Научная статья на тему 'Принципы и методы определения влияния инфляции на финансовые результаты предприятия'

Принципы и методы определения влияния инфляции на финансовые результаты предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНДЕКС ЦЕН / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / ТЕМП РОСТА / INFLATION INFLUENCE / ENTERPRISE / PRICE INDEX / MATHEMATICAL MODEL / MONETARY INCOME / RATE OF INCREASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федин Д. А.

Рассмотрены показатели работы предприятий и индексы цен, позволяющие определить механизм действия инфляции и способы ее измерения, для создания методики анализа и оценки совокупного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles and methods of definition of influence of inflation on financial results of the enterprise

Indicators of work of the enterprises and the price indexes are considered, allowing to define the mechanism of action of inflation and ways of its measurement, for creation of a technique of the analysis and an estimation of cumulative influence of inflation on financial rezul-taty enterprise activity.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы определения влияния инфляции на финансовые результаты предприятия»

УДК 332.14

ДА. Федин, аспирант, 89606452987, dim hawk@mail.ru, (Россия, Орел)

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ИНФЛЯЦИИ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрены показатели работы предприятий и индексы цен, позволяющие определить механизм действия инфляции и способы ее измерения, для создания методики анализа и оценки совокупного влияния инфляции на финансовые результаты деятельности предприятия.

Ключевые слова: влияние инфляции, предприятие, индекс цен, математическая модель, денежный доход, темп роста.

Предприятия, функционирующие в сфере материального производства, составляют основу экономики, от их устойчивого и эффективного развития в решающей мере зависит устойчивость и эффективность социально-экономического развития общества в целом. Тем не менее при анализе проблем, связанных с обеспечением финансовых результатов и устойчивости предприятий в условиях инфляции, необходимо, на взгляд автора, исходить из принципа приоритетности общеэкономических (макроэкономических) условий или принципа приоритетности внешней среды. Инфляция, определяемая как всеобщий рост цен, оборачивается для предприятия как бы независящим от него самого объективно заданным условием, к которому он должен приспосабливаться в своей финансово-хозяйственной деятельности [1].

Рассматривая процесс общественного воспроизводства на макроуровне, можно утверждать, что инфляция выступает бичом всей экономики, причем удары этого бича тем разрушительнее, чем более высоки темпы инфляции. Для измерения ее темпов предлагается группа показателей, с помощью которых характеризуется среднее измерение уровня цен за определенный период.

С помощью индекса потребительских цен измеряется динамика денежного выражения стоимости потребительских товаров и услуг. Определенный набор этих товаров и услуг, заранее фиксируемый в так называемой «рыночной корзине», используется для характеристики измерения стоимости жизни на планируемый период. Выражается индексом потребительских цен (индекс инфляции) обычно в процентах.

Индекс цен за анализируемый период рассчитывается отношением совокупной стоимости товаров и услуг в ценах анализируемого периода к совокупной стоимости аналогичных товаров и услуг в ценах базового периода, помноженным на 100 и выражается в процентах. Это отношение можно представить в виде формулы:

/г »2м*/

5

(1)

где 1р — индекс цен; Рх — цена товара за анализируемый период; 9\ —

количество товаров, реализованных в анализируемом периоде; — цена базового периода.

Для изменения общего уровня цен в стране больше подходит индекс валового национального продукта (или дефлятор валового национального продукта). Используемый при его расчете набор товаров и услуг гораздо шире и представительнее, чем при исчислении индекса потребительских цен, поскольку включает не только потребительские товары и услуги, но и сырье, материалы, оборудование и т. д. [2]. Используется это в качестве коэффициента пересчета валового национального продукта в неизменные цены, без которых невозможно провести сравнение объемов производства за длительный период времени. Для того чтобы очистить величину валового национального продукта от влияния инфляционного фактора, ее корректируют путем деления на индекс инфляции.

Часто для измерения влияния инфляции используется индекс оптовых цен. Индекс оптовых цен предназначен для оценки изменения денежного выражения стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и других товаров на оптовом рынке. Рост данного индекса свидетельствует о том, что за анализируемый период времени цены на товары увеличились, в результате чего на один и тот же номинальный доход в начале периода можно приобрести разное (в конце периода — меньше) количество товаров в натуральном выражении. В этом проявляется падение покупательной способности денежной единицы [3]. С этим же связаны и различия между номинальной и реальной величиной денежных доходов, получаемых предприятием за определенный период времени.

Для установления реальной величины денежного дохода, очищенной от инфляционного влияния, необходимо разделить номинал этого дохода на индекс инфляции (или умножить 1/индекс инфляции). Таким образом, имеем правило: реальная величина денежных доходов обратно пропорциональна величине ИЦП.

Динамику цен на определенный момент времени можно описать также следующими показателями:

- абсолютным приростом цен;

- относительным приростом цен (темпом прироста цен);

- индексом цен.

Рассмотрим две математические модели, описывающие влияние инфляции на реальные доходы предприятий различных форм собственности.

Формула (2) описывает первую модель влияния инфляции на реальные доходы предприятий:

Щ - «,/ипц (2)

где — реальный доход предприятия в анализируемом периоде; Щ — номинальный доход предприятий в анализируемом периоде; ИПТД — выражается не в % (процентных числах), а в форме десятичной дроби.

