Научная статья на тему 'Кластеры предприятий в контексте стратегии инновационного развития российских регионов'

Кластеры предприятий в контексте стратегии инновационного развития российских регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / КЛАСТЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИННОВАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT OF REGIONS / COMPANY CLUSTERS / INNOVATIVENESS / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна, Миронова Марина Николаевна

В статье комментируется содержание инновационной стратегии развития экономики России и её регионов. Кластеры предприятий представлены в качестве одного из эффективных инструментов придания социально-экономическому развитию российских регионов инновационного характера. Возможность воздействия кластеров на инновационный характер регионального развития объясняется их инновативностью. Раскрывается содержание инновативности как свойства кластеров предприятий, заключающегося в способности расширенного воспроизводства и внедрения инноваций. Показана роль информационного ресурса в реализации инновативной способности кластеров предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company clusters to contribute innovative advance in russian regions

The article considers innovative policy in Russian economy development with company clusters as one of the most efficient tools due to their own innovative nature. The innovative nature of company clusters provides the possibility to expand reproduction and introduce innovations. The article also shows the role of information resources within employing co cluster innovative capacity.

Текст научной работы на тему «Кластеры предприятий в контексте стратегии инновационного развития российских регионов»

УДК 332.146+334.7

КЛАСТЕРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ1 COMPANY CLUSTERS TO CONTRIBUTE INNOVATIVE ADVANCE IN RUSSIAN REGIONS

Г.Д. Боуш G.D. Boush

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского,

М.Н. Миронова M.N. Mironova

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье комментируется содержание инновационной стратегии развития экономики России и её регионов. Кластеры предприятий представлены в качестве одного из эффективных инструментов придания социально-экономическому развитию российских регионов инновационного характера. Возможность воздействия кластеров на инновационный характер регионального развития объясняется их инновативностью. Раскрывается содержание инновативности как свойства кластеров предприятий, заключающегося в способности расширенного воспроизводства и внедрения инноваций. Показана роль информационного ресурса в реализации инновативной способности кластеров предприятий.

The article considers innovative policy in Russian economy development with company clusters as one of the most efficient tools due to their own innovative nature. The innovative nature of company clusters provides the possibility to expand reproduction and introduce innovations. The article also shows the role of information resources within employing co cluster innovative capacity.

Ключевые слова: инновационное развитие регионов, кластеры предприятий, инновативность, информация.

Key words: innovation development of regions, company clusters, innovativeness, information.

Введение в проблему.

Придание инновационного характера социально-экономическому развитию России и её регионов в настоящее время является насущной необходимостью. В противном случае отставание от развитых стран будет усиливаться. Социально-экономическое развития - многоплановый процесс и его инновационность может быть обеспечена самыми разными факторами. На наш взгляд, предпочтение должно быть отдано таким факторам, которые обладают комплексным воздействием на более чем один уровень экономической системы.

Решению данной задачи препятствует неполное знание о том, какие факторы могут играть роль инструмента реализации стратегии инновационного развития российских регионов, а также о том, каким образом обеспечить высокую их эффективность.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки РФ (проект 2010-1.2.2-301-015-043).

Мы убеждены, что в данном качестве можно рассматривать кластеры предприятий. Наше предположение основано на том, что данные экономические образования обладают внутренними свойствами, обусловливающими их повышенную инновативность, которая способна быть транслируемой на микро-, мезо- и макроэкономический уровни. Заметим, что данная точка зрения пока не отражена в экономических публикациях. Инновационный характер развития в основном связывается с функционированием так называемых «инновационных кластеров», под которыми понимаются кластерные структуры, в которых широко представлены исследовательские организации, что представляется довольно узкой трактовкой инновационных свойств кластеров.

В данном контексте требуется углубленное исследование свойств кластеров предприятий, обусловливающих их инновативность, а также направления распространения инноватив-ного эффекта на территорию их базирования.

© Г. Д. Боуш, М.Н. Миронова, 2010

Инновационная стратегия развития экономики России и её регионов.

