Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВИЧА БАШКИНА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ (23 ОКТЯБРЯ 2020 Г.)'

ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВИЧА БАШКИНА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ (23 ОКТЯБРЯ 2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВИЧА БАШКИНА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ (23 ОКТЯБРЯ 2020 Г.)»

Персона

ПРИНЦИПЫ И ГАРАНТИИ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДОКЛАД ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВИЧА БАШКИНА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ (23 ОКТЯБРЯ 2020 г.).

PRINCIPLES AND GUARANTEES FOR THE WORK OF ADVOCATES: REPORT OF THE DEPUTY CHAIRMAN OF THE FEDERATION COUNCIL COMMITTEE OF THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON CONSTITUTIONAL LEGISLATION AND STATE BUILDING ALEXANDER DAVYDOVICH BASHKIN AT THE PARLIAMENTARY ASSEMBLY OF THE COUNCIL OF EUROPE (OCTOBER 23, 2020).

Визитная карточка:

Башкин Александр Давыдович - заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области. Дата рождения: 10 июня 1962 года. Образование:

1985 - Астраханский государственный медицинский институт им. А.В. Луначарского (врач-лечебник); 2005 - Международный юридический институт при Министерстве юстиции Российской Федерации (юрист); 1995 - Волгоградская академия государственной службы (государственный (муниципальный) служащий); 1988 - Аспирантура Астраханского государственного медицинского института им. А.В. Луначарского. Кандидат медицинских наук.

Государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2020 г.). Должность перед избранием (назначением): депутат Думы Астраханской области пятого созыва, председатель комитета Думы Астраханской области по государственному строительству, законности и правопорядку.

А. Резолюция1 2348 от 23.10.2020 года

1. Парламентская ассамблея ссылается на свою рекомендацию 2121 (2018) «К вопросу о разработке Европейской конвенции о профессии адвоката», в которой она подчеркнула жизненно важный вклад адвокатов в эффективное отправление правосудия. Адвокаты играют центральную роль в защите прав человека, в частности права людей на справедливое судебное разбирательство, и в применении принципов верховенства права.

2. Ассамблея по-прежнему обеспокоена многочисленными случаями нарушения прав адвокатов, включая посягательства на их безопасность и независимость, имевшими место в последние годы. Адвокаты остаются объектами посягательств за их участие в делах, связанных с правами человека, таких как защита прав беженцев, лиц в поиске убежища и мигрантов, женщин, представителей национальных и языковых меньшинств и ЛГБТИ. Они также подвергаются преследованиям за свою работу по изобличению неподотчетности или коррупции властей или за представительство интересов определенных лиц (таких как подозреваемые в терроризме, оппозиционные политики, активисты гражданского общества и независимые журналисты). Адвокаты также отождествляются со своими клиентами и, соответственно, с их политическими пристрастиями или правонарушениями, в которых те обвиняются.

1 Проект резолюции, одобренный Комиссией 9 сентября 2020 года.

3. Посягательства на личную безопасность и свободу адвокатов часто происходят на общем фоне неуважения к верховенству права. Адвокаты могут сталкиваться с административными и судебными преследованиями, включая злонамеренные посягательства на их профессиональные права и привилегии, такие как нарушение права на конфиденциальное общение между адвокатом и клиентом, личные обыски или обыски их служебных помещений, конфискация документов, связанных с делом, незаконное прослушивание и видеонаблюдение, непредоставление важной информации по делу, внесение в черный список или запрет на поездки. Адвокаты даже вызывались в качестве свидетелей по делам в отношении их клиентов. Адвокаты сталкиваются с многочисленными ограничениями при осуществлении своей профессиональной деятельности, в том числе с отказами в посещении следственного изолятора или места лишения свободы, где содержится их подзащитный, с нарушениями конфиденциальности отношений адвоката с подзащитным. Органы государственной власти также вмешиваются в работу независимых адвокатских объединений.

4. Ассамблея напоминает, что государства -члены Совета Европы поддержали минимальные стандарты, изложенные в рекомендации № R(2000)21 Комитета министров о свободе осуществления профессии адвоката. Она в очередной раз призывает эффективно и в полном объеме выполнять эти положения до тех пор, пока на

их основе не будет разработан международный юридически обязывающий документ.

5. Ассамблея напоминает о важности роли Генерального докладчика Ассамблеи по вопросу о положении правозащитников, а также Комиссара по правам человека, которые могут участвовать в диалоге по вопросам, касающимся адвокатов. Кроме того, Ассамблея призывает повысить эффективность применения стандартов с помощью сотрудничества и учебных мероприятий, проводимых Советом Европы.

6. Ассамблея настоятельно призывает все государства - члены Совета Европы обеспечить эффективную защиту профессии адвоката, и в частности:

6.1. запретить вмешательство государства в адвокатскую деятельность и четко определить конкретные действия, которые равнозначны запрещенному вмешательству;

6.2. создать национальную законодательную базу, гарантирующую эффективность, независимость и безопасность работы адвокатов, в частности посредством:

6.2.1. обеспечения того, чтобы национальное законодательство и правоприменительная практика способствовали улучшению условий и укреплению гарантий адвокатской деятельности в полном соответствии с существующими стандартами, изложенными в Основных принципах Организации Объединенных Наций, касающихся роли юристов (1990 год), рекомендации Комитета министров № R(2000)21 и резолюции Ассамблеи 2154 (2017 год) «Обеспечение доступа лишенных свободы лиц к адвокатам»;

6.2.2. обеспечения соответствующих национальных гарантий от злоупотреблений и незаконного вмешательства в профессиональную деятельность адвокатов, в том числе в контексте, который может оправдывать некоторые более серьезные ограничения прав адвокатов, такие как борьба с терроризмом, организованной преступностью или отмыванием денег;

6.2.3. расследования и привлечения к ответственности виновных во всех случаях незаконного запугивания, преследования или физического нападения, а также посредством судебного преследования за любые уголовные преступления, совершенные против адвокатов, независимо от источника угрозы.

