потоками является крайне важным и актуальным направлением в работе организации, так как недостаточное внимание к данной проблеме приводит либо к избытку, либо к недостатку денежных средств.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что достоинством использования прямого метода является возможность оценки общей суммы прихода и расхода денежных средств организации, как в целом, так и в разрезе трех основных видов деятельности. Но при этом данный метод имеет серьезный недостаток, так как не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах организации. Таким образом, анализ движения денежных средств, выполненный прямым методом, обязательно должен быть дополнен информацией о причинах расхождения прибыли и изменения денежных средств, что позволяет оценить косвенный метод.
Источники:
1. Бертонеш, М. Управление денежными потоками (пер. с англ. Бугаевой Е.). / М. Бертонеш, Р. Найт - Питер: 2004.
- 240 с.
2. Бланк, И. А. Управление финансовой стабилизацией предприятия/ И. А. Бланк.- К.: НикаЦентр, Эльга, 2003.- 485
с.
3. Бочаров, В. В. Финансовый анализ : Учеб. пособие / В. В. Бочаров - СПб. : Питер, 2014. - 240 с.
4. Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами: пер. с англ. / Дж.К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика, 1999.
- 800 с.
5. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью /В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2016. - 336 с.
6. Кузина, А.Ф. Актуальные вопросы формирования отчета о движении денежных средств / А.Ф. Кузина, А. Плотникова, М.И. Ленкова М.И. // Материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика», Краснодар, 2017, С. 185-189
7. Муллинова, С.А. Роль показателей движения основных средств на величину денежного потока организации / С.А. Муллинова, С.С. Морозкина, Д.М. Кагазежева // М.: Экономика и предпринимательство, 2017, - С. 581-585
Sources:
1. Bertones, M. cash flow Management (translated from English. Bugaeva E.). / Bertones M., R. Knight, Peter: 2004. - 240
P-
2. The form, I. A. Management of financial stabilization of the enterprise/ I. A. Blank.- K.: Nakasentro, Elga, 2003.- 485 p.
3. Bocharov, V. V. Financial analysis : Studies. the manual / V. V. Bocharov, St. Petersburg. : Peter, 2014. - 240 p.
4. Van Horn, George.C. basics of financial management: TRANS.from English. / J.K. Van Horn. - Moscow: Finance and statistics, 1999. - 800 p.
5. Kovalev V. V. Cash flow, profit and profitability management /V. V. Kovalev. - M.: Prospect, 2016. - 336 p.
6. Kuzina, A. F. Topical issues of cash flow statement formation / A. F. Kuzina, A. Plotnikova, M. I. Lenkova, M. I. // Proceedings of the III International scientific and practical conference "Actual issues of Economics and management: theory and practice", Krasnodar, 2017, Pp. 185-189
7. Malinova, S. A. the Role of indicators the asset on the cash flow of the organization / S. A. Malinova, S. S. Morozkina, D. M. Kagazezheva // M.: Economics and entrepreneurship, 2017, - Pp. 581-585
М.А. Пантелеева - Аспирант кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],
M.A. Panteleeva - Postgraduate student of the department of institutional economics and investment management, Kuban State Agrarian University;
Н.В. Климова - профессор кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],
N. V. Klimova - Professor of the department of institutional economics and investment management, Kuban State Agrarian University.
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЗЕРНОВЫМИ
КУЛЬТУРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF THE GRAIN MARKET AND FOREIGN TRADE IN CEREALS
OF RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения протекционистских и либеральных принципов государственного регулирования зернового рынка и внешней торговли зерновыми культурами, раскрываются понятия протекционизма и либерализма, изложены достоинства и недостатки либеральной и протекционистской государственной политики, проводится анализ динамики экспорта и импорта зерновых культур России. Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной экономике часто встречается применение либеральных или протекционистских принципов. Основная суть и тех, и других принципов стремится либо предоставить свободу экономическим субъектам и процессам, либо ее ограничить. Однако комплексность, взаимозависимость и взаимосвязанность элементов торговли не дают однозначного ответа на вопрос, являются ли применяемые принципы оптимальными или применение противоположных мер позволило бы улучшить ситуацию в экономике, усилить ее и сделать более устойчивой.
