Научная статья на тему 'Функционально-целевые и объемно-пространственные трансформации архитектурной среды городских площадей'

Функционально-целевые и объемно-пространственные трансформации архитектурной среды городских площадей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
266
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ / DESIGN OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PUBLIC SPACE / ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ / CITY SQUARE / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / МОБИЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ / MOBILE SITES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кунгурова Анна Александровна, Коренев Владимир Иннокентьевич

Проведены исследования по вопросам дизайна архитектурной среды городских общественных пространств. Определены виды эпизодических функционально-целевых трансформаций городских площадей и особенности их объемно-пространственных и художественных преобразований. На примере центральной площади Тюмени выделены зоны активных и пассивных трансформаций, показаны возможности комбинирования функций и предметно-пространственных изменений при проведении различных временных мероприятий и праздничных торжеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND SPATIAL TRANSFORMATIONS OF ARCHITECTURAL SPACE OF CITY SQUARES

The paper presents a study of architectural space design of city squares. The types of temporary functional, spatial, and artistic transformations are determined in this paper. The central square in Tyumen-city, Russia is considered for which the areas of active and passive transformations are identified. The possibility of combining functions and object-spatial changes are shown for different event and celebration organization.

Текст научной работы на тему «Функционально-целевые и объемно-пространственные трансформации архитектурной среды городских площадей»

УДК 712.25

КУНГУРОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА, магистрант, ka_arch@mail.ru

КОРЕНЕВ ВЛАДИМИР ИННОКЕНТЬЕВИЧ, канд. архитектуры, доцент,

vik.tomsk@rambler.ru

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВЫЕ

И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ

Проведены исследования по вопросам дизайна архитектурной среды городских общественных пространств. Определены виды эпизодических функционально-целевых трансформаций городских площадей и особенности их объемно-пространственных и художественных преобразований. На примере центральной площади Тюмени выделены зоны активных и пассивных трансформаций, показаны возможности комбинирования функций и предметно-пространственных изменений при проведении различных временных мероприятий и праздничных торжеств.

Ключевые слова: дизайн архитектурной среды; общественное пространство; городская площадь; трансформация; мобильные объекты.

ANNA А. KUNGUROVA, Undergraduate Student, ka_arch@mail.ru

VLADIMIR I. KORENEV, PhD, A/Professor, vik.tomsk@rambler.ru

Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia

FUNCTIONAL AND SPATIAL TRANSFORMATIONS OF ARCHITECTURAL SPACE OF CITY SQUARES

The paper presents a study of architectural space design of city squares. The types of temporary functional, spatial, and artistic transformations are determined in this paper. The central square in Tyumen-city, Russia is considered for which the areas of active and passive transformations are identified. The possibility of combining functions and object-spatial changes are shown for different event and celebration organization.

Keywords: design of architectural environment; public space; city square; transformation; mobile sites.

Архитектурная среда, в том числе городская, - это сложнодинамическая система, созданная человеком и обеспечивающая среду обитания человека [1]. Человек, являясь непосредственным субъектом в формировании городской среды, и окружающая его среда находятся в постоянном динамичном взаимодействии, формируя систему, которая включает в себя как статичные, так и динамичные компоненты. Говоря о системе города и особенностях ее архи© Кунгурова А.А., Коренев В.И., 2015

тектурной среды, С.О. Хан-Магомедов в своей работе «Проблемы и противоречия предметно-пространственной среды современного города» определяет человека как наиболее динамичный элемент городской системы, а предметно-пространственную структуру города - как самый статичный и консервативный элемент, медленнее всего изменяющийся [3].

В последнее время отношение к создаваемым архитектурным пространствам как к статичным объектам изменилось. Все больше появляется примеров, демонстрирующих функциональные и художественные преобразования архитектурно сложившихся пространств с течением времени. Наиболее ярко такие трансформации наблюдаются в границах общественных городских территорий, значительно повышая привлекательность таких объектов для городского сообщества.