В России ощущается насущная необходимость в кардинальном изменении характера экономического развития страны и решении проблем ее регионального развития. Основными правительственными документами, отражающими инновационную стратегию социально-экономического развития страны, являются «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (далее - Концепция-2020) и «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации». В ноябре 2008 г. утвержден окончательный вариант Концепции-2020. Её приоритетной целью является определение путей и способов повышения благосостояния российских граждан, закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества и динамичного экономического развития. В Концепции-2020 обосновывается необходимость перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

Модель инновационного развития предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизацию внешнеэкономической политики. При этом предполагается, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Для достижения поставленных целей намечен ряд основных направлений: 1) развитие человеческого потенциала России; 2) создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; 3) структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; 4) закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, а также переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Особое внимание в системе целей развития уделяется конкурентным преимуществам в инфраструктуре, в том числе транспортной, энергетической и пр.

Региональный аспект Концепции-2020 направлен на решение проблем экономического районирования РФ и развития макрорегионов. По замыслу Концепции-2020, одно из основных направлений в этой области - стимулирование центров опережающего развития в регионах, а также содействие производственной и социальной инфраструктурной обеспеченности территорий. Инновационное и социальное направления долгосрочного развития России проявлены, в частности, в формировании территориально-производственных кластеров.

На первом этапе (2008-2012 гг.) предполагается реализовать и расширить глобальные конкурентные преимущества экономики России (т. е. развитие традиционных сфер), а также создавать институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный переход российской экономики в режим инновационного развития. Второй этап (2013-2020 гг.) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био-и нанотехнологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

«Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации» в основном увязана с Концепцией-2020. Ее базовая цель выражается в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Задачами, в частности, являются сокращение различий в их уровне социально-экономического развития, уровне и качестве жизни населения, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала каждого субъекта РФ или муниципального образования.

Стратегическое планирование ориентировано на создание зон опережающего экономического роста в каждом регионе России, т. е. перспективных территориально-производственных кластеров и единых технологических цепочек для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Оно должно учитывать инновационный характер и специфику развития региональных экономик и, как следствие, тенденции изменения территориальной структуры перспективных отраслей. Для регионов с выраженной сырьевой ориентацией и зависимостью от мировой конъюнктуры цен

на сырье необходимо обеспечить диверсификацию их экономик путем освоения производства высокотехнологичного оборудования для добычи и переработки сырья (с потенциальным экспортом на рынки развивающихся стран с сырьевой экономикой), конверсионной продукции, расширения сферы 1Т-коммуникаций, логистики, инжиниринга, маркетинга.

При этом должна возрастать роль центров инновационного экономического роста, новых центров компетенций, опирающихся на современные коммуникационные технологии, концентрацию кадрового и технологического потенциала, существенным образом влияющих на трансформацию территориальной структуры расселения и распределения трудовых ресурсов, прежде всего крупных городских агломераций, территориально-производственных кластеров, туристско-рекреационных зон, крупных транспортно-логистических узлов и про-

изводственных комплексов. В качестве одного из ключевых приоритетов стратегического планирования заявлено размещение федеральной инфраструктуры в области транспорта, энергетики, связи, здравоохранения, образования, науки, культуры, внешнеэкономической деятельности и иных сфер в целях создания условий для развития регионов страны с учетом их конкурентных преимуществ.

В кризисный период среди мероприятий, проводимых на региональном уровне, со стратегией инновационного развития в среднесрочном и долгосрочном горизонтах соотносятся меры, сведенные в таблицу. К косвенным мерам инновационного развития могут быть отнесены меры, способствующие будущей инновационной направленности экономики и создающие основу для посткризисного развития, они также представлены в таблице.

