УДК 141.4
ПОНЯТИЕ "ОБРАЗА БОЖИЯ" КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО
О.Б. Прончук
DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-11-14
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), яркий представитель русской философской мысли, литературовед, психолог и богослов, важнейшим делом своей жизни считал создание системы христианской метафизики. Свой замысел он полностью реализовал в своем капитальном труде "Основы христианской философии" и примыкающей к нему работе "Принципы православной антропологии". В этих трудах разработана уникальная не только для отечественной, но и для мировой философии, философско-религиозная система. Однако исследована эта система весьма недостаточно. И само ее наличие известно только небольшому кругу специалистов и любителей творчества В.В. Зеньковского.
Философские и богословские труды
B.В. Зеньковского анализировались и комментировались представителями русского зарубежья, такими как Н.О. Лосский, К.А. Ель-чанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер,
C.С. Верховской, Б.В. Яковенко. В центре их внимания неизменно оказывались вопросы, касающиеся религиозной и пастырской деятельности В.В. Зеньковского. В зарубежной литературе труды В.В. Зеньковского были проанализированы Ф. Коплстоном, Масариком, И. Берлином и др. В их работах охарактеризован общий строй мировоззрения В.В. Зеньковского, проинтерпретировано отношение мыслителя к направлениям философской и религиозной мысли, развиваемым в начале XX столетия в России и на Западе. В работах русских исследователей О.Т. Ермишина, А.Л. Андреева, В.Н. Жукова, В.Н. Емельянова, Е.Н. Горбач рассматривается его творчество в историко-философском аспекте; В.И. Додо-нов, Е.Г. и О.Е. Осовские, М.В. Богуславский,
Прончук Ольга Бурунбаевна - соискатель ученой степени кандидата философских наук Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, [email protected].
Т.А. Гололобова, В.М. Мальцева, В.В. Лазарев выделяют проблему духовно-нравственного развития личности.
Однако вопросы, связанные с антропологическим и христианским содержанием философских воззрений В.В. Зеньковского так и остались недостаточно исследованными. Поэтому задачей предлагаемой статьи является попытка обратить внимание специалистов на творчество В.В. Зеньковского вообще и показать один из важнейших принципов православной антропологии.
Во всем творчестве В.В. Зеньковского очевидна одна особенность. Если все представители русской религиозной философии создавали именно философско-религиозные системы, то Зеньковский ставит цель разработать философию Православия: "Показать все актуальное значение Православия для разрешения проблем европейской культуры, вскрыть объективную его ценность в терминах современного мышления возможно лишь в системе философии Православия..." [1]. "Принципы православной антропологии" являют собой завершающий этап метафизических размышлений Зеньковского в его двухтомном труде "Основы христианской философии" (1961-1964).
Зеньковский разделил трагическую участь многих русских философов-эмигрантов первой половины ХХ века. Оторванность от Родины оказала сильное влияние на творчество философа, переосмысление им многих проблем. Зеньковский, оказавшись "лицом к лицу" с Западом, в результате вынужденной эмиграции, ощутил особую близость идей православной культуры.
Свои философские изыскания В.В. Зень-ковский называл "опытом христианской фило-
Olga Pronchuk - Southern Federal University Institute of Philosophy and Social-Political Sciences 116, Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, [email protected].
софии". В своей небольшой заметке "Очерк моей философской системы" Зеньковский пишет о себе: "Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства" [2, с. 37]. Но при этом он всегда имел в виду православие. Все такие построения, считал он, имеют, как минимум два основных источника: во-первых, это православная догматика, а во-вторых, не церковная, философская культура с таким важнейшим для В.В. Зеньковского компонентом как философский трансцендентализм. В связи с этим В.В. Сапов характеризует мировоззрение В.В. Зеньковского как "православный универсализм" [3].
Размышления Зеньковского о понятиях личности и Церкви, Бога и мира, оказали влияние на формирование объекта его философских исканий и привели к проблеме христианской метафизики. «В ранние годы я находился под большим влиянием Вл. Соловьева и Л.М. Лопатина, но постепенно мои взгляды стали меняться, и здесь решающими были для меня размышления над понятием "личности", все отступило перед неизбежностью построения метафизики человека» [2, с. 38], так описывал эволюцию своего мировоззрения В.В. Зеньковский.