В связи с этим исследование проблем, связанных с функционально-целевыми и объемно-пространственными преобразованиями архитектурной среды общественных пространств, является актуальным для архитектурно-дизайнерской практики и важным условием для создания в городах полноценной и комфортной среды жизнедеятельности.

Изучению дизайна городской среды как сложно-динамической системы посвящены книги А.В. Ефимова, В.Т. Шимко. Вопросы изменения облика городской среды средствами архитектурного освещения рассматриваются в публикациях В. Келера, Н.В. Волоцкой. Особое значение в этой тематике имеет работа Н.В. Щепеткова, в которой предложена классификация изменений архитектурной среды. В частности, предлагается в дизайне среды городских пространств учитывать три вида изменений: суточные, сезонные и социальные изменения [4].

В.И. Коренев, И.И. Левченко вводят понятие «пульсации архитектурной среды», определяя его как «изменения архитектурной среды в связи с изменением её функции и (или) пространственного окружения под действием естественных, природных или антропогенных факторов» [2]. Авторами предложена следующая классификация изменений архитектурной среды по причинам их возникновения. Это естественные пространственно-временные пульсации с суточными и сезонными изменениями архитектурной среды, возникающие под действием природных факторов, и искусственные функционально-целевые пульсации с периодическими и эпизодическими изменениями архитектурной среды, возникающие под действием антропогенных факторов (еженедельные выходные дни, календарные праздники, спонтанные или одноразовые тематические мероприятия).

В представленной научной работе акцент сделан на изучении периодических и эпизодических функционально-целевых изменений архитектурной среды общественных пространств. В качестве объекта исследования выбрана городская площадь как наиболее яркий пример динамичного общественного пространства.

Эпизодическое использование городских общественных пространств и площадей возникло в глубокой древности и не является принципиально новым явлением, появившимся в XX или XXI вв.

Здесь можно вспомнить египетские ритуальные шествия, являвшиеся периодической, но при этом определяющей функцией, логика движения которых обусловливала планировочное решение храмовых дорог. Античная агора использовалась также как место проведения праздничных процессий, гуляний. Подобные примеры - Рим с масштабными праздниками и мистериями, средневековая Европа с религиозными празднествами, шествиями, ярмарочными днями и мистериальными представлениями, публичными казнями.

Площади советских городов стали полем для выражения новых идей. Актуальным становится агитационно-пропагандистское искусство, объединившее в себе пластические, динамические и пространственно-временные искусства, проявившееся в проектировании и оформлении городской среды, в том числе площадей. Городские площади, спроектированные в советский период, ориентированы на проведение демонстраций, парадов, праздников, предполагающих единовременное участие огромного количества людей.

В первые годы постсоветского периода крупные городские общественные пространства, в том числе площади, становятся малоиспользуемыми. Прежняя, явно выраженная политическая и идеологическая ориентированность советских площадей теряет актуальность.

В настоящее время интерес к городским общественным пространствам и площадям значительно изменился. Для современной зарубежной и отечественной практики использования городских площадей характерно, что помимо циклически реализуемых периодических функций и видов деятельности (отдых, пешеходный транзит) на площади могут происходить и временные мероприятия, отражающие эпизодическую активность. Помимо традиционных видов использования появляются новые функции, происходит наполнение пространства новыми объектами и оборудованием, возникает новая образность, меняется восприятие территории. При этом важно отметить, что при таких преобразованиях, как правило, не затрагивается архитектурно-планировочная основа этого пространства. Новый облик пространства складывается с учетом использования различных мобильных элементов городского дизайна, требуемых для временного осуществления новой функции.

Импульсами к преобразованию дизайна архитектурной среды городских площадей являются торжества, праздники и иные общественно-политические и культурные мероприятия, ориентированные на массовое пребывание людей. К таким мероприятиям можно отнести не только парадные шествия, но и многие другие, например, рождественские ярмарки, карнавалы, уличные выставки или спонтанные мероприятия - инсталляции и перфомансы, акции социально-политической направленности.

