Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ПРАЗДНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАЗДНИК В ГОРОДЕ / ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ / URBAN ENVIRONMENT / FESTIVE SPACE / A CELEBRATION IN THE CITY / URBAN PUBLIC SPACE / A FORMATION OF URBAN PUBLIC SPACES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимова К.А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением эортологии (наука о праздниках). Рассматривается понятие «праздник», выявляются основные его признаки и функции. Предлагается авторская классификация праздников в зависимости от формы празднования: праздничные шествия, народные гулянья и массовые зрелища. К каждой форме подбирается определённая атрибутика и праздничные конструкции, необходимые для установки в праздничный период. Предлагается праздничные элементы городской среды разделить на две группы: полифункционального использования и целевого использования. Рассматриваются два типа городских пространств: линейные и площадные. Представлены универсальные 3D-схемы праздничного оформления городских пространств, которые позволяют получить принципиальные модели предметно-пространственной организации праздничных мероприятий с учетом их проведения на пространствах разного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATION PRINCIPLES OF URBAN PUBLIC SPACES

The paper considers the issues related to the emergence of eortology (the science of holidays). The author considers the concept of a "holiday," and identifies its main features and functions. Besides, the author proposes the classification of holidays depending on the celebration form: festive processions, folk festivals and mass shows. Certain attributes and festive decorations are selected for each form; they must be installed during the festive period. It is proposed to divide the festive elements of the urban environment into two groups: multifunctional use and targeted use. Two types of urban spaces are considered in this work: linear and areal. Universal 3D schemes for the festive decoration of urban spaces are presented in the paper. They allow obtaining basic models of the subject-spatial organization of festive events, taking into account their holding in spaces of different types.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ»

_АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.009

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Научная статья

Максимова К.А.*

ORCID: 0000-0003-2309-2537, Томский Государственный Архитектурно-Строительный университет, Томск, Россия

* Корреспондирующий автор (kristina-sintsova[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением эортологии (наука о праздниках). Рассматривается понятие «праздник», выявляются основные его признаки и функции.

Предлагается авторская классификация праздников в зависимости от формы празднования: праздничные шествия, народные гулянья и массовые зрелища. К каждой форме подбирается определённая атрибутика и праздничные конструкции, необходимые для установки в праздничный период. Предлагается праздничные элементы городской среды разделить на две группы: полифункционального использования и целевого использования.

Рассматриваются два типа городских пространств: линейные и площадные. Представлены универсальные 3D-схемы праздничного оформления городских пространств, которые позволяют получить принципиальные модели предметно-пространственной организации праздничных мероприятий с учетом их проведения на пространствах разного типа.

Ключевые слова: городская среда, праздничное пространство, праздник в городе, городское общественное пространство, формирование городских общественных пространств.

DECORATION PRINCIPLES OF URBAN PUBLIC SPACES

Research article

Maksimova K.A.*

ORCID: 0000-0003-2309-2537, Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia

* Corresponding author (kristina-sintsova[at]mail.ru)

Abstract

The paper considers the issues related to the emergence of eortology (the science of holidays). The author considers the concept of a "holiday," and identifies its main features and functions.

Besides, the author proposes the classification of holidays depending on the celebration form: festive processions, folk festivals and mass shows. Certain attributes and festive decorations are selected for each form; they must be installed during the festive period. It is proposed to divide the festive elements of the urban environment into two groups: multifunctional use and targeted use.

Two types of urban spaces are considered in this work: linear and areal. Universal 3D schemes for the festive decoration of urban spaces are presented in the paper. They allow obtaining basic models of the subject-spatial organization of festive events, taking into account their holding in spaces of different types.

Keywords: urban environment, festive space, a celebration in the city, urban public space, a formation of urban public spaces.

Введение

В современном мире праздникам отводится очень значительная и важная роль, что говорит об актуальности проблемы праздников. В связи с улучшением условий работы и быта, у человека появилось больше свободного времени, что ставит перед обществом задачу его рационального использования.

Наука, которая связана с исследованиями в области праздничной проблематики, называется эортология. Впервые этот термин был введён И. Снегирёвым в 1837 году.

В словаре В.И. Даля даётся следующая трактовка: «Праздник - день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположное - будень, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица» [1].

