Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ AGILE В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПРИНЦИПЫ AGILE В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AGILE ОБУЧЕНИЕ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПОДХОД / ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Нина Михайловна, Сырина Татьяна Александровна, Померанцева Надежда Геннадиевна

Основные положения современной лингводидактики и педагогики законодательно отражены в Законе об образовании, а также в ФГОС, однако с каждым годом появляются новые и все более эффективные технологии и подходы к обучению, например, Agile. В статье определяется сущность agile педагогики, сформулированы основные принципы agile обучения, которое в последнее десятилетие становится все более востребованным и актуальным. В рамках исследования уточняются понятия: agile концепция, agile метод и agile обучение, а также виды agile методологии - это SCRUM, KANBAN, SCRUMBAN. Авторы приводят результаты анализа отечественных и зарубежных источников по изучаемому вопросу, а также проводят критический сравнительный анализ методологических подходов современной парадигмы обучения иностранному языку в вузе и принципов agile обучения. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что обучение иностранному языку по современным ФГОС совпадает с принципами agile обучения, а методологические основания формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе системно - деятельностного, личностно - ориентированного, аксиологического подходов совместно с проектным обучением практически полностью сопоставимо с основными принципами Agile. Единственными качественными отличиями и одновременно преимуществами agile можно считать более четкую организацию образовательного процесса, возможности рефлексивного моделирования образовательной траектории, ее видоизменение, а также технологии организации совместной деятельности, направленные на достижение цели в краткие сроки. Существенной трансформации требует роль agile педагога, наделяемого все чаще такими характеристиками, как «менеджер», «тьютор», «консультант», «супервайзер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Нина Михайловна, Сырина Татьяна Александровна, Померанцева Надежда Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGILE PRINCIPLES IN THE MODERN PARADIGM OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE

The main provisions of modern linguodidactics and pedagogy are legislatively reflected in the Law on Education, as well as in the Federal State Educational Standard, however, every year new and more effective technologies and approaches to learning appear; one of them is Agile. The article defines the essence of Agile pedagogy, formulates the basic principles of Agile learning, which in the last decade has become more popular and relevant. As part of the study, the following concepts are clarified: agile concept, agile method and agile training, as well as types of agile methodology - these are SCRUM, KANBAN, SCRUMBAN. The authors present the results of the analysis of domestic and foreign sources on the issue under study, as well as conduct a critical comparative analysis of the methodological approaches of the modern paradigm of teaching foreign language at university and the principles of Agile learning. The results of the study allow us to conclude that teaching a foreign language according to modern Federal State Educational Standards coincides with the principles of Agile learning, and the methodological foundations for the formation of foreign language communicative competence of students on the basis of system-activity, personality-oriented, axiological approaches, together with project-based learning, are almost completely comparable with the basic principles of Agile. The only qualitative differences and at the same time the advantages of Agile can be considered as: clearer organization of the educational process, the possibility of reflexive modeling of the educational trajectory, its modification, as well as technologies for organizing joint activities aimed at achieving the goal in a short time. The role of an Agile educator, which is increasingly endowed with such characteristics as “managed’, “tutor”, “consultant”, “supervisor”, requires a significant transformation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ AGILE В СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/27PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Белова, Н. М. Принципы Agile в современной парадигме обучения иностранному языку / Н. М. Белова, Т. А. Сырина, Н. Г. Померанцева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN622.pdf

For citation:

Belova N.M., Syrina T.A., Pomerantseva N.G. Agile principles in the modern paradigm of teaching foreign language. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 27PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Белова Нина Михайловна

ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Филиал в г. Домодедово, Домодедово, Россия Заведующая кафедрой «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kafgum@dom-rsuh.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=751686

Сырина Татьяна Александровна

ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Мытищи, Россия

Доцент

E-mail: Tayana-11@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=758903

Померанцева Надежда Геннадиевна

ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Мытищи, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: Pomerantseva.n@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=412516

Принципы Agile в современной парадигме обучения иностранному языку

Аннотация. Основные положения современной лингводидактики и педагогики законодательно отражены в Законе об образовании, а также в ФГОС, однако с каждым годом появляются новые и все более эффективные технологии и подходы к обучению, например, Agile. В статье определяется сущность agile педагогики, сформулированы основные принципы agile обучения, которое в последнее десятилетие становится все более востребованным и актуальным. В рамках исследования уточняются понятия: agile концепция, agile метод и agile обучение, а также виды agile методологии — это SCRUM, KANBAN, SCRUMBAN. Авторы приводят результаты анализа отечественных и зарубежных источников по изучаемому вопросу, а также проводят критический сравнительный анализ методологических подходов современной парадигмы обучения иностранному языку в вузе и принципов agile обучения. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что обучение иностранному языку по современным ФГОС совпадает с принципами agile обучения, а методологические основания формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе системно — деятельностного, личностно — ориентированного, аксиологического подходов совместно с проектным обучением практически полностью сопоставимо с основными принципами Agile.

