Научная статья на тему 'Принципы формирования и взаимодействия групп поддержки с учреждениями культуры'

Принципы формирования и взаимодействия групп поддержки с учреждениями культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
203
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / SUPPORT GROUPS / PRINCIPLES OF RELATIONS / CULTURE ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Неретин Олег Петрович

Изложены и обоснованы такие принципы формирования и взаимодействия групп поддержки деятельности учреждений культуры, как отношение учреждения культуры с группами поддержки, реагирования, транспарентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION AND INTERACTION OF GROUPS OF SUPPORT WITH CULTURE ESTABLISHMENTS

Such principles of formation and interaction of groups of support of activity of culture establishments, as the relation of culture establishment with groups of support, reactions, transparency are stated and proved.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования и взаимодействия групп поддержки с учреждениями культуры»

УДК 008:338.23

А.Д. ЕВМЕНОВ, О.П. НЕРЕТИН

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: группы поддержки, принципы отношений, учреждения культуры. Изложены и обоснованы такие принципы формирования и взаимодействия групп поддержки деятельности учреждений культуры, как отношение учреждения культуры с группами поддержки, реагирования, транспарентности.

A.D. EVMENOV, O.P. NERETIN PRINCIPLES OF FORMATION AND INTERACTION OF GROUPS OF SUPPORT WITH CULTURE ESTABLISHMENTS

Key words: support groups, principles of relations, culture establishments.

Such principles of formation and interaction of groups of support of activity of culture establishments, as the relation of culture establishment with groups of support, reactions, transparency are stated and proved.

Существенным условием обеспечения эффективности взаимодействия учреждения культуры с группами поддержки (влияния), представляющими собой элементы внешней и внутренней сред - стейкхолдеров с позитивным влиянием на параметры социального и экономического роста учреждения, является определение базовых требований к содержанию и существенным положениям процессов формирования и регулярного поддержания процессов согласованного функционирования названных субъектов хозяйствования. Такие требования, по нашему мнению, целесообразно формулировать в виде целостной и непротиворечивой совокупности (системы) принципов формирования групп поддержки и их взаимодействия с учреждением культуры, направленного на совершенствование текущего состояния и на перспективное развитие данной организации.

В наиболее общем виде и, главным образом, в теоретическом отношении принципы формирования и взаимодействия с группами влияния в целом, а также с группами поддержки в частности такие принципы установлены в Международном стандарте взаимодействия с заинтересованными сторонами АА 1000 SES, разработанном Институтом социальной и этической отчетности Account Ability [4].

Однако содержание названного выше документа требует радикальной логико-вербальной доработки методологического характера с целью обеспечения соответствия его положений существенной отраслевой специфике, которая определяется принадлежностью объекта исследования к сфере культуры и, в свою очередь, рассматривается как особая составляющая сферы услуг национальной экономики Российской Федерации. С этих позиций представляется необходимым изложить такой состав требований к позитивным стейкхолдерам учреждения культуры, как:

- общие принципы отношений учреждения культуры с группами влияния (в терминологии Стандарта - заинтересованные стороны), включая такие требования, как транспарентность, реагирование и нормативное соответствие;

- принципы определения состава групп поддержки учреждения культуры, включающие требования их критериальной оценки, ограниченности, актуальности состава, стратегической ориентации и тактического реформирования;

- принципы регулярного взаимодействия учреждения культуры с группами поддержки, в составе которых должны быть представлены требования научности управления, социальной целесообразности, экономической целесообразности, методического обеспечения и развития потенциала.

Общая структурная схема состава и последовательности реализации принципов формирования и взаимодействия учреждения культуры с группами поддержки представлена на рисунке.

Общие принципы отношений учреждения культуры с группами поддержки представляют собой комплекс базовых взаимных требований к взаимодействию названных субъектов, выполнение которых является основным условием эффективности данного процесса, распространяемым на все составляющие рассматриваемой совокупности связей, что позволяет установить непосредственную связь между общими принципами, с одной стороны, и принципами регулярного взаимодействия и формирования групп поддержки и регулярного взаимодействия с ними учреждения культуры - с другой (рисунок).

Сущность такого общего принципа отношений учреждения культуры с группами поддержки, как транспарентность, состоит в том, что данная организация должна обеспечить регулярный обмен актуальной и достоверной информацией о существенных изменениях в их взаимодействии в процессе функционирования (хозяйственной деятельности) со всеми организациями, рассматриваемыми в качестве составляющих групп поддержки.

Существенное значение соблюдения реализации принципа транспарентности для реализации потенциала позитивного влияния названных элементов внешней и внутренней среды на параметры роста учреждения культуры, на наш взгляд, состоит в том, что это создает рациональные условия объективного определения тех направлений совместной деятельности, которые обеспечат согласование экономических и социальных интересов сторон и создание необходимых пропорций распределения полученного в ходе этой деятельности экономического и социального эффекта.

Структурная схема состава и последовательности реализации принципов формирования и взаимодействия учреждения культуры с группами поддержки (стейколдерами)

Поэтому инициатива транспарентности должна исходить от учреждения культуры, поскольку оно ставит и решает задачи формирования благоприятной среды функционирования и регулярного эффективного взаимодействия с ее элементами, в то время как группы поддержки с позиций учреждения культуры рассматриваются в качестве объектов управления.