В. Рекомендация 2188 от 23.10.2020 года2

1. Парламентская ассамблея напоминает о своей резолюции ... (2020) «Принципы и гарантии адвокатской деятельности».

2 Проект рекомендации, одобренный Комиссией 9 сентября 2020 г.

2. Ассамблея приветствует конструктивный первоначальный ответ Комитета министров на ее обращение, содержащееся в рекомендации 2121 (2018) «К вопросу о разработке Европейской конвенции о профессии адвоката», и принимает к сведению текущую работу Европейского комитета по правовому сотрудничеству по вопросу о целесообразности такой конвенции.

3. Ассамблея вновь обращается к Комитету министров с призывом в приоритетном порядке приступить к разработке и принятию юридически обязывающего документа и повторяет содержащийся в рекомендации 2121 (2018) призыв создать платформу для защиты адвокатов от любого вмешательства в их профессиональную деятельность.

4. Ассамблея напоминает Комитету министров о необходимости законодательного обеспечения прав на справедливое судебное разбирательство путем создания условий равенства между обвинением и защитой в состязательном процессе, а также обеспечения безопасности адвокатов наряду с другими участниками судебного процесса (включая судей, следователей и прокуроров) при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Пояснительная записка Докладчика Александра Башкина:

Введение

1.1. Процедура

1. 13 октября 2017 года в Комиссию по правовым вопросам и правам человека (Комиссия) было направлено представление для принятия резолюции «Принципы и гарантии работы адвоката» ^ос.14376) для подготовки доклада. На своем заседании в Париже 12 декабря 2017 года Комитет назначил докладчиком Георгия Логвин-ского. 15 ноября 2019 года в связи с прекращением полномочий господина Логвинского в качестве члена делегации Комитет на своем заседании в Берлине назначил меня докладчиком по этому вопросу. На заседании, состоявшемся 30 января 2020 года, Комитет провел слушания с участием трех экспертов - Вахтанга Федорова из Московской коллегии адвокатов, Лорана Петтити из Совета коллегий адвокатов и юридических обществ Европы и Марии Слазак из Европейской ассоциации юристов, - непосредственно перед началом которых я представил пересмотренную версию вступительного меморандума Логвинского.

Предметная область доклада

2. Совет Европы неизменно признавал важнейший вклад адвокатов в эффективное отправление правосудия. Адвокаты играют ключевую

роль в отстаивании прав человека и защите потерпевших от преступлений. Для обеспечения необходимой защиты прав граждан и общественного доверия в надлежащем отправлении правосудия правовые системы государств - членов Совета Европы должны, исходя из требований Европейской конвенцией о правах человека (Конвенция), в соответствии с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека (Суд), уважать и гарантировать свободное осуществление адвокатской деятельности.

3. В представлении к докладу отмечены «многочисленные случаи нарушения прав адвокатов», произошедшие в последние годы. В нем напоминается об Основных принципах ООН, касающихся роли юристов (1990 г.) (Основные принципы ООН), которые определяют и поощряют эти права, а также о Резолюции Ассамблеи 2154 (2017) «Об обеспечении доступа задержанных к адвокатам». Затем в представлении к докладу Ассамблее предлагалось призвать «все компетентные органы Совета Европы и государства - члены предпринять шаги, направленные на обеспечение и защиту принципов и гарантий адвокатуры».

4. Помимо Основных принципов ООН, государства - члены Совета Европы поддержали минимальные стандарты, изложенные в Рекомендации № R(2000)21 Комитета министров о свободе осуществления профессии адвоката (которая сама «имеет отношение» к Основным принципам ООН). Однако при том, что в целом эти инструменты достаточно разработаны, они не имеют обязательной силы. Хотя международно-правовые инструменты четко запрещают государственное вмешательство в профессию адвоката, конкретные действия, которые представляют собой запрещенное «вмешательство», не всегда четко определены. Кроме того, обеспечение защиты адвокатов включает в себя как негативное обязательство не вмешиваться, так и позитивное обязательство создать национальную законодательную базу, гарантирующую эффективность работы адвокатов. Это, в частности, включает обязательство расследовать угрозы жизни адвокатов и осуществлять уголовное преследование за действия, причиняющие вред адвокатам, независимо от источника угрозы. Учитывая растущие опасения относительно ситуации с адвокатами в ряде государств - членов, Ассамблея в 2018 году призвала Комитет министров разработать юридически обязывающий документ в виде Конвенции Совета Европы о профессии адвоката, который бы включал в себя также столь необходимый контрольный механизм.

5. При подготовке данного доклада было использовано предложенное в Рекомендации Комитета министров № R(2000)21 определение, согласно которому адвокат - это «лицо, обладающее необходимой квалификацией и уполномоченное в соответствии с национальным правом выступать в суде и действовать от имени своих клиентов, заниматься адвокатской практикой, представать перед судом, консультировать клиентов и представлять их интересы в правоотношениях».

1.3. Цели доклада

6. В докладе будет представлена обновленная информация о ситуации с безопасностью и независимостью адвокатов в государствах - членах Совета Европы после принятия Рекомендации 2121 (2018) Ассамблеи в январе 2018 года. Кроме того, настоящий доклад должен подтвердить срочную необходимость разработки и принятия Европейской конвенции о профессии адвоката. Доклад и рекомендация, лежащая в его основе, должны призвать Комитет Министров выполнить эту работу как можно быстрее. Другая цель доклада заключается в том, чтобы призвать государства - члены Совета Европы в превентивном порядке внести изменения в свои национальные законодательства, с тем чтобы гарантировать рабочие принципы и основные права адвокатов до принятия указанной конвенции об адвокатской профессии.

