Психопого-педагогические аспекты становления и воспитания личности
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
А. Г Маджуга, Р. М. Салимова, Е. В. Титова
В статье рассмотрены отдельные аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе, основанной на взаимосвязи шести валеоакмеологических пространств. Особое внимание уделено вопросам построения валеологических программ действия на базе ценностно-мотивационного и этнофункционального подходов к проблеме целостного здоровья. Приведены определения понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая образовательная среда», базирующиеся на научно обоснованной разработанной автором концепции здоровьетворящего образования.
Ключевые слова: самореализация человека, феномен «акме», конструктивно-творческая доминанта, отношение к здоровью, валеоакмеологическое пространство, здоровьесберегающая среда, здоровье, принципы формирования здоровьесберегающих стратегий поведения.
Здоровье и качество жизни признаны основополагающими ценностями системы образования, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством Российской Федерации на период до 2010 г.
В ситуации глобальных кризисов - экологического, демографического, геополитического, этнического и нравственного, с одной стороны, и беспрецедентных темпов изменений и развития новых структур и элементов, в частности, за счет технико-технологических достижений - с другой, значительно усложняются условия жизни людей, осуществляется прессинг на человека множества разных сил, вызывающих психические напряжения, стрессы и в результате - увеличение количества специфических заболеваний.
В социально-демографической ситуации, когда смертность превышает рождаемость, а заболеваемость остается высокой, здоровье должно стать приоритетной задачей науки и практики.
Многообразие взглядов на здоровье, разное понимание его сущности и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение о нем в значительной степени объясняется тем, что здоровье в современном его осмыслении действительно представляет собой явление, характеристики которого нельзя выразить однозначно. Вопрос о социально значимых составляющих здоровья населения относится к числу наиболее слож-
ных. Он имеет прямое отношение к ключевым аспектам жизни людей, условиям труда и их образу жизни.
В этой связи утверждается главный принцип: не только иметь крепкое здоровье, но и быть способным реализовать свою человеческую миссию, для чего необходимо быть здоровым и телом, и духом. С этих теоретико-методологических позиций сегодня в понятие «здоровье» следует включать конкретные формы поведения, его цели, мотивы, которые позволяют улучшать качество нашей жизни, достигать высокой степени самореализации человека. Именно поэтому особое значение приобретает акмеологическая составляющая здоровья.
Понятие здоровья давно перестало восприниматься на уровне отсутствия болезни, оно приобретает более глубокий смысл в контексте решения современных задач общества и, прежде всего, роста - развития человека, его физических возможностей, духовного потенциала и т. д.
Признанные отечественные специалисты в области психологии развития и акмеологии уделяют серьезное внимание состоянию здоровья человека, от которого, безусловно, зависит формирование гармоничной личности и достижение ею акме, т. е. вершины своего развития.
Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. А. Руд-кевич исследовали феноменологию, закономерности и механизмы достижения человеком акме - вершины в своем развитии как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. А. А. Бодалев с соавторами, отталкиваясь от понимания акме, ставит проблему измерения и стимулирования «достижительных» устремлений личности, общества и более глубокого рассмотрения соотношения понятия акме с другими категориями, такими как «смысл жизни», «счастье», «справедливость», «самоактуализация» (1, 13-24).
В контексте названных феноменов здоровье приобретает новые характеристики и смысл.
Изучение закономерностей развития человека убеждает, что на ступени зрелости, и особенно при достижении им наиболее высокого уровня, проявляемого в деятельности, на это состояние зрелости «работает» вся предшествующая его жизнь, его актуальная конструктивно-творческая доминанта. В таком понимании акме предстает как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека. Необходимо отметить, что валеоак-меологический подход в решении сложных проблем, связанных с созданием здоровьесберегающей среды, основывается на этих положениях.
Формирование отношения людей к собственному здоровью может быть рассмотрено как комплекс мотивационных средств, определяющих отношение к работе, перспективе профессионального роста, материальной обеспеченности, резервам, характеру и направленности взаимодействия в системе «организм - среда - поведение».
Для понимания отношения индивида к здоровью необходимо учитывать, что переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного, гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет личности оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность (2).
