Научная статья на тему 'Принципы дидактической системы подготовки учителей технологии'

Принципы дидактической системы подготовки учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демешко Анна Геннадьевна, Осташев Валерий Васильевич

The article illustrates the model of the educational sphere. This technology is represented as a spectrum of systems and productive approaches interacting according to the laws of spatial temporal hierarchy on the basis of the anthropic principle as well as principles of radical constructivism. The notion of anthropic educational technologies integrally taking into account ontological, epistemological, methodological and axiological foundations of the didactic system for the technology instructors ' training is introduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article illustrates the model of the educational sphere. This technology is represented as a spectrum of systems and productive approaches interacting according to the laws of spatial temporal hierarchy on the basis of the anthropic principle as well as principles of radical constructivism. The notion of anthropic educational technologies integrally taking into account ontological, epistemological, methodological and axiological foundations of the didactic system for the technology instructors ' training is introduced.

Текст научной работы на тему «Принципы дидактической системы подготовки учителей технологии»

Демешко А.Г., Осташев В.В.

ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Если обратится к недалекой истории, то организация подготовки специалистов по направлению технология и предпринимательство в педагогических вузах страны была обусловлена идеей замены образовательной программы ’’Трудовое обучение” на программу “Технология”. Предполагалось, что в результате простого слияния трех основных методических систем - психолого-педагогической, инженерно-экономической, художественно-эстетической возникает новая конвергентная методическая система, комплексно обеспечивающая всю образовательную область “Технология” - как процесс профессиональной подготовки учителя технологии в вузе, так и систему технологического образования в школе. К сожалению, этого не произошло по многим причинам.

В данной работе сделана попытка сформулировать некоторые положения и принципы, способствующие логическому развитию технологического образования.

1. В основе современной системы технологического образования используется подход, называемый редукционистским. Практически всегда он предполагает последовательное движение от частного к целому и, таким образом, всегда ориентирует методы обучения на овладение комплексом готовых знаний, а всю образовательную программу можно рассматривать как институт наследования предыдущего опыта. Полагаем, что модернизацию дидактической системы подготовки учителей технологии следует начинать не с переформулировки ее целей и задач, не с усовершенствования вузовских стандартов и технологий, а с пересмотра онтологических оснований образовательной области технология (ООТ) и профессионально -деятельностной парадигмы.

Концептуальные противоречия, возникающие при разработке дидактической системы подготовки учителей технологии, определяется тем, что согласно системным представлениям ООТ это целый спектр систем и продуктивных подходов, взаимодействующих по законам пространственно - временной иерархии на основе антропного принципа и принципов конструктивистской педагогики. Научным обоснованием антропных образовательных технологий, опирающихся на антропный принцип и принципы радикального конструктивизма, является постулат дополнительности, предполагающий, что сложные системы, находясь в различных ситуациях (стадиях развития), могут проявлять различные системные свойства, в том числе и альтернативные (т.е. несовместимые ни с одной из ситуаций по отдельности), что позволяет увязать понятия конструкции и инструкции в целостную педагогическую систему.

2. Дидактическую систему подготовки учителей технологии в общем виде определим как среду, в которой по разработанной технологии реализуется образовательная программа, имеющая по содержанию необходимые и достаточные основания [1]:

- онтологические - представление об общей технологической картине мира, типах материальных систем, законах функционирования и развития;

- эпистемологические - принятые положения о характере процесса научного познания, соотношении иррационального и рационального, теории и практики;

- логические - адекватность моделей, мера абстрагирования, соответствие понятий и утверждений;

- методологические - принимаемые в рамках ООТ представления о методах открытия и получения знаний, способах доказательства соответствия истине и др.;

- аксиологические - представление о практической значимости ООТ, целях и задачах.

Каждая из этих составляющих представляет определенное интеллектуальное пространство, способное преобразовывать информацию в знания, обладающее свойствами структуры и процесса. Понятие структуры в интеллектуальном пространстве определяется как форма локализации процесса и является определяющим для формирования отношений субъект - субъектного типа. Неклассическая эпистемология, в рамках которой разрабаты-

ваются антропные образовательные технологии, принципиально отрицает дихотомическое разделение субъекта и объекта познания человека и окружающего мира. Важнейшей характеристикой субъект - субъектных отношений является понятие деятельности, представляемой как процесс, ситуационно фиксируемый как структура, благодаря чему может быть получено описание состояния любого субъекта образовательного пространства, определяемого как его компетентность.

Существенным достоинством подобного представления дидактической системы является потенциальная возможность управления.

3. Наша работа ориентирована на создание дидактической системы подготовки учителей технологии на основе антропных образовательных технологий, опирающихся на антропный принцип и принципы педагогического конструктивизма.

Конструктивизм в познании и практике это такой подход, в основе которого лежит представление, что человек в своих процессах восприятия, мышления и деятельности не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его.

Радикальность конструктивизма проявляется, прежде всего, в концептуальном отличии всех форм традиционной эпистемологии, предполагающей соответствие знаний объективной реальности и трансляцию их путем прямой инструкции. Конструктивистская теория понимает познание, как процесс самоорганизации, которое происходит на основе построения действительности каждым отдельным студентом. Сами знания порождаются только им и принадлежат только ему, возникают как результат интеллектуальной деятельности студента, его рефлексии над своим личным опытом.

