Научная статья на тему 'Принципы формирования организационно-экономического механизма управления факторами инновационной деятельности'

Принципы формирования организационно-экономического механизма управления факторами инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Д. К., Сапаркина А. В.

Изложены результаты исследования взаимосвязи инновации с различными факторами и видами хозяйственной деятельности предприятия и сформулированы принципы и построена графическая модель экономического механизма управления инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования организационно-экономического механизма управления факторами инновационной деятельности»

УДК 33

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКТОРАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.К. Шевченко; А.В. Сапаркина, Дальрыбвтуз, Владивосток

Изложены результаты исследования взаимосвязи инновации с различными факторами и видами хозяйственной деятельности предприятия и сформулированы принципы и построена графическая модель экономического механизма управления инновационной деятельностью.

Охвативший Россию мировой финансовый кризис вскрыл серьезные финансовые и экономические проблемы в развитии экономики и управлении производством, которые повлекли за собой спад темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности российской экономики и эффективности использования ресурсов. Это в значительной степени обусловило кризис в инновационной деятельности и особенно в инвестировании развития науки и техники.

На большинстве предприятий инновационная деятельность практически сведена к нулю. До перехода экономики России к рыночной модели инновационная деятельность на предприятиях велась достаточно активно по двум направлениям: силами привлеченных научно-исследовательских организаций за счет централизованных капиталовложений и силами самих предприятий, конструкторских, технических, технологических, экономических отделов, служб, лабораторий, которые были в штатах предприятия.

Более крупные предприятия имели также отделы, бюро, службы новой техники или механизации и автоматизации производственных процессов. С переходом к рыночной экономике и обвалом российской экономики были соответственно сокращены штаты управленческого персонала и, естественно, штатные службы по новой технике и инновации. Поэтому была до нуля сокращена инновационная деятельность. А ведь от инновации и всей инновационной деятельности напрямую зависят рост производительности труда, качества и конкурентоспособности предприятий, экономия сырья, материалов и других производственных ресурсов, которые в совокупности обеспечивают рост прибыльности.

В условиях обострившейся конкуренции и появления на рынке новых, высококачественных и дешевых импортных товаров вытесняется с рынка российские более дорогие и менее конкурентные товары. Это наносит ущерб российским товаропроизводителям, снижая экономическую и особенно продовольственную безопасность страны.

Поэтому необходимо восстановить инновационную деятельность в России, обеспечить производство качественных, конкурентоспособных товаров российского производства.

Для выхода из создавшегося мирового финансового кризиса Правительством России разработана Программа антикризисных мер на 2009 год, в которой в комплексе предлагается решить ряд первоочередных мер по коренной модернизации экономики и перестройке хозяйственного механизма управления производственной, социальной, предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью.

В разделе 2 Программы антикризисных мер особо отмечено, что в качестве приоритетного исправления считать радикальное развитие и ускорение инновационной деятельности как главного фактора и непременного условия повышения конкурентоспособности продукции, подъема экономики и развитие внешнеторговых отношений. С инновацией и конкурентоспособностью продукции в программе связывают обеспечение роста, внутреннего спроса и значительного снижения зависимости России от экспорта сырьевых материалов и импорта потребительских товаров.

Инновация осуществляется в процессе инновационной деятельности (ИД) как процесс планирования организации и внедрения новшеств. В отличие от ИД инновационный процесс (ИП) представляет собой освоение новых или усовершенствование существующих видов продукции, способов производства, технологии, организации и управления хозяйственной деятельностью и является частью инновационной деятельности. Поэтому в процессе анализа проблем снижения инновационной активности и причин, их порождающих, необходимо четко разграничивать ИД от инновационных процессов создания новшеств и их освоения.

При анализе факторов, влияющих на развитие инновации, их необходимо подразделять на следующие виды:

- продуктовые (новые или улучшенные виды продукции);

- технологические (новые или улучшенные технологии);

- процессные (новые или улучшенные производственные, трудовые, маркетинговые процессы);

- управленческие (новые или улучшенные системы, методы, структуры, механизмы управления);

- социальные отношения (новые измененные социальные отношения).

