УДК 664.339
Принципы гармонизации и эквивалентности
в многостороннем соглашении ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS)
Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор, Н.В. Майорова, канд. техн. наук, доцент, М.А. Прокопова, канд. техн. наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств
Соглашение SPS применяется для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, животных и растений, и препятствует незаконной дискриминации для импортируемых товаров по сравнению с национальными для идентичных или подобных условий.
Страны-члены ВТО должны показать, что их санитарные и фитосани-тарные меры базируются на научных принципах, при этом применяются международные стандарты и научная оценка степени риска.
Принцип гармонизации многостороннего соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS)
Основополагающие требования
1. Страны-члены ВТО должны базировать свои санитарные и фитосанитарные меры на международных стандартах, руководящих правилах и рекомендациях
2. Страны-члены ВТО должны участвовать в разработке и периодическом обсуждении международных стандартов, руководящих правил и рекомендаций, в особенности подготовленных САС, OIE и IPPC
Основополагающие права
1. Санитарные и фитосанитарные меры, принятые странами-членами ВТО на основании требований международных стандартов, руководящих правил и рекомендаций, будут считаться необходимыми, если они соответствуют положениям соглашения SPS
2. Страны-члены ВТО могут принять санитарные и фитосанитарные меры, более строгие, чем требования международных стандартов, если они имеют соответствующее научное обоснование и, как следствие, достигнутый уровень защиты соответствует требованиям статьи 5
соглашения SPS
Процедура С/8Р8/11/ЯеуЛ направлена на контроль соблюдения принципа гармонизации и позволяет выявить причины отрицательного влияния на торговлю в случаях неиспользования международных стандартов, руководящих правил и рекомендаций
Рис. 1. Базовые составляющие принципа гармонизации соглашения SPS
Для облегчения международной торговли ВТО применяет принципы гармонизации и эквивалентности. Принцип гармонизации предполагает использование в широком масштабе международных стандартов, так как базирование на одинаковых для большинства стран нормативных требованиях позволяет значительно уменьшить издержки на операции контроля и сертификации (рис. 1).
Соглашение SPS рекомендует использовать в качестве руководящих документов:
в сфере пищевой безопасности - стандарты, руководящие принципы, гигиеническую практику, установленные комиссией Codex Ali menta ri u s (САС), касающиеся пищевых добавок, ветеринарных препаратов и остатков пестицидов, контаминан-тов, методов пробо-подготовки и анализа;
в области здоровья животных - стандарты, руководящие правила и рекомендации, принятые при согласовании со Всемирной организацией здоровья животных (OIE);
в сфере жизни растений - стандарты, руководящие правила и рекомендации, принятые при согласовании с секретариатом международного соглашения по защите растений (IPPC).
Кроме того, в международной практике применяются стандар-
ты, правила и рекомендации, разработанные и утвержденные другими международными организациями, открытыми для членства и идентифицированными комитетом SPS. В отличие от SPS, в соглашении TBT нормативная база интерпретируется в зависимости от конкретного случая. В соглашении SPS, согласно принципу гармонизации, есть равный статус между стандартами, руководящими правилами и рекомендациями.
Нормативные требования указаны в документах G/SPS/GEN/514 и G/ SPS/GEN/599 комиссии Codex Alimentarius; G/SPS/GEN/512 и G/ SPS/GEN/552 Всемирной организации здоровья животных, G/SPS/ GEN/617 Международного соглашения по защите растений. Комитет SPS поощряет деятельность стран-членов ВТО по созданию стандартов, правил и норм в различных международных организациях. ВТО не разрабатывает и не устанавливает международные стандарты, правила и рекомендации и не несет ответственность за механизм их согласования, но тем не менее ВТО имеет мандат контролирования процесса гармонизации и координирования усилий международных организаций.
Комиссия Codex Alimentarius была создана в 1968 г. по инициативе Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO) и Всемирной организации здравоохранения (WHO) с целью разработки и принятия международных стандартов для защиты здоровья населения и снижения случаев сбоев в международной торговле продовольственными товарами.
