Экономика
таблица 3
возможности управления стимулирующей функцией оплаты труда на примере различных систем оплаты труда
Цель управления Способ достижения Обоснование
Повышение производительности и уровня квалификации работников, соблю-дение сроков выполнения работ и обеспечение качества продукции Использование тарифной системы оплаты труда На предприятии разрабатываются должностные оклады, тарифные ставки и расценки на продукцию. Система доплат, надбавок и премий публикуется в положении о премировании. Системой предусмотрено использование повременной и сдельной форм оплаты труда, что позволяет ранжировать начисление оплаты труда различным категориям работников. Имеются возможности оплаты труда при индивидуальной и коллективной (бригадной) формах организации труда за счет использования индивидуальных и аккордных нарядов
Сплочение коллектива, устранение текучести кадров, рост производительности труда, стимулирование повышения квалификации работников Применение бестарифной системы оплаты труда При расчете оплаты труда по бестарифной системе определяется фонд оплаты труда коллектива. Затем фонд оплаты труда распределяется между членами коллектива. В основу распределения могут быть положены: коэффициенты квалификационного уровня и трудового участия, экспертные и рейтинговые оценки работников. Поэтому большая часть фонда оплаты труда достанется тем работникам, у которых выше коэффициенты квалификационного уровня и трудового участия, экспертные и рейтинговые оценки
Увеличение размеров выручки и прибыли предприятия Использование комиссионной системы оплаты труда Работникам, занимающимся реализацией продукции, приемом заказов на выполнение работ и оказание услуг, оплату труда устанавливают в процентном отношении от результатов их деятельности (полученной выручки или прибыли предприятия). Поэтому чем больше размер полученной работником выручки или прибыли, тем больше составит оплата труда работника
Рост производительности труда работников, увеличение размеров прибыли предприятия Внедрение системы «плавающих» окладов На предприятии разрабатывается ранжированная система окладов в зависимости от результатов деятельности работника (коллектива или предприятия в целом). При достижении роста показателей производительности и прибыли соответственно и увеличиваются оклады в отчетном периоде. При снижении производительности и прибыли соответственно происходит и снижение окладов в отчетном периоде
функцией оплаты труда на примере различных систем оплаты труда агрегированы в табл. 3.
выводы. рекомендации.
Исследование стимулирующей функции оплаты труда в системе управления на макроэкономическом уровне и на уровне предприятия показало следующие инновационные результаты:
— классификация затрат на оплату труда на макроэкономическом и микроэкономическом уровне управления различна;
литература
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / ред. Г. Г. Сапов, пер. с англ. М. : Дело, 1999. 829 с.
2. Словарь современной экономической теории Макмиллана / ред. Д. Р. Пирс. М. : ИНФРА, 2003. 608 с.
3. Костенькова Т. Совершенствование организации оплаты и стимулирования труда работников промышленного предприятия // Человек и труд. 2010. № 1. С. 29.
— на макроэкономическом и микроэкономическом уровне управления известно использование четырех систем, однако понятие системы оплаты труда и его содержание не совпадает;
— возможности управления стимулирующей функцией оплаты труда основываются на целях управления деятельностью предприятия и определяются в разрезе каждой системы оплаты труда.
принципы государственного регулирования
сельского хозяйства региона
в. г. брыжко,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,
М. М. бейлин,
старший преподаватель, Пермская ГСХА
Положительная рецензия представлена А. Н. Пыткиным, доктором экономических наук, профессором, директором Пермского филиала Института экономики УрО РАН.
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, государственное регулирование, регион, принципы регулирования.
Keywords: agricultural production, state regulation, region, regulation principles.
Функционирование и развитие рыночных механизмов, интеграционных процессов в сфере сельскохозяйственного производства должно происходить с учетом национальных, общественных, отраслевых интересов, что требует создания эффективного механизма
регулирования аграрных отношений, сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса на основе базовых научных принципов.
Опыт развитых зарубежных стран свидетельствует о том, что в мире давно и успешно практикуется
www.m-avu. narod. ru
65
Экономика
регулирование наиболее значимых для общества сфер хозяйственной деятельности, включая сельское хозяйство, независимо от типа национальной экономики. В частности это касается ограничений на реализацию прав собственности на землю и другие средства производства, неразрывно связанные с землей; действий по правовому и юридическому регулированию аграрных экономических отношений, контролю соблюдения приоритета общественных и государственных интересов; ограничения и контроля рынка земель сельскохозяйственного назначения; выделения целевых бюджетных ресурсов для регулирования производства сельскохозяйственной продукции; осуществления специальных программ развития территорий, где сельскохозяйственная деятельность является основной; льготного кредитования отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; организации системы непрерывного сельскохозяйственного образования [2].
