Научная статья на тему 'Принципы и механизмы автоматизированного проектирования сложных технико-экономических систем'

Принципы и механизмы автоматизированного проектирования сложных технико-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / КИБЕРНЕТИКА / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кретов Максим Геннадьевич

В работе структурированы принципы автоматизации сложных технико-экономических систем на основе IMS с целью создания единого организационно-технологического комплекса средств, обеспечивающих эффективную координацию всех участников проектирования и эксплуатации объектов атомной энергетикиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the principles of automation of complex techno-economic systems based on the IMS are structured, aimed at establishing a single set of organizational and technological means to ensure efficient coordination of all participants in process of nuclear power design and operation

Текст научной работы на тему «Принципы и механизмы автоматизированного проектирования сложных технико-экономических систем»

не несут риск, связанный с форс-мажорными обстоятельствами. Однако может существовать разница между размером страхового возмещения и вероятными убытками при наступлении форс-мажорного обстоятельства [2].

Управление политическим риском наиболее целесообразно возложить на государственные органы, вовлекая их в проект.

При описании идеальной ситуации, когда принимается решение о финансировании инвестиционного проекта спонсорами и кредиторами, производится совместная первоначальная оценка и распределение рисков.

Проведенный анализ реализации проектов в России в условиях кризиса показывает следующее: кредиторы (исполняющие одну из функций - предоставление заемного капитала проектного финансирования) принимают решение о начале инвестирования в строительство объектов недвижимости, только после соблюдений следующих условий:

1. Проведены маркетинговые исследования рынка недвижимости.

2. Разработана будущая концепция объекта.

3. Проведено бизнес-планирование с первоначальной оценкой рисков.

4. Земельный участок под строительство находится в собственности проектной компании или долгосрочной аренде.

5. Разработан полный пакет проектно-сметной документации.

6. Получены все необходимые разрешения и технические условия.

7. Завершен нулевой цикл строительства (вложения спонсора/инициатора проекта составляют не менее 20%).

При этом необходимо отметить, что в начале 2008 года проект считался привлекательным для инвесторов в том случае, если сумма всех средств, вложенных в его реализацию спонсором/инициатором, составляла не менее 30% от общего объема необходимого финансирования.

Однако, в силу влияния кризиса, для принятия решения об организации проектного финансирования, рассматриваются только те проекты, в которых доля собственных средств составляет не менее 50%.

Поэтому на данный период все риски на пре-динвестиционной и начальной инвестиционной стадии реализации проекта берет на себя спонсор/инициатор проекта.

При определении кредитора проекта происходит дополнительное совместное распределение рисков.

Таким образом, профессиональный анализ, грамотное определение и распределение рисков между всеми участниками проекта, а также эффективное управление рисками является одним из основных принципов при организации проектного финансирования и играет существенную роль в успешной реализации инвестиционного проекта в сфере строительства объектов недвижимости в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2004. 592 с.

2. Иескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования // Э.Р. Йескомб / Пер. с англ. И.В. Васильевской, под общ. ред. Д.А. Рябых. Москва: Вершина, 2008. 488 с.

3. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. 2-е изд. М.: Омега-Л, 2004. 664 с.

4. Файт Э. Введение в проектное финансирование. М.: Интелбук, 2008. 208 с.

УДК 65.011.56

Кретов М.Г.

принципы и механизмы автоматизированного проектирования сложных технико-экономических систем

Широкое внедрение компьютеризации в условиях научно-технического прогресса обеспечивает рост производительности труда в различных областях общественного производства. Главное

внимание при этом обращается на те области, где рост производительности труда до применения ЭВМ проходил крайне медленно. Это, в первую очередь, области, связанные с приложением ум-

ственного труда человека, т.е. управление производством, проектирование и исследование объектов и процессов. Если производительность труда в сфере производства с начала ХХ века возросла в сотни раз, то в области проектирования только в 1,5-2 раза. Это обусловливает большие сроки проектирования новых объектов, что не отвечает потребностям развития экономики.

