Научная статья на тему 'Принципы формирования инструментария управления бизнес - процессами'

Принципы формирования инструментария управления бизнес - процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / INTELLECTUALIZATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / BUSINESS STRUCTURES / СООБЩЕСТВА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / COMMUNITIES OF A VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарбузова Елена Юрьевна

В статье исследуются процессы информатизации и интеллектуализации деятельности организаций предприятий) как высокотехнологичных бизнес-структур. При этом дан подробный анализ точек зрения зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of formation of tools of management of business processes

In article processes of informatization and intellectualization of activity of the organizations (enterprises) as hi-tech business structures are investigated. Thus the detailed analysis of the points of view of foreign and domestic authors on this problem is given.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования инструментария управления бизнес - процессами»

УДК 338.24.01

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС - ПРОЦЕССАМИ

Гарбузова Елена Юрьевна

аспирантка ФГУП "ЦНИИ "Центр"

В статье исследуются процессы информатизации и интеллектуализации деятельности организаций (предприятий) как высокотехнологичных бизнес-структур. При этом дан подробный анализ точек зрения зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

Ключевые слова

of foreign and domestic authors on this problem is given.

Keywords

• intellectualization,

• informatization,

• business structures,

• communities of a value added.

• интеллектуализация,

• информатизация,

• бизнес-структуры,

• сообщества добавленной стоимости.

Elena Garbuzova, post-graduate student Central Shipbuilding Research Institute "Centre", Moscow, Russian Federation.

Principles of formation of tools of management of business processes

In article processes of informatization and intellectualization of activity of the organizations (enterprises) as hi-tech business structures are investigated. Thus the detailed analysis of the points of view

Обеспечив в развитых странах высокие стандарты жизни, современное производство вывело на первый план факторы, хотя и известные ранее, но обретающие в новых условиях совершенно иные формы проявления. Главные из них - распространение знаний и информации в качестве непосредственного производственного ресурса, подрывающего традиционные экономические отношения.

Х. Кибиридж выделял следующие тенденции, рассматривая процесс информатизации общественной жизни1:

- рост доли продукции информационного сектора в объеме ВНП;

- повышение числа занятых в информационном бизнесе;

- изменение в структуре информационного рынка, усложнение спроса и предложения с появлением новых технологических возможностей;

- расширение международного обмена информацией, обострение конкуренции на внутренних и международных информационных рынках;

- вытеснение ручных методов обработки информации автоматическими, внедрение безбумажных технологий;

- расширение и совершенствование доступа к информации, повышение компьютерной грамотности населения, повышение быстродействия компьютерных систем;

- расширение междисциплинарной научной базы исследований в области наук.

О переходе к качественно новому этапу развития современного общества на примере США говорят данные, приводимые Д. Беллом, характеризующие динамику числа занятых в промышленности, в сельском хозяйстве, в сфере услуг и в информационном секторе. При уменьшении в 20 раз количества занятых в сельском хозяйстве, в 1,7 раз в промышленности и при росте занятых в сфере услуг в 1,8 раза, количество работников, чья деятельность связана с производством и переработкой информации, увеличилась в 9 раз2. Неуклонно возрастает доля людей, которые становятся "работниками умственного труда". Информация и знание составляют одновременно и исходный материал, и продукт их деятельности. В век информационных технологий и Интернет даже такая рутинная деятельность, как конторский труд, становится творческой. Сегодня офисные служащие не сверяют таблицы, а помогают их анализировать, не перепечатывают письма, а готовят для них материал, не обслуживают совещания, а устраивают конференции. Из подмасте-

рьев они перешли в разряд мастеров.

Рост числа информационных работников, с одной стороны, и широкое распространение информационных технологий, с другой, определили необходимость выделения комплекса информационных отраслей экономики в особую группу - информационный сектор экономики, а также выделения нового направления предпринимательской деятельности - информационного бизнеса. Используются также определения информационного сектора, информационной инфраструктуры, индустрии обработки информации, информационной отрасли, информационного бизнеса, электронной коммерции и другие. Становление информационного бизнеса и электронной коммерции связывается, прежде всего, с использованием возможностей Интернета.

