Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЗОНЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЗОНЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
100
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные пространства / принципы формирования пространств / торговые центры / Севастополь / окружающая территория / сообщество / public spaces / principles of space formation / shopping malls / Sevastopol / surrounding area / community

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горбачева Г. В., Лизоркина А. А.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время формирование комфортной и безопасной для общества среды играет большую роль в развитии современных городов. Привлекательное и комфортное общественное пространство в зоне торгового центра повышает пропускную способность торгового центра, улучшает экономические характеристики, а также является местом сбора большого количества людей. Важно создать общественное пространство, которое повысит уровень качества города. Данная статья направлена на анализ принципов формирования комфортной городской среды в зоне торговых центров. Рассматриваются различные аспекты, оказывающие влияние на проектирование общественной среды в данной зоне. Также в статье проводится анализ научных исследований на данную тему, выявляются функции, анализируются проблемы общественных пространств в городе Севастополе, а также отмечаются негативные последствия этих проблем. Помимо этого, статья содержит обзор отечественного и зарубежного опыта проектирования общественных пространств в зоне торговых центров и торговых районах, включая такие страны, как Сингапур, Испания, Иран, Япония, Франция. Анализируются параметры современных общественных пространств. В целом, данная статья представляет собой исчерпывающий обзор темы формирования комфортной городской среды в зоне торговых центров. Предмет исследования. Формирование общественных пространств возле торговых центров в крупных городах. Материалы и методы. В работе примялись два метода: теоретический и практический, а именно – изучение зарубежных аналогов общественных пространств, обзор, анализ данных Интернет ресурсов по соответствующей проблематике, натурные обследования общественных пространств возле торговых центров в Севастополе, фотофиксация. Результаты. Проведен анализ проблем общественных пространств в зоне торговых центров Севастополя, выявлены негативные последствия этих проблем, а также проанализированы принципы формирования общественных пространств в зоне торговых центров. Выводы: применение принципов формирования общественных пространств в зоне торговых центров позволит добиться безопасной, доступной и дружественной атмосферы для горожан в городской среде, исключить монотонность прогулки к торговому центру, восстановить экологический баланс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Горбачева Г. В., Лизоркина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF PUBLIC SPACES IN THE AREA OF SHOPPING CENTERS

The relevance of the research topic is due to the fact that currently the formation of a comfortable and safe environment for society plays an important role in the development of modern cities. An attractive and comfortable public space in the shopping center area increases the capacity of the shopping center, improves economic characteristics, and is also a gathering place for a large number of people. It is important to create a public space that will increase the quality level of the city. This article is aimed at analyzing the principles of forming a comfortable urban environment in the shopping center area. Various aspects influencing the design of the public environment in this zone are considered. The article also analyzes scientific research on this topic, identifies functions, analyzes the problems of public spaces in the city of Sevastopol, and also notes the negative consequences of these problems. In addition, the article contains an overview of domestic and foreign experience in the design of public spaces in the area of shopping centers and shopping areas, including countries such as Singapore, Spain, Iran, Japan, France. The parameters of modern public spaces are analyzed. In general, this article is an exhaustive overview of the topic of creating a comfortable urban environment in the shopping center area. Subject of research. The formation of public spaces near shopping malls in large cities. Materials and methods: in the process of studying materials on the topic of publication on this topic, two methods were used: theoretical and practical, namely, the study of foreign analogues of public spaces, a review, analysis of data from Internet resources on relevant issues, field surveys of public spaces near shopping malls in Sevastopol, photo fixation. Results: the analysis of the problems of public spaces in the area of shopping centers of Sevastopol is carried out, the negative consequences of these problems are revealed, and the principles of the formation of public spaces in the area of shopping centers are analyzed. Conclusions: the application of the principles of the formation of public spaces in the area of shopping centers will allow to achieve a safe, accessible and friendly atmosphere for citizens in the urban environment, eliminate the monotony of walking to the shopping center, restore the ecological balance.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЗОНЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ»

Раздел 1. Градостроительство

УДК 721.011.12

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В ЗОНЕ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ

