Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / производственная деятельность / исправительные учреждения / уголовно-исполнительная система / public-private partnership / industrial activity / correctional institutions / the penal system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

в работе рассматриваются субъектно-сущностные характеристики и принципы государственно-частного партнерства как одного из способов повышения эффективности работы производственных структур в уголовно-исполнительной системе. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения положительного опыта развития государственно-частного партнёрства в производственной деятельности пенитенциарной системы и решении основной проблемы исправительных учреждений в необходимости трудоустройства осужденных и включения их в экономику регионов, а также использования возможностей частного бизнеса в дальнейшей социальной адаптации бывших осужденных в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улендеева Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND FEATURES OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE PRODUCTION ACTIVITIES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS

the paper considers the subject-essential characteristics and principles of public-private partnership as one of the ways to improve the efficiency of production structures in the penal system. The relevance of the research topic due to the necessity of studying the positive experience of development of public-private partnerships in the production activity of the penitentiary system and solving the basic problems of correctional institutions of the need for the employment of convicts and integrate them into the regional economy, as well as the use of the private business to further social adaptation of former convicts in the society.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

II Международная научно-практическая конференция https://www.birmingham.gov.uk/news/article/561/supporting_birmingham_busine sses_through_the_coronavirus_outbreak (дата обращения: 16.04.2020).

7. Прогноз об экономическом состоянии России вследствие эпидемии коронавируса. [Электронный ресурс]: Иследование. - Севастополь. - 2020. -Режим доступа: https://clck.ru/NF7MF (дата обращения: 12.05.2020).

8. Ситуация на рынке труда в Севастополе. [Электронный ресурс]: Статистические показатели. - Севастополь. - 2020. - Режим доступа: http://dszn.sev.gov.ru/situatsiya-na-rynke-truda-i-v-sfere-zanyatosti-naseleniya-goroda-sevastopolya-za-yanvar-mart-2020-goda/ (дата обращения: 15.05.2020).

© В.М.Смей, З.В.Герасимчук, 2020

УДК 334.7.343.8

Улендеева Наталия Ивановна Ulendeeva Natalia Ivanоvna

Кандидат педагогических наук, доцент Candidate of pedagogical sciences, associate professor Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний Sаmara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

PRINCIPLES AND FEATURES OF IMPLEMENTATION OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE PRODUCTION ACTIVITIES OF PENITENTIARY INSTITUTIONS

Аннотация: в работе рассматриваются субъектно-сущностные характеристики и принципы государственно-частного партнерства как одного из способов повышения эффективности работы производственных структур в уголовно-исполнительной системе.

Научные междисциплинарные исследования Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения положительного опыта развития государственно-частного партнёрства в производственной деятельности пенитенциарной системы и решении основной проблемы исправительных учреждений в необходимости трудоустройства осужденных и включения их в экономику регионов, а также использования возможностей частного бизнеса в дальнейшей социальной адаптации бывших осужденных в обществе.

Abstract: the paper considers the subject-essential characteristics and principles of public-private partnership as one of the ways to improve the efficiency of production structures in the penal system. The relevance of the research topic due to the necessity of studying the positive experience of development of public-private partnerships in the production activity of the penitentiary system and solving the basic problems of correctional institutions of the need for the employment of convicts and integrate them into the regional economy, as well as the use of the private business to further social adaptation of former convicts in the society.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, производственная деятельность, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система.

Key words: public-private partnership, industrial activity, correctional institutions, the penal system.

Большинство ученых правоведов рассматривают государственно-частное партнерство (ГЧП) как взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса в реализации социально значимых проектов, реализуемое в самых различных формах.

В последние годы в отечественной литературе предлагались различные толкования ГЧП, например: «Государственно-частные партнерства являются правовым механизмом для координации интересов и обеспечения равенства государства и бизнеса в реализации экономических проектов, направленных на достижение целей госуправления» [1, с. 62].

В федеральном законе «О государственно-частном партнерстве» дается следующее определение: Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного

II Международная научно-практическая конференция партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [2].

Е. А. Данин дает такое определение государственно — частного партнерства: «объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и так далее)» [3, с. 111].

Термин «государственно-частное партнерство» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком смысле это различные формы взаимодействия государства и предприятия для достижения общих целей. В узком — это тесная институциональная и организационная связь с государственными проектами в самых различных областях: от развития инфраструктуры до государственных услуг.

В.Г. Варнавский объясняет большое количество различных толкований понятия ГЧП в национальной экономической теории и практике тем, что ГЧП сейчас -это относительно новые явление, а также наличием таких обстоятельств, как двусмысленность темы, неопределенность границ и ограниченность нормативно-правовой базы, которые определяют такое сложное явление современной экономики, как ГЧП.

