— фактическое количество человеко-часов, потраченное на выполнение работ на монтаж каждой единицы оборудования, полученных от конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);
— фактически смонтированное количество оборудования и арматуры по типам (в штуках) (интерфейс с системами субподрядчиков);
— фактически смонтированное количество трубопроводов по типам в тоннах (интерфейс с системами субподрядчиков);
— фактическая дата окончания работы из технического акта завершения работ (из системы документооборота).
3. Для работ по поставке оборудования графика сооружения АЭС (из комплекса задач управление поставками):
— уточненные плановые даты начала и окончания работ по поставке оборудования на основании анализа дат поставки каждой единицы оборудования по заключенным договорам;
— общая плановая стоимость работ по поставке оборудования по системе на основании стоимости каждой единицы оборудования по заключенным договорам;
— фактическая дата начала работ по системе на основании даты поступления первой партии оборудования на склад (из комплекса задач управления складом);
— оставшаяся длительность работы на основании количества дней до плановой даты поставки последнего элемента по системе;
— фактическая стоимость работы исходя из стоимости каждого поставленного элемента по платежным документам.
4. Для работ по вводу блока в эксплуатацию:
— количество человеко-часов необходимое для выполнения работы (нормативная база);
— фактическое начало работы, на основании данных полученных от конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);
— оставшаяся длительность работы на основании оценок конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);
— фактически потраченное количество человеко-часов на основании данных конкретных исполнителей работ (интерфейс с системами субподрядчиков);
— фактическая дата завершения работы из технического акта (из системы документооборота).
Для удовлетворения требованиям, предъявляемым к объектам атомной промышленности, необходимо реализовать устойчивую и открытую архитектуру IMS, построенную на основе использования международных стандартов и способную к постоянному развитию. Разработка IMS объектов атомной энергетики с учетом вышеприведенных положений позволит описать их функционирование и развитие на уровне, адекватному их свойствам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шеннон К. Работы по теории информации и 2. Винер Н Кибернетика. М.: Наука, 1983.
кибернетике. М.: Изд. ин. лит. 1963.
УДК 339.54
Габарта Ан.
Особенности организационно-нормативного обеспечения внешнеторговой политики государства (на примере мексики)
Основной функцией внешнеторговой политики государства является увеличение внешнеторгового оборота, за счет которого увеличивается доходная часть бюджета страны. Тем не менее, внешнеторговая политика обеспечивает достижение ряда целей, также являющихся немаловажными в деятельности государства.
Во-первых, состояние, направления и развитие внешнеторговой политики характеризуют уро-
вень отношений государства с иными странами, позволяя определять среди них как страны-партнеры, так и наоборот - страны, нежелательные для сотрудничества. Во-вторых, внешнеторговая политика является одним из факторов конкурентоспособности государства, что обеспечивает необходимость ее анализа и развития.
В целях совершенствования внешнеторговой политики конкретного государства необходимо
проводить анализ следующих ее составляющих: организационной, нормативно-правовой, экономической. При этом внешнеторговая политика государства должна опираться на ряд принципов, отражающих особенности ее формирования и осуществления, к которым следует отнести:
1) формирование организационной структуры, обеспечивающей осуществление внешнеторговой политики, которая должна основываться на взаимодействии с основными правительственными органами и сонаправлять свою политику по поддержке, к примеру, отечественного производителя или нет, совместно с данными органами;
2) формирование нормативной базы, которая юридически бы закрепляла направления взаимодействия страны со странами-партнерами или, наоборот, поддерживала импортозамещение определенных товаров;
3) стратегические аспекты осуществления внешнеторговой политики, заключающиеся во вступлении в определенные политические или торгово-экономические альянсы или союзы для развития экспортно-импортных отношений государства.
Именно данные разделы позволят выявить проблемы в осуществлении внешнеторговой политики и определить направления по ее развитию, что особенно является актуальным для развивающихся стран. Одной из таких стран является Мексика.
Мексиканские Соединенные Штаты - это крупнейшая испаноязычная страна в мире, расположенная а Северной Америке, площадь которой составляет 1 972 550 км2 '. По численности населения (107 млн. человек2) занимает 11-ое место в мире и второе в Латинской Америке, по сумме ВВП 12-ое место в мире3.
Мексика принадлежит к тем немногим странам мира, которые продемонстрировали высокие и устойчивые темпы экономического роста в течение длительного периода. Согласно статистическим данным за последние 60 лет ХХ века ВВП Мексики возрастал ежегодно на 6%4.