Горбачева 1 Г.В., Лизоркина 2 А.А.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского», Институт «Академия строительства и архитектуры», 295493, Республика Крым, г. Симферополь, улица Киевская,181. E-mail: 1arhi_tektor@mail.m, 2anya.lizorkina@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время формирование комфортной и безопасной для общества среды играет большую роль в развитии современных городов. Привлекательное и комфортное общественное пространство в зоне торгового центра повышает пропускную способность торгового центра, улучшает экономические характеристики, а также является местом сбора большого количества людей. Важно создать общественное пространство, которое повысит уровень качества города. Данная статья направлена на анализ принципов формирования комфортной городской среды в зоне торговых центров. Рассматриваются различные аспекты, оказывающие влияние на проектирование общественной среды в данной зоне. Также в статье проводится анализ научных исследований на данную тему, выявляются функции, анализируются проблемы общественных пространств в городе Севастополе, а также отмечаются негативные последствия этих проблем. Помимо этого, статья содержит обзор отечественного и зарубежного опыта проектирования общественных пространств в зоне торговых центров и торговых районах, включая такие страны, как Сингапур, Испания, Иран, Япония, Франция. Анализируются параметры современных общественных пространств. В целом, данная статья представляет собой исчерпывающий обзор темы формирования комфортной городской среды в зоне торговых центров.

Предмет исследования. Формирование общественных пространств возле торговых центров в крупных городах. Материалы и методы. В работе примялись два метода: теоретический и практический, а именно - изучение зарубежных аналогов общественных пространств, обзор, анализ данных Интернет ресурсов по соответствующей проблематике, натурные обследования общественных пространств возле торговых центров в Севастополе, фотофиксация. Результаты. Проведен анализ проблем общественных пространств в зоне торговых центров Севастополя, выявлены негативные последствия этих проблем, а также проанализированы принципы формирования общественных пространств в зоне торговых центров.

Выводы: применение принципов формирования общественных пространств в зоне торговых центров позволит добиться безопасной, доступной и дружественной атмосферы для горожан в городской среде, исключить монотонность прогулки к торговому центру, восстановить экологический баланс.

Ключевые слова: общественные пространства, принципы формирования пространств, торговые центры, Севастополь, окружающая территория, сообщество.

ВВЕДЕНИЕ

Торговые центры стали неотъемлемой частью современной жизни, предоставляя множество магазинов, развлекательных заведений и ресторанов в одном удобном месте. Однако влияние этих центров выходит за рамки их коммерческой функции, поскольку они могут формировать окружающие общественные пространства и способствовать повышению качества жизни сообществ, которые они обслуживают. Поэтому принципы формирования общественных пространств вблизи торговых центров имеют решающее значение для обеспечения того, чтобы эти пространства были функциональными, безопасными и привлекательными.

Тема «Принципы формирования общественных пространств в зоне торговых центров» весьма актуальна в современном градостроительстве и застройке. Как было сказано выше, торговые центры - неотъемлемая часть современной городской среды, а общественные пространства в зоне этих

центров играют решающую роль в качестве жизни сообщества.

Отсутствие надлежащих общественных пространств вблизи торговых центров может иметь негативные последствия для окружающей среды, включая качество воздуха, проблемы безопасности и снижение эстетической привлекательности района. Поэтому важно создавать общественные пространства, отвечающие потребностям сообщества, включая доступность для всех, озеленение

и благоустройство, а также гибкость и адаптируемость.

Более того, пандемия СОУ[Э-19 подчеркнула важность общественных пространств в городской среде. В связи с необходимостью социального дистанцирования и активного отдыха принципы формирования общественных пространств стали еще более важными для обеспечения безопасных и доступных мест для отдыха людей.

Учитывая вышеизложенное, цель исследования - осветить важность создания функциональных и привлекательных общественных пространств

вблизи торговых центров в современных городских условиях. Статья направлена на анализ принципов, которыми следует руководствоваться при формировании общественных пространств, чтобы они были доступными, безопасными, устойчивыми и полезными для общества, направлена на решение проблемы несоответствия общественных пространств и низкого качества существующих возле торговых центров во многих городских районах. В статье подчеркиваются негативные последствия этой проблемы, высказывается предположение о том, что за счет включения принципов формирования общественных пространств в зоне торговых центров можно создавать функциональные и привлекательные пространства, способствующие повышению качества жизни сообщества.