Православная антропология Зеньковско-го является не только конечным результатом антропоцентрического анализа богословского материала - огромное значение здесь имеет опыт личной духовной проницательности его как священника, в основе которой лежит христианская апологетика и богатый психологический опыт понимания человека. Сформированное им христианское учение о человеке является антропологической теорией формирования личности, имеющей свой предмет исследования - человека верующего. Зеньковский является продолжателем богословских традиций Святых Отцов, основанных на принципах библейской антропологии и новозаветного благовестия. По мнению М.Я. Дворецкой, В.В. Зеньковский ученый-святоотечественник, сформировавший религиозно-философскую антропологию [4].
В святоотеческую эпоху Церковь уделяла большое внимание разработке основных догматов, не отдав должного внимания антропологической тематике. И потому, христианская антропология Зеньковского явля-
ется попыткой завершить начатое Церковью, но незаконченное учение о человеке и системе космологии. Сформированное им учение о человеке является антропологической теорией формирования личности, имеющей свой предмет исследования - человека верующего, а целью - воспитание целостной личности. Данная теория опирается на богословские понятия и имеет собственный понятийный аппарат: образ Божий, подобие Божие, греховность, крест, соборность и другие.
Зеньковский полагал, что разработка вопросов христианской антропологии чрезвычайно важна для современного мира, так глубоко отошедшего от христианской религии. В своем труде "Христианская философия" он пишет: "... неправильна сама установка на "самостоятельности" (автономии) и независимости философской мысли... философия, отрывающаяся от Откровения, не может пойти дальше собирания частичных истин или уяснения диалектической связанности тех или иных идей" [1, с. 17].
Именно наша эпоха, по мнению философа, явно обнаруживает внутреннюю неустроенность человека, его неумение овладеть искусством духовного равновесия. Достижения современной научной мысли сосуществуют в параллели с принципами христианской антропологии и остаются чуждыми им. И потому в интересах науки и философии должно быть сближение христианского учения о человеке и современной мысли.
Одним из ключевых понятий православной антропологии Зеньковского является понятие "Образа Божия" в человеке. По мнению Зеньковского, это учение, длительное время развивавшееся в рамках церковной догматики, незаслуженно забыто в философии и науке. И в освещении этого вопроса учителя церкви так и не пришли к единообразию, вкладывая в это понятие разный смысл и содержание. В протестантизме учение о грехопадении затмило учение об Образе Божием в человеке, в отличие от Православия, исходящего из чувства ценности человека, его богоизбранности. В Православии преобладает вера в силу добра в человеке и что добро победит зло, грех. Человека озаряет внутренний свет и страшные грехи, роковые силы не способны победить этот свет. Это и есть главное откровение о человеке - "свет Христов", одолевающий все.
Основываясь на разработанных им принципах, основных положениях и терминологии, Зеньковский дает свое раскрытие содержания понятия "образа Божьего".
Связывая духовную сферу человека с "образом Божиим" в нем, он, в то же вре-
мя, не считает возможным отделить "образ Божий" от "естественного" состава человека [1, с. 478], показывая, тем самым его целостность даже в греховном, расколотом состоянии. Зеньковский пишет: "... человек всегда и во всем духовен, только духовность может иметь разные формы и в иерархическом смысле может занимать не одно и то же место в жизни человека. Между прочим, о теле должны мы сказать, что оно живет в постоянной и интимнейшей связи с духовными и душевными процессами" [1, с. 478]. Это означает, что образ Божий в человеке неотделим от его духа и тела, т.е. ничто не позволяет мыслить человека "двусоставным" (natura pura + образ Божий). Человек, как он дан нам в действительности, живет единой жизнью, в которой "...все аспекты его существа, будучи неоднородными и иерархически не равноценными, связаны в живое, поистине органическое целое" [1, с. 478].
