Вопросы экономики
Д.К. ШЕВЧЕНКО
Проблемы и перспективы повышения эффективности инновационного потенциала предприятия
Исследуются проблемы развития инновации, факторы, обусловливающие появление проблем, сдерживающие инновационную деятельность, а также способствующие ее ускорению. Сформулированы принципы и схема формирования инновационных стратегий.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, сдерживающие факторы, инновация, инновационная стратегия.
Problems and Prospects of Enhancing the Effectiveness of Innovative Capacity in Enterprises. D.K. SHEVCHENKO
The problems related to the development of innovation, the factors that contribute to the emergence of problems that constrain innovation, as well as contributing to its acceleration. Formulated principles and scheme of innovative strategies’ formation is also discussed.
Key Terms: Competitiveness of Enterprises, Limiting Factors, Innovation, Innovative Strategy.
Разразившийся мировой финансовый кризис отрицательно повлиял на развитие науки и техники, инновационных процессов в стране, что обусловлено общим спадом объемов производства, реализации продукции и значительным снижением прибыльности предприятий (фирм). Россия, не успев оправиться от системного кризиса переходного периода, оказалась перед лицом мирового финансового кризиса, который в определенной мере усугубил ряд еще нерешенных структурных проблем, порожденных системным кризисом переходного периода.
К этим проблемам, в первую очередь, относятся нерациональная структура производства, низкая производительность труда, низкая конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Мировой финансовый кризис обнажил все недостатки не только в инвестиционном и кредитно-банковском секторе России. Он вскрыл крупнейшие недочеты и диспропорции в экономике страны и в системе ее регулирования.
Правительство РФ приняло в марте 2009 г. программу антикризисных мер на 2009 и последующие годы, где определены основные приоритеты по выходу из кризиса, среди которых: проведение в стра-
не институциональных реформ; структурное обновление экономики, а также уменьшение зависимости ее от экспорта природных ресурсов; усиление внутреннего спроса в стране [4].
В качестве приоритетных антикризисных мер среднесрочной политики государства предусмотрена ускоренная модернизация экономики страны на базе радикальной активизации инновационного процесса и стимулирования ресурсосбережения как основы повышения энергетической и ресурсной эффективности.
Инновация здесь рассматривается как главный фактор и решающее условие повышения конкурентоспособности продукции, реструктуризации, модернизации экономики страны и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
В основу инноваций должны быть положены новые знания, достижения научно-технического прогресса с целью нахождения новых способов изготовления продукции, оказания различных услуг, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий и организации производства. Инновация - это своего рода научное предпринимательство, ставящее своей задачей изменение качественных характеристик устарелых средств производства и предметов потребления и замену их новыми, конкурентоспособными, более полно удовлетворяющими потребностям общества.
При улучшении технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, повышении объемов производства и прибыльности предприятия инновации часто связаны с реинжинирингом бизнес-процессов, организацией и управлением.
Реинжиниринг широко применяется на предприятиях (организациях), когда необходимо получить значительное улучшение технико-экономических показателей или осуществить перестройку организационных структур, систем управления качеством, организации инновационной деятельности, а также повысить уровень автоматизации, механизации трудоемких, ручных работ и т. д.
Исходя из вышесказанного инновацию следует рассматривать как многофакторный процесс осуществления изменений во всех сферах научно-технической, экономической, коммерческой и управленческой деятельности с целью их обновления и повышения прибыльности. Инновация - не только техническая, но и экономическая категория. Видный специалист в области инноватики И. Шумпетер [7], в частности, писал, что открытия, изобретение новых машин, устройств, технологий и внедрение их в производство и на рынок - это исходные состояния НТП и инновации. А по мнению Питера Ф. Друкера, инновация в большей степени относится к экономическому или социальному понятию, т. к. целью ее является повышение отдачи от вложенных в получение указанных новшеств ресурсов [2].
Все нововведения призваны обеспечить низкие издержки производства, высокий уровень качества изготовления и высокую конкурентоспособность продукции, в результате чего должны отвечать следующим требованиям:
1) обладать новизной и высокой конкурентоспособностью;
2) удовлетворять личные и общественные потребности, быть пригодными для личного и производственного потребления.
Необходимо создать условия для развития инновационной деятельности и повышения инновативности предприятия.
Инновативность предприятия относится к его основным конкурентным преимуществам. Она связана и взаимодействует с конкурентоспособностью предприятия (рис. 1). При этом ее следует рассматривать не только как конкурентное преимущество, но и как средство управления потенциалом предприятия. Под инновативностью предприятия понимается способность оперативно реагировать на различные, даже незначительные изменения конъюнктуры рынка - спроса, предложения, цены, конкурентоспособности продукции, емкости, сегментации рынка и др. - и принимать необходимые меры.