Задачи исследования:

- проанализировать научную литературу по теме исследования;

- изучение мирового опыта формирования общественных пространств в зоне торговых центров;

- описание характеристик общественных пространств в зоне торговых центров в Севастополе;

- анализ принципов формирования общественных пространств в зоне торговых центров.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

В данной работе проанализирована научно-исследовательская литература. Для исследования принципов формирования общественных пространств были изучены зарубежные и отечественные работы следующих авторов: Вотинова М.А. [1]., Зазули В.С. [2], Мошковой М. Ю. [3], Захаровой Е.Е. [4], Гейла Я. [5], Кадырова Т.Э. [6], Панчиной Е.Г. и Баландина В.А. [7], Юдиной М.В. [8], Колясникова В.А. и Мацковой М.В. [9], Ненько А.Е. [10].

В научно-исследовательской работе «Особенности формирования общественных пространств в городской среде» автора Вотинова М.А., опубликованной в журнале «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова» [1] рассматриваются особенности формирования общественных пространств в городской среде и определяются их основные характеристики. Уточнено и дополнено понятие «общественное пространство», а также определены их основные проблемы формирования в городской среде в XXI столетии.

В публикации «Проблематика и тенденции развития общественных пространств:

отечественный и зарубежный опыт» автора Зазули В.С. [2] исследуются проблемы и тенденции развития общественных пространств в России и зарубежных странах. Автор выделяет несколько проблем, связанных с формированием общественных пространств, такие как отсутствие качественного архитектурно-пространственного

проектирования, недостаток инвестиций, ограничение свободного доступа и т.д. Затем автор представляет зарубежный опыт формирования общественных пространств, особенности которого заключаются в создании смешанных использований зон, интеграции природы в городское пространство, многопрофильном использовании зон и т.д. Далее автор рассматривает опыт развития общественных пространств в России, описывая несколько успешных проектов.

В работе «Тенденции формирования досуговой среды общественных городских пространств» автора Мошковой М.Ю. [3] проанализированы основные направления формирования

общественных пространств в городской среде. В публикации определено понятие «городские общественные пространства», рассмотрены классификации этих пространств в России и Европе, а также выделены основные направления их развития в структуре города.

В работе «Общественные пространства - новый вектор социокультурного развития территории» автором Захаровой Е.Е. [4] рассмотрена взаимосвязь между социокультурным развитием территории и общественным пространством как новым направлением в ее развитии. Представленный в статье анализ открытых общественных пространств показывает, что общественные пространства могут оказывать влияние на жизнь города, и для их создания, сохранения и модернизации необходимы новые методы и подходы.

В книге датского архитектора Яна Гейла «Жизнь среди зданий» [5] рассмотрены вопросы проектирования, преобразования и благоустройства общественных пространств города.

В работе «Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы» автора Кадырова Т.Э. [6] рассматриваются актуальные проблемы формирования общественных пространств, особенности функционирования общественных пространств. Показана специфика их формирования в конкретный период времени, дано определение данного понятия, выделены компоненты и функции, а также рассмотрены современные тенденции развития общественных пространств, выявлены положительные и негативные их стороны.

В публикации «Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды» авторами Панчиной Е.Г. и Баландиным В.А. [7] проведен анализ факторов, влияющих на процесс формирования современных общественных пространств как механизма по улучшению качества городской среды.

Научно-исследовательская работа Юдиной М.В. «Городские общественные пространства сегодня. Принципы формирования» [8] посвящена рассмотрению основных принципов организации городских общественных пространств. Принципы

основываются на современных процессах, происходящих в обществе и городе.

