Научная статья на тему 'Принципы формирования и критерии принятия стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий'

Принципы формирования и критерии принятия стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / СТРАТЕГИИ / STRATEGY / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / SELECTION CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалова А.Г.

В статье уточнено понятие инновационно ориентированного развития промышленного предприятия, сформированы базовые принципы формирования стратегий и рассмотрены возможные стратегии инновационно ориентированного развития предприятия, предложена совокупность критериев обоснованного выбора стратегии инновационно ориентированного развития конкретного промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles and criteria for the adoptionof strategies of innovation-oriented development of industrial enterprises

The article clarifies the concept of innovation-oriented development in an industrial enterprise, formed the basic principles of the formation of strategies and the possible strategy of innovation-oriented development of the company, the proposed set of criteria informed the choice of strategy innovation-oriented development of specific industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования и критерии принятия стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий»

Принципы формирования и критерии принятия стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий

В статье уточнено понятие инновационно ориентированного развития промышленного предприятия, сформированы базовые принципы формирования стратегий и рассмотрены возможные стратегии инновационно ориентированного развития предприятия, предложена совокупность критериев обоснованного выбора стратегии инновационно ориентированного развития конкретного промышленного предприятия.

Ключевые слова: инновационно ориентированное развитие, промышленные предприятия, стратегии, критерии выбора.

✓—

А. Г. Бадалова,

д. э. н., профессор, зав. кафедрой, факультет экономики и менеджмента, кафедра производственного менеджмента, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»

abadalova@mail.ru

Объективная необходимость осуществления и ускорения темпов инновационного развития российских промышленных предприятий не является на сегодняшний день дискуссионным и не вызывает ни каких сомнений. Тем не менее, успешное инновационное развитие возможно лишь при поэтапном решении данной наиважнейшей для российской экономики проблемы, важнейшим из которых является обоснованное принятие наиболее адекватной для конкретного предприятия стратегии инновационного развития. Для этого, в свою очередь, необходимо определить совокупность возможных стратегий и критерии выбора соответствующей стратегии.

Формирование совокупности возможных стратегий предопределяет необходимость определения соответствующих принципов, но прежде этого следует уточнить понятие инновационного и инновационно ориентированного развития. По мнению автора, инновационное развитие является более жесткой формой и не каждое промышленное предприятие имеет возможность и может в какой-то период времени инновационно развиваться. Поэтому целесообразно использовать более мягкую форму развития, а именно инновационно ориентированное развитие, под которым понимается нацеленный на устойчивое развитие процесс систематического и непрерывного выявления и оценки, создания и накопления, а также эффективного использования инновационного потенциала промышленных предприятий, учитывающий специфику и уровень развития предприятий и способствующий повышению их конкурентоспособности [1].

Формирование возможных стратегий инновационно ориентированного развития предприятий должно

осуществляться в соответствии со следующими базовыми принципами:

согласованность с общепринятыми стратегиями промышленных предприятий; согласованность с существующими стратегиями развития промышленных предприятий; учет возможных типов развития; полнота и взаимосвязь возможных видов стратегий инновационно ориентированного развития; альтернативность стратегий инновационно ориентированного;

учет особенностей развития промышленных предприятий на трех основных видах рынка: рынке товаров и услуг, рынке капиталов и рынке труда [2].

В качестве стратегий промышленных предприятий в рамках проводимых исследований и данной статьи примем наступательную стратегию, стратегию удержания и оборонительную стратегию.

Среди стратегий развития в настоящее время выделяют три вида стратегии: инновационного лидера, имитатора, производителя стандартной, массовой продукции [1]. Однако следует выделить еще одну стратегию — стратегию генератора. Следовательно, будем рассматривать четыре стратегии развития промышленных предприятий, а именно: 1) стратегия генератора предусматривает выработку принципиально новых идей, технологий, моделей и видов продукции, не имеющих аналогов или соответствующих передовым разработкам и/или аналогам в смежных областях. При этом внешняя среда, в частности макро- и мезоуровни, ориентированы на максимальное стимулирование генера-

ю

о с^

сч о сч

СО

<

СО О

ю

о с^

о? о N

оо

<

со

о

ции новации, а также на поддержку, реализацию, трансфер и продвижение новаций, с доведением их до уровня инноваций;