Отношение к здоровью - это внутренний механизм развития здоровья, в основе которого лежат высокая субъективная значимость здоровья и его осознание как предпосылки реализации своих жизненных задач (5).
Развитие здоровья рассматривается нами через отношение к здоровью, т. е. через его внутренний механизм. Охарактеризовать отношение к здоровью, на наш взгляд, можно в шести валеоакмеологических пространствах.
Ценностно-мотивационное пространство определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации здорового образа жизни.
Рефлексивно-оценочное пространство характеризует особенности осознания и оценки субъектом своих внутренних психических актов и состояний, связанных со здоровьем. Оно включает способность отражать, оценивать свое состояние, обращать сознание внутрь себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием.
Эмоционально-чувственное пространство отражает эмоции и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Когнитивное пространство отражает особенности познавательных процессов личности относительно своего состояния здоровья.
Поведенческое пространство характеризует особенности проявления действенного начала в отношении человека к своему здоровью, освоение им здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающего образовательного пространства
Этнофункциональное пространство включает целостное здоровье человека с позиции этнодифференциру-ющих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет либо этнофункциональную рассогласованность, либо этнофункциональную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения (4).
Степень сформированности этих пространств свидетельствует об уровне развития здоровья личности. Выстраивание психолого-акмеологической модели развития здоровья личности может быть представлено как
процесс конструирования оптимальности содержания и взаимосвязи данных пространств.
Развитие здоровья личности и создание здоровьесберегающей среды следует рассматривать в качестве факторов выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, самосовершенствования, а следовательно, успешного движения к акме.
По мнению Ю. П. Азарова, здоровьесберегающая среда представляет собой: совокупность условий, препятствующих чрезмерному расходованию сил организма, обеспечивающих процесс сохранения личностью психических и физиологических состояний на уровне нормы; оптимальную работоспособность и социальную активность при максимальной продолжительности жизни.
Таким образом, здоровьесберегающая среда выступает как энергосберегающая система, позволяющая с наименьшей степенью растрат обеспечить процесс саморазвития и самосовершенствования человека и, в конечном счете, успешность реализации механизмов достижения личностью акме в своем развитии.
В контексте нашего исследования особую актуальность приобретают вопросы создания здоровьесберегающей образовательной среды. По нашему мнению, создать здоровьесберегающую среду в условиях обучения значит создать соответствующую педагогическую среду. Специалисты понятие «педагогическая среда» определяют как сообразно с педагогическими целями создаваемую систему, направленную на формирование их отношения к миру, людям и друг другу. Мы понимаем здоровье как единое целое во взаимосвязи всех его компонентов: физического, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального, духовного и эт-нофункционального.
В этой связи здоровьем мы называем такое состояние организма человека, в котором отражается уровень культуры отношения личности к окружающему миру во всем многообразии его проявлении (в том числе к себе), которое детерминируется степенью усилии человека в наращивании своих жизненных сил и формировании устоичивыхмоделей здравосозидательного поведения и деятельности, направленных на гармонизацию отношении человека с самим собой и миром.
Логика таких определений понятий «здоровье» и «педагогическая среда» позволяет определить здоровьесберегающую образовательную среду (в частности, учебную) как целенаправленную и профессионально создаваемую систему дидактических условий, в которой усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (в том числе к своему здоровью) происходит в ситуациях физического, эмоционального, интеллектуального, социального, духовного комфорта, а также отсутствия этнофункцио-нальных рассогласований, обеспечивающих создание в целом благоприятного психологического климата в процессе обучения (3).
В создании здоровьесберегающей образовательной среды с указанными модельными характеристиками
важную роль играют стратегии здоровьесбережения, которые связаны с актуализацией потребностно-мотиваци-онной сферы личности в аспекте своего здоровья (6).