Инновация и инновационные процессы представляют собой многофакторные взаимосвязанные и взаимозависимые категории, которые, с одной стороны, оказывают влияние на различные виды хозяйственной деятельности предприятия. С другой стороны, они сами зависят от ряда факторов и условий производства, которые сдерживают или способствуют развитию инновации.

Рассмотрим приведенную на рис. 1 схему взаимодействия факторов, влияющих на развитие инновационной деятельности. Как видно из рисунка 1, инновация, в первую очередь, влияет на качество изготовления или реализации продукции за счет обновления или улучшения ее потребительских свойств, дизайна и т.п. Она также влияет на снижение издержек производства, повышение производительности труда и в целом на повышение конкурентоспособности и прибыльности производства. Большую роль играет внедрение безотходных, ресурсосберегающих технологий, снижающих отходы сырья, материалов.

Инновация способствует обновлению парка оборудования, оснастки и различных технологических приспособлений и т.п., тем самым обеспечивая повышение технологического уровня производства и выпускаемой продукции. Инновация напрямую связана с реинженерингом бизнес-процессов, организацией и управлением производства и, если необходимо, способствует улучшению техникоэкономических характеристик выпускаемой продукции, повышению объемов производства и прибыли.

Реинженеринг получил широкое применение на зарубежных и отечественных предприятиях, когда требуется коренная реструктуризация предприятия, перестройка организационных, производственных структур, систем и экономических механизмов

Уровень качества продукции Издержки производства Конкурентоспособность продукции Эффективность производства

Ресурсосбережение ^ /А Технический уровень

Влияет на

Конъюнктура рынка

Инвестиции

Инновация

Инновационный

климат

Маркетинговые

инновации

Организационно- \ \

техническии \ 4 Конкурентное

Инновативность Кадровый

уппвеыь предприятия преимущество

Рис. 1. Модель взаимосвязей инновации с факторами и условиями производства

Инновация влияет на конъюнктуру рынка на основании выпуска обновленной, высококонкурентоспособной продукции,

обусловливающей повышение спроса на нее и сбыта.

Однако конъюнктура рынка сама оказывает влияние на конкурентоспособность продукции и вытеснение устарелой, пользующейся пониженным спросом и требующая обновлений или модификации на основе инновации. Инновация и инновационная деятельность в свою очередь зависят от ряда факторов и видов деятельности предприятия (фирмы). Основным из них является инвестиция в инновацию.

За последние 15 лет они снижены до 2-4 % от потребности в них. В результате, начиная с 1994 г. инновационная деятельность на предприятии практически прекращена или сведена к минимуму и выполняется выборочным путем от случая к случаю, когда появляются новые виды оборудования и незначительные инвестиции.

В большей степени развитие инноваций напрямую зависит от наличия высококвалифицированных научных и инженерных кадров, так как кадры решают все. В Японии подготовка и переподготовка кадров осуществляются по принципу «нужны кадры только наивысшей квалификации». И продукцию в Японии выпускают только наилучшего качества с достаточно низкими ценами. Поэтому эта страна завоевала многие мировые рынки.

Информация - это основной ресурс управления инновацией, без которого невозможно обойтись при разработке новой продукции, технологии или системы управления, где нужно использовать информацию о новейших достижениях науки, техники и передового производственного опыта новаторов труда и управления, которые бы пользовались спросом и отвечали новейшим достижениям науки и техники и передового опыта новаторов труда. Во времена плановой системы ведения хозяйства одним из направлений развития инновации считалось изучение и распространение передового опыта труда и управления передовых предприятий страны и зарубежных фирм. Это недорого стоило и не требовало значительных материальных затрат и времени. Такой опыт необходимо взять на вооружение научным инноваторам.

С целью улучшения разработки и освоения любого новшества необходим благоприятный инновационный климат, т.е. такая деловая благоприятная обстановка на предприятии и за его пределами, при которой весь персонал, участвующий и не участвующий в создании новшеств, проникся бы духом новшества, верой в него, участием в его осуществлении. Здесь необходимо четкое информирование коллектива о роли и пользе данного новшества для всего предприятия и каждого члена коллектива.