Существующие традиционные методы проектирования хороши на уровне разработки отдельных процессов, агрегатов и типовых машин, когда есть основа для сравнения и число альтернатив ограничено. При создании сложных технических систем необходимы новые автоматизированные методы проектирования, позволяющие проанализировать и оценить большое число возможных вариантов с учетом не только технических, но и социально-экономических факторов. Наиболее впечатляющие результаты в этом направлении получены при переходе от автоматизации отдельных этапов проектирования к системам автоматизированного проектирования (САПР).

При неавтоматизированном проектировании результаты во многом определяются инженерной подготовкой проектировщиков, их производственным опытом, профессиональной интуицией и другими факторами. Автоматизированное проектирование позволяет значительно сократить субъективизм при принятии решений, повысить точность расчетов, выбрать наилучшие варианты для реализации на основе строгого математического анализа всех или большинства вариантов проекта с оценкой технических, технологических и экономических характеристик строительства и эксплуатации проектируемого объекта, значительно повысить качество документации, существенно сократить сроки проектирования и передачи документации заказчику. Автоматизация проектирования способствует более полному использованию стандартных решений при разработке АЭС.

По мере совершенствования ЭВМ акцент в использовании вычислительной техники постепенно смещался от факта применения ЭВМ в качестве электронного кульмана в сторону более эффективного и производительного использования ЭВМ в системах с режимом "ЭВМ-человек".

С появлением вычислительной техники новых поколений и совершенствованием методов ее использования пришел новый системный подход к организации процесса проектирования на ЭВМ, заключающийся в создании крупных программных комплексов в виде пакетов программ (ПП) и САПР, ориентированных на определенный класс

задач. Такие комплексы строятся по модульному принципу с универсальными информационными и управляющими связями между модулями, при решении задач данного класса используются единые информационные массивы, организованные в банки данных.

Создание САПР технических систем связано не только с возможностями вычислительной техники, но и с глубиной наших знаний в области теории проектирования, технологии производства объектов проектирования, современных математических методов, применение которых помогает принимать рациональные и оптимальные решения. Эффективными могут быть только те САПР, объекты исследования которых имеют серьезную формализованную теоретическую базу, основанную на системном подходе и имеющую развитый математико-логический аппарат.

На стадии проектирования накапливается основной массив информации о будущем объекте. Эта информация созданная с помощью САПР необходима как для строительства, так и при ведении эксплуатации АЭС. Собственно САПР на этапе эксплуатации должны в качестве подсистем входить в системы более высокого уровня, например СКУ АЭС (система контроля и управления АЭС).

Объекты атомной промышленности являются большими системами проектирование и функционирование которых определяется системой многочисленных факторов. Управление ими предлагается осуществлять на основе Information Management System (IMS) - системы менеджмента информации.

Целью разработки IMS является - создание единого организационно-технологического комплекса методических, технических, программных и информационных средств, обеспечивающих поддержку и повышение эффективности планирования, осуществления работ, контроля и координации деятельности всех участников проектирования и эксплуатации объектов атомной энергетики.

Возможность совместного использования информации обеспечивается применением компьютерных сетей и стандартизацией форматов данных, обеспечивающих их корректную интерпретацию.

На основании исследований, проведенных автором, определились следующие принципы разработки IMS:

- приоритет вопросов обеспечения безопасности сложных технических систем, на пример АЭС;

— эффективная поддержка многопроектной деятельности и договорных обязательств;

— использование интегрированной информационной модели продукта, описывающей объект настолько полно, чтобы она могла выступать в роли единого источника информации для любых процессов на всех стадиях жизненного цикла: про-ектно-изыскательские работы, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации;

— интеграция данных и приложений, а также предоставление пользователям IMS удобного и персонализированного доступа к информационным ресурсам и приложениям;

— контроль и разграничение доступа как на основе информации о пользователях и процессах, так и информации о ресурсах;

— децентрализация обработки информации при максимальной централизации управления информационными ресурсами и контроля за технологическими процессами;

— репликация данных между пользователями;

— интеграция работы на уровне пользователей, работа пользователя с приложениями без привязки к месту хранения и информации, приложений;

— масштабируемость, реализуемая как способность наращивать возможности системы по числу пользователей, объему хранимой и обрабатываемой информации, производительности и т.д.;

— открытость (применение стандартов открытых систем для интеграции разнородного оборудования и программного обеспечения в единый комплекс), следование перспективным стандартам в области информационных технологий;

— адекватные эксплуатационные характеристики.