7. Следует отметить, что, несмотря на некоторые позитивные изменения, произошедшие со времени предыдущего обсуждения вступительного меморандума, общая ситуация с безопасностью и независимостью адвокатов существенно не улучшилась.

2. Адвокаты под угрозой - последние примеры

8. В Рекомендации 2121 (2018) Ассамблея выразила «крайнюю обеспокоенность тем, что во многих государствах - членах Совета Европы имеют место преследования, угрозы и нападки на адвокатов, причем в некоторых странах они даже нарастают, становятся повсеместными и систематическими и, как представляется, являются результатом преднамеренной политики». Призыв к незамедлительным действиям в целях усиления защиты адвокатов сейчас так же актуален, как и ранее.

9. В ряде стран адвокаты продолжают оставаться объектами посягательств за их участие в делах, связанных с правами человека, таких как защита прав беженцев, лиц, ищущих убежища и мигрантов, женщин, представителей национальных и языковых меньшинств, представите-

лей ЛГБТ-сообщества. Они также подвергаются преследованиям за свою работу по изобличению неподотчетности правительства или коррупции, или за представительство интересов определенных лиц (таких как подозреваемые в терроризме, оппозиционные политики, активисты гражданского общества, независимые журналисты). Имеются сообщения о том, что адвокатов отождествляли с делами их клиентов или с преступлениями, совершенными их подзащитными.

10. Посягательства на личную безопасность и свободу адвокатов часто происходят на общем фоне неуважения к верховенству закона. Адвокаты могут столкнуться с административными и судебными преследованиями, включая незаконное вмешательство в их профессиональные права и привилегии. Это может быть результатом неправомерного применения национальных правовых инструментов по борьбе с терроризмом или отмыванием денег, допускающих такое вмешательство в осуществление прав адвокатов, как нарушение режима конфиденциальности общения адвоката с клиентом, внесение в черный список или запрет на поездки.

11. Кроме того, по имеющимся сообщениям, органы прокуратуры привлекали адвокатов в качестве подстрекателей («агентов-провокаторов»); в этих случаях доверие и конфиденциальность общения адвоката с клиентом была нарушена ab initio, а сообщения адвокатов в дальнейшем использовались для судебного преследования. Само собой разумеется, что вышеуказанные ситуации следует рассматривать как особо серьезные нарушения права на справедливое судебное разбирательство.

12. Мы должны согласиться с предложением, которое было высказано г-ном Логвинским в его вступительном меморандуме, о том, что список ситуаций, перечисленных в предыдущем докладе г-жи Лаэй-Батьё, может быть изменен и что он не является исчерпывающим. Поэтому я считаю целесообразным представить обновленный список отрицательных примеров.

13. На слушаниях 30 января 2020 года г-н Федоров обозначил семь категорий проблем, с которыми сталкиваются адвокаты в разных государствах - членах Совета Европы. Первая - это вмешательство следственных органов, вторжения в офисы, поиски файлов и конфискация конфиденциальных документов по конкретным делам. Данное явление представляет собой системную проблему во многих странах. Во-вторых, перехват данных конфиденциальных телекоммуникаций и прослушивание конфиденциальных разговоров

между адвокатами и задержанными. В-третьих, угрозы и насилие в отношении адвокатов, которое приобрело системный характер в некоторых странах, где адвокаты теперь сами нуждаются в защите при отстаивании прав своих клиентов. Четвертая проблема заключалась в том, что адвокатов вызывали в качестве свидетелей по делам против их клиентов, и от них требовалось представить объяснения, почему и как они представляли интересы своих подзащитных. В-пятых, отождествление адвокатов с преступлениями, в которых обвинялись их клиенты. В-шестых, непредоставление адвокатам информации, имеющей отношение к делам их клиентов, что нарушает принцип равенства сторон и приводит к несправедливому судебному разбирательству. Седьмая проблема - вмешательство властей в работу адвокатских коллегий. Все эти проблемы возникали часто, и статистика показала, что они носят системный характер во многих странах.

14. Нарушение конфиденциальности общения адвоката с клиентом является одним из наиболее типичных примеров. На основе материалов судебной практики данные нарушения можно разделить на следующие категории:

- нарушение конфиденциальности отношений адвоката с клиентом в ходе уголовных расследований,

- вскрытие и изучение переписки между адвокатом и клиентом во время нахождения клиента под предварительным арестом,

- производство обысков в офисах адвокатов.

15. Довольно часто нарушается свобода адвокатов на выражение своего мнения в судах. В некоторых случаях адвокаты сталкиваются с физическим насилием, а также со словесным противодействием должностных лиц или представителей сторон осуществлению процессуальных действий или с угрозами применения такого насилия. Одним из наиболее распространенных нарушений прав адвоката является вызов адвокатов на допрос следственными органами в качестве свидетелей по делам, в которых они предоставляют юридическую помощь своим клиентам.

16. Настоящий доклад, проект резолюции и рекомендация не предназначены для того, чтобы обвинить какое-то государство или оказать на него политическое влияние. Автор доклада свою главную цель видит в том, чтобы помочь различным государствам - членам Совета Европы сориентировать национальное законодательство и правоприменительную практику в сторону улучшения условий и гарантий работы адвокатов в полном соответствии с европейскими принципа-

ми верховенства закона, уважения прав человека и права людей на независимое и справедливое судебное разбирательство.

17. Судебная практика свидетельствует о том, что значительная доля жалоб, связанных с вызовом адвокатов на допрос в качестве свидетелей по делам их клиентов, имеет отношение к Российской Федерации. Известны случаи жалоб российских адвокатов на неправомерные попытки правоохранительных органов оценить размер гонорара адвоката и ограничить его выплату с последующим уголовным преследованием.

