Научная статья на тему 'Принципы биоэтики и социальная ответственность журналиста в современном медиапространстве'

Принципы биоэтики и социальная ответственность журналиста в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
биоэтика / здравоохранение / СМИ / ценности / мораль / этика / медицина / фармация / bioethics / health care / media / values / morals / ethics / medicine / pharmacy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Михайловна Смирнова, Гульнара Айдаровна Нафикова

В статье рассматриваются биоэтические основы в работе журналиста, освещающего сфе­ ру деятельности медицинских и фармацевтических работников. Рассматриваются проблемы морально-этическо­ го характера и правовые последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of bioethics and social responsibility of the journalist in modern media space

In article bioethical basics in work of the journalist lighting a field of activity of health and pharmaceutical workers are covered. Problems of moral and ethical character with legal consequences are considered.

Текст научной работы на тему «Принципы биоэтики и социальная ответственность журналиста в современном медиапространстве»

Конституционное право. Государственное право. Административное право

УДК 34 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10001

ББК 67.0

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ И СОЦИАЛЬНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Ольга Михайловна СМИРНОВА, старший преподаватель кафедры биомедэтики, медицинского права и истории медицины, кафедры ЮНЕСКО по биоэтике Казанского государственного медицинского университета, кандидат юридических наук E-mail: smirnova.olga-kgmu@yandex.ru

Гульнара Айдаровна НАФИКОВА,

заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и иностранных языков Казанского кооперативного института, ассистент кафедры биомедэтики, медицинского права и истории медицины, кафедры ЮНЕСКО по биоэтике Казанского государственного медицинского университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: pravovoy-status.kzn@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье рассматриваются биоэтические основы в работе журналиста, освещающего сферу деятельности медицинских и фармацевтических работников.

Рассматриваются проблемы морально-этического характера и правовые последствия.

Ключевые слова: биоэтика, здравоохранение, СМИ, ценности, мораль, этика, медицина, фармация.

Annotation. In article bioethical basics in work of the journalist lighting a field of activity of health and pharmaceutical workers are covered.

Problems of moral and ethical character with legal consequences are considered.

Keywords: bioethics, health care, media, values, morals, ethics, medicine, pharmacy.

Биоэтика — сравнительно новый термин, введенный в оборот в 1970 г. биохимиком Ван Ренесслером Поттером, который попытался привлечь внимание к тому факту, что в ходе стремительного научно-технического прогресса не уделяется должного внимания духовным ценностям. Некоторое время этот термин ассоциировался с попытками связать научные факты с нравственными ценностями при обращении к экологическим проблемам. Сегодня он приобрел более широкое значение, охватывающее этику здравоохранения в том числе. Развитие биоэтики было вызвано как злоупотреблениями, имевшими место при проведении медицинских исследований на людях, так и появлением медицинских и фармацевтических технологий, бросивших вызов многим принятым в обществе духовным ценностям.

Поттер считал эту новую дисциплину «мостом» между «фактами» и «ценностями». Он говорил, что в течение второй половины XX в. биологические науки постоянно расширяли сферу своих технологических знаний и технических возможностей, тогда как размышления о ценностях, затрагиваемых этим процессом, продвигались вперед не столь интенсивно. Поттер говорил, что он составил слово «биоэтика», используя два греческих слова: bios (жизнь), представляющие факты жизни и науки о жизни, и uthos (мораль), относящиеся к ценностям и обязанностям.

На протяжении веков и тысячелетий единственной профессией, занимающейся проблемами жизни человека, была медицина. Сегодня в этой области существует множество наук и профессий, поэтому биоэтику не следует смешивать

№ 2/2018

с медицинской этикой. Биоэтика подразделяется на многие ветви, каждая из которых имеет свою специфику: экологическая биоэтика, или биоэтика окружающей среды; медицинская биоэтика; клиническая биоэтика.

Идея Поттера (и биоэтики вообще) заключается в том, что не все то, что возможно технически, правильно с моральной точки зрения и что необходимо каким-то образом контролировать наши вмешательства в природу и окружающую среду, включая животный мир и человека.

Можно, таким образом, определить, что биоэтика — это наука, изучающая противоречия между интересами людей, а также их сообществ в области здоровья и достижениями биологии, медицины и фармации, которые могут прямо или опосредованно нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, требований, принципов и иных механизмов, обеспечивающих использование таких достижений только во благо человека и природы1.

Направления биоэтики не так часто встречаются в повседневной жизни, но хорошо известные всем: трансплантология, генная инженерия, генодиагностика, генетическое тестирование, эвтаназия. Аспекты обсуждения и осмысления биоэтики: социальная справедливость и ответственность в здравоохранении; в последнее время на первый план стали выходить проблемы совершенствования человека с использованием биомедицинских технологий — компьютеризированные устройства в теле человека, что, несомненно, в ближайшее время может трансформировать понятие «человек» в нашем сегодняшнем представлении2.

