Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕЙСКИЙ КОРПУС / ПРИНЦИПЫ / ОТБОР И НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ / ПРЕБЫВАНИЕ СУДЬИ В ДОЛЖНОСТИ / ПРЕБЫВАНИЕ СУДЬИ В ОТСТАВКЕ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирющенко И.И.

Анализируются международно-правовые и европейские подходы к формулированию принципов формирования судейского корпуса. Приводится перечень основных принципов формирования судейского корпуса и принципов, лежащих в основе определенных этапов, стадий этого процесса; раскрывается их содержание. Отмечается, что в российском законодательстве принципы формирования судейского корпуса закреплены только в нормах, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей. Делается вывод, что принципы формирования судейского корпуса базируются на основополагающих началах организации и деятельности судебной власти, отражая особенности правового статуса судьи, социально-правовое назначение судебной деятельности и необходимость поддержания авторитета судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE JUDICIAL CORPS FORMATION

The article analyses the international and European approaches to the formulation of the principles of the judicial corps formation. The list of the basic principles of the judicial corps formation and the principles underlying certain stages of this process is substantiated and their content is disclosed. It is noted that, in the Russian legislation, the principles of the judicial corps formation are contained only in the norms concerning the activity of the qualification collegiums of judges. It is concluded that the principles of the judicial corps formation are based on the principles of the organization and activity of the judicial power and reflect the peculiarities of the legal status of the judge, the social and legal purpose of the judicial activity and the need to maintain the authority of the judicial power.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА»

УДК / UDC 342 DOI: 10.34076/22196838_2022_1_5

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА Кирющенко Ирина Игоревна

Адвокат, член Адвокатской палаты Краснодарского края (Краснодар), ORCID: 0000-0001-8327-6982, e-mail: kiryuschenko@yandex.ru

Анализируются международно-правовые и европейские подходы к формулированию принципов формирования судейского корпуса. Приводится перечень основных принципов формирования судейского корпуса и принципов, лежащих в основе определенных этапов, стадий этого процесса; раскрывается их содержание. Отмечается, что в российском законодательстве принципы формирования судейского корпуса закреплены только в нормах, касающихся деятельности квалификационных коллегий судей. Делается вывод, что принципы формирования судейского корпуса базируются на основополагающих началах организации и деятельности судебной власти, отражая особенности правового статуса судьи, социально-правовое назначение судебной деятельности и необходимость поддержания авторитета судебной власти.

Ключевые слова: судейский корпус, принципы, отбор и назначение судей, пребывание судьи в должности, пребывание судьи в отставке, прекращение полномочий судей

Для цитирования: Кирющенко И. И. Принципы формирования судейского корпуса // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022. № 1. С. 5-11. DOI: https:// doi.org/10.34076/22196838_2022_1_5.

PRiNCiPLES OF THE JUDICIAL CORPS FORMATiON

Kiryushchenko irina

Advocate, member of the Krasnodar Territory Bar Chamber (Krasnodar), ORCID: 0000-0001-8327-6982, e-mail: kiryuschenko@yandex.ru

The article analyses the international and European approaches to the formulation of the principles of the judicial corps formation. The list of the basic principles of the judicial corps formation and the principles underlying certain stages of this process is substantiated and their content is disclosed. It is noted that, in the Russian legislation, the principles of the judicial corps formation are contained only in the norms concerning the activity of the qualification collegiums of judges. It is concluded that the principles of the judicial corps formation are based on the principles of the organization and activity of the judicial power and reflect the peculiarities of the legal status of the judge, the social and legal purpose of the judicial activity and the need to maintain the authority of the judicial power.

Key words: judicial corps, principles, selection and appointment of judges, tenure of judges, judge's retirement, termination of judges' powers

For citation: Kiryushchenko I. (2022) Principles of the judicial corps formation. In Elektronnoe pri-lozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu», no. 1, pp. 5-11, DOI: https://doi.org/l0.34076/ 22196838_2022_1_5.

С целью упорядочивания складывающихся общественных отношений, в том числе связанных с формированием судейского корпуса, правовое регулирование осуществляется на основе руководящих начал (идей, положений), закрепленных в нормах права. Такие исходные положения определяются как принципы.