18. Следует заметить, что адвокаты сталкиваются с проблемами разной степени сложности при выполнении своих профессиональных обязанностей в различных европейских регионах, включая Запад, Балканы и южные регионы. Случаи обысков в офисах адвокатов имели место, например, во Франции. Число обысков юристов и их офисов во Французской Республике растет: 26 случаев в 2016 году, 31 - в 2017 году, 44 - в 2018 году.

19. В Нидерландах убийство адвоката, представлявшего ключевого свидетеля по делу против местной организованной преступной группировки, в сентябре 2019 года вызвало широкий резонанс.3 За этим в августе 2020 года последовал инцидент со стрельбой в другой юридической фирме.4 В связи с этими инцидентами Нидерландская ассоциация адвокатов указала на особую опасность, которой подвергаются адвокаты при исполнении своих обязанностей,5 и подчеркнула необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению их безопасности.6

20. Известная своей медлительностью система правосудия Италии, работа которой послужила причиной вынесения Европейским судом по правам человека многочисленных решений о нарушениях, осложняет адвокатам предоставление эффективной помощи своим клиентам. Судебные разбирательства в Италии часто идут годами. Это затрагивает не только стороны процесса, но и адвокатов.

21. Сербская и Белградская коллегии адвокатов выразили обеспокоенность по поводу риска

3 «Dutch gangster case: Shock at murder of lawyer Derk Wiersum», BBC News, 18 сентября 2019.

4 «Shots Fired at Amsterdam Attorney's Office», NL Times, 7 августа 2020.

5 See https://www.advocatenorde.nl/nieuws/reactie-nova-beschieting-amsterdams-advocatenkantoor

6 See https://www.advocatenorde.nl/nieuws/nctv-na-moord-wiersum-is-weerbaarheid-advocaten-van-groot-belang

применения насилия в отношении адвокатов. В июле 2018 года был убит сербский адвокат.7

22. В Греции сообщалось, что в отношении нескольких адвокатов были начаты расследования после мониторинга ситуации с возможными вытеснениями мигрантов в регионе Эврос. Утверждается также, что адвокаты, представляющие заявителей в Страсбургском суде, подвергались преследованиям со стороны правоохранительных органов.8

23. Проект закона о внесении изменений и дополнений в закон «О мерах по противодействию отмыванию денежных средств», представленный Народному собранию Республики Болгарии в феврале 2019 года, вызвал серьезную озабоченность болгарского юридического сообщества. Волна протестов представителей этой профессии против обязанности передавать данные о своих клиентах в Государственное Агентство Национальной Безопасности, в состав которого входит подразделение финансовой разведки, ответственное за прием и анализ сообщений о подозрительных операциях, которые могут быть связаны с отмыванием денег, получила широкое освещение в национальных СМИ.9

24. В 2019 году около 40 национальных и международных объединений адвокатов опубликовали совместное заявление о положении адвокатов в Турции, в котором было заявлено, что с июля 2016 года 1546 турецких адвокатов подверглись уголовному преследованию, а 594 адвоката были арестованы.10 Можно также напомнить, что Уголовно-процессуальный кодекс Турции и Закон об исполнении приговоров и мерах безопасности позволяют полиции запрещать адвокатам встречаться со своими клиентами в течение первых 24 часов их содержания под стражей в полиции.

25. Вызывает беспокойство значительный рост случаев вмешательства в дела адвокатов или давления на них в странах Восточной Европы. Несмотря на увеличение числа профессиональных

7 МС, Сербия: убийство адвоката должно быть срочно расследовано, 30 июля 2018 года.

8 Управление Комиссара Совета Европы по правам человека, Круглый стол по вопросам правозащитников в регионе Совета Европы: текущие вызовы и возможные решения, Хельсинки, 13-14 декабря 2018 года (доклад CommDH (2019)10 от 29 марта 2019 года).

9 См. примеры:« Протест на адвокати заради нови правила за пране на пари», BTV Novinite, 22 февраля 2019; «Ралица Негенцова: Има опити за политизиране в адвокатурата» Болгарское национальное радио, 25 февраля 2019,; «Адвокати отново излязоха на протест», Dark News,22 февраля 2019; «Адвокати поискаха оставката на Вис-шия адвокатски съвет», Mediapool, 24 февраля 2019.

10 См. «Avocats barreau de Paris», Международный туристический портал по опасным ситуациям в Турции, 24 января 2019 года. См. Также Глобальный обзор по защите прав и нарушению прав адвокатов.

адвокатов в Азербайджане, самое низкое среди государств - членов количество адвокатов в стране на душу населения по-прежнему остается поводом для беспокойства.11 Поступали сообщения о ряде дисциплинарных дел, возбужденных против адвокатов, и о задержании адвокатов по обвинению в финансовых нарушениях. Суд указал правительству на соответствующие общие меры, которые оно должно предпринять, чтобы защитить адвокатов.

26. На Украине вызывают беспокойство случаи запугивания, преследования и физические посягательства на адвокатов, а также непроведение расследований нападений.12 И таких дел становится все больше; они приобрели широкомасштабный и систематический характер.13 Имеют место убийства адвокатов, которые не всегда должным образом расследуются, злоупотребление уголовно-процессуальными действиями для наказания адвокатов или отстранения их от некоторых дел; незаконный мониторинг бесед клиентов со своими адвокатами, допросы адвокатов в качестве свидетелей по уголовным делам их клиентов.

27. В феврале 2016 года парламент Польши внёс поправки в Закон о полиции, чтобы предоставить государственным органам право доступа к интернет-данным, в том числе, к содержанию сообщений. В соответствии с этим законом суды теперь могут разрешить вести скрытое наблюдение на срок до трех месяцев, который может быть продлен до 18 месяцев, на основании широкого списка подозреваемых в преступлениях лиц, без обязательного рассмотрения вопроса о необходимости установления наблюдения. Эти поправки также предоставляют полиции прямой доступ к метаданным без постановления суда. Конфиденциальность информации, защищенной адвокатскими привилегиями, также находится под угрозой. Например, поправки не запрещают наблюдать за общением между адвокатом и подзащитным в уголовных делах.