Все вышеизложенное в полной мере относится и к современной России. Сегодня Правительство Российской Федерации рассматривает отрасль информационных технологий (ИТ) как одну из приоритетных. Согласно планам, к 2020 году доля продукции индустрии ИТ в российском ВВП должна возрасти с нынешних 0,5% до 2%, а объем экспорта высоких технологий увеличится в 15-20 раз, до 4,5 миллиарда долларов. Планируется, что объем отрасли должен вырасти к 2020 году до 40 миллиардов долларов в год, то есть более чем в 6 раз по отношению к 2010 году. Занятость в ней составит не менее 5% работающего населения (3,5 миллиона человек) против 1,4 % в 2007 году3.

Усиление информатизации и интеллектуализации всех сторон общественной жизни в середине XX века породили концепцию постиндустриального (информационного) общества. Уже в 40-е годы австрийский экономист К. Кларк вполне определенно говорил о насту-

плении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х годов американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о становлении информационной экономики и превращении информации в товар, а в конце 60-х годов лидер теории постиндустриализма Д. Белл предсказывает превращение индустриального общества в информационное.

Периодом зарождения экономической теории информации как науки считают начало 60-х годов, когда ее основы были заложены в статье Д. Сти-глера4. В течение 60-х - 80-х годов это направление отмечено большим количеством работ, среди которых особенно заметны публикации Д. Стиглица и К. Эрроу, а также фундаментальные труды Ф. Махлупа5. Ф. Махлуп одним из первых выдвинул гипотезу о переключении спроса с труда физического на труд умственный, а также поднял вопрос о необходимости внесения корректив в теорию и практику экономического анализа и оценки в связи с зарождением нового вида деятельности - отрасли по производству знаний.

Не углубляясь в содержание постиндустриальной теории Д. Белла,а также близких ей по сути теорий С. Крука и О. Тоффлераб, отметим основные принципы выделения в ней этапов общественной эволюции, имеющих существенное значения с точки зрения методологии настоящего исследования. Постиндустриальное (информационное) общество противопоставляется доинду-стриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям:

- основному производственному ресурсу. Сейчас это информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе - сырье и энергия;

- характеру производственной деятельности, который квалифицируется

как обработка в противоположность добыче и изготовлению;

- технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями.

Существенными факторами при анализе результатов бизнеса являются применяемые хозяйствующим субъектом ресурсы и технологии. В постиндустриальном обществе таковыми выступают информация, знания и интеллект работников, что позволяет говорить о нем как и об информационном обществе. Поэтому основные проблемы методологии бизнеса нового типа заключены в исследовании специфических особенностей информации и знаний как фактора производства.

Важным с точки зрения рассматриваемого вопроса является также то, что в современном, постоянно меняющемся мире текущие результаты деятельности, например предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), уже не могут выступать критерием оценки его стоимости. Акцент переносится на внутреннюю способность предприятия ОПК стабильно получать определенные экономические выгоды от производства и реализации вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в обозримом и далеком будущем, что требует пересмотра сущности самих бизнес - процессов, а также методов и критериев управления ими.

В новом постиндустриальном обществе меняется и базовый субъект хозяйствования, то есть та организация, которая выступает его «витриной» и на основе которой следует рассматривать основные методологические проблемы специальных экономических дисциплин. В индустриальном обществе таким субъектом хозяйствования было промышленное предприятие. В информационном

обществе на его смену приходит организация сферы профессиональных услуг. Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопряжен с радикальными изменениями на уровне хозяйствующих субъектов. Отличия постиндустриального экономического устройства от прежнего коренятся не в отрицании фирмы, а в обретении ею качеств, которые трудно было вообразить в условиях индустриального строя. Как пишет О. Тоффлер, "то, что сейчас происходит, следует охарактеризовать как радикальный пересмотр понятия производства и всех прежних принципов его организации"6.

Анализ специальной литературы позволил выделить следующие черты компании будущего, оказывающие влияние на формирование методологического инструментария специальных экономических дисциплин:

Ориентация на предвидение. Как отмечают авторы «Краткого курса MBA», «Королевское общество искусств изучило "компанию завтрашнего дня". Основываясь на анализе дюжины первоклассных компаний, они пришли к выводу, что существует три вида бизнеса: одни предвидят изменения, другие реагируют на них, а третьи игнорируют. Первые будут процветать, вторые - бороться за выживание, третьи не выживут. Предвидеть изменения - это ключ к выживанию. Но успех ждет тех, кто создает изменения»7.

Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют глобальной организации действий. Фирма должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии цепочки создания добавленной стоимости.

Гибкость и адаптивность, кото-

рые будут обеспечиваться целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности.

Распространение информационных технологий. Использование информационных технологий и систем связи (коммуникаций) будет оказывать существенное влияние на деятельность организаций и результаты работы, на интеграцию производственных и обслуживающих процессов партнеров и повышение конкурентоспособности.

Возрастание роли инноваций и предпринимательства. В быстро меняющихся внешних условиях инновации в каждой фирме должны осуществляться своевременно и эффективно. С этим вопросом связана и конкуренция, основанная на времени, поскольку экономически объективной необходимостью является значительное сокращение времени на выпуск нового продукта.

Ускорение выхода продукции. Конкуренция, основанная на времени, является относительно новым и весьма важным параметром бизнес- стратегии. Компании - лидеры придают все большее значение оперативности бизнеса при создании гибких и мобильных организаций. Конкуренция, основанная на времени, является решающей в ускорении развития и организации производства новых продуктов.

Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, ОКР и другие. Организация управления в XXI веке будет иметь форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не

сможет приниматься, если оно не будет предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функций.

Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринимать этот подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса. Наиболее полное отражение требований клиента к новому товару или услуге станет их насущной потребностью.

Ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы. Чтобы быть конкурентоспособными, компании должны быть уверены в том, что их деятельность обеспечивает создание добавленной стоимости. Это требует концентрации усилий и средств в тех сферах, в которых фирма имеет преимущества и возможность производства высококачественной продукции, создающей добавленную стоимость.

Ориентация на интересы всех участников бизнес - системы. Приоритетом корпоративного управления станет ориентация на интересы всех основных держателей капитала бизнеса, а не только на интересы акционеров.

С точки зрения методологии настоящего исследования можно выделить два принципиальных направления трансформации института фирмы, обусловленных информатизацией и интеллектуализацией общественной жизни:

1) изменение характера экономических отношений внутри бизнес - системы, а также форм организации бизнеса;

2) изменение принципов управления организацией.

Среди основных тенденций изменения сущностных характеристик и форм организации бизнеса, вызванных информатизацией и интеллектуализацией общественной жизни, можно выделить сле-

дующие взаимообусловленные явления:

1) усиление специализации фирм в узких областях компетенции; кооперация узких специалистов (аутсорсинг

- оболочечные фирмы и сообщества добавленной стоимости);

2) более активное использование рыночных отношений во внутрифирменных отношениях («внутренние рынки»

- сетевые и виртуальные организации);

3) демократизация отношений собственности и существенное повышение роли профессионала - специалиста в деятельности фирмы (горизонтальные, круговые и интеллектуальные организации).

Достижения научно - технического и технологического прогресса объективно ведет к росту транзакционных издержек организаций. В условиях информационного общества влияние транзакционных издержек на формирование стоимости бизнеса стало столь существенным, что оно вызвало к жизни такое явление, как аутсорсинг - «частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес - функций и даже частей бизнес - процесса сторонним лицам и/или организациям». Подтверждением распространения аутсорсинга как экономического явления служит тот факт, что в конце XX века в мире наблюдался бурный рост качественно новой формы организации бизнеса, привлекшей к себе пристальное внимание экономистов. Одно из многих названий, придуманных для нее специалистами,

- «hollow corporation», то есть пустотелая или оболочечная фирма8. Роль обо-лочечных фирм возрастает по мере роста доли транзакционных издержек по сравнению с издержками производства.

Принципиально можно выделить два типа оболочечных фирм:

- управленческая организация, передающая внешним компаниям на контрактной основе все бизнес - функции,

кроме маркетинга и координации процесса производства и реализации продукции (услуг); брэнд - компании;

- «промышленные фирмы без промышленного производства» - организации, не владеющие материальными средствами производства, готовые взять на себя за определенную плату транзак-ционные издержки других организаций (аутсорсинговые компании).

