Научная статья на тему 'Принципы диалога государства и гражданского общества: теоретико-праксеологический аспект'

Принципы диалога государства и гражданского общества: теоретико-праксеологический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
612
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГА / ПУБЛИЧНОСТЬ / РЕСПОНЗИВНОСТЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / DIALOGUE OF STATE AND CIVIL SOCIETY / DIALOGUE PRINCIPLES / PUBLICITY / TRANSPARENCY / INSTITUTIONALIZATION / RESPONSITIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зайцев Александр Владимирович

В статье сформулированы ведущие принципы диалога государства и гражданского общества. Именно эти основополагающие решения должны являться условием институционализации диалога государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of dialogue between state and civil society: theoretical and praxeological aspect

The paper formulates the guiding principles of dialogue between state and civil society. It is these fundamental decisions that should predetermine institutionalization of the dialogue of state and civil society.

Текст научной работы на тему «Принципы диалога государства и гражданского общества: теоретико-праксеологический аспект»

политология

УДК 321.01

зайцев Александр Бладимирович

кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

aleksandr-kostroma@mail.ru

принципы ДИАЛОГА ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИй АСПЕКТ

В статье сформулированы ведущие принципы диалога государства и гражданского общества. Именно эти основополагающие решения должны являться условием институционализации диалога государства и гражданского общества.

Ключевые слова: диалог государства и гражданского общества, принципы диалога, публичность, респонзив-ность, транспарентность, институционализация.

Разработка теории диалога государства и гражданского общества предполагает формулирование принципов этого диалога: он имеет институциональные основания, условия осуществления, ограничения, сдерживающие факторы и желательные последствия, которые должны осуществляться в процессе коммуникации между его субъектами [2-4]. Поэтому под принципами диалога государства и гражданского общества мы будем понимать как формализованные, так и неформальные предписания основополагающего характера, которые определяют и/или должны определять сущность, содержание и порядок коммуникации между этими двумя ведущими акторами публичной политики.

Принципы - это такие основополагающие док-тринальные положения, от которых не должно быть отступлений и которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности. Следование принципам диалога ведет к институциона-лизации практик диалогического взаимодействия государства и гражданского общества.

В самом общем виде основополагающие принципы диалога государства и гражданского общества можно сформулировать следующим образом:

1. Публичность диалога государства и гражданского общества означает, что публичный диалог протекает в публичной сфере и институционализируется в публичной политике. Необходимым условием для реализации этого принципа выступает наличие развитой и институционализированной публичной сферы и диалогических PR-коммуникаций [5-7].

В публичной сфере в формате диалога между государством и гражданским обществом осуществляется дискурсивная легитимация принимаемых властью политических решений. Данный процесс является субстратом публичной политики, которая попросту невозможна без институционализированного публичного диалога между государством и гражданским обществом.

2. Транспарентность диалога означает его прозрачность, понятность и честность. Для диалога государства и гражданского общества, если

он несет в себе обоюдную заинтересованность сторон коммуникации, характерна не только открытость (принцип публичности), но и ориентир на взаимопонимаемость между субъектами дискурса, поиск общих точек соприкосновения и нахождения согласия.

Реализация принципа транспарентности невозможна, если одной из его сторон используются манипуляция, обман, «черный» PR или какие-либо другие технологии и механизмы одностороннего воздействия на партнера по диалогу. Транспарентность как явление социально-политической коммуникации в формате диалога государства и гражданского общества - это такое состояние информированности (наличие полного, достаточного и достоверного знания) о той или иной деятельности (ее объектах или результатах), которое «позволяет любому заинтересованному субъекту иметь полное и адекватное представление о них» [1, с. 7].

Принцип транспарентности, имеющий законодательно установленные ограничения (государственная, коммерческая, семейная тайна и др.), является общеобязательным императивным требованием не только по отношению к органам государственной и муниципальной власти, но и по отношению к организациям и институтам гражданского общества.

Прозрачность власти для общественного наблюдения, ее готовность к восприятию критики не гарантируют условий для возникновения конструктивного диалога государства и гражданского общества. Поэтому необходимо развивать институциональную инфраструктуру диалога государства и гражданского общества, включая законодательные и этические нормы, ограничения и правила, процедуры и регламенты, механизм функционирования обратных связей, контроля и проверки исполнения обещаний и решений.