11 В 2016 году, до увеличения, оно составляло 9 адвокатов на каждые 100 000 населения; второе самое низкое соотношение составило 46: 100 000 в Боснии и Герцеговине: «Европейские судебные системы -издание 2018 года (данные за 2016 год): эффективность и качество правосудия», Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ).

12 МС, Украина: уголовное дело в отношении адвоката Андрея До-манского вызывает обеспокоенность , 12 апреля 2019 года; МС, Украина: МС подчеркивает необходимость обеспечения безопасности адвокатов и независимой адвокатуры, 12 марта 2019 года.

13 См. Украинская национальная коллегия адвокатов (UNBA), На-

рушения работы адвокатов, 2013-2018; Смотрите также, UNBA, Без-

защитные защитники 13 мая 2019.

3. Принципы и нормы, применимые к исполнению адвокатами своих профессиональных обязанностей

28. Рекомендация Ассамблеи 2121 (2018) призывала разработать конвенцию о профессии адвоката, основанную на стандартах, изложенных в Рекомендации № R (2000)21 Комитета министров. В этой последней рекомендации изложены шесть «принципов», каждый из которых сопровождается подробными указаниями по их применению на практике. Эти «принципы» формулируются следующим образом:

- Общие принципы свободы осуществления профессии адвоката;

- Юридическое образование, обучение и доступ к профессии;

- Роль и обязанности адвокатов;

- Доступ к услугам адвоката для всех лиц;

- Объединения;

- Дисциплинарное производство.

3.1. Принцип I: Общие принципы свободы осуществления профессии адвоката

29. Первый «принцип» Рекомендации № R (2000)21 устанавливает ряд «общих принципов», в частности, следующие.

3.1.1. Свобода осуществления профессии адвоката

30. Это можно считать основополагающим принципом, лежащим в основе всей рекомендации: «Следует принять все необходимые меры в целях соблюдения, защиты и продвижения свободы осуществления профессии адвоката при отсутствии дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны государственных органов или общественности». Государствам следует стремиться к созданию эффективной, сбалансированной системы налогообложения, пенсионного обеспечения и других социальных льгот для адвокатов на основе их принадлежности к профессии адвоката.

3.1.2. Разрешение о допуске к адвокатской практике

31. Решения о допуске к адвокатской практике или о вступлении в профессию должны быть приняты независимым органом. Такие решения, независимо от того, приняты ли они независимым органом или нет, должны быть рассмотрены независимым и беспристрастным судебным органом.

3.1.3. Свобода убеждений, выражения мнений, свобода передвижения, свобода собраний и объединений

32. Эти свободы важны для адвокатов, которые, в частности, «должны иметь право принимать участие в общественных обсуждениях по

вопросам, связанным с правом и отправлением правосудия, а также правом предлагать законодательные реформы».

3.1.4 Свобода от санкций или давления

33. К адвокатам не должны применяться санкции, давление либо угрозы таких санкций или давления, если они действуют в соответствии со своими профессиональными стандартами. Для того чтобы адвокаты могли эффективно выполнять свою роль в защите прав лиц, они должны иметь возможность консультировать и представлять интересы своих клиентов в соответствии с внутренним законодательством соответствующего государства, а также с установленными профессиональными стандартами, без каких-либо ограничений, влияния, давления, угроз или неправомерного вмешательства с любой стороны. Адвокаты не должны отождествляться со своими клиентами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Это также означает, что адвокат не должен допрашиваться в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении своего клиента на любом этапе судопроизводства.

35. Если безопасность адвокатов находится под угрозой в результате выполнения ими своих функций, они должны быть надлежащим образом защищены властями.

3.1.5. Доступ адвокатов к своим клиентам

36. Адвокаты должны иметь доступ к своим клиентам, в частности, к лицам, лишенным свободы. Адвокаты (а) должны иметь возможность выполнять все свои профессиональные функции без запугиваний, помех, преследований или ненадлежащего вмешательства; (Ь) должны иметь возможность путешествовать и свободно консультировать своих клиентов как в своей стране, так и за рубежом. Доступ адвокатов к задержанным является особенно важным в качестве защиты от пыток и других видов незаконного жестокого об-ращения.14

3.1.6. Конфиденциальность в отношениях адвоката и его клиентов

37. Необходимо соблюдать конфиденциальность в отношениях адвоката с его клиентами.15

14 См., в частности, Резолюцию 2154 (2017) Ассамблеи и, в частности, пункт 7 доклада (док. 14267 ) об обеспечении доступа задержанных к адвокатам; См. также Расул Джафаров против Азербайджана, № 69981/14, 17 марта 2016 года; Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН (правила Манделы), правила 119120, 2015.

15 Профессиональная адвокатская привилегия и право на сохранение тайны между адвокатами и их клиентами при любых обстоятельствах защищены статьей 8 (право на частную жизнь) Конвенции и по своей сути связаны с правом обвиняемых лиц не обвинять себя в соответствии со статьей 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции. См. также: Резолюция 2154 (2017); Основные принципы ООН, пункт 22.

В связи с этим основные принципы ООН требуют, чтобы правительства признавали и обеспечивали конфиденциальный характер любых контактов между адвокатами и их клиентами в рамках профессиональных отношений (Принцип 22). К сожалению, адвокаты, защищающие политических заключенных или обвиняемых в терроризме, зачастую подвергаются преследованиям и незаконным обыскам, а их документы, мобильные телефоны и другие электронные устройства часто подвергаются проверке.16

38. Это право закреплено в практике Страс-бургского суда, в частности, на основании статьи 8 Конвенции (право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции). Исключения, допускающие вмешательство в это право, должны быть четко определены в соответствии с законом и быть строго необходимыми в демократическом обществе, например, в целях национальной безопасности, предотвращения беспорядков или преступлений или защиты прав и свобод других лиц.