В работе «Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России» Колясников В.А. и Мацкова М.В. [9] рассматривают проблемы формирования общественных пространств в современном общественном градостроительстве. Дается характеристика подходов к проектированию территории общественного назначения в генеральных планах поселений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ходе исследования проанализированы отечественные и зарубежные публикации по данной тематике посредством Интернет-ресурсов, проведены натурные обследования общественных пространств в Севастополе, выявлены проблемы и негативные последствия этих проблем.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

Влияние социального аспекта. Общественные пространства представляют собой свободные от транспорта территории общего пользования. Они предназначены для всех горожан без каких-либо ограничений по возрасту, национальности, расе и другим характеристикам населения. Также это пространство коммуникации и социальной активности, организованное в соответствии с главенствующей функцией . Кадыров Т.Э. в научно-исследовательской работе «Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы» пишет: «Под общественными пространствами мы понимаем часть городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах горожан и гостей города для свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества.» [6], поэтому автор выделяет основные параметры современных общественных пространств, а именно - равный и свободный доступ для горожан и приезжих как с точки зрения и физической, так и экономической доступности, многообразие собственности (государственная, муниципальная, частная), ценностноя

ориентированность, урбанистический сценарий, индивидуальность и комфортность условий.

Функции общественных пространств в зоне торговых центров:

- Возможность социальной коммуникации. В общественных пространствах могут сходиться различные социальные группы, встречаться незнакомцы. Общественные пространства дают ощущение городского социального разнообразия и возможности новых социальных контактов [10].

- Развитие экономики. Благодаря потоку потребителей, создается благоприятная среда для торгового центра, находящемся в зоне красивого общественного пространства. Люди, изначально

преследовавшие цель просто прогуляться и посидеть, вероятнее всего зайдут в торговый центр.

- Формирование образа города. Общественные пространства могут становиться точками притяжения и узнаваемыми местами как для горожан, так и для туристов.

- Формирование городских сообществ. Формирование сообществ в городе связано с использованием общественных пространств, которые являются не только местами встреч и общения, но и местами, где происходят городские практики и творческие выражения. Таким образом, общественные пространства оказывают влияние на формирование сообществ - групп людей, объединенных общими ценностями, опытом, практиками и целями.

- Поддержание здоровья. Благоприятная озелененная среда положительно влияет на здоровье людей.

- Комфорт и безопасность.

Деградация общественных территорий на примере г. Севастополя. В России, особенно в регионах, остро чувствуется нехватка организации общественных пространств возле торговых центров. Рассмотрим данную проблему на примере города Севастополя.

В Севастополе, городе, расположенном на юго-западе Крымского полуострова, находится множество торговых центров, которые удовлетворяют потребности его жителей и туристов. Однако в последние годы остро стоит проблема общественных пространств вблизи этих торговых центров. Отсутствие надлежащих общественных мест и низкое качество существующих привели к ряду проблем, включая проблемы безопасности и деградацию окружающей среды.

Одной из основных проблем общественных пространств вблизи торговых центров в Севастополе является отсутствие доступа для велосипедистов. Многие из этих пространств спроектированы без учета потребностей пешеходов, поскольку узкие тротуары и недостаточное освещение затрудняют безопасное передвижение. Это особенно проблематично для пожилых людей, детей и людей с ограниченными возможностями, которым может быть сложно попасть в торговые центры.

Еще одна проблема - отсутствие зелени и благоустройства в этих общественных местах. Многие территории вблизи торговых центров в Севастополе лишены деревьев, кустарников и другой растительности, что может способствовать деградации окружающей среды и снижению эстетической привлекательности территории. Это также оказывает негативное влияние на качество воздуха, микроклимата и общее состояние здоровья населения.

Еще одной проблемой в общественных местах возле торговых центров Севастополя является проблема безопасности. Отсутствие надлежащего освещения и четких указателей может сделать эти

зоны опасными для пешеходов и велосипедистов, особенно ночью. Кроме того, высокая интенсивность движения на близлежащих улицах может представлять опасность для тех, кто пытается перейти дорогу, чтобы добраться до торговых центров.

Например, возле торгового центра «Lavanda mall» в городе Севастополе напрочь отсутствует общественное пространство для отдыха посетителей данного торгового центра (Рис.1). Основная площадь прилегающей к вышеуказанному центру занята парковкой, а места,

где возможно посидеть и «передохнуть» находятся лишь в парке, расположенном в пятиминутной ходьбе от торгового центра.

Торгово-развлекательный центр «Муссон» является одним из крупнейших торговых центров в Севастополе, расположен в центральной части города и занимает значительную территорию. Однако, существующее открытое общественное пространство не благоустраивалось много лет и марально устарело (Рис.2, Рис. 3).

