Научная статья на тему 'Принципы доступной среды в концепции развития туристических городов'

Принципы доступной среды в концепции развития туристических городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1948
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДОСТУПНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСАЛЬНАЯ СРЕДА / ДОСТУПНОСТЬ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ИНВАЛИДЫ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / БРЕНДИНГ ГОРОДА / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / AVAILABLE ENVIRONMENT / UNIVERSAL ENVIRONMENT / AVAILABILITY / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / DISABLED / DESIGN PRINCIPLES / CITY BRANDING / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Теслер Кирилл Игоревич, Стариков Александр Сергеевич, Кузнецов Александр Алексеевич

Рассмотрены вопросы, связанные с формированием доступной среды в туристских дестинациях. Изложены основные принципы доступной среды в стратегии развития туристических городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Теслер Кирилл Игоревич, Стариков Александр Сергеевич, Кузнецов Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF AVAILABLE ENVIRONMENT IN THE CONCEPT OF TOURISTIC CITIES DEVELOPMENT

The authors consider the problems related to available environment formation in the strategy of touristic cities development. One of the means of social and psychological rehabilitation of the disabled is tourism. It should be noted, that touristic cities mostly represent a complicated space structure with a lot of streets and concourses, with touristic objects distributed all over the city. Visiting and transportation in such an environment may cause difficulties. The aim is to form a touristic universal environment. A universal environment is aimed at widening the frames of a design target group and supposes an organization of comfortable city visit, availability of services, simple and recognizable navigation system for all the social groups. The suggested principles may become a guidance not only to the designers. The given material may also be useful for specialists in territorial marketing and touristic management and help to raise a regional economic efficiency.

Текст научной работы на тему «Принципы доступной среды в концепции развития туристических городов»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

УДК 711.4:364.04

К.И. Теслер, А.С. Стариков, А.А. Кузнецов

НИУМГСУ

ПРИНЦИПЫ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

Рассмотрены вопросы, связанные с формированием доступной среды в туристских дестинациях. Изложены основные принципы доступной среды в стратегии развития туристических городов.

Ключевые слова: доступная среда, универсальная среда, доступность, безбарьерная среда, инвалиды, принципы проектирования, брендинг города, туристская дестинация.

В настоящее время в России действуют принятые в 1995 г. федеральные законы, регулирующие вопросы социальной защиты и обеспечения общегражданских прав лиц с ограниченными возможностями — № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» и № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Также в Российской Федерации утверждена государственная программа «Доступная среда» и внесен на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, направленный на создание для инвалидов равных возможностей в реализации общегражданских прав.

В течение последних лет в мире произошел переход от медицинской модели инвалидности к социальной, при которой инвалид рассматривается не как нуждающийся в специальной помощи, а как равноправный и активный участник социальных процессов. Основной предпосылкой этому послужило формирование развитого постиндустриального общества, распространение идей гуманизма, равноправия и, как следствие, стремление создать условия всем социальным группам для участия в общественной жизни [1].

Одним из средств социально-психологической реабилитации инвалидов является туризм. Выделим два аспекта туризма, оказывающих положительное влияние на процесс реабилитации:

возможность участия инвалидов в культурных, спортивных и других мероприятиях дает основания рассматривать туризм как средство приобщения людей с ограниченными возможностями к сетям социального взаимодействия;

смена окружающей обстановки, погружение в благоприятную среду способствует преодолению отрицательной реакции психики (не только у инвалидов).

В соответствии с этими аспектами можно выделить две основные задачи, которые необходимо решить при формировании доступной туристической среды:

1. Сделать туристический продукт доступным для всех потенциальных пользователей. Туристические города — это центры притяжения большого количества людей, в число которых кроме обычных представителей общества входят такие социальные группы, как инвалиды, носители иностранного языка, дети и представители маломобильного населения. Эти группы в разной степени могут испытывать затруднения в передвижении, ориентации в пространстве города, восприятии важной информации и, как следствие, снижение качества пребывания в туристической среде.

Также стоит отметить, что туристические города в большинстве своем представляют сложную пространственную структуру со множеством улиц и мест большого скопления людей, с разбросанными по всей городской ткани объектами туризма. Пребывание и перемещение в такой среде может вызвать затруднение у туриста, как правило, не знакомого с ней [2].