Исходя из этого В. Г. Варнавский дает свое определение государственно-частного партнерства: ГЧП представляет собой юридически закрепленную на определённый срок, предполагающую софинансирование и разделение рисков форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг,

Научные междисциплинарные исследования исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами,

учреждениями и предприятиями» [4, с. 135].

Таким образом, можно сделать вывод, что единое определение учеными в области государственно-частного партнерства не сформировано, каждый специалист дает свою трактовку данного термина. Схожесть исследователей выражается в том, что государственно-частным партнерством является любое взаимодействие государства и бизнеса, которое в перспективе рассчитано на долгий срок и основано на софинансировании.

Многими учеными наряду с понятием государственно-частного партнерства используется понятие частно-государственное партнерство. Данные понятия следует различать. Отличие между этими понятиями - в том, кто является главным субъектом, инициатором партнерства, собственником объекта.

В понятии «государственно-частное партнерство» инициатором выступает государство, т.е. государство привлекает частный бизнес для решения общественно значимых задач при сохранении государственной собственности на хозяйственный объект.

Понятие «частно-государственное партнерство», наоборот, подразумевается, что инициатором выступает частный бизнес. В рамках такого проекта государство оказывает содействие частным компаниям. Собственником хозяйственного объекта был и остается частный предприниматель.

ГЧП предусматривает взаимодействие двух хозяйствующих субъектов, имеющих принципиально разные интересы, но пересекающихся параллельно в силу своей противоположной природы.

Таким образом, суть ГЧП заключается в привлечении частного сектора по контракту для более эффективного и результативного выполнения задач, связанных с государственным сектором экономики, при условии покрытия расходов и, что еще более важно, распределения рисков, ущерба и обязательств между партнерами [5, с. 327].

II Международная научно-практическая конференция

Основные исходные принципы, положения, посредством которых

выражается сущность права, могут быть юридически установлены в виде основных принципов. С точки зрения рассматриваемой темы юридически установленные принципы государственно-частного партнерства могут служить своего рода поддерживающей структурой, в которой такое сотрудничество может быть организовано.

Статьей 4 ФЗ «О государственно-частном партнерстве» предусмотрено, что Государственно-частное партнерство в Российской Федерации основано на следующих принципах:

1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) обеспечение конкуренции;

3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению;

5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

6) свобода заключения соглашения.

Важнейшим принципом ГЧП является принцип равенства и свободы, который включает в себя два аспекта: равенство всех представителей бизнеса в доступе к услугам в сфере государственных услуг и второе - равенство всех частных компаний в праве заключения договоров ГЧП. Это основной, главный принцип рыночной экономики, который проявляется в ГЧП в нескольких аспектах. Он подразумевает, во-первых, равенство всех экономических агентов в доступе к услугам, предоставляемым частными компаниями на государственной службе, во-вторых, равенство всех частных компаний в праве заключения договоров ГЧП и, в-третьих, свободу партнеров в выборе форм и методов реализации целей партнерства.

Научные междисциплинарные исследования

Другими основными принципами или предпосылками реализации

проектов ГЧП являются: принцип компенсации, если государство компенсирует компании их инвестиции и компенсацию их упущенных доходов в случае досрочного расторжения контракта; принцип невмешательства, если государство после подписания контракта ГЧП не должно быть вовлечено в деятельность частной компании, которая независима от всех административно-хозяйственных, кадровых, управленческих решений.

Принцип конкурентности позволяет государству среди частных компаний выбрать эффективного партнера и снизить затраты по проекту в целом.

Принцип равного (недискриминационного) обращения обеспечивает предпринимателям равные права. Этот принцип обусловлен для компаний недискриминационным доступом к проектам ГЧП, тендерам, государственному партнеру, деятельности по валютным правилам и регламентам института ГЧП, на право получения и свободного распоряжения чистой прибылью.

В соответствии с Законом о ГЧП сторонами соглашения о ГЧП являются публичный партнер и частный партнер.

В соответствии со ст. 3 Закона о ГЧП публичным партнером признается Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование. Следует отметить, что союз «или» в данном определении публичного партнера указывает на то, что государственное образование на этом или другом уровне может быть стороной договора ГЧП только в единственном числе, т. е. в таком договоре не допускается множество лиц органов публичного права на стороне публичного партнера, а публично-правовым образованием в договоре может быть только одна сторона [6].