Рис.1. Торговый центр Lavanda mall , г.Севастополь. Fig.1. Lavanda mall shopping center , Sevastopol.

Рис.2. Торгово-развлекательный центр «Муссон», г. Севастополь. Fig.2. Shopping and entertainment center «Musson», Sevastopol.

Рис.3. Торгово-развлекательный центр «Муссон», г. Севастополь. Fig.3. Shopping and entertainment center «Musson», Sevastopol.

Еще одним примером несоответствующего общественного пространства в Севастополе являются зоны торговых центров «Sea mall» (Рис. 4), «Апельсин» (Рис. 5). Аналогично торговому центру

«Lavanda mall» общественное пространство этих торговых центров ограничиваются парковкой, несмотря на вместительную подземную парковку и большую территорию снаружи.

Рис. 4. Торговый центр «Sea mall», г. Севастополь. Fig. 4. Sea mall shopping center, Sevastopol.

Рис. 5. Торгово-развлекательный центр «Апельсин», г. Севастополь. Fig. 5. Shopping and entertainment center «Orange», Sevastopol.

В наши дни не достаточно иметь возле торгового центра только парковку. Сейчас торговый центр должен быть с удобным въездом, развязкой, дорожной разметкой, озеленением,

благоустройством,с ровной и качественной укладкой асфальта , местами для отдыха, малыми архитектурными формами на территории здания.

Проблема несоответствия общественных пространств вблизи торговых центров может иметь ряд негативных последствий, и город Севастополь не является исключением. Вот некоторые последствия этой проблемы на примере Севастополя:

- Вопросы безопасности: отсутствие подходящих общественных мест возле торговых центров может привести к проблемам безопасности покупателей и пешеходов. Без надлежащего освещения, надлежащих мест для сидения и других удобств люди могут чувствовать себя небезопасно и не проводить время в этих местах. Это может привести к снижению пешеходного движения, что

приведет к снижению коммерческой жизнеспособности района;

- Ухудшение состояния окружающей среды: несоответствующие общественные места могут способствовать ухудшению состояния окружающей среды в окрестностях. Например, без подходящих мусорных баков может накапливаться мусор, что приводитк неприглядной и антисанитарной обстановке. Плохое озеленение и отсутствие зелени также могут способствовать созданию непривлекательной окружающей среды, что может негативно сказаться на благосостоянии сообщества;

- Плохие условия: в неподобающих общественных местах отсутствуют такие удобства, как места для сидения, тень, общественные туалеты и фонтаны с водой, что может иметь решающее значение для покупателей и пешеходов. Это может привести к дискомфорту и неудобству для людей, что может привести к снижению желания проводить время в этом районе;

Общественные пространства в зоне торговых центров являются неотъемлемой частью городского

дизайна во многих частях мира. Эти пространства служат местом сбора людей и способствуют повышению качества жизни в прилегающих районах. Ниже приведены примеры мирового опыта проектирования общественных пространств вблизи торговых центров:

Сингапур. Сингапур известен своим инновационным городским дизайном, в том числе общественными местами рядом с торговыми

центрами. Одним из примеров является торговый район Орчард-роуд с широкими тротуарами, достаточным количеством сидячих мест и пышной зеленью. Эти общественные места также предназначены для людей с ограниченными возможностями и обеспечивают комфортную среду для покупателей, пешеходов или просто людей, которые вышли прогуляться и отдохнуть (Рис.6).

Рис. 6. Орчард-роуд, Сингапур. Fig. 6. Orchard Road, Singapore.

Испания. Крупный торговый центр в Испании под названием «Puerto Venecia», площадь которого - 207 тыс. кв.м. Это самый крупный торгово-развлекательный центр в Испании и третий в Европе. Две очереди молла были открыты в 2007 и 2012 годах соответственно. Создатели «Порта Венеции» максимально серьезно подошли к разработке концепции торгового объекта. Это не только большой и красивый торговый центр. Это

единственный торговый центр, по которому можно катать на лодке. (рис.7). Более 7 тыс. кв. м занимает искусственное озеро, превращающееся зимой в огромный каток. Торговый центр Puerto Venecia соответствует стандартам экологической строительной политики и был удостоен «золотого» сертификата LEED (Leadership in Energy and Environmental Design).