Распределение мер инновационного развития регионов в антикризисных мероприятиях по субъектам РФ

Меры инновационного развития Число регионов Доля от обследованных, %

Прямые меры

Поддержка инновационного сектора экономики 13 17

Технико-технологическая модернизация и реконструкция промышленного производства 12 15

Использование инновационных технологий и техническое перевооружение в сельском хозяйстве 17 22

Повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения себестоимости, увеличения загрузки оборудования и пр. 5 6

Развитие межрегиональной и внутрирегиональной кооперации (в том числе развитие кластеров) 7 9

Развитие точек роста экономики 9 12

Повышение энергоэффективности и разработка мер по энергоресурсосбережению 16 21

Разработка экологических мер и охрана природы 16 21

Косвенные меры

Развитие инновационной инфраструктуры 15 19

Развитие транспортной инфраструктуры 15 19

Развитию инженерной, коммунальной, туристской, социальной, энергетической и др. инфраструктуры 16 21

Развитие малого и среднего бизнеса 57 73

Привлечение иностранных инвестиций в экономику, предполагающих технико-технологическое обновление производства 6 8

Экспортная ориентация продукции АПК 15 19

Ориентация на импортозамещение в сфере развития АПК 48 62

Привлечение молодых квалифицированных специалистов в село для работы в АПК 14 18

Как видно, лишь небольшая часть регионов страны (13 из 78 обследованных) собирается организовать непосредственную поддержку инновационному сектору экономики. В пяти из этих регионов предполагается организа-

ция технопарков на основе использования современных инновационных технологий, например: агротехнопарк - в Омской области, 1Т-парк - в Республике Карелия, а также технопарки - в Астраханской и Пензенской об-

ластях, Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийском автономном округе. В Липецкой области государственная поддержка будет оказана предприятиям, повысившим в последние годы свою эффективность и производительность труда, инвестировавшим в развитие производства и создание новой продукции, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию. В других - предполагается оказывать содействие внедрению инноваций, при этом в некоторых регионах для этого решено применять конкретные налоговые и административные меры:

- осуществлять поддержку инновационным организациям, реализующим инновационные проекты, посредством проведения межотраслевого общегородского ежегодного конкурса (Санкт-Петербург);

- полное освобождение от налога на имущество и снижение ставки по налогу на прибыль до 13,5 % для предприятий, которые вкладывают инвестиции в новые, конкурентоспособные технологии (Кемеровская обл.);

- создание условий для привлечения субъектов малого предпринимательства к заключению субподряда в области инноваций и промышленного производства (Свердловская обл., Ставропольский край);

- предоставление налоговых кредитов в части налогов, поступающих в бюджет, и субсидирования части затрат на уплату процентов за пользование кредитами банков для поддержки конкурентоспособных производств в ключевых отраслях экономики и инновационном секторе (Республика Мордовия).

Среди косвенных наиболее популярными в России являются меры по развитию малого и среднего бизнеса; они запланированы в 57 из 78 обследованных регионах страны. В более чем в 60 % регионах активизированы меры, направленные на импортозамещение. Главным образом они связаны со стимулированием развития АПК - сельского хозяйства (и, в частности, животноводства) и пищевой промышленности, гораздо реже - других отраслей. Однако лишь в 15 обследованных регионах предполагается вывести свою продукцию на экспортный уровень (Амурская, Вологодская, Ленинградская, Ростовская области, Республика Тыва, Ставропольский, Краснодарский и Алтайские края и др.). В 14 регионах -привлечение молодых квалифицированных специалистов в село для работы в АПК (Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Рязанская, Тверская области и др.).

Гораздо менее распространены мероприятия по развитию инфраструктуры. Инновационную и другие виды инфраструктуры намерены создавать около 20 % субъектов РФ. Будут развиваться новые виды услуг с использованием Интернет-технологий (цифровое телевидение по Интернет-каналам, сети мобильной беспроводной связи и пр.), проведена модернизация и замена устаревшей телевизионной и радиовещательной техники (Новгородская область, Республика Карелия и пр.). Запланировано внедрение инновационных образовательных программ и современных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях (Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край и др.), ввод в действие элементов инновационной инфраструктуры ежегодно (Белгородская и другие области), организуются региональные фонды поддержки инноваций (Пензенская область, КабардиноБалкарская Республика). Что касается создания объектов транспортной и других видов (инженерной, коммунальной, туристской, социальной, энергетической и пр.) инфраструктуры, то в большинстве субъектов РФ они проводятся по уже действующим подпрограммам Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» за счет средств федерального и республиканского бюджетов и прочих источников финансирования.