Рис. 1. Схема взаимосвязи конкурентоспособности предприятия и его конкурентных преимуществ
К таким мерам относятся улучшение качества продукции, выпуск новой или модифицированной старой продукции, усиление маркетингового воздействия на спрос, продвижение и сбыт товара, а также внедрение прогрессивных технологий и методов управления конкурентоспособностью предприятия.
Из общего числа конкурентных преимуществ предприятия основным является стабильность инвестиционного обеспечения, без которого невозможна никакая инновационная деятельность, но не менее важно наличие собственных инновационных служб (отделов, бюро, лабораторий) и высококвалифицированных специалистов, занятых в инновационной деятельности (ИД) и способных обеспечивать высокую инновационную активность своими силами или с привлечением консалтинговых фирм, научно-исследовательских организаций.
Так делается во многих зарубежных фирмах и на отечественных предприятиях пищевой, рыбной, фармацевтической и других отраслей. Несложные, финансово неемкие инновации фирмы разрабатывают своими силами, более сложные, трудоемкие и наукоемкие новшества - как правило, с привлечением НИИ, вузов. При этом собственные инновационные службы предприятия занимаются освещением новшеств, внедрением их в производство и коммерциализацией на рынке нововведений.
Такие конкурентные преимущества, как близость фирмы к источникам сырья, материалов, рынкам сбыта продукции, а также высокое качество и эффективность использования производственных ресурсов, обеспечивают снижение издержек производства за счет экономии на более дешевых источниках сырья, материалов, рабочей силы и экономии на транспортных затратах. Важным преимуществом, способствующим повышению конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции, является применение прогрессивных ресурсосберегающих технологий и рациональная организация производства, которые в сочетании с развитой материально-технической базой обеспечивают значительный уровень производительности труда, качество изготовления продукции и снижение издержек производства. Высокая эффективность использования производственных мощностей и ресурсов предприятия обусловливает эффективность производства и прибыльность предприятия, снижает себестоимость продукции.
Весьма значимым конкурентным преимуществом является мониторинг конъюнктуры рынка и конкурентоспособности продукции, который необходим предприятию для принятия соответствующих решений и перестройки механизмов управления своей конкурентоспособностью, а также повышения конкурентоспособности собственной продукции. Именно систематический мониторинг конъюнктуры рынка служит информационным ресурсом инновантивности предприятия, способным обеспечить реагирование на все изменения конкурентоспособности продукции, конъюнктуры рынка и в целом управление конкурентоспособностью предприятия.
Все перечисленные конкурентные преимущества предприятия обусловливают повышение конкурентоспособности не только самого предприятия, но и его продукции. Они предопределяют и эффективность (прибыльность) хозяйственной деятельности предприятия в целом [3]. В связи с этим можно утверждать, что конкурентоспособ-
ность предприятия и выпускаемой им продукции являются главным фактором и решающим условием повышения прибыльности его хозяйственной деятельности.
Исходя из вышеизложенного основное внимание руководству предприятий следует сосредоточить в первую очередь на совершенствовании управления конкурентоспособностью предприятия и его конкурентными преимуществами. На данные вопросы нужно нацелить организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия со всеми его административными, организационными, экономическими, правовыми рычагами и стимулами. При этом следует учитывать и эффективно использовать инновационный потенциал и инновативность предприятия.
Потенциал в целом характеризует максимальные (потенциальные) возможности предприятия, которые реально существуют и которых можно достичь в перспективе при осуществлении определенных качественных преобразований в области технологии, организации и управления производством. Здесь потенциал предприятия характеризует перспективы его развития и принимает форму перспективного потенциала (Пп), которого можно достичь при идеальных или близких к ним условиях развития производства и научно-технического прогресса [5].
Перспективный потенциал состоит из двух частей - использованные и неиспользованные возможности [6]. К использованным возможностям относится фактически достигнутый уровень потенциала предприятия (Дуп), т. е. фактический объем выпуска продукции, произведенный при существующем на предприятии уровне развития организации, механизации и автоматизации производства и управления и при неполном использовании потенциальных возможностей предприятия. Ко второй части потенциала предприятия относятся неиспользованные возможности или резервы производства и управления, которые реально существуют, но фактически не востребованы из-за недостатков в организации, технике, технологии производства, наличия простоев оборудования, низкой технической готовности, потерь рабочего времени, брака в работе, сверхнормативных отходов сырья, материалов, энергии и прочих потерь производства.
Резервы производства (Р) определяются как разность между перспективным (Пп) и фактически достигнутым уровнем использования потенциала.
Знание перспективного потенциала и скрытых резервов производства позволяет раскрыть перспективы развития предприятия, целенаправленно выявлять неиспользованные возможности - резервы потенциала предприятия и планомерно вовлекать их в хозяйственный оборот. Для этого необходимо мобилизовать потенциал инновационной деятельности предприятия для практического применения новейших достижений науки, техники, технологии и передового опыта новаторов производства. Большая роль здесь отводится инновативно-
сти предприятия, которая обеспечивает своевременное оперативное реагирование на различные изменения рыночной конъюнктуры в реализации неиспользованных возможностей потенциала предприятия.