Рис.7. «Puerto Venecia», Испания. Fig.7. "Puerto Venecia", Spain.

Токио. Токио является примером многих общественных пространств рядом с торговыми центрами, которые служат важными местами сбора людей. Примеры включают район Гинза с широкими тротуарами, деревьями и местами для отдыха, а также район Харадзюку, известный своим ярким уличным искусством и пешеходными улицами. Эти общественные места спроектированы так, чтобы быть безопасными, удобными и

доступными, обеспечивая приятную среду для покупок и общения.

Париж. Париж известен своими элегантными общественными пространствами в том числе и в зоне торговых центров. Город вложил средства в развитие пешеходных улиц, площадей и парков, которые предлагают ряд удобств, таких как скамейки, фонтаны и зелень. Эти общественные

места побуждают людей проводить время на свежем воздухе и наслаждаться местной средой.

Иран. Также хочется привести в пример торговый центр в Иране, который носит название «Persian Gulf Complex». (рис.8). Как и вышеуказанные торговые центры - это не просто большое место для покупок и развлечений, но и место, в котором есть открытое общественное пространство для отдыха. Persian Gulf Complex -

многофункциональный туристический центр, в котором путешественники могут и с комфортом отдохнуть, и погулять по магазинам, и даже организовать масштабные мероприятия. Среди особенностей торгового комплекса стоит отметить окружающий его ландшафтный парк Iran Land, в котором всегда можно полюбоваться экзотическими растениями и цветами.

Рис. 8. Persian Gulf Complex, Иран. Fig. 8. Persian Gulf Complex, Iran.

Хабаровск. Торгово-развлекательный комплекс «Броско молл» в Хабаровске (Рис.9) обладает необычной запоминающейся архитектурой — рубленные формы и фактура материалов облицовки напоминают скалу на берегу реки. Особенно ярко он

Таким образом, мировой опыт показывает, что общественные пространства в зоне торговых центров можно спроектировать так, чтобы они были безопасными, доступными и привлекательными, обеспечивая ряд удобств для сообщества. Эти общественные места могут служить важными местами сбора людей и способствовать повышению качества жизни в близлежащих районах.

Проанализировав общественные пространства зарубежных стран и другие работы, можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при формировании

общественных пространств вблизи торговых центров:

выглядит вечером, с неоновой подсветкой. Этот торгово-развлекательный комплекс удобно расположен на берегу реки Амур вдоль оживленной городской магистрали и также, помимо парковки, включает зеленые насаждения и места для отдыха.

- Доступность: Общественные места возле торговых центров должны быть доступны для всех пользователей, включая людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и семьи с детьми. Этого можно достичь путем обеспечения соответствующей инфраструктуры, такой как пандусы, лифты и тротуары, достаточно широкие для размещения детских колясок и инвалидных колясок;

- Безопасность. Безопасность имеет первостепенное значение в общественных местах, и торговые центры должны обеспечить безопасность окружающих территорий для пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Это может быть достигнуто путем обеспечения надлежащего

Рис.9. Торгово-развлекательный комплекс Броско молл, Хабаровск Fig.9. Shopping and entertainment complex Brosko mall, Khabarovsk

освещения, четких указателей и хорошо обозначенных пешеходных переходов;

- Экологичность: общественные места должны проектироваться с учетом экологической устойчивости, принимая во внимание воздействие на окружающую среду материалов и ресурсов, используемых при их строительстве. Это может включать использование переработанных материалов, сбор дождевой воды и энергоэффективное освещение;

- Ландшафтный дизайн и озеленение: включение зеленых насаждений и ландшафтного дизайна может улучшить эстетику и функциональность общественных мест возле торговых центров. Деревья, кустарники и другая растительность могут создавать тень, улучшать качество воздуха и создавать ощущение естественной красоты, улучшающее впечатление пользователя;

- Участие сообщества: В формировании общественных пространств должны участвовать люди, поскольку они являются основным пользователем этих пространств. Взаимодействие с местными жителями и предприятиями может помочь определить их потребности и предпочтения и убедиться, что общественные места спроектированы так, чтобы соответствовать их ожиданиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Гибкость и адаптируемость. Общественные пространства должны быть гибкими и адаптируемыми, чтобы в них можно было проводить различные мероприятия и мероприятия в течение года. Это может включать в себя предоставление открытых пространств, мест для отдыха и зон питания на открытом воздухе, которые можно использовать для общественных мероприятий, фестивалей и рынков.