Именно поэтому при рассмотрении здоровьесберегающих стратегий поведения необходимо учитывать копинг-стратегии (стратегии совладающего поведения), без которых не представляется возможным говорить о реструктурировании ранее сформированных валеологи-ческих установок личности, а также о формировании у нее устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Здесь мы считаем необходимым предложить несколько принципов формирования мотивации здорового образа жизни, которые можно использовать при построении валеопрограммы действий, созидающей систему ценностей личности, помогающей личности занять активную жизненную позицию, развить позитивную мотивацию к саморазвитию, самосовершенствованию, сохранить разумный порядок в системе и быть здоровым, что в конечном итоге обеспечит формирование здоровьесберегающих стратегий поведения и создание сберегающей здоровье среды.
1. Принцип аксиологичности обеспечивает формирование у людей и отдельной личности мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, уважении к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. На основе данного принципа формируется валео-логическое мировосприятие, являющееся результатом воспитания, образования и культуры человека и способствующее сохранению соматического, психического и нравственного здоровья.
2. Приницип постепенности, предусматривающий последовательность реализации целей и задач по формированию здорового образа жизни, зависящую от возраста индивида, личностных качеств, изменений условий жизни, настроения, нравственных законов социальной среды. При формировании здорового образа жизни физические и умственные нагрузки следует увеличивать постепенно, последовательно дополняя стиль бытия новыми факторами, способствующими здоровью. Контрольным признаком хаоса в системе и необходимостью «перезапуска» механизмов здоровья служит недомогание.
3. Принцип индивидуальности основывается на опыте интеркультурной деятельности (система приобретенных и эмоционально-ценностно пережитых и принятых знаний и умений, ведущих к отказу от негативных стереотипов в социокультурном общении), представляющей собой адекватное речевое восприятие субъекта, корректность поведения, умение выразить свою мысль, построить позитивное общение на основе диалога с другим человеком.
4. Принцип приобретения навыков валеогенного и саногенного мышления позволяет оптимизировать стиль жизни общества и индивидуальное бытие, активнее заниматься индивидуальным здоровьем на основе изменений в мотивационной сфере личности.
5. Принцип холизма ориентирует на то, чтобы рассматривать человека как целостное существо, компонент системы «личность - среда», состоящей из множества взаимосвязанных, взаимопроникающих структур. При
этом биоморфологическая структура тела человека и его психоэмоциональная составляющая должны быть органически вписаны в его общественное бытие.
6. Принцип каузальности связан с познанием причинно-следственных связей в организме и в системе «личность - среда». Он позволяет видеть весь процесс формирования мотивации здорового образа жизни как ответственный выбор своего бытия. При этом процесс самовключения человека в отношения субъекта и объекта стимулируется осознанием временности бытия, что позволяет концентрировать мысли и создавать мысле-формы, сохраняющие здоровье и направляющие процесс его формирования.
7. Принцип апперцепции способствует осознанию и поиску наличия в организме механизмов здоровья, уходя от негативных стереотипов мышления и скептицизма.
8. Принцип антиципации позволяет предвосхищать модели поведения, ориентированного на целостное здоровье, и формировать устойчивые модели здоровьесберегающей деятельности в результате актуализации в мозгу зон «здравого смысла», содержащих информацию о социокультурных эталонах здорового образа жизни и архетипах здоровьесбережения, транслируемых из поколения в поколение различными этносами.
9. Принцип этнофункциональнои согласованности. В основе данного принципа лежит этнофункциональ-ный подход к феноменологическим категориям психики А. В. Сухарева (7). Он связан с формированием эталонов здоровья, учитывающих особенности заболеваний и различных патологических проявлений со стороны организма у представителей различных этносов. Названный принцип утверждает, что здоровье имеет этно-функциональную основу и процесс выздоровления сопряжен с использованием тех видов воздействия на организм человека, который учитывает его феноменологические особенности с учетом расово-этнической принадлежности.
10. Принцип этническои дифференциации основывается в первую очередь на двух основополагающих доктринах здоровья - восточной и западной. Данные доктрины являются главным ориентиром в понимании человеком болезненных проявлений на психофизиологическом и социально-психологическом уровнях, уровней реагирования при дефиците здоровья, восприятии феноменов «здоровье» и «болезнь» на уровне ценностно-смысловых представлений. При этом стратегии здо-ровьесбережения человека с восточной системой ценностей определяются следующим ориентиром: «Человек, познай и сотвори себя сам», а с западной системой ценностей - «Человек, познай себя сам».