Многие предприятия обладают достаточным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом, однако имеют низкую инновативность - способность выявлять и быстро реагировать на все, даже незначительные изменения на рынке товаров и услуг. При этом изменения конъюнктуры рынка обусловливают выбор новшеств с учетом реальности их освоения. Для одних новшеств необходимы капитальные затраты, значительные научно-технические, маркетинговые преобразования и длительные сроки окупаемости, другим этого не требуется. Есть новшества приоритетные - решающие, требующие безотлагательного применения, - без них нельзя обойтись. Эти новшества, как правило, внедряются. Есть оригинальные инновационные решения, значительно повышающие конкурентоспособность предприятия и эффективность использования его потенциала, но они гораздо дороже обычных мер, и для их введения следует дождаться лучших времен (накопления ресурсов и инвестиций). В свете этого необходима выработка рационального подхода к отбору новшеств:
1) первоочередных - требующих немедленного внедрения; 2) подлежащих внедрению в перспективе - через год, два и более. Отбор первоочередных новшеств связан с проблемами, стоящими перед предприятием. Мы приводим аналитическую схему проблем, обусловливающих необходимость развития и совершенствования инновационной деятельности на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности хозяйственной деятельности; факторов, сдерживающих развитие инновации, и факторов, способствующих этому развитию (рис. 2).
Инновации осуществляются не только для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности, но и для повышения конкурентоспособности всего предприятия, включая основное и вспомогательное производство.
К проблемам, обусловливающим необходимость инноваций, относятся в первую очередь снижение производительности труда, качества продукции, рост себестоимости продукции, которые в целом снижают ее конкурентоспособность. Это обусловлено недостаточной активностью развития инновационной деятельности или вообще отсутствием таковой и возникновением простоев оборудования, потерь рабочего времени, понижения качества изготовления продукции и появлением дефектов и брака в работе. Вследствие недостаточного освоения в производстве малоотходных, безотходных технологий на предприятиях значительны сверхнормативные отходы сырья, материалов, потери энергии и т. п. В связи с этим для выявления и оценки сдерживающих и благоприятствующих факторов развития инновации необходим глубокий анализ проблем, мешающих росту конкурентоспособности продукции и прибыльности предприятия.
Проблемы, обусловливающие необходимость нововведений
1. Низкое качество продукции и значительный брак
2. Большие издержки производства
3. Низкая производительность труда
4. Сверхнормативные потери рабочего времени, сырья, материалов, простои оборудования
5. Устаревшее оборудование, снижение фондоотдачи
6. Снижение конкурентоспособности продукции_________________________________________
7. Снижение спроса, затрудненные продвижение, сбыт товаров_________________________
8. Снижение прибыли и имиджа предприятия
9. Потеря ряда конкурентных преимуществ предприятия и эффективности их использования
Факторы, сдерживающие осуществление нововведений
1. Дефицит инвестиций в инновацию
2. Устаревшая (морально и физически) МТБ предприятия________________
3. Низкий научно-технический потенциал и неуверенность в успехе
4. Отсутствие собственных служб по инновации
5. Низкий уровень инновативности предприятия и большие затраты на производство
6. Дефицит квалифицированных кадров_______________________________
7. Слабое информационное обеспечение инноваций
8. Низкая патентообеспеченность инноваций
Факторы, способствующие осуществлению нововведений
1. Высокий уровень квалификации кадров
2. Высокий уровень МТБ предприятия
3. Стабильность инвестиционного обеспечения
инноваций_______________________________________
4. Наличие собственных технических, конструкторских, экспериментально-исследователь-
ских лабораторий или специальных инновационных служб_____________________________________
5. Высокий уровень качества и низкие издержки
производства и обращения________________________
6. Достаточно высокий, стабильный уровень рентабельности фирмы_______________________________
7. Высокий уровень использования производственной мощности и ресурсов______________________
8. Высокий инновационный потенциал фирмы и информационное обеспечение инновации
9. Высокий имидж фирмы
Рис. 2. Схема системы факторов, влияющих на развитие инноваций
К сдерживающим факторам в первую очередь следует отнести дефицит инвестиций, без которых невозможно начинать инновационную деятельность; устаревшую МТБ и низкий научно-технический потенциал предприятия; дефицит высококвалифицированных инженерных, научных и рабочих кадров, которые создают основу для развития инноваций. Это главенствующие факторы. Остальные также выступают в определенной мере как сдерживающие, однако они вторичны и вполне преодолимы в процессе инновационной деятельности. Хотя низкий уровень качества, отсутствие служб инновации, бесспорно, сдерживают развитие инновации и инновационной активности, но их нужно решать в рабочем порядке.