Комиссия Codex Alimentarius открыта для стран-членов и ассоциированных членов FAO и WHO и в настоящее время насчитывает более 175 участников. В ее компетенцию входит разработка и публикация общих стандартов и стандартов на конкретные виды продуктов. Кроме того, САС выступает в роли компетентной и независимой организации по вопросам, касающимся государственного и международного законодательства, а также других нормативных документов.
Главные цели Комиссии Codex Alimentarius - защита здоровья потребителей и соблюдение принципов справедливой торговли продовольственными товарами, а также координация всех работ по стандартизации в сфере продуктов питания, выполняемых международными, правительственными и неправительственными организациями, включая коррекцию уже опубликованных
стандартов по результатам соответствующего обсуждения.
В комиссии Codex Alimentarius разрабатываются общие стандарты, которые не являются стандартами на конкретные виды продуктов и с помощью которых осуществляется горизонтальный охват пищевой промышленности. Стандарты на конкретные продукты или виды продуктов значительно отличаются от общих, но имеют единый принцип обеспечения продовольственной безопасности и качества продуктов питания, а также улучшения всех аспектов международной торговли.
Процесс разработки стандартов САС представлен на рис. 2. Он состоит из четырех элементов:
начало - осуществляется на уровне специализированного комитета;
критический обзор - выполняемый исполнительным комитетом;
развитие, выполняемое целевыми группами;
утверждение и принятие - осуществляется на уровне комиссии.
Помимо стандартов комиссия издает справочные документы в области производства безопасных продуктов питания и законодательства. Например, «Основные принципы продовольственной гигиены» CAC/ RCP1-1969.
Всемирная организация здоровья животных (OIE) основана в 1924 г. и в настоящее время в ее составе находятся почти 170 стран-участников. Главные задачи OIE:
обеспечение гарантии прозрачности в глобальной ситуации с заболеваниями животных;
сбор, анализ и распространение информации в области защиты здоровья животных, ветеринарии и т. п., опубликование стандартов в сфере защиты здоровья животных и безопасности продуктов животного происхождения;
обеспечение экспертизы на основе международного сотрудничества, особенно в периоды массового заболевания животных;
в пределах мандата, определенного соглашением SPS, способствование международной торговле, в том числе путем распространения стандартов, касающихся торговли животными и продуктами животного происхождения;
совершенствование правовых рамок и ресурсов национальных систем ветеринарного обслуживания.
OIE не проводит технических и научных исследований, но разрабатывает стандарты на основе научных данных, опубликованных во всемирно признанных изданиях, которые представляются в обзорах. Процесс
Начало Критический обзор Да Развитие О Утверждение и принятие
Первоначальное предложение Критерии и приоритеты Консультация с властями и заинтересованными сторонами, обсуждение внутри Комитета Промежуточный обзор
V лг
Лист обсуждения Соответствует? Одобрение Генеральными Комитетами
W w ^ w —►
1 1 Нет
Предложение проекта Доработка или отказ Конечный стандарт, руководство и т.д.
Уровень комитета Исполнительный комитет Комитеты и целевые группы Комиссия
Рис. 2. Процесс разработки стандартов комиссии Codex Alimentarius
разработки стандарта OIE состоит из нескольких стадий:
международный эксперт, специализирующийся по данному направлению, на основе имеющейся научной информации составляет проект стандарта;
проект стандарта изучается специальной группой, которая вносит предложения и осуществляет комментарии;
проект стандарта рассматривается специальной комиссией OIE, которая передает стандарт для изучения и комментирования членам OIE, экспертам и организациям, после чего осуществляется его доработка по результатам обсуждения;
доработанный проект стандарта рассматривается на ежегодной сессии международного комитета и, в большинстве случаев, принимается.