В теории права принципы права понимаются по-разному: как «основополагающие идеи»1, «начало»2, «требование»3. Наиболее точным определением, отражающим сущность данной правовой категории, является следующее: «Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования»4. Из указанного определения следует, что назначение принципов - регулировать деятельность5.

С. С. Алексеев, рассматривая форму закрепления принципов права, писал, что «принципы права имеют нормативный характер; они призваны регулировать, т. е. направлять, определять поведение людей, причем их регулирующая роль проявляется в составе определенного комплекса юридических норм, которые они организуют вокруг себя и вместе с которыми они действуют»6. Раскрывающиеся в нормах права принципы являются инструментом правоприменителя для эффективного регулирования соответствующих правоотношений.

Формирование судейского корпуса также основывается на руководящих началах, определяющих природу судебной власти в государстве. Можно предположить, что научное обоснование системы принципов позволит разработать модель эффективного порядка, отвечающую целям и задачам судебной власти, а также сформулировать концепцию формирования судейского корпуса, обозначив границы усмотрения правоприменителя и направления законодательного совершенствования.

Вместе с тем принципы формирования судейского корпуса изучены недостаточно, не приведен их перечень и не раскрыто их содержание.

В российском законодательстве нормы-принципы о формировании судейского корпуса закреплены в ст. 3 Положения о квалификационных коллегиях судей (утверждено Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 г.), где их (принципов) содержание не раскрывается. При этом в нормах международного права сформулированы принципы отбора и назначения судей, пребывания судьи в должности и в отставке, а также прекращения полномочий судей.

Впервые о руководящих принципах отбора и подготовки судей было заявлено на шестом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каракас, Венесуэла, 25 августа - 5 сентября 1980 г.), где была поставлена задача их разработки как гарантирующих независимость и беспристрастность судей7. Основные принципы независимости судебных органов, принятые седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.), закрепили основные начала формирования судейского корпуса. В развитие указанных принципов приняты Бангалорские принципы поведения судей (одобрены резолюцией Экономического и социального совета ООН 2006/23 от 27 июля 2006 г.).

Рекомендация R(94)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 г. «О независимости, эффективности и роли судей» дополнила перечень принципов формирования и деятельности судейского корпуса. Европейская хартия о статуте для судей (принята участниками из европейских стран и двумя международными ассоциациями судей на заседании в Страсбурге 8-10 июля 1998 г.) также закрепила некоторые принципы, гарантирующие независимость судей. В Заключении Консультативного совета европейских судей от 23 ноября 2001 г. № 1 (2001) «О стандартах независимости судебных органов и несменяемости судей» проанализированы принципы, закрепленные в вышеуказанных международных документах, и сделан вывод

1 Рассказов Л. П. Основы теории государства и права: учеб. Краснодар: КубГАУ, 2014. С. 89.

2 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. С. 634-641.

3 Фролов С. Е. Принципы права (вопросы теории и методологии): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 26.

4 Теория государства и права: учеб. / под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 181.

5 Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. М.: РГУП, 2018. С. 310-323; Барабаш А. С. О содержании понятия «принцип» в разных отраслях права // Российский юридический журнал. 2019. № 2. С. 105.

6 Теория государства и права: учеб. / под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1985. С. 239.

7 URL: https://www.unodc.org/documents/congress/Previous_Congresses/6th_Congress_1980/009_ACONF. 87.8_United_Nations_Norms_and_Guidelines_in_Criminal_Justice_-_From_Standard-Setting_to_Implemen-tation_R.pdf (дата обращения: 03.11.2021).

о необходимости их практической реализации, а не совершенствования. В рекомендации Rec(2010)12 Комитета министров Совета Европы от 17 ноября 2010 г. «О независимости, эффективности и ответственности судей» содержание рассматриваемых принципов изложено более подробно.

Анализ международных и европейских подходов к формированию судейского корпуса, а также положений российского законодательства позволяет выделить следующие принципы формирования судейского корпуса.

