriest V. V. Zenkovsky, V. V. Zenkovsky's Christian-anthropological concept of education, principles of education, directions of education, religious education.

References

Bobryshov S. (2020) "Razrabotka i izuchenie kontseptsii", in V. Ryndak (ed.) Metodologiia pedagogiki. Moscow, pp. 68-81 (in Russian).

Strategiia natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii", in Sobranie Zakonodatel'stvaRF, 2021, no. 27, col. 5351, pp. 18803-18825, available at https://www.szrf.ru/ issuepdf/2021/1002021027020.pdf#page=179&zoom=100 (in Russian; accessed 04.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zen'kovskii V. (1928) "O religioznom vospitanii v sem'e". Voprosy religioznogo vospitaniia i obra-zovaniia. Paris, 1928, no. 3, pp. 56-95 (in Russian).

Zen'kovskii V. (1929) "Religioznoe vospitanie i religioznoe obrazovanie". Biulleten' Religiozno-pedagogicheskogo kabineta. Paris, 1929, no. 4, pp. 1-2 (in Russian).

Zen'kovskii V. (1988) "Printsipy pravoslavnoi antropologii". Vestnik RSKhD, 1988, no. 2 (153), pp. 5-20 (in Russian).

Zen'kovskii V. (1988) "Printsipy pravoslavnoi antropologii (Prodolzhenie)". Vestnik RSKhD, 1988, no. 3 (154), pp. 67-91 (in Russian).

Zen'kovskii V. (1993) Problemy vospitaniia v svete khristianskoi antropologii. Moscow (in Russian).

Zen'kovskii V. (2002) "Sotsial'noe vospitanie, ego zadachi i puti", in Pedagogicheskie sochineniia. Saransk, pp. 83-138 (in Russian).

Zen'kovskii V. (2002) "Tserkov' i shkola" , in Pedagogicheskie sochineniia. Saransk, 191-205 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 25.06.2022

The article was submitted 25.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.