В 2005 г. 19 октября Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека». В ней определены 15 принципов биоэтики:

1) человеческое достоинство и права человека;

2) благо и вред;

3) автономия и индивидуальная ответственность;

4)согласие;

5) лица, не обладающие правоспособностью давать согласие;

6) признание уязвимости человека и уважение целостности личности;

7) неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность;

8) равенство, справедливость и равноправие;

9) недопущение дискриминации и стигматизации;

10) уважение культурного разнообразия и плюрализма;

11) солидарность и сотрудничество;

12) социальная ответственность и здоровье;

13) совместное использование благ;

14) защита будущих поколений;

15) защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия3.

Биоэтикой не могут заниматься исключительно медики и фармацевты, так как это наука, где важно мнение биологов, юристов, философов, теологов, социологов.

Это наука, порождающая массу вопросов. И только путем совместного обсуждения (публичных дискуссий, вовлечения всего гражданского общества) можно прийти к положительным эффектам в виде четкого законодательства, исключающего двоякое толкование.

Средства массовой информации — это единственный инструмент вовлечения гражданского общества в массовую дискуссию.

Здесь оно играет решающую роль в построении диалога между учеными, медицинскими и фармацевтическими работниками, с одной стороны, и обществом — с другой.

От того, каким образом материал будет подан в прессе, зависит, каким будет общественное мнение. Поэтому вопрос заключается в том, чтобы СМИ не просто были грамотны в базовых вопросах самой биоэтики, но и соблюдали этические нормы, основанные на кодексе Этики российского журналиста, а также на общепринятых моральных нормах, действуя по принципу Гиппократа — «не повреди» («не навреди»).

Например, сюжет о трансплантологии, об использовании стволовых клеток, о клонировании, об искусственном оплодотворение — это материалы, которые обещают быть сенсационными, но вместе с тем нужно не допустить, чтобы в погоне за скандалом были нарушены биоэтические принципы и были ущемлены права и свободы человека и гражданина.

В медиапространстве Российской Федерации последние годы складывается новое направление социальной журналистики — медицинская журналистика. Результативность работы журналистов в этом направлении во многом зависит от знания и соблюдения правовых и этических норм. Свобода средств массовой информации не всегда воспринимается журналистским сообществом верно, гипертрофируя ее. Медиа-контент или публикации по вопросам медицины и фармации не всегда вызывают однознач-

№ 2/2018

ную реакцию со стороны профессионального сообщества и граждан. В этом случае ключевым вопросом свободы средств массовой информации является вопрос ответственности, которая может привести к разным последствиям, в том числе и негативным.

Поэтому для журналиста важным качеством является юридическая культура письма, соблюдение кодекса Этики российского журналиста, принципов биоэтики, которые изложены во Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, умение толковать и применять положения законов, подзаконных нормативно-правовых актов, а также правильно использовать медицинскую практику, основанную на «доказательной медицине».

К числу важнейших принципов как журналистики в целом, так и медицинской журналистики, в частности, относятся правдивость и объективность подачи информации в СМИ. Но наша пресса порой использует недопустимые приемы, публикуя ложную информацию, дискредитируя либо работу врача, либо медицинской и фармацевтической деятельности в целом.

Источниками информации, в рамках медицинской журналистики, являются научное сообщество; индивидуальные источники информации (врач, медицинский и фармацевтический работник); медицинская организация; фармацевтическая организация, а также результаты разного рода формальных и неформальных встреч (собраний, совещаний, конференций, пресс-конференций, «круглых» столов). К сожалению, журналисты часто искажают смысл получаемых сведений в силу слабой подготовки в сфере медицины и фармации.

Сегодняшнее журналистское сообщество занимает радикальную позицию и сориентировано на негативные сенсации (например, ошибка врача, халатность в работе, смерть пациента), вызывая недоверие и подрывая авторитет российской медицины. Порой опубликованные сведения посягают на честь и достоинство и ущемляют законные права и интересы медицинского и фармацевтического работника. С учетом этого возникает страх медицинского сообщества строить отношения с журналистами.

Взаимодействие врачей со средствами массовой информации в позитивном ключе и с использованием полезной и достоверной информации является приоритетной целью, ставящей своей задачей повышение доверия общества к врачебной деятельности, достижениям фармацевтической деятельности.

Приведем пример.