Можно выделить 5 функций, эпизодически возникающих на городских площадях. Это парадная, концертно-зрелищная, выставочная, торгово-ярмарочная и рекреационная функции. Данные виды временного использования городской площади могут существовать как самостоятельно, так и комбинироваться между собой. В зависимости от характера функционального использования выделяются зоны для активных и пассивных трансформаций. Распределение функций на площади зависит от конкретных планировочных особенностей площади, ее габаритов и конфигурации.

За последнее время накопилось большое количество архитектурно-дизайнерских решений трансформации общественных пространств, в основе которых лежат не только функциональные преобразования, но и предложены разнообразные объемно-пространственные и художественные приемы для достижения новой эстетической выразительности общественного пространства.

Для оценки и систематизации этих приемов были изучены архитектурно-дизайнерские решения более 30 общественных пространств.

Их анализ показал, что все эпизодически осуществляемые объемно-пространственные и художественные преобразования можно разделить на 2 группы. 1-я группа - это объемно-пространственные и художественные преобразования с физической трансформацией пространства, 2-я группа - это объемно-пространственные и художественные преобразования без физической трансформации пространства.

К первой группе относятся преобразования существующей среды, в рамках которых обеспечивается добавление новых или трансформация имеющихся элементов городской среды. Как правило, это достигается за счет размещения мобильных, трансформирующихся, функционально ориентированных объектов или крупных объемных художественных инсталляций (арт-перфоманс «1000 Роз для Цвейбрюкена» Оттмара Херля (Ottmar Horl) [5], инсталляция Color Jam Джессики Стокхолдер (Jessica Stockholder) [6], ледяные шахматы (Ice Chess Installation) Okamoto Studio на площади Grace Plaza в Нью-Йорке [7], Gran Semana de Lima («Зеленая неделя Лимы» [8]).

Ко 2-й группе относятся художественные преобразования средствами медиаискусства, предусматривающие использование цифровых и интерактивных технологий. В данном случае трансформация пространства связана с созданием медиаинсталляций и проведением медиаперфомансов. Большое значение в этой группе также имеют такие технические средства, как видео, свет и звук (кинетическая световая инсталляция Congregatio и другие проекты группы KMA (Kit Monkman, Tom Wexler) [9]).

Физической, материальной основой для осуществления эпизодических преобразований служит предметно-пространственная и ландшафтная структура конкретного места, а также его архитектурное окружение. Для художественных преобразований могут использоваться любые элементы существующей среды - поверхность земли и пешеходного мощения, поверхности существующих зданий, малые архитектурные формы, опоры освещения, деревья.

Предметная база и художественные средства, которые применяются для эпизодических преобразований, достаточно разнообразны и разноплановы. При этом для каждой из функций может быть использован свой набор мобильных объектов, предметных форм и медиатехнологических приемов.

С точки зрения объемно-пространственной организации общественного пространства можно выделить плоскостные, объемные и пространственные модели трансформаций (рис. 1).

Плоскостные - основой для художественных преобразований является поверхность земли и пешеходных покрытий (например, использование улич-

ного коврового покрытия) или поверхности фасадов зданий (например, для демонстрации проекционных инсталляций).

Объемные - основой для художественных преобразований служит размещение «объекта-магнита» (например, мобильная сцена, крупная скульптурная инсталляция) или группы объектов, не играющих роль акцентов (например, трибуны для парадной функции, торговые палатки для торгово-ярморочной функции, малые архитектурные формы для рекреационной функции, экспозиционные установки для выставочной функции).

Пространственные - основой для художественных преобразований является система плоскостей и объемов и других пространственно-связующих элементов, обеспечивающих комплексный характер трансформации.