А.И. Мазаев утверждает, что «слово праздник означает определённый период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда где-то отмечают, к примеру, определённое событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определённом символическом действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено с чем-то необычайно радостным или торжественным» [2]. Сам термин «праздник» и его перевод на другие языки относятся к словарному фонду повседневной речи и зачастую употребляются. Например, К. Жигульский рассматривает слово «праздник» во французском языке - «fete», которое относится к тысяче наиболее часто употребляемых слов во французском языке. Также в испанском языке, крайне часто употребляют слово «fiesta» [3].

Типы и виды праздников существуют разные, но все они в той или иной степени характеризуются общими чертами и признаками: отсутствием трудовой деятельности, которая осуществляется в будние дни, свободным временем, весельем, отдыхом, радостью, песнями, танцами, желанием принимать участие в праздничных мероприятиях. Праздник сближает людей, появляется чувство коллективности, на празднике люди в большей степени ощущают своё единство.

Каждый исследователь, которой в той или иной степени занимался проблемой праздника, касался проблемы функций праздников. Например, работы Д.М. Гренкина, Я.П. Белоусова, Л.С. Литвиновой - все эти исследователи предлагали своё понимание функций праздников. Из их трудов можно выделить основные функции, такие как: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную, консервативную, эстетическую [4, С. 43-48].

В современном мире праздникам отводится очень значительная и важная роль, что говорит об актуальности проблемы праздников. В связи с улучшением условий работы и быта, у человека появилось больше свободного времени, что ставит перед обществом задачу его рационального использования.

Современные города являются центрами общественной активности, аккумулируют социально-экономические, социокультурные и политические процессы, влияют на рост человеческого капитала. Эффективность этих процессов в определенной степени зависит от качества городской среды, ее удобства для проживания, отдыха и работы. Благоустройство города, качество предметно-пространственного наполнения городских территорий, дизайн общественных пространств - все это является одним из ключевых условий в оценке степени комфортности современного города [2, С. 10-11].

Дизайн городской среды, как правило, включает в себя создание стационарных объектов благоустройства и мобильных элементов, дополняющих и «оживляющих» городские пространства. Наиболее ярко трансформация художественного облика городской среды проявляется при проведении массовых праздничных мероприятий, крупных городских событий.

Праздничный город - понятие довольно широкое и многогранное. Как отмечает О. Немиро в книге «Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность», понятие праздничный город «включает и внешний, принаряженный облик города, и естественный образ среды в дневное и вечернее время, и праздничный наряд участников торжеств, зрелищ, гуляний и шествий. Оно объединяет и разветвлённую систему ритуалов, обрядов и церемониальных действ, разнообразных зрелищ, спортивных состязаний, игр, карнавалов, демонстраций, митингов, театрализованных представлений». По сути, праздничную среду необходимо рассматривать в контексте синтеза праздничного оформления с театрально-зрелищными формами [6, С. 230].

В связи с этим разработка дизайна праздничного средового пространства приобретает особую специфику. Возникает необходимость соединения художественных приемов сценографического искусства и приемов в области дизайна архитектурной среды, погружения специфики массового мероприятия в дизайн городского пространства, в существующие улицы, площади и парки.

Таким образом, изучение вопросов, связанных с дизайном праздничного средового пространства является актуальной исследовательской задачей и имеет большое значение для архитектурно-дизайнерского проектирования объектов городской среды.

Основная часть

В проведении праздников большое значение имеет форма его проведения и особенности предметно-пространственной организации праздничных мероприятий. В научных публикациях данная проблематика освещена недостаточно полно и, как правило, не имеет системного анализа. Вместе с тем, из проанализированных научных публикаций можно сделать вывод, что с древних времен все многообразие форм проведения праздников можно разделить на 3 группы.

Предлагается выделить следующие формы проведения праздников:

1. Праздничные шествия (культовые и религиозные шествия, карнавальные шествия, парадные шествия);

2. Народные гулянья (игры, забавы, обряды);

3. Массовые зрелища (концерты, уличные спектакли).

Каждая из групп характеризуется особым подходом к выражению праздничных настроений и соответственно характером пространственной организации и используемого оборудования и атрибутики.

Предметно-пространственное наполнение и атрибутика имеют большое значение в организации праздника и в создании праздничного настроения. При этом для каждой из форм праздника присутствуют специфические подходы к оформлению и украшению пространства, в котором протекает праздник [3, С. 345-355].

