Научная статья на тему 'Нормотворческий потенциал органов местного управления и самоуправления как механизм устойчивого регионального развития в Республике Беларусь'

Нормотворческий потенциал органов местного управления и самоуправления как механизм устойчивого регионального развития в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая система / адаптация / местное управление / самоуправление / нормотворчество / децентрализация / модернизация / трансформация функций / политические преимущества. / political system / adaptation / local governance / self-government / rule-making / de- centralization / modernization / transformation of functions / political advantages.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ф. И. Храмцова

Исследуется актуальная тема нормотворческого потенциала органов местного управления и самоуправления как института политической системы. Раскрыта сущность, структура, содержание законодательного потенциала местного управления и самоуправления. Изложена научная методология инновационной политической модернизации в Республике Беларусь. Сформулированы индикаторы представительной демократии как субъекта международного права. Раскрыты политические преимущества местных органов управления и самоуправления в совершенствовании политического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE POTENTIAL OF LOCAL GOVERNMENT AND SELF-GOVERNMENT AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT IN BELARUS

The article deals with the topical issue of the normative potential of local government and self-government as an institution of the political system. The essence, structure and content of the legislative potential of local government and self-government are revealed. The scientific methodology of innovative political modernization in the Republic of Belarus is presented. Indicators of representative democracy as a subject of international law are formulated. The political advantages of local governments and self-government in improving political governance are revealed.

Текст научной работы на тему «Нормотворческий потенциал органов местного управления и самоуправления как механизм устойчивого регионального развития в Республике Беларусь»

НОРМОТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова, д-р полит. наук, профессор

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

(Беларусь, г. Минск)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n527

Аннотация. Исследуется актуальная тема нормотворческого потенциала органов местного управления и самоуправления как института политической системы. Раскрыта сущность, структура, содержание законодательного потенциала местного управления и самоуправления. Изложена научная методология инновационной политической модернизации в Республике Беларусь. Сформулированы индикаторы представительной демократии как субъекта международного права. Раскрыты политические преимущества местных органов управления и самоуправления в совершенствовании политического управления.

Ключевые слова: политическая система, адаптация, местное управление, самоуправление, нормотворчество, децентрализация, модернизация, трансформация функций, политические преимущества.

Нормотворческая деятельность, как законодательный потенциал органов местного управления и самоуправления, в виде способности органов власти влиять на региональное, местное развитие посредством подзаконных актов, иных мер нормативного правового характера, - в теории государственного управления рассматривается как институциональный механизм устойчивого развития государств, регионов, местных сообществ. Нормотворчество органов местного управления и самоуправления в новейшей истории есть ключевая категория системы государственного управления; научно-методологический принцип диалектики децентрализации и партисипативности (Авторская трактовка «децентрализации» политического управления (Ф.И. Храмцова). Децентрализация трактуется как методологическая триада:

1) локальная передача некоторой части административной свободы действий на места, от центральных органов власти -органам местного управления и самоуправления;

2)делегирование прав, обязанностей в принятии решений местным органам, с правом центральных органов власти отменять решения, не соответствующие действующему законодательству;

3) децентрализация на уровне политического решения как передача местным органам компетенции без права отмены и вмешательства вышестоящих органов власти, посредством обновления механизма взаимодействия институтов власти), как идейного базиса и духа Европейской хартии местного самоуправления (вступила в силу 1 сентября 1985 года).

В условиях перманентности динамических перемен, технологических скачков, темпа информатизации происходит адаптация политических систем к вызовам, в управлении обществами с целью сохранения стабильности, политической преемственности структур власти. Как показывает современная практика, государства демократического типа осуществляют целенаправленные перемещения решений, убеждений и некоей части власти как компетенции местного управления и самоуправления посредством институциональных изменений на всех уровнях политической системы.

В условиях усиления глобализации информационных ресурсов и в целях устойчивого развития мирового сообщества, государств и регионов актуальна политическая модернизация механизма взаимодействия государства и местного управления

и самоуправления с учетом особенностей политической системы, менталитета общества и традиций. Это ключевой фактор экономического роста, социальной справедливости, качества жизни регионов как структурного базиса конкурентоспособности страны.