1. Принцип законности является универсальным принципом, вытекающим из общеобязательного характера права, предписывающего всем участникам общественных отношений строго соблюдать Конституцию РФ, а также принимаемые в соответствии с ней законы и иные нормативные акты, регулирующие организационные основы формирования судейского корпуса. Очевидно, что для соблюдения данного принципа закон должен быть ясным, точным и подробным. Ведь в противном случае велика доля злоупотреблений, произвольного толкования норм и недобросовестного поведения правоприменителей. При этом правовое регулирование отдельных аспектов формирования судейского корпуса обнаруживает существенные лакуны, требующие законодательной регламентации1.

2. Принцип объективности означает соответствие деятельности государственных органов, органов судейского сообщества и должностных лиц совокупности объективных критериев, положенных в основу любого решения, касающегося судьи. Однако в настоящее время такие критерии не закреплены в законе, что допускает возможность субъективного и предвзятого решения в отношении судьи или кандидата на должность судьи2.

3. Принцип невмешательства вытекает из принципа разделения властей и выражается в независимости от органов исполнительной и законодательной власти при принятии решения, касающегося отбора, назначения судей, пребывания в должности и в отставке, прекращения их полномочий. Данный принцип соблюдается не в полной мере, поскольку сохраняется влияние иных ветвей власти на формирование судейского корпуса. Об этом свидетельствуют, например, право Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий отказать кандидату на должность судьи без обоснования причин, а также отсутствие механизма обжалования такого решения Комиссии.

4. Принцип равенства состоит в том, что при формировании судейского корпуса в отношении судей, претендентов и кандидатов на должность судьи нормы права применяются одинаково, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения и других различий, за исключением требования о наличии гражданства страны. Данный принцип проявляется в конкурсной процедуре отбора, основывающейся на единых требованиях ко всем претендентам и оценке их способностей, профессиональной подготовки, компетентности, моральных и личных качеств; единых нормативах, касающихся обучения судей, повышения их квалификации и проведения аттестации; единых процедурах дисциплинарного производства; единых основаниях прекращения полномочий судей и т. п.

5. Принцип правовой, кадровой, материальной и иной обеспеченности означает наличие организационных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, необходимых для выполнения задач, поставленных перед органами и должностными лицами, участвующими в процессе формирования судейского корпуса.

1 См., например: Бурдина Е. В. Перспективы повышения независимости квалификационных коллегий судей при реализации полномочий по формированию судейского корпуса // Российский судья. 2013. № 9; Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016; Клеандров М. И. О необходимости психодиагностирования кандидатов на должности судей // Государство и право. 2019. № 6; Макарова О. В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 1; Пейсиков В. В. Правовые и организационные аспекты отбора, подготовки и повышения квалификации судей: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Стеничкин Н. Г. Обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года // Lex russica (Русский закон). 2020. № 4.

2 Шевердяев С. Н. Рекомендации Четвертого оценочного раунда ГРЕКО: потенциал перенастройки российского конституционно-правового законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 2. С. 46.

6. Принцип открытости (транспарентности) предполагает общедоступность информации о деятельности органов и должностных лиц, ведающих вопросами формирования судейского корпуса, и принятии ими решений, обеспечивает возможность контроля за указанной деятельностью и способствует повышению доверия судьям и укреплению авторитета судебной власти.

7. Принцип разграничения полномочий между органами и должностными лицами, участвующими в формировании судейского корпуса, совместно с принципом коллегиального и единоначального рассмотрения вопросов гарантируют сбалансированное соотношение различных уровней управления и принятия решений в целях выполнения задач по своевременному и эффективному формированию судейского корпуса.

8. Принцип справедливости является общеправовым принципом, который проявляется как в содержании решения, принятого в отношении судьи, претендента или кандидата на должность судьи, так и в применяемой процедуре назначения на должность.

9. Принцип территориальности заключается в определении законодательно установленных полномочий органов судейского сообщества, государственных органов и должностных лиц, принимающих решения в отношении судей или претендентов на должность судьи в пределах территориальных границ субъектов РФ.

Перечисленные принципы являются общими, характеризуют деятельность по формированию судейского корпуса в целом. Вместе с тем представляется возможным сформулировать содержание принципов, положенных в основу определенных этапов, стадий формирования судейского корпуса.