По данным академика РАСХН В. В. Милосердова, в европейских странах государственная поддержка составляет в среднем 60 млрд евро в год, а с учетом дотаций национальных бюджетов достигает 90 млрд евро в год (по сравнению с 2 млрд евро всех видов бюджетной поддержки в нашей стране). При этом размер государственной поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в России в 60 раз меньше, чем в европейских странах [3].
Совершенствование системы государственного регулирования сельского хозяйства в условиях вступления страны во Всемирную торговую организацию, по мнению авторов, должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих приоритетное развитие аграрного производства, составляющего основу продовольственной безопасности. В частности, требуют повышенного внимания направления, соответствующие Доктрине продовольственной безопасности страны [1].
Разработка конструктивных предложений по совершенствованию механизма регулирования сельскохозяйственного производства невозможна без раскрытия основных принципов регулирования, которые являются основой, началом исследуемого процесса.
Результаты наших исследований позволяют выделить три уровня формирования принципов государственного регулирования сельского хозяйства: всеобщий (общеметодологический), применимый к регулированию как к функции управления; общий (отраслевой), отражающий особенности регулирования отраслевого хозяйственного механизма; частный, или специальный (территориальный), отражающий специфику государственного регулирования сельскохозяйственного производства на уровне отдельного региона.
На первом, общеметодологическом уровне за основу следует использовать традиционные принципы классического, научного управления [4].
Кроме общеметодологических принципов, отражающих классические положения теории в этой сфере и имеющих отношение к регулированию в целом как к функции управления, необходимо обоснование наиболее общих принципов регулирования сельского хозяйства (второго уровня), характеризующих отраслевую специфику вопроса.
По нашему мнению, в качестве основных необходимо выделить следующие общие принципы государственного регулирования сельского хозяйства:
1. Первоочередной учет национальных, государственных, общественных интересов; приоритет развития сельского хозяйства. Аграрная отрасль экономики является, без преувеличения, самой важной сферой хозяйственной деятельности в любом государстве. От уровня развития сельского хозяйства зависит социальная обстановка в обществе, продовольственная и, в конечном итоге, национальная безопасность. В условиях интеграции экономики страны в международную экономическую систему достаточно остро встает вопрос всемерной поддержки отечественных аграрных товаропроизводителей и отрасли в целом. Не следует забывать и о значительной социальной роли сельского хозяйства как отрасли, являющейся основой сельского уклада жизни. Нормальное развитие агропромышленного производства в современных условиях требует выделения интересов функционирования и совершенствования сельского хозяйства в качестве приоритетных. Именно приоритетное развитие сельского хозяйства наиболее полно отвечает национальным, государственным, общественным интересам в этой сфере.
2. Соответствие современным экономическим условиям; обеспечение условий развития многоукладного и конкурентоспособного отечественного сельского хозяйства; создание равных условий всем субъектам сельскохозяйственной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования. Любые регулирующие действия государства в условиях рыночной экономики должны быть направлены на развитие рыночных отношений, основанных на свободе выбора форм собственности и хозяйственной деятельности, устранении монополизма в аграрном производстве, свободной конкуренции. Государством должны быть обеспечены и гарантированы равные условия всем сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от форм собственности на имущество и средства производства, а также форм хозяйствования. Реализация данного положения на практике призвана способствовать обеспечению социальной справедливости в отрасли, развитию рыночных механизмов в сельском хозяйстве.
3. Соблюдение требований законодательства в сфере регулирования аграрных отношений; обеспечение устойчивой связи с функциями и процессом управления сельским хозяйством. Реализация интересов государства и общества в области сельскохозяйственного производства должна основываться на действующих в стране нормах права; а разрабатываемые мероприятия по регулированию сельского хозяйства, в свою очередь, должны совершенствовать нормативно-правовую базу данного направления. Только на такой принципиальной основе возможно добиться соответствия комплекса регулирующих воздействий современному законодательству. При этом регулирование сельского хозяйства должно соответствовать цели, задачам и направлениям государственного управления сельскохозяйственным производством и продовольственным обеспечением, наряду с функциями прогнозирования, планирования, организации, координирования и контроля в данной сфере. Это позволит обеспечить устойчивые связи функций управления сельским хозяйством между собой, усиление роли регулирования в общей системе управления.