Исходя из этого, в структурном отношении к политической системе, местное управление и самоуправление - базовый, исторически сложившийся, уникальный демократический институт политической организации, специфика которого в государственно-общественной форме легитимной региональной власти, призванной обеспечить качество управления жизнедеятельностью местного сообщества посредством реализации политической триады функций:

1) артикуляция и агрегация частных интересов граждан, сообществ, социальных групп в виде управленческих решений в повышении мотивации экономической активности и социального благополучия на территориях;

2) партиципация граждан в участии управлением государственными и общественными делами, преодолении абсентеизма к интересам государства и гражданского общества, поддержании единства, социальной и политической активности населения;

3) мобилизация социальной, трудовой и нравственной энергии граждан посредством социального партнерства местного управления и самоуправления с институтами гражданского общества на решение задач устойчивого развития.

Интерпретируя платоновские постулаты теории государства в развитие указанных положений, отметим институциональные аспекты государственно-общественного управления, диалектики демократии, т.е. закона и власти: закон как правовая норма общественных отношений существует для всеобщего блага и для единения государства [1, с. 307]. Авторитетный политолог Т. Жиро раскрывает институциональный фактор демократии в его современном значении. Автор подчеркивает, что это «не стабильное состояние, но динамический процесс нивелирования индивидуальных

точек зрения и осуществления процедур (правил) на уровне функционирования политических институтов» [1, с. 53]. Интерес в русле институционализма в социально-политическом управлении представляет классификация критериев демократии (по Терри Л. Карлу, Филиппу К. Шмиттеру), которая, по мнению Т. Жиро актуальна и для регионального измерения органов местного управления и самоуправления.

Среди индикаторов предложены актуальные признаки представительной демократии как субъекта права: уровень общественного взаимопонимания (социальное партнерство); политическая партиципация; доступность государственных должностей (вертикальная и горизонтальная мобильность); политическая ответственность; принцип большинства; степень суверенности парламента (выборного органа); объем власти партий; уровень плюрализма; уровень пространственного распределения власти; сила президентской власти; равновесие исполнительной и законодательной власти [1, с. 55].

До настоящего времени Республика Беларусь еще не присоединилась к декларации Европейской хартии местного самоуправления. Вместе с тем, сегодня совершенствуется национальное законодательство, осуществляется его гармонизация в контексте хартии, с учетом национальных интересов, традиций народа, особенностей и потенциала регионов. Активно ведется консультативно-экспертная работа представителей Европейского союза по взаимодействию с местным самоуправлением - при Совете Республики и в регионах страны. Как отметил Председатель Совета Республики Национального собрания М.В. Мясникович, если смотреть объективно, у нас еще много нерешенных задач, среди которых «создание ассоциаций местных Советов депутатов в областях - это перспективное направление развития института местного самоуправления. Свидетельство тому - опыт работы Гродненской и Могилевской областных ассоциаций местных Советов депутатов» [2]. Такая подход в оценке значимости проблемы подтверждает политическую, научную, практическую значимость институционального

дискурса устойчивого развития регионов в Республике Беларусь, предпринятого в рамках всей работы и данного раздела.

Актуальность вопроса эффективности нормотворчества как инструмента институциональных трансформаций экономического развития обусловливает рассмотрение исходного понятия «нормотворчество». Итак, дефиниция нормотворческая деятельность в юридической отрасли науки означает научную и организационную деятельность по подготовке, экспертизе, изменению и дополнению, принятию (изданию) либо отмене нормативных правовых актов [3]. В структурно-функциональном отношении нормотвор-ческую деятельность следует понимать как совокупность последовательных, взаимосвязанных стадий, образующих «нормо-творческий процесс». Стадиями нормо-творческого процесса являются этапы:

1) планирования нормотворческой деятельности;

2) нормотворческой инициативы;

3) подготовки проекта нормативного правового акта;

4) принятия (издания) нормативного правового акта;

5) включения нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликования нормативного правового акта.

Как отмечают эксперты О.С. Носкова, И.П. Сидорчук, авторы проекта «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси» ЕС, местное управление и самоуправление обладает рядом характерных преимуществ, в стимулировании местного устойчивого развития, по сравнению с другими государственными, частными, общественными субъектами на местном уровне. Эти преимущества являются общепризнанными [4] в их структуре выделяются легитимность субъектов местного управления, законодательный потенциал в форме нормотворчества; инструменты и средства удовлетворения потребностей населения. Конкретизируем, политические преимущества местных органов управления и самоуправления включают элементы, а именно:

- полномочия по укреплению экономического и социального благосостояния местного сообщества;

- политическая легитимность в координации и интеграции деятельности многочисленных субъектов на местном уровне;

- нормотворческий потенциал и способность влиять на местное развитие посредством подзаконных актов и других законодательных мер;

- потенциальная способность наилучшим образом удовлетворять потребности населения, возникающие на местах [4].