39. Например, в деле Лоран против Франции17 Суд постановил, что действия сотрудника полиции, взявшего для проверки документы, которые адвокат передал своим клиентам, находившимся в тот момент под конвоем полиции, не отвечали насущной социальной необходимости и, следовательно, не были необходимы в демократическом обществе в значении статьи 8. Дело Прутеану против Румынии18 было связано с прослушиванием телефонных разговоров адвоката, отсутствием у последнего возможности оспорить его законность, потребовать, чтобы записи разговоров были уничтожены. ЕСПЧ постановил, что имело место нарушение статьи 8 Конвенции, расценив степень вмешательства не соразмерной интересам закона, а именно необходимости установления истины в рамках уголовного процесса.

40. Суд, в частности, указал, что прослушивание телефонных переговоров адвоката и его клиента, несомненно, влечет нарушение адвокатской тайны, составляющей основу их доверительных отношений. Соблюдение конфиденциальности информации, полученной адвокатом от своего клиента (профессиональная тайна), имеет первостепенное значение. Согласно Конвенции не до-

16 Письмо Рабочей группы по произвольным задержаниям; Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов; и Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, 22 октября 2018 года.

17 Лоран против Франции, App. No. 28798/13, 24 мая 2018 года [только на французском языке].

18 Прутеану против Румынии, App. No. 30181/05, 3 февраля 2015 г.

[только на французском языке].

пускается никакого вмешательства со стороны публичных властей в осуществление права, защищенного статьей 8, «за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

41. Следует отметить, что развитие современных цифровых технологий и технологий аудиовизуального контроля создает новые проблемы для конфиденциальности отношений адвоката с клиентами и требует совершенствования соответствующего правового регулирования.

42. Обыски и конфискации в офисе адвоката, несомненно, нарушают профессиональные привилегии, лежащие в основе доверительных отношений, существующих между адвокатом и его клиентом, и вытекающее из них право доверителя адвоката не свидетельствовать против себя. При этом если законодательство страны предусматривает возможность обыска адвокатских помещений, это обязательно должно сопровождаться специальными гарантиями с целью предотвращения любого произвола или нарушения их профессиональных привилегий, а также права на уважение их личной и семейной жизни.19

43. Суд неоднократно заявлял, что Договаривающиеся государства могут счесть необходимым прибегнуть к обыску и изъятию для получения вещественных доказательств по некоторым преступлениям. Однако причины для обоснования таких мер должны быть «важными» и «убедительными», при соблюдении принципа соразмерности. Соответствующее законодательство и правоприменительная практика должны предоставить гражданам адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений властью. В ордерах на обыск необходимо указать, какие объекты или документы предполагается найти, и какое значение они могут иметь для следствия, в них также должны быть указаны и обоснованы причины, приведшие следователя к выводу, что доказательства могут быть найдены в кабинете адво-ката.20

19 Андре и другие против Франции, App. No.18603/03, 24 июля 2008.

20 Голован против Украины, App. No.41716/06, 5 июля 2012; Илья Стефанов против Болгарии, App. No. 65755/01, 22 мая 2008; Смирнов против России, App.No.1362/01, 7 июня 2007; Ван Россем против Бельгии, App.No. 41872/98, 9 декабря 2004 [только на французском языке].

44. Другой важной гарантией является присутствие и эффективное участие независимого наблюдателя в ходе обыска в офисе адвоката, чтобы гарантировать, что не будут удалены материалы, подпадающие под профессиональную адвокатскую привилегию, или не будут подброшены фальшивые улики. Чтобы эффективно участвовать в процедуре, такой наблюдатель должен иметь необходимую юридическую квалификаци-ю.21 Кроме того, наблюдатель также связан обязательством по соблюдению тайны адвокатско-кли-ентских отношений, чтобы гарантировать защиту конфиденциальных материалов и прав третьих лиц. Наконец, наблюдатель должен быть наделен необходимыми полномочиями, чтобы иметь возможность предотвратить в ходе процедуры любое возможное нарушение.22 Кроме того, необходимо также гарантировать личное присутствие адвоката во время производства обыска и выемки; а обыск должен проводиться под надзором следственного судьи.23

3.1.7. Доступ к суду

45. Адвокатам не должно быть отказано в доступе к суду, в котором они уполномочены выступать. При защите прав и интересов своих клиентов адвокаты должны иметь доступ ко всем относящимся к делу документам.

46. Компетентные органы обязаны обеспечить адвокатам своевременный доступ к соответствующей информации, файлам и документам, которые у них имеются или находятся под контролем, чтобы адвокаты могли оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен быть предоставлен в ближайшее возможное время. Сюда относится также возможность беспрепятственного доступа в здания государственных органов и учреждений в связи с осуществлением адвокатами своей профессиональной деятельности по предъявлении удостоверения адвоката.

3.1.8. Равное уважение со стороны суда

47. Суд должен с равным уважением относиться ко всем сторонам, участвующим в одном и том же деле. В этом проявляется принцип равенства сторон, что является важнейшим требованием права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции). Это особенно важно при рассмотрении уголовных дел, в которых гражда-

21 Колесниченко против России, App. No. 19856/04, 9 апреля 2009; Алексанян против России, App. No.46468/06, 22 декабря 2008; Илья Стефанов против Болгарии, App. No. 65755/01, 22 мая 2008.

22 Голован против Украины, App. No. 41716/06, 5 июля 2012.

23 Servulo & Associados - Sociedade de Advogados, RL & другие против Португалии, App. № 27013/10, 3 сентября 2015 года [только на французском языке].