Единственными качественными отличиями и одновременно преимуществами agile можно считать более четкую организацию образовательного процесса, возможности рефлексивного моделирования образовательной траектории, ее видоизменение, а также технологии организации совместной деятельности, направленные на достижение цели в краткие сроки. Существенной трансформации требует роль agile педагога, наделяемого все чаще такими характеристиками, как «менеджер», «тьютор», «консультант», «супервайзер».

Ключевые слова: agile обучение; лингводидактика; иностранный язык; принципы обучения; методология; подход; парадигма обучения иностранному языку

Введение

Мир сегодня называют английским акронимом VUCA, что означает volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность) — этот термин необыкновенно точно описывает стремительно развивающиеся технологии, изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Социальный запрос на специалиста включает уже не столько наличие базового образования, сколько «мягких» навыков, которые главным образом связаны с коммуникацией, креативностью и управлением; они определяют эффективность мышления сотрудника в ситуациях принятия решения [1]. С целью подготовки специалиста новой формации современная лингводидактика направлена на непрерывный поиск эффективных подходов и методов обучения, которые все чаще интегрируются педагогикой из других областей знания: экономики, бизнеса, инженерии, информационных технологий. Одним из таких инновационных подходов или концепций стало обучение на основе принципов Agile.

Является ли agile образовательной панацеей или основные принципы нового подхода коррелируют с методологией современных ФГОС?

Задачи данной статьи состоят в определении сущности принципов agile-педагогики, возможностей интеграции такого подхода в обучение иностранному языку, критическом сравнительном анализе agile-педагогики и методологических подходов современной парадигмы обучения иностранному языку, а также уточнении понятийного аппарата исследования.

История развития Agile и сущность подхода

Несколько лет назад термин Agile буквально ворвался в педагогику и стал своеобразным показателем эффективности обучения. В сентябре 2016 года на сайте Сбербанка был размещен видеоролик, в котором президент банка Герман Оскарович Греф рассказал о преимуществах и задачах Agile-трансформации. Многие отечественные компании перешли на agile вслед за западными коллегами в силу качественных изменений, которые произошли в развитии компании на основе agile. Согласно статистике, проекты на основе Agile на 28 % успешнее проектов с традиционным подходом [2], кроме того, более 90 % национальных фирм по разработке программного обеспечения используют Agile, а успешные гиганты Amazon, Google, Tesco и Yandex активно внедряют эту технологию в свою работу.

Истоки подхода находятся в сфере IT. На встрече 2001 года в Сноуберде, штат Юта, группа лидеров индустрии программного обеспечения разработала Agile-манифест принципов и практик [3], направленных на улучшение качества совместной работы в командах разработчиков программного обеспечения и их способности эффективно реагировать на изменение требований к окружающей среде и продукту. В этом же году был издан Манифест Agile, представивший основные принципы данной методологии. В центре стоял заказчик и его

потребности, проект может и должен изменяться в зависимости от условий, причем изменения должны быть быстрыми, самоорганизующиеся команды состоят из высококвалифицированных профессионалов, которые готовы к постоянной коллаборации и поиску простых и эффективных решений.

Одной из задач данной статьи было уточнение термина Agile и определение его содержания. Что же такое Agile: философия, мышление, методология, подход, идеология? В научно — популярной литературе ведется активная пропаганда Agile и авторы оперируют терминами «философия» и «идеология». Само слово agile в переводе с английского языка означает «ловкий, проворный, подвижный». Проанализируем следующие дефиниции:

1. Agile Way of Work (или Agile) — это набор принципов и практик, направленных на расширение группового сотрудничества, появившееся в области разработки программного обеспечения в начале 2000-х годов1.

2. Agile — это гибкий, нелинейный итеративный подход к управлению проектами, предполагающий регулярное ритмичное взаимодействие внутри самоорганизующейся мультипрофессиональной команды. Каждая итерация — подпроект, достижения которого собираются в единый конечный результат всего проекта [4].