Рис. 1. Модели временных трансформаций площадей на примере городской площади замкнутого типа:

а - плоскостные; б - объемные («объект-магнит»); в - объемные (группа объектов); г - пространственные

Возможность функциональных и объемно-пространственных трансформаций городского общественного пространства для проведения периодических и эпизодических мероприятий была промоделирована на примере центральной площади в Тюмени. Для моделирования были выбраны 4 праздничных торжества - День Победы, День защиты детей, День города и новогодние праздники.

На представленных схемах выделены зоны для активных и пассивных трансформаций. Зона активных трансформаций (выделена красным цветом), предполагает размещение легковозводимых временных сооружений, как то: сцена, трибуны, навесы, торговые и экспозиционные павильоны; зона пассив-

ных трансформаций (выделена зеленым цветом) предполагает изменения посредством использования городской мебели, световых конструкций и других мобильных элементов городского дизайна.

Для создания зон активных трансформаций предлагается использовать три возможных места размещения: площадка перед зданием областной администрации и две площадки по обе стороны от ул. Республики, которые в случае перекрытия движения автотранспорта могут объединяться в одну большую территорию.

Функционально-целевые трансформации площади для празднования Дня Победы ориентированы на осуществление парадной и концертно-зрелищной функций. В зоне активных трансформаций (рис. 2) размещаются сцена и трибуны из легковозводимых конструкций. В зоне пассивных трансформаций предлагается размещать различные декоративные конструкции, растяжки, инсталляции из лент и полотнищ, например, размещение шрифтовой инсталляции с датами сражений ВОВ, объемная инсталляция с аэрофонтаном (имитация вечного огня), интерактивная световая инсталляция, посвященная военным сражениям и подвигам.

Рис. 2. Функционально-целевые трансформации Центральной площади Тюмени к празднику Дня Победы

Функционально-целевые трансформации площади для проведения праздника Дня защиты детей связаны с концертно-зрелищной и рекреационной функциями. В зонах активных трансформаций (рис. 3) устанавливается сцена, размещаются временные объекты для активного детского отдыха (например, пневматические конструкции или другие малые формы для детских игр). В качестве дополнительных художественных средств могут быть использованы тентовые конструкции в сочетании с эксклюзивным оформлением поверхности пешеходного мощения. Например, это может быть установка тентовой конструкции - «шатра», создающего в пространстве площади камерное, сомасштабное ребенку пространство. Для напольного покрытия

могут использоваться элементы ландшафтного дизайна - «зеленые» островки, создающие новую композицию из кругов вокруг «газона - поляны».

Рис. 3. Функционально-целевые трансформации Центральной площади Тюмени к празднику День защиты детей

Для празднования Дня города функционально-целевые преобразования могут быть связаны с осуществлением на площади парадной, концертно-зрелищной, выставочной и рекреационной функций. В данном случае максимально задействованы все зоны активных и пассивных трансформаций (рис. 4). При этом особую роль могут сыграть трансформации, связанные с использованием площади как экспозиционного пространства. Для этих целей могут быть организованы как самостоятельные площадки, так и дисперсное размещение экспонатов в парковой зоне. Также могут быть использованы уже существующие элементы предметно-пространственной среды площади. Например, для размещения графических презентационных материалов студенческих проектов, связанных с реконструкцией города, могут быть задействованы вертикальные плоскости между опорами мачт освещения.

Рис. 4. Функционально-целевые трансформации Центральной площади Тюмени к празднованию Дня города

Функционально-целевые трансформации площади, связанные с празднованием Нового года и Рождества, могут предусматривать не только выставочную и рекреационную функции, но и быть ориентированы на торгово-ярмарочную функцию. В данном случае в зоне активных трансформаций размещаются новогодняя елка, ледяной городок и ярмарочные ряды (рис. 5). Выставка ледяных фигур может быть рассредоточена по парку, но может входить в состав ледяного городка. В объемно-пространственных преобразованиях, проводимых в этот период, особое внимание должно быть уделено световому дизайну и архитектурному освещению.