Решение данной задачи ставит целью формирование туристической «универсальной среды». Универсальная среда призвана расширить рамки целевой группы проектирования и предполагает организацию комфортного пребывания в городе, доступа к сервису, простой и узнаваемой системы навигации для всех социальных групп.

Доступная среда туристического города должна соответствовать основным критериям: безопасность; доступность; информативность; комфортность.

2. Создание благоприятных, безопасных и комфортных условий пребывания в туристической среде. Создание атмосферы гостеприимства в значительной степени определяет привлекательность туристических городов [3]. Решение этой задачи лежит не только в плоскости архитектурного проектирования и градостроительства, но в большей степени касается уровня социально-экономического развития города. В качестве показателей оценки развития территорий сегодня в международной практике широко используются показатели, характеризующие качество жизни [4]. Для туристических городов эти показатели должны быть дополнены индикаторами, характеризующими территорию как место посещения (информированность, культура обслуживания, атмосфера, владение резидентами иностранными языками и т.д.) [5]. Отметим, что это напрямую связано с ролью в индустрии гостеприимства и уровнем развития местного сообщества [6].

В аспекте архитектурного проектирования решение данной задачи сводится к достижению высоких эстетических свойств места, созданию благоприятного психологического фона средствами архитектурно-художественной выразительности [7]. Здесь необходим комплексный профессиональный подход к проектированию среды, охватывающий все направления архитектурного проектирования (интерьер, архитектурное проектирование, ландшафтная архитектура, градостроительство).

Нужно отметить, что, используя принципы универсальной среды при проектировании объектов туризма, архитекторы прежде всего создают пространство для людей с целым рядом характеристик. Инвалидность — одна из них. Среда, созданная для инвалидов, дает преимущества другим группам людей. Таким примером универсальной среды является автоматическая дверь перед входом в здание или оборудование входа пандусом. Вход становится доступ-

ным для инвалидов-колясочников, детей, пожилых и обычных людей, у которых чем-то заняты руки [8]. А простая и узнаваемая система навигации способствует ориентации в пространстве инвалидов с нарушениями зрительного и когнитивного восприятия, а также тем, у кого в силу возрастных особенностей происходит снижение этих видов рефлексии. Таким образом применение принципов универсальной среды расширяет рамки целевой группы проектирования и ведет к повышению общих качественных свойств туристического пространства.

Развитие туристического города — сложный и многоплановый процесс, так как сфера туризма затрагивает интересы очень широкого круга участников. Управление этим процессом возможно только при осуществлении стратегического планирования развития города [9]. Для достижения вышеобозначенных целей необходимо рассматривать принципы доступной среды как неотъемлемую часть стратегического планирования города. Сам стратегический план позволит добиться устойчивого социально-экономического развития на основе комплексного использования организационных, психологических и других факторов [10]. А использование принципов универсальной среды в стратегии развития города обеспечит доступность туристического продукта для всех потенциальных пользователей.

На основе проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта развития городов на базе туризма, в соответствии с критерием доступной среды были определены основные принципы доступной среды в концепции развития туристического города.

Принципы доступной среды в концепции развития туристического города:

1. Формирование бренда города и разработка стратегии развития. Города и территории, подобно товарам и компаниям, обладают своими особенностями, которые и являются предпосылками к созданию бренда [11]. Состоятельный и удачный бренд всегда оказывает влияние на социальные, экономические и культурные процессы [12]. Для брендирования мало создать название, логотип и звуковые символы. Должна существовать инфраструктурная цепочка от логистики до продвижения [13]. Для этого формирование бренда туристской дестинации должно стать обязательным элементом стратегии развития города и других муниципальных и региональных программ.

2. Функциональное зонирование города. Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования. Ввиду того, что при планировании города нужно учитывать интересы не только туризма, но и других сфер жизни города, а также местного населения, принцип функционального зонирования является наиболее перспективным способом развития территории туристской дестина-ции [14]. С другой стороны, данный принцип распределяет городские функциональные процессы по зонам и таким образом упрощает задачу организации туристической «универсальной среды».

3. Объемно-планировочная организация городской среды. Задача архитектора состоит в том, как сделать туристическую среду доступной для всех, более гуманной, способствовать консолидации общества, снятию социальных

напряженностей с помощью выразительных архитектурно-художественных и грамотных объемно-планировочных и функциональных решений [15]. Необходимо создать наиболее благоприятные и безопасные условия пребывания в туристическом городе для наибольшего числа людей [16].