Обычно период разработки, обсуждения и принятия стандарта составляет три года, но некоторые стандарты, имеющие определенную значимость, принимаются в течение года. В стандартах OIE оцениваются риски для здоровья человека, в частности, связанные с птичьим гриппом, коровьей губчатой энцефалопатией и ящуром. Работа OIE направлена также на разработку справочных материалов и соответствующих документов, которые используются ветеринарными службами и компетентными органами для установления норм, касающихся импор-
та и экспорта животных и продуктов животного происхождения. Рассматриваются вопросы, связанные с «зоонозами», т. е. заболеваниями животных, являющимися потенциальными рисками для здоровья человека.
Международное соглашение по защите растений (IPPC) подписали более 155 стран-участников, и его секретариат, учрежденный FAO в 1982 г., координирует следующие виды деятельности:
разработку международных стандартов по фитосанитарным мерам;
предоставление информационной помощи для стран-членов при возникновении споров и согласовании договоров;
предоставление технической помощи странам-членам с целью облегчения выполнения требований IPPC.
В 1997 г. при пересмотре международного соглашения по защите растений была создана Комиссия по фитосанитарным мерам (CPM). CPM помогает комитету по стандартам (SC), который рассматривает и рекомендует для обсуждения странам-членам стандарты, которые после обсуждения и одобрения представляются в СРМ для принятия большинством в две трети голосов. Большинство стандартов IPPC носит общий характер. Они основываются на базовых концепциях определения карантинных мер, оценки риска от воздействия вредителей, установле-
Помимо стандартов вышеуказанных организаций при выработке национальных санитарных и фитоса-нитарных мер члены ВТО могут опираться на стандарты международной организации по стандартизации ISO, межгосударственные, национальные, региональные стандарты, а также стандарты объединений типа BRC, IFS, если их требования не противоречат принципам ВТО и соглашению SPS.
Таким образом, принцип гармонизации - один из основополагающих принципов Всемирной торговой организации и соглашения SPS. В параграфе 1 статьи 3 SPS указано, что для наиболее широкого согласования национальных санитарных и фи-тосанитарных мер страны-члены ВТО должны базировать их на нормах международных стандартов, правил и рекомендаций там, где они существуют, за исключением особенностей, предусмотренных в параграфе 3 статьи 3 SPS.
В параграфе 2 статьи 3 SPS отмечено, что н а ц и о -нальные санитарные и фитосани-тарные меры, соответствующие нормам м ежду н а -родных стандартов, правил и рекомендаций, должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения жизни и здоровья человека, животных и растений и кроме того соответствовать положениям SPS и GATT. Комитет SPS разработал процедуру G / SPS/11 /
ния областей, свободных от вредителей. В последнее время появились стандарты на специфические продукты, например, деревянный упаковочный материал.
Процесс разработки и принятия стандартов обычно длится два года и состоит из следующих стадий:
комиссия по фитосанитарным мерам (CPM) определяет приоритет стандарта;
экспертная рабочая группа разрабатывает проект стандарта;
комитет по стандартам (SC) рассматривает проект и в случае одобрения отсылает его для обсуждения странам-членам;
комитет по стандартам вносит в проект стандарта изменения по результатам обсуждения;
проект стандарта, рекомендуемый SC, направляется в СРМ для принятия.
Принцип эквивалентности многостороннего соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным нормам SPS
Статья 4 Соглашения SPS
1. Страны-члены ВТО должны принимать санитарные или фитосани-тарные меры других стран-членов ВТО как эквивалентные, даже если эти меры отличаются от их собственных или от используемых другими членами ВТО, торгующими теми же продуктами, если страна-экспортер объективно демонстрирует стране-импортеру, что его меры достигают соответствующего уровня санитарной или фитосани-тарной защиты в стране-импортере
2. Страны-члены ВТО должны вступать в консультации с целью достижения двухсторонних и многосторонних соглашений по установлению эквивалентности санитарных и фитосани-тарных мер. Страна-экспортер по запросу страны-импортера должна предоставлять соответствующие процедуры для контроля и проверки с целью доказательства соответствия уровня санитарной и фи-тосанитарной защиты
Руководящие правила по обеспечению эквивалентности SPS G/SPS/19/Rev.2
Направленность руководящих правил: параграф 5 - облегчение установления эквивалентности, основанной на торговых традициях; параграф 6 - повышение эффективности запросов по эквивалентности в торговле;
параграф 7 - важность научной информации в оценке целесообразности и действенности мер, принятых странами-экспортерами
Комиссия Codex Alimentarius
Руководящие правила по законодательному соответствию санитарных мер системам продовольственной инспекции и сертификации САС-ОЬ 53/2003. Руководящие правила по разработке соглашений по эквивалентности, касающихся продовольственного импорта, систем экспортной инспекции и сертификации САС-ОЬ 34/1999
Международный комитет OIE
Руководящие правила по законодательному соответствию санитарных мер, принятых на 71-й Генеральной ассамблее, Париж, 2003 г.