И.З. Саралъпов обратилась в суд с иском к редакции газеты «Кабардино-Балкарская правда» и БА Бербекову о возложении обязанности на редакцию газеты «Кабардино-Балкарская правда» опубликоватъ опровержение сведений, содержащихся в статье «Беда не приходит одна» (№ 137 от 16.07.2014 г.), порочащих ее честь, достоинство и профессиональную репутацию, взыскании с газеты «Кабардино-Балкарская правда» и журналиста Б.А. Бербе-кова солидарно 1 000 000 руб. за причиненный ей моральный вред содержащимися в этой статье не соответствующими действительности сведениями, порочащими ее честь, достоинство и деловую репутацию.

В обоснование заявленных требований И.З. Саральпова указала следующее.

16 июля 2014 г. в газете «Кабардино- Балкарская правда» № 137 была опубликована статья «Беда не приходит одна», автором которой является сотрудник указанной газеты Б.А. Бербеков. В статье автор, ссылаясь на доводы Залимхана Хусейновича Кандохова, утверждает, что во время лечения последнего в Республиканской клинике микрохирургии глаза врачом И.З. Саральповой были допущены вопиющие непрофессионализм и бесчеловечность.

Автор статьи безапелляционно заявляет: «Я не специалист в области микрохирургии глаза, но никак не возьму в толк морально-нравственную сторону этой истории. Человек с последней надеждой обратился в медицинское учреждение, к врачу, которая дала клятву Гиппократа, и верил, что после операции все будет нормально. Вместо этого его обвинили во всех грехах и на всю жизнь сделали инвалидом. У Кандохова и без того хватало болячек, в том числе лучевой болезни, полученных в период его участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

Работая в отделении микрохирургии глаза Республиканской клинической больницы с 1972 г., будучи врачом высшей квалификационной категории с 1993 г., И.З. Саральпова как Заслуженный врач КБР пользуется уважением и доверием больных и коллег за свои знания и опыт, а журналист Б.А. Бербеков и редакция «Кабардино-Балкарской правды» в указанной статье попытались перечеркнуть весь ее 42-летний труд4.

Данный пример демонстрирует негативную направленность журналиста, освещающего ме-

№ 2/2018

дицинскую тему, некомпетентность, не объективность в выражении мысли путем публикации сведений в газете, в отсутствии доказательственной базы. Ведь по заявлению З.Х. Кандо-хова с 3 октября 2010 г. 21 раз выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления, проведены три судебно-медицинских экспертизы, но ни в одном случае не констатирован факт ненадлежащего проведения операции.

Следующим острым морально-этическим вопросом является «достоверность» рекламы медикаментов, где акцент делается на «выздоровлении» пациента после принятия препарата. Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-Ф35 в ст. 24 описывает перечень требований к рекламе лекарственных средств, а именно, что, то она не должна содержать. Нечеткость формулировок Закона, к сожалению, привела к увеличению роста практики разбирательств дел подобной категории. Приведем пример.

Решением ФАС России от 28 марта 2017 г. по делу № 3-5-9/00-08-17 реклама лекарственных препаратов «Фосфалюгель» и «Де-Нол», распространявшаяся на телеканалах «Первый канал», «РЕН ТВ», «5 канал», «Пятница» в мае — июле 2016 г., признана нарушающей требования п. 8 ч. 1 ст. 24, ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе демонстрируются упаковки препаратов Фосфалюгель, Де-Нол, сопровождающиеся текстом, озвученным диктором: «Фосфалюгель и Де-Нол. Чтобы гастрит быстрее прошел!». В рекламе сообщается о том, что «Гастрит — это воспаление слизистой оболочки желудка, основная причина гастрита — бактерии Хели-кобактер пилори. Она [бактерия] повреждает слизистую оболочку желудка и способствует развитию воспаления. Гастрит может проявляться болью в животе, тяжестью, тошнотой, изжогой. Компания «Астеллас» предлагает варианты решения: Де-Нол воздействует на причину гастрита, а Фосфалюгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов. Фосфалюгель помогает устранить симптомы, Де-Нол способствует устранению причины гастрита».

Реклама сопровождается сноской: «Необходимо комплексное лечение, которое может не ограничиваться данными препаратами. Фосфа-люгель помогает избавиться от гастрита и его симптомов». Завершается рекламный ролик изображением товарного знака «Astellas» и лозунгом «Свет, ведущий к жизни»6.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 24 Закона «О рекламе» установлено, что реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В другом примере в рекламном ролике лекарственного препарата Ренни под лозунгом «От изжоги без алюминия» сообщается:

«Знаете ли вы, что некоторые препараты от изжоги содержат алюминий. Регулярное потребление алюминия может привести к нарушению пищеварения. В отличие от большинства средств от изжоги Ренни действует благодаря естественным для организма веществам — кальцию и магнию. И быстро устраняет изжогу. Ренни. Быстро. От изжоги без алюминия».

В видеоряде ролика демонстрируется пильный диск с острыми зубьями и нанесенной на него надписью «А1 алюминий», который двигается внутри желудка, повреждая его стенки.