Можно констатировать, что в праздничных мероприятиях присутствует две составляющих: 1 -е - это человек, непосредственный участник праздника со своей индивидуальной атрибутикой; 2-е - это окружающая его предметно-пространственная среда со своим праздничным убранством. В зависимости от формы проведение праздника поведение человека и его взаимодействие с окружающей средой разное. При этом разным является и дизайн праздничного пространства.

Для праздничных шествий характерна установка вдоль улицы, на которой проходят праздничные действия, флажков на световых опорах, украшение деревьев, установка гирлянд в витринах, консольные панели, баннеры с символикой праздника, стяговые конструкции на опорах освещения, декоративное световое оформление с использованием гирлянд, плакаты, транспаранты, световые панно на световых опорах.

Для народных гуляний характерна установка флаговых и ленточных конструкций, праздничных инсталляций, игрового оборудования, организация фотозон, расположение на территории оборудования для ярмарки и зоны фудкорта, информационных стендов, украшение деревьев гирляндами, установка новогодних ёлок и т.д.

Для массовых зрелищ характерно наличие сцены, чтобы обозначить чёткую границу между исполнителями и зрителями. Установка технического оснащения массовых мероприятий: звуковое оборудование, светомузыка, видеотрансляция. Для комфорта зрителей необходимо предусмотреть наличие посадочных мест.

Если рассматривать элементы городской среды с точки зрения их назначения, то можно выделить две группы: полифункционального использования, то есть те, которые изменяются именно для оформления праздничных мероприятий. Например, летние эстрад, рекламные конструкции, транспорт, остановочные пункты, выставочные конструкции, зелёные насаждения, то есть в городской среде эти элементы присутствуют всегда, но могут

видоизменяться во время праздничных мероприятий. Вторая группа - это элементы городской среды целевого использования, те конструкции, которые имеют место быть только непосредственно во время праздничных мероприятий. К таковым относятся, фотозоны, флаговые конструкции, тематические инсталляции, фасадные флажки, праздничная иллюминация, ярмарочные павильоны, пневмоконструкции и т.д.

В зависимости от типа пространства, принципы оформления и организации праздничной среды различны. В ходе данной работы рассматриваются два типа городских пространств: линейные и площадные. В свою очередь линейные делятся на магистральные улицы (см. рисунок 1), набережные (см. рисунок 2), бульвары (см. рисунок 3) и проезжие части с уличной застройкой (см. рисунок 4). А площадные - городские площади (см. рисунок 5) и городские скверы (см. рисунок 6). Отсюда можно выделить два основных принципа праздничного оформления: 1. оформление линейных объектов; 2. оформление площадных объектов. Представленные 3D-схемы праздничного оформления городских пространств позволяют получить принципиальные модели предметно-пространственной организации праздничных мероприятий для различного типа пространств и увидеть принципиальные различия в организации праздничного оформления. Предлагаемые модели универсальны и могут быть применимы для оформления любых праздников и массовых зрелищ, и событий.

Рис. 1 - Организация праздничного средового пространства в условиях магистральной улицы

Рис. 2 - Организация праздничного средового пространства в условиях набережной

Рис. 3 - Организация праздничного средового пространства в условиях бульвара

Рис. 4 - Организация праздничного средового пространства в условиях уличной застройки

Рис. 5 - Организация праздничного средового пространства в условиях городской площади

Рис. 6 - Организация праздничного средового пространства в условиях городского сквера

Заключение

Таким образом, каждый исследователь, занимающийся в той или иной степени проблемой праздника, трактовал его по-своему, выделяя при этом основные функции и признаки.

Форма проведения праздника является одним из важнейших условий в определении особенностей дизайна праздничного средового пространства. Массовые праздничные мероприятия могут включать в себя как одну форму празднования, так и несколько. Каждая из форм празднований имеет свои отличительные черты и свой набор необходимой праздничной атрибутики и конструкций.

Характер и объем предметно-пространственного наполнения городских пространств для различных форм проведения праздников от части зависит от объемно-планировочных особенностей территории. Для праздничного предметно-пространственного наполнения города, как правило, используются главные магистральные улицы города, набережные, бульвары (линейные городские пространства) и общественные пространства городских площадей, парков, скверов (площадные пространства).

Также, безусловно, на организацию праздничного оформления влияют такие параметры как массовость, цель праздника, масштабность, функция и т.д.