Итак, развитие здоровья субъектов образовательного процесса и создание здоровьесберегающей среды предполагают прежде всего процесс акмеологизации в шести основных пространствах: ценностно-мотивационном, проявляющемся в желании сохранить здоровье, целеустремленность, активность, адекватную самооценку и адекватный уровень притязания; поведенческом, характеризующемся степенью приверженности человека здоровому образу жизни, увлеченностью своей деятельностью, потребностью к движению, стремлением к
самосовершенствованию; рефлексивно-оценочном, отражающем умение осознать и оценить свои внутренние психические акты и состояния, связанные со здоровьем, способность оценивать свое состояние, обращать сознание на самого себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием; эмоционально-чувственном, представляющем собой умения управлять своими эмоциями, осуществлять самоконтроль, а также чувство ответственности за результаты деятельности, жизнерадостность; когнитивном, выраженном в желании получать знания о здоровье, здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье; этнофункциональ-ном, отражающем целостное здоровье человека с позиции этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет этнофункцио-нальную рассогласованность либо этнофункциональ-ную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными, этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии // Современные проблемы смысла жизни и акме: мат-лы У[-УП симпозиума ПИ РАО / под ред. А. А. Бодалева и др. Москва-Самара, 2002.
2. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
3. Маджуга А. Г. Теория и практика формирования и развития валеоконативных стратегий личности в контексте здоровьетворящего образования в современной школе. Шым-кент, 2005.
4. Маджуга А. Г. Здоровьетворящее образование: монография. Уфа, 2008.
5. Пантилеев С. В., Столин В. В. Методика исследования самоотношения // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
6. Сериков Г. Н., Сериков С .Г. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография. Екатеринбург-Челя-бинск, 1999.
7. Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к психическому отражению // Мир психологии. 2003. № 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД
А. В. Симзяев
В статье рассматриваются вопросы формирования профессионально-этической культуры у сотрудников ОВД.
Ключевые слова: культура, культура личности, функции культуры, профессиональная культура, профессионально-этическая культура.
Понятие «культура», будучи категорией таких наук, как философия, история, культурология, имеет различные (по подсчетам ученых более 500) определения. В Философском словаре под редакцией М. М. Розенталя под термином «культура» понимается совокупность материальных и духовных ценностей, созданных чело-
вечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества (4, 126).
Культура существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, созданных порой не одним поколением людей и несущих человеческий смысл; в предметах духовного труда - системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, его общественно развитых чувств и возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
Культура характеризует все формы жизнедеятельности людей: материальное производство, социально-политические отношения, духовное развитие общества, быт, человеческие взаимоотношения. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата.
Человек является объектом и субъектом культуры, в то же время личность каждого человека - это феномен культуры, так как формируется при воздействии разнообразных культурных явлений: традиций, форм общественного сознания, образа жизни, содержания деятельности, воспитания, образования.
Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.
Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе, взаимоотношениях людей, нормах поведения. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т. п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.
Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется обмен знаниями и навыками.
Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет. Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей, проявляется в характере ее общения и созидательной деятельности. Культура личности - это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения (2).
По своей структуре культура личности (ее называют общей, базовой культурой) состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида.
Внутренняя культура - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения.
Внешняя культура - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельности. Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития. Высшим уровнем развития внутренней культуры является духовность. С позиции гуманистического подхода духовность - это высшая ступень эмоционально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Культура человека (базовая, общая) складывается из культуры жизненного самоопределения, экономической, политической, демократической, художественной, физической, культуры общения, труда и семейных отношений. Формирование базовой культуры в единстве всех направлений приводит к формированию мировоззренческой культуры, гражданственности, творческой индивидуальности.
Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении. Она включает высокую степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности.
Профессиональная культура сотрудников ОВД включает в себя правовую и этическую культуру, представления о социальной значимости конкретного вида труда, профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности (1). Главная особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД заключается в ее нормативном характере, т. е. все требования к их моральному облику и правилам поведения при выполнении служебных обязанностей закреплены в различных международных и российских нормативно-правовых аспектах и являются обязательными для соблюдения. Игнорирование профессионально-этических норм одновременно является нарушением соответствующих законодательных актов.