Annotation. The article discusses the application of protectionist and liberal principles of state regulation of the grain market and foreign trade in grain crops, discloses the concepts of protectionism and liberalism, outlines the advantages and disadvantages of liberal and protectionist government policies, analyzes the dynamics of export and import of grain crops in Russia. The relevance of this study lies in the fact that the use of liberal or protectionist principles is often encountered in the modern economy. The basic essence of both those and other principles seek either to give freedom to economic entities and processes, or to limit it. However, the complexity, interdependence and interconnectedness of the elements of trade do not give an unambiguous answer to the question whether the principles used are optimal or the use of opposing measures would improve the situation in the economy, strengthen it and make it more sustainable.
Ключевые слова: либеральные и протекционистские принципы, экспорт, импорт, зерновой рынок, сельское хозяйство.
Keywords: liberal and protectionist principles, export, import, grain market, agriculture.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной экономике часто встречается применение либеральных или протекционистских принципов. Основная суть и тех, и других принципов стремится либо предоставить свободу экономическим субъектам и процессам, либо ее ограничить. Однако комплексность, взаимозависимость и взаимосвязанность элементов торговли не дают однозначного ответа на вопрос, являются ли применяемые принципы оптимальными или применении противоположных мер позволило бы улучшить ситуацию в экономике, усилить ее и сделать более устойчивой.
Все это заставляет участников рынка прибегать к разработке и применению различных мер по регулированию экономических процессов. Основными направлениями в плане регулирования экономической политики и хозяйственного устройства являются протекционизм и либерализм. Эти принципы являют собой противоположные представления об оптимальном способе регулирования экономики и хозяйственного устройства.
Условно можно выделить два подхода к регулированию политики государства, жизни общества, а также линии поведения на мировом рынке: протекционизм и либерализм. Политика протекционизма означает осуществление системы мер по защите того или иного сектора экономики или экономики в целом от внешних конкурентов. Существует несколько определений понятия протекционизм. Согласно Адаму Смиту - основоположнику протекционизма - протекционизм является экономической политикой государства, которая выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводится в интересах коммерсантов.
По мнению Цедилина Л.И. протекционизм - это внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных товаров и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей.
В общем виде протекционизм с точки зрения экономики представляет собой защиту национальных производителей и вытеснение импортной продукции с отечественного рынка. Из данного определения вытекает следующее: протекционизм - это модель экономического роста, протекционизм - это модель внешнеэкономической политики.
Ввиду выше изложенных определений протекционизма, считаем целесообразным исходить из того, что протекционизм представляет собой государственную политику, предполагающую применение различных инструментов по ограничению импорта и влияния зарубежных государств на отечественный рынок и жизнь общества с целью улучшения благосостояния страны, снижения безработицы и улучшения социальных показателей.
Политика протекционизма способствует развитию национального агропромышленного комплекса. Однако, нерациональное применение протекционистских принципов также может привести к возникновению монополий, стагнации экономики и снижению конкурентоспособности на внутреннем рынке. Основными инструментами ограничения импорта являются таможенные тарифы, импортные и экспортные квоты, нетарифные барьеры, валютные ограничения и т.п., представленные на рисунке 1.
Современные средства протекционизма
Тарифные ограничения
Нетарифные ограничения
Меры финансо- Админист ративное регламентирование
вого воздействия Запрещено (эмбарго) Количественное ограничение Предписания таможенных органов
Рис. 1. Современные средства протекционизма
В настоящее время широко используются нетарифные ограничения импорта и селективный характер протекционистских мер, который заключается в защите конкретных отраслей экономики [1].
Изменяющаяся конъюнктура мирового рынка заставляет правительства вводить протекционистские меры в качестве структурных элементов экономической политики для защиты национальных производителей и их адаптации к данным изменениям.
Внешнеэкономическая политика протекционизма имеет для экономики зернового рынка и общества как преимущества, так и недостатки. К преимуществам протекционизма относят следующие функции: защита отечественных товаров от конкуренции импортных; поддержка молодых отраслей агропромышленного комплекса; создание рабочих мест на рынке зерна; обеспечение экономической и национальной продовольственной безопасности государства; недопущение переориентации потребительского спроса с отечественных товаров на импортные; формирование государственных доходов; поддержание на требуемом уровне торгового баланса страны [3]. Недостатки протекционизма в экономике выражаются в следующем: замедление научно-технического прогресса; снижение конкуренции со стороны зарубежных компаний; повышение цен не только на импортные, но и на аналогичные сельскохозяйственные товары отечественного производства; перераспределение доходов потребителей в пользу государства.