Очевидно, что развитие туристической инфраструктуры происходит в исторически сложившейся городской среде, которая функционально не рассчитывалась под нужды инвалидов и не отвечает критериям доступной среды. Таким образом, при проектировании нужно учитывать, что многие объекты морально устарели и требуют существенной реорганизации и ревитализации объемно-планировочных и функциональных решений [17].

В связи с этим можно выделить два аспекта развития и проектирования архитектурной доступной среды:

максимально возможное приспособление уже созданной архитектурной среды туристического города для нужд всех слоев населения, включая людей с ограниченными способностями. Реорганизация и ревитализация;

проектирование новой актуальной, гуманной туристической архитектурной среды, доступной для всех слоев общества [18].

4. Организация дорожно-транспортной структуры. Дорожная сеть — основной вид коммуникации для человека в городе, обеспечивающий доступ к различным функциональным зонам и являющийся связующей структурой городской ткани. Можно выделить два аспекта организации дорожно-транспортной структуры в туристическом городе:

обеспечение максимально комфортных и безопасных условий пребывания и передвижения в городе. Использование при проектировании дорожной сети принципов универсальной среды минимизирует риски возникновения опасных ситуаций и способствует беспрепятственному доступу для всех групп населения. Например, при проектировании дорожных переходов организация пандуса дает возможность инвалидам-колясочникам, велосипедистам и людям с детскими колясками комфортно и беспрепятственно пройти опасный участок пути;

обеспечение удобного и беспрепятственного доступа к необходимым территориям и объектам городской инфраструктуры. Нужно отметить, что задача планирования дорожно-транспортной сети носит противоречивый характер. Дороги обеспечивают связь между функциональными зонами, но одновременно могут стать барьером на пути пешехода из одной зоны в другую. Избежать этой проблемы возможно, применяя принцип дифференциации сети дорог и территории города по виду средств передвижения, что обеспечивает беспрепятственное перемещение и снижает вероятность аварийных ситуаций. Правильная организация дорожной сети также зависит от функционального зонирования города, поэтому они должны разрабатываться в комплексе.

5. Организация системы навигации. Формирование доступной туристической среды не видится возможным без городской системы навигации. Необходимо разработать единую, узнаваемую и простую к восприятию и пониманию систему опознавательных знаков и символов, способствующую ориентации в городской среде всех групп населения и гостей города. Эта система является своего рода «интерфейсом туристического городского пространства».

6. Туристическая инфраструктура и объекты туризма. Туристическая инфраструктура и объекты туризма являются местом, где гости проводят наибольшее количество времени пребывания в городе. Поэтому при принятии архитектурно-планировочных решений должны максимально учитываться критерии доступной среды, чтобы обеспечить наивысшую степень комфорта и безопасности для всех туристов, а также местных жителей. Понятный и логичный сценарий туристических маршрутов, доступ к сервису и всем объектам туристической привлекательности, информативность среды должны быть обеспечены для инвалидов и всех остальных категорий посетителей. Большое значение на качество пребывания в туристической среде оказывает степень вовлеченности резидентов в процессы культуры и туризма, а также уровень подготовки профессиональных кадров в сфере обслуживания [19].

7. Экологизация. Экология места — один из главных критериев привлекательности при выборе места для отдыха. Чистота окружающей среды должна обеспечиваться не только за счет применения зеленых технологий, но в большей степени — благодаря повышению экологического самосознания местного сообщества и популяризации бережного отношения к природе.

Необходимо отметить, что озелененные территории оказывают положительное влияние на тело и душу, а также стимулируют физическую активность как у молодых, так и пожилых людей. Задача обустройства озелененных территорий с точки зрения доступной среды заключается в адекватном учете разнообразных потребностей потенциальных пользователей в соответствии со спецификой поколений и состояния здоровья [20].

Предложенные принципы являются руководством не только для проектировщиков. Материал, изложенный в статье, также может быть полезен специалистам, работающим в сфере территориального маркетинга и туристического менеджмента. Кроме того, использование принципов доступной среды в концепции развития туристской дестинации обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие территории и призвано повысить ее экономическую эффективность.