Вторая модель влияния инфляции на реальные доходы предприятий описывает взаимосвязь между темпами прироста:

- номинального дохода в ^;

- реального дохода ™

-индекса потребительских цен Тор(0 - Л5"/50 — ,

где — величина ИПЦ в форме десятичной дроби.

Произведем анализ влияния для различных форм инфляции.

1. Случай низкой и ползучей инфляции, когда темп прироста ИЦП не превышает 10 %.

В этом случае имеем:

Т^сю^ МЛО-Т^О) (3)

Приближенная формула (3) соответствует известному в экономической теории правилу: темп прироста реального дохода равен разнице темпа прироста номинального дохода и темпа прироста ИПЦ.

Рассуждая аналогично, можно получить другое, известное в экономической теории приближенное соотношение: темп прироста реального ВНП равен разнице темпа прироста номинального ВНП и темпа прироста дефлятора ВНП,

где дефлятор ВНП = номинальный ВНП / реальный ВНП.

2. Случай галопирующей инфляции, гиперинфляции и суперинфляции, когда темп прироста ИПЦ составляет десятки, сотни и тысячи процентов.

В этом случае необходимо пользоваться «точной» формулой:

т.,сю - (ущт - т„ со)/(1+тП(,(0) (4)

Формула (4) является «точной» и может быть использована при анализе любой формы инфляции.

Формула (5) может быть записана в виде

Реальный доход Сруб) « ——

М М ' (1+Д.)*х(1+оя> (5)

где ОП—стоимость реализованной продукции (объем продаж) за месяц, руб.; Дв — ежемесячный темп роста стоимости объема продаж; п — средний срок погашения дебиторской задолженности, мес.; (1+1)п — индекс инфляции.

Таким образом, реальная стоимость каждого поступления денежных средств меньше его номинала на величину инфляционного обесценения.

Для расчета влияния на величину расходов инфляционной оставляющей можно воспользоваться следующей формулой:

Реальная величина расходов « ОП(руб) х х х

ПрШ) Ц+ХВЛ* (!+<)* (6)

где Цпр цена приобретения единицы производственных запасов, руб.; Цр — цена реализации готовой продукции, руб.; к— средний срок оплаты кредиторской задолженности, мес.

Из формулы (6) видно, что расходы зависят от:

- величины и темпов роста выручки от реализации продукции предприятия;

- соотношения цен на единицу приобретаемого сырья в единицу реализуемой готовой продукции;

- соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей и средних темпов погашения той и другой;

- темпа инфляции.

Если расходы и доходы в равной степени подвергаются инфляции, то покупательная способность каждого рубля в составе расходов и доходов остается неизменной. Но если цены на сырье, энергию и материалы растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, то реальная рентабельность производства падает.

Исходя из влияния инфляции на финансовое положение российских предприятий можно отметить, что оно сводится:

а) к занижению реальной стоимости имущества предприятий, поскольку оценка стоимости зданий, оборудования и других видов имущества производится на основе использования как старых, так и новых цен;

б) к занижению реальной стоимости товарно-материальных ценностей и расходов на амортизацию, что вызывает, с одной стороны, неоправданное занижение себестоимости продукции, а с другой — необоснованное увеличение прибыли;

в) к «эрозии капитала» и невозможности значительного накопления предприятием денежных средств для осуществления капитальных вложений;

г) к выдвижению на первый план тактических, краткосрочных интересов предприятия, что выражается в росте фонда потребления и уменьшении фонда накопления предприятия;

д) к изъятию в бюджет фактически неполученной прибыли: обесценению налоговых поступлений [4].

Следовательно, для измерения размеров влияния инфляции на показатели, отражающие объем производства и доходов, а также структуру производственных затрат нефинансовых предприятий, необходимо приме-

нять всю систему индексов цен, использованную при переоценке произведенного и использованного валового внутреннего продукта (ВВП) страны в постоянные цены.

Библиографический список

1. Родионова В.М., Федотова МЛ. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Издательство «Перспектива», 1995. С. 18.

2. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление: учеб.-практич. пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

3. Березовская М., Райская Н., Френкель А., Горячева И. Агрегированный индекс — эффективный измеритель инфляции // Вопросы статистики. 1996. № 12. С. 22-25.

4. Ковалев В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). М.: Проспект, 2005. 246 с.

D.A. Fedin

Principles and methods of definition of influence of inflation on financial results of the enterprise

Indicators of work of the enterprises and the price indexes are considered, allowing to define the mechanism of action of inflation and ways of its measurement, for creation of a technique of the analysis and an estimation of cumulative influence of inflation on financial rezul-taty enterprise activity.

Key words, inflation influence, the enterprise, a price index, mathematical model, the monetary income, rate of increase.

УДК 330.142.222

А.В. Решетняк, аспирант, (4872) 75-05-53, 8-910-156-50-90, (Россия, Москва, ВЗФЭИ)

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ КРЕДИТОВАНИЯ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ

Приведены базовые подходы к моделированию системы оценки рисков кредитования инвестиционных проектов в области девелопмента недвижимости.

Ключевые слова: девелоперский проект, инвестиционно-строительный проект, проектное финансирование, кредитный риск, логистическая регрессия.

Строительство является одной базовых отраслей экономики как развитых, так и развивающихся стран, успешность функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.