Система должна обладать свойством управляемости и иметь высокий уровень RAS (reliability, availability, serviceability) - безотказность, живучесть, обслуживаемость при поддержке критических приложений.

Исходя из сформулированных принципов в состав IMS должна входить подсистема (модуль) обеспечения пользователей корпоративной терминологией и оперативной информацией об ее изменениях, охватывающей полный жизненный цикл блока АЭС. Предлагается разработку данных подсистем осуществлять по принципу построения энциклопедических словарей с кратким и развернутым толкованием терминов. Модуль IMS, содержащий корпоративные термины должен обладать такими свойствами как объективность,

достоверность, полнота, актуальность и адекватность, предъявляемыми к информационному описанию объектов в теории информации [1, 2]. Наряду с данными свойствами данный модуль IMS должен уменьшать энтропию информационного описания объекта.

Определим математическую форму зависимости, определяющей информационное обеспечение объекта.

Представим, что до обращения к модулю энтропия информационного описания объекта была Н(Х); после получения сведений из модуля его состояние полностью описывается, т. е. энтропия стала равно нулю. Обозначим Ix информацию, получаемую в результате описания состояния объекта Х:

I = Вд. (1)

Выразим полную информацию по объекту через вероятности его состояния p. , как сумму отдельных сообщений, содержащих данные о том, что объект Х находится в состоянии х:

n

Ix =—Х Pi log2 Pi. (2)

i=1

Отдельная информация о частном состоянии объекта определяется:

Ixi =- log2 Pi. (3)

Тогда информация I представляется как полная информация, получаемая от всех возможных отдельных запросов с учетом их вероятностей, будет представлять информационную емкость модуля IMS:

Ix = M [—log2 P (X)]. (4)

Выведенная формула информационной емкости модуля IMS характеризует насколько полно и адекватна соответствует разработанная подсистема обеспечения пользователей корпоративной терминологией и оперативной информацией об ее изменениях используемым данным, сведениям, определяющим состояние, информационным потокам описываемого объекта.

Исследования автора определили основные особенности предметной области проектирования IMS:

— территориальная распределенность участников проекта (поставщик, владелец, субподрядчики и т.д.);

— интенсивные коммуникации участников проекта, необходимость в координации их деятельности;

— необходимость интеграции системы IMS поставщика и владельца;

- разнообразие парка вычислительных средств, сетевого и телекоммуникационного оборудования, базового программного обеспечения;

- большое количество приложений специального назначения, созданных на основе различного базового программного обеспечения;

- необходимость информационной поддержки на всем жизненном цикле АЭС;

- учет требований систем поддерживающих эксплуатацию и техобслуживание АЭС.

На рис. 1 предложена следующая структура и взаимосвязь информационных потоков, поступающих в график сооружения АЭС.

Информационные потоки имеют следующие характеристики:

1. Для проектных работ графика сооружения АЭС:

- плановые трудозатраты на проектные работы, исходя из нормативно-справочной информации по выполнению соответствующих работ на аналогичных блоках (нормативная база);

- фактические даты начала проектных работ на основании информации, полученной от непосредственных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

- оставшаяся длительность выполнения проектной работы, на основании информации, полученной от конкретных исполнителей работ. (интерфейс с системами субподрядчиков);

- фактические трудозатраты на выполнение проектных работ на основании данных полученных от конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

- фактические даты завершения проектных работ на основании даты поступления всех проектных документов, являющихся результатом

работы в архив (из системы документооборота);

— вариации состава проектных работ при появлении новых систем (из подсистемы управления проектными данными).

