Научная статья на тему 'Понятие “образа Божия” как основополагающий принцип православной антропологии В. В. Зеньковского'

Понятие “образа Божия” как основополагающий принцип православной антропологии В. В. Зеньковского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
642
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. ЗЕНЬКОВСКИЙ / V.V. ZENKOVSKY / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / CHRISTIAN PHILOSOPHY / ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ORTHODOX ANTHROPOLOGY / ОБРАЗ БОЖИЙ / GOD'S IMAGE / ПОДОБИЕ БОЖИЕ / ГРЕХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / PERSONALITY AND HUMAN NATURE / BOZHIYE'S SIMILARITY / SINFULNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прончук Ольга Бурунбаевна

Данная статья посвящена творчеству русского религиозного философа В.В. Зеньковского. Зеньковский является продолжателем богословских традиций Святых Отцов, основанных на принципах библейской антропологии и новозаветного благовестия. Его христианское учение о человеке является антропологической теорией формирования личности, имеющей свой предмет исследования человека верующего. Христианская антропология Зеньковского является попыткой завершить начатое церковью, но незаконченное учение о человеке и системе космологии. В статье анализируется идея христианской философии. Показаны размышления Зеньковского о понятиях личности и церкви, Бога и мира, их влияние на формирование объекта его философских исканий. Дается истолкование понятия “Образа Божия” в человеке как одной из центральных проблем православной антропологии Зеньковского. Рассматривается одновременное существование в человеке “светлой духовности” и “темной духовности” и их место в духовной иерархии сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие “образа Божия” как основополагающий принцип православной антропологии В. В. Зеньковского»

УДК 141.4

ПОНЯТИЕ "ОБРАЗА БОЖИЯ" КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

О.Б. Прончук

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-11-14

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), яркий представитель русской философской мысли, литературовед, психолог и богослов, важнейшим делом своей жизни считал создание системы христианской метафизики. Свой замысел он полностью реализовал в своем капитальном труде "Основы христианской философии" и примыкающей к нему работе "Принципы православной антропологии". В этих трудах разработана уникальная не только для отечественной, но и для мировой философии, философско-религиозная система. Однако исследована эта система весьма недостаточно. И само ее наличие известно только небольшому кругу специалистов и любителей творчества В.В. Зеньковского.

Философские и богословские труды

B.В. Зеньковского анализировались и комментировались представителями русского зарубежья, такими как Н.О. Лосский, К.А. Ель-чанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер,

C.С. Верховской, Б.В. Яковенко. В центре их внимания неизменно оказывались вопросы, касающиеся религиозной и пастырской деятельности В.В. Зеньковского. В зарубежной литературе труды В.В. Зеньковского были проанализированы Ф. Коплстоном, Масариком, И. Берлином и др. В их работах охарактеризован общий строй мировоззрения В.В. Зеньковского, проинтерпретировано отношение мыслителя к направлениям философской и религиозной мысли, развиваемым в начале XX столетия в России и на Западе. В работах русских исследователей О.Т. Ермишина, А.Л. Андреева, В.Н. Жукова, В.Н. Емельянова, Е.Н. Горбач рассматривается его творчество в историко-философском аспекте; В.И. Додо-нов, Е.Г. и О.Е. Осовские, М.В. Богуславский,

Прончук Ольга Бурунбаевна - соискатель ученой степени кандидата философских наук Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, [email protected].

Т.А. Гололобова, В.М. Мальцева, В.В. Лазарев выделяют проблему духовно-нравственного развития личности.

Однако вопросы, связанные с антропологическим и христианским содержанием философских воззрений В.В. Зеньковского так и остались недостаточно исследованными. Поэтому задачей предлагаемой статьи является попытка обратить внимание специалистов на творчество В.В. Зеньковского вообще и показать один из важнейших принципов православной антропологии.

Во всем творчестве В.В. Зеньковского очевидна одна особенность. Если все представители русской религиозной философии создавали именно философско-религиозные системы, то Зеньковский ставит цель разработать философию Православия: "Показать все актуальное значение Православия для разрешения проблем европейской культуры, вскрыть объективную его ценность в терминах современного мышления возможно лишь в системе философии Православия..." [1]. "Принципы православной антропологии" являют собой завершающий этап метафизических размышлений Зеньковского в его двухтомном труде "Основы христианской философии" (1961-1964).

Зеньковский разделил трагическую участь многих русских философов-эмигрантов первой половины ХХ века. Оторванность от Родины оказала сильное влияние на творчество философа, переосмысление им многих проблем. Зеньковский, оказавшись "лицом к лицу" с Западом, в результате вынужденной эмиграции, ощутил особую близость идей православной культуры.