3. Симметричность диалога. Этот принцип реализуется в дискурсивных ролях и статусах субъектов политической коммуникации.

Монолог - это изначально асимметричная коммуникация, что выражается в неравенстве ролей между адресантом и адресатом, между субъектом

222

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова . м l- № 5, 2014

© Зайцев А.В., 2014

Принципы диалога государства и гражданского общества: теоретико-праксеологический аспект

и объектом монологической интеракции. Диалог может быть как симметричным, так и асимметричным.

В несимметричном диалоге один из участников коммуникации реализует свое статусное (институциональное) преимущество и благодаря этому доминирует в процессе дискурса, имея больше возможностей для репрезентации свой точки зрения или позиции. Симметричный диалог подразумевает примерное равенство между субъектами коммуникации.

Нормативно диалог государства и гражданского общества должен осуществляться на основании принципа симметричности. Но на практике он нередко строится на асимметричной коммуникации при доминировании дискурсивных позиций со стороны акторов - государства, что сближает такой диалог с субъект-объектной монологической моделью коммуникации. Институционализация такой модели диалога противоречит хабермасианской идее автономности публичной сферы, что требует создания условий для институционализации диалога на основе реализации принципа симметричности и равноправия дискурсивного потенциала государства и гражданского общества.

4. Инклюзивность диалога означает возможность равного доступа к диалогу в публичной сфере для всех акторов публичной политики, гражданского общества и государства. Никто не может быть произвольно исключен из диалога. Инклюзивность диалога и учет интересов, мнений, позиций всех акторов публичной деятельности является залогом политической стабильности.

Диалогическая инклюзия, с точки зрения диа-логики гражданского общества, - это процесс коммуникативного включения тех или иных локу-сов социума в публичную политику. Реализация принципа инклюзивности диалога обуславливает диалогическую социализацию отдельных граждан, институтов и организаций гражданского общества в публичной сфере и области публичной политики.

Эксклюзивность диалога, то есть необоснованное ограничение прав каких-либо акторов на участие в диалоге, исключение их из публичного диалога и сферы публичной политики, означает нарушение принципа инклюзивности диалога, являющегося одним из основополагающих принципов диалогики гражданского общества. Инклю-зивность диалога предполагает отсутствие любой дискриминации, в том числе и по отношению к несистемной оппозиции. Инклюзивнось диалога означает, что все без исключения члены общества, при условии репрезентативности, могут стать участниками институционализированного диалога государства и гражданского общества.

5. Репрезентативность диалога заключается в необходимости формулировки четких критериев, позволяющих вести нормативно обусловленную селекцию субъектов и акторов диалога со стороны организаций и институтов гражданского общества.

Принцип репрезентативности налагает определенные ограничения, без которых невозможна инсти-туционализация диалога. Государство не может вступать в диалог с любым желающим подискутировать или просто поговорить.

Институционализация диалога государства и гражданского общества требует учета принципа репрезентативности или субъектности организаций и институтов гражданского общества. В качестве важнейших критериев для отбора репрезентативных участников диалога государства и гражданского общества могут быть использованы следующие, нуждающиеся в нормативном закреплении, критерии:

- длительность существования данной общественной организации или института гражданского общества, претендующего на участие в институционализированном диалоге с органами или структурами государственной власти;

- репутация организации, ее независимость от внешних спонсоров или финансовых доноров (государства, бизнеса, иностранных грантодателей и т.д.);

- прозрачность, подотчетность и публичность деятельности;

- опыт деятельности в сфере публичных коммуникаций, наличие коммуникативных навыков и компетенций;

- количество членов и численность данной структуры гражданского общества или количество граждан, в той или иной степени ее поддерживающих и оказывающих содействие ее функционированию.

6. Конструктивность диалога. Принцип конструктивности диалога государства и гражданского общества заключается в его результативности и эффективности. Диалог может быть полезен, стороны обменялись мнениями, взглядами и позициями, после чего разошлись, не сойдясь во мнениях и не реализовав конструктивный потенциал диалога.

