Научная статья на тему 'Особенности формирования концептуальных основ и принциповгосударственно-частного партнерства в России'

Особенности формирования концептуальных основ и принциповгосударственно-частного партнерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ / PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP / DEFINITION / PROBLEM / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсенкова Марина Влдадимировна

В статье анализируется понятие «государственно-частное партнерство» (ГЧП), формулируется авторское определение ГЧП, выявляются его принципы ГЧП, делается вывод о высокой степени дифференциации регионального законодательства и необходимости принятия основополагающего базового закона на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS AND PRINCIPLES OF PUBLIC AND PRIVATE PARTNERSHIP IN RUSSIA

The article analyses the concept of «public and private partnership» (PPP), gives the author's definition of public and private partnership and defines its principles. The author draws a conclusion about high degree of differentiation of the regional legislation and the necessity of adoption of the basic law on the federal level.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования концептуальных основ и принциповгосударственно-частного партнерства в России»

сударственное регулирование национальной экономики. — М.: Юристъ, 1999.

2. Бьюкенен Дж. Сочинения. // Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике», Т.1. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С.23.

3. Результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения 17-18 июня 2006 г. Опрос проводился в 46 регионах страны, в 153 точках. Опрошено 1600 респондентов, выборка репрезентирует население России по полу, возрасту и типу населенного пункта// Национальные проекты. 2006. №5.

4. Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса

и его признание российским обществом Пресс-выпуск №1516 //

http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13587 6.06.2010

5. Совет Федерации одобрил создание «Автодора» //http://acars.ru/news/roads/4934/ 8 июля 2009.

6. Деловые новости. 14.07.2008 г. Выпуск N1.

7. Капитализация компаний в развивающихся странах будет расти быстрей, чем в развитых // Finam.ru / http://www.finam.ru/analysis /forecasts 00E66 /10.07.2009.

УДК 338.366

Евсенкова М.В., асп.

Особенности формирования концептуальных основ и принципов государственно-частного партнерства в России

В статье анализируется понятие «государственно-частное партнерство» (ГЧП), формулируется авторское определение ГЧП, выявляются его принципы ГЧП, делается вывод о высокой степени дифференциации регионального законодательства и необходимости принятия основополагающего базового закона на федеральном уровне.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, определение, задачи, принципы.

В процессе формирования рыночно ориентированной экономики в настоящее время заметны существенные изменения в системе и механизмах управления государственными ресурсами. Эти трансформации проявляются во всех сферах деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. В России за последние несколько складывается практика сотрудничества государственных и предпринимательских структур в целях решения общественно значимых задач, а также передачи государством во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу объекты электроэнергетики, коммунального хозяйства, транспортной, соци-

альной и сельскохозяйственной инфраструктуры, при сохранении государством права регулирования и контроля их деятельности.

Ввиду того, что государственная власть не может в полной мере самостоятельно решать задачи в таких областях, различные формы взаимодействия государственных и бизнес-структур приобретают принципиально новые характеристики и механизмы функционирования, в том числе на региональном уровне.

Несмотря на широкий спектр и разнообразие проектов ГЧП, теоретические дискуссии по проблемам форм и методов управленческой практики объектами, традиционно находившимися в государственной собственности, продолжаются, а концептуальные основы государственно-частного партнерства на федеральном уровне проходят стадию формирования.

Наряду с этим, в законах субъектов Российской Федерации, дается ряд дефиниций ГЧП, демонстрирующих специфику понимания данного явления региональными органами государственной власти и управления. Анализ контекста употребления термина «государственно-частное партнерство» на региональном уровне показывает, что его сущность рассматривается в самом общем виде как взаимовыгодное сотрудничество (организационное взаимодействие) регионов и частного бизнеса в реализации социальнозначимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).

В настоящее время законодательные акты приняты в 38 процентах субъектов Российской Федерации [1]. В большинстве своем они представляют собой типовые, шаблонные формы на основе законов субъектов Российской Федерации, принятых в 2006-2008 годах, и не отражают сущности концепции государственно-частного партнерства.

Вместе с тем, по нашему мнению, следует отметить высокую степень дифференциации регионального законодательства в отношении определения государственно-частного партнерства и его принципов.

В целях формирования общепризнанных концептуальных основ ГЧП, необходимо разработать федеральный закон, в котором будут обозначены базовые понятия (задачи, функции, принципы формы), определены гарантии участников, установлены механизмы реализации проектов ГЧП. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию правового регулирования ГЧП на региональном уровне и развитию институциональной среды.