Свои философские изыскания В.В. Зень-ковский называл "опытом христианской фило-

Olga Pronchuk - Southern Federal University Institute of Philosophy and Social-Political Sciences 116, Dneprovsky lane, Rostov-on-Don, 344065, [email protected].

софии". В своей небольшой заметке "Очерк моей философской системы" Зеньковский пишет о себе: "Учение отцов Церкви о необходимости восстановления утраченного единства человеческого духа через Церковь привело меня к пересмотру всех философских построений в свете христианства" [2, с. 37]. Но при этом он всегда имел в виду православие. Все такие построения, считал он, имеют, как минимум два основных источника: во-первых, это православная догматика, а во-вторых, не церковная, философская культура с таким важнейшим для В.В. Зеньковского компонентом как философский трансцендентализм. В связи с этим В.В. Сапов характеризует мировоззрение В.В. Зеньковского как "православный универсализм" [3].

Размышления Зеньковского о понятиях личности и Церкви, Бога и мира, оказали влияние на формирование объекта его философских исканий и привели к проблеме христианской метафизики. «В ранние годы я находился под большим влиянием Вл. Соловьева и Л.М. Лопатина, но постепенно мои взгляды стали меняться, и здесь решающими были для меня размышления над понятием "личности", все отступило перед неизбежностью построения метафизики человека» [2, с. 38], так описывал эволюцию своего мировоззрения В.В. Зеньковский.

Православная антропология Зеньковско-го является не только конечным результатом антропоцентрического анализа богословского материала - огромное значение здесь имеет опыт личной духовной проницательности его как священника, в основе которой лежит христианская апологетика и богатый психологический опыт понимания человека. Сформированное им христианское учение о человеке является антропологической теорией формирования личности, имеющей свой предмет исследования - человека верующего. Зеньковский является продолжателем богословских традиций Святых Отцов, основанных на принципах библейской антропологии и новозаветного благовестия. По мнению М.Я. Дворецкой, В.В. Зеньковский ученый-святоотечественник, сформировавший религиозно-философскую антропологию [4].

В святоотеческую эпоху Церковь уделяла большое внимание разработке основных догматов, не отдав должного внимания антропологической тематике. И потому, христианская антропология Зеньковского явля-

ется попыткой завершить начатое Церковью, но незаконченное учение о человеке и системе космологии. Сформированное им учение о человеке является антропологической теорией формирования личности, имеющей свой предмет исследования - человека верующего, а целью - воспитание целостной личности. Данная теория опирается на богословские понятия и имеет собственный понятийный аппарат: образ Божий, подобие Божие, греховность, крест, соборность и другие.

Зеньковский полагал, что разработка вопросов христианской антропологии чрезвычайно важна для современного мира, так глубоко отошедшего от христианской религии. В своем труде "Христианская философия" он пишет: "... неправильна сама установка на "самостоятельности" (автономии) и независимости философской мысли... философия, отрывающаяся от Откровения, не может пойти дальше собирания частичных истин или уяснения диалектической связанности тех или иных идей" [1, с. 17].

Именно наша эпоха, по мнению философа, явно обнаруживает внутреннюю неустроенность человека, его неумение овладеть искусством духовного равновесия. Достижения современной научной мысли сосуществуют в параллели с принципами христианской антропологии и остаются чуждыми им. И потому в интересах науки и философии должно быть сближение христианского учения о человеке и современной мысли.

Одним из ключевых понятий православной антропологии Зеньковского является понятие "Образа Божия" в человеке. По мнению Зеньковского, это учение, длительное время развивавшееся в рамках церковной догматики, незаслуженно забыто в философии и науке. И в освещении этого вопроса учителя церкви так и не пришли к единообразию, вкладывая в это понятие разный смысл и содержание. В протестантизме учение о грехопадении затмило учение об Образе Божием в человеке, в отличие от Православия, исходящего из чувства ценности человека, его богоизбранности. В Православии преобладает вера в силу добра в человеке и что добро победит зло, грех. Человека озаряет внутренний свет и страшные грехи, роковые силы не способны победить этот свет. Это и есть главное откровение о человеке - "свет Христов", одолевающий все.

Основываясь на разработанных им принципах, основных положениях и терминологии, Зеньковский дает свое раскрытие содержания понятия "образа Божьего".