Под конструктивным компонентом институционального диалога государства и гражданского общества понимается эвристическое начало, креативно сближающее позиции сторон и позволяющее им дискурсивно приблизиться к разрешению обсуждаемой проблемы. Конструктивность диалога предполагает не только дискурсивно-комму-никативный аспект диалога, но и его праксеологи-ческую компоненту, выражающуюся в совместных действиях государства и гражданского общества на основе совместно выработанной программы действий и достижения сформулированного результата общими усилиями.

Антиподом конструктивного диалога является деконструктивный диалог, обостряющий дискурсивный разброс мнений, разрушающий взаимопонимание и обостряющий противоречия. Для того чтобы избежать деконструкции, необходимо умело использовать широкий репертуар сформулированных нами кластерных типов диалога, постепенно

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014

223

ПОЛИТОЛОГИЯ

переходя от споров, дискуссий, убеждений к переговорным и совещательным типам диалога государства и гражданского общества.

7. Перманентность диалога. Перманентность институционализированного диалога государства и гражданского общества - это его непрерывность, длительность, постоянство функционирования. Перманентность диалога государства и гражданского общества заключается в том, что в процессе его институционализации диалог постепенно превращается в новый социокоммуникативный институт.

Реализация этого принципа диалога гражданского общества сопряжена с постепенной адаптацией в политической практике ряда нормативных моделей демократии, тесно взаимосвязанных с диалогическим форматом коммуникации государства и гражданского общества. Эти нормативные модели демократии, не заменяя ныне существующую представительную демократию, в значительной степени дополняют и модернизируют ее на основе использования новых информационно-коммуникативных, диалоговых по своей сути, механизмов и технологий.

Перманентность и дальнейшая институцио-нализация диалога государства и гражданского общества объективно обусловлены имплементаци-ей партиципаторной (участия) и делиберативной (совещательной) моделями демократии, электронной демократией и электронным правительством. В этом же ряду следует назвать и вплоть до настоящего времени так и не разработанную в российской политологии диалогическую (дискурсивную) демократию, или демократию диалога, как нередко именуется эта инновационная концепция демократии.

8. Респонзивность диалога является важнейшим фактом процесса институционализации диалога. Респонзивностью, то есть отзывчивостью, в равной мере должны обладать как государство и его органы политического и административного управления, так и организации и институты гражданского общества.

Респонзивность государства заключается в ее способности как институциональной системы отзываться и реагировать на действия и требования со стороны гражданского общества. В том числе и на основе диалога и тесно связанного с ним механизма обратной связи.

Не случайно В.В. Путин в своей программной статье «Демократия и качества государства» заметил следующее: «Мы должны проявлять способность реагировать на запросы общества, которые все более усложняются, а в условиях "информационного века" - приобретают качественно новые черты». И далее: «Демократия... заключается как в... праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, обще-

ственного контроля, коммуникаций и "обратной связи"» [9]. Или, иначе говоря, в рамках институционализированного диалога государства и гражданского общества власть должна соответствовать сформулированному в данном исследовании принципу респонзивности.

Дело в том, что значительное число сигналов, исходящих от определенных слоев общества, не всегда доходит до власти или же достигает ее в сильно искаженном виде. В то же самое время значительное число обратных сигналов от власти к обществу тоже не доходит до адресата или воспринимается с существенными искажениями. Данное обстоятельство связано как со способом артикуляции сигналов, так и с респонзивной способностью отдельных властных структур.

С точки зрения принципа респонзивности, можно сказать, что диалогу эффективному государства и гражданского общества препятствует ряд помех и фильтров, в том числе создаваемых:

а) каналами коммуникации, которые глушат одни сигналы, усиливают другие и искажают третьи;

б) особенностями «приемо-передаточных устройств», используемых властью;

в) особенностями группового сознания и восприятия со стороны определенных структур, организаций и институтов гражданского общества.

Практика показывает, что власть оперативно откликается и реагируют либо на какие-то кризисные явления, либо на конфликтные проявления, угрожающие стабильности социальной или политической системе общества.

Но респонзивностью должна обладать не только власть, но и гражданское общество. В процессе диалога оно должно своевременно реагировать, с одной стороны, на импульсы, исходящие от граждан, а с другой стороны, реагировать на информацию и сигналы, поступающие от государства. Аккумулируя и агрегируя запросы и интересы населения, институты и организации гражданского общества обязаны в процессе диалога с государством и органами государственной власти уметь их продвигать и защищать, добиваясь практической реализации.