Можно утверждать, что в связи с отсутствием общепризнанного определения, каждый участник отношений в сфере государственно-частного партнерства вкладывает свой смысл в понятие государственно-частное партнерство. Это в конечном итоге создало следующую парадигму: ГЧП - это комплексное явление, которое как в России, так и в мировой практике («public-private partnership» (PPP), представляет собой любые формы взаимодействия государственной власти и частного бизнеса.

В мировой и российской практике термин «частно-государственное партнерство» широко распространен. Во многом, на наш взгляд, это связано с

проявлениями, касающимися контрактации частного бизнеса на выполнение общественных работ и услуг, с высокой долей инвестиционных ресурсов частного сектора в совместных проектах. Такая детерминация указывает на преобладание составляющей субъектов предпринимательской деятельности, отводит приоритетную роль частному сектору. В авторском понимании, целесообразно употребление термина «государственно-частное партнерство», так как оно более четко отражает ведущую роль государства, его координирующую, прогнозирующую и контролирующую функции.

Исследуя проблематику ГЧП, нельзя не отметить, что понятие государственно-частного партнерства в России существует уже давно, но в силу ряда причин в России до сих пор не имеет понятийного аппарата.

На уровне Комиссии Европейских Сообществ термин «ГЧП» определен как форма сотрудничества между государственными органами и бизнесом, которые направлены на обеспечение финансирования, строительства, реконструкции, управления или поддержание инфраструктуры или предоставление услуги [2].

The official Department of Finance PPP Website (Ирландия) констатирует, что в своей основе государственно-частное партнерство - это способ организации государственных услуг и инфраструктуры путем сочетания наилучших черт государственного и частного секторов с акцентом на оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг [3].

По мнению В.Г. Варнавского, ГЧП представляет собой стратегический, институциональный и организационный альянс в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг при сохранении контролирующей и регулирующей роли государства [4].

Всемирный банк определяет государственно-частное партнерство как соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций, а также как средство повышения эффективности бюджетного финансирования [5].

С нашей точки зрения, понятие Всемирного банка отражает не только экономический, но и политический характер этого явления. При этом экономическое содержание данного понятия является первичным по отношению к его юридическому смыслу и предопределяет последний.

В силу того, что ГЧП предусматривает большое количество институтов и категорий гражданского права, в том числе институт юридических лиц, договоры и соглашения, возможность использования смешанных договоров, институты собственности и ответственности, недвижимое имущество, права и обязанности сторон, залог и т.д., ряд исследователей рассматривают отношения в сфере ГЧП как гражданско-правовые, отмечая, что обязательным участником отношений в сфере ГЧП является публично-правовое образование - Российская Федерация или ее субъекты [6].

Необходимо отметить, что и Гражданский и Налоговый Кодексы Российской Федерации, применительно к субъектам гражданских правоотношений используют термин «публично-правовые образования», а не «государство». При этом термин «публично-правовые образования» включает в себя не только Российскую Федерацию и ее субъекты (что и принято считать «государством»), но и муниципальные образования, которые к государству не относятся. Обращаем внимание, что муниципальные образования также могут выступать в качестве субъекта ГЧП для реализации значимых местных проектов. Таким образом, в определении ГЧП представляется целесообразным использовать термин «публично-правовые образования».

Предмет ГЧП, по мнению коллектива авторов (Варнавский В.Г., Клименко А.В, Королев В.А., Баженов А.В), составляют государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.

С предметом государственно-частное партнерство, по их мнению, связано и определение государственно-частного партнерства как юридически закрепленной формы взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности [7].

Рассматривая данное определение, можно отметить, что исследователи представляют в качестве объектов только государственную и муниципальную собственность и услуги, оказываемые государством, муниципальными органами власти и организациями бюджетного сектора.

Современная практика государственно-частного партнерства имеет ряд реализованных проектов с участием публично-правовых образований в отношении частной собственности в целях оказания государственных и муниципальных услуг, как например, МФЦ «Город будущего» в г. Шахты Ростовской области. Таким образом, понятие ГЧП требует необходимой корректировки.

На наш взгляд, обобщая сказанное, можно дать следующее определение ГЧП. В авторском понимании, государственно-частное партнерство - это система отношений среднесрочного и долгосрочного сотрудничества публично-правовых образований и российских или иностранных субъектов предпринимательской деятельности, общественных и научноисследовательских организаций в целях реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на условиях распределения рисков, компетенции и ответственности при сохранении контролирующей и регулирующей функции публично-правовых образований.

К имманентным характеристикам ГЧП в этой формулировке можно отнести двойственный правовой статус публично-правовых образований. С одной стороны, публично-правовые образования выступают от своего име-

ни (как участник ГЧП), с другой стороны, выступают от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [8, п.4 ст.66, п. 1,2 ст. 125] и несут ответственность по своим обязательствам в соответствии с действующим законодательством [8, ст. 126].