4. Комплексный характер регулирующих действий; единство экономических, нормативно-правовых, административных, институциональных методов
66
№№№. т-Э¥и. пагоб. ги
Экономика ^ЫтГ/
государственного регулирования сельского хозяйства. Мероприятия, входящие в систему государственного регулирования сельского хозяйства, по нашему мнению, должны носить комплексный характер. Их действие должно распространяться на всю сферу экономических отношений, связанных с производством, хранением, транспортировкой, переработкой, реализацией сельскохозяйственной продукции, обеспечением продовольственной безопасности государства, защитой экономических интересов отечественных аграрных товаропроизводителей и отрасли в целом. Действия по регулированию должны иметь как стимулирующий, так и ограничительный характер; влиять на экономические интересы всех субъектов сельскохозяйственной деятельности; способствовать созданию конкурентоспособного отечественного сельского хозяйства; обеспечивать требования Доктрины продовольственной безопасности и условия безболезненной интеграции отрасли в мировую экономическую систему; охватывать всю систему аграрных экономических отношений. Комплексный характер действий по регулированию сельского хозяйства должен предусматривать и единство методов регулирования.
5. Ориентация на достижение максимального совокупного экономического, экологического и социального эффекта в результате реализации системы государственного регулирования сельского хозяйства. Практическое осуществление комплекса мероприятий по регулированию агропромышленного производства в стране должно быть результативным. Кроме очевидного положительного политического результата, связанного с повышением уровня продовольственной, а следовательно, и национальной безопасности, механизм регулирования должен быть ориентирован и на другие формы результативности. В частности, это касается экономического, экологического и социального аспектов эффективности регулирования сельского хозяйства.
6. Стабильность, последовательность, непрерывность действий по государственному регулированию сельского хозяйства; научная обоснованность системы регулирования. Система регулирования должна характеризоваться устойчивостью к внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям, отличаться постоянством и стабильностью. Мероприятия, составляющие механизм регулирования, следует осуществлять в определенной последовательности, где каждое действие является логическим продолжением предыдущего и предпосылкой последующего действия. Все эти мероприятия вместе должны представлять собой отдельные элементы единого механизма регулирования, функционирующего на научной основе. Система государственного регулирования сельского хозяйства должна иметь непрерывный характер, обладать целенаправленностью и ясностью.
7. Практическая ценность системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Ценность любых организационно-экономических мероприятий определяется возможностью полноценного их использования в конкретных практических целях, в реальных условиях. Поэтому осуществление системы регулирования сельского хозяйства должно быть обязательно ориентировано на достижение конкретных результатов в виде комплекса определенных, последовательных действий, реализуемых на практике. Результативность мероприятий по регулированию сельского хозяйства должна определяться общегосударственным и отраслевым эффектом. При этом возможность практической реализации должна быть обеспечена на уровне отрасли в целом, региональных агрокомплексов, муниципальных агрокомплексов, отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей, союзов, объединений, ассоциаций.
Обоснованные выше принципы являются общими для регулирования сельского хозяйства. По нашему мнению, кроме общих отраслевых принципов необходимо выделение специальных принципов третьего уровня, отражающих специфику регулирования сельскохозяйственного производства в регионе, носящих частный характер.
Результаты наших исследований позволяют выделить специальные принципы государственного регулирования сельского хозяйства региона (в развитие и дополнение к обоснованным выше общеметодологическим и общим принципам регулирования):
— соответствие регулирования сельского хозяйства региона системе государственного регулирования сельского хозяйства страны;
— учет уровня развития в регионе отраслей агропромышленного комплекса, финансовых институтов, кредитно-банковской системы, финансовых возможностей в сфере государственного регулирования сельского хозяйства региона;
— учет особенностей сельского хозяйства, продовольственного обеспечения и потребления в регионе, обусловленных природно-климатическими условиями территории, традициями, укладом, образом жизни коренного населения, уровнем его благосостояния;
— обеспечение устойчивого развития регионального сельского хозяйства в условиях сложившихся приоритетных направлений развития базовых для субъекта Федерации отраслей экономики;
— учет индивидуальных условий формирования конкурентной среды регионального сельского хозяйства и его выхода на внутренние и внешние продовольственные рынки.
Практическое решение наиболее актуальных задач на основе сформулированных нами принципов составляет содержание государственного регулирования сельского хозяйства региона.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. // Российская газета. 2010. 3 февраля.
2. Брыжко В. Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2005. 301 с.
3. Милосердов В. В. Почему дорожает хлеб? // Аграрный вестник Урала. 2010. № 5. С. 4-5.
4. Некрасов В. И. Организационные процессы управленческой деятельности. Ижевск : Изд-во УдГУ, 2010. 124 с.
ммм.т-эчи. пэгоб. ги
67