Сформулированные нами принципы диалога гражданского общества - это своеобразные нормы и ограничения, призванные регулировать и, тем самым, институционализировать существующие практики и опыт диалогических интеракций государства и гражданского общества в сфере публичной политики [8]. Реализация выше перечисленных принципов диалога гражданского общества является необходимыми и достаточным фактором и условием для институционализации диалога государства и гражданского общества.

В институционализации диалога заинтересованы как государство, так и негосударственные субъекты и акторы публичной политики. Институ-ционализация диалога государства и гражданского

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ль № 5, 2014

К вопросу о воздействии динамики политической власти на социальные процессы..,

общества уменьшает совокупные общественные затраты на регулирование общественно-политических отношений, легитимизирует принимаемые решения, увеличивает степень их общественной поддержки и, на этой основе, формирует лояльность граждан к органам и институтам власти. Институциализация диалога в публичной сфере позволяет улучшить эффективность государственного управления, снизив потенциальные риски развития конфликтных сценариев в политическом процессе современной России, угрожающих политической стабильности и целостности государства.

Библиографический список

1. Гунин Д.И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Екатеринбург, 2008. - 31 с.

2. ЗайцевА.В. Диалогика гражданского общества. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 443 с.

3. Зайцев А.В. Теоретико-методологические основания институционализации диалога государства и гражданского общества // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2012. -№1 (120). - Вып. 21. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика. - С. 231-236.

4. Зайцев А.В. Публичная сфера как поле диалога государства и гражданского общества // Вест-

ник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19. - № 1. -С. 203-206.

5. Зайцев А.В. Диалогическая модель связи с общественностью: М. Кент и М. Тейлор // Современные научные исследования и инновации. - № 7 (27). - Июль 2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2013/07/25725.

6. Зайцев А.В. Диалогическая модель связей с общественностью: возникновение, состояние, перспективы //Ars administrandi. - 2013. - № 3. - С. 5-23.

7. Зайцев А.В. Диалогическая модель связей с общественностью Дж. Грюнига и современность // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2013. -Т. 19. - № 3. - С. 84-88.

8. Зайцев А.В. Диалог в институциональной среде взаимодействия государства и гражданского общества: опыт в ЕС и современная Россия // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. - Т. 18. - № 2. -С.188-191.

9. Путин В.В. Демократия и качества государства // Коммерсант. - 2012. - № 20 (6 февраля). -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 30.08.2014).

УДК 316.33

Нарыкова Светлана Петровна

кандидат юридических наук Краснодарского университета МВД России nikkuban@mail.ru

К вопросу о ВОЗДЕЙСТВИИ ДИНАМИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

В статье рассматривается специфика воздействия политической власти на протекание социальных процессов в обществе и на содержание и направленность политико-управленческой практики субъектов политической власти на различных этапах функционирования общества.

Ключевые слова: методология, власть, государство, политическая власть, политический процесс, интенсификация, социальный институт, социальный контроль.

В рамках функционирования государства существуют, как известно, две основные тенденции, противоречащие друг другу, - воздействие государства на общественные процессы с целью приведения их в соответствие с государственной политикой и изменение государственной политики в соответствии с наличествующими общественными запросами. Для государств, в рамках которых форма осуществления власти приобретает характер диктатуры, характерна незначительная динамика власти на основании внутренних процессов развития общества и - одновременно - высокий уровень воздействия государства на все сферы общественной жизни, вплоть до прямого подавления отдельных тенденций и процессов [4].

Напротив, для демократических государств характерным является высокий уровень политической динамики, связанный с постоянным развитием общественных процессов и изменением направленности их развития. При этом проявляется следующая закономерность: для государств, формой осуществления власти в которых является диктатура, политические изменения носят скачкообразный характер, нередко связанный со сменой руководства государства (часто на уровне государственного переворота или революции). При этом уровень социальной напряженности в таких государствах значительно выше, нежели в демократических, поскольку на уровне решения социальных проблем интенции общества не находят адекватного отклика среди представителей государственной

© Нарыкова С.П., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5. 2014

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.