Рис. 5. Функционально-целевые трансформации Центральной площади Тюмени к празднованию Нового года и Рождества

Проведенный анализ мирового опыта объемно-пространственных трансформаций общественных пространств и моделирование таких трансформаций на примере Центральной площади Тюмени позволил сделать следующие выводы.

Городская общественная площадь является наиболее ярким объектом динамического взаимодействия городского сообщества с архитектурной средой города. Широкий спектр проводимых на площади мероприятий, обеспечивающих эпизодические функциональные и объемно-пространственные трансформации, является важным условием для повышения разнообразия жизни горожан, позволяет сделать площадь «многоликой».

При архитектурно-дизайнерском проектировании городской площади для проведения торжеств и других массовых мероприятий целесообразно выделять зоны активных и пассивных трансформаций, комбинировать виды функционального использования, предусматривать применение плоскостных, объемных и пространственных моделей трансформации.

Библиографический список

1. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды / А.В. Ефимов. - М. : Архитектура-С, 2005. -

504 с.

2. Коренев, В.И. Периодические и эпизодические пульсации архитектурной среды / В.И. Коренев, И.И. Левченко // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. -2010. - № 4. - С. 85-92.

3. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С.О. Хан-Магомедов. - М. : Стройиздат, 1996. - 709 с.

4. Щепетков, Н.И. Световой дизайн города / Н.И. Щепетков. - М. : Архитектура-С, 2006. -320 с.

5. Official website Ottmar Horl, Projects and Exhibitions. - Условия доступа : http://www.ottmarhoerl.de/sites/english/sites/projekte/projekte.php# (дата обращения : 15.01.2015)

6. Интернет-журнал Культурология.Ру / Color Jam - самый яркий перекресток в мире! -Условия доступа : http://www.kulturologia.ru/blogs/020712/16763/ (дата обращения : 15.01.2015)

7. Official website OKAMOTO STUDIO, portfolio, sculptures. - Условия доступа : http://www.okamotostudionyc.com/portfolio/sculptures/ (дата обращения : 16.01.2015)

8. Green Invasion in Lima Creates Healthy Public Spaces. - Условия доступа : http://greenlichen.com/2010/11/green-invasion-in-lima-creates-healthy-public-spaces/ (дата обращения : 16.01.2015)

9. Official website KMA. - Условия доступа : www.kma.co.uk/ (дата обращения : 16.01.2015)

References

1. Efmov A.V. Dizain arkhitekturnoi sredy [Architectural space design]. Moscow : Arkhitektura-S, 2005. 504 p. (rus)

2. Korenev V.I., Levchenko I.I. Periodicheskie i epizodicheskie pul'satsii arkhitekturnoi sredy [Periodical pulsations of architectural space]. Vestnik TSUAB. 2010. No. 4. P. 85-92. (rus)

3. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda: V 2 kn.: Kn. 1: Problemy formoobrazovaniya. Mastera i techeniya [Architecture of the Soviet vanguard. In 2 books. Book 1: Problems of formation. Masters and directions]. Moscow: Stroyizdat. 1996. 709 p. (rus)

4. Shchepetkov N.I. Svetovoi dizain goroda [Lightning design of city]. Moscow : Arkhitektura-S, 2006. 320 p. (rus)

5. Ottmar Horl, Projects and Exhibitions. Available at : http://www.ottmarhoerl.de/sites/english/sites/projekte/projekte.php# Last visited on Jan. 2015

6. Kulturologiya.Ru. Color Jam - the most vivid crossroads in the world! Available at : http://www.kulturologia.ru/blogs/020712/16763/ Last visited on Jan. 2015

7. OKAMOTO STUDIO, portfolio, sculptures. Available at : http://www.okamotostudionyc.com/portfolio/sculptures/ Last visited on Jan. 20158.

8. Green Invasion in Lima Creates Healthy Public Spaces. Available at : http://greenlichen.com/2010/11/green-invasion-in-lima-creates-healthy-public-spaces/ Last visited on Jan. 2015

9. KMA. Available at : www.kma.co.uk/ Last visited on Jan. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.