По мнению ряда экономистов, ограничительные меры вводятся для решения следующих задач: -поддержка начинающей отрасли агропромышленного комплекса или продукта в ранней стадии жизненного цикла товара, получения передышки в период модернизации отрасли; -обеспечение национальной продовольственной безопасности;
-обеспечение экономической безопасности страны в форме самообеспеченности экономики страны продуктами сельского хозяйства и её устойчивости;
-диверсификация сельскохозяйственного производства ради стабильности, укрепление политической и экономической независимости страны;
-увеличение и защита уровня занятости населения страны, защита со стороны более дешевой иностранной рабочей силы;
-защита от демпинга со стороны стран, реализующих сельскохозяйственные проукты в чужой стране ниже себестоимости с целью уничтожения конкурента или установки монопольного положения;
-улучшение платежного баланса, сокращение внешнеторгового дефицита из-за сокращения объёма импорта;
-увеличение количества продаж отечественных сельскохозяйственных товаров и услуг; -пополнение дохода государственного бюджета страны за счет таможенных платежей; -пополнение дохода местного бюджета в связи с дополнительной прибылью местных производителей; -снижение потерь от несовершенной конкуренции со стороны иностранных производителей; -обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан за счет продажи продукции подконтрольной государственным органам.
Таким образом, протекционизм позволяет решить многие социально и экономически важные задачи агропромышленного комплекса. В противоположность протекционизму некоторые ученые выступают за либерализм. Либерализм — это политика устранения барьеров в процессе торговли и на пути международного обмена. В основе либерализации внешней торговли заложен принцип свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате отмены ограничений должны выиграть все государства-участники мировой торговли.
Экономический либерализм также выступает за право на собственность. Свободное частное предпринимательство является целью экономического либерализма. При либерализме основным принципом организации экономических и торговых отношений является невмешательство государства в хозяйственную деятельность компании, в том числе и сельскохозяйственных, отмена государственных субсидий, а также отмена экономических и юридических барьеров на рынке зерна. Согласно политики либерализма, рынок не нуждается в регулировании со стороны государства, так как способен самоорганизоваться. Стоит отметить, что позиция либералов относительно монополий различается. Одни либералы отмечают, что государственный надзор необходимо оставить только для регулирования деятельности монополий, в то время как другие либералы считают, что монополии являются следствием действий государства. При этом рыночная цена, по мнению либералов, должна определяться за счет уравновешивания спроса и предложения без какого-либо влияния государства. Однако, при этом неизбежно возникновение неравенства между участниками рынка как следствие конкуренции на рынке.
Таким образом, можно делать вывод о том, что при грамотном государственном управлении политика протекционизма развивает сельское хозяйство и зерновой рынок страны, способствует их устойчивому экономическому росту, тем самым увеличивая богатства страны. В то же время политика либерализма при слабой экономике лишь разрушает сельское хозяйство и зерновой рынок страны, способствует их экономическому упадку и обнищанию населения, оставляя экономику на усмотрение капиталистов. В подтверждение данных явлений некоторые экономисты приводят множество примеров индустриализации и роста благосостояния стран, которые проводили протекционистскую политику и обратные негативные примеры деиндустриализации и обнищания в странах, которые поддерживали свободную торговлю. Для эффективного использования политики либерализма экономика страны должна основываться не только на развитой промышленности, сельском хозяйстве, но и не отставать от ведущих страны мира и уметь нивелировать свои климатические и географические недостатки, если они есть. В противном случае, развитию экономики будут способствовать только протекционистские барьеры.
Зерновой рынок России является достаточно самостоятельным с позиции саморегулирования, так как Россия с каждым годом собирает все больше урожая, тем самым увеличивая и объемы экспорта, уверенно входя в тройку стран-экспортеров зерна. С точки зрения развития зернового рынка тенденции внешнеэкономической политики можно исследовать на примере экспорта и импорта зерна с 2013 по 2017 гг.