2) реализация стратегии инноватора позволяет выходить на глобальный рынок с предложениями реализованных новаций на различных сегментах и видах рынков. Предприятия инноваторы должны создавать новые знания, существенно повышать свои инновационную активность и технический капитал и, как следствие, конкурировать на российских и мировых рынках. При этом внешняя среда должна быть ориентировано на максимально возможную поддержку инноватора, включая ресурсную, и максимальное способствование трансферу и продвижению инноваций;

3) стратегия имитатора ориентирована на имитацию существующих отечественных и зарубежных инноваций за счет их приобретения в виде патентов или лицензий. При этом они могут достигать максимально возможной для них инновационной активности и уровня технического капитала при эффективном использовании создаваемого инновационного потенциала. Внешняя среда характеризуется отсутствием единой инновационной политики, наличие, зачастую формальное, необходимого набора инструментов ее реализации (налоговые льготы, технопарки, особые экономические зоны и др.), низкий или снижающийся уровень публикационной активности в целом;

4) стратегия консерватора нацелена на производство стандартной массовой продукции. При реализации данной стратегии возможны технологические заимствования, приобретение за рубежом машин и оборудования, связанные с совершенствованием освоенной номенклатуры продукции. Состояние внешней среды характеризуется тем, что она не ориентирована на поддержание и стимулирование развития промышленных предприятий. Третий из указанных выше принципов формирования стратегий инновационно ориентированного развития предусматривает необходимость учета качественной составляющей развития промышленных предприятий, которая в большей степени зависит от возможностей развития предприятия, а именно типа развития: экстенсивного или интенсивного.

Интенсивный тип предусматривает развитие предприятия за счет качественного изменения элементов процесса развития, оказывающих существенное влияние на характеристики производственного процесса и процесса развития. При этом темп развития существенно превышает темп роста всех видов ресурсов, обеспечивающих развитие.

Экстенсивное развитие, напротив, означает развитие за счет количественного роста элементов процесса развития, процесса, не оказывающего существенного влияния на качественные характеристики производственного процесса и самого процесса развития в целом.

Таким образом, при формировании совокупности стратегий инновационно ориентированного развития должны учитываться во взаимосвязи: поведение

предприятия на рынке, степень инновационности развития предприятия и возможный тип его развития.

С учетом сформированных принципов и их интерпретации применительно к развитию промышленных предприятий следует различать девять возможных видов стратегий, формирующих совокупность стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий:

1) интенсивная стратегия генератора;

2) интенсивная стратегия инноватора;

3) интенсивная стратегия имитатора;

4) смешанная стратегия инноватора;

5) смешанная стратегия имитатора;

6) экстенсивная стратегия имитатора;

7) интенсивная стратегия консерватора;

8) смешанная стратегия консерватора;

9) экстенсивная стратегия консерватора. Каждой из указанных стратегий присущи свои

особенности, которые можно отразить и учесть при помощи совокупности следующих параметров: сроки освоения инноваций (Гц); объемы используемых ресурсов Vp (финансовых, трудовых, энергетических, информационных и др.);

уровень интенсивности затрат на технологические инновации (Уиз);

уровень инновационной активности промышленного предприятия (Уиа);

инновационный потенциал промышленного предприятия (ИП);

эффективность использования предприятием инновационного потенциала (Эип); уровень инновационного риска (Уир). Реализация шестого принципа, а именно учет особенностей развития промышленных предприятий на рынке товаров и услуг, рынке капиталов и рынке труда, позволяет определить показателями, отражающие специфику стратегий инновационно ориентированного развития промышленного предприятия на каждом из трех, рассмотренного выше, видов рынка:

• удельный вес инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме производимой продукции, работ и услуг (Уип);

• уровень изобретательской активности работников

(Уиз а);

• рентабельность инвестированного капитала

Сформированную совокупность параметров-показателей следует рассматривать как качественные критерии обоснованного выбора и принятия стратегии наиболее адекватной особенностям функционирования и развития конкретного предприятия.

Следует отметить, что при принятии решения о выборе стратегии данные качественные критерии целесообразно использовать в качестве системы ограничений.