Библиографический список

1. Теслер К.И. Развитие адаптированных для маломобильных групп населения маршрутов общественного транспорта в исторической части г. Москвы // Интернет-вестник ВолгГАСУ Сер.: Политематическая. 2014. Вып. 4 (35). Ст. 23. Режим доступа: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/23TeslerK.pdf. Дата обращения: 15.03.2015.

2. Ericsson A.B., Hagen S.E., Vaagland J. Local economic impacts of cultural events — methodological and/or measurement problems. The ICCPR 2008. 12 p.

3. Smith M.K. Issues in cultural tourism studies. London, New-York : Routeledge, 2003. 195 p.

4. Garcia B. Cultural policy and urban regeneration in Western European cities: lessons from experience, prospects for the future // Local Economy. 2004. Vol. 19. No. 4. Pp. 312—326.

5. Матецкая М.В. Экономика культуры и вектор институциональных реформ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: Экономика. 2006. Вып. 4. С. 157—162.

6. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Санкт-Петербург: Многомерность культурного пространства : сб. материалов науч.-практ. форума. СПб. : Левша-Санкт-Петербург, 2009. Вып. 2. Режим доступа: http://tourlib.net/ statti_tourism/gordin.htm/. Дата обращения: 02.07.2015.

7. Теслер К.И., Коробейникова А.А. Принципы создания общедоступной среды в больших городах на примере г. Москвы // Сб. докл. конф. по итогам науч.-исслед. работ студ. М. : МГСУ 2011/2012. С. 71—74.

8. Степанов В.К., СтариковА.С. Универсальная среда обитания. Основные принципы // Вестник МГСУ 2012. № 9. С. 39—43.

9. Матецкая М.В. Современные технологии менеджмента в сфере культуры // Актуальные проблемы современного менеджмента в России: перспективы на будущее : материалы науч.-практ. конф., 24—25 декабря 2004. СПб. : СПбФ ГУ-ВШЭ, 2004. С. 111—119.

10. Раздел 1. Концептуальные основы стратегического плана развития города / Стратегический план развития Екатеринбурга до 2020 года // Информационный портал Екатеринбурга. Режим доступа: http://www.ekburg.ru/officially/strategy_plan/strat_text/ perviyrazdel/. Дата обращения: 02.07.2015.

11. О'Конор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург // Институт культурной политики. Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/87.html. Дата обращения: 02.07.2015.

12. Визгалов Д. Брендинг города. М. : Фонд «Институт экономики города», 2011. 160 с.

13. Сметанников М.М. Брендинг городов и регионов // Open : сайт международного фестиваля территориального маркетинга и брендинга. 27.04.2012. Режим доступа: http://festopen.com/branding-gorodov-i-regionov. Дата обращения: 02.07.2015.

14. Leader-Elliott L. Cultural tourism // Flinders University. Режим доступа: http:// ehlt.flinders.edu.au/culturaltourism/faq/index.php. Дата обращения: 02.07.2015.

15. Степанов В.К., Стариков А.С. Предпосылки формирования архитектурной среды для спортсменов инвалидов // Вестник МГСУ 2009. № 4. С. 214—218.

16. Kay J. Welcome to Venice, the theme park // Times Online. Режим доступа: http:// www.guardian.co.uk/world/2006/jun/04/italy.robinmckie. Дата обращения: 02.07.2015.

17. Гордин В.Э., Сущинская М., Яцкевич М. Теоретические и практические подходы к развитию туризма // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века / под ред. А. Брауна, В. Андерсен, В. Гордина. СПб. : Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2001. 124 с.

18. Ashworth G.J. Conservation of the built environment in the Netherlands. The construction of Built heritage: a north European perspective on policies, practices and outcomes. London : Ashgate, 2001. 282 p.

19. Кузнецова Е. Малый бизнес в «индустрии впечатлений» // Асток. Деловая неделя Февраль 2008. № 6 (521). Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/kuzneco-va2.htm. Дата обращения: 02.07.2015.

20. Ulrike Rau. Barrierefrei Bauen Für Die Zukunft. Auflage: Dritte Auflage. Deutschland : Beuth Verlag. 368 S.

Поступила в редакцию в июле 2015 г.

Об авторах: Теслер Кирилл Игоревич — кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры проектирования зданий и градостроительства, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected];

Стариков Александр Сергеевич — аспирант, старший преподаватель кафедры проектирования зданий и градостроительства, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected];

Кузнецов Александр Алексеевич — магистрант кафедры проектирования зданий и градостроительства, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].