В заключение отметим, что принципы формирования общественных пространств вблизи торговых центров необходимы для обеспечения того, чтобы эти пространства были функциональными, безопасными и

привлекательными. Включая доступность, безопасность, устойчивость, благоустройство и озеленение, участие сообщества, а также гибкость и адаптируемость, торговые центры могут создавать общественные пространства, которые способствуют повышению качества жизни сообществ, которые они обслуживают.

ВЫВОДЫ

Данный исследовательский материал позволяет осветить важность создания функциональных и привлекательных общественных пространств возле торговых центров в современных городских условиях, установить принципы формирования общественных пространств, разработанные на основе анализа мирового опыта проектирования общественных пространств возле торговых центров. Проектное применение вышеперечисленных принципов позволит добиться дружественной

атмосферы для горожан в городской среде, активизировать стрит-ритейл, исключить монотонность прогулки к торговому центру, восстановить экологический баланс посредством формирования «зеленых» зон, внедрить в общественную среду новые функции и новые типы открытых пространств, а также поможет в создании рациональной функциональной схемы с учетом всех обозначенных аспектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вотинов М.А. Особенности формирования общественных пространств в городской среде // Вестник БГТУ имени В.Г. Шухова. - 2014. - № 4. -С. 36-40. - URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-gorodskoy-srede

2. Зазуля В.С. — Проблематика и тенденции развития общественных пространств: отечественный и зарубежный опыт // Урбанистика.

- 2021. - № 1. - С. 56 - 72. DOI: 10.7256/23108673.2021.1.34516 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=345 16

3. Мошкова М.Ю. Тенденции формирования досуговой среды общественных городских пространств // Аллея Науки: науч.-практич. электрон. журнал. - 2019. - № 1(28). - Том 5. С. 228232. - URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/January_archive/Yanvar %205%20tom.pdf

4. Захарова Е.Е. — Общественные пространства

- новый вектор социокультурного развития территории // Урбанистика. - 2018. - № 1. - С. 59 -65. DOI: 10.7256/2310-8673.2018.1.25727 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=257 27

5. Гейл Я. Жизнь среди зданий: использование общественных пространств / Ян Гейл; изд. на рус. яз. — Концерн «КРОСТ», пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012.- 200 с.

6. Кадыров Т.Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы // Известия КазГАСУ. - 2014. - № 4 (30). - С. 115-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-fenomeny-tendentsii-i-protsessy

7. Панчина Е.Г., Баландин В.А. Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2016. - № 31. - С. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-obschestvennyh-prostranstv-kak-sostavlyayuschaya-chast-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-kachestv-gorodskoy-sredy

8. Юдина М.В. Городские общественные пространства сегодня. Принципы формирования // Наука, образование и экспериментальное проектирование: сб. мат-лов междунар. науч.-

практич. конф. - М.: Московский архитектурный институт, 2015. - С. 177-180.

9. Колясников В.А., Мацкова М.В. Принципы проектирования общественных пространств в генеральных планах городов России// Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. - 2014. - № 3. - С. 18-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-generalnyh-planah-gorodov-rossii/viewer

10. Ненько А.Е. Социологические методы изычения общественных пространств //Редакционно-издательский отдел Университета ИТМО, 2020. - 57 с.