Такой подход к исследованию требует методологической опоры на закономерности общей теории государственного и регионального управления. Все это позволит, как определить конституционные основы нормотворческой деятельности органов местного управления и самоуправления как легитимного субъекта, на данной административной территории в пределах компетенции, так и разработать приоритеты совершенствования институционального механизма устойчивого регионального развития в Республике Беларусь.

Как отмечают авторы В.Н. Кивель, Ю.В. Криворотько, Д.В. Сокол,

В.К. Сидорчук, В.С. Фатеев, В.Е. Чиркин, в условиях глобализации и социально-политических трансформаций значительно возросла роль местного управления и самоуправления как демократического фактора устойчивого социально-экономического развития регионов и национальных государств. Разделяя позицию авторов в трактовке основных закономерностей государственного и регионального управления, - раскроем институциональные аспекты этой темы.

Во-первых, местное управление и самоуправление как форма народовластия и основа конституционного строя демократического государства - обладает нормо-творческим потенциалом участия широких слоев граждан, требующим своей реализации в процессах принятия решений в интересах местного сообщества, общества в целом и государства, с учетом специфики территориальных дифференциаций. Это является основой для наращивания конкурентных преимуществ регионов в услови-

ях трендов интеграционных экономических образований как внутри государства, между отдельными странами, так в формате транснациональных систем.

Во-вторых, местное управление и самоуправление как сингулярный вид социального управления и конституционно-правовой механизм перевода социальной энергии граждан региона на повышение конкурентоспособности - является институтом регулирования целей, прогнозных показателей реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь - 2030; планируемой Национальной стратегии устойчивого развития - 2035. Инструменты такого регулирования включают методы прямой и обратной связи, рационального распределения и перераспределения властных полномочий на законодательном уровне, при условии инициации Президентом Республики Беларусь между субъектами власти: институтом государственной власти, органами местного управления и самоуправления, как научной триады эффективного государст-

В-третьих, институты местного управления и самоуправления имеют разную политико-правовую природу и, как следствие, разный политический статус на закрепленной административной территории. Местное управление - это территориальный орган государственной власти, руководитель этого органа назначается и контролируется центральными органами легитимной власти в целях обязательной реализации государственной политики на местах. Тогда как местное самоуправление как форма представительной демократии призвана представлять и защищать жизненные интересы граждан на местном уровне через депутатов местных Советов посредством свободного волеизъявления. Принципами деятельности органов местного управления и самоуправления являются принципы гражданской активной демократии: верховенства закона, самостоятельности, автономности (независимости в пределах компетенции), гласности, публичности, ответственности, социального партнерства, другие.

венного управления.

Библиографический список

1. Жиро, Т. Политология / Пер. с польск. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. -428 с.

2. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/december/31712/

3. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №7, 2/136).

4. Методологические и практические подходы к планированию регионального развития в Республике Беларусь: проект ЕС «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси» ЕОТ1/2013/304-759 / О.С. Носкова, И.П. Сидорчук. - Минск: Колорград, 2016. -120 с.

- ПомитомогиR -

NORMATIVE POTENTIAL OF LOCAL GOVERNMENT AND SELF-GOVERNMENT AS A MECHANISM OF SUSTAINABLE REGIONAL DEVELOPMENT IN BELARUS

F.I. Khramtsova, Doctor of Political Science, Professor

Academy of Management Under the President of the Republic of Belarus

(Belarus, Minsk)

Abstract. The article deals with the topical issue of the normative potential of local government and self-government as an institution of the political system. The essence, structure and content of the legislative potential of local government and self-government are revealed. The scientific methodology of innovative political modernization in the Republic of Belarus is presented. Indicators of representative democracy as a subject of international law are formulated. The political advantages of local governments and self-government in improving political governance are revealed.

Keywords: political system, adaptation, local governance, self-government, rule-making, decentralization, modernization, transformation of functions, political advantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.