Данные об импорте зерновых культур согласно информации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации представлены в таблице 1. Импорт зерновых культур в Россию уменьшился на 50,7% за исследуемый период. В 2013 году импорт зерновых культур составлял 1 512,0 тыс. тонн. К 2017 году импорт снизился до 745 тыс. тонн. Импорт пшеницы снизился на 70,3%, кукурузы - на 3,6, ячменя - на 42,3. За исследуемый период по основным видам зерновых культур наблюдалось снижение объемов импорта.
Динамика импо
Таблица 1
>та зерновых культур в Российскую Федерацию по виду в 2013-2017 гг., тыс. тонн
Зерновая культура 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Всего Отклонение в % 2017 г. к
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Пшеница 913 397 434 593 271 2608 -70,3 -31,7 -37,6 -54,3
Кукуруза 55 53 44 41 53 246 -3,6 0,0 20,5 29,3
Ячмень 293 168 48 159 169 837 -42,3 0,6 252,1 6,3
Прочие культуры 251 314 239 256 252 1312 0,4 -19,7 5,4 -1,6
Всего 1512 932 765 1049 745 5003 -50,7 -20,1 -2,6 -29,0
Источник: [1]
В основном Россия импортирует зерно высокого качества, так как в России его производство обусловлено недостаточным внутренним производством, что прежде всего связано с климатическими условиями России.
Основными зерновыми культурами, поставляемыми на экспорт Россией, являются пшеница, кукуруза, ячмень. Данные об экспорте зерновых культур согласно информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика экспорта зерновых культур из Российской Федерации по виду в 2013-2017 гг., тыс.
тонн
Зерновая культура 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 Всего Отклонение в % 2017 г. к
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Пшеница 13 796 22 082 21 230 25 328 33064 115500 139,7 49,7 55,7 30,5
Кукуруза 2 599 3 418 3 699 5 333 5192 20241 99,8 51,9 40,4 -2,6
Ячмень 2 325 4 010 5 293 2 863 4641 1912 99,6 15,7 -12,3 62,1
Прочие культуры 142 284 257 67 396 1146 178,9 39,4 54,1 491,0
Всего 18 862 29 794 29 966 33 457 43293 156019 129,5 45,3 42,0 28,9
Источник:
2]
Экспорт зерновых культур за исследуемый период увеличился на 129,5%. Если в 2013 г. Россия экспортировала всего 18 862 тыс. тонн, то в 2017 году экспорт составил 43293 тыс. тонны. Экспорт пшеницы увеличивался постепенно с 13 796 тыс. тонн в 2013 году до 33 064 тыс. тонн в 2017 году, то есть рост составил 139,7%. Экспорт кукурузы в 2013 году составил 2 599 тыс. тонн и постепенно увеличился до 5 192 тыс. тонн в 2017 году. Рост экспорта данной культуры составил 99,8% за исследуемый период. Экспорт ячменя повысился с 2013 года по 2017 год на 99,6%, когда составил 4 641 тыс. тонн. В целом очевидно увеличение объемов экспорта по всем зерновым культурам, что может быть обусловлено целым рядом факторов, таких как усиление мирового спроса, девальвация рубля, высокие объемы валовых сборов в Российской Федерации, и т.д.
Несмотря на то, что ранее Россия применяла протекционистскую политику в отношении экспорта зерна, вводя пошлины и эмбарго [4, 5], в период 2013-2017 гг. в России не наблюдалось ввода ограничительных мер на внешнюю торговлю зерновыми культурами. В данный период страна придерживалась либеральных принципов, что помогло расширить рынки сбыта и увеличить объемы экспорта. Это стало возможным благодаря ряду преимуществ: увеличение объемов урожая, высокое качество зерна, низкие цены сельхозпроизводителей. Однако зерно является, во-первых, частью продовольственной безопасности страны, а во-вторых, сильно зависит от погодных условий и объемы будущего урожая являются сложно предсказуемыми. Таким образом, нельзя делать вывод об однозначно положительном эффекте от проведения либеральной политики в отношении внешней торговли зерновыми культурами.