REFERENCES

1. Votinov M.A. Features of the formation of public spaces in the urban environment // Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. - 2014. - No. 4. - pp. 36-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-formirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-gorodskoy-srede

2. Zazulya V.S. — Problematics and trends in the development of public spaces: domestic and foreign experience // Urbanistics. - 2021. - No. 1. - pp. 56-72. DOI: 10.7256/2310-8673.2021.1.34516 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=345 16

3. Moshkova M.Yu. Trends in the formation of the leisure environment of public urban spaces // Alley of Science: scientific and practical electron. magazine. -2019. - № 1(28). - Volume 5. pp. 228-232. - URL: https://alley

science.ru/domains_data/files/January_archive/Yanvar %205%20tom.pdf

4. Zakharova E.E. — Public spaces - a new vector of socio-cultural development of the territory // Urbanistics. - 2018. - No. 1. - pp. 59-65. DOI:

10.7256/2310-8673.2018.1.25727 URL:

https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=257

27

5. Gale Ya. Life among buildings: the use of public spaces / Jan Gale; ed. on Rus. yaz. — Concern "KROST", trans. from English — M.: Alpina Publisher, 2012. 200 p.

6. Kadyrov T.E. Public spaces: phenomena, trends and processes // Izvestiya KazGASU. - 2014. - № 4 (30). - Pp. 115-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7obschestvennye-prostranstva-fenomeny-tendentsii-i-protsessy

7. Panchina E.G., Balandin V.A. Formation of public spaces as an integral part of measures to improve the qualities of the urban environment // Strategy of sustainable development of the regions of Russia. -2016. - No. 31. - pp. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschestvennyh-prostranstv-kak-sostavlyayuschaya-chast-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-kachestv-gorodskoy-sredy

8. Yudina M.V. Urban public spaces today. Principles of formation // Science, education and experimental design: collection of materials of the International Scientific and Practical conference -Moscow: Moscow Architectural Institute (State Academy), 2015. - pp. 177-180.

9. Kolyasnikov V.A., Matskova M.V. Principles of designing public spaces in the master plans of Russian cities//Academic Bulletin of URALNIIPROEKT RAASN. - 2014. - No. 3. - pp. 18-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-obschestvennyh-prostranstv-v-generalnyh-planah-gorodov-rossii/viewer

10. Nenko A.E. Sociological methods of the study of public spaces //Editorial and Publishing Department of ITMO University, 2020. 57 p.

PRINCIPLES OF FORMATION OF PUBLIC SPACES IN THE AREA OF SHOPPING CENTERS

1Gorbacheva G.V., 2 Lizorkina A.A.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Academy of construction and architecture, 181, Kievskaya str., Simferopol, 295050, Russian Federation E-mail: 1arhi_tektor@mail.ru, 2anya.lizorkina@mail.ru

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that currently the formation of a comfortable and safe environment for society plays an important role in the development of modern cities. An attractive and comfortable public space in the shopping center area increases the capacity of the shopping center, improves economic characteristics, and is also a gathering place for a large number of people. It is important to create a public space that will increase the quality level of the city. This article is aimed at analyzing the principles of forming a comfortable urban environment in the shopping center area. Various aspects influencing the design of the public environment in this zone are considered. The article also analyzes scientific research on this topic, identifies functions, analyzes the problems of public spaces in the city of Sevastopol, and also notes the negative consequences of these problems. In addition, the article contains an overview of domestic and foreign experience in the design of public spaces in the area of shopping centers and shopping areas, including countries such as Singapore, Spain, Iran, Japan, France. The parameters of modern public spaces are analyzed. In general, this article is an exhaustive overview of the topic of creating a comfortable urban environment in the shopping center area.

Subject of research. The formation of public spaces near shopping malls in large cities.

Materials and methods: in the process of studying materials on the topic of publication on this topic, two methods were used: theoretical and practical, namely, the study of foreign analogues of public spaces, a review, analysis of data from Internet resources on relevant issues, field surveys of public spaces near shopping malls in Sevastopol, photo fixation.

Results: the analysis of the problems of public spaces in the area of shopping centers of Sevastopol is carried out, the negative consequences of these problems are revealed, and the principles of the formation of public spaces in the area of shopping centers are analyzed.

Conclusions: the application of the principles of the formation of public spaces in the area of shopping centers will allow to achieve a safe, accessible and friendly atmosphere for citizens in the urban environment, eliminate the monotony of walking to the shopping center, restore the ecological balance.

Key words: public spaces, principles of space formation, shopping malls, Sevastopol, surrounding area, community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.