Научная статья на тему 'Принципы и подходы к построению модели формирования лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля'

Принципы и подходы к построению модели формирования лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬ / THE EXPERT OF A TOURIST PROFILE / THE STRUCTURAL COMPONENTS / THE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надточий Светлана Олеговна

Рассмотрены структурные компоненты модели лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля в контексте внешнеэкономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надточий Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the PRINCIPLES AND APPROACHES OF MODEL`s introduction for FORMATION of LINGUISTIC PROFESSIONAL competence OF EXPERTS in TOURISm sector

The structural components of linguistic professional competence's model for experts in tourism sector under the context of external economic cooperation have been considered.

Текст научной работы на тему «Принципы и подходы к построению модели формирования лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля»

экспериментальной группе составил 0,68 усл. ед., тогда как в контрольной группе -лишь 0,37 усл. ед. При этом студенты экспериментальной группы, получив более прочные теоретические знания в области применения современной строительной техники, а также технологий проектирования сельскохозяйственных зданий и сооружений, продемонстрировали более высокий уровень навыков и умений в ходе лабораторных и практических работ по сравнению со студентами контрольной группы.

Объективным показателем высокой эффективности разработанной комплексной педагогической технологии изучения специальных дисциплин служили отзывы на выпускников аграрного вуза. Выпускники экспериментальной группы быстрее адаптировались к сложным условиям профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе, профессиональные навыки и умения у них были более прочными и долгосрочными по сравнению с выпускниками контрольной группы.

ВЫВОД

Предлагаемая технология обучения будущих инженеров-строителей подтвердила перспективность использования комплексной системы изучения специальных дисциплин в части обеспечения должного уровня усвоения профессиональных знаний, а также формирования у них соответствующих умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Д.П. Строительные машины и средства малой механизации / Д.П. Волков, В.Я. Крикун. - М. : Мастерство, 2002. - 480 с.

2. Разработка системы подготовки инженеров по укрупненным унифицированным образовательным программам в области техники и технологий / А. Л. Гавриков, Е.И. Грошев, В.А. Исаев, Б.И. Селезнев // Материалы междунар. науч. конф. «Проблемы и перспективы интеграции высшей школы России в мировую систему образования и науки». (20-21 февраля 2001 г.). - Воронеж, 2001. - Ч. 1. - С. 17-20.

3. Костыгина, В.В. Проблемы становления инженера-строителя / В.В. Косты-гина // Вестник Сам Гу. - 2008. - № 4 (63). - С. 282-287.

Контактная информация: a bolotin@mail.ru

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ

Светлана Олеговна Надточий, аспирант,

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ)

Аннотация

Рассмотрены структурные компоненты модели лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля в контексте внешнеэкономического сотрудничества.

Ключевые слова: специалист туристского профиля, структурные компоненты, модель.

THE PRINCIPLES AND APPROACHES OF MODEL'S INTRODUCTION FOR FORMATION OF LINGUISTIC PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS

IN TOURISM SECTOR

Svetlana Olegovna Nadtochy, the post-graduate student The Voronezh State Technical University

Annotation

The structural components of linguistic professional competence’s model for experts in tourism sector under the context of external economic cooperation have been considered.

Keywords: the expert of a tourist profile, the structural components, the model.

Процесс подготовки специалистов туристского профиля к профессиональной

деятельности в ходе формирования лингвопрофессиональной компетенции (ЛПК) представляет собой целостную динамическую систему, структурированную в соответствии с предпосылками, целями и задачами, содержанием и организационными формами обучения, целенаправленными средствами взаимодействия преподавателя и обучающихся (методы обучения), а также результатом их совместной деятельности как итогом педагогического обучающего процесса. В целях адекватного отражения механизма формирования лингвопрофессиональной компетенции мы использовали метод моделирования, предполагающий выявление и научное обоснование основных принципов построения модели и определение организационных подходов к отбору, структурированию и представлению учебного материала с целью отражения специфики лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля, обусловленной развитием внешнеэкономических связей в условиях современной информационной среды.

Использование компетентностного подхода предполагает формирование личности будущего специалиста как профессионала, а также обязательное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ совместно с научным сообществом в формировании заказа на выпускника - специалиста туристского профиля - и определении состава компетенций, которыми он должен обладать (универсальными или ключевыми, общепрофессиональными, функциональными или предметноспециальными).

Информационно-технологичный подход позволяет обеспечить специалисту туристского профиля возможность изменять и повышать свой уровень лингвопрофессиональной компетенции как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды с помощью средств информационных технологий в условиях глобальной информатизации общества.

Моделирование профессиональных ситуаций, актуализирующих личностные функции менеджера туристского профиля - рефлексии, смыслоопределения, избирательности, саморегуляции, креативности - подразумевает проектирование учебных заданий, содержащих личностно-развивающий контекст, является также объектом изучения и приложения личностно-ориентированного подхода.

Развитие критического мышления обучающихся и их рефлексивных способностей - основная цель проблемно-модульного подхода к обучению.

Исходя из подходов, используемых для разработки модели формирования ЛПК специалистов туристского профиля, были определены основные принципы её построения: системности, профессиональной направленности, гуманизации, автономности, межпредметной интеграции.