Ни либерализм, ни протекционизм не являются панацеей как для общества, так и для экономики, так как и либерализм, и протекционизм имеют свои имущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе
инструментов регулирования зернового рынка. Однако, либеральные принципы привели к увеличению объемов экспорта и снижению объемов импорта зерновых культур в Россию.
Источники:
1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ [дата обращения: 22.01.2019].
2. Федеральная таможенная служба России. Официальный сайт [Электронный ресурс]: http://www.customs.ru/ [Дата обращения: 24.01.2019].
3. Климова Н.В. Политика ускоренного агропродовольственного импортозамещения в России//Экономика сельского хозяйства России. 2017. № 1. С. 10-14
4. Пантелеева М.А. Вопрос экспорта пшеницы в условиях кризиса на рынке зерна Российской Федерации// Современное развитие России в условиях новой цифровой экономики материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 52-55.
5. Пантелеева М.А., Пантелеева О.Б. Анализ тенденций развития зернового рынка в условиях модернизации национальной экономики России// Экономика устойчивого развития. 2018. № 2 (34). С. 233-238.
Sources:
1. Federal State Statistics Service. Official site [Electronic resource]: http://www.gks.ru/ [appeal date: 01.22.2019].
2. Federal Customs Service of Russia. Official site [Electronic resource]: http://www.customs.ru/ [Date of circulation: January 24, 2019].
3. Klimova N.V. The policy of accelerated agricultural and food import substitution in Russia // Economics of Agriculture of Russia. 2017. No. 1. P. 10-14
4. Panteleeva M.A. The issue of wheat exports in a crisis in the grain market of the Russian Federation // Modern development of Russia in the conditions of the new digital economy, materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2018. pp. 52-55.
5. Panteleeva MA, Panteleeva OB Analysis of trends in the development of the grain market in the context of the modernization of the national economy of Russia // Economy of sustainable development. 2018. No. 2 (34). Pp. 233-238.
М.Ф. Сафонова - доктор экономических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
M.F. Safonova - Doctor of Economics, Associate Professor, Kuban State Agrarian University named afterI.T. Trubilin;
С.А. Ципляева - студентка учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, [email protected],
S.A. Tsiplyaeva - student at the accounting and financial faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.
КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ CYBER SECURITY: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Аннотация. Данная статья рассматривает вопросы кибербезопасности, как инструмента, позволяющего минимизировать финансовые риски экономических субъектов. В процессе исследования выделены основные принципы кибербезопасности, нарушение которых, может привести к негативным последствиям. Проведенные статистические исследования свидетельствуют о росте киберпреступлений в сфере экономики, что свидетельствует о необходимости разработки эффективной стратегии предотвращения угроз, ориентированной на цели и задачи бизнеса. Авторами предложены основные этапы аудиторской проверки, включающие процедуры обследования и оценки соответствия внутренним, внешним стандартам, нормативным документам; проектирование системы мер кибербезопасности; введение и сопровождение средств системы кибербезопасности. Установлены ключевые варианты предотвращения и минимизации киберпреступлений, к которым относятся: регулярное обновление операционных систем; ограничение сетевого трафика; проведение аудита разграничения доступа к компонентам автоматизированных систем управления в промышленной сети организации и на ее границах.
Annotation. This article considers cyber security issues as a tool to minimize the financial risks of economic entities. In the process of research, the basic principles of cybersecurity, the violation of which can lead to negative consequences, are highlighted. The statistical studies show the growth of cybercrimes in the economic sphere, which indicates the need to develop an effective threat prevention strategy, focused on the goals and objectives of business. The authors proposed the main stages of the audit, including procedures for the examination and assessment of compliance with internal, external standards, regulatory documents; designing a cyber security system; introduction and maintenance of cybersecurity tools. Key options have been identified for preventing and minimizing cybercrime, which include: regular updating of operating systems; limiting network traffic; auditing of access control to components of automated control systems in the organization's industrial network and at its borders.
Ключевые слова: кибербезопасность, кибератаки, гиберугрозы, аудит.
Keywords: cybersecurity, cyber attacks, threats, audit.
Колоссальное воздействие на общество оказало появление персональных компьютеров (ПК) в конце 70-х - начале 80-х гг. и все большее количество людей с каждым днем используют локальную сеть и Интернет, как в личных целях, так и для работы, что связано с цифровизацией бизнеса и государственных учреждений.