нин противостоит государству, что подвергает его потенциальному риску применения таких жестких санкций, как тюремное заключение. Прокуроры в суде не должны иметь преимуществ перед защитой. Адвокатам часто требуются дополнительные гарантии для реализации принципа состязательности.

3.2. Принцип II: Юридическое образование, обучение и доступ к профессии

48. Данный принцип подчеркивает запрет на дискриминацию, указанный в Принципе I. Он предусматривает, что в получении юридического образования, в доступе к профессии и в осуществлении профессии адвоката не может быть отказано, в частности, на основании пола или сексуальных предпочтений, расы, цвета кожи, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, из-за имущественного положения, врожденной или физической инвалидности. Кроме того, в 2020 году, спустя 20 лет после составления Рекомендации № R(2000)21, возможно, следует расширить список запрещенных оснований для дискриминации.

49. Вступление в профессию должно быть обусловлено требованием «высокого уровня правовой подготовки и моральных качеств», а также обеспечения непрерывного обучения адвокатов. Как базовое, так и непрерывное образование должно быть направлено на укрепление юридических навыков и повышение осведомленности о вопросах этики и прав человека, а также должно учить адвокатов уважать, защищать и отстаивать права и интересы своих клиентов и поддерживать надлежащее отправление правосудия.

3.3. Принцип III: Роль и обязанности адвокатов

50. Роль и обязанности адвокатов должны быть предусмотрены профессиональными стандартами и кодексами поведения, которые должны быть разработаны коллегией адвокатов или другими профессиональными объединениями адвокатов. Такие стандарты и кодексы должны, в частности, обеспечить, чтобы адвокаты действовали независимо, добросовестно и честно и соблюдали профессиональную тайну, за нарушение которой, без согласия клиента, должны быть предусмотрены соответствующие санкции. При оказании юридической помощи в суде и других ситуациях адвокаты обязаны соблюдать требования закона и этические нормы, которые изложены в соответствующих правилах и положениях. Адвокаты должны уважать судебную систему, а

их поведение в суде должно соответствовать применимым правилам и стандартам.

3.4. Принцип IV: Доступ к услугам адвокатов для всех лиц

51. Применительно к статье 6 Конвенции, которая защищает право на юридическую помощь в уголовном процессе, этот принцип призывает к принятию «всех необходимых мер», чтобы обеспечить доступ всех, в том числе лиц, находящихся в «экономически невыгодном положении», к услугам независимых адвокатов. Обязанности и добросовестность адвокатов по отношению к своим клиентам не должны зависеть от того, оплачиваются ли их услуги в частном порядке или за счет государственных средств.

3.5. Принцип V: Объединения

52. Приветствуется членство в профессиональных объединениях, призванных укреплять профессиональные стандарты и защищать независимость и интересы адвокатов. Такие объединения должны быть самоуправляемыми и независимыми, и их роль следует уважать. Среди прочего, следует рекомендовать профессиональным объединениям «поощрять и поддерживать законодательные реформы, а также дискуссии о действующем и предлагаемом законодательстве» и «сотрудничать с адвокатами из других стран в целях продвижения роли адвокатов, в частности, посредством учета работы международных организаций адвокатов, а также международных межправительственных и неправительственных организаций».

53. Во многих государствах коллегии адвокатов являются профессиональными адвокатскими сообществами, и, как институты гражданского общества, они не являются частью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В то же время в некоторых государствах коллегии адвокатов не представлены в квалификационных комиссиях судейского сообщества. Эту ситуацию необходимо исправить, тем более, что члены судейского сообщества, наоборот, принимают активное участие в работе квалификационных комиссий коллегий адвокатов.

3.6. Принцип VI: Дисциплинарное производство

54. В этом принципе указано, что «в случае если адвокаты не соблюдают профессиональные стандарты, следует принимать надлежащие меры, включая возбуждение дисциплинарного производства», за которые должны отвечать коллегии адвокатов или другие профессиональные объединения адвокатов. Дисциплинарное производство должно проводиться при условии со-

блюдения процессуальных гарантий, предусмотренных Конвенцией. При применении любых санкций следует руководствоваться принципом пропорциональности.

3.7. Краткое изложение принципов, установленных международными документами

55. На слушаниях 30 января 2020 года г-жа Слазак представила полезное сообщение о ключевых принципах основных международных документов, а именно Основных принципов ООН, касающихся роли юристов 1990 года, и Рекомендации R (2000)21 Комитета министров о свободном осуществлении профессии адвоката, в которых установлен ряд основных принципов, а именно: власти не должны применять санкции, угрозы, оказывать давление на адвокатов за правильное выполнение ими своих профессиональных обязанностей; власти не должны неправомерно вмешиваться в работу адвокатов; власти должны соблюдать конфиденциальность отношений адвоката с клиентом; решение о вступлении кандидатов в профессию должно приниматься независимым органом; в полной мере должно соблюдаться право адвокатов на свободу убеждений, объединений и выражения мнений, в том числе на выражение своих взглядов по вопросам, касающимся правосудия и правовых реформ; адвокаты должны иметь свободный доступ к своим клиентам, особенно при задержании, и свободный доступ к судам и материалам дела; и каждый должен иметь доступ к адвокату, включая лиц, находящихся в экономически невыгодном положении.

3.8. Особые ситуации

56. Определенные обстоятельства могут оправдывать большие ограничения прав адвокатов. В Рекомендации Комитета министров о правах человека и борьбе с терроризмом (2002) признано, например, что «особенности, связанные с борьбой против терроризма, могут, тем не менее, обуславливать отдельные ограничения права на защиту», в частности, в том, что касается условий доступа к адвокату и контактов с ним и условий ознакомления с делом (Принцип 1Х.3.). Они также могут оправдывать досмотр сообщений между адвокатом и его клиентом (Принцип Х1.2.). Эти ограничения потенциально открыты для злоупотреблений, учитывая отсутствие общепризнанного определения терроризма. Национальные власти обязаны принять все необходимые меры для предотвращения и защиты от терроризма. Однако недопустимо незаконно использовать адвокатов и вмешиваться в их профессиональную деятельность для достижения этой цели.