Частным партнером может быть только российское юридическое лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о ГЧП). В то же время Закон о ГЧП не регулирует косвенное участие иностранцев в договоре о ГЧП (например, в качестве

II Международная научно-практическая конференция акционеров частного партнера) и таким образом официально не запрещает иностранцам участвовать в частных партнерствах.

Использование форм государственно-частного партнерства как метода развития взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом уже много лет используется во многих странах мира. Первые проекты были успешно реализованы в сфере транспорта и энергетики, затем этот опыт был применен к строительству, управлению больницами и школами. Различные формы ГЧП также могут использоваться в сотрудничестве между частными компаниями и ФСИН, как это уже было сделано во многих развитых странах.

Создание ГЧП является приоритетной областью для реформы пенитенциарной системы в мире, и она, безусловно, должна стать такой же в России.

ГЧП в пенитенциарной системе имеет свои особенности. В первую очередь к особенностям ГЧП в УИС относятся ограничения, существующие в этой области. Исправительные учреждения не могут осуществлять какое-либо производство, кроме того, определяется и вид продукции, созданной этими учреждениями. Существуют строгие критерии отбора сотрудников при проведении производства.

Роль государственно-частного партнерства в реализации проектов ФСИН России предполагает участие осужденных в трудовой деятельности.

Основными механизмами реализации ГЧП в пенитенциарной системе могут быть:

1) помощь в трудоустройстве осужденных путем развития прямых связей с промышленными предприятиями;

2) предоставление налоговых льгот, представление государственных заказов с целью повышения заинтересованности предпринимателей к использованию труда осужденных на своих предприятиях;

3) распределение квот предприятиям различных форм собственности для трудоустройства лиц, освобожденных из тюрем и осужденных на исправительные работы;

Научные междисциплинарные исследования

4) налаживание договорных отношений с центрами занятости,

общественными организациями, профсоюзами, предпринимательскими объединениями, некоммерческими правоохранительными органами и социальными секторами для решения вопросов развития учебно-производственной базы исправительных учреждений и созданных для них ПТУ;

5) преобразование социальных центров в бизнес-ориентированные структуры;

6) Использование аутсорсинга как инструмента управления государственно - частным партнерством в пенитенциарной системе при организации работы осужденных;

7) заключение концессионного договора и предоставление лицензии на содержание осужденных и т.д [7].

Проанализировав все вышесказанное, можно предложить следующее определение ГЧП применительно к пенитенциарной системе: «государственно-частное партнерство в пенитенциарной системе» - это партнерство, осуществляемое руководством Федеральной службы исполнения наказаний, с одной стороны, и негосударственными субъектами хозяйствования с другой стороны, для обеспечения общего развития экономического и трудового потенциала пенитенциарных организаций, реализации значимых для них инфраструктурных проектов, реализуемое в виде соглашений.

Рассмотрев принципы и особенности реализации ГЧП в общественно-экономических отношениях отечественной системы организации производственной деятельности, можно сделать вывод о том, в настоящее время с УИС сотрудничает в основном малый и средний бизнес. Необходимо привлечь к сотрудничеству крупный бизнес, тогда во ФСИН появятся высокотехнологичные производства.

Таким образом, ГЧП в уголовно-исполнительной системе является эффективной мерой, с помощью которой можно решить проблему

II Международная научно-практическая конференция привлечения к труду осужденных. При этом в России имеется весьма высокий

интерес частных инвесторов к пенитенциарной системе, тем самым, можно

сказать, что перспективы формирования и развития ГЧП - велики. Создание

ГЧП является приоритетным направлением реформирования пенитенциарной

системы во всем мире, и непременно должно стать таким же и в России.

Библиографический список:

1. Ариончик А. А. Сущность понятия государственно-частного партнёрства /А. А. Ариончик // Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства: сборник научных статей. М.: Центр образовательного и научного консалтинга, 2014. С. 61-65.

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.05.2020).

3. Дынин Е. А. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве // Общество и экономика, 2007. № 5. С.111-112.

4. Варнавский В. Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления, 2012. № 2. С. 134-147.

5. Семенчишин А. Н. Правовая характеристика института государственно-частного партнерства // Молодой ученый, 2017. №50. С. 325328.

6. Дятлова Н.А. Субъекты государственно-частного партнерства //Юрист. - 2017. - № 7. - С. 38-42.

7. Албогачиева М. Р. Экономические, правовые и институциональные предпосылки государственно-частного партнерства в пенитенциарной системе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/0d4/0d467e1181086ec8ef78d08a8e70c00a. pdf (дата обращения: 01.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.