Связывая духовную сферу человека с "образом Божиим" в нем, он, в то же вре-

мя, не считает возможным отделить "образ Божий" от "естественного" состава человека [1, с. 478], показывая, тем самым его целостность даже в греховном, расколотом состоянии. Зеньковский пишет: "... человек всегда и во всем духовен, только духовность может иметь разные формы и в иерархическом смысле может занимать не одно и то же место в жизни человека. Между прочим, о теле должны мы сказать, что оно живет в постоянной и интимнейшей связи с духовными и душевными процессами" [1, с. 478]. Это означает, что образ Божий в человеке неотделим от его духа и тела, т.е. ничто не позволяет мыслить человека "двусоставным" (natura pura + образ Божий). Человек, как он дан нам в действительности, живет единой жизнью, в которой "...все аспекты его существа, будучи неоднородными и иерархически не равноценными, связаны в живое, поистине органическое целое" [1, с. 478].

В этом согласен с ним другой православный философ Вл. Лосский. По этому поводу он писал: "Ведь не только душа, но и тело человека создано "по образу Божию" -из чего можно сделать вывод, что образ не может быть приписан только какой-либо одной части человека. Более того, Лосский отмечал, что, "... отпадая от Бога, дух не может уже питать душу, и тогда он начинает сам питаться душой; душа же, в свою очередь, питаясь жизнью тела, заставляет его обращаться к неживой материи, от которой тело и гибнет" [5].

Зеньковский в этом вопросе придерживается мнения, что при всей цельности человека духовная сфера в иерархии сил всегда занимает разное положение. И наряду с существующей "светлой духовностью", в человеке сосуществует и "темная духовность", которая, если ей не противостоять, все дальше уходит от Бога и уводит нас от Него [1, с. 479].

И в этом самом моменте возникает противоречие - само понятие греха в своем онтологическом смысле предполагает наличие духовной стороны в человеке. Иными словами, не только злые духи, но и человек, когда грешит, все-таки живет духовно. И сам грех возможен только до тех пор, пока в нас есть "образ Божий". Здесь Зеньковский видит достаточно трудную задачу построения понятия образа Божия, при том, чтобы, сохранив его основное значение в конституции человека, не ослабить основного смысла.

Говоря о понятии духовности и чувственности, Зеньковский подчеркивает нераз-

рывность этих понятий. Понятие "чувственности" для него вовсе не исключает понятие "духовности". Более того, приводя в пример слова французского философа Жака Марите-на, Зеньковский говорит, что человека нельзя отрывать от чувственного, ангелизировать. Таким образом, наличие чувственного и духовного в человеке говорит о том, что он в основе своей целостен.

Но, с другой стороны, Зеньковский не отождествляет образ Божий и духовную сферу в человеке. "Образ Божий есть в грешнике, но его нет в грехе" [1, с. 479]. Греха нет также и в личности человека - он в его природе. Именно грех противопоставил личность и природу в человеке. Поэтому, заключает Зеньковский, образ Божий нужно искать в личности, а не в духовной сфере человека.

Из терминологии Халкидонского догмата следует, что в Богочеловеке при единстве личности наличествует две природы - божественная и человеческая, неотделимые, но и не сливающиеся. Из чего можно сделать вывод о том, что природа людей одинакова для всех, а личность у каждого своя, несме-шиваемая. Таким образом, Зеньковский приходит к мысли о том, что никакая "природа" немыслима без своей ипостаси, а человеческая природа, в особенности. Личность человека непроизводна и невыводима ни из чего, также как и разум, свобода и моральное сознание.

Различая понятия личности и природы в человеке, Зеньковский относит сферу греха к природе человека, полагая, что образ Божий нужно видеть как раз в личности, а не в духовной сфере. Только приняв это положение, считает автор, мы можем до конца осмыслить основную антропологическую идею в православии - о том, что образ Божий не был утерян с грехопадением, а продолжает связывать нас с Богом. Я считаю, что эта идея сходна с традицией св. Отцов - Макария Великого, св. Иоанна Лествичника, св. Исаака Сирина, утверждавших действенность образа Божия в человеке, в отличие от идей протестантизма, видевшего в грехопадении потерю образа Божия человеком.

Конкретизируя понятие личности, Зеньковский соотносит его прежде всего с понятием Бога. "Бог есть Абсолют, causa sui, "самопричина", и нет в нем ничего внеипо-стасного...потому Бог и есть Личность, что в нем все лично, "ипостазировано" [1, с. 481].

Личность не отделена от духа, но отлична от него. Падшее состояние человека

Зеньковский характеризует как некую "болезнь" личности, как степень отделенности человека от Бога, определяющей степень его греховности, человека, в котором возобладало индивидуальное над личностным, тем самым внеся противоборство между личностью и природой.