4. Защита адвокатов и юридической профессии: роль Совета Европы

57. Хотя международно-правовые документы однозначно запрещают неоправданное вмешательство в адвокатскую деятельность, невозможно исчерпывающим образом определить конкретные действия, которые представляют собой запрещенное «вмешательство». В зависимости от ситуации власти могут быть оправданы за «вмешательство» в некоторые права адвокатов. Вопрос о том, является ли это «вмешательство» нарушением, часто зависит от того, является оно соразмерным или нет. Необходимо создать надежный механизм раннего предупреждения и предотвращения непосредственных угроз безопасности и независимости профессиональных адвокатов.

58. Содействие полному осуществлению прав адвокатов и их защите в качестве правозащитников также является приоритетом для Комиссара по правам человека посредством участия третьих сторон в Суде, консультаций с правозащитниками, сотрудничества с другими международными партнерами и в рамках диалога с государствами -членами.24

59. Совет Европы оказывает профессиональную помощь адвокатам и профессиональным объединениям. Комитет министров согласился с Ассамблеей в том, что имплементацию Рекомендации № R (2000)21 можно улучшить с помощью образовательных программ в рамках деятельности организации по сотрудничеству, и призвал все департаменты активизировать свои усилия в этой области. Мероприятия по сотрудничеству, касающиеся адвокатов, их профессиональных объединений и их подготовки, направлены на приведение национальных законов и правил в соответствие с европейскими стандартами. В более общем плане, Европейская программа обучения в области прав человека для представителей юридических профессий (HELP) оказывает поддержку государствам - членам в имплемента-ции Конвенции на национальном уровне путем расширения возможностей судей, адвокатов и прокуроров по применению Конвенции в своей повседневной работе.25 На состоявшейся 8 июля 2020 года видеоконференции под эгидой HELP была озвучена следующая статистика по приросту количества пользователей электронной платформы данной программы (по состоянию на июнь 2020 г.): Франция - 10426, Турция - 5322, Ис-

24 Ответ Комитета министров на Рекомендацию 2085 (2016), Doc. 14285, 10 апреля 2017 года.

25 Для получения дополнительной информации см. https://www. coe.int/en/web/help/home?desktop=true.

пания - 5228, Украина - 4069, Италия - 3942, Россия - 3716, Великобритания - 3060, Греция - 2875.

5. Возможная конвенция Совета Европы о профессии адвоката

60. Как отмечалось выше, Комитет министров уже ответил на Рекомендацию 2121(2018) Ассамблеи и поручил Европейскому комитету по правовому сотрудничеству (CDCJ) подготовить исследование о целесообразности разработки конвенции, включая следующие вопросы:

- выявление возможной дополнительной ценности разработки конвенции с учетом защиты, обеспечиваемой другими документами Совета Европы, в частности, Европейской конвенцией о правах человека и прецедентным правом Европейского суда по правам человека;

- выявление и оценка возможных альтернатив разработки конвенции, включая, например, новую рекомендацию или руководящие принципы;

- описание, в случае необходимости и в зависимости от выводов по пунктам а и Ь, ориентировочной концепции с точки зрения персональной и материально-правовой сферы применения конвенции;

- составление, в случае необходимости и в зависимости от выводов по пунктам а и Ь, предварительного плана по проекту мандата комитета экспертов, отвечающего за разработку конвенции, и предоставление рекомендаций относительно соответствующих методов работы.

61. Рекомендация 2121 (2018) также предполагает, что работа над новой конвенцией должна основываться на Рекомендации № R (2000)21, принимая во внимание другие соответствующие тексты, в том числе Хартию основополагающих принципов Европейских юристов Совета адвокатских объединений и юридических обществ Европы, Туринские принципы профессионального поведения для юристов в 21-м веке Международной ассоциации юристов и Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, Международные принципы поведения юристов и Руководство по установлению и поддержанию процедур обжалования и рассмотрения дисциплинарных вопросов

Международной ассоциации юристов. Разумеется, при работе над будущей конвенцией будет приниматься во внимание прецедентное право Суда, «Контрольный список для соблюдения верховенства права» Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и выводы в рамках Специальных процедур Совета по правам человека Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов и Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников. Прошло уже почти 20 лет с тех пор, как была подготовлена рекомендация Комитета министров, и, как отмечается в Рекомендации 2121 (2018), могут существовать области, в которых она может быть доработана и обновлена.

6. Выводы

62. Продолжающиеся сообщения о том, что адвокатам угрожают, лишают лицензий, ограничивают их в правах, и даже хуже, вызывают серьезное беспокойство как сами по себе, так и в более широком контексте защиты прав человека и верховенства права. В то время как Совет Европы рассматривает вопрос о целесообразности принятия европейской конвенции о профессии адвоката, важно, чтобы Ассамблея была в курсе таких угроз и реагировала на них. Поэтому целью настоящего доклада было рассмотреть последние события в государствах - членах, чтобы дать полезные рекомендации государствам - членам, поддержать работу других органов и механизмов Совета Европы и продолжить оказывать содействие Комитету Министров в его усилиях по принятию новой конвенции.

63. Кроме того, важно, чтобы органы Совета Европы ясно заявили, что любое незаконное вмешательство в работу адвоката, и особенно угрозы в их адрес и преследования адвокатов за их профессиональную деятельность, когда адвокат идентифицируется с подзащитным и, исходя из этого, считается помощником в совершении преступления, может рассматриваться как грубое нарушение права на справедливое судебное разбирательство, и его следует предотвращать, применяя, при необходимости, соответствующие санкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.