На экономическое и политическое развитие Мексики огромное влияние, как позитивное, так и негативное, оказал объективный фактор террито-
1 Instituto Nacional de Estadística y Geografía (INEGI).
2 Там же.
3 Международный Валютный Фонд, World Economic Outlook Database, April 2008.
4 Мировая Экономика и Международные Отноше-
ния, 2002, №8, с.83.
риальной близости к США. В XIX веке он привел к потере половины национальной территории, а в ХХ веке обеспечил приток американского капитала, технологий и возможности работы в самих США за относительно высокое вознаграждение для большого числа мексиканцев. Мексика всегда была своеобразной "лабораторией", в которой проводились экономические и политические эксперименты. Особое внимание Мексика стала привлекать к себе, когда страна встала на путь либерализации и региональной интеграции, а точнее с 1994 г., когда Мексика подписала соглашение с США и Канадой о создании Североамерианской зоны свободной торговли (НАФТА). Сам по себе случай объединения развивающейся страны с ведущими мировыми индустриальным державами был первым в истории интеграции.
В конце ХХ века мексиканское правительство взяло курс на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) как основному механизму регулирования международной торговли. В рамках ГАТТ Мексика смогла использовать все преимущества многосторонней торговой системы на основе общепринятых норм и правил. Среди таких преимуществ важнейшим для Мексики стала возможность заключения региональных торговых соглашений с основными партнерами и участия в интеграционных процессах в регионе.
В 1986 году Мексика присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), тем самым значительно ускоряя структурные преобразования и либерализацию экономики. Открытие экономики значительно повысило ее эффективность и создало возможность для более успешной конкуренции на мировых рынках. Это положительно отразилось на экономическом росте, объеме экспорта и занятости и заложило основы для заключения как двусторонних, так и многосторонних соглашений о свободной торговле.
Первые шаги на пути либерализации внешнеэкономической деятельности были предприняты еще в 1983 году, когда был снижен уровень таможенных пошлин и уменьшен список товаров, которыми они облагались. К 1986 году объем импорта, регулируемого правительством, едва достигал 30,9 %5 от всех товаров, ввезенных в страну.
В 1993 году был принят Закон о внешнеэкономической деятельности, согласно которому были
5"Reformas estructurales y política macroeconómica: El caso de México 1982-1999", CEPAL, с. 16.
ликвидированы последние архаизмы политики импортозамещения, такие как необходимость получения разрешения на импорт определенного перечня товаров, разные таможенные ставки для разных потребителей импортной продукции. Новый закон о Внешнеэкономической деятельности поставил всех участников ВЭД в равное положение. Сохранены были только ограничения для сельского хозяйства, нефтяной и автомобилестроительной отрасли.
Говоря о законодательной базе, регулирующей внешнеэкономическую деятельность страны, можно сказать, что Мексика уже достаточно долгий период времени придерживается достаточно четкого и стабильного курса в этой области. Согласно 131 статье Конституции страны и 4 статье Закона о Внешнеэкономической деятельности (Foreign Trade Law), Федеральное правительство уполномочено контролировать экспортные и импортные операции, а также вести переговоры о заключении страной торговых соглашений.
Правительство проводит регулярные консультации по обсуждению состояния переговоров по заключению и выполнению торговых соглашений путем диалога с двумя организациями. Первая из них это - Совет по Международным Торговым Переговорам (Consejo Asesor para las Negociaciones Comerciales Internacionales), который состоит из представителей производителей, трудящихся и научных областей, которые совместно с правительством разрабатывают и оценивают политику страны в области ВЭД. Второй организацией является Комиссия по внешней торговле, объединяющая все торгово-промышленные круги страны (Comision de Organismos Empresariales de Comercio Exterior).
Мексика рассматривает иностранные инвестиции как ключ к экономическому развитию страны, а также как необходимую составляющую дальнейшего процесса либерализации внешнеторговой деятельности.
Главными законодательными актами, регулирующими иностранные инвестиции в Мексике, являются Закон об Иностранных Инвестициях (Ley de Inversión Extranjera) от 1993 г. с последующими дополнениями и изменениями, а также 73 статья Конституции.
Органом по стимулированию притока иностранных инвестиций в Мексику является Национальная Комиссия по Иностранным Инвестициям (Comisión Nacional de Inversiones Extranjeras). В ее обязанности входит разработка мер по привлечению инвестиций в экономику Мексики. В
обязанности этой Комиссии входит одобрение условий сделок по слиянию и поглощению мексиканских юридических лиц иностранными компаниями, деятельность которых особо регулируется Законом об иностранных инвестициях. Национальная Комиссия по иностранным инвестициям, вынося свое заключение, должна также рассматривать, какое воздействие поглощение или слияние окажут на следующие факторы: уровень занятости, профессиональное обучение сотрудников, технологическое состояние фирмы, соблюдение экологических требований, состояние конкурентоспособности.