Глобальное содержание антропного принципа состоит в том, что он фиксирует феноменологическую согласованность двух крайних точек универсума - природы и наблюдающего ее человека, а действие того или иного закона природы связано с возможностью существования самого человека. Следствия антропного принципа являются регулятивными положениями современного естествознания, тем критерием, по которому дается оценка истинности возникающих новых теорий.

Антропная, синергетическая парадигма образования устанавливает взаимосвязь идеального (сознания) и реального (бытия), а сами знания возникают не из содержания явлений природы, которое пытаются познать, а эмпирически существуют в самостоятельном пространстве оперируемых категорий, созданных разумом человека.

В основу антропных образовательных технологий положены фундаментальные идеи [2]:

- признание уникальности каждого человека;

- признание факта постоянного развития каждого человека;

- признание значимости интеллектуальных ценностей в развитии человека;

- каждый человек находится в состоянии свободного выбора, принятия решения, ответственности за результат;

- акцент на будущем и его императивная роль относительно настоящего.

Принципы, заложенные в антропную систему ООТ, могут эффективно работать только

при условии их системной организации.

4. Логическим основанием дидактической системы ООТ являются системные представления, позволяющие определить технологическое образование как целый спектр пространственно-распределенных систем, организованных иерархически:

- по уровню деятельности субъектов образовательного пространства - предметный, познавательный, социокультурный, имеющих фрактальную структуру (1- целеполагание, включающее в себя самоопределение по целям, 2 - проектирование, включающее в себя самоопределение по способам и средствам достижения цели, 3 - осуществление действий, 4

- рефлексия и анализ ситуации). Порядок следования этапов деятельности всегда одинаков, отслеживать процесс и включаться в него можно с любого этапа;

- по потенциальным синергетическим признакам к развитию на каждом уровне - статическая, динамическая, функциональная, идеальная, эволюционная. В качестве элементов

систем высших иерархий всегда выступают системообразующие факторы систем низших ступеней: элементами динамических систем являются переходы, функциональных - процессы, идеальных - результаты действий, эволюционных - цели деятельности;

- по методологическому подходу к освоению образовательного пространства - редукционистская, холистическая, индукционистская.

Основой редукционистской системы является метод от частного к целому. Внутренняя структура, достигаемая этой системой, всегда содержит в себе эмоциональную, эстетическую, информационную, технологическую, прагматическую составляющую, но эффективность редукционистского подхода, используемого на начальной стадии технологического образования, ограничена, поскольку он создает только информационную базу. Информация необходимый элемент базы знаний, но это не само знание, а средство трансляции.

Методологические ограничения представления ООТ холистической системой, где целое всегда больше чем простая сумма составляющих, заключены в самом определении понятие система - она характеризуется как совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как единое целое.

Представление ООТ индукционистской системы предполагает развитие технологического образования, связанное непосредственно с понятиями компетенция и квалификация. Поведение образовательной системы определяется принципами ее включения во внешнюю для нее среду;

- по возможности динамической реализации содержания ООТ и управления - процессная, функциональная, ситуационная.

Данная системная классификация необходимо и достаточно описывает ООТ, хорошо коррелирует с основаниями дидактической системы, перечисленными в п. 2, и укладывается в обобщенную схему решения слабоформализованных задач - сначала составляется общее представление о предметной области, изучаются общие вопросы, затем более конкретные детали.

Онтологическая проблема представления ООТ состоит в том, каким образом множество подсистем, разнесенных по времени, месту и способу реализации, каждая из которых преследует конкретные, иногда противоречивые, цели, использует собственные методики, становится коллективным субъектом деятельности. Не загромождая наше сообщение специальными знаниями физики, философии и психологии, можно сказать, что макрообъектная онтология антропного принципа определяет возможные пути концептуализации сознания совместимые с этой онтологией - это решение в рамках эволюционного и деятельностного подхода, основанное на эволюционной эпистемологии К. Поппера и К. Лоренца, радикальном конструктивизме Э. Глазерсфельда, теории познания Ф. Варелы и У Матураны.

Литература

1. Осташев В.В. Методологические основы непрерывной технологической подготовки // В сб. «Современные технологии в высшем и среднем профессиональном образовании: проблема качества подготовки специали-стов». - Псков: ПГПИ, 2003. - С. 61-64.

2. Дмитриев С.В. Презумпция культуры в антропных технологиях вузовского образования // Педагогические технологии. - 2007. № 4. - С. 12-17.

Demeshko A., Ostashev V. THE PRINCIPLES OF THE DIDACTIC SYSTEM FOR THE TECHNOLOGY INSTRUCTORS’ TRAINING

The article illustrates the model of the educational sphere. This technology is represented as a spectrum of systems and productive approaches interacting according to the laws of spatial

- temporal hierarchy on the basis of the anthropic principle as well as principles of radical constructivism. The notion of anthropic educational technologies integrally taking into account ontological, epistemological, methodological and axiological foundations of the didactic system for the technology instructors ’ training is introduced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.