К принципам, сложившимся на этапе отбора и назначения судей, относятся:

1. Принцип добровольного участия в конкурсе. Пунктом 5 ст. 13 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) «О судебной системе Российской Федерации» и п. 1 ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 5 апреля 2021 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» установлено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. При этом законом не ограничено количество претендентов для участия в конкурсе, который признается состоявшимся даже при наличии единственного претендента. В данном случае требуется законодательно обеспечить возможность участия как можно большего числа лиц в конкурсе, в том числе за счет доступности информации об открытых вакансиях, достаточности времени для подготовки соответствующих документов, упрощения процедуры подачи заявления на участие в конкурсе и т. п.

2. Принцип эффективности, который обеспечивает получение максимально возможных результатов при наименьших затратах. Данный принцип предполагает формирование судейского корпуса из высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими моральными качествами и способностями осуществлять судебную власть. Наличие данного принципа предполагает всестороннее изучение профессиональных знаний и навыков претендентов, а также их личностных качеств и способностей, что соответствует основным принципам отбора любого персонала1. С целью проверки профессиональных знаний в законодательстве установлена процедура проведения квалификационного экзамена; для оценки же навыков, личностных качеств и способностей «анкетно-проверочный подход недостаточен»2, что требует научного обоснования организационно-правового механизма многоаспектного исследования личности претендента и введения его в правовое поле.

При пребывании судьи в должности и в отставке следует руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип компетентности (п. 1 ст. 11 Кодекса судейской этики). Данный принцип проявляется в профессиональном исполнении судьей своих обязанностей, поддержании квалификации на высоком уровне, соблюдении высокой культуры поведения, требовании соответствующего поведения от всех присутствующих в судебном заседании лиц и др. В законе должны быть предусмотрены условия, необходимые для

1 Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика: учеб. М.: Проспект, 2010. С. 186.

2 Тимошин Н. В. Судья - главный правозащитник // Парламентская газета. 2014. 25 февр. URL: https:// www.pnp.ru/social/sudya-glavnyy-pravozashhitnik.html (дата обращения: 31.10.2021).

реализации указанного принципа. Речь идет, например, о совершенствовании процесса повышения квалификации и переподготовки судей1 или установлении правил профессионального поведения, не допускающих умаление авторитета судебной власти или умаление достоинства личности.

2. Принцип судейского иммунитета. Проявляется в недопустимости преследования судьи за ущерб, причиненный в результате его неправильных действий или упущений. Данный принцип является существенной гарантией независимости деятельности судьи, в связи с чем должен быть обеспечен набором гарантий, препятствующих привлечению судьи к ответственности за вынесенные судебные акты, за исключением заведомо неправосудных, или при установлении виновности судьи в преступном злоупотреблении.

3. Принцип надлежащего материального, социального и пенсионного обеспечения. Заключается в установлении срока полномочий судей, порядка их вознаграждения, времени выхода на пенсию и иных условий службы.

4. Принцип первостепенности судебной деятельности. Означает, что судья обязан реализовать в первую очередь судейские полномочия, а любая иная деятельность может им осуществляться, только если это не подрывает доверие к его беспристрастности и справедливости. Данный принцип призван не допустить умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба правосудию, что обосновывает применение в отношении судьи ограничений на занятие соответствующих должностей, осуществление юридической практики, предпринимательской и политической деятельности, в том числе в период его нахождения в отставке.

5. Принцип недопустимости использования своего статуса. Заключается в запрете получения каких-либо преимуществ, благ и иных выгод для судьи и членов его семьи ввиду его служебного положения и статуса во избежание умаления авторитета судебной власти и причинения ущерба репутации судьи.

6. Принцип обязательного членства судьи в судейском сообществе. Выступает, с одной стороны, гарантией независимости судьи, а с другой - организационной основой судейского корпуса, что «делает российское судейское сообщество уникальным явлением»2. В данном случае требуется установление в законе механизма обеспечения интересов судей, что предполагает не только автоматическое включение судей в состав судейского сообщества, но и реальную защиту их интересов (например, в случае досрочного прекращения полномочий судей Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ).