Интегральными критериями при принятии решений о выборе стратегии являются глобальный и локальный критерии. При этом в качестве глобально критерия принят максимальный прирост фундаментальной стоимости промышленного предприятия, а

Характеристика возможных стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий

Стратегии развития предприятия Виды стратегий инновационно ориентированного развития Параметры стратегий инновационно ориентированного развития по видам рынка

рынок товаров рынок труда рынок капиталов

1 2 3 4 5

1. Стратегия генератора 1) интенсивная стратегия генератора AK|)=AKnax max ^р К'р ИП->тах ПШХ А7с ~ А7 max max ПШХ max Эип — Этах тах ^min max Xia — Xnax max Xip-^ ПШХ max

V =YHn ^ип c max max v =уиза ^из а J max max ^OIC~^OICmax min

2. Стратегия инноватора 2) интенсивная стратегия инноватора Уиз^ max Эип=Этах T =ТЦ V = Уиа V ->1ПЯУ 1 mm max ^иа ^max ^ир 111С1Л

у =уип ^ип c max V =уиза ^из a J max ^OIC~^OICmax max

3) смешанная стратегия инноватора AK|)=AKnm max ^p Knm max ИП->тах A7c = A7max Уиз^ min max = 3min max T =ТЦ V = Уиа V -> тот ц J max ^иа ^max ^ир шал

V =УИП ^ип с mm max у =уиза ^из a J max ^OIC~^OICmax

3. Стратегия имитатора 4) интенсивная стратегия имитатора AK|)=AKnax min К» Утт max ИП->тах ATc = АГтах min Уиз^ max 111 | П Эип = 3min 1\Г ^min Xia = Утт Xip111 in max

V =уип . ^ип c max mm V =уиза ^из a J min ^OIC_^OICmin max

5) экстенсивная стратегия имитатора АУф=А^|п ^C ИП-minmin A7c = A7m,n min min эип = Э™п min T =ТЦ V =Уиа ■ V -^min ц J mm ^иа ^mm mm ^ир шш

V =УИП ^ип с mm у =уиза ^из a J min ^OIC~^OICmax

6) смешанная стратегия имитатора AK|)=AKmn min ^p Cn max ИП->ПШ1 min A7c = A7minmin Уиз^ min min Эип 0 т = тц У ->0 У ->0 ц J mm mm ^иа ^ир

V =уип . • пи • mm mm у =уиза ^из a J mm ^OIC~^OICmin

4. Стратегия консерватора 7) интенсивная стратегия консерватора ДУф^О Fp-*max ИП^О ДГс-0 Уиз-0 Эип=0 уиа=о Уир= 0

У„п-о У =0 ^OIC-^OICmin min

8) экстенсивная стратегия консерватора АУф =0 Vv~> max max И П — отсутствует АТс =0 Уиз — отсутствует Эип — отрицательная Гц= 0 Уиа - отсутствует Уир = 0

Уип=0 Ушз а — отсутствует Rqic—отрицательная

9) смешанная стратегия консерватора АУф=0 Vp-> max И П — отсутствует дгс=о У^-О эип=о Гц= 0 Уш - отсутствует Уир= 0

Уип-0 У =0 ^OIC-0

локальным критерием является максимальное увеличение стоимости технического капитала. Сущность, расчет и трактовка указанных интегральных критериев подробно представлены в работах [2, 6, 7].

Таким образом, критериями выбора и принятия стратегии инновационно ориентированного развития промышленного предприятия являются: 1) интегральные критерии:

• глобальный интегральный критерий — максимально возможный рост фундаментальной стоимости предприятия

А Уф -- max;

• локальный интегральный критерий — максимально возможный прирост стоимости технического капитала

АТс — max;

2) качественные критерии:

• сроки освоения инноваций Тц;

• объемы используемых ресурсов Ур;

• уровень интенсивности затрат на технологические инновации Уиз;

• уровень инновационной активности Уиа;

• инновационный потенциал ИП;

ю о

(N

CN О N

00

J <

CQ О

• эффективность использования инновационного потенциала Эип;

уровень инновационного риска Уир. При этом выбор стратегии инновационно ориентированного развития конкретного промышленного предприятия из сформированной совокупности возможных стратегий осуществляется по двум однонаправленным критериям интегральным критериям с учетом устанавливаемых специалистами предприятия допустимых/приемлемых значений качественных критериев.