Весьма недостаточным представляется привлечение иностранных инвестиций в экономику, предполагающих технико-технологическое обновление производства. Только 6 из 78 регионов страны (8 %) внесли привлечение иностранных инвестиций в меры по антикризисному развитию экономики (Республика Коми, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики, Камчатский, Краснодарский и Приморский края).

Подавляющее же число регионов России направили усилия на снижение напряженности на рынке труда (в основном за счет федеральных средств): сохранение рабочих мест при неполной занятости, организацию общественных, временных и сезонных работ и профессионального переобучения в случае массового увольнения, содействие самозанятости. Таким образом, результаты данного исследования показывают весьма слабую инновационную направленность предпринимаемых федеральных и региональных антикризисных мер на улучшение положения РФ и её регионов в будущем. Они в основном направлены на преодоление возникших острых ситуаций в

социально-экономическом положении в условиях кризиса, а не на решение стратегических задач по созданию основы для посткризисного развития экономики и инновационного сценария развития экономики страны.

Кластеры предприятий как носители повышенной инновационной активности.

Многие из указанных направлений повышения инновационности региональных экономик могут быть реализованы развитыми кластерными структурами. Неслучайно одним из ключевых направлений реализации инновационной стратегии развития российских регионов является формирование кластеров предприятий. Восприятие кластеров в качестве фактора, способствующего инновационному развитию регионов, объясняется наличием у них особого свойства, названного нами инновативно-стью. Под инновативностью мы понимаем способность генерировать инновации, поддерживающуюся в расширенном цикле их воспроизводства. Это подразумевает одновременно и постоянное внедрение новаций в практику хозяйственной деятельности, развивающее ин-новативность.

Высокая инновативность считается одной из характерных черт кластеров предприятий, нужно заметить, что эта способность кластеров проявляется не всегда, может оставаться латентной, поэтому имеет смысл понять условия и факторы, её обусловливающие. В случае успешного решения данной задачи кластеры предприятий становятся действенным инструментом инновационного развития российских регионов.

Как показывают исследования, кластеры, имеющие столетнюю и более историю, чаще всего возникали как объединения малых и средних компаний. Во многих межотраслевых сферах эта тенденция проявляется и поныне. Малые и средние предприятия, обладая в целом более скромными возможностями обеспечения конкурентоспособности в сравнении с крупными компаниями, вынуждены генерировать продуктивные новации, позволяющие им достигать высокого уровня конкурентоспособности, удерживать его и повышать. Объединяясь в кластер, такие субъекты сохраняют свою высокую гибкость, адаптивность и мобильность, транслируя эти характеристики на кластерное объединение в целом. В результате в кластере формируется особая среда, основанная в значительной степени на неформальных контактах и связях, что делает информационный обмен в кластере очень разнообразным, многомерным, насыщенным и динамичным.

Все кластерные структуры вне зависимости от природы обладают совокупностью свойств, выделяющих их из ряда сходных, но не тождественных объектов: однородность элементов, сочетание центростремительной и центробежной сил, нечеткость и подвижность границ и конфигурации, общая ресурсная (элементная) база. Все они находят отражение и в кластерах предприятий, однако на проявление данных свойств накладывает отпечаток специфичность среды, в которой они формируются.

На инновативность оказывают влияние различные факторы, среди которых особое значение имеет информация, способствующая переносу новаций внутри кластерной структуры. В информации находят отражение практически все нематериальные ресурсы, поэтому от качества информации и информационных взаимодействий зависят, во-первых, реализация существующего потенциала, включая сложившуюся инновативность, во-вторых, его развитие, включая повышение инновативной способности.