Целью государственно-частного партнерства в России является привлечение частных и эффективное использование государственных ресурсов для реализации общественно значимых проектов, используя опыт каждой из сторон, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

При этом задачи государственно-частного партнерства состоят в следующем:

- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью;

- развитие инвестиционного и инновационного потенциалов территории;

- техническое и технологическое развитие общественно значимых государственных и муниципальных производств и объектов.

Наличие многообразного комплекса задач, которые предполагается решать с использованием механизмов и принципов государственно-частного партнерства означает, что ГЧП обладает высоким потенциалом для устранения последствий финансово-экономического кризиса, придает инновационный характер изменениям во многих сферах деятельности, а также является важнейшим условием эффективного социально-экономического развития России и ее регионов.

Объективным и необходимым условием для реализации потенциала ГЧП является развитая институциональная среда ГЧП, которая тесно связана с приоритетами и стратегическими целями социально-экономической политики государства, ее законодательными и нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить тот факт, что термин «государственно-частное партнерство» активно используется в экономической литературе, СМИ, в нормативных актах. В качестве примера можно привести следующие документы:

- Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» (подпункт 11 пункта 3 статьи 3): «на условиях государственно-частного партнерства»;

- Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 667 «О правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям»: «совершенствование механизмов государственно-частного партнерства», «развитие механизмов государственно-частного партнерства»;

- Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. N Пр-1440: «врамках государственно-частного партнерства»;

- Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (статья 179.2 пункт 2): «на принципах государственно-частного

партнерства», «в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на основе ГЧП».

Наряду с присутствием в оперативе термина ГЧП, практика партнерских отношений насчитывает некоторое количество реализованных проектов с использованием механизмов ГЧП. Вместе с тем, понятийный аппарат государственно-частного партнерства на федеральном уровне не закреплен, что на наш взгляд, существенно тормозит развитие взаимоотношений государства и бизнеса и значительным образом влияет на многоаспектность и несогласованность регионального законодательства.

Как было отмечено выше, в нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, говорится об осуществлении деятельности «на основе принципов государственно-частного партнерства». В направлении использования принципов государственно-частного партнерства в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации также прослеживается разноплановость.

Так в законе Санкт-Петербурга [9, ст. 3] говорится о следующих принципах участия в государственно-частных партнерствах:

- законности;

- равного начала участников партнерских соглашений, в том числе концессионных;

- отсутствия дискриминации участников на право заключения соглашений, в том числе концессионных;

- соблюдения прав и законных интересов участников соглашений, в том числе концессионных;

- добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений, в том числе концессионных.

Примечательно, что в определении принципов участия, допускается оговорка, согласно которой акцент делается на указание предпочтительности одной из форм участия в ГЧП - концессионном соглашении.

В законе Ставропольского края [10, ст. 4] в дополнение к закону Санкт-Петербурга закреплены следующие принципы государственной политики в сфере государственно-частного партнерства:

- свобода договорных отношений сторон государственно-частного партнерства;

- консолидация финансовых, материальных, организационных ресурсов, максимальная эффективность использования бюджетных средств;

- разделение ответственности, рисков, достигнутых результатов между сторонами государственно-частного партнерства в заранее определенных пропорциях;

- прозрачность отношений по вопросам реализации государственночастного партнерства;

- государственно-частного партнерства;

- публичная, общественная направленность и эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства.

Анализ многообразия принципов партнерских отношений в законодательстве субъектов Российской Федерации на фоне отсутствия федерального законодательства о ГЧП обосновал необходимость авторской формулировки основных принципов государственно-частного партнерства.

1. Принцип добровольности. Использование слова «партнерство» для обозначения сотрудничества указывают на то, что отношения в сфере ГЧП не имеют какого-либо принудительного характера. После вступления публичноправового образования в партнерские отношения, оно не вправе использовать свои властные полномочия.

2. Равенство участников [8, п. 1 ст. 1]. Принцип партнерства. Все участники обладают одинаковыми юридическими возможностями, на их действия распространяются одни и те же правовые нормы.

3. Принцип законности. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты [8, п. 1 ст. 1]. Принцип диспозитивности. Участники государственно-частного партнерства приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе [8, п. 2 ст. 1], независимо от того, кто является инициатором реализации проекта ГЧП.

4. Принцип свободы договора. Участники ГЧП свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора [8, п. 2 ст. 1]. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора [8, ст. 421].