Определение, особенности применения и формулы расчета указанных качественных критериев представлены в работах [1, 3-5, 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика сформированной совокупности стратегий инновационно ориентированного развития промышленных предприятий по установленным параметрам представлена в таблице.

Таким образом, следует отметить, что сформированные принципы позволили определить возможные стратегии инновационно ориентированного развития промышленных предприятий, учет которых, в свою очередь, позволил установить совокупность стратегий для их оценки и обоснованного выбора. Предложенные интегральные и качественные критерии с учетом особенностей и целей развития, а также учета ресурсных возможностей конкретного промышленного предприятия позволяют менеджменту обоснованно выбирать и принимать наиболее адекватную и эффективную стратегию инновационно ориентированного развития отдельного промышленного предприятия из множества возможных стратегий.

Список использованных источников

1. Бадалова А. Г., Шебаров А. И. Методология организации управления инновационно ориентированным развитием промышленных предприятий/А. Г. Бадалова, А. И. Шебаров// Монография. - М.: ЯНУС-К, 2010. - 228 с.

2. Бадалова А. Г., Еленева Ю. Я., Шебаров А. И. Инновационное развитие промышленного производства: методология организа-

ции управления/А. Г. Бадалова, Ю. Я. Еленева, А. И. Шебаров// Вестник МГТУ «Станкин». - М.: 2010. - № 4 (12). - С. 158162.

3. Бадалова А. Г., Волочиенко В. А. Основные аспекты применения методов распознавания при управлении рисками производственных систем/А. Г. Бадалова, В. А. Волочиенко//Вестник МГТУ «Станкин». - М.: 2014. - № 4 (31). - С. 220-224.

4. Бадалова А. Г., Коробко М. О. Концептуальная модель управления репутационным риском промышленного предприятия/

A. Г. Бадалова, М. О. Коробко//Вестник МГТУ «Станкин». -М.: 2013. - № 4 (27). - С. 115-118.

5. Бадалова А. Г., Рыгин В. Е. Управление риском банкротства предприятий металлургической промышленности/А. Г. Бадалова, В. Е. Рыгин//Вестник МГТУ «Станкин». - № 4 (27).

- 2013. - С. 119-123.

6. Еленева Ю. Я., Карпов С. А., Лукашевич Е. В. Управление финансированием инновационного развития промышленных предприятий: концептуальная модель/Ю. Я. Еленева, С. А. Карпов, Е. В. Лукашевич//Вестник МГТУ «Станкин». - № 1 (19). - 2012. - С. 128-133.

7. Еленева Ю. Я., Олейник А. В., Андреев В. Н. Технологический капитал: критерий инновационного развития и объект трансфера в современной экономике/Ю. Я. Еленева, А. В. Олейник,

B. Н. Андреев//Вестник МГТУ «Станкин». - № 4 (27). - 2013.

- С. 117-122.

8. Бадалова А. Г., Пановский В. Н. Управление рисками при реализации проектов технического перевооружения промышленных предприятий/А. Г. Бадалова, В. Н. Пановский//Вестник МГТУ «Станкин». - № 1 (32). - 2015. - С. 117-125.

The principles and criteria for the adoption of strategies of innovation-oriented development of industrial enterprises A. G. Badalovа, doctor of economic sciences, professor, head of the department, faculty of economics and management, chair of production management, FGBOU VPO MGTU «STANKIN».

The article clarifies the concept of innovation-oriented development in an industrial enterprise, formed the basic principles of the formation of strategies and the possible strategy of innovation-oriented development of the company, the proposed set of criteria informed the choice of strategy innovation-oriented development of specific industrial enterprises.

Keywords: innovation-oriented development, industrial enterprises, strategy, selection criteria.

ю

CD OJ

N

о N

CO

J

<

00 О X X

Лаборатория технологий обработки концентрированными потоками энергии центра коллективного пользования МГТУ «СТАНКИН»

Главная цель создания лаборатории — формирование конкурентоспособной научно-образовательной площадки, осуществляющей фундаментальные и прикладные исследования в области технологий обработки концентрированными потоками энергии. Основной деятельностью лаборатории является изготовление опытных образцов и разработка технологий на станках электроэрозионной группы и лазерном обрабатывающем центре (резка, сварка, наплавка и поверхностное упрочнение), а также научно-техническое обеспечение учебного процесса и программ переподготовки кадров для российских машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.