В целом для кластеров предприятий характерно быстрое распространение как формальной (кодируемой), так и неформальной (некодируемой) информации. Некодируемая информация, как подчеркивается, может передаваться лишь на индивидуальном уровне [1], поэтому наиболее сильные эффекты от ее возникновения и циркулирования проявляются в рамках отдельных локализаций, в частности в кластерах. Для создания новаций именно данный тип информации является наиболее значимым.

Информация многими исследователями сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Новые идеи, бизнес-процессы и технологии становятся доступными для всех предприятий в кластере, которые, в свою очередь, стремятся применять и совершенствовать полученные знания, создавая всё новые и новые конкурентные преимущества. Действительно, информация выступает основой прогресса в современной экономике знаний, так как доступность последних в разных формах ведет к улучшению результатов ведения бизнеса.

В кластерах предприятий информационный обмен обладает более высокой эффективностью в силу меньших издержек на её получение. Это обусловлено, с одной стороны, развитыми партнерскими отношениями между участниками кластера, а с другой стороны, тем, что люди работают и живут рядом, лично знакомы друг с другом, между ними в процес-

се общения возникают доверие и взаимопонимание, и это делает коммуникации между ними более комфортными и продуктивными.

В процессе прогрессивного развития кластеров предприятий в них происходит накопление информации, что приводит к формированию информационной среды, способствующей её динамичному циркулированию между участниками кластера. Инновативность кластеров, таким образом, зависит не только от объема и качества информационного ресурса, но и от динамики информационного обмена, качества и пропускной способности каналов, по которым происходит перетекание информации от одного участника кластера к другому. Это объясняется тем, что создание продуктов специализации кластера, наряду с физическими действиями в отношении материальных ресурсов, в значительной степени сопряжено с действием информации как универсального посредника между процессами, функциями, субъектами. В силу этого именно интенсивность информационных потоков обусловливает эффективность производственной и коммерческой деятельности, что, в свою очередь, поддерживается новациями. Распространение же инноваций внутри кластера предприятий обеспечивается свободным информационным обменом. Заметим, что компаниям и фирмам, находящимся в орбите кластерной структуры, требуется самая разная информация, касающаяся спроса, предложения, клиентов, ресурсов, поставщиков и пр.

Влияние кластеров на инновационную активность связано с их воздействием на производительность. Связующим звеном в данном случае выступают знания, возможности для циркуляции которых существенно увеличиваются в рамках кластерных образований.

Отмечается, что существует тесная взаимозависимость между силой, а также количеством межфирменных контактов и пространственным расположением бизнеса [2]. Иными словами, одно способствует развитию другого и наоборот. Если в рамках кластера существуют возможности для усиления инновационной активности, то это обязательно будет происходить в силу особенности механизма функционирования указанного локального скопления предприятий и организаций. В этом случае наблюдается ситуация, аналогичная той, что существует в отношении производительности: все существующие в кластере на какой-то момент времени возможности по развитию этого конкурентного направления так или иначе будут расти и реализовываться во всё

больших размерах. То есть кластеры характеризуются способностью усиления конкурентных преимуществ своих участников.

Информационный обмен в кластерах предприятий реализуется в рамках коммуникационных каналов, типизируемых следующим образом [3, с. 352]:

- взаимодействие с внешней средой. Этот тип коммуникаций важен для кластеров, так как в процессе своей деятельности им приходиться взаимодействовать с такими элементами среды, как государственные и негосударственные службы, правоохранительные органы, потребители, конкуренты, посредники, кредиторы, рынок труда и т. д. Только часть из этих субъектов может являться участниками кластера, а именно, конкуренты, потребители, посредники;

- горизонтальные информационные потоки обеспечивают производственную деятельность или кооперацию между фирмами, занимающими одинаковый уровень в производственной цепочке кластера. Здесь происходит обмен информацией между участниками кластера для согласования действий, консультирования или проведения совместных исследований;

- вертикальные информационные потоки обычно обеспечивают процессы кооперации между фирмами, занимающими различные уровни в кластерной производственной цепочке. Считается, что потоки информации по вертикальным каналам распространяются легче, чем по горизонтальным, хотя этот тезис и небесспорен, нельзя, как нам кажется, с уверенностью утверждать, что вертикальные потоки информации между участниками кластера являются наиболее важными;