В этом согласен с ним другой православный философ Вл. Лосский. По этому поводу он писал: "Ведь не только душа, но и тело человека создано "по образу Божию" -из чего можно сделать вывод, что образ не может быть приписан только какой-либо одной части человека. Более того, Лосский отмечал, что, "... отпадая от Бога, дух не может уже питать душу, и тогда он начинает сам питаться душой; душа же, в свою очередь, питаясь жизнью тела, заставляет его обращаться к неживой материи, от которой тело и гибнет" [5].
Зеньковский в этом вопросе придерживается мнения, что при всей цельности человека духовная сфера в иерархии сил всегда занимает разное положение. И наряду с существующей "светлой духовностью", в человеке сосуществует и "темная духовность", которая, если ей не противостоять, все дальше уходит от Бога и уводит нас от Него [1, с. 479].
И в этом самом моменте возникает противоречие - само понятие греха в своем онтологическом смысле предполагает наличие духовной стороны в человеке. Иными словами, не только злые духи, но и человек, когда грешит, все-таки живет духовно. И сам грех возможен только до тех пор, пока в нас есть "образ Божий". Здесь Зеньковский видит достаточно трудную задачу построения понятия образа Божия, при том, чтобы, сохранив его основное значение в конституции человека, не ослабить основного смысла.
Говоря о понятии духовности и чувственности, Зеньковский подчеркивает нераз-
рывность этих понятий. Понятие "чувственности" для него вовсе не исключает понятие "духовности". Более того, приводя в пример слова французского философа Жака Марите-на, Зеньковский говорит, что человека нельзя отрывать от чувственного, ангелизировать. Таким образом, наличие чувственного и духовного в человеке говорит о том, что он в основе своей целостен.
Но, с другой стороны, Зеньковский не отождествляет образ Божий и духовную сферу в человеке. "Образ Божий есть в грешнике, но его нет в грехе" [1, с. 479]. Греха нет также и в личности человека - он в его природе. Именно грех противопоставил личность и природу в человеке. Поэтому, заключает Зеньковский, образ Божий нужно искать в личности, а не в духовной сфере человека.
Из терминологии Халкидонского догмата следует, что в Богочеловеке при единстве личности наличествует две природы - божественная и человеческая, неотделимые, но и не сливающиеся. Из чего можно сделать вывод о том, что природа людей одинакова для всех, а личность у каждого своя, несме-шиваемая. Таким образом, Зеньковский приходит к мысли о том, что никакая "природа" немыслима без своей ипостаси, а человеческая природа, в особенности. Личность человека непроизводна и невыводима ни из чего, также как и разум, свобода и моральное сознание.
Различая понятия личности и природы в человеке, Зеньковский относит сферу греха к природе человека, полагая, что образ Божий нужно видеть как раз в личности, а не в духовной сфере. Только приняв это положение, считает автор, мы можем до конца осмыслить основную антропологическую идею в православии - о том, что образ Божий не был утерян с грехопадением, а продолжает связывать нас с Богом. Я считаю, что эта идея сходна с традицией св. Отцов - Макария Великого, св. Иоанна Лествичника, св. Исаака Сирина, утверждавших действенность образа Божия в человеке, в отличие от идей протестантизма, видевшего в грехопадении потерю образа Божия человеком.
Конкретизируя понятие личности, Зеньковский соотносит его прежде всего с понятием Бога. "Бог есть Абсолют, causa sui, "самопричина", и нет в нем ничего внеипо-стасного...потому Бог и есть Личность, что в нем все лично, "ипостазировано" [1, с. 481].
Личность не отделена от духа, но отлична от него. Падшее состояние человека
Зеньковский характеризует как некую "болезнь" личности, как степень отделенности человека от Бога, определяющей степень его греховности, человека, в котором возобладало индивидуальное над личностным, тем самым внеся противоборство между личностью и природой.
Попытка показать процесс "выпрямления" современного падшего человека можно выразить такой схемой: индивидуум - индивидуальность - личность.