Профессиональная культура сотрудника ОВД выражается в том, что он имеет дело с людьми, защищает их права, законность, правопорядок, оказывает воздействие на них, опираясь на имеющиеся законы, мораль, этические нормы общества. В условиях конфликтности сотрудники ОВД все чаще выступают в роли арбитров, живой стены, отделяющей противоборствующие группы людей, социальные слои общества, участвуют в сдерживании и разрешении межнациональных конфликтов и т. д.
В этих условиях они выполняют разнообразные воспитательные, профилактические, коммуникативные, организаторские, удостоверительные и другие функции,
реализация которых требует высочайшего напряжения психики, собранности, определенной филигранности в общении с участниками конфликта. Это важнейший фактор, усиливающий роль морально-психологических знаний в правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Важный фактор - нормативность общения сотрудников ОВД с гражданами. Свободный (непринужденный) диалог, например в плане специфики общения, коренным образом отличается от допроса обвиняемого или подозреваемого не только тем, что в последнем случае во главу угла поставлены свобода, а иногда и жизнь участника процесса, но и тем, что следователь в ходе допроса не может выйти за рамки закона, применять незаконные приемы. Кроме того, существует следственная этика, исходя из которой обман, запугивание, введение в заблуждение подследственного считается нарушением прав и свобод граждан. Общение в столь узком нормативном пространстве требует от его инициатора -сотрудника правоохранительных органов огромного напряжения и ответственности. Если же прибавить к этому ограниченность временных рамок общения (особенно это касается сотрудников оперативно-розыскных и следственных аппаратов), становится ясно, что психоло-го-педагогические и этические знания во многом могут быть отнесены к категории определяющих при характеристике и продвижении по должности сотрудников ОВД. Именно поэтому формирование у сотрудников ОВД этической культуры является первостепенной задачей (3).
Под этическои культурои сотрудника ОВД мы понимаем профессиональную культуру человека, функционирующего в правоохранительной сфере, гармонию высокоразвитого профессионального мышления, знаний, чувств и творческой деятельности, способствующей эффективной организации общения с людьми. Она определяет характер осуществления всех основных функций сотрудником ОВД: правоохранительной, образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании профессиональной культуры сотрудника ОВД можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких, как культура мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура. Так, культура мышления включает высокое развитие способности к научной обработке социальных явлений и фактов, относящихся как к личности граждан (их сознания, поведения), так и к поведенческой деятельности, личности самого сотрудника ОВД. Рефлексия сотрудника ОВД как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношении. Интуиция как элемент культуры мышления способствует верным мгновенным решениям в сложных жизненных ситуациях. Интуиция -это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура правоохранительного труда сотрудника ОВД и его мышление обогащаются и развиваются на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности сотрудника ОВД.
Признаками профессионально-этической культуры сотрудника ОВД являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая правоохранительная направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность, дисциплинированность, ответственность, развитый долг, педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству, мастерство общения.
Сотрудник ОВД своей деятельностью утверждает культуру взаимоотношений между людьми, является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигнет в своей правоохранительной деятельности, тем больше требований предъявляет к самому себе.
В настоящее время разработаны классификации требований применительно к различным категориям сотрудников ОВД: оперативному работнику (Д. В. Гребель-ский, А. Ф. Возный, Г. Н. Синилов и др.); специалисту ИТУ следователю (В. Л. Васильев, Д. П. Котов, А. Р. Ратинов и др.); сотруднику ОВД по осуществлению профилактической деятельности (А. И. Алексеев, И. А. Ере-мичев, И. Ю. Сундиев). Кроме того, имеются ведомственные нормативные акты, содержащие требования к личности сотрудника ОВД в зависимости от рода служебной деятельности.
Применительно к личности специалиста той или иной службы ОВД выделяют несколько видов требований:
- общие, предъявляемые ко всем категориям сотрудников ОВД;
- специальные, предъявляемые к личности сотрудника в связи со спецификой осуществления им конкретных функций в рамках специализации (профессиограм-мы деятельности по видам службы).