3. Методология agile в его современном виде, представляет собой сложную систему из порядка 19 теоретических подходов, применяемых к восьми наиболее значимым направлениям разработки и исследований , из-за чего на сегодняшний день agile используется как общее название для целой системы практик: скрам (scrum), «экстремальное программирование» (Extreme programming), функционально управляемая разработка (Feature driven development), бережливая методика разработки (Lean software development) и прочих [5].

4. Вольфсон Б. Отождествляет Agile с прилагательным «гибкий» и называет новым стилем управления, способом организационной деятельности, набором инструментов, методикой гибкого подхода к управлению, семейством гибких методологий [6].

Возможно, в бизнесе agile можно считать некоей основой, стилем управления, однако, что касается сферы образования, необходимо оперировать терминами дидактики. Подход определяется как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания, таким образом, исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления, процесса, например процесса обучения иностранным языкам [7]. Следовательно, в данной работе мы будем рассматривать именно agile подход — новый, адаптивный подход к организации обучения, основанный на принципах ориентации на личность и ее потребности, критическое мышление и системный анализ проблем с их оперативным решением.

Хотя изначально предполагалось использовать его в разработке программного обеспечения, основные принципы и концепции Agile также легко адаптируются к групповой работе в широком диапазоне профессиональных областей.

1 The Agile Manifesto. — URL: http://agilemanifesto. org/iso/ru/manifesto. html. Страница 3 из 9

Адаптации Agile подхода в образовании

Первые попытки адаптировать положения agile подхода в образовании были зафиксированы уже в 2011 году, когда автором Peha был опубликован Agile манифест для школ, где акцент был сделан на следующих положениях:

• Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.

• Осмысленное обучение измерению вещей.

• Сотрудничество заинтересованных сторон в сложных ситуациях.

• Реагирование на изменения вместо следования плану.

Таблица 1

Компаративный анализ навыков, формируемых Agile и российской системой образования

AGILE Российская система образования

Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики. Системно-деятельностный подход: • принцип системности: деятельность раскладывается на отдельные действия; • принцип сотрудничества при организации различных видов деятельности и управлении ими2

Постоянная оценка происходящего с целью повышения эффективности работы; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; поиск нестандартных решений Антропологический подход: • принцип целостности и уникальности человека; • принцип признания способности человека к саморазвитию и самовоспитанию, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации; • принцип креативности, обязывающий использовать только те педагогические формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника

Agile подразумевает командную работу и сотрудничество, ставя людей и их взаимодействие выше процессов и инструментов; каждый участник обладает теми или иными навыками и личностными качествами, которые могут быть полезны для общего дела Аксиологический подход: • равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; • интеграция традиционных и инновационных ценностей; • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; • диалог и обретение смыслов относительно культурных ценностей

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку Компетентностный подход: • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования; • развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся

Разработано авторами

2 Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е.И. Пургина; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. 275 с.

Затем, в 2012 году исследователь Kamat [8] издает Agile манифест для высших учебных заведений, который основывается на следующем:

• Позиция преподавателя и студента над администрацией и инфраструктурой.

• Компетентность и сотрудничество важнее конкуренции.

• Возможность трудоустройства и конкурентоспособность по сравнению с учебным планом и оценками.

• Отношение и навыки обучения выше способностей и степени.

В 2016 году Royle and Nikolic [9] проанализировали предыдущий опыт и выпустили Манифест Agile-педагогики:

• Практика предпочтительнее теории.

• Выбор учащегося и свобода действий предпочтительнее, чем ограничения и контроль.

• Изучение и применение навыков предпочтительнее изучения фактов.

• Сотрудничество предпочтительнее конкуренции.

• Индивидуальное обучение предпочтительнее стандартизированного, универсального для всех.

• Совместное обучение предпочтительнее обучения под руководством учителя.

Принципы agile прочно вошли в систему образования за рубежом, однако, в России пока предпринимаются только первые шаги интеграции данного подхода.

Гибкость и реактивность подхода не в полной мере коррелирует с agile ФГОС, так как изменения в план обучения внести довольно непросто, но в рамках преподавания дисциплин возможна организация эффективной практики agile.

Российская система образования основывается на ряде методологических подходов, которые сопоставимы с подходом Agile (табл. 1).

Принципы Agile активно пропагандируются учеными педагогами и практиками в преподавании многих дисциплин, например, менеджмент [10], однако, перейдем к анализу потенциала Agile в рамках изучения иностранного языка.