Временная комиссия по фитосанитарным мерам (ICPM)
Руководящие правила по определению и установлению эквивалентности фитосанитарных мер 18РМ № 24, 2005 г.
Рис. 3. Взаимосвязь нормативных документов САС, OIE и IPPC, принятых в отношении эквивалентности санитарных и фитосанитарных мер
Rev.1, предназначенную для контроля процесса гармонизации и использования международных стандартов, правил и рекомендаций и направленную на выявление причин отрицательного влияния на торговлю случаев неприменения этих нормативов, без достаточного обоснования и оценки риска защиты жизни и здоровья.
Непосредственно с принципом гармонизации связан принцип эквивалентности. Эквивалентность -принцип, определяющий положение, заключающееся в том, что санитарные или фитосанитарные меры страны-члена ВТО-экспортера, примененные в стране-импортере, достигают требуемого в данной стране уровня защиты жизни и здоровья. При этом не требуется дополнительных международных документов и достаточно заключения двухсторонних или многосторонних договоров, в которых эквивалентность, продемонстрированная страной-экспортером, признается страной-импортером.
Принцип эквивалентности базируется на документах, приведенных в статье 4 соглашения SPS, и руководящих правилах по обеспечению эквивалентности G/SPS/19/Rev.2; руководящих правилах по законодательному соответствию санитарных мер системам продовольственной инспекции и сертификации САС-GL 53/2003 и руководящих правилах по разработке соглашений по эквивалентности САС-GL 34/ 1999 - комиссии Codex Alimentarius; руководящих правилах по законодательному соответствию санитарных мер международного комитета OIE; руководящих правилах по определению и установлению эквивалентности фитосанитарных мер временной комиссии по фитосанитарным мерам (рис. 3).
Большинство согласований по эквивалентности осуществляется на двухстороннем базисе. В руководящих правилах SPS описаны рекомендации комитета по санитарным и фитосанитарным мерам в установлении эквивалентности (рис. 4).
Кроме того, комитет SPS рекомендует:
ускорять процедуры согласования эквивалентности мер SPS при торговле продовольственными продуктами, имеющими низкий уровень риска;
учитывать при установлении эквивалентности информацию, уже имеющуюся у страны-импортера, а также информацию по другим продовольственным продуктам, и имеющийся опыт;
y-f
^ 3
я cd
^ £9
о я
« Р5
а
^ к
3 g ^
s ^
К Рч
а сл
SÖ
и
Рн
о с
а
Рн
о и
Определите цель и рациональность санитарной или фитосанитар-ной меры и идентифицируйте риски, которые эта мера устраняет
Идентифицируйте уровень защиты, для достижения которого разработана мера
Обеспечьте дополнительную информацию, с помощью которой страна-экспортер продемонстрирует эквивалентность собственной меры
Своевременно отвечайте на любой запрос, касающийся эквивалентности (нормально в пределах шестимесячного периода)
Ускорьте процедуру по определению эквивалентности для продовольственных продуктов традиционного экспорта
Воздержитесь от запрещения или приостановки импорта из страны-члена ВТО, который обратился с просьбой об установлении эквивалентности его санитарных или фитосанитарных мер, касающихся специфичного продукта
Проанализируйте базовую научную и техническую информацию, полученную от страны-экспортера по санитарным или фитосанитарным мерам с целью определения, достигается ли такой же уровень защиты, как при использовании собственных, релевантных мео SPS
Принимайте во внимание, что запросы по технической помощи из развивающихся стран облегчают выполнение статьи 4 SPS
Предоставьте базовую научную и техническую информацию с целью подтверждения того, что принятые санитарные и фитосани-тарные меры обеспечивают уровень защиты, принятый в стране-импортере
Предоставьте разумный доступ для проверки, испытания и других релевантных процедур с целью установления эквивалентности мер SPS
Рис. 4. Рекомендации комитета SPS в отношении установления эквивалентности санитарных и фитосанитарных мер
оценивать длительность этапов согласования и составлять временные графики установления эквивалентности.