Исходными положениями для определения структуры лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля стали основополагающие задачи организации обучения и процесса профессиональной подготовки студентов на компе-тентностной основе в системе отечественного высшего образования: развитие ценностно-смысловой устремлённости; развитие знаниево-ориентировочной основы; развитие операциональных основ профессионализма; развитие индивидуального стиля деятельности [4].

В нашем исследовании мы определили содержание лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля как способность к восприятию аутентичных текстов в сфере туризма с целью извлечения необходимой профессиональной информации, переводческая готовность, умение оперировать иноязычной общенаучной и специальной терминологией, анализировать, критически переосмысливать и использовать переработанную информацию в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Исходя из содержательной характеристики лингвопрофессиональной компетенции, нами были выделены её структурные компоненты: когнитивный, деятельностный (операционный), ценностно-смысловой (аксиологический), оценочно-рефлексивный.

Для достижения поставленной цели и задач были определены методы формирования ЛПК специалистов туристского профиля: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Окончательно модель формирования лингвопрофессиональной компетенции специалистов ЛПК представлена на рис. 1.

Цель: формирование лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля |

Подходы:

• Компетентностный

• Личыоитно-ориентированный

• Контекстный

• Жнформационно-техн ол огич е с ки й

• Проблемно-мо дульный

СоЗДіШИЄ | ппфирглщиишип

* аксиол огич е с ки к

-ЛИЧНО стно-ориентиэ об анная мотивация, ценностные установки

.пинг в опр о ф е с с и онапьн ые знания и умения их

ИСІЗОПЬЗООйТЬ I- ^

профессиональной

деятельности

ж

к

в

к

м

я

■и

у

ч:

И

Й

и

£

оценочно-рефлексивный

Контроль преподавателя и само апатл деятельности обучающимися

— -►ттрі

5КГИв ное взаимод еиств ие

у

формы •••- методы средства

Аудиторные, в Обяснигелъно- Аутентичный

компьютерном ипгао с тр атнвнъш: текст, КОП,

классе, Р епр одуктивный Интерлет-ре сур сы,

с амо стоят ель- нал Проблемный термин ологии-

внеаудиторная, Эвристический че скии гло с с арик

тгпнгуття т^ирт И с следов атель-

скии

этапы

I работа с текс том

II терминологический потенциал

III презентация материале.

/~

Л ингв опр о ф е с с и онально е мастерство

системности;

ТТрпфйГПИ'П'НЯТТЬКПТТ 'НЯПрЯКПЙННПГПТ;

пр о 6ч ємно сти; гуманиз ации; автономности; когнитивной визуализации: межпр едметной интегр ации.

когнитивный деятельностный

совокупность профессиональнонаправленных проблем, едпагаемых о бучающимся для

/ / >ч о

Линге опр о ф е с сионашная /

грамотность / Лингв опр о ф ес сионельная

к О СЮ 6ДО МЛ С1111 о с гъ /

Достигнутый уровень с формированнос-и ЛПК

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ЛПК специалистов туристского профиля

Таким образом, формирование лингвопрофессиональной компетенции специалистов туристского профиля осуществляется на основе разработанной модели, в соот-

ветствии с научно-обоснованными принципами и подходами к её построению, обеспечивающей педагогические условия формирования ЛПК. В связи с этим, отметим инновационную форму организации системы обучения специалистов туристского профиля, включающую в себя работу с профессионально-направленным текстовым материалом, вхождение во внешнеэкономическое взаимодействие, овладение ЛПК в процессе работы с компьютерной обучающей программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артюшкин, О. В. Педагогическая технология развития терминологического потенциала будущего IT-специалиста / О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий // Образование. - 2008. - № 4. - С. 25-30.

2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. / А.А. Вербицкий. - М. : [б.и.], 2004. - 84 с.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

4. Митяева, А.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Митяева А.М. - Волгоград, 2007. -43 с.

5. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М.А. Чошанов. - М. : Народное образование, 1996. - 160 с.

Контактная информация: svetnad2006@yandex.ru

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ВО ВРЕМЯ КРАТКОСРОЧНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Дмитрий Валентинович Никитин, кандидат педагогических наук, доцент, Волжский институт строительства и технологий (ВИСТех), г. Волжский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье исследуется динамика объема технико-тактических действий и их эффективности у юных футболистов в краткосрочных турнирах. Изучена динамика величины и направленности нагрузки соревновательных игр.

Ключевые слова: динамика; объем и эффективность технико-тактических действий; частота сердечных сокращений.

THE DINAMICS OF COMPETITIVE ACTIVITIES' INDICATORS AMONG THE JUVENILE FOOTBALL PLAYERS DURING THE SHORT-RUN COMPETITIONS

Dmitry Valentinovich Nikitin, the candidate of pedagogical science, the senior lecturer, Volzhsky institute of construction and technologies,

Volzhsky

Annotation

The article is devoted to the study of technology-tactical activities' volume and their effectiveness among juvenile football players involved in short-run tournaments. The load's volume dynamics and direction during competitive games has been studied.

Key words: the dynamics; the volume and effectiveness of technology-tactical activities; the heart rate.

В результате педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью юных футболистов, а также анализа регламентов, положений и отчетов о состоявшихся детско-юношеских соревнованиях по футболу, проводимых в Российской Федерации, установлено, что большинство из них имеет вид краткосрочных турниров. Для проведения краткосрочного соревнования в один из населенных пунктов съезжаются 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.