Брэнд - компании с малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур (аутсорсинговых компаний), - новое явление в бизнесе, которое Г. Минс и Д. Шнайдер назвали "сообществом добавленной стоимости" (СДС)9. Отличительной особенностью сообществ добавленной стоимости от традиционных холдинговых образований является то, что побудительным мотивом образования СДС выступает экономический интерес участников, а не их юридическая принадлежность одному собственнику. В силу чего СДС менее устойчивые во времени экономические образования, чем те же холдинги и ФПГ, но более эффективные с точки зрения достижения конечного результата каждым конкретным юридически независимым участником.

Следующей тенденцией изменения сущностных характеристик деятельности хозяйствующих субъектов является преобразование организаций в группы малого бизнеса, которые действуют как отдельные фирмы по своему усмотрению. Ряд ученых предложил рассматривать предпринимательские экономические структуры и организации как «внутренние рынки». Указанные структуры, участвуя во внутрифирменных и межфирменных связях, объединяются общими информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой.

Перенесение рыночных отношений

во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур - сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Понятие «сетевая организация» по своей сути очень близко рассмотренному ранее термину «сообщества добавленной стоимости». Отличие заключается в том, что в сетевой организации юридически обособленные лица, как правило, объединены более длительными договорными отношениями, в силу чего можно говорить об определенной степени их аффилированности.

Революционность сетевого подхода к созданию бизнес - организации состоит в том, что, полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобная организация. Важнейшим преимуществом является присутствие фирмы во многих странах мира, а также возможность завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность.

Одним из следствий информатизации бизнеса является появление нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (услуга) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Идеальный виртуальный продукт - это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Большую значимость для потребителей имеет не только виртуальная продук-

ция, но и появление корпораций нового типа, предназначенных для производства такой продукции.

Отличительными чертами виртуальной организации являются: непостоянный характер функционирования; осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Специализация отдельных юридических лиц, образующих СДС, сетевую или виртуальную организацию, на узких областях компетенции неизбежно ведет к существенному повышению роли профессионалов в деятельности указанных юридических лиц, а также трансформации внутрифирменных экономических отношений в сторону демократизации. Указанные процессы столь существенны, что позволяют говорить о появлении новых форм организации и управления бизнесом: горизонтальных, круговых и интеллектуальных организациях.

Организационная структура горизонтальной корпорации формируется не по отношению к поставленной задаче, а вокруг процесса. Вместо создания структур на основе набора функций и департаментов компания строится вокруг ее основных процессов со специфическими целями каждого из них. Устраняются работы, которые не обеспечивают создание добавленной стоимости. Происхо-

дит переход от командно - контрольной организации, разделенной на департаменты и отделения, к «информационно - базирующейся» организации, к организации специалистов.

Круговая организация - это демократическая иерархия. Основная структурная характеристика круговой организации состоит в том, что вокруг каждого руководителя формируется совет. Экономическая основа существования круговых организаций заключается в том, что на любом уровне организации качество работы персонала пропорционально его участию в процессе принятия решений. В свою очередь необходимость в таком участии пропорциональна уровню образования работника: чем выше уровень образования, тем больше потребность в участии в принятии решений.

Главной качественной характеристикой интеллектуальной организации является переход от административного контроля и координации к прямой ответственности и контролю исполнителей, работающих во взаимосвязанных группах, состоящих из равных по рангу людей. Для интеллектуальных компаний характерно стремление освобождать свои балансы от основных фондов. Пока у нее есть интеллектуальный капитал, она может получать доходы, не обременяя себя ни управлением материальными активами, ни необходимостью оплачивать их содержание.

Рассмотренные выше процессы привели к тому, что на смену промышленному предприятию как типовому представителю информационного общества приходят фирмы (подразделения организаций), оказывающие различного рода услуги. Это не означает, что с завтрашнего дня прекратят свое существование все промышленные предприятия. В информационном обществе не исчезает ни сельское хозяйство, ни

классическое промышленное производство, поэтому собственная ниша сохраниться и у промышленных предприятий, и у фермерских хозяйств. Но авангардом экономики ведущих стран, ее «витриной» становятся именно организации сферы услуг, среди которых особенно следует отметить фирмы, оказывающие профессиональные услуги: аудиторские (бухгалтерские), юридические, консалтинговые, рекрутинговые, инжиниринговые, риэлторские фирмы, PR-агентства, инвестиционные банки, архитектурные бюро. Экономика бизнеса организаций сферы профессиональных услуг в наибольшей степени ориентирована на интеллектуальный капитал, прежде всего на знания и умения специалистов. Знания и умения работников, занимают важное место в любом бизнесе, но в сфере профессиональных услуг они составляют суть деятельности фирмы. При оказании услуг организации, в сущности, продают не время. Их главный «товар» - это навыки и знания персонала. По этой причине дальнейшее рассмотрение методологических вопросов, связанных с интеллектуальным капиталом бизнеса, будет проводиться на примере организации сферы профессиональных услуг как типовой фирмы информационного общества.

