Научная статья на тему 'Принципы и пути оптимизации содержания обучения профориентированному чтению курсантов военно-технического вуза'

Принципы и пути оптимизации содержания обучения профориентированному чтению курсантов военно-технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ПРОФОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / OPTIMIZATION / PRINCIPLES / CONTENT OF TEACHING / READING FOR SPECIAL PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черновец Е. Г.

В статье рассматриваются теоретические вопросы оптимизации содержания обучения иноязычному профессионально-ориентированному чтению курсантов военного вуза и предлагаются пути оптимизации организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черновец Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with issues of optimization of content of teaching cadets of a military educational institution reading for professional purposes. The author offers some ways of optimal organization of teaching methods

Текст научной работы на тему «Принципы и пути оптимизации содержания обучения профориентированному чтению курсантов военно-технического вуза»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Кадровое обеспечение ОВД

16. Рукавишников A.A. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла: Методическое руководство / A.A. Рукавишников, М.В. Соколова. - СПб.: НПЦ «Психодиагностика», 2000. - 104 с.

17. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко. - СПб: Речь, 2000. - 346 с.

18. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии,2001.- 480 с.

19. Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология. - М.: Юнити, 2001. - 639 с.

20. Чеснов Я.В. Быть чеченцем: Личность и этнические идентификации народов // Чечня и Россия. Общества и государства / Ред.-сост. Д.Е. Фурман. - М., 1999. - С. 73-76.

21. Човдырова Г.С. Введение в практическую экстремальную патопсихологию / Г.С. Човдырова. - М.: ВНИИ МВД России, 2002. - 31с.

УДК 378.147:811.111 Е.Г. Черновец*

Принципы и пути оптимизации содержания обучения профориентированному чтению курсантов военно-технического вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы оптимизации содержания обучения иноязычному профессионально-ориентированному чтению курсантов военного вуза и предлагаются пути оптимизации организации обучения.

Ключевые слова: оптимизация, принципы, содержание обучения, иноязычное профориентированное

чтение.

The article deals with issues of optimization of content of teaching cadets of a military educational institution reading for professional purposes. The author offers some ways of optimal organization of teaching methods.

Key words: optimization, principles, content of teaching, reading for special purposes.

Идея совершенствования процесса обучения иностранному языку является центральной в методической науке, рассматривающей вопросы обучения иностранному языку. Наряду с понятиями «улучшение», «усовершенствование», «совершенствование», «повышение эффективности» употребляется термин «оптимизация», включающий в себя все вышеперечисленные понятия и в то же время являющийся одним из видов совершенствования, в отличие от, например, интенсификации, под которой понимается такое совершенствование обучения, при котором «достигается максимум эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащихся и учителя» [1, с. 95].

Под оптимизацией понимается не любое усовершенствование обучения, а его «научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения решения его задач и рациональности затрат времени обучающихся и преподавателя» [2, с. 169]. Н.В. Шестак рассматривает оптимизацию как «достижение целей обучения с минимальными затратами сил учащегося и преподавателя с одновременным учетом таких показателей, какими являются высокое качество обучения, затраты и экономия времени» [3, с. 47]. Наиболее полно понятие оптимизации применительно к обучению в средней школе рассмотрено Ю.К. Бабанским. Процесс оптимизации обучения рассматривается им как «целенаправленный подход к структурированию процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, особенности

* Доцент кафедры иностранных языков Военного инженерно-технического университета ([email protected]).

содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения, особенности данного класса, его реальные учебные возможности, и на основе системного анализа всех этих данных сознательно, научно обоснованно выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения» [4, с. 57]. Б. А. Лапидус характеризует оптимизацию обучения как научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения решения его задач и рациональности затрат времени обучающихся и преподавателей» [5]. Л.В. Московкин под оптимизацией обучения понимает конкретную совокупность действий преподавателя и учащихся с конкретным объектом обучения, направленную на достижение определенных учебных целей [6].

Проанализировав вышеперечисленные определения, мы можем сделать вывод, что оптимизация - это понятие относительное, оптимальный вариант отбора и организации содержания обучения не может быть признан наилучшим, идеальным для всех условий обучения, т.к. он позволяет достичь наилучших результатов не вообще, а именно в конкретных условиях обучения. В других условиях он может не реализовываться как наилучший, однако оптимизация - это способ достижения желаемых результатов в конкретных условиях обучения.

Анализируя пути и принципы оптимизации содержания обучения профориентированному чтению, под оптимизацией мы будем понимать такую организацию обучения профориентированному чтению, при которой достигается наивысший уровень владения навыками и умениями чтения, позволяющий достичь основную цель: научить курсантов военно-технического вуза не столько английскому языку вообще, сколько умению извлекать профессионально значимую информацию из специальной иноязычной литературы.

Рассмотрим теперь методические принципы оптимизации отбора содержания обучения профориентированному чтению, которые определяют характер обучения.