В индивидууме преобладает природа, которая действует для себя, это то, что действует. Индивидуум имеет склонность быть замкнутым на себя, отделяться от Бога. В индивидууме образ Божий затемнен, нет движения к его раскрытию, но есть движение к "дурной бесконечности" внутри природы. Это движение Зеньковский называет "темной духовностью" (антропософией), которая опирается на естественную духовность [6]. В индивидууме нарушен иерархический строй души (а значит и целостность) в наибольшей степени.
Индивидуальность - это уже открытость, движение к образу и подобию Божиему, к Богу, к Абсолюту. Индивидуальность -это способ осуществления действий; она отвечает на вопрос как действовать. Динамика индивидуальности направлена на раскрытие метафизики человека, показывает, как сочетать природные и благодатные действия.
Личность - это в первую очередь субъект действия, это тот, кто действует. Действия совершенной личности полностью определяются благодатью, в ней восстановлена целостность и иерархический строй души, она действует в свободе, не зная проблемы выбора, когда личная воля человека совпадает с волей Божественной.
Строго следуя православной догматике, утверждающей неодинаковость духа человеческого и духа божественного, Зеньковский личность в человеке определяет как образ личности в Боге, который «...есть лишь проводник "света истинного", исходящего от Бога» [1, с. 484]. Таким образом, по образу, заложенному в нем, человек лишь подобосущен Богу, а не единосущен. Единосущен же каждый человек образу Божиему в себе, а через этот образ - всему человечеству.
Заканчивая анализ антропологических идей Зеньковского, следует заметить, что философ понимает полноту личности человека только при наличии прямой связи с Христом, Церковью. Личность в человеке есть "образ Божий", образ Абсолютной личности. Лич-
ность вне этой связи - пуста, и "является только формальным центром многообразного бытия, в ней заключенного" [7, с. 37]. Хотя "образ Божий" признается неотъемлемой частью существа человека, заданным, отличающим его от животного мира, подобие Богу должно и может быть достигнуто путем самосовершенствования стремления к идеалу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеньковский В.В. Собрание сочинений: В 4 т. Т 4. Христианская философия. М.: Русский путь, 2011. 536 с.
2. Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // Вестник РСХД. 1962. № 66/67. С. 37-39.
3. Сапов В.В. В.В. Зеньковский. Очерк жизни и творчества // В.В. Зеньковский. Основы христианской философии. М.: "Канон", 1996. С. 550-557.
4. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб.: Институт практической психологии, 2003. С. 292.
5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // В.Н. Лосский. Очерки мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ" 1991. С. 242.
6. Зеньковский В.В. Профессор, протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд "Христианская жизнь" Клин, 2002. С. 60-68.
7. Зеньковский В.В. Наша эпоха. Париж, 1952. С. 37.
REFERENCES
1. Zen'kovskiy V. V. Sobranie sochineniy. T 4. Khris-tianskaya filosofiya [Collected Works. Vol 4. Christian philosophy]. Moscow, Russkiy put', 2011, 536 p.
2. Zen'kovskiy V.V. Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniya,1962, no. 66/67, pp. 37-39.
3. Sapov V.V. V.V. Zen'kovskiy. Ocherk zhizni i tvorchestva [Essay on the life and work]. In V.V. Zen'kovskiy. Osnovy khristianskoy filosofii [Fundamentals of Christian philosophy]. Moscow, "Kanon", 1996, pp. 550-557.
4. Dvoretskaya M. Ya. Integrativnaya antropologiya: Uchebnoe posobie [Integrative anthropology: Textbook]. St. Petersburg, Institute of Practical Psychology, 2003, p. 292.
5. Losskiy V.N. Dogmaticheskoe bogoslovie [Dogmatic Theology]. In: V.N. Losskiy. Ocherki misticheskogo bogosloviya vostochnoy Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essays on mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow, Tsentr "SEI", 1991, p. 242.
6. Zen'kovskiy VV. professor, protoierey. Problemy vospi-taniya v svete khristianskoy antropologii [Problems of education in the light of Christian anthropology]. Klin, Fond "Khristianskaya zhizn'" Klin, 2002. - S. 60-68.
7. Zen'kovskiy V.V. Nasha epokha [Our era], Parizh, 1952, p. 37.
19 января 2016 г.