Заключение Национальной Комиссии по иностранным инвестициям может содержать дополнительные требования касательно сделки, но только такие, которые не противоречат международным соглашениям, подписанным Мексикой. Также Национальная Комиссия по иностранным инвестициям может отклонить или аннулировать сделку, которая будет нарушать национальные интересы Мексики. Если в течение 45 дней после подачи письменного заявления на рассмотрение Национальной Комиссии по Иностранным Инвестициям не было принято ни какое решение, это автоматически означает, что сделка была одобрена.
Несмотря на то, что Мексика не препятствует свободному вывозу капитала за пределы страны в виде прибыли, роялти, дивидендов, выплат по долговым процентам и т.д., мексиканское правительство при подписании всех торговых соглашений, а также в соглашениях о взаимном благоприятствовании и защите капиталовложений, оставило за собой право в случае возникновения сложностей с платежным балансом временно ограничивать данные операции.
Мексика добилась включения в многочисленные торговые соглашения, которые она подписывала, пунктов о капиталовложениях, что обеспечивало уверенность в их сохранности. Так в соглашениях о взаимном благоприятствовании и защите капиталовложений оговаривались следующие условия: либерализация финансового сектора, предоставление режима наибольшего благоприятствования или национального режима, льготный налоговый режим, условия доступа капитала на рынок, условия движения капитала, экспроприация и порядок разрешения споров.
Целью мексиканского правительства является заключение со всеми основными странами-инвесторами соглашения о взаимном благоприятствовании и защите капиталовложений. По состоянию на 2008 год Мексика заключила 25 подобных
соглашений с Аргентиной, Австралией, Австрией, странами Бенилюкса, Кубой, Чехией, Данией, Германией, Финляндией, Францией, Грецией, Исландией, Италией, Панамой, Португалией, Южной Кореей, Испанией, Швецией, Швейцарией, Тринидад и Тобого, Великобританией, Уругваем, Индией и Словакией. В данный момент ведутся переговоры с Россией, Украиной, Белоруссией, Саудовской Аравией и Китаем.
Страна стремится участвовать во всех международных форумах, где обсуждается эта проблема. В результате либерализации режима для иностранных капиталовложений их приток в Мексику только за 1994-1996 гг. достиг 31.5 млрд. долл., по этому показателю страна заняла второе место после Китая6.
Мексика заключила с 34 странами договор об отмене двойного налогообложения.
В 1995 г. было принято новое таможенное законодательство, которое состояло из Таможенного закона, Комментария к применению Таможенного закона, закона о регулировании ВЭД, Налогового кодекса и комментария к Налоговому кодексу. Организацией, которой было поручено контролировать импорт и экспорт товаров из страны, является Главное Таможенное Управление, которое входит в состав Налоговой Службы Мексики. За последнее десятилетие были упрошены и улучшены таможенные процедуры, что обеспечило их большую эффективность.
Стоит обратить внимание на четыре основных изменения в таможенном оформлении грузов. Владельцам грузов была дана возможность производить операции по погрузке-выгрузке и хранению товара в порту не только используя государственные, а также частные сооружения (СВХ). Участникам ВЭД была предоставлена большая юридическая защита, которая проявлялась в возможности заранее определить таможенный тариф для импортируемого товара, а также в четком разграничении обязанностей таможенных брокеров и импортеров продукции. В новом таможенном законе была предпринята попытка преодолеть бюрократизм в таможенном оформлении грузов, ввозимых в страну через сухопутную границу Мексики, разрешая таможенным службам, находящимся на границе, инициировать таможенную очистку груза. Кроме того, в соответствии с международными обязательствами при определении стоимости импортной продукции решено было использовать метод расчетной стоимости.
6 "TRADE POLICY REVIEW - MEXICO 1997" WTO, October 1997.
Мексика компьютеризировала процесс таможенного оформления грузов. Благодаря этому нововведению можно создавать таможенные декларации в электронной форме, которые имеют юридическую силу, а также производить обмен всей необходимой информацией по электронной связи с таможенным брокером, банками, таможенными складами и, прежде всего, между всеми отделениями таможенных служб в Мексике. Для издания таможенной декларации, импортер должен заранее предоставить всю необходимую информацию своему таможенному агенту.