Для цитирования: Теслер К.И., Стариков А.С., Кузнецов А.А. Принципы доступной среды в концепции развития туристических городов // Вестник МГСУ 2015. № 9. С. 7—15.

K.I. Tesler, A.S. Starikov, A.A. Kuznetsov

PRINCIPLES OF AVAILABLE ENVIRONMENT IN THE CONCEPT OF TOURISTIC CITIES DEVELOPMENT

The authors consider the problems related to available environment formation in the strategy of touristic cities development.

One of the means of social and psychological rehabilitation of the disabled is tourism. It should be noted, that touristic cities mostly represent a complicated space structure with a lot of streets and concourses, with touristic objects distributed all over the city. Visiting and transportation in such an environment may cause difficulties. The aim is to form a touristic universal environment. A universal environment is aimed at widening the frames of a design target group and supposes an organization of comfortable city visit, availability of services, simple and recognizable navigation system for all the social groups.

The suggested principles may become a guidance not only to the designers. The given material may also be useful for specialists in territorial marketing and touristic management and help to raise a regional economic efficiency.

Key words: available environment, universal environment, availability, barrier-free environment, disabled, design principles, city branding, tourist destination.

References

1. Tesler K.I. Razvitie adaptirovannykh dlya malomobil'nykh grupp naseleniya marshrutov obshchestvennogo transporta v istoricheskoy chasti g. Moskvy [Development of the Routes o Public Transport for People with Limited Mobility in the Historical Part of Moscow]. Internet-vestnik VolgGASU. Seriya: Politematicheskaya [Internet-Vestnik of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Multi-Topic]. 2014, no. 4 (35), article 23. Available at: http://vestnik.vgasu.ru/attachments/23TeslerK.pdf. Date of access: 15.03.2015. (In Russian)

2. Ericsson A.B., Hagen S.E., Vaagland J. Local Economic Impacts of Cultural Events — Methodological and/or Measurement Problems. The ICCPR. 2008, 12 p.

3. Smith M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London, New-York, Routeledge, 2003, 195 p.

4. Garcia B. Cultural Policy and Urban Regeneration in Western European Cities: Lessons from Experience, Prospects for the Future. Local Economy. 2004, vol. 19, no. 4, pp. 312—326. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0269094042000286828.

5. Matetskaya M.V. Ekonomika kul'tury i vektor institutsional'nykh reform [Culture Economy and Vector of Institutional Reforms]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika [Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 5. Economics]. 2006, no. 4, pp. 157—162. (In Russian)

6. Gordin V.E., Matetskaya M.V. Kul'turnyy turizm kak strategiya razvitiya goroda: poisk kompromissov mezhdu interesami mestnogo naseleniya i turistov [Cultural Tourism as a Strategy of City Development: Search for Compromises between the Interests of Local Population

and Tourists]. Sankt-Peterburg: Mnogomernost'kul'turnogo prostranstva : sbornik materialov nauchno-prakticheskogo foruma [Saint Petersburg: Multidimensional of Cultural Space : Collection of the Materials of Scientific and Practical Forum]. Saint Petersburg, Levsha-Sankt-Peterburg Publ., 2009, no. 2. Available at: http://tourlib.net/statti_tourism/gordin.htm/. Date of access: 02.07.2015. (In Russian)

7. Tesler K.I., Korobeynikova A.A. Printsipy sozdaniya obshchedostupnoy sredy v bol'shikh gorodakh na primere g. Moskvy [Principles of Creating Publicly Available Environment in Big Cities on the Example of Moscow]. Sbornik dokladov konferentsii po itogam nauchno-issledovatel'skikh rabot studentov [Collection of Articles of the Conference on the Results of Scientific and Research Works of the Students]. Moscow, MGSU Publ., 2011/2012, pp. 71—74. (In Russian)

8. Stepanov V.K., Starikov A.S. Universal'naya sreda obitaniya. Osnovnye printsipy [Universal Living Environment]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineeing]. 2012, no. 9, pp. 39—43. (In Russian)