Общими требованиями к личности сотрудника ОВД являются следующие (А. И. Алексеев, И. А. Еремичев, И. Ю. Сундиев и др.).
1. Требования, связанные с содержанием работы сотрудника ОВД как видом государственной службы и политической деятельности. В системе государственных органов к лицам, назначаемым на соответствующие должности, предъявляются особые требования. Важнейшие из них - моральное и политическое доверие.
2. Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности. Ярко выраженный правовой характер деятельности сотрудника ОВД существенно отличает ее от всех других видов человеческой деятельности и предопределяет ее психологическое своеобразие. Обязательное требование к профессии сотрудника ОВД - глубокое знание законов и подзаконных нормативных актов. При этом речь идет не об абстрактном запоминании той или иной нормы права, а о выработке так называемого юридического мышления, т. е. способности к анализу, синтезу, обобщению и отражению в речи наличных ситуаций с позиций усвоенных и осознанных норм права, закономерностей их функционирования в обществе.
3. Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц. Несовпадение, противоречие и столкновение человеческих интересов в ходе осуществления деятельности сотрудника ОВД придает ей характер борьбы и обусловливает в качестве требования к его
личности наличие умений применять организационнотактические и психологические приемы во взаимоотношениях с лицами, оказавшимися в поле его деятельности.
4. Требования, связанные с использованием властных полномочий. Одно из важнейших профессиональных требований к личности сотрудника ОВД - умение разумно, законно пользоваться властью. Правомерность и целесообразность использования власти во многом зависит от личных качеств сотрудника ОВД.
Деятельность сотрудника ОВД отличается высокой эмоциональной напряженностью. Однако каким бы ни было психическое состояние сотрудника, он обязан сохранять объективность: ни сочувствие, ни возмущение не должны влиять на его решения и действия.
5. Требования, связанные с сохранением служебной тайны. Нормативные акты МВ Д России определяют требования к режиму секретности соответствующих форм деятельности сотрудника ОВД. Однако сохранение не подлежащих разглашению сведений имеет свои психологические особенности:
- известно, что человек, получивший важные сведения и иные данные, переживающий успех или неудачу, испытывает потребность поделиться своими мыслями с другими людьми. Сотруднику ОВД следует помнить, что умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания и самовоспитания, зависит от стойкости и дисциплинированности;
- удержаться от искушения показать значимость своей работы, поделиться успехом, особенно для молодого человека, бывает нелегко. Сотрудник ОВД должен помнить, что действительное уважение к нему со стороны окружающих как к профессионалу будет прямо пропорционально его умению сохранять служебную тайну и обратно пропорционально болтливости;
- важно не только уметь преодолевать свои чувства при сохранении служебной тайны, необходимо выработать навыки и умение соблюдать конспирацию.
6. Требования, связанные с социально-психологической атмосферой деятельности сотрудника ОВД. Действия сотрудников ОВД всегда находятся в фокусе общественного мнения. От него ждут умелых действий, на него надеются, его одобряют или порицают. В этой обстановке сотрудник должен уметь правильно учитывать секторы психологической атмосферы, в которой формируются впечатления, складываются определенные, иногда ошибочные мнения.
В этой связи очень опасны поспешные выступления прессы, когда предварительные данные о происшествии преподносятся как бесспорно установленные факты. Еще хуже, если сотрудники ОВД сами поторопились связать себя и иные инстанции преждевременными утверждениями.
7. Требования, связанные с многосторонней деятельностью сотрудников ОВД. Разнообразие задач, с которыми сотрудник ОВД сталкивается в своей работе, требует от него ряда психологических навыков:
- быстро включаться в новое дело;
- мобилизовывать и пополнять свой опыт и знания;
- приспосабливать к новым условиям имеющиеся учения и навыки;
- тщательно выполнять монотонные, повторяющиеся технические и манипулятивные операции.
8. Требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием внешних условий и перегрузкой в деятельности сотрудника ОВД. От сотрудника ОВД требуется выполнять определенную работу не только на должном уровне, но и к определенному сроку, в строго ограниченное время. В связи с этим он должен преодолевать возможные проявления негативных психологических качеств:
- поспешность и торопливость, которые могут привести к непродуманным решениям и действиям;
- растерянность и дезорганизацию, которые могут привести к нарушениям законности.