В своем труде "Благосостояние нации" А. Смит сформулировал принципы организации труда в промышленности, которые оказались по-настоящему революционными для того времени. Производственный процесс предлагалось разбить на элементарные задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнять один рабочий. Отдельные звенья цепочки создания стоимости получили определенную специализацию, поскольку каждое из них требует особых навыков. И это породило явление "департаментализации", которое и по

сей день определяет структуру большинства коммерческих организаций. Однако принципы, заложенные А. Смитом, не соответствуют требованиям современной индустрии, в результате чего функциональный взгляд на область компетентности все более уступает место целостному управлению всей цепочкой создания стоимости. Представители новой экономики осуществляют управленческую квантификацию, исходя из границ целостных бизнес - процессов, а не собранных под крышей департамента отдельных функций. Процесс информатизации и интеллектуализации общественной жизни предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение коммерческой организации как на ее деятельность (бизнес - процессы).

Ключевым понятием новой системы управления деятельностью фирмы является понятие «бизнес - процесса». Под бизнес-процессом понимается поток работы (элементарных операций), переходящий от одного человека к другому, а для укрупненных процессов - от одного отдела к другому. Любой отдельно взятый бизнес - процесс начинается с входа, открываемого первичными поставщиками процесса, и заканчивается выходом, который выдает результат первичным клиентам процесса (границы бизнес - процесса). Для управления бизнес - процессом (перевода категории «бизнес - процесс» в плоскость методологии учета, анализа и аудита) составляется технологическая карта бизнес - процесса.

В классическом индустриальном обществе скорость ведения бизнеса и циклы бизнес - процессов таковы, что для их эффективного функционирования было достаточно осуществления всех бизнес - процедур с определенной периодичностью. При таком размеренном ритме (статичном с точки

зрения каждого конкретного момента осуществления) было оправданным определенное методологическое обособление функционально различных бизнес - процедур. Этим объясняется существование на сегодняшний день самостоятельных показателей и методов, применяемых в экономическом анализе организации и оценке бизнеса, в специфических стандартах бухгалтерского учета, в аудите и оценке.

В информационном обществе бизнес- процессы во времени спрессованы так сильно, что показатели не то что годового, но и квартального бухгалтерского отчета, экономического анализа, аудита теряют свою практическую ценность. В компании будущего существующие сегодня самостоятельные бизнес - процедуры (оценка, учет, анализ, аудит) ассимилируются в единый процесс непрерывного мониторинга стоимости бизнеса. О необходимости формирования методологического инструментария непрерывного мониторинга стоимости бизнеса высказывались такие исследователи, как Г. Минс, Д. Шнайдер, А. Красовский и другие ученые - экононисты.

Как альтернативу традиционному (функциональному) управлению индустриального общества специалисты в данной области предлагают концепцию управления, нацеленную на создание стоимости (Value-Based Management, в дальнейшем VBM). Одним из основных этапов построения системы VBM является определение цепочки ключевых факторов стоимости, то есть параметров деятельности, выраженных в виде каких-либо показателях, влияющих на стоимость бизнеса. Выделение данных факторов и показателей критично, так как менеджмент компании не может влиять непосредственное на стоимость

бизнеса, а должен сосредоточится на оперативных параметрах деятельности, которые, в свою очередь, будут ее увеличивать. Принципиальная модель факторов создания стоимости бизнеса представлена на Рисунке 110.

Миссия фирмы - это ее концептуальное намерение двигаться в определенном направлении, основная цель создания юридического лица (холдинга, ФПГ) или участия фирмы в сообществе добавленной стоимости (СДС). Корпоративная стратегия - это набор правил, которым следует фирма (холдинг, ФПГ или СДС) для выполнения своей миссии. Такая стратегия должна быть нацелена на максимизацию стоимость бизнеса, осуществляемого в рамках указанной фирмы (холдинга, ФПГ, СДС). Корпоративная стратегия связывает разные стратегические хозяйственные единицы в единое целое, которое обеспечивает максимальный прирост стоимости бизнеса11.