После того, как была создана таможенная декларация и произведены все необходимые таможенные сборы, информация о данной поставке должна пройти через компьютеризированную систему таможни для того, чтобы определить, есть ли необходимость в физическом досмотре груза и проверке всех документов. После осуществления проверки информация повторно поступает в систему для того, чтобы определить есть ли необходимость во вторичной проверке данного груза.
Согласно статистическим данным Таможенной службы Мексики в 2006 году только 12,9% грузов было подвергнуто проверке и 1,8% из них повторной проверке7.
Компьютеризированная система таможни при проверке импортных операций основывается на следующих критериях: типе импортера и экспортера, виде импортируемой или экспортируемой продукции, стоимости груза, стране происхождения. Система также анализирует заявленную стоимость таможенной пошлины, санитарные требования, риск контрабанды и других незаконных операций. Таможенные органы уполномочены в случае возникновении каких-либо сомнений, провести дополнительный контроль после таможенной очистки груза.
Несмотря на все предпринятые меры по совершенствованию таможенных процедур, согласно данным неправительственных организаций доля таких товаров как одежда, музыкальная продукция, программное обеспечение и спортивная одежда, завезенных нелегальным путем, достаточно велика.
Мексиканские Соединенные Штаты с 1995 года при определении таможенной стоимости грузов используют нормы 6 статьи ВТО - Соглашение по применению статьи VII Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле.
7 "TRADE POLICY REVIEW - MEXICO 2008 " WTO, 7 January 2008.
Согласно Закону о Внешнеэкономической деятельности от 1993 г. Президент Республики уполномочен менять таможенные пошлины. С предложением изменить может также обратиться министерство экономики к Президенту, но это компетенция последнего принять или отвергнуть их. Согласно отчету ВТО Мексика предоставила режим наибольшего благоприятствования (РНБ) всем странам, независимо являются они членами ВТО или нет.
В 2007 средний уровень таможенной пошлины при режиме РНБ составлял 11,2%, что на 5% ниже, чем в 2001г. Таможенные пошлины за 6 лет снизились по всем товарным группам, больше всего это коснулось промышленных товаров и сырья - с 15,6% до 9,9%8.
Товарная номенклатура товаров в Мексике состоит из 21-ой группы. Ставки таможенных пошлин варьируются в ней от 0% до 254%. В 2007 году самой применяемой таможенной пошлиной оказалась 7-процентная импортная пошлина, ею было обложено 29% всех ввезенных в Мексику товаров, 27% товаров были обложены десяти процентной ставкой, 18% грузов по нулевой ставке и с 15% товаров было взята 20% таможенная ставка. Что касается продовольственных товаров, то здесь имело место снижение пошлин на 1,9% до 23%9. Средний уровень импортной таможенной ставки для продовольственных продуктов составлял 23%, хотя для отдельных групп товаров он был гораздо выше: жиры и масла растительного и животного происхождения - 254%, картофель - 245%, мясо -234%, фруктоза - 210, кукуруза - 194%10.
Анализируя шкалу таможенных пошлин, заметен тот факт, что размер пошлин, взимаемых с готовых изделий (13,4%), превышает почти в 1,8 раза пошлины, взимаемые с полуфабрикатов (7,4%), разница в размере пошлин взимаемых с сырья (11,9%) превышает почти в 1,6 раза пошлины, взимаемые при импорте полуфабрикатов11.
Из вышеприведенных тарифов следует вывод о непоследовательности мексиканского правительства в области структуры таможенных тарифов. Часто встречаются ситуации когда компания из страны, с которой Мексика заключила договор о создании зоны свободной торговли, импортируют сырье, и полученные из ее обработки полуфабрикаты экспортируют в Мексику.
8 "TRADE POLICY REVIEW - MEXICO 2008 " WTO, 7 January 2008.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
Надежную основу для либерализации создавала политика стимулирования конкуренции. Федеральный закон об экономической конкуренции, который вступил в силу в 1993 г., имел своей целью защиту экономической конкуренции и свободного выхода на рынок всех производителей посредством запрета монополий, антиконкурентной практики и других возможных ограничений. Закон предусматривал создание Федеральной комиссии по конкуренции. Кроме выявления запрещенных монополий и чрезмерной концентрации производства комиссия была уполномочена высказывать мнение по программам, законам и регламентаци-ям, которые могут оказать негативное влияние на конкуренцию. Политика в области конкуренции - один из важнейших инструментов в руках правительства для сохранения и упрочения свободного доступа экономики страны на мировой рынок.