Agile в практике преподавания иностранного языка

Дисциплина «Иностранный язык» — одна из самых гибких и адаптивных, открытых для применения новых подходов и технологий. Методы, направленные на развитие навыков коллаборации, решения проблемных заданий не новы для ИЯ, например, PBL — problem based learning, где акцент делается на развитие «самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знаний, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качествах» [11]. Исследователь H. Barrows характеризует этот подход к обучению ИЯ так:

1. Ориентирован на личность учащегося.

2. В центре учебного процесса находится конкретная проблема, которую необходимо решить.

3. Направлен на работу в малых группах под руководством педагога-координатора [12].

Интеграция Agile возможна в нескольких форматах:

• Scrum — методика совместной работы в группах, предусматривающая встречи, четкое распределение ролей, краткие спринты.

• Kanban — представляет собой доску для визуализации задач проекта. Колонки на доске задач, как правило, имеют следующие наименования: «сделать» (отражаются все задачи, которые необходимо выполнить), «в работе» и «готово». Так же могут быть дополнительные колонки, такие как: «обсуждается», «согласовано», «разрабатывается», «тестируется», «приемка работ» и т. п. [13].

• Scrumban — термин, впервые использованный С. Ладас в 2009 году, который сочетает методы Kanban и Scrum.

В 2011 году учитель из Нидерландов Вилли Вейнандс начинает использовать eduScrum, главной идеей метода становится интенсификация обучения, сопричастность, психологическая безопасность, акцент на продукт (знание), а не на оценки, плодотворную работу в группах. Преподаватель определяет педагогические цели, которые должны быть достигнуты в режиме проекта. Внедряется структура Scrum, начиная с доски приоритетов Kanban. Поскольку большое внимание уделяется взаимодействию людей, работа ведется в командах. Преподаватель сопровождает обучающихся, проводит 5-10 минутные установочные сборы перед началом выполнения заданий, что представляет собой рефлексию. Таким образом, учащийся находится в деятельности (действии) с самого начала и до конца обучения.

В рамках проблемного обучения возможно применение проектной работы, решения кейс-стади, поисково-исследовательских заданий, то есть любых, направленных на развитие аналитико-синтетических навыков, коллаборации и совершенствование иностранного языка. Роль обучающегося очевидна — активный деятель, творец, но особого внимания требует вопрос изменения роли педагога.

Обучение Agile существенно отличается от традиционного не только форматом, но и системными изменениями профессиональной компетентности педагога, так как он выполняет следующие новые для него функции: «менеджер», «тьютор», «консультант», «супервайзер».

Ведущим требованием будет сформированная профессионально — лингвистическая компетенция — знание иностранного языка и методики его преподавания. Стратегическими становятся умения в области педагогического дизайна и планирования учебного процесса, начиная с постановки проблемной задачи, предвосхищения командной работы и возможных сложностей, заканчивая педагогической рефлексией. Гибкий подход подразумевает постоянную смену деятельности, достижение одних целей и постановку новых, что требует тщательной подготовки дидактического материала, который будет не только обладать мотивационным потенциалом для изучения иностранного языка, но и формировать языковую и речевую компетенции обучающегося. Микроклимат занятий на основе Agile позитивный, располагающий, деятельность вызывает положительные эмоции, приводит к ситуации успеха [14].

Заключение

Agile подход отличается от других своими ценностями и форматами. То, чему студенты научились благодаря этому подходу, они смогут перенести в свою личную или профессиональную жизнь незамедлительно. Преимущество agile в том, что обучающийся

научится работать в режиме проекта, состоящего из серии небольших целей, которые необходимо достичь. Они также научатся сотрудничать и развивать навыки, востребованные в современном мире, смогут легко реагировать на изменения, поскольку именно в этом заключается суть данного подхода.

По мнению Дубовицкого, Agile — один из существенных резервов результативной интенсификации подготовки кадров для производственных предприятий и сферы услуг, сокращения сроков обучения, сфокусированных не только на соблюдении нормативных формальностей, а обязательно еще и на стремительно меняющихся реалиях производства и рынка услуг [14].

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что обучение иностранному языку по современным ФГОС совпадает с принципами agile обучения, а методологические основания формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного, технологического подходов совместно с проектным обучением практически полностью сопоставимо с основными принципами Agile [15]. Единственными качественными отличиями и одновременно преимуществами agile можно считать более четкую организацию образовательного процесса, возможности рефлексивного моделирования образовательной траектории, ее видоизменение, а также технологии организации совместной деятельности, направленные на достижение цели в краткие сроки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сырина Т.А., Померанцева Н.Г. Методы и технологии формирования мягких навыков на занятиях по иностранному языку для специальных целей // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metody-i-tehnologii-formirovaniya-myagkih-navykov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-dlya-spetsialnyh-tseley (дата обращения: 20.11.2022).

