Научная статья на тему 'Принципы единства, взаимодействия, разграничения компетенции и целостности системы местного управления и самоуправления: политолого-методологический анализ'

Принципы единства, взаимодействия, разграничения компетенции и целостности системы местного управления и самоуправления: политолого-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
308
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / МЕСТНЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ И САМОУПРАВЛЕНИИ / LOCAL MANAGEMENT / SELF-MANAGEMENT / EXECUTIVE AND EFFICIENT ORGAN / LOCAL COUNCIL DEPUTY / LEGISLATION ABOUT LOCAL MANAGEMENT AND SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарбуз А. А.

Актуальность исследуемой темы заключается, во-первых, в необходимости политолого-методологического анализа принципов единства, взаимодействия, разграничения компетенции и целостности в деятельности органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь, во-вторых, в осознании того, что в Республике Беларусь начались процессы повсеместного утверждения местного управления и самоуправления как одного из важнейших институтов и составляющих элементов эффективной формы политической самоорганизации местных сообществ. Цель исследования состоит в изучении и политолого-методологическом анализе указанных принципов в деятельности органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства Республики Беларусь, в практической деятельности местных Советов депутатов и исполнительных комитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы единства, взаимодействия, разграничения компетенции и целостности системы местного управления и самоуправления: политолого-методологический анализ»

Гарбуз А.А.

Магистрант, кафедра идеологии и политических наук, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

ПРИНЦИПЫ ЕДИНСТВА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ И ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОЛИТОЛОГО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

Актуальность исследуемой темы заключается, во-первых, в необходимости политолого-методологического анализа принципов единства, взаимодействия, разграничения компетенции и целостности в деятельности органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь, во-вторых, в осознании того, что в Республике Беларусь начались процессы повсеместного утверждения местного управления и самоуправления как одного из важнейших институтов и составляющих элементов эффективной формы политической самоорганизации местных сообществ.

Цель исследования состоит в изучении и политолого-методологическом анализе указанных принципов в деятельности органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь. Результаты исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства Республики Беларусь, в практической деятельности местных Советов депутатов и исполнительных комитетов.

Ключевые слова: местное управление, местное самоуправление, исполнительный и распорядительный орган, местный Совет депутатов, законодательство о местном управлении и самоуправлении.

Key words: local management, self-management, executive and efficient organ, local council deputy, legislation about local management and self-management

Формирование демократической государственности, достижение гармоничного взаимодействия государства и народовластия, обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь предопределяют потребность в переосмыслении целого блока проблем в сфере местного управления и самоуправления.

Принципы местного управления и самоуправления - это обусловленные природой местного управления и самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы отличаются стабильностью, но вместе с тем они и динамичны в зависимости от организационно-политических и социально-экономических условий. В принципах местного управления и самоуправления раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления управленческого воздействия субъекта на объект местного самоуправления.

Основные принципы местного управления и самоуправления закреплены в статье 3 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Сравнивая указанные принципы с принципами, закрепленными в Европейской Хартии, можно отметить, что в ней отсутствуют положения о гласности и подотчетности органов местной власти населению, что, на наш взгляд, является одним из ее недостатков. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что принципы организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, имея национальные особенности и отдельные недостатки, в целом соответствуют международным требованиям, закрепленным в Европейской Хартии местного

самоуправления.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Согласно Закону Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация - на территории района в городе. Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления [1].

Представительные органы - Советы депутатов являются основным звеном системы местного самоуправления. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и выражают волю всего населения территориального образования, придавая ей общеобязательный характер и осуществляя таким образом местную властью.

Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов. Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.

Компетенция органов местной власти - это совокупность обязательств, отнесенная законодательством к ведению органов местного управления и самоуправления. Обычно компетенцию определяют так, чтобы для каждого уровня (село, район, область) были даны непересекающиеся обязательства, то есть четко выделены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции либо государства, либо местного управления, либо местного самоуправления. «Сегодня многие актуальные вопросы местного характера могут решаться более оперативно, однако на практике республиканские органы государственного управления вынуждены оказывать постоянную помощь местным органам власти в их решении. Назрела необходимость, с одной стороны, более четко определить полномочия и ответственность местных органов власти за осуществляемую ими деятельность, с другой - повысить влияние органов местного самоуправления на процессы принятия решений на конкретной территории» [2, с.5].