1. Принцип учета специальности, предусматривающий построение учебного процесса, направленного на решение задач, связанных с профессиональной ориентацией обучаемых. Этот принцип важен в связи с ограниченностью времени, отводимого на изучение иностранного языка в военно-техническом вузе, и практической целью обучения, обусловливающей владение иностранным языком для решения задач, связанных с будущей специальностью учащихся. Этот принцип обусловлен и положительным отношением курсантов к будущей профессии, т.е. мотивацией учения. Этот фактор регулирует всю учебную деятельность курсантов и определяет успеваемость по иностранному языку. При обучении иностранному языку профессиональной мотивации курсантов способствуют следующие факторы:

а) профессионально направленное содержание учебного материла;

б) осознание конечных практических целей обучения;

в) осознание обучаемыми практической значимости усваиваемых знаний, навыков и умений чтения.

Таким образом, оптимизированный отбор содержания обучения невозможен без учета принципа специализации, который предполагает такое содержание обучения, которое дало бы курсантам возможность получения профессионально значимой информации из иноязычных источников.

2. Принцип научности отобранного содержания обучения, основанный на том, что учебный материал знакомит учащихся с теориями, объективными научными данными и понятиями, используемыми в будущей специальности курсантов. В отношении иностранного языка принцип научности предполагает «выбор методов, приемов, способов и средств обучения с учетом новейших достижений методики и смежных с ней наук».

3. Принцип доступности (посильности) отобранного содержания обучения профориентированному чтению для его усвоения предполагает соответствие отобранного содержания обучения, его объема возможностям его восприятия учащимися, их возрастным особенностям, условиям обучения в военно-техническом вузе и уровню владения курсантами иностранным языком. Принцип доступности предполагает, что обучение должно строиться на уровне реальных учебных возможностей курсантов, не допускать физических и интеллектуальных перегрузок обучаемых. Усложненное содержание обучения понижает у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, ведет к падению работоспособности и чрезмерному утомлению. Однако принцип доступности не означает, что содержание обучения может быть предельно упрощенным. Проведенные исследования показывают, что в таком случае снижается интерес к изучению иностранного языка, а требуемая для учения работоспособность не достигается.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Кадровое обеспечение ОВД

4. Принцип коммуникативной необходимости и достаточности, который предполагает достижение минимального уровня развития умений чтения как вида речевой деятельности и накладывает максимально допустимые ограничения на тот круг коммуникативных задач, с помощью которых будущие военные инженеры смогут удовлетворить свои потребности в иноязычном чтении для решения своих профессиональных задач. Учет объективных условий обучения в военнотехническом вузе, которые будут рассмотрены ниже, обусловливает максимально возможное ограничение целей обучения и его содержания. Без такого ограничения нельзя рассчитывать на достижение положительных результатов обучения.

5. Принцип минимизации, который применительно к содержанию обучения профориентированному чтению означает выделение наиболее значимого для целей обучения коммуникативного минимума, т.е. отбор минимума языкового и речевого материала, необходимого и достаточного для овладения языком в соответствии с целями обучения и выбранной специальности.

При определении компонентов содержания обучения чтению текстов по специальности, которые необходимо положить в основу оптимизации содержания обучения, мы проанализировали работы ряда отечественных методистов (Гальсковой Н.Д., Солововой Е.Н., Колесниковой И.Л., Долгиной O.A., Роговой Г.В., Верещагиной И.Н.), посвященных этой проблеме. Проведенный анализ позволил нам вслед за Г.В. Роговой выделить три основных структурных компонента содержания обучения.

1. Лингвистический компонент, включающий лексический и грамматический материал, правила его оформления и оперирования им, а также совокупность текстов по изучаемой специальности, отобранных нами в соответствии с перечисленными выше принципами оптимизации содержания обучения.

2. Методологический компонент, включающий в себя организацию деятельности учащихся по овладению содержанием обучения, т.е. методику обучения профориентированному чтению.

3. Психологический компонент, включающий в себя навыки и умения иноязычного профориентированного чтения, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения.

Опираясь на выделенные принципы оптимизации содержания обучения и его компоненты, мы можем определить общую методологию оптимальной организации обучения профориентированному чтению как виду речевой деятельности, для осуществления которой необходимо решить следующие задачи:

1) определить цели и задачи обучения профориентированному чтению, являющиеся методическим осмыслением социального заказа общества на современном этапе его развития. Цели обучения непосредственно связаны с психологическим компонентом содержания обучения;

2) определить специфику отбора лексико-грамматического материала, а также отбора и организации учебного текстового материала по изучаемой специальности, что соответствует лингвистическому компоненту содержания обучения профориентированному чтению;

3) проанализировать существующие учебные пособия по обучению профориентированному чтению по изучаемой специальности с точки зрения соответствия их определенным целям и задачам обучения;

4) обосновать методику освоения оптимизированного содержания обучения, что коррелирует с методологическим компонентом.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. - СПб, 1999.

2. Глухов Б.А., Щукин А.Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1993.

3. Шестак Н.В. Высшая школа технология обучения. - М.: Вузовская книга, 2000.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977.

5. Лапидус Б.А. Проблема содержания обучения иностранному языку в языковом вузе. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Московкин Л.В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). - СПб., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.