Ключевым понятием модели факторов создания стоимости является стратегическая хозяйственная единица (СХЕ). Сегментация компании на отдельные стратегические хозяйственные единицы обычно опирается на различия в способах создания стоимости, присущих каждой СХЕ. Сегментация бизнеса должна прояснить характер потребительского спроса и базовые навыки каждой СХЕ, необходимые для удовлетворения этого спроса. При этом анализ рынка должен вскрыть основные факторы, влияющие на рентабельность отрасли и "стандарты" конкуренции.

Все фирмы, как и все СХЕ фирм, имеют цепочки создания стоимости. Цепочка создания стоимости включает в себя комплекс задач, которые необходимо выполнить, чтобы поставить продукт или услугу на рынок. По сути поня-

т-J---г

СХЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СХЕ

СХЕ

СХЕ

СХЕ

СХЕ

Стратегическая хозяйственная единица (СХЕ) (бизнес - линия)

Сферы компетентности (К) (цепочка создания стоимости) Рыночные условия (У) (уровень и тип конкуренции)

Стратегия основной деятельности Стадии жизненного цикла продукта или услуги

Стратегия управления человеческими ресурсами Угроза появления на рынке новых конкурентов и смены собственников

Информационная стратегия Промышленная политика государства

Стратегия нововведений Интенсивность нововведений

Стратегия маркетинга, продаж и обслуживания Влиятельность покупателей и поставщиков

Лоббирование интересов Макроэкономическая среда

Финансовая стратегия

Рисунок 1. Принципиальная модель факторов создания стоимости бизнеса

тие цепочки создания стоимости очень близко рассмотренному ранее понятию бизнес - процесс. Отличие состоит в том, что при определении границ и содержания бизнес - процесса элементарные операции (работы) объединяются в бизнес - систему исходя из их технологической обусловленности (технологический аспект). При формировании цепочки факторов создания стоимости выполняемые задачи (работы), прежде всего, оцениваются с точки зрения их вклада в формирование конечного результата функционирования бизнеса (стоимостной аспект). Ключевыми компонентами стоимостной цепочки являются следующие группы факторов создания стоимости (стратегии - в терминах теории управления): стратегия основной деятельности; стратегия управления человеческими ресурсами; информационная стратегия; стратегия нововведений; стратегия маркетинга, продаж и обслуживания; лоббирование интересов; финансовая стратегия. Под фактором создания стоимости бизнеса для целей настоящего исследования понимается любая переменная, влияющая на финансовые результаты деятельности фирмы, то есть мельчайшая единица сферы ее компетентности или условий внешней среды от которой зависит прирост стоимости бизнеса.

Литература

1. Kibirige H. The information dilemma: a critical analysis of information pricing and fees controversy. - Wesport., 1983.- P. 8.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 787c..- С. 93.

3. Кохно П.А. Экономика управляемой гармонии. Книга 5. Экономика интеллектуальной продукции / Кохно П.А., Лаптев В.Н., Чеботарев С.С. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: Университет Российской академии образования.- 2014. - 298 с.

4. Stigler G.J. The Economics of Information. // Journal of Political Economy. June 1961. Vol. LXIX. No 3. P. 213-225.

5. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. - М., 1966. - 352с.

6. Toffler A. The Third Wave. - N.Y., 1980. P. 243.

7. Краткий курс МВА / Р.Ф.Брунер, М.Р.Икер., Р.Э.Фримен и др.; Под ред. Р.Ф.Брунера / Пер. с англ.

- М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2000. - 384c.- С.18-19.

8. Социально - институциональное направление и его модификации в ХХ веке: Учеб. пособие / под ред. О.В. Карамова. - М.: Финансовая академия, 2003. - 196с. -С. 127.

9. Минс Г. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Г. Минс, Д.Шнайдер: Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2001.

- 280c. - С. 32.

10. Скотт М. Факторы стоимости: руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2000. - 432c. - С. с.362-363

11. Кохно П.А. Теория экономического развития. - М.: Граница, 2011. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.