В нижней части кадра с 5-й по 7-ю секунду демонстрируется текст, выполненный мелким шрифтом белого цвета с черной обводкой:

«Как правило, запоры как побочные эффекты алюминий содержащих препаратов от изжоги. Тэлли Н.Дж. с соавт. Американский журнал гастроэнтерологии. 2003. Май. 98 (5): 1107-11».

Завершается реклама кадром, на котором изображена упаковка лекарственного препарата Ренни с утверждением «БЫСТРО. ОТ ИЗЖОГИ БЕЗ АЛЮМИНИЯ», а также изображен пильный диск с острыми зубьями с надписью «А1 алюминий», перечеркнутый красным цветом, и приведена надпись: «На основании инструкции Ренни не содержит алюминия».

В настоящее время на российском фармацевтическом рынке существует ряд лекарственных препаратов, показанием к применению которых в том числе является и изжога. К таким лекарственным препаратам относятся: Фосфалюгель, Алмагель, Маалокс, Гастал и проч. При этом активным веществом данных препаратов является алюминий.

Видеоряд рекламного ролика содержит изображение желудка, внутри которого двигается пильный диск с острыми зубьями, на который нанесена надпись «А1 алюминий». Такое изображение дает основание полагать, что алюминий негативно воздействует на желудок человека, повреждая его стенки.

Следствием отрицательного воздействия алюминия на пищеварение, согласно информации, размещенной в рекламе, являются запоры, которые могут возникнуть как побочные эффекты алюминий содержащих препаратов.

№ 2/2018

Вместе с тем лекарственные препараты, содержащие алюминий, в том числе лекарственный препарат Фосфалюгель, владельцем регистрационного удостоверения которого является «Астеллас Фарма Юроп Б.В.», разрешены к применению, имеют эффект при избавлении от изжоги, а побочные действия этих препаратов не свидетельствуют о нанесении вреда органам пищеварения7.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Не точное использование медицинской терминологии, отсутствие проработанности изложенного материала на соответствие законодательству, а также проверки достоверности данных, собранных журналистом, приводят эту область социальной журналистики к отступлению от этических принципов и преобладанию в медицинской журналистике коммерческой составляющей.

Не обдуманные и не профессиональные подходы журналистов часто наносят моральный вред как врачам, фармацевтам, так и пациентам. Такие публикации накладывают отпечаток и на деловую репутацию медицинского, фармацевтического учреждения.

Смещение социальной журналистики в область зачастую скандальных публикаций или негативных оценок в деятельности медицинских и фармацевтических работников не имеют целью изменение модели общественного поведения к лучшему и не привлекают внимание к проблемам социума, зачастую усугубляя и без того сложные отношения пациентов с медицинской сферой, и вызывают еще большее недоверие, ориентируя на самолечение, лечение исключительно препаратами, навязываемыми рекламой (кстати, часто зарубежного производства), или лечение за рубежом.

1 Биоэтика: Учебник / Под ред. П.В. Лопатина; П.В. Лопатин, О.В. Карташова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2011. С. 29.

2 Нафикова ГА. Вопросы реализации права // Современная юридическая наука и практика: актуальные

проблемы. Т. 1.: Сб. науч. ст. По матер. II Междунар. форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 15 марта 2017 г. М.: Русайнс, 2017. С. 75—79.

3 Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии III на 18-м пленарном заседании 19 октября 2005 г. // URL: http: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_ and_hr.shtml

4 Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики // Дело № 33-31/2015.

5 Федеральный закон «О Рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // Рос. газ. 2006. № 51.

6 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.112.2017 г. по делу № А40-89358/2017 // URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/ioSN2sD4Jdd8/

7 Решение от 09.10.2017 г. по делу № А40-117984/2017 // URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/dmWXUIj4OBmL/

Библиографический список

1. Федеральный закон «О Рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // Рос. газ. 2006. № 51.

2. Биоэтика: Учебник / Под ред. П.В. Лопатина; П.В. Лопатин, О.В. Карташова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2011. 272 с.

3. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии III на 18-м пленарном заседании 19 октября 2005 г. // URL: http: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_ and_hr.shtml

4. Нафикова ГА Вопросы реализации права // Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы. Т. 1.: Сб. науч. ст. По матер. II Междунар. форума магистрантов, аспирантов и молодых ученых. 15 марта 2017 г. М.: Русайнс, 2017.

5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 г. по делу № А40-89358/2017 // URL: http://sudact.ru/ arbitral/doc/ioSN2sD4Jdd8/

6. Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики // Дело № 33-31/2015.

7. Решение от 09.10.2017 г. по делу № А40-117984/2017 // URL: http://sudact.ru/arbitral/ doc/dmWXUIj4OBmL/

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.