Разграничивая компетенцию между различными звеньями местного управления и самоуправления, выделяя вопросы местного и общегосударственного значения, важно исходить из:

- «учета мобильности правомочий. В период становления местного самоуправления важно находить наиболее оптимальный вариант разграничения полномочий между различными уровнями управления и самоуправления, и в этой связи целесообразно

периодически перераспределять полномочия между ними;

- относительности критерия распределения функций на местные и общегосударственные задачи и функции. Невозможно подчас определить границы и содержание общегосударственных задач и функций. Более того, даже в пределах той или иной функции отдельные задачи могут решаться на уровне района, города либо области» [3, с.14].

Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных. Исполнительный комитет не вправе вмешиваться в компетенцию соответствующего Совета, а Совет - в компетенцию исполнительного комитета, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.

Как показывает опыт многих европейских государств, «рациональное распределение полномочий между государственной властью и самоуправленческой властью, а также ответственности на местах между органами местного управления и общественного самоуправления позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие этих структур, основанное на свободном волеизъявлении граждан и защите ими своих социальных и экономических интересов в рамках закона» [4, с.8].

Согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» «Советы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении;

утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы» [1, ст.17] и другие.

На наш взгляд, целесообразно пересмотреть расширение полномочий органов местного управления и самоуправления в формировании доходной и расходной частей местных бюджетов. Таким образом, создаваемая система финансовых ресурсов, с одной стороны, должна предоставить местным органам самоуправления больше полномочий в плане их финансовой самостоятельности, а с другой, ограничить финансовые обязательства государства по отношению к ним.

В Республике Беларусь сложились различные формы общественного самоуправления. Они проявляются в деятельности трудовых коллективов, профсоюзных, молодежных, ветеранских, женских и иных общественных организаций, а также среди населения по месту жительства. Институты местного самоуправления в Республике Беларусь формировались на протяжении многих лет. Однако в настоящее время они получили новый импульс в своем развитии. Задача состоит в том, «чтобы сохранить преемственность и обеспечить инновационный подход в формировании и становлении новых форм самоуправления на различных уровнях» [2, с.146-147].

Посредством участия в различных формах самоуправления у граждан формируется чувство сопричастности и ответственности за развитие не только отдельных территорий, но и страны в целом. «Институты самоуправления только тогда могут быть эффективными, когда они получают реальную поддержку от местных органов власти. Очевидно, что не только служащие органов местного управления, но и депутаты местных Советов призваны оказывать конкретную помощь населению в организации самоуправления как важного элемента гражданского общества и демократического государства» [2, с.150].

Важным элементом системы самоуправления являются органы территориального

общественного самоуправления. Потенциал этих формирований не задействован в полной мере. Такое положение сложилось во многом из-за «отсутствия ясного понимания их политико-правового статуса. При этом общественное самоуправление нельзя рассматривать как институт, место которому исключительно вне власти. Здесь на первый план выдвигается организационный фактор - широкое участие граждан, разнообразие форм» [4, с.146].

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «местное самоуправление осуществляется также через местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.» [1, ст.1].

Исходя из изложенного принципы местного управления и самоуправления можно рассматривать как элемент объективной сущности явления или как субъективное отношение различных субъектов к организации своего поведения для достижения определенных результатов. Не отрицая возможности анализа принципов местного управления и самоуправления как элемента сущности местного управления и самоуправления, очевидно, что современные принципы местного управления и самоуправления - это определенные идеи, которые выдвигаются (формулируются) политическими субъектами и получают свое нормативное правовое закрепление. Современные принципы местного управления и самоуправления - это отражение политического выбора определенной модели развития местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

За достаточно короткий исторический период независимого развития белорусской государственности и становления гражданского общества, начиная с 1991 года, произошли значительные изменения в концептуальных подходах к модели организации местного управления и самоуправления. Фактически сформировалась дееспособная модель местного управления и самоуправления. Соответственно, произошли изменения в системе принципов местного управления и самоуправления.

Принципы государственного управления первичны по отношению к принципам местного управления и самоуправления. Принципы государственного управления охватывают своим действием и государственное и местное управление жизнедеятельностью местных образований.

Вопросы местного значения всегда были и будут объектом управления для органов государственной власти. Государство не может снять с себя ответственность за решение вопросов местного значения.

Принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь не представляют собой застывшую догму, и они достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного управления и самоуправления в следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного управления и самоуправления и универсализацию принципов местного управления и самоуправления на базе международно-правовых актов.

Литература

1. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. 2 В.К. Сидорчук - Организация местного самоуправления // В.К. Сидорчук. - Минск: Амалфея, 2002. - 272 с.

3 В.В. Осмоловский - Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: учеб. пособие / В.В. Осмоловский. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 1999. - 98 с.

4 В.Н. Кивель - Местное самоуправление в Беларуси / В.Н. Кивель [и др.]: под научн. ред. И.П. Сидорчук. - Минск: Тонпик, 2007. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.