- неформальные информационные потоки являются каналами распространения слухов и идей. Такая информация передается намного быстрее других её видов. Данный тип коммуникаций возникает в рамках неформальных отношений отдельных сотрудников, специалистов и руководителей и играет важную роль в распространении и генерировании информации внутри кластера предприятий. На возможность распространения информации через неформальные каналы связи влияют наличие знакомства людей друг с другом и доверия между ними. Но важнейшей, еще раз подчеркнем, является информация о разнообразных идеях, которые буквально носятся в кластерной атмосфере. Распространение идей, как и другой информации, опосредовано не только знакомством и доверием, но и в значительной степени движением людей. Пример Кембриджского

кластера подтверждает, что частое передвижение рабочей силы между фирмами облегчает информационные потоки [4, р. 152]. Это связано с тем, что сотрудники поддерживают отношения с людьми с предыдущего места работы, и это способствует лучшему движению информации и неявных знаний между участниками кластера. Поэтому для повышения эффективности информационного ресурса в качестве элемента системы информационных взаимодействий требуется динамичный и эффективный рынок труда. Пример Силиконовой долины, в свою очередь, подчеркивает важность неформальных контактов и взаимоотношений [5, р. 97]. Такого рода взаимоотношения могут быть активизированы совместным участием в торговых ярмарках, конференциях, семинарах, где встречаются коллеги по работе, бывшие сослуживцы, конкуренты, поставщики и потребители.

Как уже было отмечено, высокую инно-вативность кластеры предприятий демонстрируют не всегда. Исследователи, в частности, отмечают, что существуют кластеры, копирующие чужие новшества, но не генерирующие их сами.

Распространение эффекта инноватив-ности кластеров предприятий на территорию базирования.

Инновативность кластеров предприятий проявляется на микроэкономическом уровне -в особенности деятельности хозяйствующих субъектов-участников кластерных структур, но важно и то, что данное свойство транслируется на вышележащие уровни, в частности, на региональную экономическую систему. Заметим, что подобная трансляция осуществляется лишь теми кластерами, в которых проявлен ин-новативный потенциал. Этим объясняется тот факт, что не все кластерные структуры дают видимый эффект для региональной экономики.

В самом же общем случае в прогрессивно развивающихся кластерных структурах формируется особая внутрикластерная среда, стимулирующая инновационную активность участников кластера. При этом в силу открытого характера кластерных систем особенности внутрикластерной среды распространяются на близлежащее средовое пространство по каналам связей с хозяйствующими субъектами, находящимися за пределами кластера предприятий. Соответственно, чем более открытым и динамично развивающимся является кластер, тем быстрее и обширнее происходит распространение внутренних кластерных эффектов на внешнюю среду и её элементы.

Кластеры предприятий, как показывают исследования, обладают более высокими параметрами производительности, эффективности и конкурентоспособности, что является следствием их инновативности.

Эффект инновативности кластеров предприятий распространяется на территорию базирования по двум направлениями: по каналам связей с хозяйствующими субъектами, не являющимися участниками кластера; путем создания особой атмосферы повышенной инновационной активности в рамках более крупной экономической системы, в которой кластер предприятий является составной частью.

В данном контексте особый интерес представляют конкретные положительные экстерналии, являющиеся следствием развитой ин-новативной способности кластерных структур и транслируемые кластерами за свои пределы. Наиболее важными, с точки зрения среднесрочной и долгосрочной стратегии инновационного развития регионов России, представляются: а) собственно генерирование новаций;

б) рост производительности и продуктивности;

в) стимулирование возникновения новых бизнес-единиц [6, с. 275].

Системное воспроизведение новаций обеспечивает всестороннее совершенствование экономики: ресурсной базы, способов преобразования ресурсов, воспроизводственной структуры, организационных и управленческих процедур. Рост производительности и продуктивности способствует удовлетворению общественного спроса и повышению рациональности использования ресурсов. Возникновение новых предприятий и фирм приводит к развитию конкурентной среды, возникновению нового предложения товаров и услуг, зарождению новых видов деятельности и новых отраслей, совершенствованию воспроизводственной экономической структуры.