7. Принцип несменяемости. Заключается в запрете на перевод судьи на другую должность или в другой суд без его согласия.

8. Принцип дифференциации дисциплинарного взыскания в зависимости от вида дисциплинарного проступка. Должен иметь ясную и четкую правовую регламентацию, чтобы исключить произвольное привлечение судьи к ответственности, несоответствующей допущенному им нарушению. При этом ученые видят существенную проблему в соблюдении данного принципа, в том числе ввиду несовершенства закона3.

Принцип установленного порядка приостановления и прекращения полномочий судей (ст. 121 Конституции РФ) предполагает закрепление в законе закрытого перечня случаев отстранения судьи от должности, а также механизма реализации этой процедуры как необходимой гарантии независимости судьи.

Таким образом, принципы формирования судейского корпуса базируются на основополагающих началах организации и деятельности судебной власти, отражая особенности правового статуса судьи, социально-правовое назначение судебной деятельности и необходимость поддержания авторитета судебной власти. При этом указанные принципы требуют дальнейшего научного осмысления и совершенствования их реализации на практике.

1 Курбанов А. Ш. Качество системы правосудия: международные требования к подготовке судей и опыт зарубежных стран // Мировой судья. 2020. № 5. С. 11-15.

2 Правосудие в современном мире: моногр. / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М.: Норма : Инфра-М, 2012. С. 415.

3 Клеандров М. И. Институт присяги российского судьи: дефектность формулы и конституционная ответственность за нарушение // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 65-68.

Список литературы

Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 752 с.

Барабаш А. С. О содержании понятия «принцип» в разных отраслях права // Российский юридический журнал. 2019. № 2. С. 98-107.

Бурдина Е. В. Перспективы повышения независимости квалификационных коллегий судей при реализации полномочий по формированию судейского корпуса // Российский судья. 2013. № 9. С. 27-31.

Веснин В. Р. Управление персоналом: теория и практика: учеб. М.: Проспект, 2010. 688 с.

Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. 22 с.

Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. М.: РГУП, 2018. 628 с.

Клеандров М. И. Институт присяги российского судьи: дефектность формулы и конституционная ответственность за нарушение // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 58-71.

Клеандров М. И. О необходимости психодиагностирования кандидатов на должности судей // Государство и право. 2019. № 6. С. 5-17.

Курбанов А. Ш. Качество системы правосудия: международные требования к подготовке судей и опыт зарубежных стран // Мировой судья. 2020. № 5. С. 11-15.

Макарова О. В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 95-104.

Пейсиков В. В. Правовые и организационные аспекты отбора, подготовки и повышения квалификации судей: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 327 с.

Правосудие в современном мире: моногр. / под ред. В. М. Лебедева, Т. Я. Хабриевой. М.: Норма : Инфра-М, 2012. 704 с.

Рассказов Л. П. Основы теории государства и права: учеб. Краснодар: КубГАУ, 2014. 204 с.

Стеничкин Н. Г. Обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти в контексте конституционной реформы 2020 года // Lex russica (Русский закон). 2020. № 5. С. 41-52.

Теория государства и права: учеб. / под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с.

Теория государства и права: учеб. / под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1985. 480 с.

Тимошин Н. В. Судья - главный правозащитник // Парламентская газета. 2014. 25 февр. URL: https://www.pnp.ru/social/sudya-glavnyy-pravozashhitnik.html (дата обращения: 31.10.2021).

Фролов С. Е. Принципы права (вопросы теории и методологии): дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. 168 с.

Шевердяев С. Н. Рекомендации Четвертого оценочного раунда ГРЕКО: потенциал перенастройки российского конституционно-правового законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 2. С. 42-51.

References

Alekseev S. S. (2001) Voskhozhdenie k pravu. Poiski i resheniya [Ascent toward law. Searches and solutions]. Moscow, Norma, 752 p.

Alekseev S. S. (Ed.) (1985) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Yuridi-cheskaya literatura, 480 p.

Barabash A. S. (2019) O soderzhanii ponyatiya «printsip» v raznykh otraslyakh prava [On the concept of principle in various branches of law]. In Rossiiskiiyuridicheskii zhurnal, no. 2, pp. 98-107.