5. Принцип неприкосновенности собственности [8, п. 1 ст. 1]. Участие в ГЧП предполагает наличие у участников определенного имущества в собственности и возможность участия этим имуществом в реализации проекта ГЧП. Независимо от того, является ли данное имущество собственностью публично-правового образования или частного лица, собственнику гарантируется возможность использования принадлежащего ему имущества в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании.

6. Принцип экономической ответственности. Стороны несут экономическую ответственность перед другими участниками ГЧП, перед потребителями и т.п. за выполнение своих договорных обязательств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

7. Принцип взаимной выгоды. Практически любой вид партнерства подразумевает наличие выгоды для сторон. Она может иметь как материальную форму (кредиты, инвестиции, получение новых технологий и т.п.), так и любую другую (обеспечение безопасности, поддержка культурного наследия и т.п.). Соблюдение принципа взаимной выгоды презюмирует получение такой выгоды всеми участниками ГЧП без какой-либо дискриминации и принуждения.

8. Принцип свободного доступа (открытости) информации. Принцип гласности. Обеспечивает беспрепятственный доступ участников ГЧП к информации, касающейся их совместной деятельности вне зависимости от средств ее передачи.

9. Распределение рисков и достигнутых результатов проекта между участниками соглашений. Партнерам передается та часть рисков, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней защиты.

10. С принципом «распределения рисков» тесно связан принцип «страхования рисков государственно-частного партнерства». Он позволяет снизить степень риска за счет предварительного (и, в некоторых случаях, текущего и последующего контроля) страховой организации и предусматривает механизм компенсации в результате наступления страхового случая. Этот принцип создает предпосылки создания системы негосударственного контроля за показателями и параметрами хода инвестиционных проектов с применением механизмов ГЧП.

11. Открытость принятия решений о выборе партнеров. Избежание временного или постоянного сокрытия информации от широкой общественности о выборе партнеров - участников ГЧП.

12. Принцип конфиденциальности. Конфиденциальная информация, полученная партнерами в ходе реализации проекта, не может быть раскрыта средствам массовой информации в отсутствие письменного разрешения другой Стороны за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации [11].

Необходимо отметить, что права участников ГЧП могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [8, п. 2 ст. 1]. Итак, формулируя принципы государственно-частного партнерства, обратим особое внимание, что все проекты ГЧП реализуются при сохранении регулирующей и контролирующей функции государства.

Таким образом, очевидно, что государственно-частное партнерство является существенным катализатором на пути эффективного инновационного развития экономики России и, в частности, региональной экономики. Система детерминационных связей ГЧП может быть рассмотрена с точки зрения его амбивалентности: с одной стороны, отражает сложившуюся в обществе

конфигурацию осуществления власти и решает ее задачи, с другой стороны, реализует себя посредством вовлечения частного сектора в процесс управления, способствует развитию бизнес - структур, и как следствие, увеличивает доходность бюджетов РФ и населения.

Парадигмальный контур государственно-частного партнерства обусловлен конструктивным взаимодействием публично-правовых образований и субъектов предпринимательской деятельности с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере.

Ввиду того, что в настоящее время происходит формирование экономических, политических, юридических и прочих правил отношений государства и бизнеса, наблюдается разобщенность в детерминации понятийного аппарата. Специфика представлений о ГЧП значительно проявляется в нормативных и правовых законодательных актах субъектов Российской Федерации. Следовательно, требуется создать развитую и адаптивную институциональную среду, в том числе, законодательную основу, которая систематизирует знания о ГЧП на федеральном уровне, устранит противоречия, несогласованность регионального законодательства, решит вопрос о степени детализации отражения в законах своеобразия каждого субъекта РФ.

Литература

1. Рачет показателя произведен автором на основании данных официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации. Электронный

ресурс: http://www.economY.gov.ru/minec/activity/sections/_______investmentPolicy

/privgovpartnerdev/indexdocs

2. Green Paper on Public-Private Partnerships and Community Law on Public Contracts and Concessions. Brussels. 30.4.2004. COM(2004) 327 final

3. Central PPP Policy Unit. Электронный ресурс. http://ppp.gov.ie/

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Журнал общественно-политических исследований. Современная Европа, 2, 2005 - с.62.

5. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

6. Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект. Финансовая газета. 2009. № 17. с. 12-13.

7. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А., Баженов А.В., Воротников А.М.. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 287 с.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4 [Текст]: М.: КноРус, 2010. - 544 с. - ISBN 9785-406-01391-5.

9. Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

10. 10. Закон Ставропольского края от 12 октября 2009 г. N 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае».

11. Постановление Администрации Ростовской области от 04.02.2011 № 43 «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.