В соответствии с нашими представлениями, главной формой прикладного соблюдения и обеспечения принципа транспарентности является отчетность перед заинтересованными сторонами, которая должна обеспечить предоставление последним информации, отражающей результаты его деятельности, как функции взаимодействия с данным субъектом хозяйствования или данной группой поддержки в целом. При этом следует учитывать, что в рамках отчетности такая информация должна быть профессионально прокомментирована, поскольку анализ представленных в ней качественных и количественных характеристик учреждения культуры требуют от заинтересованного лица точного понимания специфики и условий практической деятельности конкретного учреждения.

Кроме того, представляется необходимым точно разграничивать содержание и объемы информации, предоставляемой, с одной стороны, внешним и, с другой - внутренним стейкхолдерам, так как, помимо объективных различий в направлениях и способах их влияния на характеристики роста учреждения культуры, эти группы поддержки должны быть наделены различным статусом допуска к показателям производственно-хозяйственной деятельности с позиций сохранения коммерческой тайны.

Так, например, если внутренней группой поддержки признан творческий коллектив учреждения культуры (научный персонал музеев, актерский состав театров и другие подобные коллективы), то ему следует регулярно предоставлять полные данные о структуре и объемах продажи услуг и затрат организации в динамике с содержательным анализом связи между уровнем этих показателей и результатами творческой деятельности (например, в соответствие с принятыми формами отчетности перед инвесторами о выполнении бизнес-планов [1]).

В то же время, если рассматривается взаимодействие с такой группой поддержки, как поставщики материально-технических ресурсов (например, музейного оборудования или театрального сценического реквизита и другого подобного оснащения), то объем предоставляемой им информации целесообразно ограничить обобщенными данными о финансовых результатах функционирования учреждения культуры и содержательной оценкой перспектив их изменения, характеризующих платежеспособность данного субъекта хозяйствования.

Принцип реагирования, включенный автором в состав общих принципов отношений учреждения культуры с группами поддержки, состоит в том, что помимо информационного обмена в основу взаимодействия со стейкхолдерами должен быть положен подход, состоящий в приоритетном удовлетворении потребностей включенных в эти группы организаций и предприятий посредством оперативной и максимально возможной реакции на изменение их состояния. Необходимость такой реакции, на наш взгляд, определяется тем, что она создает условия укрепления связей между участниками взаимодействия и ее следует рассматривать как фактор развития стратегического партнерства, обеспечивающего получение равномерно распределенного в долгосрочном периоде социального и экономического эффекта [2]. Отметим в этой связи то, что оперативное реагирование на изменение потребностей организаций как позитивных стейкхолдеров может войти в определенное противоречие с текущими экономическими интересами учреждения культуры, которое,

как обосновано в [3], в подавляющем большинстве случаев разрешается в более или менее приемлемой перспективе путем компенсации дополнительных издержек за счет увеличения дохода. При выборе форм, способов и инструментов реагирования целесообразно учитывать отнесение той или иной группы поддержки к внутренним или внешним стейкхолдерам. При этом в отношении внутренних стейкхолдеров приоритет следует отдавать методам реагирования, основанным на подходах современной теории мотивации с учетом того, что преобладающими потребностями значительной части групп влияния учреждения культуры являются вторичные, связанные, в первую очередь, с самореализацией творческих работников.

Так, например, ухудшение материального положения творческого коллектива учреждения культуры, которое может быть в конкретных случаях обусловлено как объективными, так и субъективным причинами, в качестве ответной реакции руководства предполагает комплексное применение инструментов экономического и внеэкономического стимулирования, причем объемы первого могут быть ограничены в соответствие с расширением объемов второго.

В тех случаях, когда учреждение культуры сталкивается с необходимостью применения принципа реагирования в отношении внешнего позитивного стейкхолдера, то объективно обусловленным представляется применение методов экономического урегулирования отношений. Так, например, в случае ухудшения финансового положения потребителя услуг или поставщика ресурсов в качестве реакции им необходимо предоставить определенные льготы (снижение цен, отсрочки расчетов и другие) и преференции (увеличение сроков и других параметров договоров поставки).

Особое место в системе реагирования учреждения культуры занимают государственные органы, поскольку возможная реакция на изменение их требований проявляется в рамках заданных ограничений юридического характера. В данном случае представляется необходимым рассматривать возможность превентивной реакции посредством защиты экономических интересов учреждения культуры на этапах подготовки соответствующих решений (документов), что позволяет трансформировать их возможное негативное влияние в позитивное и адекватное этой трансформации изменение положения данного стейкхолдера.

Литература

1. Горбунов С.В., Никифоров А.Н., Хавин Д.В. Экономика инвестиционного проекта. Н. Новгород: НГАСУ, 2004.

2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2007.

3. Стратегия и факторы инновационного управления социально-экономическими системами: сб. ст. / под ред. А.Л. Гапоненко. М.: Изд-во РАГС, 2005.

4. http://da-strateg.ru/content/blogcategory/17/64/.

ЕВМЕНОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, ректор, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (fau@gukit.ru).

EVMENOV ALEXANDER DMITRIEVICH - doctor of economics sciences, professor, rector, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

НЕРЕТИН ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ - кандидат политических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (fau@gukit.ru).

NERETIN OLEG PETROVICH - candidate of political sciences, doctoral candidate, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.