2. Для строительно-монтажных работ графика сооружения АЭС:

— плановое количество оборудования, арматуры (в штуках), подлежащих монтажу по типам оборудования и арматуры, в соответствии со структурой материально-технических ресурсов проекта на основании данных проектной документации (из комплекса задач управления поставками);

— объем монтажа трубопроводов в тоннах по типам, в соответствии со структурой материально-технических ресурсов проекта на основании данных проектной документации (из комплекса задач управления поставками);

— плановые трудозатраты на выполнение работы, как сумма нормативных трудозатрат на монтаж каждой единицы оборудования (из комплекса задач управления проектными данными (блок сметы));

— фактическая дата начала работы, на основании даты монтажа первой единицы оборудования или даты выдачи материально-технических ресурсов для данной работы в монтаж (интерфейс с системами субподрядчиков или подсистема управления поставками и складом);

— процент выполнения работы на основании фактически смонтированного количества единиц оборудования и их весового фактора в работе (интерфейс с системами субподрядчиков и система управления проектными данными);

Рис. 1. Взаимосвязь информационных потоков, поступающих в график сооружения АЭС

— фактическое количество человеко-часов, потраченное на выполнение работ на монтаж каждой единицы оборудования, полученных от конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

— фактически смонтированное количество оборудования и арматуры по типам (в штуках) (интерфейс с системами субподрядчиков);

— фактически смонтированное количество трубопроводов по типам в тоннах (интерфейс с системами субподрядчиков);

— фактическая дата окончания работы из технического акта завершения работ (из системы документооборота).

3. Для работ по поставке оборудования графика сооружения АЭС (из комплекса задач управление поставками):

— уточненные плановые даты начала и окончания работ по поставке оборудования на основании анализа дат поставки каждой единицы оборудования по заключенным договорам;

— общая плановая стоимость работ по поставке оборудования по системе на основании стоимости каждой единицы оборудования по заключенным договорам;

— фактическая дата начала работ по системе на основании даты поступления первой партии оборудования на склад (из комплекса задач управления складом);

— оставшаяся длительность работы на основании количества дней до плановой даты поставки последнего элемента по системе;

— фактическая стоимость работы исходя из стоимости каждого поставленного элемента по платежным документам.

4. Для работ по вводу блока в эксплуатацию:

— количество человеко-часов необходимое для выполнения работы (нормативная база);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— фактическое начало работы, на основании данных полученных от конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

— оставшаяся длительность работы на основании оценок конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

— фактически потраченное количество человеко-часов на основании данных конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);

— фактическая дата завершения работы из технического акта (из системы документооборота).

Для удовлетворения требованиям, предъявляемым к объектам атомной промышленности, необходимо реализовать устойчивую и открытую архитектуру IMS, построенную на основе использования международных стандартов и способную к постоянному развитию. Разработка IMS объектов атомной энергетики с учетом вышеприведенных положений позволит описать их функционирование и развитие на уровне, адекватному их свойствам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шеннон К. Работы по теории информации и 2. Винер Н Кибернетика. М.: Наука, 1983.

кибернетике. М.: Изд. ин. лит. 1963.

УДК 339.54

Габарта Ан.

Особенности организационно-нормативного обеспечения внешнеторговой политики государства (на примере мексики)

Основной функцией внешнеторговой политики государства является увеличение внешнеторгового оборота, за счет которого увеличивается доходная часть бюджета страны. Тем не менее, внешнеторговая политика обеспечивает достижение ряда целей, также являющихся немаловажными в деятельности государства.

Во-первых, состояние, направления и развитие внешнеторговой политики характеризуют уро-

вень отношений государства с иными странами, позволяя определять среди них как страны-партнеры, так и наоборот - страны, нежелательные для сотрудничества. Во-вторых, внешнеторговая политика является одним из факторов конкурентоспособности государства, что обеспечивает необходимость ее анализа и развития.

В целях совершенствования внешнеторговой политики конкретного государства необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.