Одной из форм проявления инновативно-сти кластеров предприятий является накопление и использование так называемых «неосязаемых» знаний. Если в начале прошлого века производство носило массовый характер, транспортные расходы были высокими, экономия от масштаба достигалась в результате вертикальной интеграции и направленных на снижение издержек инноваций в промышленных процессах, то сегодня ситуация радикально иная. Высокая и продолжающая расти индивидуализация спроса в развитой постиндустриальной экономике привела к повышению роли знаний и, особенно, знаний неосязаемых. Ранее индустриальные агломерации (и про-

мышленные кластеры) формировались под действием стремления компаний к достижению относительных преимуществ по издержкам: они, как правило, располагали свои мощности вблизи ресурсной базы либо недалеко от важнейших поставщиков и покупателей. Современный бизнес стремится располагаться там, где существуют возможности по использованию и накоплению неосязаемых знаний. Следовательно, кластеры предприятий, интенсивно продуцирующие подобный ресурс, служат магнитом для других хозяйствующих субъектов, склонных к перемещению на территорию базирования кластера, от чего регион получает дополнительные выгоды. В подобной атмосфере усиливается обмен идеями между членами регионального бизнес-сообщества. В результате влияния подобного взаимодействия происходит повышение темпов роста и увеличение конкурентоспособности бизнеса.

Инновационная активность и производительность оказывают взаимное влияние друг на друга. Связующим звеном здесь выступают знания, возможности для циркуляции которых существенно увеличиваются в рамках кластерных образований.

Инновации способствуют росту производительности и продуктивности. Растущая производительность, в свою очередь, стимулирует дальнейшее расширенное воспроизводство новаций. В кластерах предприятий компании и фирмы обладают доступом к широкой и содержательной рыночной информации, в результате чего участники кластера способны реагировать на соответствующие изменения рыночной среды с большей скоростью. Требовательность потребителей также стимулирует активизацию работы фирм по повышению производительности и применению инновационных подходов. Распространение знаний о новых методах и новейших разработках происходит гораздо быстрее в кластерах вследствие наличия тесных контактов между фирмами, но затем этот эффект распространяется за пределы кластера.

В рамках кластера экономические субъекты сильнее осознают необходимость использования инновационных подходов. Приводятся по крайней мере три основные причины, по которым развитие инноваций и осуществление усовершенствований имеют тенденцию быть связанными с кластерами: а) потребность в снижении технической и экономической неопределенности; б) необходимость поддержания взаимосвязей между участниками кластера;

в) заинтересованность в непосредственном кон-

такте и обмене информацией, создании новых ценных знаний [7].

Инновативность кластеров, как указано выше, проявляется также в активных процессах создания нового бизнеса. При этом возникновение новых компаний следует воспринимать как качественное изменение состава участников кластера, а со временем и всей региональной экономической системы, поскольку данные процессы поддерживают высокий уровень конкуренции и стимулируют уход с рынка неэффективных бизнес-структур. Отдельным аспектом процессов образования бизнеса является так называемый эффект «спин-офф», который представляет собой возникновение новых фирм, которые были открыты бывшими представителями компаний соответствующей отрасли. Существуют мнения о том, что созданные таким образом компании способны к более успешному воплощению отдельных идей, которые могут не соответствовать стратегии «материнских» организаций. Исследования свидетельствуют о том, что процессы «спин-офф» усиливаются технологическими успехами участников кластера предприятий, а это, в свою очередь, ведет к росту числа игроков на рынке и повышению региональной занятости и налоговых поступлений.

Ещё одним направлением проявления ин-новативности кластеров предприятий является устранение так называемого «фильтра знаний», который означает существование барьеров на пути коммерциализации новаций. С ростом числа участников снижаются подобные барьеры, но, что особенно важно, происходит ослабление фильтра знаний и на более обширном экономическом ландшафте - в региональной экономической системе.