2. Брусов А.С. Концепция Agile: возможности и перспективы применения в государственном управлении (обзор публикаций) // Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2022, С. 134-158.

3. Мокшин В.В., Гайнутдинова А.М., Самсонов С.О. Современные подходы к проектам. Методологии. Agile: scrum // StudNet. 2021. № 6. С. 946-962.

4. Стивен Д. Эпоха Agile: Как умные компании меняются и достигают результатов. M.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 384 с.

5. Манокин М.А., Ожегова А.Р., Шенкман Е.А. Методология agile в образовательной среде // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 4(116). С. 83-96.

6. Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки. — СПб.: Питер, 2017. — 144 с.

7. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей редакцией М.К. Колковой. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.

8. Kamat V. Agile manifesto in higher education, Fourth International Conference on Technology for Education, 2012, pp. 231-232.

9. Timothy C. Krehbiel, Peter A. Salzaruloa, Michelle L. Cosmaha, John Forrena, Gerald Gannodb, Douglas Havelkaa, Andrea R. Hulshulta and Jeffrey Merhout Agile Manifesto for Teaching and Learning — The Journal of Effective Teaching, 2017, Vol. 17, No. 2, pp. 90-111.

10. Андреева Розалия Николаевна, Синяева Ольга Юрьевна Scrum: гибкость в жестких рамках // Вестник ГУУ. 2018. № 2. C. 13-20.

11. Кисметова Г.Н., Акдаулетова А.К. Особенности проблемного обучения на занятиях иностранного языка // Sciences of Europe. 2021. № 83-3. С. 40-43.

12. Barrows, H.S. & Tamblyn, Problem-Based Learning: An Approach to Medical Education, New York, 1980, 224 p.

13. Ваганова О.И., Ляпин И.Л., Орлова Л.Г. AGILE-подход к организации образовательного процесса // НК. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ agile-podhod-k-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 20.11.2022).

14. Дубицкий В.В., Кислов А.Г., Неумывакин В.С., Феоктистов А.В. На пути к agite-профессионалитету // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 6-29. https://doi.0rg/10.52944/P0RT.2022.48.1.001.

15. Молодчик Н.А., Нагибина Н.И. Формирование и внедрение модели практико-ориентированного обучения в университете на основе agile-принципов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 1. С. 44-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27PDMN622

Belova Nina Mikhailovna

Russian State Gumanitarian University Domdedovo branch, Domdedovo, Russia E-mail: kafgum@dom-rsuh.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=751686

Syrina Tatiana Alexandrovna

Moscow Region State University, Mytischi, Russia E-mail: Tayana-11@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=758903

Pomerantseva Nadezhda Gennadievna

Moscow Region State University, Mytischi, Russia E-mail: Pomerantseva.n@yandex.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=412516

Agile principles in the modern paradigm of teaching foreign language

Abstract. The main provisions of modern linguodidactics and pedagogy are legislatively reflected in the Law on Education, as well as in the Federal State Educational Standard, however, every year new and more effective technologies and approaches to learning appear; one of them is Agile. The article defines the essence of Agile pedagogy, formulates the basic principles of Agile learning, which in the last decade has become more popular and relevant. As part of the study, the following concepts are clarified: agile concept, agile method and agile training, as well as types of agile methodology — these are SCRUM, KANBAN, SCRUMBAN. The authors present the results of the analysis of domestic and foreign sources on the issue under study, as well as conduct a critical comparative analysis of the methodological approaches of the modern paradigm of teaching foreign language at university and the principles of Agile learning. The results of the study allow us to conclude that teaching a foreign language according to modern Federal State Educational Standards coincides with the principles of Agile learning, and the methodological foundations for the formation of foreign language communicative competence of students on the basis of system-activity, personality-oriented, axiological approaches, together with project-based learning, are almost completely comparable with the basic principles of Agile. The only qualitative differences and at the same time the advantages of Agile can be considered as: clearer organization of the educational process, the possibility of reflexive modeling of the educational trajectory, its modification, as well as technologies for organizing joint activities aimed at achieving the goal in a short time. The role of an Agile educator, which is increasingly endowed with such characteristics as "manager" "tutor", "consultant", "supervisor", requires a significant transformation.

Keywords: agile learning; linguodidactics; foreign language; teaching principles; methodology; approach; foreign language teaching paradigm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.