Таким образом, праздничная среда - это многогранное явление, которое необходимо рассматривать в контексте синтеза всех её составляющих. И в зависимости от перечисленных выше параметров определяется состав, виды и места размещения праздничной атрибутики.

Благодарности Acknowledgement

Выражаю благодарность научному I would like to express my gratitude for my scientific

руководителю кандидату архитектуры Кореневу В.И. supervisor Korenev V.I., PHd in architecture.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. - М.: Вече. - 1975. - 380 с.

2. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление: Монография. / А. И. Мазаев. - М.: Наука. - 1978. - С. 10-11.

3. Жигульский К. Праздник и культура. / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985. - С. 25, 180, 336

4. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества / Бурменская Д. Б. // Общественные и гуманитарные науки. - 2008. - С. 43-48

5. Немиро О. В. Праздничный город. Искусство оформления праздника. История и современность. / О.В. Немиро. -Художник РСФСР.- 1987. - С. 230

6. Сазиков А. В. Все цвета праздника. Искусство праздничного оформления города: история и современность / А. В. Сазиков. - М.: Русскш Мiръ. - 2018. - 440 с.

7. Литвинова М. В. Классификация и типология массовых праздников и зрелищ / Литвинова М. В. // Научные ведомости. Выпуск 21. - 2012. - С. 191-201

8. Снегирёв И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирёв. - М.: Сов. Россия. -1990. - Ч.1. - С. 158; Ч.2. - С. 78

9. Мизов Н. О. Праздник как общественное явление / Н.О. Мизов. - София. - 1966. - С. 124

10. Генкин Д. М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - М.: Просвещение. - 1975. - С. 14

11. Луначарский А. В. О массовых празднествах, эстраде и цирке / А.В. Луначарский. - М. - 1981. - С. 68-85

Список литературы на английском языке / References in English

1. Dal V.I. Slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Dictionary of the Living Great Russian Language]. / V.I. Dal. - M.: Veche. - 1975. - 380 p. [in Russian]

2. Mazaev A.I. Prazdnik kak sotsial'no-khudozhestvennoye yavleniye: Monografiya [Holiday as social and artistic phenomenon: Monograph]. / A. I. Mazaev. - M.: Science. - 1978. - P. 10-11. [in Russian]

3. Zhigulsky K. Prazdnik i kul'tura [Holiday and culture]. / K. Zhigulsky. - M.: Progress, 1985. - P. 25, 180, 336 [in Russian]

4. Burmenskaya D.B. K voprosu o roli prazdnika v zhizni obshchestva [On the role of the holiday in the life of society] / Burmenskaya D.B. // Obshchestvennyye i gumanitarnyye nauki [Social and Human Sciences]. - 2008. - P. 43-48 [in Russian]

5. Nemiro O.V. Prazdnichnyy gorod. Iskusstvo oformleniya prazdnika. Istoriya i sovremennost' [Holiday city. The art of holiday decoration. History and modernity] / O.V. Nemiro. - Khudozhnik RSFSR. - 1987. - P. 230 [in Russian]

6. Sazikov A. V. Vse tsveta prazdnika. Iskusstvo prazdnichnogo oformleniya goroda: istoriya i sovremennost' [All colors of holiday. Art of festive decoration of city: history and modernity] / A. V. Sazikov. - M.: Russkiy Mir. - 2018. - 440 p. [in Russian]

7. Litvinova M.V. Klassifikatsiya i tipologiya massovykh prazdnikov i zrelishch. [Classification and typology of mass holidays and shows] // Nauchnyye vedomosti. [Scientific statements]. 21. - 2012. - P. 191-201 [in Russian]

8. Snegirev I.M. Russkiye prostonarodnyye prazdniki i suyevernyye obryady [Russian common holidays and superstitious rituals]. / Snegirev. - M.: Sov. Russia. - 1990. - Part 1. - P. 158; Part 2. - P. 78 [in Russian]

9. Mizov N.O. Prazdnik kak obshchestvennoye yavleniye [Holiday as social phenomenon] / N.O. Mizov. - Sofia. - 1966. -P. 124 [in Russian]

10. Genkin D. M. Massovyye prazdniki [Mass holidays] / DM. Genkin. - M.: Education. - 1975. - P. 14 [in Russian]

11. Lunacharsky A. V. [On mass festivities, stage and circus] / A. V. Lunacharsky. Lunacharsky. - M. - 1981. - P. 68-85 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.