Сотруднику ОВД нередко приходится выполнять свою работу в зной и стужу, под дождем или в тесном помещении, рядом с полуразложившимся трупом, на обочине шоссе или на пепелище, в цехе завода или в больничной палате. Эти обстоятельства неразрывно связаны с эмоциональными, умственными и физическими перегрузками. Для того, чтобы в какой-то степени уменьшить вредные последствия этих фактов, сотрудник должен уметь:
- правильно организовать свой труд;
- чередовать различные виды деятельности;
- выполнять правила гигиены умственного и физического труда;
- в общении с людьми соблюдать этические нормы поведения.
Стремясь к выполнению этих требований, важно помнить, что на успешность осуществления профессиональной деятельности сотрудника ОВД решающее влияние оказывают не природные задатки, а социально обусловленные свойства и качества его личности, профессиональная культура.
В частности, темперамент, как и другие факторы биологического, психофизиологического порядка, не определяет содержание психических процессов, а лишь влияет на динамику протекания деятельности. Сотрудник ОВД может подчинить свой темперамент положительным мотивам деятельности. Например, развитое чувство долга будет побуждать меланхолика стремиться к неуклонному повышению работоспособности; уважение к товарищу поможет вспыльчивому холерику проявить выдержку во взаимоотношениях и т. д. Смягчить отдельные недостатки, обусловленные проявлениями темперамента, позволяют умело поставленные воспитание и самовоспитание.
Важным качеством личности сотрудника ОВД является нравственно-правовая сознательность, правовая культура. Правовую сознательность личности сотрудника ОВД вслед за исследователями мы определяем как ее отношение (на основе совокупности взглядов и представлений о правовых явлениях, убежденности в необходимости существующего права, законности и правопорядка) к правовому идеалу, проявляющемуся в правоприменительной и правотворческой деятельности в общественной жизни. Правовая сознательность, реализующаяся в деятельности сотрудников ОВД, является индикатором правомерности тех или иных государствен-
ных актов, тем самым обнаруживает иногда необходимость отмены одних и установления других норм. Особенно, когда законы, исполняющиеся органами внутренних дел, отстают от процессов развития общественной жизни, что порождает отрицательный резонанс общественного мнения в вопросах правовой жизни. Суждение людей относительно норм права, законности и правопорядка как социальных ценностей создают не только духовную атмосферу, которая воздействует на формирование правовой сознательности сотрудников ОВД, но и существенно видоизменяет требования и оценки самих сотрудников ОВД относительно характера выполнения ими служебного долга.
Взаимозависимость правовой сознательности сотрудников ОВД и общественного мнения - важнейший фактор в регулировании общественных отношений, воздействия государства на поведение людей, в конечном итоге - в формировании правового порядка и уважения к закону.
Правовое регулирование поведения сотрудников ОВД органично связано с функционированием их нравственной сознательности. Нравственную сознательность можно определить как сознательное и убежденное отношение личности сотрудника ОВД к нравственному идеалу, формирующемуся на основе профессиональных представлений, взглядов, принципов, норм, правил служебного этикета, требующих сочетания личных, коллективных и общественных интересов. Наиболее рельефно это отношение проявляется в нравственной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев Г. И. Теория и практика формирования профессионально-этической культуры в образовательных учреждениях МВД РФ. Чебоксары, 2004.
2. Кругликова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.
3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов, учебное пособие / под ред. А. В. Опалева, Г. В. Дубова. М., 1997.
4. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М., 1972.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТНОМ ОБУЧЕНИИ
О. И. Щербакова
В статье обосновывается необходимость поэтапного формирования и развития конфликтологической культуры специалиста, рассматривается содержание конфликтологической культуры личности, а также условия и механизмы ее формирования в условиях контекстного обучения.
Ключевые слова: конфликтологическая культура, уровни сформированности конфликтологической культуры, конфликтологическая компетентность, компоненты конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры, условия и механизмы формирования конфликтологической культуры и компетентности, контекстное обучение.