Инновационный климат необходим для изменения и улучшения социально-экономических отношений в коллективе, для поддержания диалога между руководителем и работниками, для разработки новых

методов работы аппарата управления с коллективом предприятия и стимулирования их труда. Он повышает конкурентные преимущества предприятия и способствует налаживанию благоприятных отношений на предприятии, рынке и в органах власти.

Инновационный климат сам по себе не возникает, его необходимо создавать, повышать и учитывать в процессе всей хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому внутренний и внешний инновационный климат необходим предприятию как конкурентное преимущество для рекламы и продвижения товара на внутреннем и внешнем рынках. Значительное место в оценке конкурентоспособности продукции отводится маркетинговым инновациям.

Маркетинговая инновация на прямую влияет на конкурентоспособность продукции, так как она является следствием продуктовых инноваций, ориентированных на рынок, чем обусловливаются взаимосвязь и зависимость конкурентоспособности продукции от инновации. Поэтому чем выше конкурентность, тем интенсивнее развивается инновация, тем глубже изучается рыночная конъюнктура, тем выше конкурентоспособность.

Здесь в инновационном цикле прослеживается тесная связь маркетинга с инновацией. Поэтому маркетинговые инновации следует изучать на стадии инновационного цикла: наука - техника -

производство - потребление, с учетом стратегии маркетинга на всех стадиях жизненного цикла товара.

С маркетинговыми инновациями связана инновационная стратегия, включающая стратегии технического лидерства, маркетинговую, инновационную, инвестиционную, кадровую, конкурентную. Стратегия технического лидерства направлена на разработку новых технологических идей, организации НИОКР, освоение и выпуск новых образцов продукции, реализацию маркетинговых и инновационных программ, ориентированных на рынок, закрепления на нем - расширение рынков сбыта и т.п.

Конкурентная стратегия в основном направлена на мониторинг конъюнктуры рынка, поведения конкурентов, рыночного давления на низкоконкурентные, малорентабельные виды товара, повышения конкурентоспособности продукции и т.п.

Инновативность предприятия является важнейшим конкурентным преимуществом в реализации потенциала предприятия в области управления инновационной деятельностью.

Под инновативностью предприятия понимается способность экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия четко реагировать на все возможные даже незначительные изменения конъюнктуры рынка (спроса, цены), конкурентоспособность предприятия и т.п. путем выпуска новой и усовершенствования старой продукции, спрос на которую снизился; внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих технологий и сбыта

продукции; усовершенствование систем, методов управления, применения новейших маркетинговых стратегий.

По поводу инновативности [2] было сказано, что инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность - мощным конкурентным преимуществом предприятия. Однако ее (инновативность) можно рассматривать не только как мощное конкурентное преимущество, но и как функцию управления инновационной деятельностью в составе экономического механизма управления инновационной деятельностью в процессе управления конкурентоспособностью продукции.

В этой связи инновативность должна обеспечить систематический мониторинг изменений конъюнктуры рынка (конкурентоспособности продукции, цен, и т.д.) для оценки их влияния на спрос и их соответствия потенциалу предприятия (кадровому, научно-техническому, экономическому, лабораторно-экспериментальному) и приведение конъюнктуры рынка в соответствие с инновационным потенциалом предприятия.

Именно с помощью мониторинга рынка и оперативной информации об изменениях на нем инновативность обеспечивает способность реагировать на эти изменения путем перестройки производства на выпуск новой, конкурентоспособной продукции, технологий и управления производством.

Отдельные предприятия обладают достаточным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалами. Однако имеют низкую инновативность - способность выявлять и быстро реагировать на все, даже незначительные, изменения на рынке товаров и услуг.

Здесь инновативность рассматривается как неотъемлемая активная часть экономического механизма управления инновационной деятельностью предприятия.