Считаем необходимым повториться, что описанные эффекты содержат в себе возможности проявления, но не обязательность. Это зависит от направления и характера развития кластеров предприятий, не все из них реализуют потенциал инновативности. Безусловно, многие положительные экстерналии присущи кластерным структурам изначально, благодаря их особенной природе, однако в случае отсутствия динамичного прогрессивного развития преимущества рано или поздно сводятся на нет, либо возможности их реализации существенно снижены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя не отметить взаимосвязь форм проявления инновативности кластеров предприятий. Связующим элементом в данном случае выступают знания, накапливающиеся и циркулирующие в рамках кластерных образований.

Действительно, аккумулируемая и передаваемая участниками кластеров информация служит основой повышения производительности, развития инновационной активности и привлечения новых рыночных игроков. При этом все три указанных компонента действуют в совокупности и усиливают влияние друг на друга.

Конкурентные преимущества кластеров лежат в тех областях, которые являются наиболее важными в современном мире. Так, например, в качестве основных критериев оценки стратегической конкурентоспособности стран по методике Всемирного экономического форума используются следующие группы индикаторов [8, с. 62-63]: а) технологичность (инновационность) страны; б) развитие государственных институтов; в) состояние макроэкономической среды.

Невооруженным взглядом видно, что эти блоки показателей соответствуют тем преимуществам, которые способны дать кластеры. Усиление инновационного потенциала становится возможным в условиях эффективного государственного управления. Это, в свою очередь, является залогом улучшения состояния макроэкономической ситуации. Иными словами, рассмотренные формы проявления инновативно-сти кластеров позволяют говорить о них как о серьезном инструменте по достижению высокой конкурентоспособности как на региональном, так и на национальном уровне. Подобный солидный статус во многом обеспечивается благодаря тому, что генерируемые в кластере экстерналии доступны всем его участникам, а также хозяйствующим субъектам за пределами кластера, хотя и в меньшей мере.

В кластерах предприятий присутствуют механизмы получения позитивных эффектов, которыми могут стать увеличение занятости, рост заработной платы и прибылей, выход на новые рынки, интенсификация предпринимательской активности и т. п. В конечном итоге кластеры позволяют достичь серьезных результатов деятельности, обеспеченных улучшением конкурентоспособности экономики. Таким образом, кластерные структуры позволяют хотя бы частично совместить интересы бизнеса и государственной власти, что может рассматриваться в качестве одного из объяснений популярности данного подхода к проведению экономической политики.

Резюме.

Формирование и развитие кластеров предприятий способно придать инновационный характер социально-экономическому развитию российских регионов. Это обусловлено уникальным свойством кластерных структур: ин-новативностью, способностью к расширенному воспроизведению и внедрению в хозяйственную практику новаций самого разного рода. Поэтому включение кластеров предприятий в стратегию инновационного развития регионов России в качестве одного из ведущих факторов ее реализации является обоснованным.

Мы полагаем, что усилия государственных органов власти, направленные на создание благоприятной для кластеризации экономической среды, способны не только активизировать процессы зарождения и развития кластерных структур, но и содействовать накоплению и реализации ими инновативного потенциала.

1. Fallah H., Ibrahim S. Knowledge spillover and innovation in technological clusters // Stevens Institute of Technology. - URL: http://www.personal.stevens.edu

2. Oerlemans L., Meeus M., Boekema F. Firm clustering and innovation: determinants and effects // Technische Universiteit Eindhoven. -URL: http://www.fp.tm.tue.nl

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садо-хин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -434 с.

4. Lawson C. Towards a Competence Theory of a Region // Cambridge Journal of Economics. - 2000. - № 23. - P. 150-156.

5. Saxenian A. Regional Advantage: Culture and Competition in Silicon Valley and Route 128.Cambridge // Harvard University Press. -1995. - № 11. - P. 90-101.

6. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005. - 608 с.

7. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster initiatives in developing and transition economies // GCIS - global research project on cluster policy and cluster initiative. - URL: http://www.cluster-research.org.

8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М.: Экономика, 2005. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.