В случае успешного согласования эквивалентности страна-член ВТО должна уведомить через секретариат ВТО другие страны. Формат уве-
Принципы гармонизации и эквивалентности в многостороннем соглашении ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS)
Ключевые слова
Всемирная торговая организация; санитарные и фитосанитарные меры; принципы гармонизации и эквивалентности.
Реферат
Рассмотрены принципы гармонизации и эквивалентности, применяемые ВТО для облегчения международной торговли. Приведены базовые составляющие принципы гармонизации соглашения SPS, процесс разработки комиссии Codex Alimentarius, а также взаимосвязь нормативных документов САС, OIE и IPPC, принятых в отношении эквивалентности санитарных и фитосанитарных мер.
Авторы
Еделев Дмитрий Аркадьевич, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, Матисон Валерий Арвидович, д-р техн. наук, профессор, Майорова Наталья Викторовна, канд. техн. наук, доцент, Прокопова Мария Александровна, канд. техн. наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, mgupp@mgupp
домления содержится в руководящих правилах G/SPS/7/Rev.2/Add1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделев, Д.А. Вступление России в ВТО: основные цели и функции Всемирной торговой организации в аспекте производства продуктов пи-тания/Д.А. Еделев, В.М. Кантере,
B.А. Матисон//Пищевая промышленность. - 2013. - № 7. - С. 13-15.
2. Еделев, Д.А. Регулирование торговых отношений в странах-членах ВТО на основе многосторонних со-глашений/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон//Пищевая промышленность. - 2013. - № 9. - С. 54-58.
3. Особенности требований Всемирной торговой организации в отношении продовольственных това-ров/Д.А. Еделев [и др.]//Пищевая промышленность. - 2013. - № 11. -
C. 22-25.
4. http:/www.wto.org/English/ thewto_e/whatis_e/tif_e/ agrm4_e.htm
5. http://etraining.wto.org
6. http://etraining.wto.org/ default.asp
7. G/SPS/GEN/512 Relevant International Standards
8. G/SPS/GEN/514 Complete list of codex standards, Codes of Practice, Guidelines and Related Texts.
9. G/SPS/GEN/552 New or revised Standards being Proposed for Adoption at the 73rd OIE General Session (May 2005).
10. G/SPS/GEN/599 Information on Activities of the Codex Alimentarius Commission.
11. G/SPS/GEN/617 Status of International Standards for Phytosanitary Measures.
Harmonization and Equivalence Principles in a Multilateral WTO Agreement on Sanitary and Phytosanitary Measures (SPS)
Key words
World Trade Organization; sanitary and phytosanitary measures; harmonization and equivalence principles
Abstracts
Programming principles of harmonization and equivalence, applied by WTO to facilitate international trade. Shows the basic components of the principles of harmonization agreements SPS, development process of the Commission Codex Alimentarius, and the relationship of regulations of CAC, OIE and IPPC, adopted in relation to the equivalence of sanitary and phytosanitary measures.
Authors
Edelev Dmitriy Arkadyevich, Doctor of Medical Science, Doctor of Economic Science, Professor, Matison Valeriy Arvidovich, Doctor of Technical Science, Professor, Mayorova Natalya Viktorovna, Candidate of Technical Science, Docent, Prokopova Maria Alexandrovna, Candidate of Technical Science , Docent Moscow State University of Food Production 11, Volokolamskoye Sh., Moscow, 125080, mgupp@mgupp