Burdina E. V. (2013) Perspektivy povysheniya nezavisimosti kvalifikatsionnykh kollegii sudei pri realizatsii polnomochii po formirovaniyu sudeiskogo korpusa [Perspectives of increase of independence of qualification collegiums of judges in realization of powers of formation of judicial corpus]. In Rossiiskii sud'ya, no. 9, pp. 27-31.

Ermoshin G. T. (2016) Status sud'i v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis.... d-ra. yurid. nauk [The status of a judge in the Russian Federation: an abstract of a doctor of legal sciences thesis]. Moscow, 22 p.

Ershov V. V. (2018) Pravovoe i individual'noe regulirovanie obshchestvennykh otnoshenii [Legal and individual regulation of public relations]. Moscow, RGUP, 628 p.

Frolov S. E. (2001) Printsipy prava (voprosy teorii i metodologii): dis. ... kand. yurid. nauk [Principles of law (questions of theory and methodology): a candidate of legal sciences thesis]. Nizhny Novgorod, 168 p.

Kleandrov M. I. (2019) O neobkhodimosti psikhodiagnostirovaniya kandidatov na dolzhnosti sudei [On the need for psychodiagnostics of candidates for the positions of judges]. In Gosudarstvo i pravo, no. 6, pp. 5-17.

Kleandrov M. I. (2020). Institut prisyagi rossiiskogo sud'i: defektnost' formuly i konstitutsionnaya otvetstvennost' za narushenie [The institute of oath of a Russian judge: defectiveness of the formula and constitutional responsibility for violation]. In Zhurnal rossiiskogo prava, no. 2, pp. 58-71.

Kurbanov A. Sh. (2020). Kachestvo sistemy pravosudiya: mezhdunarodnye trebovaniya k podgo-tovke sudei i opyt zarubezhnykh stran [The quality of the system of justice: international requirements for the training of judges and the experience of foreign countries]. In Mirovoi sud'ya, no. 5, pp. 11-15.

Lebedev V. M., Khabrieva T. Y. (Eds.) (2012) Pravosudie v sovremennom mire [Justice in the modern world]. Moscow, Norma : Infra-M, 704 p.

Makarova O. V. (2010). Obespechenie nezavisimosti sudei v Rossiiskoi Federatsii [Ensuring the independence of the judges in the Russian Federation]. In Zhurnal rossiiskogo prava, no. 1, pp. 95-104.

Peisikov V. V. (2006) Pravovye i organizatsionnye aspekty otbora, podgotovki i povysheniya kvali-fikatsii sudei: dis. ... kand. yurid. nauk [Legal and organizational aspects of selection, training and professional development of judges: a candidate of legal sciences thesis]. Moscow, 327 p.

Pigolkin A. S. (Ed.) (2003) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, Goro-dets, 544 p.

Rasskazov L. P. (2014) Osnovy teorii gosudarstva i prava [Fundamentals of the theory of state and law]. Krasnodar, KubGAU, 204 p.

Sheverdyaev S. N. (2019). Rekomendatsii Chetvertogo otsenochnogo raunda GREKO: potentsial perenastroiki rossiiskogo konstitutsionno-pravovogo zakonodatel'stva [Recommendations of the GRECO'S fourth evaluation round: the potential for readjustment of Russian constitutional laws]. In Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo, no. 2, pp. 42-51.

Stenichkin N. G. (2020). Obespechenie nezavisimosti i samostoyatel'nosti sudebnoi vlasti v kon-tekste konstitutsionnoi reformy 2020 goda [Ensuring the independence and autonomy of the judicial power in the context of the 2020 constitutional reform]. In Lex russica, no. 4, pp. 41-52.

Timoshin N. V. (2014) Sud'ya - glavnyi pravozashchitnik [Judge is a chief human rights defender] In Parlamentskaya gazeta, 25 Febr., available at: https://www.pnp.ru/social/sudya-glavnyy-pravo-zashhitnik.html (accessed: 31.10.2021).

Vesnin V. R. (2010) Upravlenie personalom: teoriya i praktika [Personnel management: theory and practice]. Moscow, Prospekt, 688 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.