С целью повышения инновационной активности следует постоянно повышать инновативность, научно-технический, информационный, кадровый потенциалы предприятия и совершенствовать методы управления ими. Поэтому следует перестроить систему управления и создать новый или усовершенствовать действующий организационно-экономический механизм управления инновацией, который нацелить на повышение инновативности, а также конкурентоспособности продукции и прибыльности предприятия. Этот экономический механизм управления должен отвечать следующим принципам:

1. Оперативно реагировать на все изменения конъюнктуры рынка, поведение конкурентов, конкурентоспособность продукции и принимать меры по повышению конкурентоспособности продукции, выпуску новой, высококонкурентоспособной, внедрению прогрессивных технологий, организации и управлению инновационной деятельностью и сбытом продукции.

2. Обеспечить орган управления инновационной деятельностью своевременной, оперативной, достоверной информацией.

3. Обладать необходимыми управленческими ресурсами (инвестициями, информацией, квалифицированными инженерами, научными кадрами, современным экспериментальным оборудованием и т.п.).

4. Иметь достаточно полномочий для привлечения к инновационной деятельности все научно-технические, производственные, экономические и другие подразделения предприятия (фирмы), а также заключать хозяйственные договоры с внешними научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими организациями. Это обусловлено многогранной и многопрофильной работой предприятия по инновации.

5. Обладать достаточными инновационным потенциалом и инновативностью и эффективно их использовать с минимальным привлечением инновационных ресурсов.

6. Быть эффективным, саморегулирующимся, дешевым в создании и эксплуатации экономическим механизмом.

7. Систематически реагировать на все новшества в отрасли, новейшие достижения науки, техники, опыта передовых предприятий и новаторов труда и эффективно их применять в работе.

На основе этих принципов можно проектировать комплексную систему управления и ее организационно-экономический механизм. На рис. 2 приведена модель этого механизма.

Пунктирными линиями здесь обведен контур ОЭМУИД, показана схема комплексной системы управления ИД. По своему содержанию ОЭМУИД представляет собой генезис отношений, стержень системы управления и является средством приведения системы в действие, обеспечивая ее эффективное функционирование.

Основу ОЭМУИД составляет орган управления, субъект управления системой, который практически управляет системой, при этом руководствуется планом ИД, принципами управления, экономическими, административными, правовыми методами. Орган управления через свой аппарат организовывает, направляет, контролирует и регулирует весь процесс инновационной деятельности. При отступлении от требований нормативно-технической документации, браке в работе и других негативных явлениях он вмешивается в процесс, принимает определенные решения и осуществляет регулирование инновационного процесса, широко опираясь на инновативность и управленческие ресурсы предприятия. В качестве конечных результатов ИД здесь выступают инновационный продукт, его коммерциализация и прибыльность предприятия (фирмы).

Конечные производственные

Рис. 2. Модель организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью (ОЭМУИД) и его место в системе управления ИД Представленная на рис. 2 модель инновационной деятельности и экономического механизма управления ею отвечает требованиям системного комплексного подхода, так как в ее составе представлены все основные элементы, присущие кибернетической системе по вертикали. Субъект и объект управления, связанные между собой прямой и обратной связями; имеют цель и целевую стратегию развития ИД, ориентированные на конечные результаты. По горизонтали система базируется на принципах системного подхода, т.е. состоит из

основных кибернетических этапов системы: планирования

деятельности системы, контроля, учета, анализа и регулирования ИД.

В качестве субъекта управления системой экономический механизм управления ИД способен разрабатывать стратегию управления, принимать решения, планировать развитие ИД, осуществлять контроль, учет и регулирование Ид.

В качестве объектов управления выступают процессы ИД, цеха, лаборатории, способные исполнять цели, стратегии и решения органа управления системой. По каналам обратной связи идет информирование органа управления о ходе выполнения плана, стратегии предприятия и возможных отклонениях от плана, а также устанавливаются причины этих отклонений и их регулирование.

Предложенная комплексная система управления ИД и ОЭМУИД способны эффективно управлять ИД по достижению поставленных целей управления и конечных результатов.

Библиографический список

1. Друкер П. Инновация и предпринимательство. М., 1992.

2. Хотящева О. Инновационный менеджмент. М.; СПб.; Минск; Киев, 2005.

3. Шевченко Д.К, Чмиль П.Т. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной промышленности. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000. 123 с.

4. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. // Аргументы и факты. №13 от 25-31 марта 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.