Факторы, способствующие осуществлению инновационной деятельности, обычно проявляются на крупных и средних, достаточно рентабельных предприятиях, с довольно высоким научно-техническим и организационным уровнем, стабильным инвестиционным обеспечением, современной МТБ, квалифицированными кадрами; характеризующихся ростом объемов производства. На таких предприятиях в основном имеются собственные технические, конструкторские, технологические, маркетинговые, инновационные службы, лаборатории или отдельные квалифицированные специалисты, что способствует развертыванию инновационной деятельности.
В отличие от инновационного потенциала, раскрывающего возможности и резервы производства, инновативность предприятия характеризует его инновационную способность реализовывать эти потенциальные возможности с широким использованием прогрессивных систем, методов, механизмов управления, новых ресурсосберегающих технологий производства, организации труда и т. п. В связи с этим необходимо рассматривать инновативность предприятия как главное конкурентное преимущество, повышающее конкурентоспособность предприятия и эффективность использования инновационного потенциала.
После анализа и разделения всех факторов на сдерживающие и способствующие развитию инновационной деятельности можно принимать соответствующие решения по мобилизации потенциала предприятия, фирмы и его инновативности для устранения негативных факторов, тормозящих развитие инновационной деятельности, и реализации механизмов действия позитивных факторов, способствующих успешному развитию инновации, которая обеспечит повышение конкурентоспособности продукции и прибыльности предприятия.
Необходимо также проанализировать инновативность предприятия и как функцию управления инновацией, т. е. ее фактическую способность систематически отслеживать основные изменения рыночной конъюнктуры, оперативно реагировать на эти изменения, обеспечивать перестройку производства на выпуск более конкуренто-
способной продукции и приведение инновационного потенциала предприятия и его конкурентных преимуществ в соответствие с требованиями рынка и его конъюнктуры.
Чтобы добиться инновационной активности, следует постоянно повышать организационный, технический уровень, кадровый потенциал предприятия и совершенствовать методы управления ими. Для этого требуется перестроить систему управления, создать новый или усовершенствовать действующий экономический механизм управления инновацией, который нацелит предприятие на повышение конкурентоспособности продукции и прибыльности.
Важную роль в управлении инновационной деятельностью играет разработка инновационной стратегии предприятия (фирмы), которая должна заранее предопределять долгосрочную основу комплексного воздействия на основные факторы и условия, способствующие успешному развитию ИД в перспективе. По своему содержанию инновационная стратегия должна формироваться на основе научных принципов и общей стратегии предприятия (фирмы) [1]. Она является методической базой для стратегического и тактического планирования инновационной деятельности предприятия на основе прогнозирования и учета таких задач, как достигнутый и перспективный уровень развития потенциала предприятия, стратегия маркетинга, сырьевой, научно-технический, кадровый потенциал и рыночная конъюнктура. Виды и основные цели инновационных стратегий мы приводим на рис. 3.
Инновационная стратегия предприятия должна строиться на основе следующих принципов:
1) приоритетность новшеств - отдача предпочтения разработке таких стратегических, экономически целесообразных новшеств, без которых невозможно обойтись в достижении первоочередных целей развития предприятия;
2) преемственность и согласование стратегических целей и задач развития инновации с ресурсами, средствами достижения целей и конечными результатами (прибыльностью предприятия); при этом распределение и перераспределение ресурсов должно быть целевым -исключительно на инновационную деятельность;
3) эффективность нововведений - все они должны отбираться и реализовываться при условии приоритетности и реальности их производства на имеющейся на предприятии МТБ, не требовать больших капитальных затрат и обладать относительно быстрой окупаемостью этих затрат;
4) ориентация инновационных стратегий исключительно на конечные результаты - внедрение, коммерциализацию новшеств и получение прибыли.
Рис. 3. Виды и основные цели инновационных стратегий предприятий
Опираясь на вышеуказанные принципы, можно вполне обоснованно формировать экономический механизм и систему управления инновацией и эффективно управлять ею на предприятии.
Литература
1. Аисоф И. Стратегическое управление / И. Аисоф. - М.: Экономика, 1989.
2. Друкер П. Инновация и предпринимательство / П. Друкер. - М., 1992.
3. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993.
4. Правительственная программа антикризисных мер на 2009 год // Аргументы и факты. 2009. № 13.
5. Шевченко Д.К. Принципы формирования инновационной стратегии АТР / Д.К. Шевченко // Экономика, политика, право. 2007. № 1.
6. Шевченко Д.К. Проблемы эффективности использования экономического потенциала / Д. К. Шевченко. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1994.
7. Шумпетер И. Творческая активность инноваций / И. Шумпетер. -М., 1989.
© Шевченко Д.К., 2009 г.