9. Matetskaya M.V. Sovremennye tekhnologii menedzhmenta v sfere kul'tury [Modern Management Technologies in Cultural Sphere]. Aktual'nye problemy sovremennogo menedzhmenta v Rossii: perspektivy na budushchee: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 24—25 dekabrya 2004 [Current Problems of Contemporary Management in Russia: Future Prospects : Materials of Science and Practice Conference, December 24—25, 2004]. Saint Petersburg, SPbF GU-VShE Publ., 2004, pp. 111—119. (In Russian)

10. Razdel 1. Kontseptual'nye osnovy strategicheskogo plana razvitiya goroda / Stra-tegicheskiy plan razvitiya Ekaterinburga do 2020 goda [Conceptual Framework of Strategic Plan of City Development]. Informatsionnyy portal Ekaterinburga [Informational Portal of Yekaterinburg]. Availavle at: http://www.ekburg.ru/officially/strategy_plan/strat_text/perviyraz-del/. Date of access: 02.07.2015. (In Russian)

11. O'Konor Dzh. Kul'turnaya politika kak vliyanie: Eksport idei «tvorcheskikh industriy» v Sankt-Peterburg [Cultural Policy as an Influence: Export of an Idea of "Artistic Industry" in Saint Petersburg]. Institut kul'turnoy politiki [Institute of Cultural Policy]. Available at: http:// www.cpolicy.ru/analytics/87.html. Date of access: 02.07.2015. (In Russian)

12. Vizgalov D. Brending goroda [Branding of a City]. Moscow, Fond "Institut ekonomiki goroda" Publ., 2011, 160 p. (In Russian)

13. Smetannikov M.M. Brending gorodov i regionov [Branding of Cities and Regions] Open : sayt mezhdunarodnogo festivalya territorial'nogo marketinga i brendinga [Open a Site of International Festival of Territorial Marketing and Branding]. 27.04.2012. Available at http://festopen.com/branding-gorodov-i-regionov. Date of access: 02.07.2015. (In Russian)

14. Leader-Elliott L. Cultural Tourism. Flinders University. Available at: http://ehlt.flinders. edu.au/culturaltourism/faq/index.php. Date of access: 02.07.2015.

15. Stepanov V.K., Starikov A.S. Predposylki formirovaniya arkhitekturnoy sredy dlya sportsmenov invalidov [Prerequisites of Architectural Environment Formation for Disabled Sportsmen]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2009, no. 4, pp. 214—218. (In Russian)

16. Kay J. Welcome to Venice, the Theme Park. Times Online. Available at: http://www. guardian.co.uk/world/2006/jun/04/italy.robinmckie. Date of access: 02.07.2015.

17. Gordin V.E., Sushchinskaya M., Yatskevich M. Teoreticheskie i prakticheskie pod-khody k razvitiyu turizma [Theoretical and Practical Approaches to Touristic Development]. Kul'turnyy turizm: konvergentsiya kul'tury i turizma na poroge XXI veka [Cultural Tourism: Convergence of Culture and Tourism on the Edge of the 21st Century]. Saint Petersburg, SPbGUEF Publ., 2001, 124 p. (In Russian)

18. Ashworth G.J. Conservation of the Built Environment in the Netherlands. The Construction of Built Heritage: a North European Perspective on Policies, Practices and Outcomes. London, Ashgate, 2001, 282 p.

19. Kuznetsova E. Malyy biznes v «industrii vpechatleniy» [Small Business in the "Industry of Impressions"]. Astok. Delovaya nedelya [Educational Touristic Portal / Astok. Business Week]. February 2008, no. 6 (521). Available at: http://tourlib.net/statti_tourism/kuznecova2. htm. Date of access: 02.07.2015. (In Russian)

20. Ulrike Rau. Barrierefrei Bauen Für Die Zukunft. Auflage: Dritte Auflage. Deutschland, Beuth Verlag, 368 p.

About the authors: Tesler Kirill Igorevich — Candidate of Architecture, Associate Professor, Department of Building Design and Urban Development, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected];

Starikov Aleksandr Sergeevich — postgraduate student, Senior Lecturer, Department of Building Design and Urban Development, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected];

Kuznetsov Aleksandr Alekseevich — Master student, Department of Building Design and Urban Development, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].

For citation: Tesler K.I., Starikov A.S., Kuznetsov A.A. Printsipy dostupnoy sredy v kont-septsii razvitiya turisticheskikh gorodov [Principles of Available Environment in the Concept of Touristic Cities Development]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 9, pp. 7—15. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.