Попытка показать процесс "выпрямления" современного падшего человека можно выразить такой схемой: индивидуум - индивидуальность - личность.

В индивидууме преобладает природа, которая действует для себя, это то, что действует. Индивидуум имеет склонность быть замкнутым на себя, отделяться от Бога. В индивидууме образ Божий затемнен, нет движения к его раскрытию, но есть движение к "дурной бесконечности" внутри природы. Это движение Зеньковский называет "темной духовностью" (антропософией), которая опирается на естественную духовность [6]. В индивидууме нарушен иерархический строй души (а значит и целостность) в наибольшей степени.

Индивидуальность - это уже открытость, движение к образу и подобию Божиему, к Богу, к Абсолюту. Индивидуальность -это способ осуществления действий; она отвечает на вопрос как действовать. Динамика индивидуальности направлена на раскрытие метафизики человека, показывает, как сочетать природные и благодатные действия.

Личность - это в первую очередь субъект действия, это тот, кто действует. Действия совершенной личности полностью определяются благодатью, в ней восстановлена целостность и иерархический строй души, она действует в свободе, не зная проблемы выбора, когда личная воля человека совпадает с волей Божественной.

Строго следуя православной догматике, утверждающей неодинаковость духа человеческого и духа божественного, Зеньковский личность в человеке определяет как образ личности в Боге, который «...есть лишь проводник "света истинного", исходящего от Бога» [1, с. 484]. Таким образом, по образу, заложенному в нем, человек лишь подобосущен Богу, а не единосущен. Единосущен же каждый человек образу Божиему в себе, а через этот образ - всему человечеству.

Заканчивая анализ антропологических идей Зеньковского, следует заметить, что философ понимает полноту личности человека только при наличии прямой связи с Христом, Церковью. Личность в человеке есть "образ Божий", образ Абсолютной личности. Лич-

ность вне этой связи - пуста, и "является только формальным центром многообразного бытия, в ней заключенного" [7, с. 37]. Хотя "образ Божий" признается неотъемлемой частью существа человека, заданным, отличающим его от животного мира, подобие Богу должно и может быть достигнуто путем самосовершенствования стремления к идеалу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеньковский В.В. Собрание сочинений: В 4 т. Т 4. Христианская философия. М.: Русский путь, 2011. 536 с.

2. Зеньковский В.В. Очерк моей философской системы // Вестник РСХД. 1962. № 66/67. С. 37-39.

3. Сапов В.В. В.В. Зеньковский. Очерк жизни и творчества // В.В. Зеньковский. Основы христианской философии. М.: "Канон", 1996. С. 550-557.

4. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб.: Институт практической психологии, 2003. С. 292.

5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // В.Н. Лосский. Очерки мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ" 1991. С. 242.

6. Зеньковский В.В. Профессор, протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд "Христианская жизнь" Клин, 2002. С. 60-68.

7. Зеньковский В.В. Наша эпоха. Париж, 1952. С. 37.

REFERENCES

1. Zen'kovskiy V. V. Sobranie sochineniy. T 4. Khris-tianskaya filosofiya [Collected Works. Vol 4. Christian philosophy]. Moscow, Russkiy put', 2011, 536 p.

2. Zen'kovskiy V.V. Vestnik russkogo khristianskogo dvizheniya,1962, no. 66/67, pp. 37-39.

3. Sapov V.V. V.V. Zen'kovskiy. Ocherk zhizni i tvorchestva [Essay on the life and work]. In V.V. Zen'kovskiy. Osnovy khristianskoy filosofii [Fundamentals of Christian philosophy]. Moscow, "Kanon", 1996, pp. 550-557.

4. Dvoretskaya M. Ya. Integrativnaya antropologiya: Uchebnoe posobie [Integrative anthropology: Textbook]. St. Petersburg, Institute of Practical Psychology, 2003, p. 292.

5. Losskiy V.N. Dogmaticheskoe bogoslovie [Dogmatic Theology]. In: V.N. Losskiy. Ocherki misticheskogo bogosloviya vostochnoy Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [Essays on mystical theology of the Eastern Church. Dogmatic theology]. Moscow, Tsentr "SEI", 1991, p. 242.

6. Zen'kovskiy VV. professor, protoierey. Problemy vospi-taniya v svete khristianskoy antropologii [Problems of education in the light of Christian anthropology]. Klin, Fond "Khristianskaya zhizn'" Klin, 2002. - S. 60-68.

7. Zen'kovskiy V.V. Nasha epokha [Our era], Parizh, 1952, p. 37.

19 января 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.