В рамках общей политики торговой либерализации последних десятилетий Мексика модернизировала свою систему защиты прав интеллектуальной собственности, значительно повысив ее уровень. Это было достигнуто за счет изменений в системе правового регулирования и укрепления институтов, ответственных за их осуществление. Закон о поддержке и защите промышленной собственности, считающийся одним из наиболее передовых в мире, был принят в 1991 г. Его обновленная в 1994 г. версия, получила название Закона о промышленной собственности. Для реализации этих законов были созданы два государственных учреждения: Мексиканский институт индустриальной собственности (1993 г.) и Национальный институт интеллектуальной собственности (1997 г.). Законы предусматривали более эффективные способы использования объектов данных видов собственности и увеличили наказания за подделку торговых марок и пиратства в сфере интеллектуальной деятельности.
Особенностью участия Мексики в системе ВТО было то обстоятельство, что изменения в торговой политике определялись главным образом ее участием в процессах региональной либерализации в соответствии с Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА) и другими соглашениями.
Соглашения о свободной торговле с другими странами включают в себя те же основные проблемы и направления, что и соглашения в рамках ВТО. Это торговля товарами, включая сельскохозяйственные, и услугами, проблема технических барьеров при торговом обмене, капиталовложения, роль государства в торговых отношениях, защита
интеллектуальной собственности и механизм разрешения торговых споров. Обычно типы участия и регламентации в разных соглашениях взаимосовместимы, что облегчает их применение. Это позволяет частным компаниям видеть среднесрочные и долгосрочные горизонты своей деятельности. Наряду с перечисленными соглашениями Мексика вместе с другими 33 странами участвует в переговорах о ликвидации торговых и инвестиционных барьеров и создании Свободной торговой зоны всей Америки.
Подводя итоги, следует особо отметить, что внешнеторговая политика Мексики в течение последних двух десятилетий претерпела сильные изменения, особенно после подписания странной Североамериканского соглашения о свободной торговле.
Мексика из страны, в экономике которой на протяжении многих десятилетий государство играло главенствующую роль, превратилась в страну с достаточно либеральной экономикой. Главной задачей экономической политики Мексики в данный период стало привлечение иностранных капиталовложений и достижение стабильного экономического роста. Политика либерализации рассматривалась как мощное средство для достижения этих целей.
Экономические реформы, проводимые государством в данный период, а также реформирование основных законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, присоединение Мексики к Генеральному соглашению по тарифам и торговле ГАТТ/ВТО, а также заключение с основными торговыми партнерами соглашений о создании зон свободной торговли, стимулировали приток иностранного капитала в страну и рост товарооборота, а также способствовали росту конкурентоспособности экономики Мексики.
Результатом либерализации Внешнеэкономической деятельности стал рост товарооборота за 10 лет более чем на 50%. Другими положительными эффектами от либерализации внешней торговли стало быстрое увеличение количества импортных товаров, увеличение притока инвестиций в экспортно-ориентированные отрасли экономики, изменение в структуре экспорта, увеличение доли машин и оборудования и уменьшения доли нефти и нефтепродуктов в экспорте.
Главным законодательным актом, регулирующим иностранные инвестиции в Мексике, является Закон об Иностранных Инвестициях, а также 73 статья Конституции. Согласно Закону об Иностранных Инвестициях доля иностранного капитала в уставном капитале компании может достигать 100% за исключением некоторых отраслей экономики, таких как нефтегазовая и смешанные отрасли, электроэнергетика, атомная энергетика, .
Видно, что Мексика проводит последовательную политику реформирования своей законодательной базы в области внешнеторговой политики, положительные плоды которой уже видны и ощущаются многими участниками внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, в данной статье автором отражены особенности организационно-нормативного обеспечения внешнеторговой деятельности развивающегося государства, основным ориентиром которой является организация сотрудничества с ведущими странами мира и их альянсами и союзами, что позволяет конкретному государству, с одной стороны, обеспечивать свои потребности необходимыми качественными товарами, с другой - продвигать продукцию своих производителей на внешний рынок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Международный Валютный Фонд, World Economic Outlook Database, April 2008
2. Мировая Экономика и Международные Отношения, 2002, №8, с. 83.
3. Instituto Nacional de Estadistica у Geografia (INEGI). Официальный сайт Института статистики и
географии Мексики
4. "Reformas estructurales y política macroeconómica: El caso de México 1982-1999", CEPAL, стр. 16.
5. "TRADE POLICY REVIEW - MEXICO 1997". WTO, October 1997. обзор торговой политики Мексики.